Научная статья на тему 'Пресса арабского Машрика в системе ближневосточных СМИ: общее и особенное'

Пресса арабского Машрика в системе ближневосточных СМИ: общее и особенное Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
945
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНЫ АРАБСКОГО МАШРИКА / БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЕ СМИ / ТИПОЛОГИЯ ПЕЧАТНЫХ СМИ / COUNTIRES OF ARAB MASHREQ / NEAR EAST MEDIA / TYPOLOGY OF PRINTED MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Байрамова Энеш Курбансейидовна

В настоящей статье предпринята попытка типологизации печатных СМИ Ближнего Востока, выделения в них характерных общих черт и особенностей. Рассмотрены различные аспекты системы государственного регулирования работы ближневосточных СМИ, дана характеристика уровня свободы слова и профессионализма арабской журналистики, а также оценка степени независимости изданий и статуса журналистов в государственных и частных средствах массовой информации ближневосточных государств. Особое внимание уделено состоянию прессы стран арабского Машрика Сирии, Ливана и Иордании, переживающих переходный период в русле общей тенденции демократизации ближневосточных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Press of the Arab Mashreq In the System of Near East Media: General and Special

In the present article an attempt is made to propose a typology of the printed media in the Middle East, highlighting its salient similarities and differences. Various aspects of the public regulation of Middle Eastern media are examined and the level of speech freedom and professionalism of Arab journalism are assessed, as well the degree of independence of Arab media and the status of journalists in both public and private media of Middle Eastern countries. Particular attention is given to the printed press of Mashreq countries Syria, Lebanon and Jordan, living through the transition in line with the general trend of democratization of the Middle East.

Текст научной работы на тему «Пресса арабского Машрика в системе ближневосточных СМИ: общее и особенное»

УДК 32.019.51

Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2010. Вып. 3

Э. К. Байрамова

ПРЕССА АРАБСКОГО МАШРИКА В СИСТЕМЕ БЛИЖНЕВОСТОЧНЫХ СМИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Историко-культурное и географическое пространство арабского Машрика (Jj^1 — [masriq] место, где восходит солнце — араб.), простирающееся к востоку от Египта и к северу от Аравийского полуострова, включает в себя такие местности (страны в современном понимании), как Сирию (Сирийская Арабская Республика), Ливан (Ливанская Республика), Иорданию (Иорданское Хашимитское Королевство) и Палестину (Палестинская Автономия). Границы этого региона, неоднократно менявшиеся в течение веков, в основном совпадают с пределами страны «аш-Шам» (как называлась Сирия арабами до османского завоевания), или «Великой Сирии». После окончания Первой мировой войны 25 апреля 1920 г. на конференции в Сан-Ремо бывшие провинции Османской империи в Машрике были разделены державами-победительницами. Франция получила под свое мандатное управление Сирию и Ливан, а Великобритания — Палестину, Трансиорданию и Месопотамию (Ирак). Арабский Машрик оставался подмандатной территорией вплоть до окончания Второй мировой войны. 22 марта 1946 г. Трансиордания получила независимость и стала называться Королевством Иордания. Ливан достиг полной независимости 22 ноября 1943 г., Сирия — 1 января 1944 г. В феврале 1947 г. Великобритания решила передать рассмотрение вопроса о подмандатной территории Палестины в ООН. Специальный комитет ООН по Палестине выдвинул план раздела Палестины. 29 ноября 1947 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила этот план большинством в 2/3 голосов. На землях Палестины предусматривалось создание двух государств — еврейского и арабского, а в Иерусалиме устанавливалось международное управление [1].

Страны арабского Машрика, а также Египет и Месопотамия всегда считались значительно более развитыми, чем остальные регионы арабского и исламского миров. Именно здесь появились первые арабские газеты и журналы: самой первой арабской газетой1 считается «Журнал аль-Ирак» (Иракский журнал), она печаталась на турецком и арабском языках в Багдаде в 1816 г. [3]. В других арабских странах первые газеты создавались правительствами для информирования чиновников и общественности. Первая египетская газета— «аль-Вака'а аль-Мисрыйя» (Египетская действительность) 1828 г. также представляла собой государственное издание, инициированное реформаторским порывом Мухаммада Али [4, р. 16]. В Алжире правительство раз в две недели начало выпускать «аль-Мубашир» (Очевидец) в 1847 г. В Бейруте первая газета «Хадикат аль-Ахбар» (Сад новостей) стала выходить в 1858 г., а тунисское правительство приступило к выпуску «ар-Раид ат-Туниси» (Тунисский первопроходец) в 1861 г. В Дамаске правительство Сирии приступило к изданию официальной газеты «ас-Су-рия» (Сирия) в 1865 г. [5, р. 185]. Частные лица и состоятельные семьи в арабском мире

1 Впервые арабский мир познакомился с европейской печатной прессой в 1798 г., когда Наполеон во время своего похода в Египет начал выпускать для египтян журнал «La Décade Egyptienne» и газету «Courier de L'Egypte». См. [2].

© Э. К. Байрамова, 2010

вскоре также начали издавать газеты, и в XIX в. они в большом количестве появились в Сирии, Ливане, Египте и Марокко. Расцвет периодической печати в арабских странах начался позже, после Второй мировой войны, в эпоху подъема арабского национального и антиколониального возрождения. Государственные и полугосударственные периодические издания до сих пор во многом определяют облик печатных СМИ в большинстве стран региона, где они по-прежнему рассматриваются как важные инструменты политического влияния и пропаганды2.

Ближневосточное региональное медиапространство примечательно по нескольким причинам. Прежде всего, оно представляет собой, хотя и в значительной степени регулируемый, но все же настоящий рынок в современном понимании. Во-вторых, оно действительно региональное, несмотря на значительное число доступных здесь общеарабских и международных изданий. Средства массовой печати на Ближнем Востоке возникли после колониального раздела региона и на протяжении многих десятилетий оставались прерогативой правительств молодых государств. Как следствие, сегодня политическая арабская печать в основном более способствует укреплению барьеров между арабоязычным населением различных стран, чем их стиранию [7]. Сменяющие друг друга национальные правительства арабских стран после обретения ими независимости использовали местную прессу для достижения в основном целей собственной легитимизации, зачастую используя довольно жесткую цензуру как один из инструментов манипулирования общественным сознанием и искоренения инакомыслия.

Пропаганда идей общеарабского единства, за исключением таких болезненных для арабской национальной идентичности тем, как, например, сосуществование с государством Израиль, и особенно — после неудачной попытки политического объединения Египта и Сирии в 1958-1961 гг., к концу XX в. сместилась в сферу языка и культуры. В наступившем новом веке идеи и планы создания региональных объединений обрели более прагматичный характер. Современная арабская пресса активно обсуждает и комментирует перспективы создания экономических союзов и объединений арабских стран3, задумывающихся уже не на основе эмоционально-идеологических концепций эпохи становления национального самосознания, а на принципах финансово-экономической эффективности и целесообразности в активно глобализирующемся и конкурентном мире.

Однако современный медиаландшафт арабского мира совсем не однообразен и далеко не примитивен. Функции и структура печатных СМИ арабских стран в целом и в регионе арабского Машрика значительно различаются между собой, отражая диспропорции в уровнях благосостояния населения, грамотности, политических систем и культурных условий различных государств региона. Хотя отличия и исключения можно обнаружить на всей территории региона, арабскую прессу объединяют некоторые схожие черты и особенности.

Типологизация арабской прессы

Арабская печать может быть условно разделена на четыре типа4. Первый из них можно назвать «мобилизационная пресса». Средства массовой информации этой ка-

2 «Пресса всегда используется для завоевания и удержания политической власти. Естественно, что в каждой стране существует система правительственного руководства средствами массовой информации» [6, с. 85].

3 Например, планы создания к 2010 г. валютного и таможенного союза государств — членов Союза по сотрудничеству арабских стран Персидского залива, интерес во вступлении в который проявляет также и Йемен.

4 Цит.по: [8], см. также [9, р. 25-43] и [10, р. 133-145].

тегории находится под жестким контролем и надзором национальных правительств. Периодические издания этого типа никогда не критикуют и не печатают негативную информацию о власть предержащих. Они избегают критики политики правительства и лишь иногда позволяют себе осуждать работу отдельных, но, как правило, второстепенных, государственных служащих. Между подобными газетами и журналами, находящимися в государственной собственности или принадлежащих политическим институтам, не существует принципиальных различий. Как правило, политические режимы, контролирующие все аспекты общественно-политической жизни в той или иной стране, стремятся в первую очередь подчинить себе национальную прессу. Они рассматривают себя в качестве «авангарда» общества и считают прессу инструментом политической мобилизации масс, вынуждая журналистов активно проводить в жизнь главную линию партии и правительства5. Такой тип печатных СМИ наблюдается в Сирии, Судане и Ливии. До 2003 г. пресса Ирака являлась ярким примером мобилизационной категории.

Вторую категориальную разновидность арабской прессы можно назвать «лоялист-ской», потому что, хотя такие издания находятся преимущественно в частной собственности, публикующиеся в них новости и комментарии неизменно поддерживают находящееся в данный момент у власти правительство той или иной страны. Они также избегают критики в адрес высшего руководства, но критикуют недостатки в работе государственной бюрократии и иногда позволяют себе мягкую критику правительства. Ежедневные издания этого типа, за исключением стилистики, мало различаются между собой. Такой тип прессы до последнего времени был распространен в консервативных монархиях Персидского залива, например в Саудовской Аравии, Бахрейне, Катаре, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах, а также в Палестине. В 1990-е годы в этих странах, однако, возобладали либеральные тенденции, и благодаря инициативе некоторых младших представителей правящих кругов здесь начали появляться более объективные периодические издания, которые приобрели большую популярность.

Третий тип арабских периодических печатных СМИ может быть назван «диверсифицированным», потому что его наиболее отличительными чертами является значительное разнообразие содержания, стиля и политической направленности. Как правило, издания этой категории находятся в частной собственности, и многие из них, хотя далеко не все, весьма критически относятся к правительствам своих стран. Самым ярким примером прессы такого рода является ливанская, но сегодня этот тип можно также встретить и в Марокко, Кувейте, Йемене и ОАЭ. Газеты и журналы этого типа развиваются в политической среде, где активно действуют политические партии и существует традиция свободы слова, значительно более развитая, чем в большинстве других государств арабского мира.

Четвертый тип прессы арабских стран может быть назван «переходным», поскольку в последние годы ее структура претерпевает изменения, является предметом обсуждений и дискуссий в конкретных странах и в дальнейшем может эволюционировать. Некоторые печатные СМИ в таких странах также находятся в собственности государства, частных лиц и политических партий. В них существует свобода слова, но одновременно действует целый ряд правительственных ограничений и используются средства экономического давления, стесняющие свободу прессы. Действующие в этих государствах законы позволяют государственным надзорным органам принимать те или иные

5 Министр информации Сирии Аднан Омран таким образом прокомментировал позицию руководства страны и партии относительно свободы слова: «Нам нужна ответственная свобода, которая давала бы гражданам возможность открыто выражать свои взгляды и мнения на основе конституции» [11, р. 48].

репрессивные меры в отношении журналистов и редакторов, а также довольно часто открывать против них судебные преследования. Этот вид печати распространен в Египте, Иордании, Тунисе и Алжире.

Характерные особенности прессы стран арабского Машрика

Средства массовой информации, находящиеся либо в полной собственности, либо под контролем правительств, в основном используются для пропаганды с целью консолидации власти и содействия национальному или религиозному единству тех или иных арабских стран. Кроме того, они часто используют новостной формат для достижения чисто коммерческих целей. Частные политически и/или коммерчески мотивированные СМИ также широко распространены в регионе. С учетом их политической или коммерческой ориентации, они зачастую выполняют функции, аналогичные СМИ, контролируемым правительствами. В то же время на Ближнем Востоке существует известное количество небольших частных независимых компаний, занимающихся изданием печатных СМИ, которые работают на открытом рынке и деятельность которых в силу этого значительно более открыта и прозрачна.

Практически во всех странах арабского Машрика приняты конституционные гарантии свободы слова и СМИ. Тем не менее на практике они являются объектами цензуры двух типов: правительственной и самоцензуры. Декларативность существующих конституций корректируется действием многочисленных законов второго уровня, прямо или косвенно ограничивающих свободу слова6. Отдельные статьи конституций, Уголовных кодексов, чрезвычайных законов7, законов о СМИ и религиозных законов (а также законов, регламентирующих деятельность профессиональных объединений, союзов, министерств информации и высших советов) противоречат друг другу. Кроме того, во всем регионе правительства различных арабских стран очень озабочены проблемой соблюдения «государственной тайны», ограничивая под этим предлогом доступ журналистов к информации о работе государственного аппарата8. В отдельных

6 В Иордании доступ к информации регулируется рядом статей Закона о высшем суде государственной безопасности (1959), Закона о неуважении к суду (1960), Закона о защите государственной тайны (1971), Закона о выборах (2001), Закона об охране окружающей среды (2003), Закона о здравоохранении (2002), Закона об административных правонарушениях (1968), а также Временного военного кодекса (2002). «Доступ граждан к информации очень ограничен», —говорит Дауд Куттаб, директор Интернет и радиовещательного агентства АттапКе^ «Персональные данные граждан, особенно касающиеся их происхождения, составляют государственную тайну. Сведения о состоянии безработицы в стране также крайне противоречивы». Далеко не все журналисты и средства массовой информации имеют одинаковый доступ к государственной информации. Принятый в 1971 г. Закон о государственной тайне до сих пор действует в Иордании, и он очень затрудняет получение необходимой для журналистской работы информации. Близкие или принадлежащие правительству СМИ получают льготный доступ к наиболее интересным материалам и информации.

7 Приказ № 2 от 1963 г., объявляющий введение чрезвычайного положения в Сирии, до сих пор не отменен. В соответствии с этим приказом, на основании пунктов (а) и (б) ст. 4, «чрезвычайный военный комендант или его заместители вправе самостоятельно определять объем необходимых ограничений, налагаемых на свободу собраний, проживания и передвижения граждан. Они также имеют полное право контролировать любые передаваемые сообщения и прослушивать любые телефонные переговоры, а также осуществлять контроль над изданием газет, брошюр, книг, рисунков, публикаций, радиопрограмм и деятельностью любых иных средств выражения мнения еще до их выхода в свет» (аль-Бунни Акрам, «ас-Сихафа ас-Сурийя бейна Халя-т-Тавари' ва Канун аль-Матбу'ат аль-Джадид», аль-Ма'рафа, 03.04.2004 (на арабском языке)).

8 Например, Центральный банк Сирии запрещает журналистам посещать свое здание, о чем управляющий ЦБ Абу Мияля официально уведомил министерство информации в письменном виде. Совет министров не разрешил присутствовать на своем заседании корреспондентам частной газеты «аль-Ватан», где рассматривались проблемы повышения цен на продукты питания. Губернатор провинции

случаях действующие законы запрещают госслужащим разглашать информацию, касающуюся профессиональной деятельности или деятельности организаций, в которых они трудятся. Более того, государственные СМИ Ближнего Востока зачастую располагают полной монополией на доступ к официальным источникам информации, охраняя интересы ряда конкретных учреждений или отдельных правительственных чиновников

[12, р.4].

Хотя государственная политика лицензирования СМИ варьируется от страны к стране, влияние служб безопасности и разведки на работу представителей средств массовой информации чрезвычайно велико практически во всех странах Ближнего Востока и арабского Машрика, что не всегда является не оправданным9. Входящие в элиту политического класса сотрудники спецслужб осуществляют эффективный контроль над средствами массовой информации и во многом определяют политику лицензирования. На практике ни в одной из ближневосточных стран не существуют объективные критерии лицензирования10. Они во многом определяются текущими политическими и коммерческими обстоятельствами, оставляя при этом широкий простор для коррупции и злоупотреблений. При этом действия государственных чиновников надежно защищены от критики действующими законами о клевете, принятыми во всех странах Машрика. «Священными коровами» считаются президенты, вооруженные силы, органы безопасности, религиозные деятели, работники государственных министерств, парламента, правовой и судебной власти, руководители иностранных государств и государственные символы11. Достигнутая в последние годы независимость ближневосточных СМИ находится под постоянной угрозой со стороны растущего религиозного и финансового влияния правящих элит. Частью повседневной жизни журналистов стран Маш-рика стали случаи столкновений с гражданскими и военными властями. Нечеткость формулировок некоторых статей действующего законодательства часто используется

Лазикийя на совещании представителей местной администрации заявил, что они имеют право общаться с представителями частных изданий только по решению председателя Совета министров или главы местной администрации, утвержденной вышестоящими органами («Халяту-л-И'лям фи Сурийя ва Хурийя-т-Та'бир», аль-Марказ ас-Сури ли-л-И'лям ва Хурийя-т-Та'бир, р. 41, 2006 (на арабском языке). Далее— «Халяту-л-И'лям... »).

9 Репутация Иордании, всегда считавшейся одной из самых безопасных стран в регионе, была разрушена 9 ноября 2005 г., когда три отеля в столице страны — Аммане были взорваны террористами, в результате чего погибли 60 человек. Король назначил Ма'руфа аль-Бахита премьер-министром, предоставив ему карт-бланш на проведение жесткой политики, в том числе и в отношении местных СМИ, во имя обеспечения национальной безопасности.

10 Принятый в сентябре 2001 г. в Сирии «полицейский» Указ № 50 вместо старого Закона о печати от 1946 г. официально узаконил деятельность 50 частных газет, журналов и других периодических изданий, предоставив им, впервые почти за 40 лет, возможность добиваться получения лицензии на публикацию. Вместе с тем указ конкретизировал типы ограничений, налагаемых на сирийские СМИ. Во-первых, в соответствии с п. 19 ст. № 129, подтверждался принцип сохранения государственной собственности на большинство средств массовой информации Сирии. Более того, председателю Совета министров по его личному усмотрению было предоставлено полное право предоставления или отказа в выдаче лицензии любым периодическим печатным изданиям по соображениям общественного интереса без объяснения причин отказа, включая и издания других партий. При этом заявитель не имеет права возражать против отказа в выдаче лицензии или оспаривать его. Новое заявление может быть подано через год после получения первичного отказа.

11 31.03.2006 г. в сирийской провинции ар-Ракка был арестован редактор сайта «Сурийюн» (Сирийцы) Мухаммад Ганем. Сначала его дело рассматривалось в полицейском отделении в Дамаске, а затем — в военном суде. Ему было предъявлено обвинение в оскорблении президента, нанесении ущерба чести государства и разжигании конфессиональной розни. Ганем был приговорен к тюремному заключению сроком на один год, но впоследствии этот срок был сокращен до полугода. Он вышел на свободу 1 октября 2006 г., и ему было запрещено занимать должности в системе средств массовой информации.

для выдвижения обвинений в разнообразных нарушениях журналистами положений удобных власти законов.

Журналистская деятельность в странах Ближнего Востока регулируется кодексами этики и уставами профессиональных организаций, а также законами. Довольно часто власти, действуя через глав профессиональных объединений, обвиняют журналистов в нарушении профессионального кодекса чести, что зачастую влечет за собой лишение их права состоять в таких объединениях и, соответственно, заниматься профессией12. Это приводит к распространению «лакейских» настроений среди журналистов и взяточничеству, что усугубляется низким уровнем оплаты их труда практически во всех без исключения странах Машрика13. Очень часто журналистов нанимают на работу, исходя не из соображений призвания или компетентности, а семейственности или фаворитизма, что мало способствует развитию традиций беспристрастности, объективности и профессионализма в местных СМИ.

Низкое качество освещения актуальных проблем в ближневосточных СМИ демонстрирует ту ограниченную роль, которую они играют в деле информирования общественности в предвыборные периоды. Арабские СМИ далеко не всегда предоставляют всем кандидатам равные возможности для выражения своих позиций и политических программ, при этом фавориты правящих элит получают ни с чем не сравнимые преимущества. Это явление особенно характерно для авторитарных и монархических государств Ближнего Востока [14].

У большинства печатных СМИ стран арабского Машрика сравнительно слабая экономическая база. Они вынуждены функционировать в среде не очень грамотного населения, располагающего, в большинстве случаев, ограниченными финансовыми средствами. Продажи газет и журналов приносят незначительную прибыль, а рекламные источники доходов местных СМИ пока развиты недостаточно. Несмотря на то, что некоторые арабские государства во второй половине ХХ в. стали весьма состоятельными, объем рекламы на их рынках оставался достаточно скромным14, а крупные инвесторы вплоть до последнего времени не считали СМИ выгодными объектами для инвестиций. Хотя газеты уже не являются предметами роскоши для арабского среднего класса, как это было в середине ХХ в., отпускные цены и уровень грамотности все

12 Согласно ст. 27 и 28 Указа № 50, все лица, работающие в средствах массовой информации Сирии — печатных и аудиовизуальных, включая исследователей и переводчиков, в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в качестве членов Союза журналистов. Для подтверждения их профессионального статуса им выдается специальное удостоверение, подписанное министром информации, сроком на один год. Заниматься журналистикой, не имея подобного удостоверения и не являясь членом Союза журналистов, запрещено. Более того, удостоверение журналиста может быть изъято (что, соответственно, влечет за собой запрет на занятие этой профессией), если журналист откажется раскрывать при определенных условиях источники своей информации (ст. 28 Указа № 50) («Халяту-л-И'лям... », р. 20—21).

13 Уровень заработной платы работников сферы СМИ Иордании представляет собой еще одно препятствие в развитии средств массовой информации королевства. Средний доход сотрудников издательств печатных средств массовой информации составляет около US$ 500 в месяц. В наиболее прибыльных изданиях, например в контролируемой правительством газете «ар-Рай», он может быть на 20% выше. В государственных радио- и телекомпаниях средняя зарплата составляет US$ 350—500 в месяц, а в частных редакциях и издательствах может доходить до US$ 700. Низкая заработная плата вынуждает талантливых журналистов покидать Иорданию, переходить на работу на региональные спутниковые каналы или работать на зарубежные агентства [13].

14 По данным журнала ARAB AD, в 2007 г. объем рекламного рынка Ливана составлял US$ 47 млн [15]. С 2006 г. доля рынка печатных СМИ Сирии составляла около US$ 24,5 млн в год [16, р. 134]. Президент иорданского отделения Международной рекламной ассоциации (International Advertising Association (IAA) Мустафа Табба полагает, что расходы на все виды рекламы в Иордании, включая печатные СМИ, в 2007 г. составили около 200 млн иорданских динар (US$ 280 млн) [17].

еще ограничивают их тиражи. Росту объемов газетной рекламы способствует появление частных независимых изданий в ряде стран региона, которые используют бизнес-модели, успешно зарекомендовавшие себя на некоторых европейских и азиатских рынках. Такие издания полностью зависят от рекламы и поэтому, как правило, нацелены на массовый потребительский рынок, особенно — на молодых читателей, используя для этого таблоидные форматы и делая сильный акцент на темах, представляющих общий интерес, развлечениях и спорте, а не на текущих политических или экономических сюжетах [18]. В Сирии, по мнению местных аналитиков, такие известные частные периодические издания, как «аль-Ватан» (Родина) или «Балядуна» (Наша страна) делают вид, будто в стране вовсе не существует никаких социально-экономических проблем [19]. «Аль-Ватан» была первым частным политическим ежедневником, начавшим издаваться в свободной зоне — Медиагороде близ Дамаска. Независимый ежедневный таблоид «Балядуна» в 2006 г. в начале своего выхода реализовал грамотную маркетинговую политику: читателям предлагалась бесплатная полугодовая подписка, после чего была раскручена активная рекламная кампания, в ходе которой газета бесплатно предлагалась в течение 10 недель в крупнейших городах страны. «Мы начали предлагать новую концепцию. Нам надо было приучить людей к чтению, подписке и новому типу контента», — пояснял Маджд Сулейман, президент «Baladuna Publishers». В результате рынок данного издания вырос, и к началу 2008 г. тираж газеты составил 30 000 экземпляров, из которых 70% сегодня распространяется по подписке [16, р. 132-134].

Но в целом арабские средства массовой информации, как правило, очень зависят от государственной политики своих стран по целому ряду направлений. Некоторые владельцы газет зачастую стремятся обрести финансовое покровительство тех или иных правительств или политических партий. А политические партии арабских стран активно стремятся распространять свои взгляды именно через прессу, поэтому в ряде арабских стран до сих пор партийные газеты пользуются большой популярностью, несмотря на то, что многие из них выходят относительно небольшими тиражами.

С момента своего возникновения в арабских печатных СМИ отводилось довольно значительное место материалам религиозной и культурной направленности: художественным рассказам, эссе, стихам и печатавшимся с продолжением литературным произведениям. Ученые, религиозные публицисты и литераторы — частые авторы на страницах арабских газет и журналов. При этом такие отличительные жанры западной журналистики, как агрессивные журналистские расследования, отстраненные репортажи и беспристрастные новостные сообщения, до сих пор не очень характерны для арабских медиа.

Структура ближневосточных печатных СМИ, по большей части, носит фрагментарный характер: большая часть читательской аудитории арабских стран отдает предпочтение собственной, а не общеарабской или зарубежной прессе, многие издания ориентированы на небольшие, специализированные аудитории. Большинство газет и журналов в арабских странах выходят преимущественно в одном или двух крупных городах, где наиболее велика концентрация грамотных читателей, а также потому, что их распространение в слабозаселенных провинциях сталкивается с определенными проблемами.

В целом в регионе в последнее время наблюдается движение в сторону демократии и свободного рынка, что оказывает положительное влияние на способность местных СМИ реализовывать свое право на свободное выражение мнений. Глобализация приводит к расширению доступа граждан к разнообразной информации, способствует развитию плюрализма взглядов и способов их выражения. В странах ближневосточного региона

рост общественной оппозиции к государственным деятелям вынуждает местные СМИ занимать более критичные позиции, и страны арабского Машрика здесь не являются исключением. Кроме того, росту независимости ближневосточных СМИ способствует повышение уровня профессионализма местных журналистов. Развитие информационных технологий также позволяет некоторым ближневосточным СМИ становиться более самодостаточными и независимыми. Повышение уровня информированности населения в регионе, осознание гражданами своих культурных и политических прав также приводит к упрочению позиций женщин, дает им возможность занимать все больше мест в СМИ, включая и ответственные посты15, что является очень важным новшеством для большинства стран Ближнего Востока.

Литература

1. Истоки и история проблемы Палестины 1917-1988 гг. Ч. I. 1917-1947 гг., Мандаты Лиги Наций: Арабский национализм и планы великих держав, Отдел по делам палестинцев Секретариата ООН. — URL: http://www.un.org/russian/peace/palestine/book/02.shtml

2. Description de l'Egypte. — URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Description_de_l

3. Barry Derek. A history of the media in Iraq. October 13, 2007. — URL: http://nebuchadnezzar-woollyd.blogspot.com/2007/10/history-of-media-in-iraq.html

4. Martin Shannon E., Copeland David A. The function of newspapers in society. Greenwood Publishing Group, 2003.

5. Ilan Pappe. The Modern Middle East. Routledge, 2005.

6. Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005.

7. Alterman Jon B. Transnational Media and Social Change in the Arab World // TBS: Transnational Media and Social Change in the Arab World, Issue N 2, Spring 1999.

8. Rugh William A. Mideast & N. Africa Encyclopedia: Newspapers and Print Media: Arab Countries. — URL: http://www.answers.com/topic/newspapers-and-print-media-arab-countries.

9. William A. Rugh Arab mass media. Greenwood Publishing Group, 2004.

10. Rinnawi Khalil McArabism. Instant Nationalism and Satellite Media in the Arab World // New Media in the Middle East / Ed. by Jakob Feldt and Peter Seeberg. 2006. Centre for Contemporary Middle East Studies. Working Paper Series N 7.

11. George Alan. Syria: Neither Bread, nor Freedom. Zed Books, 2003.

12. al Khouri Riad and Kardoosh Marwan A. The Role of Information in the Process of Economic Reform: the Case of Jordan // ZEF Projekt: Verbesserung der Wirtschaftsgesetzgebung in arabischen Landern (uberregionales Forschungsvorhaben), January 2005.

13. Умар Мухаммад Фурса ли Тагтыйя Аксар Мауду'ийя (на арабском языке). — URL: http://www.ammannet.net/look/eom/eom_jo.tpl?IdLanguage=18&IdPublication=3&NrArticle= 13055&NrIssue=5&NrSection=26

14. Dr. Assaf Sassin. Comparative Report on the State of the Media in Egypt, Jordan, Lebanon and Morocco // Arab Center for the Development of Rule of Law and Integrity, May 2007.

15. Акум Каролин. Любнан: аль-Истифаф аль-И'лями Яфкад аль-Харита аль-И'лямийя Мауду'ийятуха, аш-Нарк аль-Аусат, 25 декабря 2008 г. (на арабском языке).

16. The Report: Emerging Syria 2008.

15 Назначенная после Х съезда партии БААС, состоявшегося в июне 2005 г., директором сирийского телевидения Диана Джаббур (христианка, не являющаяся членом партии БААС) заявила, что ее задачей является «превратить экран в мост, связующий граждан и государство». В январе 2009 г. новым главным редактором государственной сирийской ежедневной газеты «ат-Тишрин» стала женщина. Кроме того, Колетт Хури была выдвинута на должность советника президента Сирии по вопросам литературы. Впервые в арабском мире женщина была назначена вице-президентом государства. Ею стала Наджах аль-Аттар [20].

17. Wardam Batir Jordan's growing thirst for advertisements, March 17, 2007. — URL: http://www.jordanwatch.net/archive/2007/3/178197.html

18. ARAB MEDIA OUTLOOK 2007-2011, Dubai Press Club, Dubai Media City, Dubai Studio City, Media Production Zone and PricewaterhouseCoopers, 2007.

19. Where the poor are concerned, Syrian media has nothing to report, July 15th, 2008. — URL: http://www.menassat.com/?q=en/news-articles/4192-where-poor-are-concerned-syrian-media-has-nothing-report

20. Moubayed Sami Syria warms up to the world. Gulf News, March 02, 2009.—URL: http://www.gulfnews.com/opinion/columns/region/10290911.html

Статья поступила в редакцию 17 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.