В процессе игры учащиеся не только показывают свои знания по предмету, но и узнают много нового, интересного и полезного о Китае, что непосредственно расширяет их кругозор. На протяжении всей игры прослеживается межпредметная связь. В ходе мероприятия дети видят результаты своего труда.
Анализируя проделанную работу по применению информационных технологий и в процессе обучения, можно сказать о том, что реализация такого подхода позволяет: развить интерес к предмету, организовать самостоятельную работу учащихся, реализовать дифференцированный подход, развить логическое мышление и навыки самоконтроля.
Функции, которые раньше выполнял учитель-предметник: разработал - провел - оценил, распределены теперь между учащимися различных возрастных групп, благодаря чему учитель и ученик получили дополнительную возможность для творчества. А самое главное, изменился в целом подход к предмету: математика стала для многих интересной, а учитель теперь не столько наставник, сколько партнер.
Использование информационно-коммуникационных технологий
В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Ахметова Элина Авенировна ([email protected])
МОУ «Кужмаринская основная общеобразовательная школа»
Аннотация
В докладе раскрыты некоторые аспекты использования информационно-коммуникативных технологий в условиях сельской малокомплектной школы.
Уроки и внеклассные мероприятия с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) помогают обучающимся закрепить навыки самообразования, развить творческие способности, улучшить качество обучения.
Данный доклад будет полезен как для учителей, так и для администрации общеобразова -тельных школ.
В настоящее время наблюдается лавинообразный процесс развития информатизации, который характеризуется, в первую очередь, широким внедрением современных информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Тенденции развития современного общества, его ярко выраженная информатизация объясняют необходимость все более широкого использования информационных технологий в сфере образования.
Современные ИКТ являются основой процесса информатизации образования, реализация которого предполагает:
- улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации;
- разработку перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование;
- интеграцию различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, методической, научной, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении информационных технологий;
- подготовку участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информа -ционного общества.
За время, прошедшее с начала информатизации образования, накоплен огромный опыт в области разработки и применения ИКТ.
За последние несколько лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. В настоящее время в систему сельского образования России входят около 70 % общеобразовательных учреждений страны, где обучается 30 % школьников. Одним из федеральных проектов является проект «Информатизация системы образования» (ИСО). В ходе реализации проекта ИСО создаются модели информатизации общего и начального профессионального образования на всех уровнях: школьном, муниципальном и региональном. Разрабатываются учебные материалы нового поколения, осуществляется профессиональное развитие и поддержка педагогов в области применения ИКТ для целей образо -вания. Время требует от учителей все большего использования информационно-коммуникативных
технологий. Школа, находящаяся даже в самой глубинке, не может обходиться без компьютеров. Наша школа маленькая. В ней обучается всего 70 учащихся. Компьютеров в школе шесть. Для осуществления учебного процесса для небольшой школы шесть компьютеров - это достаточно. Все они используются в компьютерном классе. В школе имеются 2 лазерных принтера и 1 цветной с тремя функциями назначения, 1 сканер, одно проекционное устройство, которое может использоваться в разных учебных кабинетах. Компьютеры подключены к сети Интернет. Наши учителя способны реализовать профессиональные задачи с использованием ИКТ (составить поурочное планирование, подготовить презентацию к уроку, подобрать программное обеспечение (60 %), использовать ИКТ для мониторинга развития учеников и для взаимодействия с коллегами и родителями; использовать цифровые инструменты и технологии).
На 2008-2012 годы приоритетным направлением деятельности нашей школы определена ин -форматизация образовательного процесса и возникла необходимость разработки программы информатизации.
В подготовительный период был проведен проблемный анализ состояния информационной среды в школе. По данным проведенного анкетирования учителей и учащихся были сделаны следующие выводы:
- кадровый состав учителей указывает на имеющийся потенциал и стремление учителей повышать свой профессиональный уровень, желание осваивать передовые педагогические технологии, в том числе информационные;
- техническая оснащенность школы достаточна для начала освоения учителями ИКТ. Но для развития процессов информатизации в школе необходимо предусмотреть приобретение новой компьютерной техники;
- техническое оснащение учителей и учащихся школы требует более высокого уровня;
- уровень применения информационных технологий в образовательной деятельности учителей школы является недостаточным. При качественном анализе этих данных установлено, что 90 % учителей используют компьютер для создания дидактических материалов к урокам. 80 % учителей используют на уроках презентации;
- по результатам анкетирования учащихся было выявлено, что многие используют компьютер в учебных целях и для подготовки к внеклассным мероприятиям. Но для большинства из них компьютер является средством развлечения.
Компьютер является универсальным средством обучения, именно поэтому он позволяет педагогу не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и решать гораздо более важную задачу, стоящую перед обучением, - развивать личность учащегося, удовлетворять ее познавательные интересы. При использовании информационных технологий в учебном процессе необходимо ставить и реализовывать следующие задачи:
- вырабатывать общеучебные навыки рациональной организации учебного труда;
- формировать интерес к изучаемому предмету;
- целенаправленно формировать обобщенные приемы умственной деятельности;
- развивать самостоятельность учащихся;
- готовить учащихся к творческой преобразующей деятельности;
- вырабатывать умение пользоваться полученными знаниями и расширять эти умения за счет самостоятельного изучения.
Применение информационных технологий в обучении определило важный принцип обучения -принцип индивидуализации. При обучении с использованием компьютерных обучающих программ учащийся имеет возможность самостоятельно, в удобном для него темпе изучать новый материал или повторять пройденный; выполнять задания, соответствующие его уровню усвоения материала.
Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) не является самоцелью, необходимо продумать место и формы их использования для решения проблем в обучении, которые невозможно решить иными средствами.
Школьники отличаются по уровню познавательной активности. По степени включенности ученика в процесс обучения различают четыре типа активности: нулевой, ситуативный, исполнительский и творческий. Учащиеся с нулевым уровнем активности есть в любом классе. Они не отличаются
негативным отношением, агрессией, им не присущ демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. Ребят с такой группой в малокомплектной сельской школе становится все больше и больше. С точки зрения стратегии основой учебных взаимодействий является стремление учителя перевести учащихся с нулевой активности на уровень ситуативный.
Активность учащихся этого уровня во многом зависит от эмоциональной стороны учебных взаи -модействий: новизна занятия, определенная легкость в достижении результата, необычность приемов преподавания оказываются для них достаточно привлекательными. Если последующие уроки не обманут его ожиданий, то создаются предпосылки для постепенного перехода с относительно активного на активный исполнительский уровень познания.
Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в любые формы работы, которые предлагает им педагог. К сожалению, таких учащихся в классах малокомплектной школы мало. Именно на таких учащихся приходится опираться на уроках учителю. Используя информационную технологию, можно интересно проводить, например, урок физики. Для демонстраций можно применять несколько типов компьютерных материалов. В нашей школе целенаправленно используется учителем полученный по национальному проекту «Образование» кабинет физики, где имеются все необходимые материалы для проведения урока с применением информационной технологии.
Возможности сети Интернет обширны, они используются для творческого уровня активности -четвертого вида. На данном этапе учитель организовывает проектную деятельность учащихся, выполнение творческих заданий. Интернет прочно вошел и в жизнь нашей маленькой школы. С помощью него учитель может качественно и быстро провести внеклассное мероприятие, подготовиться к уроку. В подготовке мероприятий и уроков участвуют и дети, так как они тоже ищут материалы в Интернете.
Для развития и активной творческой деятельности учащихся новые информационные технологии используют и учителя начальной школы. Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Такое понимание использования компьютера имеет гуманитарный развивающий характер. Развитие педагогики использует возможности направленного влияния применения компьютерных и информационных технологий в обучении на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мо-тивационный компонент учебной деятельности. Изучая и анализируя разные информационные источники, учащийся, совместно с педагогом, учится ставить цели, планировать ожидаемый результат, и, что важно, предлагает возможные решения познавательной задачи.
Использование информационной технологии для активизации познавательной деятельности, к примеру, на уроках филологического цикла может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть созда -но электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила.
Используя систему применения информационной технологии обучения, не нужно превращать ИКТ в самоцель и увлечение. Нецелесообразно полностью компьютеризировать учебный процесс. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь учащихся. Следовательно, применение информационно-коммуникационной технологии необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности. Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока.
Одной из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний является тестовая система. Главные требования к такой системе заключаются в том, что:
- тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
- компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его;
- в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;
- тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;
- вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;
- необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время;
- для обучающихся с разным уровнем познавательной активности нужно давать индивидуально подобранные задания, только они закрепят их знания.
Специфика обучения в сельской, особенно малокомплектной, школе общеизвестна. Она состоит в определенном информационном изолировании обучаемых, известных ограничениях по применению наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования.
Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения ИКТ в процессе обучения школьников можно говорить о наличии информационной технологии обучения.
Автор надеется, что и в его маленькой сельской школе будут активнее внедряться современные информационные технологии, которыми будут пользоваться сельские учителя. А для формирования интереса к любому виду учебной деятельности необходимы, по меньшей мере, два условия: интерес самого учителя, его увлеченность и привлечение учащихся к активной деятельности по овладению знаниями. Компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал требованиям завтрашнего дня.
=10- Литература
1. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. 2002. № 2.
2. ЗакА.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение: Владос, 1994.
3. Концепция компьютеризации сельских школ. Интернет-источник: http://www.rusedu.info/Article74.html
4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.
5. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. 2001. № 5.
Интеграция дистанционного и традиционного
ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Безух Ксения Евгеньевна ([email protected]), Киселева Наталья Витальевна ([email protected])
ГОУВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль
МОУ гимназия № 3, г. Ярославль
Аннотация
Интеграция современных (в данном случае информационных и коммуникативных) и традиционных технологий в образовательном процессе создает новые приемы, методы и формы обучения, одна из которых - дистанционная. Она отвечает основному концептуально личностно-ориентированному подходу к современному образованию.
Современное образовательное пространство предполагает создание богатой и разнообразной информационной и инструментальной среды, которая открывает учащимся возможность познавать мир всеми органами чувств, включаться в самостоятельную исследовательскую, проектную деятельность, творчески самовыражаться, овладевать необходимыми навыками работы с различными источниками информации. Такое образовательное пространство немыслимо без использования современных