Научная статья на тему '2011. 04. 028. Ханафи С. Университетская система на арабском Востоке: публиковаться на глобальном уровне и потерять на местном или публиковаться в местной печати и потерять на глобальном уровне. Hanafi S. University systems in the Arab East: publish globally and perish locally vs publish locally and perish globally // current sociology. - 2011. - Vol. 59, n 3. - p. 291-309. - doi:10. 1177/0011392111400782. - mode of access: http://csi. Sagepub. Com/content/59/3/291'

2011. 04. 028. Ханафи С. Университетская система на арабском Востоке: публиковаться на глобальном уровне и потерять на местном или публиковаться в местной печати и потерять на глобальном уровне. Hanafi S. University systems in the Arab East: publish globally and perish locally vs publish locally and perish globally // current sociology. - 2011. - Vol. 59, n 3. - p. 291-309. - doi:10. 1177/0011392111400782. - mode of access: http://csi. Sagepub. Com/content/59/3/291 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛИТЫ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА ПРОДВИЖЕНИЯ ПО СЛУЖБЕ / ПУБЛИКАЦИИ / УНИВЕРСИТЕТЫ АРАБСКОГО МИРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лавров М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 04. 028. Ханафи С. Университетская система на арабском Востоке: публиковаться на глобальном уровне и потерять на местном или публиковаться в местной печати и потерять на глобальном уровне. Hanafi S. University systems in the Arab East: publish globally and perish locally vs publish locally and perish globally // current sociology. - 2011. - Vol. 59, n 3. - p. 291-309. - doi:10. 1177/0011392111400782. - mode of access: http://csi. Sagepub. Com/content/59/3/291»

дели, может снизить ожидания женщин успешности в компьютерных науках. Как правило, женщины получают такие стереотипы из средств массовой информации, рекламы, а также с веб-сайтов по профориентации. По мнению авторов, это негативное явление, поскольку распространение подобных стереотипов в обществе может препятствовать созданию нового поколения женщин-ученых, которые не верят в возможность своего успеха в сфере STEM. Если стереотипные ролевые модели вызывали негативный эффект, то нестереотипные ролевые модели тоже не возвращали ожидания женщин на базовый уровень. При оценке потенциальной успешности у женщин женские ролевые модели были не более эффективны, чем мужские. В вопросе побуждения женщин и девушек к выбору области STEM результаты исследований показали, что женские и мужские ролевые модели являются одинаково эффективными. Стереотипные ролевые модели (как женские, так и мужские), несоответствующие женской гендерной роли, снижают ожидания успешности у женщин, но не влияют на эти ожидания у мужчин. Для женщин, которые уже выбрали рассматриваемую область для дальнейшей карьеры и идентифицируют себя с ней в достаточно высокой степени, женские ролевые модели усиливают склонность женщин к STEM и позволяют сохранить данные установки, когда женщины сталкиваются с ярко выраженными негативными стереотипами.

М.Н. Лавров

2011.04.028. ХАНАФИ С. УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СИСТЕМА НА АРАБСКОМ ВОСТОКЕ: ПУБЛИКОВАТЬСЯ НА ГЛОБАЛЬНОМ УРОВНЕ И ПОТЕРЯТЬ НА МЕСТНОМ ИЛИ ПУБЛИКОВАТЬСЯ В МЕСТНОЙ ПЕЧАТИ И ПОТЕРЯТЬ НА ГЛОБАЛЬНОМ УРОВНЕ. HANAFI S. University systems in the Arab East: Publish globally and perish locally vs publish locally and perish globally // Current sociology.

- 2011. - Vol. 59, N 3. - P. 291-309. - D0I:10.1177/0011392111400782.

- Mode of access: http://csi.sagepub.eom/content/59/3/291

Ключевые слова: формирование элиты; интернационализация исследовательской деятельности; система продвижения по службе; публикации; университеты арабского мира.

Автор из Американского университета в Бейруте (Ливан), редактор журнала «Ida/at - the Arab Journal of Sociology» и член

правления журнала «al-Mustaqbal al-Arabi», входящего в международные системы цитирования, в своей статье поднимает вопросы роли преподавателей и исследователей арабских университетов в процессах формирования новых элит Арабского Востока (Египта, Сирии, Палестины, Иордании и Ливана).

Современная система высшего образования, и в частности университеты, не только представляет собой сферу производства знаний, но и играет важную роль в формировании культуры региона, в котором она функционирует. Реферируемая публикация посвящена роли университетов в формировании местной элиты. Это требует учета многих элементов, в том числе особенностей системы приема абитуриентов, процессов аккредитации, обновления образовательных программ, специфики административных задач и системы финансирования, а также исследования системы опубликования исследовательских результатов, позволяющей научным сотрудникам конкурировать за право продвижения по карьерной лестнице. В связи с этим автор анализирует три основных момента, связанных с университетской системой: 1) обособление научной деятельности; 2) потеря университетами своей роли как общественной сферы; 3) значение критериев публикации в системе карьерного роста. Поскольку каждой области знания присущи свои специфические особенности, автор концентрируется на исследовании общественных наук, в частности социологии.

В исследовании был использован большой массив информации: интервью с 23 учеными - представителями стран Арабского Востока (Египет, Сирия, Палестина, Иордания, Ливан) по поводу их практики публикации результатов исследований и участия в оценке продвижения коллег по службе; анализ 203 резюме исследователей (за последние четыре года), вывешенных на сайтах университетов либо присланных автору как редактору журнала (во внимание принимались язык и распределение предыдущих публикаций, рейтинг автора, его участие в конференциях, семинарах, общественных и академических дискуссиях и т.д.); анализ содержания программ 30 курсов по социологии в Университете Св. Иосифа (Saint Josef University), Ливанском американском университете (Lebanese American University - LAU) и Американском университете Бейрута (American University of Beirut - AUB). Кроме того, автором проведен анализ различных публикаций по тематике

исследования, в том числе докладов ООН, а также использован собственный опыт работы в качестве редактора.

Университетская система Арабского Востока может быть представлена как совокупность нескольких достаточно ярко выраженных обособленных секторов. Основа системы - государственные университеты. В период после получения независимости в странах региона произошел значительный рост числа студентов, которые получают образование в основном в государственных вузах. Но сегодня государственные университеты сталкиваются с массой проблем: низкие зарплаты профессорско-преподавательского состава, библиотеки низкого качества, нехватка ресурсов для образовательного процесса, несоответствие образовательных программ современным требованиям, недостаточность финансирования для проведения исследований, а также элементы политической цензуры и ограничение в выборе подходов к содержанию образования. Все это, по мнению автора, приводит к тому, что на фоне роста количества студентов не происходит улучшения качества их образования (с. 293). Язык, на котором проводится обучение в этих вузах, - арабский.

Второй тип университетов, существующий в регионе с XIX в., - частные некоммерческие университеты, ориентированные прежде всего на привлечение абитуриентов из среднего класса (например, LAU, AUB в Ливане, Американский университет в Каире). К этой же социальной группе относятся, как правило, и сотрудники университетов. Данные учреждения играют значительную роль как консервативные институты, воспроизводящие различия между социальными классами как следствие перенимания студентами взглядов и ожиданий преподавателей. В этих университетах обучение ведется исключительно на английском либо французском языке.

Третий сектор университетской системы региона стал развиваться с 1990-х годов и включает частные коммерческие университеты Египта, Сирии и других стран Персидского залива.

Важной особенностью развития арабских университетов в XXI в. стало снижение бюджетного финансирования на фоне возрастающей конкуренции, что выразилось в росте рыночных решений, стимулировании стандартизации и корпоратизации. Многие вузы создали совместные предприятия с частными корпорациями,

превратили свои образовательные услуги в товар, предлагая дистанционное обучение. Коммерциализация образования привела, по мнению ряда исследователей, к ситуации, когда приоритеты в государственных университетах задаются рынком, происходит подмена общественных целей частными задачами. Главная цель - превратить университет в антрепренерскую организацию, которая стимулировала бы тесное сотрудничество с производственным сектором экономики. В результате всех этих трансформаций остро встает проблема качества образования, так как коммерческие университеты не всегда могут обеспечить достаточную подготовку студентов, способных конкурировать на мировом рынке. Характерной особенностью развития системы высшего образования в регионе стал синтез тенденций приватизации и глобализации: 2/3 новых университетов, образованных с 1993 г., - частные, и почти половина из них - это филиалы западных, прежде всего американских, университетов (с. 294).

Автор выделяет ряд проблем в сложившейся системе. Филиалы университетов в других странах могут защитить университет от консервативного давления своих обществ и стимулировать его развитие, в то же время это ведет к желанию университета порвать связи с обществом. Такое обособление не стимулирует научно-исследовательскую деятельность, а общественные науки в таких университетах находятся в маргинальном положении. Возникает конфликт и между желанием проводить национальные исследования и необходимостью межнациональных проектов. В совокупности с языковым и культурным разделением, сопутствующим получению образования различного качества, это может привести к негативным последствиям для развития системы в целом: с одной стороны, происходит недооценка местного контекста в проведении исследований в привилегированных университетах, а с другой -значительная часть молодых выпускников изолированы от международного опыта.

Сложившаяся ситуация в значительной мере определила проблему, связанную с проведением исследований и представлением результатов, полученных сотрудниками университетов. Авторы, которые владеют даже несколькими языками, сталкиваются с действием политико-экономических и культурных факторов, определяющих круг исследовательских проблем, возможности получения

финансирования и публикации работ, необходимостью учета приоритетов иностранных издательств и т.д. Таким образом, в результате языкового разделения, приватизации и коммодификации знания формируется иерархическая система между университетами и элитами, происходит разделение ученых по языковому признаку.

Относительно социологического знания автор отмечает, что можно наблюдать расхождение между учеными, занимающимися научными социологическими исследованиями, и социологами-практиками, разделение научной сферы и общественных запросов. Это влечет за собой риски превращения профессиональных и критических исследований в элитарные, не соответствующие либо не связанные с общественными потребностями, отделения университетов в целом от общественной сферы.

Рассматривая университетскую систему не только как производителя общественного блага, но и как важную составляющую общественной сферы, где обсуждаются и проверяются новые идеи, автор вынужден сделать вывод об отсутствии данной функции среди университетов Арабского Востока, что объясняется стремлением оградить себя от враждебности со стороны определенных социальных групп. Кроме того, в условиях коммерциализации образования сказался сдвиг финансовых потоков от исследований в гуманитарных областях (истории, философии и Среднего Востока) к бизнес-школам и инженерным отделениям университетов. Ряд респондентов указали на то, что в условиях специфики региона администрация университетов относится с большой долей осторожности к обсуждению вопросов, связанных с общественным развитием, а в ряде случаев стремится к дистанцированию от сотрудников, активно участвующих в такого рода деятельности, и просит их не афишировать свою принадлежность к университету.

Университеты играют важную роль не только в производстве, но и в легитимизации знаний. Одним из ориентиров в данном процессе является распределение финансирования в рамках университета между исследовательскими направлениями и профессорско-преподавательским составом. Большое значение при этом имеет учет публикаций полученных результатов сотрудника в его карьерном продвижении, поскольку наличие публикаций в журналах, входящих в международные системы цитирования, - это один из главных критериев оценки качества исследовательской работы.

Но это и один из основных источников возникновения конфликта для авторов в выборе тематики исследований. В процессе интервьюирования многие респонденты выражали сожаление по поводу того, что «статьи на арабском языке не могут быть учтены», так как эти работы относились к разряду «местных». В качестве примера, подтверждающего эту тенденцию, автор приводит отчет университета ЛИВ, согласно которому на арабском языке в 2008 г. было опубликовано 3 статьи из 245 и 2 книги из 27 (с. 300). Стремление авторов публиковать статьи преимущественно на иностранных языках объясняется различным весом работ в системе оценки научной деятельности и, следовательно, в их значимости для академического и общественного признания, карьерного роста. Однако эта проблема наблюдается не только в арабском регионе мира, но в целом во всех южных странах в системе «Север - Юг».

Эти обстоятельства не могут не сказываться на выборе тематики проводимых исследований, применяемых подходов, литературы для цитирования и т.д. В результате ученый встает перед выбором: публиковаться на глобальном уровне, но пожертвовать исследовательскими задачами, актуальными для своего региона, или публиковаться в региональных и местных журналах, но потерять в признании «на глобальном уровне». Автор также указывает на то, что система рейтинговой оценки деятельности сотрудников университетов часто не учитывает публикации в электронных журналах, которые частично позволяют снять указанную проблему.

В заключение автор делает следующие выводы. Публикации как важное направление в производстве научной продукции зависят как от институционального (рейтинговая система университета и финансовые источники), так и от когнитивного (тип знания) аспектов. В статье сделана попытка осмысления специфических взаимосвязей между институциональными особенностями и характеристиками производимого знания.

Выявленные автором тенденции, характерные для ряда университетов рассматриваемого региона, позволяют говорить о том, что сотрудники университетов вынуждены стандартизировать свои исследовательские практики в целях обеспечения возможности публикаций в англоязычных журналах, входящих в международные системы цитирования, что оставляет меньше места для творчества и оригинальности. Признанные в международном научном

сообществе журналы с высоким импакт-фактором должны представлять возможности отражения разнообразных научных концепций и стилей, но не в контексте исключительно арабского феномена, а с точки зрения повышения общего научного разнообразия в глобальном масштабе. Относительно развития социологической науки автор отмечает, что доминирование «северного» подхода приводит к тому, что в «южных» странах производятся «периферийная наука» и «периферийная точка зрения», что во многом закрепляется существующей в современных университетах рейтинговой системой.

М.Н. Лавров

2011.04.029. СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ РАБОТЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПЕРСОНАЛА, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ТАЙВАНЕ / ВАН СИНКО, ЦЕНГ ЮНФЭН, ЕН ЮЙФАН, ХУАН ИНЧУН. University staff performance evaluation systems, organizational learning and organizational identification in Taiwan / Wang Hsing-Kuo, Tseng Jung-Feng, Yen Yu-Fang, Huang Ing-Chung // Social behavior and personality. - 2011. - Vol. 39, N 1. - P. 43-54. - D0I:10.2224/ sbp.2011.39.1.43.

Ключевые слова: системы оценки работы; организационное обучение; идентификация.

Авторы из ведущих университетов Тайваня проводят анализ системы оценки работы сотрудников университетов и ее взаимодействие с организационным обучением и идентификацией.

Ускорение развития, стремительное развитие компьютерных технологий и всемирное распространение Интернета привели к тому, что сегодня процесс обучения не ограничен определенными временными и пространственными рамками. «Как составляющая часть данного тренда учреждения высшего образования, видимо, должны стать организациями, оказывающими услуги в системе глобальных экономических рынков» (с. 43-44). В эпоху экономики знаний значительное внимание должно быть уделено продуктивности и эффективности администрирования.

С учетом изменения внешней среды сотрудники университетов также должны быть предметом исследования с точки зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.