УДК 37.01
КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
И.А.Еропов
В статье рассматриваются вопросы подхода к определениям: педагогическое предвидение, квалиметрия педагогическая, рейтинг, количество информации, когнитивные технологии, предлагаются существующие в современной науке, различные варианты данных понятий. Описаны когнитивные технологии компьютеризации обучения старшеклассников.
Ключевые слова: педагогическое предвидение, квалиметрия педагогическая, рейтинг, количество информации, когнитивные технологии.
Тема внедрения технических и компьютерных средств в образовательную сферу стала особенно актуальна в наши дни. Возникло новое веяние в педагогической науке, которое назвали педагогическим предвидением. Авторы монографии «Педагогические условия электронных учебно-методических комплексов» Е.В.Ширшов и О.В.Чурбанова так дают определение понятию «педагогическое предвидение»: «Прогнозирование и предсказание в сфере образования и развития личности старшеклассника, предвосхищение возможного хода событий в педагогическом взаимодействии» [9]. Значит, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Это стало возможно благодаря специфике компьютера как нового вида технического средства обучения. Изменение средства обучения, как, впрочем, и изменения в любом звене дидактической системы, неизбежно приводят к перестройке всей этой системы. Использование компьютеров в обучающей и воспитывающей среде дает весомые дидактические преимущества по сравнению с «бумажными носителями»:
- значительный объем памяти современных компьютеров, позволяющий хранить и оперативно использовать большие массивы учебной информации;
- высокое быстродействие компьютера, значительно повышающее реактивность данного вида ТСО;
- способность анализировать ответы и запросы учащихся;
- диалоговый режим связи учебного материала с обучаемым, воспроизведение некоторых функций преподавателя;
- наличие обратной связи, т.е. возможность осуществления коррекции самим обучаемым (справочная информация выбирается из памяти компьютера либо самим учащимся, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых учащимся в ходе работы);
- адаптивность, обеспечивающая возможность изучения и повторения учебного материала, тренировки, контроля с различной степенью глубины и полноты, в различном темпе и последовательности с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- возможность в автоматическом режиме проводить многофакторный сбор и анализ статистической информации о работе класса, получаемой в процессе компьютеризованного занятия, без нарушения естественности протекания урока. Компьютер способен фиксировать затраченное на выполнение задания время, количество верных и неверных ответов, число обращений к справочной информации, количество попыток при выполнении заданий и другие данные, которые помогают старшекласснику внести коррективы в свою учебную деятельность, а преподавателю - выработать индивидуальный подход как к отдельному обучаемому, так и к группе в целом [6].
Формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда жизни, образования, общения. Поэтому изменения в образовании в области использования компьютерных технологий влияют на формирование и качество подготовки старшеклассников. Необходимо внедрять и развивать когнитивные технологии - информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей старшеклассника [9]. Характерным примером такой технологии является компьютерная графика, позволяющая в пространственной форме представлять на экране компьютера не только различные геометрические фигуры, но и различные математические формулы. Такие представления развивают пространственное воображение старшеклассника и его ассоциативное мышление. На передний план выходят
такие качества, как: способность к адаптации в меняющихся экономических условиях; умение работать в сотрудничестве с другими старшеклассниками, учителями, родителями и ориентироваться в происходящих процессах; способность критически мыслить и принимать самостоятельные решения.
В настоящее время в педагогике зарождается новый раздел: квалиметрия педагогическая - раздел педагогической кибернетики, наука об измерении результатов педагогического воздействия на человека (его образованности), в которой рейтинг означает количественную оценку какого-то качества старшеклассника, например, рейтинг обученности старшеклассников. В качестве основных педагогических целей компьютеризации образования выступают:
- развитие личности обучаемого, подготовка к жизни в условиях информационного общества (развитие мышления и умения принимать оптимальные решения; формирование информационной культуры, навыков обработки информации и экспериментально-исследовательской деятельности);
- реализация социального заказа (подготовка специалистов в области вычислительной техники и пользователей средствами новых информационных технологий);
- интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса (повышение эффективности и качества процесса обучения, активизация познавательной деятельности, углубление межпредметных связей).
Основное требование, которое должно соблюдаться у компьютерных средств, ориентированных на применение в образовательном процессе, - это легкость и естественность, с которыми старшеклассник может взаимодействовать с учебными материалами. Но старшекласснику все равно приходится запоминать информацию, содержащуюся в сообщениях персонального компьютера. В настоящее время вошло в науку понятие «количество информации» (англ. information content) - мера информации, сообщаемой появлением события определенной вероятности, мера оценки информации, содержащейся в сообщении, мера, характеризующая уменьшение
неопределенности, содержащейся в одной случайной величине относительно другой [9].
Таким образом, нельзя просто встроить компьютер в привычный учебный процесс и надеяться, что он сделает революцию в образовании. Нужно менять саму концепцию учебного процесса, в которой компьютер органично вписывался бы как новое, мощное средство, необходимо развивать когнитивные технологии, квалиметрию педагогическую, применять рейтинг, как категорию квалиметрии педагогической, т.е. оценивать количественно качества старшеклассника, например, рейтинг обученности.
Источники:
1. Акуленко В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29-30 июня 2004 г. г.Троицк Московской обл.: Изд-во «Тровант», 2004.
2. Башмаков М.И. Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. СПб: Свет, 1997. 400 с. с ил.
3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров: (педагогика третьего тысячелетия). Рос. акад. наук; Моск. Психолого-соц. Ин-т. М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. 349 с.
4. Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии, 1998. №6. С. 4447.
5. Локтюшина Е.А. Компьютеры в учебно-воспитательном процессе школы и вуза. Волгоград, 1996. 275 с.
6 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2003. 267 с.
7 Роберт И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании // Информатика и образование, 1997. №8. С. 23-27.
8. Роберт И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование, 1991. № 4. С.5-11.
9. Ширшов Е.В, Чурбанова О.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: Монография. Архангельск: изд-во Архангельского гос. технического университета, 2005 г. 307 с.
References:
1. Akulenko V.L. Formirovanie IKT-kompetentnosti uchitelya-predmetnika v sisteme povy'sheniya kvalifikacii // Primenenie novy'h tehnologiy v obrazovanii: Materialy' XV Mejdunar. konf., 29-30 iyunya 2004 g. g.Troick Moskovskoy obl.: Izd-vo «Trovant», 2004.
2. Bashmakov M.I. Pozdnyakov S.N., Reznik N.A. Informacionnaya sreda obucheniya. SPb: Svet, 1997. 400 s. s il.
3. Bespal'ko V.P. Obrazovanie i obuchenie s uchastiem komp'yuterov: (pedagogika tret'ego ty'syacheletiya). Ros. akad. nauk; Mosk. Psihologo-soc. In-t. M.: Mosk. Psihologo-soc. In-t; Voronej: NPO MODE K, 2002. 349 s.
4. Girkin I.V. Novy'e podhody' k organizacii uchebnogo processa s ispol'zovaniem sovremenny'h komp'yuterny'h tehnologiy // Informacionny'e tehnologii, 1998. №6. S. 44-47.
5. Loktyushina E.A. Komp'yutery' v uchebno-vospitatel'nom processe shkoly' i vuza. Volgograd, 199б. 275 s.
6 Polat E.S. Novy'e pedagogicheskie i informacionny'e tehnologii v sisteme obrazovaniya. M.: Akademiya, 2003. 2б7 s.
7 Robert I.V. Sovremenny'e informacionny'e i kommunikacionny'e tehnologii v obrazovanii // Informatika i obrazovanie, 1997. №8. S. 23-27.
8. Robert I.V. Sredstva novy'h informacionny'h tehnologiy v obuchenii: didakticheskie problemy', perspektivy' ispol'zovaniya // Informatika i obrazovanie, 1991. № 4. S.5-11.
9. SHirshov E.V, CHurbanova O.V. Pedagogicheskie usloviya proektirovaniya e'lektronny'h uchebno-metodicheskih kompleksov: Monografiya. Arhangel'sk: izd-vo Arhangel'skogo gos. tehnicheskogo universiteta, 2005 g. 307 s.
Зарегистрирована: 11.02.2013 г.