Научная статья на тему 'Организация дистанционных программ повышения квалификации педагогических кадров в сирийском виртуальном университете'

Организация дистанционных программ повышения квалификации педагогических кадров в сирийском виртуальном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Просюкова К. О.

В данной статье раскрывается потенциал Сирийского Виртуального Университета в организации дистанционных программ повышения квалификации педагогических кадров. В контексте реформы образования, предпринятой в Сирии в начале 2000-х, был сформирован целый ряд новых требований к педагогам и, как следствие, возникла необходимость решения проблемы повышения квалификации педагогических кадров. Одной из эффективных площадок для реализации поставленных задач стал Сирийский Виртуальный Университет, утвержденный в 2002 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация дистанционных программ повышения квалификации педагогических кадров в сирийском виртуальном университете»

УДК 378.046.4

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СИРИЙСКОМ ВИРТУАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

К. О.Просюкова

В данной статье раскрывается потенциал Сирийского Виртуального Университета в организации дистанционных программ повышения квалификации педагогических кадров. В контексте реформы образования, предпринятой в Сирии в начале 2000-х, был сформирован целый ряд новых требований к педагогам и, как следствие, возникла необходимость решения проблемы повышения квалификации педагогических кадров. Одной из эффективных площадок для реализации поставленных задач стал Сирийский Виртуальный Университет, утвержденный в 2002 году.

Ключевые слова: дистанционное обучение, виртуальный университет, Сирийская арабская республика, повышение квалификации, педагогические кадры.

Сирийский Виртуальный Университет (СВУ) был учрежден в 2002 году по инициативе Министерства высшего образования Сирийской Арабской Республики. На сегодняшний день университет самостоятельно, а также в партнерстве с рядом западных вузов ведет разработку учебных программ и уже осуществляет обучение студентов по 10 ключевым направлениям. Обучение по локальным программам (несколько дисциплин) ведется на арабском языке и осуществляется в основном преподавателями Университета Дамаска, при котором и был создан Сирийский Виртуальный Университет. Преподавание по партнерским программам ведется на английском и французском языках при сотрудничестве с рядом западных вузов. Так, тесное сотрудничество с Университетом Гринвича (Лондон) позволило организовать качественное образование в сфере информационных технологий: преподаватели лондонского университета на регулярной основе читают сирийским студентам онлайн лекции, а защита дипломного проекта проходит в Лондоне. Основной целью создания СВУ было предоставление качественного высшего образования студентам, не имеющим возможностей - по состоянию здоровья или ввиду материальных проблем, очно посещать ежедневные занятия в университете. На данный момент обучение ведется по 10 образовательным программам [5].

Первой проблемой организации обучения онлайн стало, разумеется, обеспечение качественным соединением для доступа в Интернет всех студентов на территории Сирии. До сих пор в отдаленных регионах страны существует проблема с интернет доступом. Руководством университета при поддержке Министерства высшего образования было принято решение об учреждении так называемых «телецентров» - небольших центров с качественной связью для выхода в Интернет и современной компьютерной техникой. Для студентов такая услуга является совершенно бесплатной. Позже на телецентры, которые были созданы во всех населенных пунктах, где проживали зарегистрированные студенты университета, была также возложена функция контроля за проведением промежуточных и финальных экзаменов онлайн. Такая мера была предпринята для того, чтобы с максимальной вероятностью исключить возможность списывания [4].

Вторая проблема, с которой столкнулось руководство университета в ходе осуществления обучения - невозможность использования альтернативных операционных систем кроме системы Windows, с учетом требований которой были разработаны основные приложения. К примеру, популярная у студентов операционная система Linux не поддерживала формат приложений, которые студенты должны были использовать в ходе обучения. По этой причине исследовательским центром университета был разработан ряд промежуточных приложений для альтернативных операционных систем. Таким образом, на современном этапе СВУ является не только образовательным, но и исследовательским центром, где ведутся разработки в сфере информационных технологий [8].

К 2010 году СВУ удалось завоевать звание лучшего учебного заведения в регионе, осуществляющего дистанционное обучение, что позволило университету выйти на международный уровень, открыв 10 телецентров в Саудовской Аравии и 1 телецентр в ОАЭ [2]. Изначальной задачей университета было установление связей с ведущими учебными заведениями мира с целью обмена опытом и осуществления совместного обучения

студентов. Так, были заключены договоры о сотрудничестве с Университетом Гринвича (Лондон), Университетом Огайо (США), Университетом Бейкер (США), Университетом Белвью (США) [1]. А в 2011 году, несмотря на сложный период в истории страны, были заключены предварительные соглашения с Университетом им. Поля Валери Монпелье III (Франция) и Университетом Руан (Франция) в отношении сотрудничества по реализации образовательных программ на французском языке по специальностям «Право» и «Экономика» [9].

В обозримом будущем СВУ также планирует начать обучение по другим направлениям. В частности, было опубликовано, что университет имеет все необходимые средства обучения для набора абитуриентов по таким специальностям, как «Преподавание арабского языка как иностранного» и «Связи с общественностью» [9].

В начале 2000-х годов одной из приоритетных реформ правительства стала реформа образования, которая, в первую очередь, затронула начальное и среднее образование. Однако цели и задачи этой реформы сформировали концепцию иных требований, предъявляемых к педагогическим кадрам; по этой причине возникла необходимость пересмотра существующих путей реализации программ повышения квалификации. До этого момента повышение квалификации педагогов осуществляли факультеты образования основных университетов страны. Однако в 2008 году на ежегодной конференции ЮНЕСКО в Женеве доктор Али Саад, министр образования Сирийской Арабской Республики, в рамках своего доклада о развитии образования в Сирии отметил, что новое видение развития образования в целом было выражено в формулировке целей педагогического образования на 2006-2010 годы. Так, ряд изменений произошел в отношении квалификации учителей -выпускников педагогических учебных заведений. В рамках пятилетнего плана на 2006-2010 гг. более 50 000 учителей должны были пройти курс повышения квалификации на базе факультетов образования вузов [3].

Частично проект осуществлялся в рамках дистанционной формы обучения на базе Сирийского Виртуального Университета. Помимо основной цели -повышение квалификации учителей-выпускников педагогических учебных заведений, программа подготовки предусматривала достижение дополнительной цели, а именно - повышение компьютерной грамотности вышеобозначенных учителей. Реализация проекта по дистанционному обучению учителей проводилась на базе 105 компьютерных центров, учрежденных Министерством высшего образования в разных провинциях страны.

Таблица 1. Количество учителей, прошедших курс повышения квалификации в рамках проекта дистанционного образования на базе Сирийского Виртуального

Университета

Год 2006 2007 2008 2009 2010

Количество учителей 1879 1714 3000 5000 7000

На основании данных, представленных в таблице, мы можем сделать вывод, что в стране растет приоритет дистанционного образования как формы повышения квалификации учителей. Из чего следует, что ответственное ведомство ставит целью решение двух основных задач: повышение навыка владения компьютером и Интернетом у учителей, а также желание осуществлять повышение квалификации без отрыва от основной деятельности: необходимость личного присутствия в университете исчезает [3, с.22].

Таким образом, за 5 лет непрерывной работы по реализации программ повышения квалификации педагогических кадров на базе Сирийского Виртуального Университета удалось решить следующие задачи:

1. исключить необходимость личного присутствия и отрыва от основной деятельности преподавателей, переведя обучение в онлайн-режим;

2. обеспечить доступом в сеть Интернет всех участников программы, в том числе в удаленных регионах страны, задействовав открытые Министерством телецентры;

3. существенно повысить уровень компьютерной грамотности участников программы [6].

На современном этапе процессы развития системы образования в мире предполагают разработку концепции, способной отвечать общим требованиям, актуальным повсеместно: образование должно расширять границы обучаемых, а не ограничивать их рамками одного вуза, одного города, одного государства; образование должно формировать навыки, ставшие для профессионала в любой сфере обязательными в последние десятилетия - это и требование компьютерной грамотности, и требование к владению иностранным языком как универсальным инструментом общения, требование к общей мобильности специалистов и активной динамике их деятельности [7]. К программам повышения квалификации предъявляется дополнительное требование -обучение без отрыва от основной деятельности. Особенно актуально оно звучит в контексте подготовки педагогических кадров. Сирийский Виртуальный Университет стал подходящей площадкой для осуществления поставленных задач, возможности университета действительно отвечают заявленным требованиям современности. К сожалению, результаты программ повышения квалификации преподавателей на базе СВУ, полученные в период с 2006 по 2010 гг., не удалось преумножить на сегодняшний день, а система образования в Сирии переживает период застоя по причине сложной политической и экономической ситуации в стране. Однако есть основания полагать, что опыт СВУ не будет утерян, и потенциал университета в деле повышения квалификации специалистов педагогического профиля будет раскрыт в ближайшие годы.

Источники:

1. Anas Tarah «An Infrastructure Dependent University», EuroMed workshop on e-infrastructure, Brussels, 2007 - Анас Тара «Развитие инфраструктуры университета», Семинар ЕвроМед по вопросам дистанционного образования. Брюссель, 2007.

2. M.Najib Abdul Wahed «ICT in Higher Education: Syrian Experience», ICT Group Meeting, Cairo, 2007. - М.Наджиб Абдул Вахед «Информационные технологии в сфере высшего образования: сирийский опыт», Собрание рабочей группы по развитию информационных технологий. Каир: Египет, 2007.

3. National Report on the Development of Education in Syrian Arab Republic; International Conference on Education, the 48th Session - Geneva, 2008 (Национальный отчет о развитии образования в Сирийской Арабской Республике; Международная конференция в сфере образования, 48 сессия. Женева, 2008).

4. Prof. M.Najib Wahed, Dr.Nawar Al-Awa «ICT in Higher Education in Syria», Syrian ICT Forum, 2006. - Профессор М.Наджиб Вахед, доктор Навар Аль-Ава «Информационные технологии в сфере высшего образования в Сирии», Форум ИТ. Сирия, 2006.

5. Tatal Sheikhalard, Dr.Riad Daoudi «Syrian Virtual University: 5 year experience, a case of challenges and success», 28 October 2007, Conference of Learning International Networks Consortium (LINC), Massachusetts, USA. - Таталь Шейхалард, доктор Риад Дауди «Сирийский Виртуальный Университет: пятилетний опыт преодоления трудностей на пути к успеху», 28 октября 2007г, Международная конференция LINC. Массачусетс, США.

6. The observatory on Borderless Higher Education «National virtual universities: what are the different models?», Canada, December 2002 - Журнал «Высшее образование без границ», «Государственные виртуальные университеты: существующие модели». Канада, Декабрь 2002.

7. The observatory on Borderless Higher Education «Syrian Virtual University Launched: with North American universities as dominant partners», Canada, September 2002. - Журнал «Высшее образование без границ», «Открытие Сирийского Виртуального Университета: североамериканские университеты - наши основные партнеры». Канада, Сентябрь 2002.

8. https://isis.svuonline.org/isis/documentation/generalInformation.pdf

9. https://svuonline.org/i sis/index.php

References:

1. Anas Tarah «An Infrastructure Dependent University», EuroMed workshop on e-infrastructure, Brussels, 2007 - Anas Tara «Razvitie infrastruktury' universiteta», Seminar EvroMed po voprosam distancionnogo obrazovaniya. Bryussel', 2007.

2. M.Najib Abdul Wahed «ICT in Higher Education: Syrian Experience», ICT Group Meeting, Cairo, 2007. - M.Nadjib Abdul Vahed «Informacionny'e tehnologii v sfere vy'sshego obrazovaniya: siriyskiy opy't», Sobranie rabochey gruppy' po razvitiyu informacionny'h tehnologiy. Kair: Egipet, 2007.

3. National Report on the Development of Education in Syrian Arab Republic; International Conference on Education, the 48th Session - Geneva, 2008 (Nacional'ny'y otchet o razvitii obrazovaniya v Siriyskoy Arabskoy Respublike; Mejdunarodnaya konferenciya v sfere obrazovaniya, 48 sessiya. Jeneva, 2008).

4. Prof. M.Najib Wahed, Dr.Nawar Al-Awa «ICT in Higher Education in Syria», Syrian ICT Forum, 2006. - Professor M.Nadjib Vahed, doktor Navar Al'-Ava «Informacionny'e tehnologii v sfere vy'sshego obrazovaniya v Sirii», Forum IT. Siriya, 2006.

5. Tatal Sheikhalard, Dr.Riad Daoudi «Syrian Virtual University: 5 year experience, a case of challenges and success», 28 October 2007, Conference of Learning International Networks Consortium (LINC), Massachusetts, USA. - Tatal' SHeyhalard, doktor Riad Daudi «Siriyskiy Virtual'ny'y Universitet: pyatiletniy opy't preodoleniya trudnostey na puti k uspehu», 28 oktyabrya 2007g, Mejdunarodnaya konferenciya LINC. Massachusets, SSHA.

6. The observatory on Borderless Higher Education «National virtual universities: what are the different models?», Canada, December 2002 - Jurnal «Vy'sshee obrazovanie bez granic», «Gosudarstvenny'e virtual'ny'e universitety': susch'estvuyusch'ie modeli». Kanada, Dekabr' 2002.

7. The observatory on Borderless Higher Education «Syrian Virtual University Launched: with North American universities as dominant partners», Canada, September 2002. - Jurnal «Vy'sshee obrazovanie bez granic», «Otkry'tie Siriyskogo Virtual'nogo Universiteta: severoamerikanskie universitety' - nashi osnovny'e partnery'». Kanada, Sentyabr' 2002.

8. https://isis.svuonline.org/isis/documentation/generalInformation.pdf

9. https://svuonline.org/i sis/index.php

Зарегистрирована: 26.10.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.