https://doi.orq/10.30853/manuscript.2018-1.6
Малаховский Алексей Кимович, Банифадель Мотаз, Дургам Набхан
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ АРАБСКОГО ВОСТОКА В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ половине хх в.
Статья посвящена анализу процесса профессионализации арабской периодической печати в период перехода от традиционного османского общества конца XIX в. к современному обществу первой половины ХХ в. Рассматриваются специфика социального статуса журналистов, изменения законодательства о прессе, появление зачатков профессиональной подготовки и создание первого профессионального союза арабских журналистов. Авторы приходят к выводу о том, что профессионализация арабской журналистики происходила в исторически короткий период на фоне противоречий, характерных для традиционного общества, вступившего в эпоху трансформации. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2018/1/6.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 1(87) C. 30-34. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2018/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
19. Статистический временник Российской империи. Сер. II. Вып. 21. Движение населения в Европейской России за 1874 год / Изд. Центр. стат. ком. МВД. СПб., 1882. 383 с.
20. Статистический временник Российской империи. Сер. II. Вып. 21. Движение населения в Европейской России за 1882 год / Изд. Центр. стат. ком. МВД. СПб., 1887. 427 с.
21. Тюкавкин В. Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. М.: Памятники исторической мысли, 2001. 304 с.
AGRARIAN POLICY OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF THE XIX - AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY (BY THE MATERIALS OF THE RYAZAN PROVINCE)
Kostyleva Elena Nikolaevna, Ph. D. in History Ryazan Institute (Branch) of Moscow Polytechnic University lena-kostyleva@yandex. ru
The article is devoted to the peculiarities of the agrarian policy of the Russian Empire at the turn of the XIX-XX centuries. The author substantiates that a complex of socio-economic problems in the country was associated with inadequate land support and the communal system of land tenure of the main taxation estate - the peasantry. By the example of the Ryazan province it is shown that the weak sides of the agrarian sector were the following: the unfavorable conditions of land rent, the increased taxation and the decrease in the paying capacity of the rural population, as well as a low level of agricultural intensification. Basing on the analysis of archival materials and on the attraction of data from the periodical press, the paper establishes that the main task of government policy during that period was to grant peasants the free right to leave the community and to assign allotment land to them for personal property.
Key words and phrases: land security; farming; communal land tenure; agricultural sector reform; Ryazan province; socioeconomic development.
УДК 93/94 Дата поступления рукописи: 27.02.2018
https://doi.Org/10.30853/manuscript.2018-1.6
Статья посвящена анализу процесса профессионализации арабской периодической печати в период перехода от традиционного османского общества конца XIX в. к современному обществу первой половины ХХ в. Рассматриваются специфика социального статуса журналистов, изменения законодательства о прессе, появление зачатков профессиональной подготовки и создание первого профессионального союза арабских журналистов. Авторы приходят к выводу о том, что профессионализация арабской журналистики происходила в исторически короткий период на фоне противоречий, характерных для традиционного общества, вступившего в эпоху трансформации.
Ключевые слова и фразы: традиционное арабское общество; арабская журналистика; путь профессионализации; официальный правительственный печатный орган; частная пресса; активная образованная прослойка общества; романтический ореол журналистики; законы о прессе; профессионализация арабской журналистики; персональный журнализм; журналистика современного типа; этические нормы; профессиональные журналистские объединения; «многоукладность» арабской журналистики.
Малаховский Алексей Кимович, к.и.н., доцент Банифадель Мотаз Дургам Набхан
Российский университет дружбы народов, г. Москва
[email protected]; [email protected]; [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ АРАБСКОГО ВОСТОКА
В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В.
Журналистика периода перехода Арабского Востока к современному обществу, в отличие от таких профессиональных областей, как, например, юриспруденция и медицина, не требовала формализованных, четко сформулированных знаний, академических степеней и документов, подтверждающих квалификацию. В США первые высшие учебные заведения, готовящие профессионалов в области журналистики, начали появляться в конце XIX в., в Европе - в начале ХХ в., то есть несколько веков спустя после возникновения журналистики как таковой. Интересно проследить, в какие исторические сроки и каким образом протекала эволюция арабской журналистики от периодических изданий османского периода (конец XIX в.) до институциональной прессы периода формирования арабских государств (1940-е гг.).
В традиционном арабском обществе акт распространения печатного слова, посвященного политическим проблемам, был не только непривычен, но и символизировал отход от общепринятых исламских ценностей. Таким образом, журналистика бросала вызов правящим кругам и духовенству, становясь проводником процессов социальной, технологической, культурной трансформации. Становясь привлекательным родом занятий
для образованных молодых людей, арабская журналистика, начавшая пробивать себе дорогу из недр традиционного общества, превращалась как в источник вдохновения, так и в причину разочарования, при этом продвигаясь по пути профессионализации.
Арабские историки отмечали значительную роль, которую сыграли в становлении арабской журналистики правители Египта XIX в. Мухаммад Али и Исмаил. Оба египетских хедива, правившие в начале и во второй половине XIX в., опираясь на просвещенных представителей элиты, не только ввели журналистику в практику функционирования государства, но и заложили основу для ее дальнейшего развития. Среди просветителей, приближенных к правителям и занимавших государственные посты, необходимо выделить такую фигуру, как организатор института переводов и системы просвещения Рифаа Рафи ат-Тахтави, который привлек в официальный правительственный печатный орган ряд талантливых авторов, связавших свою судьбу с печатным словом.
В частном секторе зарождающейся прессы в 1860-70-е гг. выделились ливанцы Халиль аль-Хури, Бутрус и Салим аль-Бустани, Ахмад Фарис аш-Шидьяк, Якуб Сарруф, Салим и Бишара ат-Такля, которые организовали периодические издания в Ливане, Турции, Египте, создав питательную среду для молодых талантливых авторов. К концу XIX в. в Египте и Сирии и в меньшей степени в других арабских странах частные периодические издания и правительственная пресса начинают становиться сферой деятельности активной образованной прослойки общества.
Ряд журналистов получили статус борцов за интересы зарождающихся национальных государств арабского мира благодаря своим публикациям, в которых выражалось стремление арабов освободиться от Османской империи и растущего влияния европейских колониальных держав. Публицисты, призывавшие к решительным действиям с целью создания независимых государств в конце XIX в. и в ХХ в., не только становились героями в глазах пробуждающегося арабского общественного сознания, но и придали героический ореол журналистике. В Египте это были Мустафа Камиль, Лютфи ас-Саййид, Саад Заглуль и целая плеяда других деятелей крепнущего национально-освободительного движения. В Сирии выделились Му-хаммал Курд Али и Юсуф аль-Иса, в Ливане - Джибран и Гассан Тувайни, в Ираке - Рафаил Батии и Тау-фик ас-Самаани и ряд других публицистов эпохи краха Османской империи и Первой мировой войны. Многие из этого поколения арабских публицистов и журналистов погибли в ходе бурных событий конца XIX - начала ХХ в., придав романтический и героический ореол зарождающейся профессии.
Уверенный рост числа периодических изданий в арабском мире, начавшийся в конце XIX в. и продолжившийся в первой половине ХХ в., начал привлекать в журналистику все большее количество образованных молодых людей. Так, арабские историки с большой долей точности подсчитали, что к началу 1930-х гг. возникло свыше 3 000 названий газет и журналов [11, p. 488-491]. В 1930-40-е гг. к ним добавились еще несколько сотен названий периодики, появлявшиеся прежде всего в Египте, Ливане и Сирии. «Каждый день в редакции газет обращаются все новые молодые люди, желающие работать в журналистике», - отмечал известный египетский автор Эмиль Зайдан в 1931 г. [Цит. по: 2, p. 217]. Не только в арабских журналистских центрах, но и на периферии арабского мира журналистская профессия становилась все более привычной в 1930-е гг.
Со времен своего возникновения журналистика в арабских странах была открыта для любого образованного человека. Требования, предъявляемые государственными властями для желающих начать журналистскую деятельность, были минимальными. Закон Османской империи о прессе, принятый в 1865 г., устанавливал минимальный возрастной ценз в 30 лет и отсутствие судимостей, не вводя никаких специфических требований по уровню образования, профессиональных навыков, финансовых обязательств. В 1909 г. в закон было внесено дополнение, гласящее о том, что владелец газеты или журнала должен уметь читать и писать на языке издания, а в 1912 г. было добавлено требование семилетнего образования и обязательность внесения денежного залога (видимо, для большей эффективности цензурного контроля) [Ibidem].
Законы о прессе арабских стран постосманского периода, т.е. после окончания Первой мировой войны, немногим отличались от закона времен империи. Для начала выпуска газеты требовалась лицензия, которая выдавалась в зависимости от наличия гражданства страны проживания, минимально допустимого возраста (обычно от 20 до 25 лет), отсутствия судимости, внесения залога. Законы некоторых стран требовали наличие «хорошей репутации» (Египет, Ирак), в ряде государств требовалось полное школьное образование (Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак) [Ibidem]. Требование выполнения финансовых гарантий зачастую становилось серьезным препятствием для начинающих периодических изданий, поскольку суммы залогов были высоки (например, 300 египетских фунтов для Египта в 1930-х гг.). В остальном же арабское законодательство о прессе не слишком осложняло журналистскую деятельность: оно в большей степени касалось владельцев периодических изданий, пишущим журналистом мог стать любой образованный человек, поскольку отсутствовали особые требования к профессиональной подготовке.
Журналистика привлекала молодежь по ряду причин, главной из которых было стремление добиться известности. Относительная легкость получения возможности попасть в штат газеты или журнала при наличии образования (на фоне высокого уровня неграмотности в арабском мире) и личные амбиции влекли многих выпускников школ, колледжей и университетов. Желание получить образование и начать публиковаться витало в воздухе, им было пропитано молодое поколение арабского возрождения («нахды») конца XIX -начала ХХ в. «Я начал читать арабские газеты, когда мне было 13 лет», - вспоминал сирийский журналист Мухаммад Курд Али. В этом возрасте он подписался на две ливанские газеты, затем, поступив во французскую школу в Дамаске, он подписался на парижский еженедельник "L'Ami de la Campagne". «Я внимательно прочитывал его, по два раза и больше перед тем, как получить следующий номер». Курд Али также читал
турецкие газеты, приходившие из Стамбула, «особенно литературные и исторические. В пятнадцатилетнем возрасте Курд Али начал высылать собственные материалы в газеты, чтобы участвовать в обсуждении проблем, в которые он был погружен в результате чтения прессы, что в конечном итоге привело его к созданию собственной газеты» [5, p. 55]. Подобным образом сложилась и журналистская судьба его египетского современника Салямы Мусы. В школьном возрасте он покупал «старые или даже свежие номера газет, несмотря на их высокую цену, и штудировал их от корки до корки» [8, p. 41]. Еще будучи школьником, Муса начал рассылать газетам собственные статьи и затем начал издавать собственную газету.
Большинство свежеиспеченных журналистов конца XIX - начала ХХ в. были движимы не коммерческими интересами, а идейными соображениями, острым желанием способствовать общественному прогрессу. Заявлениями о намерении содействовать общественному благу открывались все ставшие легендарными газеты и журналы: «Аль-Урва аль-Вуска» («Наикрепчайшая связь») Джамаль-эд-Дина аль-Афгани и его сподвижников, в 1880-е гг. из эмиграции призывавших к единению мусульман перед лицом угрозы европейского проникновения на Арабский Восток [1, p. 230], «Аль-Лива» («Знамя») Мустафы Камиля, в начале ХХ в. возглавившего антибританские выступления в Египте. Ливанский просветитель Искандар Маалюф, египетский издатель Наджиб Шарка, начавшие свою журналистскую деятельность в начале ХХ в., говорили о том, что печатаются ради достижения прогресса культуры и готовы издаваться без прибыли [2, p. 219]. «Мы не знаем ни одной газеты в Палестине, которая платила бы своим авторам», - писал один палестинский журналист о межвоенном периоде. «Наоборот, пишущие авторы осаждают газеты с тем, чтобы напечататься» [4, p. 40].
Со временем романтические устремления начали уступать место коммерческим соображениям. Так, например, в 1932 г. владелец только что открытого бейрутского литературного журнала отметил: «Многие, возможно, удивлены нашей инициативой начать издание данного журнала на фоне многих существующих изданий. Наш ответ им: это выгодное предприятие. Если бы не было разнообразных мнений, не было бы рынка для подобных товаров. Наш журнал найдет своих читателей, как и наши конкуренты» [2, p. 220]. Не признавая открыто намерения извлекать прибыль из своей журналистской деятельности, ряд издателей периодики арабских стран первой половины ХХ в. не могли устоять перед тем, чтобы не извлекать материальную пользу из своей лояльности тем или иным государственным мужам или предпринимателям, арабским или иностранным. Постепенно продавать свое перо за деньги, при этом не разделяя политических взглядов своего спонсора, стало частью журналистской деятельности.
Рядовые журналисты арабских стран межвоенного периода работали за крайне низкие заработные платы. Так, в 1920-е гг. один каирский журналист, работавший по найму, отмечал, что «в целом публика считает журналистику опасным занятием, которое может привести к тюремному заключению, занятием на грани бедности и разорения» [7, p. 19]. Действительно, репрессии властей, то и дело обрушивавшиеся на прессу, прежде всего на рядовых журналистов, зависимость от скупости работодателей не способствовали престижности работы в периодических изданиях. Говоря о журналистской деятельности в 1920-30-е гг., один палестинский журналист отмечал, что «нет ни общественного мнения, на которое можно опереться, ни четких принципов, которых надо придерживаться, ни открытости чужому мнению, чтобы воспринимать честную критику», поэтому выполнение журналистского долга «крайне затруднено и тягостно» [Цит. по: 2, p. 220]. Так, романтический период первых периодических изданий времен кризиса и распада Османской империи и арабского возрождения сменился разочарованием следующего поколения журналистов, работавшего в период становления журналистики постосманского, колониального периода на Арабском Востоке.
Как и в Европе, арабская журналистика шла по пути от призвания к профессии и от персонального журнализма к коллективной журналистской деятельности. В отличие от Европы, этот переход был не столь длителен по времени и протекал в условиях перехода от османского владычества и традиционного мусульманского общества к зависимости от европейских колониальных держав и началу трансформации традиционного общества. Поэтому на фоне многовековых мусульманских традиций и крайне ограниченного характера и запоздалого начала индустриального развития профессионализация арабской журналистики протекала в своеобразных формах.
Американский исследователь Доналд Рид в своем исследовании «Подъем профессий и профессиональной организации в современном Египте» выделяет четыре критерия для определения профессионализации любой деятельности, включая журналистику: 1) внедрение университетского образования в данной области; 2) возникновение специализированных журналов по данной профессии; 3) численный рост тех, кто занят в данной профессии, 4) возникновение профессионального союза [9, p. 28]. Однако, по признанию самого Рида, данные критерии применимы к таким областям, как право, медицина, инженерное дело, просвещение. В отношении журналистики, учитывая специфику арабского мира, данные индикаторы не совсем корректны. Так, первый признак - университетское образование - применим к Египту лишь с конца 1930-х гг. Второй критерий - специализированные журналы - практически неприменим к арабской журналистике. Третий индикатор - рост численности профессионалов - также не отражает истинного положения дел в журналистике, и только, пожалуй, четвертый критерий - профессиональный союз - применим к Египту, в котором объединение журналистов появилось в 1941 г. [Ibidem, p. 51].
Более целесообразно стоило бы проследить, как из персонального журнализма постепенно вырастала журналистика современного типа. Образ журналиста как «мастера на все руки», который редактирует, администрирует, занимается техническими вопросами, характерный для европейской и американской журналистики XVII - начала XIX в., актуален для отдельных регионов арабского мира вплоть до середины ХХ в.
На протяжении XIX в. большинство арабских периодических изданий ютились в типографиях, а их авторы (они же редакторы и корректоры) собирали и писали материалы, находясь то в кафе, то в мечети, то в пути. Статью, открывающую первый номер журнала «Аль-Манар» в 1897 г., египетский публицист Рашид Рида написал «карандашом, находясь в мечети аль-Исмаили». Его современники «часто сидели в каирских кафе», где они «писали, встречались со своими агентами и распространителями, проводили переговоры с теми, кто хотел использовать их газеты для полемики с другими газетами» [10, p. 1005]. На этапе персонального журнализма периодические издания прочно ассоциировались с личностями своих редакторов, в большинстве случаев газета или журнал прекращали свое существование со смертью редактора.
Параллельно с персональными периодическими изданиями, начиная с середины 1880-х гг. в Египте начали появляться газеты, которые намеревались превратиться в более крупные предприятия наподобие западной прессы, специализировавшейся на актуальных репортажах. В таких газетах начало происходить разделение на отделы, занимающиеся редакционной, технической и административной деятельностью. Появление египетских политических партий, готовых финансировать газеты, способствовало появлению более крупных изданий. В Египте данное явление началось накануне Первой мировой войны, в Ливане и Сирии -несколько позже. Более крупных газет в межвоенный период в арабском мире насчитывалось немного, не более дюжины на Египет, Ливан и Сирию, они существовали параллельно с массой мелких газет и журналов, все еще находившихся в эпохе персонального журнализма.
Постепенно начали вырабатываться представления об этических нормах журналистов, которые зачастую ввязывались в жаркую полемику друг с другом на почве политических и прочих противоречий, переходивших во взаимные личные нападки и оскорбления. Постепенно в журналистской среде складывалось неприятие положения, при котором, по словам египетского публициста Рашида Риды, «не те люди вторгались в профессию, не имея какой-либо подготовки, и порочили ее репутацию» [Цит. по: 2, p. 227]. Таким образом, в журналистской среде начало складываться представление о журналистике как о профессии, имеющей этические нормы и несущей ответственность перед обществом. Представления о таких нормах появлялись в начале ХХ в. у журналистов в Ливане и Египте, где в прессе зарождались описания идеального журналиста того времени, который должен быть мудр и честен, знать проблемы современного общества и способствовать их решению. При этом журналист должен обладать хорошим стилем письма, быть понятным читателям, соблюдать этические нормы [Ibidem]. Сирийский автор Курд Али был более требователен: он писал о том, что журналист должен владеть арабским языком на уровне лучших арабских писателей, при этом знать один или два иностранных языка, чтобы знакомиться с материалами иностранной прессы, знать юриспруденцию, историю, разбираться в тонкостях ислама, быть знакомым с нравами и обычаями народов, о которых он пишет [5, р. 94].
В 1931 г. египетский журналист Эмиль Зайдан подчеркивал, что «современный журналист должен быть хорошо образован, поскольку сегодняшний читатель отличается от вчерашнего, и тот журналист, который не полностью выполняет свой долг, обречен на поражение» [Цит. по: 2, p. 228].
Эти несколько идеалистические высказывания не воплощались в практическое журналистское образование до 1936 г., когда в Американском университете Каира впервые в арабском мире открылись курсы по подготовке журналистов. В 1939 г. вечерние журналистские курсы были организованы в Каирском университете по инициативе премьер-министра Али Махтра [Ibidem, p. 229]. В других арабских странах организованное обучение журналистике началось лишь во второй половине ХХ в.
Попытки создания журналистских ассоциаций время от времени возникали в Ливане, Египте и Сирии с конца XIX в. Главный редактор каирской газеты «Аль-Ахрам» Бишара Такля в 1896 г. выступил с инициативой сформировать профессиональный союз журналистов, однако переговоры с коллегами не принесли результатов [Ibidem]. В Бейруте в 1911 г. был сформирован «пресс-комитет» с целью сотрудничества между газетами и повышения качества публикуемых материалов, однако вскоре он был распущен [Ibidem, p. 228]. Подобные попытки были и в Сирии в 1929 г. Однако политические разногласия, личные амбиции, отсутствие организационного опыта препятствовали возникновению профессиональных журналистских объединений. Лишь в 1941 г. в Египте [9, p. 51] и в 1942 г. в Сирии [3, р. 163] образовались первые профессиональные ассоциации журналистов, которые просуществовали некоторое время и стали основой для дальнейшего развития подобных организаций в арабском мире.
Подводя итог, необходимо отметить, что арабская журналистика начала вступать в профессиональную фазу своего развития лишь после окончания Второй мировой войны. В конце XIX - первой половине ХХ в. пресса Арабского Востока с точки зрения профессионализации находилась в своеобразном многоукладном состоянии. С одной стороны, проявилась тенденция к созданию современных, более крупных газет с разделением труда и специализацией, требовавшей профессиональной подготовки более высокого уровня. С другой, основная масса периодических изданий находились в условиях персонального журнализма. Необходимо также отметить «многоскоростное» развитие журналистики не только внутри передовых в журналистском отношении стран (Египет, Ливан, Сирия), но и между различными странами и регионами арабского мира, где профессиональный уровень журналистики остальных арабских государств начал выравниваться с указанными странами-лидерами лишь во второй половине ХХ в.
Несмотря на «многоукладность» и «многоскоростные» процессы в журналистике арабских стран, передовая журналистская мысль, призывавшая к выработке профессиональных этических норм, журналистских ассоциаций, специальной подготовке, создавала основы для перехода арабской журналистики на современный профессиональный уровень во второй половине ХХ в.
Список источников
1. Al-Afghani J. al-Din. Al-'Urwa al-wuthqa wa'l-thawra al-tahririyya al-kubra. Cairo: Dar al'-Arab, 1958. 428 p.
2. Ayalon A. The Press in the Arab Middle East. A History. N. Y.: Oxford University Press, 1995. 300 p.
3. Babil N. Sahafa wa siyasah: Suriya fi al-qarn al-ishrin. Landan: Riyad al-Rayyis lil-Kutub wa-al-Nashr, 1987. 525 p.
4. Ishaq Musa al-Husayni. Awdat al-Safina. Al-Quds: Dar al-Nashr al-Arabi, 1945. 228 p.
5. Kurd AH M. Al-Mudhakkirat. Dimashq: Matba'at al-Taraqql, 1954. Vol. 3. 1320 p.
6. Kurd All M. Khitat al-Sham. Damascus: Matba'at al-Taraqqi, 1949. Vol. 4. 337 p.
7. Musa S. Al-Sihafa hirfa wa risala. Cairo: Salama Musa, 1963. 124 p.
8. Musa S. Ta rbiyyat Salama Musa. Cairo: Mu'assasat al-khanji, 1962. 304 p.
9. Reid D. M. The Rise of Professions and Professional Organization in Modern Egypt // Comparative Studies in Society and History. 1974. Vol. 16. № 1. Р. 24-57.
10. Rida M. R. Tankh al-ustadh al-Imam al-Shaykh Muhammad 'Abduh. Cairo: Matba'at al-Manar, 1906. Vol. 1. 1122 p.
11. Tarrazi Ph. de. Tarikh al-sahafa al-'arabiyya. Beirut: Matba'a al-Amirkaniyya, 1933. Vol. 4. 510 p.
SPECIFICITY OF ARABIC JOURNALISM PROFESSIONALIZATION AT THE END OF THE XIX - IN THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY
Malakhovskii Aleksei Kimovich, Ph. D. in History, Associate Professor Banifadel' Motaz Durgam Nabkhan
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow malakhovskiy_ak@pfur. ru; mo3taz-1993@hotmail. com; nabhan. 1dergham@hotmail. com
The article is devoted to analyzing the process of professionalization of the Arabic periodical press in the period of transition from the traditional Ottoman society of the end of the XIX century to the modern society of the first half of the XX century. The authors examine the specificity of journalists' social status, the changes in the legislation on the press, the early development of professional training and the establishment of the first professional union of the Arabic journalists. The researchers conclude that professionalization of the Arabic journalism occurred in the historically short period against the background of contradictions typical of the traditional society entering the epoch of transformation.
Key words and phrases: traditional Arabic society; Arabic journalism; path of professionalization; official governmental print media; private press; active educated stratum of society; romantic aura of journalism; laws on the press; professionalization of Arabic journalism; personal journalism; journalism of modern type; ethical norms; professional journalistic associations; multi-structural nature of Arabic journalism.
УДК 327.7 Дата поступления рукописи: 03.02.2018
https://doi.Org/10.30853/manuscript.2018-1.7
В статье рассматривается деятельность Марокко в рамках Организации Исламского сотрудничества (ОИС). В последние десятилетия ислам занимает значительное место в мировой политике. Количество приверженцев ислама с каждым годом увеличивается. Влияние этой религии вышло за рамки государственных границ. Активную деятельность по развитию многостороннего сотрудничества принимают на себя международные организации. Самой крупной и значимой организацией в мусульманском мире является Организация Исламского сотрудничества, одну из ведущих ролей в ней играет Королевство Марокко.
Ключевые слова и фразы: Марокко; исламский фактор; Организация Исламского сотрудничества (ОИС); Комитет по Иерусалиму; арабо-мусульманский мир; Ближний Восток; Северная Африка.
Морозова Надежда Николаевна
Российский университет дружбы народов, г. Москва morozova_nn@rudn. university
КОРОЛЕВСТВО МАРОККО В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (ОИС)
В современном мире все актуальнее становится проблема исламского фактора во внутренней и внешней политике многих стран, как тех, государственной религией которых является ислам, так и других поликонфессиональных государств. В настоящее время ислам представляет собой не просто религию, это цивилизация, и влияние ислама выходит за рамки отдельных государств.
Время от времени в мире история дает нам примеры интеграционных процессов, результатом которых послужило создание тех или иных объединений, способствовавших кооперации мусульманских стран и мусульман в целом. Подобные процессы раз за разом происходили как на региональном, так и на глобальном уровне. Исторически к попыткам объединить людей одной религии можно отнести распространение мусульманского