Научная статья на тему 'Использование новых образовательных информационных технологий в учебном процессе инновационных учебных заведений'

Использование новых образовательных информационных технологий в учебном процессе инновационных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедгаджиева Аминат Магомаевпа

Применение новых образовательных технологий имеет решающее значение для повышения эффективности процессов управления образования на всех уровнях. В данной работе раскрываются возможности их использования в учебном процессе инновационных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедгаджиева Аминат Магомаевпа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование новых образовательных информационных технологий в учебном процессе инновационных учебных заведений»

3. Гурьянова, М. П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума [Текст] / М. П. Гурьянова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 48 с.

4. Иванов, А. В. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения: Монография [Текст] / А. В. Иванов. - М.: АПКиППРО, 2008,- 136 с.

5. Солонщикова, Т. В. Формирование социально-профессиональной активности личности студента технического вуза в условиях реформирования гражданского общества [Текст]: дис. канд. док. пед. наук: 13.00.01. Т. В. Солонщикова. -Казань, 2007. - 278 с.

УДК 51(07)

Магомедгаджиееа Аминат Магомаевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики преподавания математики и информатики Дагестанского государственного педагогического университета, [email protected], Махачкала

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Magomedgadgieva Amenat Magovaevna

The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer offaculty of the Theory and technique of teaching of mathematics and computer science of the Dagestan state pedagogical university, [email protected], Makhachkala

USE OF NEW EDUCATIONAL INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS IN THE NEW OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Появление компьютеров вызвало небывалый интерес к их применению в сфере обучения. Процесс компьютеризации необратим, остановить его ничто не может.

Конец XX - начало XXI вв. отмечены бурным развитием новых инфоком-муникациоиных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства. Информатизация различных сфер общественной жизни давно уже превратилась в обычное явление. Компьютеры перестали быть экзотикой, а компьютерная грамотность - достоянием посвященных. Вопросы проектирования информационных сред и организации управления ими стали повседневными вопросами менеджмента в любой сфере деятельности, не исключая и образования [8].

Развитие и широкое применение информационных технологий в образовании и науке является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий. Применение современных технологий обработки и передачи информации имеет решающее значение как для повышения качества и доступности образования и расширения возможностей для интеграции российского образования в мировую систему, так и для повышения эффективности процессов управления образования на всех уровнях.

Умелое использование вычислительной техники приобретает в наши дни общегосударственное значение, и одна из важнейших задач школы - вооружать учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники.

Разговор о месте компьютера в учебном процессе будет неполным, если не показать его возможности в познании учащимися самих себя, в осознании своей деятельности, качеств и личностной рефлексии. Значение ее в учебной деятельности трудно переоценить. Чтобы сформировать полноценную учебную деятельность, недостаточно выработать у учащегося систему знаний о предметном мире. Он должен овладеть своей деятельностью, знать, как он анализирует условия задачи, каковы его стратегии поиска решения.

В учебном процессе инфокоммуникационные технологии (ИКТ) не должны просто заменять и подменять собой классную доску, плакат, кино-и диапроектор, натуральный эксперимент. Такая замена целесообразна только тогда, когда использование ИКТ даст весомый дополнительный эффект по сравнению с использованием других средств обучения. При этом ИКТ и другие средства обучения должны взаимно дополнять друг друга.

Образование является составной частью социальной сферы общества, а потому основные проблемы, пути и этапы информатизации для образования в основном совпадают с общими положениями информатизации общества в целом [2].

Педагог современного образовательного учреждения должен использовать новые информационные технологии в своей профессиональной деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и в педагогической диагностике, ибо известно, что «нельзя идти вперед с головой, повернутой назад». Причем, процедура оценивания на основе новых информационных технологий должна естественно переплетаться со всеми другими методами взаимодействия педагога и обучающегося. Преподаватель современного образовательного учреждения, прежде всего, режиссер учебного процесса.

Информационные и коммуникационные технологии позволяют сравнить свою педагогическую деятельность с достижениями коллег, как в России, так и за рубежом. Информационные ресурсы сети 1Щегпе1 обеспечивают доступ к информации об уровне подготовленности учащихся по результатам международных исследований, разным вариантам глобальных систем мониторинга, результатам телетестингов, банкам педагогической информации. Это дает возможность сравнить собственные результаты с достижениями

коллег и науки, находиться в курсе последних достижений в области своих интересов [6; 7].

Отличаясь высокой степенью интерактивности, инфокоммуникационные технологии способствуют созданию учебно-познавательной уникальной среды, т. е. среды, используемой для решения различных дидактических задач, и могут быть эффективно использованы для обучения ориентированного на персонифицированную модель учащегося. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для массового, так и для сугубо индивидуального обучения и самообучения. Помимо этого, данная среда, комбинирующая функции компьютерного обучения с использованием мультимедиа и собственно коммуникаций, характеризуется следующим свойством: концентрацией внимания всех участников взаимодействия посредством сети на самой информации.

Одним из приоритетных направлений перестройки школьного образования является его интеграция с будущей практической деятельностью учащихся. Применительно к подготовке в области математики это означает вооружение их наряду с системой фундаментальных знаний умениями строить математические модели, навыками составления и решения задач практического и прикладного содержания, учитывающих межпредметные связи.

Урок информатики может стать той благодатной почвой, на которой реализуется связь между различными школьными дисциплинами. Учитель информатики - одно из главных действующих лиц в обновлении педагогического процесса.

Математика - часть общего образования. Оно должно содействовать тому, чтобы каждый человек получил важнейшие навыки и знания, необходимые ему в дальнейшей жизни и работе. Оно должно включать в себя содержательный, эстетический, психологический, мировоззренческий и прагматический аспекты.

Глубокие межпредметные связи математики и информатики позволяют усилить прикладную направленность, т. е. имеется возможность показать учащимся эффективность взаимодействия математики и информатики путем решения нетривиальных задач с помощью компьютера [1].

Процесс компьютеризации приводит к некоторому пересмотру содержания курса математики. Наряду с идейным произойдет прикладное обогащение курса. Вопрос о том, что именно из прикладных вопросов должно войти в курс математики, пока не решен. Возможно, вместо включения в программу специальных разделов прикладной математики будут рассматривать в курсе математики тщательно отобранную систему задач, решение которых приводит к построению математических моделей. Тем самым устанавливается тесная взаимосвязь между курсами математики и информатики и проникновение в современный метод научного познания объективной реальности.

В курсе математики изучается достаточно большое количество конкретных алгоритмов. Однако алгоритмическая линия в методике обучения

математике разработана недостаточно полно. А именно, отсутствует целенаправленный подход к формированию самого понятия алгоритма: примеры алгоритмов носят односторонний характер и не доводятся до явного понимания общих свойств и средств описания алгоритмов. Алгоритм как основа формализации деятельности человека и возможность ее автоматизации, выпадает из поля зрения учащихся.

Курс математики - научная база изучения информатики. Понятие алгоритма необходимо формировать не только на примере алгоритмов из курса математики, но и на примере алгоритмов из других сфер деятельности человека. Необходимо дать ясные представления ученику о возможности автоматизации деятельности человека на основе алгоритма. Тем самым будет понятна роль техники в решении возникающих перед человеком практических задач.

При рассмотрении основ информатики используются представления из математики о системах счисления, двоичной системе счисления, так как она является арифметико-логической основой вычислительной техники. Работу арифметико-логического устройства компьютера можно связывать с соответствующими разделами математики, используя различные математические модели работы этого устройства.

В настоящее время в процессе обучения разным предметам используются средства информационных технологий, позволяющих обогатить учебный процесс следующими возможностями:

- выбор в любой последовательности из базы данных необходимой;

- использование соответствующей библиотеки программ;

- обеспечение разнообразных путей доступа к библиотеке движущихся и неподвижных изображений со звуковым сопровождением и без него;

- «оконное» представление информации;

- смещение, перетасовка информации, включающей текстовую, графическую, подвижные диаграммы, мультипликацию, фрагменты видеофильмов, речь, музыку, телекадры, анимацию.

Применение передовых информационных технологий является важнейшим средством уменьшения учебной нагрузки на учащегося, так как умение рационально использовать любую информацию значительно сокращает время, затрачиваемое на ее переработку.

Учащиеся должны уметь пользоваться методами информатики в соединении с инструментарием информационной технологии для решения задач из других предметов. Графические возможности компьютера принесут пользу при визуальном исследовании функций, изучении динамики различных процессов и описания их функциями, демонстрации характеристик изучаемых объектов и явлений в динамике, при объяснении самого понятия функции, геометрического смысла производной функции и т. д.

В геометрии компьютер удобно применять для демонстрации различных геометрических фигур на плоскости и пространстве. В этом случае преподаватель не связан с наглядными статическими пособиями, а имеет возмож-

ность на экране дисплея изображать те геометрические фигуры и графические образы, которые ему необходимы для проведения занятий.

Особенно важно для создания всевозможных геометрических рисунков, решения задач на построение и других различных задач геометрии использование графических редакторов, входящих в прикладное программное обеспечение персонального компьютера. Они позволяют обучаемым, даже не зная технику программирования, создавать довольно содержательные геометрические образы.

Осязаемость возникающих на экране компьютера изображений открывают перед учащимися путь к творческому освоению математики. Уместно вспоминать по этому поводу слова Д. Гильберта: «В математике, как и вообще в научных исследованиях, встречаются две тенденции: тенденция к абстракции - она пытается выработать логическую точку зрения на основе различного материала и привести весь этот материал в систематическую связь - другая тенденция, тенденция к наглядности, которая в противоположность этому стремится к живому пониманию объектов и их внутренних отношений».

Можно с успехом на занятиях по математике применять еще один вид прикладного программного обеспечения - текстовый редактор, который позволяет эффективно написать математические диктанты, корректировать математические предложения, проводить их логический анализ, подготавливать математические сообщения, отчеты и рефераты. Отметим, что использование графических и текстовых редакторов при выполнении соответствующих заданий по математике будет способствовать не только повышению эффективности обучения математике, но и решению одной из задач курса информатики - формирование умений и навыков работы с готовым прикладным программным обеспечением.

Слияние математических методов и информационных технологий имеет смысл только при условии должного оснащения школ компьютерами, математическим обеспечением и коммуникациями.

Представляется, что школьный курс математики должен быть трансформирован, но очень осторожно и продуманно. Вызывает сомнение недооценка арифметики, ограниченное внимание к содержательным задачам, отсутствие раздела «комплексные числа» в массовой школе, ослабление геометрии, как со стороны пространственной интуиции, так и со стороны логики рассуждений, вообще, представляется недостаточной тренировка в логических рассуждениях.

В тоже время, вызывает сомнение целесообразность тратить много времени и сил на искусственные задачи типа так называемых «задач с параметрами», «работу с модулями», и тому подобные. По-видимому, следует согласиться с целесообразностью включения в школьный курс основ теории вероятности.

Всем известно, что новое - это хорошо забытое старое. Однако нельзя не согласиться и с тем, что однообразная форма урока может утомить уча-

щихся, уменьшить интерес их к уроку. Каждый учитель при подготовке к уроку должен работать над тем, как применять на уроке всем известные и проверенные временем и опытом методы и новые методы, основанные на применении ИКТ.

Работая в частной школе-гимназии «Сахаб» г. Махачкалы я очень часто использую компьютер при изложении нового материала, закреплении изученной темы, а также при проведении опроса учащихся в тестовой форме.

Например, новая тема урока очень насыщена теоретическим материалом и при этом времени на решении практических задач мало. Тогда целесообразно будет применять наряду с традиционными методами и ИКТ.

Или, к примеру, с целью подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ по математике, мои учащиеся проходят тестирование в компьютерном классе в одной из тестовых оболочек - КГБ. Эта оболочка очень удобна тем, что затрата времени на прохождение тестирования значительно сокращается и учащиеся видят сразу на экране результаты своих ответов и количество набранных ими баллов.

Удобен компьютер и, например, при изучении функций и построении их графиков, а также при выполнении преобразований графиков функций.

Применение новых информационных технологий в образовании должно рассматриваться как стратегическое решение, ориентированное на формирование и развитие новой образовательной системы. При этом в сфере образования, как во многих других сферах деятельности, в последние годы стали особенно актуальными не технические, а педагогические, организационные, социальные и экономические проблемы применения новых

Новые образовательные информационные технологии позволяют решать принципиально новые дидактические задачи, их применение обеспечивает повышение качества и эффективности (включая экономическую эффективность) образования.

Новые педагогические технологии невозможно отделить от инфоком-муникационных технологий, которые позволяют изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволяют эффективно реализовать возможности инновационных педагогических технологий.

Результат обучения, его качество определяются не типом технологий, используемых для предоставления учебных курсов, т. к. важны не сами по себе технологии, а то, насколько качественно разработан и предоставляется учебный курс, насколько адекватно организован учебный процесс. Качество педагогической деятельности определяет результат образования, а не сам по себе тип коммуникационных технологий.

Чтобы получить высокую продуктивность учебной деятельности, перевести учебный процесс на творческий уровень, учащиеся должны научиться преобразовывать исходную ситуацию, обращаться к ранее приобретенному опыту, научится рассматривать явление целостно. Для обучения этому недостаточно иметь лишь хорошую технику и программное обеспечение, изу-

чить приемы алгоритмирования и языки программирования. Нужна, как показано А. М. Коротковым [3], обоснованная методическая система формирования умений обучаться в компьютерных дидактических средах. Создание такой системы - одна из наиболее актуальных задач современной дидактики [5].

Таким образом, применение инфокоммуникационных технологий в образовании должно рассматриваться как стратегическое решение, ориентированное на формирование и развитие новой образовательной системы. При этом в сфере образования, как во многих других сферах деятельности, в последние годы стали особенно актуальными не технические, а педагогические, методические, организационные, социальные и экономические проблемы применения новых информационных технологий [4].

Библиографический список

1. Везиров, Т. Г. Педагогические условия использования компьютерных технологий в инновационных учебных заведениях (при обучении математике и информатике) [Текст] / Т. Г. Везиров, А. М. Магомедгаджиева // Интеграция культур в смыслосозидающем образовании (материалы всероссийской конференции 26-28 февраля 2002 г.). - Махачкала, 2002. - С. 94-95.

2. Высоцкий, И. Р. Активизация и развитие логического мышления на уроках математики в средних классах средней школы при изучении темы «Цилиндр. Конус. Шар» с использованием компьютерных технологий. Компьютер в образовании [Текст] / И. Р. Высоцкий // Информатика и образование. — 2001. - № 1.

3. Коротков, А. М. Формирование умений школьников обучаться в дидактических компьютерных средах [Текст]: дис. канд. док. пед. наук-А. М. Коротков. -Волгоград: Перемена, 1996.

4. Латышев, В. А. Технологии обучения: формирование и развитие [Текст]: учебное пособие / В. А. Латышев - М.: Изд-во МАИ, 1995. - 44 с.

5. Локтюшина, Е. А. Компьютер в школе [Текст]: учебно-методическое пособие. - Е. А. Локтюшина, А. В. Петров. - Волгоград: «Перемена», 2001. -С. 102-103.

6. Магомедгаджиева, А. М. Роль информационных ресурсов ЫегШ в учебном процессе инновационных учебных заведений [Текст] / А. М. Магомедгаджиева. - Вестник Ставропольского института им. В. Д. Чурсина. - Выпуск 2. -2003.-С. 145-146.

7. Макарова, Н. В. Информатика 10-11 кл. [Текст] / Н. В. Макарова - М., 1999. -С. 350.

8. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации / Г. К. Селевко -М., 1998. - С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.