Научная статья на тему 'Генезис системы профессиональной подготовки учителей в Алжире'

Генезис системы профессиональной подготовки учителей в Алжире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ АЛЖИРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Си Насер Наима, Кондратенко Елена Валентиновна

Проблема подготовки учителей для национальных школ является центральной для систем образования стран Магриба. В статье представлены результаты исследования развития системы профессиональной подготовки педагогов в Алжире. Целью исследования является выявление основных тенденций генезиса алжирской национальной системы непрерывного педагогического образования. Основными методами исследования являются сравнительно-исторический анализ, обобщение теории и практики развития профессиональной подготовки педагогов в Алжире. Авторами выделены основные этапы развития системы алжирского образования в целом, начиная с доисламского периода: доколониальный (до 1848 года), колониальный (1848-1962 гг.), деколониальный (1962-2003 гг.) и современный (с 2003 года), конкретизированы проблемы, определены движущие силы и детерминанты развития системы профессиональной подготовки в рамках каждого из выделенных этапов. Особое внимание уделено изменениям в системе образования Алжира, которые произошли после признания независимости страны в 1962 году. Проведен системный теоретико-методологический анализ проблемы государственной деятельности в области педагогического образования как основной детерминанты модернизации национальной системы образования в Алжире, выявлены социальные и управленческие характеристики данного процесса. Результатами исследования стало выявление основных тенденций развития национальной системы профессиональной подготовки алжирских педагогов на современном этапе: непрерывность образования учителей, вариативность образовательных траекторий, модернизация содержания и технологий педагогического образования, повышение его качества, увеличение сегмента дистанционного образования. При этом авторы подчеркивают важность достижения современного качества педагогического образования, обеспечение его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства на основе сочетания инновационных стратегий и конструктивных традиций национального алжирского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The genesis of teacher training system in Algeria

The problem of training teachers for national schools is central to the education systems of the Maghreb countries. The article presents the study results of the development of professional teacher training system in Algeria. The aim of the study is to identify the main trends of the genesis of the Algerian national system of continuous pedagogical education. The main research methods are comparative historical analysis, generalization of the theory and practice of the development of teacher training in Algeria. The authors highlight the main stages of development of the Algerian education system as a whole, starting from the pre-Islamic period: pre-colonial (until 1848), colonial (1848-1962), de-colonial (1962-2003) and modern (since 2003), specify the problems, identify the driving forces and determinants of the development of the vocational training system within each of the selected stages. Special attention is paid to the changes in the education system of Algeria, which occurred after the recognition of the country's independence in 1962. A systematic theoretical and methodological analysis of the problem of state activity in the field of pedagogical education as the main determinants of the modernization of the national education system in Algeria is carried out, and the social and managerial characteristics of this process are identified. The result of the study is the identification of the following main trends in the development of the national system of vocational training of Algerian teachers at the present stage: the continuity of teacher education, the variation in educational trajectories, the modernization of the content and technologies of teacher education, the improvement of its quality, increase in the distance education segment. At the same time, the authors emphasize the importance of achieving the modern quality of pedagogical education, ensuring its compliance with the current and future needs of the individual, society and the state based on a combination of innovative strategies and constructive traditions of the national Algerian education.

Текст научной работы на тему «Генезис системы профессиональной подготовки учителей в Алжире»

УДК 377.8 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-209-213

Генезис системы профессиональной подготовки учителей в Алжире

Н. Си Насер, Е. В. Кондратенко

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Проблема подготовки учителей для национальных школ является центральной для систем образования стран Магриба. В статье представлены результаты исследования развития системы профессиональной подготовки педагогов в Алжире. Целью исследования является выявление основных тенденций генезиса алжирской национальной системы непрерывного педагогического образования. Основными методами исследования являются сравнительно-исторический анализ, обобщение теории и практики развития профессиональной подготовки педагогов в Алжире. Авторами выделены основные этапы развития системы алжирского образования в целом, начиная с доисламского периода: доколониальный (до 1848 года), колониальный (1848-1962 гг.), деколониальный (1962-2003 гг.) и современный (с 2003 года), конкретизированы проблемы, определены движущие силы и детерминанты развития системы профессиональной подготовки в рамках каждого из выделенных этапов. Особое внимание уделено изменениям в системе образования Алжира, которые произошли после признания независимости страны в 1962 году. Проведен системный теоретико-методологический анализ проблемы государственной деятельности в области педагогического образования как основной детерминанты модернизации национальной системы образования в Алжире, выявлены социальные и управленческие характеристики данного процесса. Результатами исследования стало выявление основных тенденций развития национальной системы профессиональной подготовки алжирских педагогов на современном этапе: непрерывность образования учителей, вариативность образовательных траекторий, модернизация содержания и технологий педагогического образования, повышение его качества, увеличение сегмента дистанционного образования. При этом авторы подчеркивают важность достижения современного качества педагогического образования, обеспечение его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства на основе сочетания инновационных стратегий и конструктивных традиций национального алжирского образования.

Ключевые слова: национальная система образования Алжира, профессиональная подготовка педаго-гов,непрерывное педагогическое образование.

The genesis of teacher training system in Algeria

N. Si Naser, E. V. Kondratenko

Mari State University, Yoshkar-Ola

The problem of training teachers for national schools is central to the education systems of the Maghreb countries. The article presents the study results of the development of professional teacher training system in Algeria. The aim of the study is to identify the main trends of the genesis of the Algerian national system of continuous pedagogical education. The main research methods are comparative historical analysis, generalization of the theory and practice of the development of teacher training in Algeria. The authors highlight the main stages of development of the Algerian education system as a whole, starting from the pre-Islamic period: pre-colonial (until 1848), colonial (1848-1962), de-colonial (1962-2003) and modern (since 2003), specify the problems, identify the driving forces and determinants of the development of the vocational training system within each of the selected stages. Special attention is paid to the changes in the education system of Algeria, which occurred after the recognition of the country's independence in 1962. A systematic theoretical and methodological analysis of the problem of state activity in the field of pedagogical education as the main determinants of the modernization of the national education system in Algeria is carried out, and the social and managerial characteristics of this process are identified. The result of the study is the identification of the following main trends in the development of the national system of vocational training of Algerian teachers at the present stage: the continuity of teacher education, the variation in educational trajectories, the modernization of the content and technologies of teacher education, the improvement of its quality, increase in the distance education segment. At the same time, the authors emphasize the importance of achieving the modern quality of pedagogical education, ensuring its compliance with the current and future needs of the individual, society and the state based on a combination of innovative strategies and constructive traditions of the national Algerian education.

Keywords: national education system of Algeria, teacher training, continuing pedagogical education.

© Си Насер Н., Кондратенко Е. В., 2019

Проблема подготовки учителей для алжирских школ является центральной для современной национальной системы образования Алжира. Сравнительно-исторический анализ развития алжирского образования позволяет выявить четыре значимых этапа в его генезисе.

Первый, доколониальный период (до 1848 года) развития системы подготовки учителей для алжирских школ тесно связан с развитием ислама. Если в доисламский период (период Джахилии) основу обучения арабов составляли практические знания и навыки, необходимые для выживания в суровых условиях кочевой жизни, воспитание было ориентировано на социальные ценности и правила, определяемые традициями и обычаями племени и транслируемые в основном через семейное воспитание, то в период правления пророка Мухаммада и первых четырех (праведных) халифов (с начала VII века) образование в халифате приобрело системный характер и объединило семейное воспитание, начальную школу, среднюю и высшую ступень образования1. Однако несмотря на резкое увеличение числа школ, сопровождающееся ростом грамотности населения, системы подготовки учителей не существовало вплоть до появления в X веке медресе -школ особого типа и институтов (махадов), в которых подготовленные ученики под руководством одного учителя или его учеников изучали не только Коран, но и светские науки (математику, астрономию, географию, механику), получая при окончании иджазу - разрешение на обучение священным текстам. Кроме того, начиная c VII века в арабском мире возникает класс религиозных экспертов - улемов, которые привлекали к себе студентов и разрабатывали системы передачи текстов, идей и практик. Влиятельные ученые сообщества, которые начали возникать в арабском мире в Х веке, стали объединяться в крупные образовательные центры - школы университетского типа, которые по уровню развития наук во многом явились прообразами европейских университетов.

Второй этап развития подготовки алжирских учителей (1848-1962 гг.) связан с колонизацией Алжира Францией в 1848 году, в результате которой национальная система образования Алжира

1 Алжирская Народная Демократическая Республика: государство и показатели его развития // Гуманитарные технологии: аналитический портал. URL: https://gtmarket.ru/countries/algeria/ algeria-info (дата обращения: 23.03.2019)

претерпела существенные деструктивные изменения: резко снизилось количество национальных школ и медресе, во вновь создаваемых школах была внедрена французская система обучения, преподавание велось на французском языке. В 1870 году был открыт Алжирский университет, образование в котором строилось с ориентацией на традиции европейских университетов. Несмотря на то, что в конце эпохи колонизации, в 1957 году, был создан Национальный педагогический институт, национальной системы профессиональной подготовки учителей в Алжире не было, основную массу педагогов составляли выходцы из Франции. Наиболее показательным результатом колонизации и уничтожения системы алжирского образования, на наш взгляд, является тот факт, что только 20 процентов коренного населения Алжира в середине ХХ века было грамотным.

Третий этап развития национальной системы профессиональной подготовки педагогических кадров (1962-2003 гг.) связан с существенными изменениями в системе образования Алжира, которые произошли после признания независимости страны в 1962 году. После обретения независимости Алжир столкнулся со многими проблемами, включая проблему отсутствия бесплатной системы образования, дефицит национальных кадров в алжирской школе, высокого уровня неграмотности в обществе, который оказывал существенное влияние на состояние всех секторов промышленности, затрудняя развитие страны в целом. В 1964 году была создана Комиссия по реформе образования, которая отвечает за разработку всеобъемлющего образовательного плана. Комитет опубликовал свой первый доклад, в котором оценивался статус системы образования в Алжире. В документе отмечалось, что «независимость - это всего лишь ряд процедурных процессов, связанных с созданием структур и обеспечением простых требований к школьному процессу». В число требований, соблюдение которых могло бы изменить ситуацию с развитием национальной системы образования к лучшему, комиссией были отнесены:

- прямой найм в образовательные организации педагогических кадров, которые до приобретения Алжиром независимости принимались на службу централизованно, по аналогии с французской системой образования;

- создание авторских учебников и разработка документов об уровне образования национального образца;

- увеличение числа образовательных организаций по всей территории Алжира;

- заключение договоров о сотрудничестве с братскими и дружественными странами об оказании взаимопомощи в развитии системы образования.

Через год после провозглашения независимости особым указом правительства были внесены изменения в обучение граждан Алжира с учетом особенностей национальной культуры и возросших потребностей новой независимой страны. Образование стало обязательным, во всех школах был введен арабский язык. Резкий рост числа учащихся, обусловленный демократизацией национального образования, увеличение срока обязательного школьного обучения до девяти лет вызвали острую потребность в учителях, особенно для начальной (1-5 классы) и средней (6-9 классы) школ. Недостаток в педагогических кадрах определил сохранение в большинстве школ Алжира преподавания на французском языке - более 7000 педагогов были приглашены в алжирские средние школы из Франции. Подготовка учителей для начальной школы осуществлялась в течение одного года в педагогических институтах [6; 7; 8; 9; 10]. Только с 1999 года период профессиональной подготовки учителей в педагогических колледжах был увеличен до трех лет. При этом даже к началу XXI века только 13,5 % алжирских учителей имели университетское образование, несмотря на то, что в Алжире в 2003 году функционировало 26 университетов, в которых обучались более 237 тысяч студентов [1].

Четвертый этап радикальных изменений в алжирской системе образования начался в 2003 году, благодаря программе поддержки ЮНЕСКО, одним из пунктов которой стала модернизация профессиональной подготовки педагогов для всех уровней образования [2]. Министерство национального образования правомерно связывало успех реформы системы образования Алжира с уровнем и качеством педагогического образования, объявив процесс подготовки учителей для алжирских школ краеугольным камнем новой образовательной реформы, позволяющей привести систему алжирского образования в соответствие с мировым уровнем. Важнейшими направлениями реформирования алжирского образования стали образование личности с учетом наследия арабской нации и присущих ей ценностей и миссии цивилизации; повышение качества образования за счет использования достижений науки и техники; связь образования с потребностями общества, его развитием;

поддержка культурного единства арабских народов; развитие системы управления образованием путем принятия принципов децентрализации и эффективного планирования в области образования; открытость миру и использование передового международного опыта и возможностей международного сотрудничества [4]. Был принят ряд государственных мер не только для устранения дефицита педагогических кадров (за последние 15 лет в Алжире подготовлено более 214 000 учителей, из которых 63 процента составляют учителя начальных школ), но и повышения качества их подготовки. Одним из важных шагов в решении этой проблемы стало развитие системы подготовки учителей в национальных университетах и институтах и педагогических колледжах Алжира, а также развитие системы переподготовки учителей без отрыва от педагогической деятельности.

По данным 2017 года, Алжир занимает 100 место в рейтинге из 189 государств по индексу уровня образования, который рассчитывается как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование (для сравнения - Россия в данном рейтинге находится на 32 месте, Китай занимает 108 место, Египет - 121 место, Индия - 132 место); уровень национальных расходов на образование составляет 4,3 % от валового внутреннего продукта Алжира1. Общая численность педагогов, работающих в образовательных организациях Алжира, составляет более 750 000. Из них 43,1 % имеют начальный уровень педагогической подготовки, являясь выпускниками технологических институтов образования, учебных центров и университетов. Большинство из них проходят двухлетний срок обучения, первый год из которого посвящен изучению теории и методики преподавания, а второй полностью ориентирован на получение практических умений и навыков [8]. В течение первого года обучения будущие педагоги изучают нормативно-правовые основы образования и образовательную систему Алжира, психологию образования, учебные планы и методики преподавания, профессиональную этику, основы внутришкольно-го управления, информационно-коммуникационные технологии. Второй год обучения носит прак-тико-ориентированный характер и предполагает

1 Алжирская Народная Демократическая Республика: государство и показатели его развития // Гуманитарные технологии: аналитический портал. URL: https://gtmarket.ru/countries/algeria/ algeria-info (дата обращения: 23.03.2019).

прохождение длительной педагогической практики в качестве стажера под наблюдением педагога-инспектора [4]. Такая практика способствует формированию профессиональных компетенций будущих педагогов через погружение в профессиональную деятельность и решение реальных педагогических задач. При этом наставничество со стороны инспектора или директора школы носит не формальный характер, а создает для стажера реальные условия профессиональной адаптации и роста. В процессе стажировки могут быть использованы как индивидуальные методы и формы наставничества (посещение уроков стажера, индивидуальные собеседования с ним), так и коллективные (образовательные семинары, открытые уроки других учителей с последующим развернутым методическим анализом).

Важной частью реформы педагогического образования в Алжире стало создание системы непрерывной подготовки педагогических кадров.

Непрерывное педагогическое образование алжирских учителей ориентировано на углубление и обновление профессиональных знаний педагогов, формирование у них мотивации к процессам самообразования и профессионального самосовершенствования, готовности к принятию и применению образовательных инноваций в условиях развивающегося алжирского образования. Отличительными особенностями непрерывного педагогического образования Алжира является его системность и многоуровневость, высокий уровень технологичности, сочетание массовости и обязательности профессионального совершенствования с личностно-ориентированным подходом при выборе форм реализации для каждого педагога, что соответствует национальному девизу Алжирской Народной Демократической Республики «От людей и для людей» (Вй^ЬаЬ wa Ш^ЬаЬ). Участие в переподготовке является обязательным для учителей в возрасте до 40 лет и открыто для остальных учителей в соответствии с действующими право-

выми нормами. Широкое распространение получили такие формы переподготовки учителей, как вечерние курсы, стажировки под наблюдением более опытных учителей-инструкторов и дистанционное обучение с использованием современных информационно-коммуникационных технологий [3].

Кураторство за процессом переподготовки учителей начальных классов осуществляют педагогические институты, учителей средней школы -университеты. Кроме того, активное участие в реализации задач реформирования национальной системы профессионального образования принимают специальные созданные структуры -Университет непрерывного образования, Национальный институт по формированию пользователей образования, Национальное управление образования и профессиональной подготовки. В настоящее время более 60 процентов учителей регулярно проходят курсы переподготовки, которые в основном сконцентрированы в 28 технологических институтах и реализуются в форме дистанционного обучения. Выбор дистанционных форм обучения обосновывается несколькими факторами, наиболее существенными из которых являются массовость этого процесса; состав учителей, более половины которых в алжирских школах составляют женщины; связь педагогической теории с практикой преподавания; ориентация алжирских педагогов на необходимость самообразования. При этом продолжительность переподготовки носит вариативный характер и заканчивается получением профессионального сертификата, который приравнивается к диплому бакалавра.

Таким образом, анализ современной ситуации развития системы профессиональной подготовки педагогов в Алжире позволяет выявить такие тенденции, как непрерывность образования учителей, вариативность образовательных траекторий, модернизация содержания и технологий педагогического образования, повышение его качества, увеличение сегмента дистанционного образования.

Литература

1. Добродеев Д.Б. Образование и стратегия развития стран Северной Африки. М. : Наука. 1988. 120 с.

2. Иванова А.М., Яку Г.С. Высшее образование в арабских странах: актуальные вопросы // Азия и Африка сегодня. 2018. № 1. С. 53-59.

3. Кухарева Е.В. Образование в арабских странах из глубины веков до наших дней // Вестник МГИМО университета. 2014. № 35 (2). С. 299-306.

4. Ланда Р.Г. История Алжира. XX век. М.: Институт востоковедения РАН, 1999. 308 с.

5. Лукичев Г. А. Развитие высшего образования в арабских странах (аналитический обзор) // Вестник высшей школы. 2008. № 4. С. 48-52.

6. Ali Barajel, Yousef Adwan. The Methodology of Educational Reform and the Impediments of Implementing Quality Systems in Education, The Basic Stakes for the Activation of Educational Reform in Algeria, The Third Forum held 6/7 May 2009 Publications of the Educational Issue in Algeria under the Current Challenges Mohammed Khader Biskra University, no. 5, June 2009, pp. 283-298.

7. Amina Masak: Educational Reform and Pedagogical Renewal in Algeria, The Basic Stakes for Activating Educational Reform in Algeria, Proceedings of the Third Forum held on 6/7 May 2009, Publications of the Educational Questionnaire in Algeria under the Current Challenges, University of Mohammed Khader Biskra Joan 2009, pp. 367-383.

8. Boaisha Noura: Teaching practices for teachers in the light of the approach of teaching competencies - a field study on a sample of inspectors - Master thesis, Department of Psychology and Science Education, Teaching Science, University of Qasidi Marbah, 2008, pp. 90-95.

9. Bouzida Abderahmane. Les institutions Algériens et leur progression, édit OPU, Algérie University, 1973.

10. Dawood Bourguiba. Ideal Education Curriculum. Arabic Printing Press, Ghardaia, Algeria, 2005, pp. 65-68.

11. Wilkens K. Higher Education Reform in the Arab World. The Saban Center for Middle East Policy at BROOKINGS, 2011.

1. Dobrodeev D.B. Obrazovanie i strategiya razvitiya stran Severnoi Afriki [Education and Development Strategy for North African Countries]. Moscow : Nauka, 1988, 120 p. (In Russ.).

2. Ivanova A.M., Yaku G.S. Vysshee obrazovanie v arabskikh stranakh: aktual'nye voprosy [Higher education in Arab countries: current issues]. Aziya i Afrika segodnya = Asia and Africa today, 2018, no. 1, pp. 53-59. (In Russ.).

3. Koukhareva E.V. Obrazovanie v arabskikh stranakh iz glubiny vekov do nashikh dnei [Education in the Arab countries from the depth of centuries to our days]. VestnikMGJMO universiteta = MGIMO Review of International Relations, 2014, no. 35 (2), pp. 299-306. (In Russ.).

4. Landa R.G. Istoriya Alzhira. XX vek [Algerian History. The twentieth century]. Moscow : Institut vostokovedeniya RAN, 1999, 308 p. (In Russ.).

5. Lukichev G.A. Razvitie vysshego obrazovaniya v arabskikh stranakh (analiticheskii obzor) [The development of higher education in the Arab countries (analytical review)]. Vestnik vysshei shkoly = Alma Mater (Higher School Herald), 2008, no. 4, pp. 48-52. (In Russ.).

6. Ali Barajel, Yousef Adwan: The Methodology of Educational Reform and the Impediments of Implementing Quality Systems in Education, The Basic Stakes for the Activation of Educational Reform in Algeria, The Third Forum held 6/7 May 2009 Publications of the Educational Issue in Algeria under the Current Challenges Mohammed Khader Biskra University, No. 5, June 2009, pp. 283-298.

7. Amina Masak: Educational Reform and Pedagogical Renewal in Algeria, The Basic Stakes for Activating Educational Reform in Algeria, Proceedings of the Third Forum held on 6/7 May 2009, Publications of the Educational Questionnaire in Algeria under the Current Challenges, University of Mohammed Khader Biskra Joan 2009, pp. 367-383.

8. Boaisha Noura: Teaching practices for teachers in the light of the approach of teaching competencies - a field study on a sample of inspectors - Master thesis, Department of Psychology and Science Education, Teaching Science, University of Qasidi Marbah, 2008.

9. Bouzida Abderahmane, Les institutions Algériens et leur progression, édit OPU, Algérie University, 1973, pp. 90.

10. Dawood Bourguiba, Ideal Education Curriculum. Arabic Printing Press, Ghardaia, Algeria, 2005, pp. 65-68.

11. Wilkens K. Higher Education Reform in the Arab World. The Saban Center for Middle East Policy at BROOKINGS, 2011.

References

Статья поступила в редакцию 14.04.2019 г.; принята к публикации 15.05.2019 г.

Submitted 14.04.2019; revised 15.05.2019. Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Citation for an article:

Си Насер Н., Кондратенко Е. В. Генезис системы профессиональной подготовки учителей в Алжире // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 2. С. 209-213. Ш1: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-209-213

Si Naser N., Kondratenko E. V. The genesis of teacher training in Algeria. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 2, pp. 209-213. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-209-213 (In Russ.).

Об авторах Си Насер Наима

аспирант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Mina_abir@live.com

About the authors Naima Si Naser

Postgraduate student, Mari State University, Yoshkar-Ola, Mina_abir@live. com

Кондратенко Елена Валентиновна

кандидат педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, elena_kondratenko 12@mail. гы

Elena V. Kondratenko

Ph. D. (Pedagogy), Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, elenakondratenko 12@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.