УДК
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИРИИ (СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ)
К. О.Просюкова
Статья рассматривает цели демократических преобразований в Сирийской Арабской Республике, направленные на создание такой организации учебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать.
Ключевые слова: демократизация, педагогическое образование, Сирийская Арабская Республика.
Термин «демократизация образования» неразрывно связан с понятием «демократичности общества». Однако, по причине субъективности определения «демократичности» того или иного общества, а также в связи с развитием политики двойных стандартов в современных условиях, многие авторы называют демократизацию лишь ширмой при достижении целей, никак не связанных с демократией в обществе, а зачастую и противоречащих демократическим принципам [4]. Принимая во внимание, что институт образования неразрывно связан с социумом, политической и экономической структурой любого государства и играет важную роль в формировании духовной жизни общества, а также формирует и развивает интеллектуальный потенциал общества, тенденция демократизации образования становится одной из ведущих тенденций наряду с тенденцией демократизации общества в целом. Согласно Дарону Аджемоглу, одной из причин перехода большинства стран от диктатуры к демократии является «рост образованности граждан, которые в среднем более либеральны и склонны поддерживать демократические ценности» [6, С. 133]. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что процессы демократизации общества и образования включают в качестве основной цели создание свободного либерального общества, развитие его потенциала и переоценка личных установок граждан. Демократизация образования определяется его доступностью, предоставлением каждому человеку возможности получения и развития своих
знаний. А неотъемлемая сторона этого процесса - демократизация всего уклада жизни образовательных учреждений, их работа на принципах самоуправления, привлечения самих учащихся и заинтересованных групп населения к решению всех проблем. Демократизация образования предполагает создание условий для удовлетворения запросов представителей разных социальных, национальных, возрастных, региональных и других общественных групп, обеспечение возможностей для свободного самоутверждения и самовыражения каждой личности в сфере образования.
На современном этапе развития Сирии реализация идеи демократизации образования, ее продолжение и развитие осуществляется на фоне ряда противоречий: с одной стороны - осознания субъектами образовательного процесса необходимости демократизации образования, и, с другой стороны -недостаточностью теоретических разработок ее осуществления, а также неготовностью учителей и учащихся к новому типу отношений, недостаточной сформированностью демократической культуры, попытками механистического переноса зарубежного опыта без учета национальных особенностей [3]. По этой причине очевидной становится необходимость пересмотра идеи демократизации педагогического образования.
Как и для нашей страны, вторая половина XX века стала переломным моментом для Сирии. Создание независимого государства Сирийской Арабской Республики стало началом подлинного национально-культурного возрождения сирийского народа. Коренные преобразования, происходящие в последние десятилетия в Сирии, затронули как систему образования в целом, так и систему педагогического образования в частности. Идет активный поиск путей организации новой системы, оптимального содержания и эффективных методик подготовки специалистов. Характер, особенности и направленность подготовки специалистов в Сирии определяются воздействием национальных культурных традиций и учетом опыта стран, для которых сфера педагогического образования специфична и имеет трехступенчатую форму образования: а) среднее профессиональное - для подготовки педагогов
дошкольного и начального образования; б) высшее профессиональное - для обучения преподавателей средней школы; в) послевузовское - в форме магистратуры, аспирантуры, докторантуры, для подготовки преподавателей высших учебных заведений. Вместе с тем в целях повышения уровня обучения и воспитания студентов, по мнению ряда сирийских исследователей, необходима реализация личностного подхода к учащимся как активным субъектам учебной деятельности, а процесс подготовки станет эффективным при условии разработки оптимальных учебных планов, программ и полных методических комплексов по каждой дисциплине.
По мнению ряда исследователей, демократизация педагогического образования в Сирии требует создания определенных условий:
1. Необходимо принимать во внимание, что многолетние традиции профессиональной подготовки в Сирии в сочетании с передовым европейским педагогическим опытом являются основой становления и развития профессиональной подготовки педагогов для разных ступеней образования.
2. Эффективности реализации целей и задач педагогического образования способствует адекватная им структура специальных дисциплин, учитывающих современные знания, практический опыт, культурные и религиозные традиции, особенности арабского языка и искусства.
3. Внедрение концепции многоступенчатой системы педагогического образования в Сирии, основанной на поэтапной подготовке педагога.
4. Технология использования в учебном процессе содержания педагогических дисциплин должна предусматривать приемы вариативного применения различных ее аспектов в зависимости от конкретных педагогических условий [9].
Важность решения проблемы демократизации образования подчеркивается в документах и материалах, издаваемых Организацией арабских стран по образованию, науке и культуре. В изданиях этой организации демократизация
образования представляется как неотложная задача в общем комплексе проблем социально-экономического развития арабских стран, отмечается, что демократизация образования зависит от демократизации всей жизни общества и возможна при обеспечении социального равенства, достижении равенства образовательных возможностей между мужчинами и женщинами, между жителями города и сельской местности. В арабском мире имеется и другое мнение. Так, ряд политических деятелей в Сирии считают, что в данный момент демократизация педагогического образования не является актуальной проблемой, так как народные массы в большинстве своем еще не созрели в полной мере для того, чтобы пользоваться плодами демократии. Однако такую позицию разделяет явное меньшинство [4].
Огромный вклад в развитие педагогического образования в Сирии внесла советская школа. По этой причине после ряда социальных реформ, предпринятых властями в 90-х годах прошлого века, процесс демократизации как основной тенденции развития педагогического образования совершенно логично был связан с переходом от принципов советской образовательной системы к современной самобытной системе педагогического образования в Сирии. Реформы 1990-х гг. напрямую связаны с демократизацией общества и с демократизацией системы педагогического образования. Исследователи выделяют ряд показателей, которые могут помочь в оценке степени демократичности современной системы педагогического образования: доступность образования; обеспечение материальных возможностей для осуществления образования; возможность выбора образовательного учреждения; право будущих педагогов на собственные взгляды; установление стандартов; создание условий для формирования свободной личности педагога для реализации ее творческого потенциала; публичное обсуждение проблем педагогического образования, достижения консенсуса при определении приоритетов в области педагогического образования; автономность образовательных учреждений [9].
Определенные трудности система педагогического образования в Сирии испытывает по следующим показателям: обеспечение материальных
возможностей для осуществления права на образование (компетенция государства), установление стандартов (компетенция государства). Эти данные свидетельствуют о том, что идет процесс реформирования образования в условиях кризиса общества, существует необходимость углубления общественного характера образования и своевременного решения ряда проблем с учетом специфических особенностей системы педагогического образования в Сирии:
1. Первая из них связана с существованием двух типов учебных заведений педагогического профиля в Сирии: государственных и частных. Первый тип выбирает абсолютное большинство сирийских студентов. Бесплатное обучение в учреждениях этого типа делает образование доступным, однако, согласно докладу миссии ООН по правам человека о развитии арабских стран, государство столкнулось с проблемой качества предоставляемого образования. Отсутствие необходимого финансирования со стороны государства не позволяет пополнять фонды национальных библиотек, а отсутствие финансовых ресурсов для необходимого технического оснащения, а также проведения научных исследований неминуемо ведет к невозможности развития научной мысли, а также к низкому уровню знания иностранных языков, что является необходимым в условиях обмена опытом.
2. Вторая особенность связана с процессом приватизации образования в конце 1990-х, когда появились многочисленные частные школы, колледжи и университеты, основная цель которых была далека от повышения качества педагогического образования в стране. Исследования показывают, что по результатам квалификационных государственных экзаменов ситуация такова, что выпускники государственных университетов демонстрируют лучшие результаты в ходе экзаменов, нежели выпускники коммерческих учебных заведений. Таким образом, на практике результатом деятельности частных учебных заведений стало формирование новой элиты среди студентов
коммерческих учебных заведений. Студентами таких колледжей и университетов становились дети состоятельных родителей, тогда как другие студенты государственных учебных заведений были вынуждены мириться с нехваткой финансирования, и как следствие, отсутствием возможностей для полноценного обучения, невозможностью использования технических средств обучения и многими другими сложностями.
3. Третья особенность включает вопросы взаимосвязи творческого потенциала преподавателя и формирования свободной личности педагога, с одной стороны, и объективной необходимостью владения иностранными языками для этого - с другой. Хотя уровень владения языком и является несколько специфическим маркером процесса демократизации педагогического образования, тем не менее мы не можем не признать, что многоязычные преподаватели и педагоги имеют гораздо более широкие возможности для дискуссии и обсуждения проблем на международном уровне. Недостаточное внимание, которое уделяется обучению будущего поколения преподавателей иностранным языкам, привело к изоляции выпускников педагогических учебных заведений на поприще международных дискуссий. Невозможность публичного обсуждения проблем педагогического образования, разумеется, не может не повлиять на формирование собственных взглядов в отношении процессов, происходящих в мире, а также возможностей для реализации творческого потенциала преподавателя и определения приоритетов в области педагогического образования.
Проблема демократизации образования в Сирии на современном этапе стала еще более актуальной в последние годы в связи с процессом, который вошел в историю, как «арабская весна», когда вслед за Тунисом, Ливией и Египтом, «продемократические» настроения (как охарактеризовал это явление Запад) заставили тысячи людей выйти на улицы сирийских городов, бросив вызов идеалам 48-летнего правления партии Баас. Однако возникает вопрос: сможет ли Сирия, оставаясь светским государством на протяжении полувека, осуществить переход к демократии без угрозы исламизации социальных
институтов? Ответ на этот вопрос, безусловно, дать невозможно, пока сирийский народ самостоятельно не решит эту непростую задачу. Исследуя тенденции развития педагогического образования в Сирии, мы не можем не высказать предположения о негативном воздействии процесса исламизации педагогического образования, ведь в условиях многонациональной сирийской школы переход от светской модели к религиозной, исламской модели, окажет влияние на постановку целей педагогического образования, содержание образования и в целом нанесет определенный урон идее демократизации общества и образования в целом. Конечно, на данном этапе единовременная смена приоритетов в отношении педагогического образования произойти не может. Изменение подхода в области подготовки кадров в сфере образования, реформа системы педагогического образования, пересмотр содержания педагогического образования являются долгосрочными перспективами. Речь не идет о столетиях, но этот процесс, разумеется, займет определенное время. К тому же некоторые исследователи высказывают свои опасения в отношении псевдодемократических (как называют сами исследователи) процессов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Один из таких исследователей, доктор Дэвид Соренсон, высказал предположение о том, что «арабская весна» вполне может стать «арабской осенью» [8], своеобразным закатом солнца демократии, взошедшего на горизонте так недавно, если влияние идеи исламизации не ослабнет в обществе. Именно поэтому вопрос о дальнейшей демократизации сирийского общества, и как следствие, системы образования и педагогического образования, остается открытым.
Источники:
1. Антология педагогической мысли в России в XIX и ХХ вв.; М., 1990. 608с.
2. Адель Абдулмагид Алави. Современные тенденции развития народного образования в арабских странах. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Казань, 1996, 194с.
3.Апокаев П.А. Историко-педагогические и этно-педагогические основы демократизации образования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Чебоксары, 1998. 215с.
4. Абдулла Алимжидель. Основные направления демократизации школьного образования в арабских странах / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 1992. 180с.
5. Мухаметзянова Г.В., Ибрагимов Г.И. Проблемы и основные направления развития профессионального образования в условиях изменяющегося рынка труда // Казанский педагогический журнал, 2012. №2. С.5-18.
6. Просюкова К.О. Политические и социально-экономические предпосылки развития системы образования в Сирии // Казанский педагогический журнал, 2012. № 3. С. 179-185.
7. Субетто А.И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России // Сибирский педагогический журнал, 2008. №1. С.75-87.
8. Acemoglu Daron, James A.Robinson. Economic origins of Dictatorship and Democracy: Cambridge University Press, с.315
9. Przeworski Adam. Democracy and Development: Political Institutions and Well-being in the World, 1950-1990; Cambridge University Press, 336 p.
10. Sorenson David. Transitions in the Arab World: Spring or Fall?; Strategic Studies Quarterly, Air University USA, 2011, p.22-49.
11. University Systems in the Arab East: Publish Globally and Perish Locally vs. Publish Locally and Perish Globally; Current Sociology, vol.59, no.6, 18 p.
References
1. Antologiya pedagogicheskoy my'sli v Rossii v HIX i HH vv.; M., 1990. 608s.
2. Adel' Abdulmagid Alavi. Sovremenny'e tendencii razvitiya narodnogo obrazovaniya v arabskih stranah. Dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskih nauk, Kazan', 1996, 194s.
3.Apokaev P.A. Istoriko-pedagogicheskie i e'tno-pedagogicheskie osnovy' demokratizacii obrazovaniya. Dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. CHeboksary', 1998. 215s.
4. Abdulla Alimjidel'. Osnovny'e napravleniya demokratizacii shkol'nogo obrazovaniya v arabskih stranah / Dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1992. 180s.
5. Muhametzyanova G.V., Ibragimov G.I. Problemy' i osnovny'e napravleniya razvitiya professional'nogo obrazovaniya v usloviyah izmenyayusch'egosya ry'nka truda // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal, 2012. №2. S.5-18.
6. Prosyukova K.O. Politicheskie i social'no-e'konomicheskie predposy'lki razvitiya sistemy' obrazovaniya v Sirii // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal, 2012. № 3. S. 179-185.
7. Subetto A.I. Konceptual'no-teoreticheskie osnovy' resheniya problemy' kachestva obrazovaniya v Rossii // Sibirskiy pedagogicheskiy jurnal, 2008. №1. S.75-87.
8. Acemoglu Daron, James A.Robinson. Economic origins of Dictatorship and Democracy: Cambridge University Press, с.315
9. Przeworski Adam. Democracy and Development: Political Institutions and Well-being in the World, 1950-1990; Cambridge University Press, 336 p.
10. Sorenson David. Transitions in the Arab World: Spring or Fall?; Strategic Studies Quarterly, Air University USA, 2011, p.22-49.
11. University Systems in the Arab East: Publish Globally and Perish Locally vs. Publish Locally and Perish Globally; Current Sociology, vol.59, no.6, 18 p.
Зарегистрирована: 19.04.2013