Научная статья на тему 'Диверсификация структуры и содержания среднего педагогического образования в Сирийской Арабской Республике'

Диверсификация структуры и содержания среднего педагогического образования в Сирийской Арабской Республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА / СТРУКТУРА СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СТРУКТУРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / SECONDARY PEDAGOGICAL EDUCATION / SYRIAN ARAB REPUBLIC / STRUCTURE OF SECONDARY PEDAGOGICAL EDUCATION / DIVERSIFICATION OF STRUCTURE / EDUCATIONAL REFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Просюкова Ксения Олеговна

В статье представлен анализ эволюции системы среднего педагогического образования в Сирийской Арабской Республике; в ходе анализа дается характеристика структуры образовательных учреждений педагогического профиля, определяется содержание образовательных программ, уточняются основные образовательные перспективы, цели и задачи в контексте предпринятой реформы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVERSIFICATION OF STRUCTURE AND CONTENT OF SECONDARY PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE SYRIAN ARAB REPUBLIC

The article presents an analysis of the evolution of secondary pedagogical education in the Syrian Arab Republic. The author describes the structure of pedagogical educational institutions, defines content of educational programs, and clarifies the main educational prospects, aims and tasks in the context of the undertaken educational reform.

Текст научной работы на тему «Диверсификация структуры и содержания среднего педагогического образования в Сирийской Арабской Республике»

УДК 377.8(5)

Просюкова Ксения Олеговна

Prosyukova Ksenia Olegovna

соискатель лаборатории методологии и теории профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, ассистент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

PhD applicant, Laboratory of Methodology and Theory of Vocational Education, Institute of Education Science and Psychology of Vocational Education, Russian Academy of Education, Assistant, Subdepartment of Foreign Languages and Intercultural Communication, Institute of Linguistics and Intercultural Communication, Kazan (Volga region) Federal University

DIVERSIFICATION OF STRUCTURE AND CONTENT OF SECONDARY PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE SYRIAN ARAB REPUBLIC

Аннотация:

В статье представлен анализ эволюции системы среднего педагогического образования в Сирийской Арабской Республике; в ходе анализа дается характеристика структуры образовательных учреждений педагогического профиля, определяется содержание образовательных программ, уточняются основные образовательные перспективы, цели и задачи в контексте предпринятой реформы образования.

Ключевые слова:

среднее педагогическое образование, Сирийская Арабская Республика, структура среднего педагогического образования, диверсификация структуры, образовательная реформа.

Summary:

The article presents an analysis of the evolution of secondary pedagogical education in the Syrian Arab Republic. The author describes the structure of pedagogical educational institutions, defines content of educational programs, and clarifies the main educational prospects, aims and tasks in the context of the undertaken educational reform.

Keywords:

secondary pedagogical education, Syrian Arab Republic, structure of secondary pedagogical education, diversification of structure, educational reform.

В вопросах становления системы среднего профессионального образования в Сирии переломным моментом стал 1963 г., когда к власти пришла Партия арабского социалистического возрождения Аль-Баас. На образовательные учреждения легла ответственность не только за формирование новой идеи свободного, грамотного и развитого общества, но и важность подготовки преподавателей, которые должны стать своеобразными проводниками идеи патриотизма и уважения к политическому и идеологическому устройству страны. По этой причине особо важным становится решение вопроса о квалификации учителей начальной школы и качестве обучения в начальной школе [1, с. 4].

Подготовка учителей для начальной школы в Сирии ведется в рамках системы среднего педагогического образования, которое представлено следующим рядом учебных заведений:

1) педагогические колледжи (на базе 9 классов основной школы),

2) промежуточные учительские институты - образовательные учреждения среднего педагогического образования (на базе 12 классов),

3) колледжи спорта и физкультуры (для подготовки учителей физического воспитания, на базе 9 классов) [2].

Студенты, окончившие одно из перечисленных учреждений, получают Сертификат о начальном педагогическом образовании [3].

Как мы видим, система среднего профессионального педагогического образования в Сирии является специфичной по той причине, что структура системы состоит из 3 типов образовательных учреждений: педагогических колледжей, промежуточных учительских институтов, колледжей спорта и физкультуры.

Первый тип учреждений отвечает за подготовку кадров для дошкольных учебных заведений, прием в колледжи осуществляется при наличии сертификата о среднем образовании. Прием в промежуточные учительские институты ведется при наличии сертификата о среднем полном

образовании или сертификата о начальном профессиональном педагогическом образовании, полученном по окончании педагогического колледжа. В рамках образовательных программ промежуточных учительских институтов ведется подготовка учителей начальной школы, а сами институты называются «промежуточными» по той причине, что являются промежуточным звеном между средней школой или педагогическим колледжем и педагогическим вузом.

Такая структура системы педагогического образования является спорной, так как, с одной стороны, позволяет разграничить сферы подготовки: педагогические колледжи несут ответственность за подготовку работников дошкольных учреждений, промежуточные институты - за подготовку работников начальной школы, факультеты образования вузов - за подготовку учителей средней школы [4, с. 407].

С другой стороны, ряд исследователей - Аднан аль-Амин, Фаузи Аюб, Али Саад и другие -настаивают на том, что оправданность наличия промежуточных учительских институтов в контексте системы среднего профессионального образования находится под вопросом, так как такая система обладает существенными отличиями в структуре и содержании обучения, а потому выбивается из общей концепции педагогического образования, существующей в других странах, и значит, не соответствует общим тенденциям и является неконкурентоспособной в глобальном масштабе [5].

Стоит упомянуть и тот факт, что в 2001 г. в рамках ряда постановлений правительства были сформулированы основные нормы в отношении системы среднего профессионального педагогического образования, а также озвучена основная цель в контексте реформы образования - внедрение концепции непрерывного образования [6, с. 111-115]. Таким образом, если ранее педагогические колледжи и промежуточные учительские институты зачастую являлись конечным образовательным уровнем педагога, то сейчас и колледжи, и промежуточные институты являются уровнями в структуре системы непрерывного педагогического образования.

В 2001 г. в рамках реформы образования Министерством образования была предпринята еще одна инициатива - попытка пересмотра образовательных программ. Этот процесс коснулся как средних школ, так и средних профессиональных учебных заведений, в том числе педагогического профиля. В отношении средних педагогических учебных заведений Министерство озвучило следующие цели:

- достижение соответствия уровня подготовки учителей для начальной школы международным стандартам;

- преемственность содержания среднего и высшего педагогического образования;

- достижение адекватности и достаточности содержания среднего педагогического образования исходя из существующей действительности на рынке труда;

- анализ адекватности содержания образования на каждой ступени и по каждой дисциплине;

- подготовка рекомендаций для Комитета по учебникам и учебным пособиям;

- определение положительных и отрицательных характеристик учебных планов по каждой дисциплине;

- пересмотр учебных планов с целью включения проектной деятельности - индивидуальной и групповой [7, с. 94].

Первый этап программы включал в себя анализ и модернизацию существующих образовательных программ по двум основным направлениям - математике и арабскому языку. Была определена методология для проведения анализа, назначены ответственные лица, подготовлен первый проект новых образовательных программ при поддержке консультантов ЮНЕСКО. Результаты первого этапа были опубликованы в виде отчета и отправлены в ЮНЕСКО [8].

К 2003 г. инспекторами Министерства образования были выпущены рекомендации исполнительным органам для внесения изменений в учебные планы педагогических училищ и промежуточных учительских институтов, и в тестовом режиме изменения были внесены в ряде учебных заведений. Всего участниками эксперимента стали 5345 студентов [9, с. 8]. Эксперимент был признан успешным, однако, в силу объективных политических и экономических причин, по состоянию на сегодняшний день не был доведен до конца [10].

В 2008 г. на ежегодной конференции ЮНЕСКО в Женеве доктор Али Саад, министр образования Сирийской Арабской Республики в рамках своего доклада о развитии образования в Сирии отметил, что новое видение развития образования в целом (и педагогического образования в частности) было выражено в формулировке целей педагогического образования на 2006-2010 гг. Так, ряд изменений произошел в отношении квалификации учителей - выпускников средних педагогических учебных заведений. В рамках пятилетнего плана на 2006-2010 гг. учителя должны были пройти курс повышения квалификации на базе факультетов образования [11].

Частично проект осуществлялся в рамках дистанционной формы обучения на базе Сирийского виртуального университета. Помимо основной цели - повышение квалификации учителей-

выпускников средних педагогических учебных заведений - программа подготовки предусматривала достижение дополнительной цели, а именно - повышение компьютерной грамотности вы-шеобозначенных учителей. Реализация проекта по дистанционному обучению учителей проводилась на базе 105 компьютерных телецентров, учрежденных Министерством высшего образования в разных провинциях страны [12, c. 113].

В ходе анализа тенденции диверсификации структуры и содержания среднего педагогического образования в Сирийской Арабской Республике мы пришли к заключению, что:

1. Современная система среднего педагогического образования находится на этапе проведения реформы, и ввиду незавершенности предпринятой реформы, а также сложной политической ситуации в стране на сегодняшний день крайне сложно делать выводы о ее промежуточных результатах.

2. В контексте проводимой реформы правительством были предприняты попытки решения ряда основных задач: формирование концепции непрерывного педагогического образования; пересмотр значения и структуры промежуточных учительских институтов; пересмотр содержания образовательных программ; ориентир на повышение качества владения техническими средствами; изучение языков и проектная деятельность учителей.

3. Происходит рост популярности дистанционного образования в рамках проектов, инициированных Министерством на базе Сирийского виртуального университета.

Ссылки:

1. Adnan Al-Amine. Reform of general education in the Arab countries. 2005.

2. Ministry of Education. National report on the development of education in the Syrian Arab Republic. Presented at the 47th session of the International Conference on Education. Geneva, 2006.

3. National Report on the Development of Education in Syrian Arab Republic : International Conference on Education, the 48th Session. Geneva, 2008.

4. UNESCO Regional Bureau for Education in the Arab States : National Education Support Strategy (UNESS) : The Republic of Syria. Beirut, 2008.

5. Adnan Al-Amine. Op. cit.

6. Просюкова К.О. Организация дистанционных программ повышения квалификации пед. кадров в СВУ // Казан. пед. журн. 2013. № 5. С. 111-115.

7. Просюкова К.О. Демократизация педагогического образования в Сирии // Казан. пед. журн. 2013. № 2. С. 92-98.

8. UNESCO Regional Bureau for Education in the Arab States.

9. UNDP. Arab Human Development Report : Aspects of Educational Strategy for the Syrian Arab Republic from 2000 to 2020. 2000. P. 5-9.

10. Ibid.

11. National Report on the Development of Education in Syrian Arab Republic.

12. Просюкова К.О. Организация дистанционных программ повышения квалификации пед. кадров в СВУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.