Научная статья на тему 'Организация дистанционной формы обучения на примере сирийского виртуального университета'

Организация дистанционной формы обучения на примере сирийского виртуального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ВИРТУАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / VIRTUAL UNIVERSITY / СИРИЯ / SYRIA / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ТЕЛЕЦЕНТР / TELECENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Е. М., Просюкова К. О.

В данной статье рассматривается опыт Сирийского Виртуального Университета в организации дистанционного обучения, который был учрежден в 2002 году Постановлением Президента Башара Асада в 2002 году. Модель онлайн университета становится все более востребованной в мире в контексте общемирового процесса глобализации в сфере образования. Однако, реализация такой модели связана с целым рядом специфических проблем, решив которые Сирийскому Виртуальному Университету удалось организовать обучение по 10 основным направлениям, как локальным, так и в партнерстве с рядом западных университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибрагимова Е. М., Просюкова К. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация дистанционной формы обучения на примере сирийского виртуального университета»

УДК 378.046.4

Е. М. Ибрагимова, К. О. Просюкова

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ СИРИЙСКОГО

ВИРТУАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ключевые слова: дистанционное обучение, виртуальный университет, Сирия, информационные технологии, телецентр.

В данной статье рассматривается опыт Сирийского Виртуального Университета в организации дистанционного обучения, который был учрежден в 2002 году Постановлением Президента Башара Асада в 2002 году. Модель онлайн университета становится все более востребованной в мире в контексте общемирового процесса глобализации в сфере образования. Однако, реализация такой модели связана с целым рядом специфических проблем, решив которые Сирийскому Виртуальному Университету удалось организовать обучение по 10 основным направлениям, как локальным, так и в партнерстве с рядом западных университетов.

Key words: distance learning, virtual university, Syria, information technologies, telecenter.

This article examines the experience of the Syrian Virtual University in a field of e-learning which was established by the Decree of the President of Syrian Arab Republic Bashar Assad in 2002. The model of the virtual university is a modern educational model which is in great demand within the process of globalization in education all over the world. However, the implementation of such a model is concerned with a number of problems. The Syrian Virtual University has solved these problems and after 10 years the university trains students in 10 key areas, the training programs have been developed both individually by Syrian researchers and in a partnership with a number of western universities.

Сирийский Виртуальный Университет (СВУ) был учрежден в 2002 году по инициативе Министерства высшего образования Сирийской Арабской Республики. На сегодняшний день университет самостоятельно, а также в партнерстве с рядом западных ВУЗов ведет разработку учебных программ и уже осуществляет обучение студентов по 10 ключевым направлениям: программа неполного высшего образования по специальности «Информационные технологии в экономике» осуществляется как на арабском, так и на английском языках. По окончании курса обучения студенты получают диплом государственного образца; программа бакалавриата по специальности «Проектирование информационных систем» - основана на комплексе базовых и специальных дисциплин. В зависимости от выбора специальных дисциплин определяется специализация студента. На сегодняшний день существуют следующие специализации: разработка программного обеспечения, мультимедийные системы, сетевые операционные системы, интеллектуальные системы. Длительность обучения - 5 лет. По окончании курса обучения студенты получают диплом международного образца; программа бакалавриата по специальности «Экономика», в рамках программы ведется обучение по следующим специализациям: бизнес администрирование, банковское дело и финансы, маркетинг. Длительность обучения - 4 года. По окончании курса обучения студенты получают диплом международного образца; программа бакалавриата по специальности «Юриспруденция», обучение ведется в рамках одной специализации, включая уголовное и конституционное право; программа MBA («менеджер бизнес администрирования»), длительность - 2 года. Осуществляется в сотрудничестве с Университетом Гринвича. По окончании курса студенты получают международную степень MBA - магистра бизнес администрирования; программа магистратуры по специаль-

ности «Управление технологиями», длительность обучения - 2 года; программа магистратуры по специальности «Управление качеством», длительность обучения - 2 года; программа магистратуры по специальности «Информационные системы», длительность обучения - 2 года; программа магистратуры по специальности «Программирование», длительность обучения - 2 года; программа магистратуры по специальности «Педагогика» - относительно новое направление, учрежденное в 2010 году. Реализация программы осуществляется на базе программы бакалавриата силами Университета Дамаска и специалистами СВУ [8]. Обучение по локальным программам ведется на арабском языке по ряду дисциплин и осуществляется в основном преподавателями Университета Дамаска, при котором и был создан Сирийский Виртуальный Университет. Преподавание по партнерским программам ведется на английском и французском языках при сотрудничестве с рядом западных ВУЗов. Так, тесное сотрудничество с Университетом Гринвича (Лондон) позволило организовать качественное образование в сфере информационных технологий: преподаватели лондонского университета на регулярной основе читают сирийским студентам онлайн лекции, а защита дипломного проекта проходит в Лондоне [6].

Стоит отметить тот факт, что довольно высокие требования университет предъявляет к отбору абитуриентов. К примеру, для того, чтобы успешно пройти вступительные экзамены по магистерским программам необходимо соответствовать следующим требованиям: иметь степень бакалавра или идентичную степень по специальности, близкой к той, которую выбрал студент, свободно владеть английским и арабским языками (уровень TOEFL - не менее 550 баллов, IELTS - 7.0, CAE, CPE, тест университета Дамаска на уровень английского языка, необходимого для программ магистратуры - не менее 75%), умение пользоваться компьютером и Ин-

тернет [5]. На сегодняшний день введено дополнительное требование в отношении компьютерной грамотности (для подтверждения уровня владения компьютером необходимо предъявить международный сертификат, подтверждающий высокий уровень компьютерной грамотности - ICDL/ECDL), а также успешно пройти вступительное испытание - комбинированный тест по основным дисциплинам (математика, информационные технологии, история, естественные науки). Вступительный тест состоит из 45 вопросов, время написания теста - 45 минут [5].

В ходе обучения предъявляются следующие требования к обучающимся: студенты должны посещать до 50% онлайн лекций в режиме реального времени и активно принимать участие в них, остальные 50% лекций студенты вправе просмотреть в записи в Интернете и/или загрузить из Интернета материалы проведенных занятий. К тому же, студенты должны выполнять курсовые проекты по основным дисциплинам, а также успешно сдавать семестровые и финальные экзамены. В завершении второго года обучения студенты должны предоставить свой дипломный проект, объем проекта должен быть не менее 15000 слов [10].

К 2010 году СВУ удалось завоевать звание лучшего учебного заведения в регионе, осуществляющего дистанционное обучение, что позволило университету выйти на международный уровень, открыв 10 телецентров в Саудовской Аравии и 1 телецентр в ОАЭ [6]. Изначальной задачей университета было установление связей с ведущими учебными заведениями мира с целью обмена опытом и осуществления совместного обучения студентов. Так, были заключены договоры о сотрудничестве с Университетом Гринвича (Лондон), Университетом Огайо (США), Университетом Бейкер (США), Университетом Белвью (США) [8]. А в 2011 году, несмотря на сложный период в истории страны, были заключены предварительные соглашения с Университетом им. Поля Валери Монпелье III (Франция) и Университетом Руан (Франция) в отношении сотрудничества по реализации образовательных программ на французском языке по специальностям «Право» и «Экономика» [10].

В обозримом будущем СВУ также планирует начать обучение по другим направлениям. В частности, было опубликовано, что университет имеет все необходимые средства обучения для набора абитуриентов по таким специальностям, как «Преподавание арабского языка, как иностранного» и «Связи с общественностью» [9].

Первой проблемой организации обучения онлайн стало, разумеется, обеспечение качественным соединением для доступа в Интернет всех студентов на территории Сирии. До сих пор в отдаленных регионах страны существует проблема с интернет доступом. Руководством университета при поддержке Министерства высшего образования было принято решение об учреждении так называемых «телецентров» - небольших центров с качественной связью для выхода в Интернет и современной компьютерной техникой. Для студентов такая услуга является совершенно бесплатной. Позже на телецентры, которые были созданы во всех населенных

пунктах, где проживали зарегистрированные студенты университета, была также возложена функция контроля за проведением промежуточных и финальных экзаменов онлайн. Такая мера была предпринята для того, чтобы с максимальной вероятностью исключить возможность списывания [5].

Вторая проблема, которая возникла в ходе осуществления обучения - невозможность использования альтернативных операционных систем кроме системы Windows, с учетом требований которой были разработаны основные приложения. К примеру, популярная у студентов операционная система Linux не поддерживала формат приложений, которые студенты должны были использовать в ходе обучения. По этой причине исследовательским центром университета был разработан ряд промежуточных приложений для альтернативных операционных систем. Таким образом, на современном этапе СВУ является не только образовательным, но и исследовательским центром, где ведутся разработки в сфере информационных технологий [9].

Третьей проблемой организации обучения на базе СВУ стала разработка методики обучения посредством Интернет. Модель дистанционного образования существенно отличается от иных существующих моделей: она предполагает отсутствие личного контакта участников образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной индивидуальной работы студента в соотношении с долей групповых занятий. По этой причине преподаватель должен руководствоваться выбором методов, которые позволяют эффективно доносить учебный материал через Интернет. Основное общения преподавателя и студента происходит через синхронизированные Интернет сессии. В процессе таких сессий студент имеет возможность непосредственного аудио и визуального общения с преподавателем: задавать вопросы, используя приложения для передачи голосовых сообщений в режиме реального времени, получать ответы и консультации, отсылать документы в различном формате и участвовать в групповой дискуссии. По окончании такие Интернет сессии записываются и рассылаются всем студентам, чтобы они имели возможность осмысления и анализа пройденного материала [10].

Еще одним инновационным решением СВУ в контексте организации обучения через Интернет стало отведение решающей роли социальным сетям в процессе обучения; социальные сети стали одним из ключевых способов коммуникации в рамках образовательного процесса в СВУ. И хотя большинство университетов в России до сих пор не используют в полной мере потенциал социальных сетей, СВУ активно развивает общение через социальные сети, такие как Facebook, MySpace, Twitter и другие, используя их в качестве платформы для неформального общения преподавателей и студентов, информирования и оповещения (например, об изменениях в расписании), базы для хранения учебных материалов [7].

Четвертой проблемой организации дистанционного обучения стал контроль качества предоставляемого образования: в течение 5 лет специалистами СВУ разрабатывалась концепция оценки ка-

чества предоставляемого образования, и в 2007 году была разработана системы оценки качества обучения в СВУ. Система оценки качества получила название AMS (assessment management system - система оценки и управления); данная система состоит из нескольких подсистем, позволяющих производить оценку качества предоставляемого образования как самими студентами (через формы обратной связи, приложения для сообщения о технических ошибках в процессе обучения, формы отчетов, которые должны заполнять студенты за определенный период), так и качества знаний студентов (через формы оценки уровня знаний преподавателями, автоматизированную систему составления персонального рейтинга студентов за различные периоды обучения).

Пятой проблемой, с которой столкнулись идеологи СВУ, стала невозможность использования традиционных методов обучения в рамках обучения в СВУ. На смену традиционным должны были прийти современные методы, которые позволили бы учесть все специфические особенности дистанционной модели обучения. В качестве основы для разработанной методики обучения стала образовательная модель «образования, нацеленного на достижение результата», разработанная доктором Чарльзом Шваном (Charles J. Schwahn) и Уильямом Спэди (William G. Spady). Данная модель была разработана исследователями с учетом всех новых технических средств, которые стали доступны в сфере образования в последние десятилетия. Она предполагает изменение роли преподавателя в парадигме отношений «преподаватель-студент»: авторы рассматривают преподавателя в качестве «тренера», который не обучает, а направляет в самостоятельном обучении; не подавляет индивидуальность, а напротив, развивает лидерские качества обучаемых. Модель Швана-Спэди предполагает использование сети Интернет не в качестве дополнительного средства обучения, а как основной ресурс получения информации [8].

Таким образом, за свою десятилетнюю историю существования СВУ удалось полностью или частично решить ряд проблем, а именно:

1. Разработать принцип работы телецентров, решив проблему с предоставлением ресурса Интернет, а также получив готовую площадку для проведения промежуточных и финальных экзаменов и аттестационных работ.

2. Учредить исследовательский центр на базе СВУ, что позволило не только создать организацию, занимающуюся разработками в сфере информационных технологий, но и ответственный орган в ее лице, который должен заниматься урегулированием технических проблем, оптимизацией систем, разработкой компьютерных приложений, необходимых в обучении и т. д.

3. Произвести пересмотр и переоценку существующих методов обучения, что позволило раскрыть в обучении образовательный потенциал новых технологий: таких, как использование социальных сетей и др.

4. Разработать современную систему оценки качества предоставляемого образования и полученных знаний.

5. Пересмотреть идеологию дистанционного обучения, разработать основные принципы обучения в контексте виртуального университета.

В соответствии с последним докладом Министра образования, в обозримом будущем СВУ предстоит найти решения следующих проблем: проблемы повышения квалификации преподавателей СВУ; распространение модели дистанционного обучения на территории Сирии, изменение роли этой модели, избавление от стереотипов, существующих в обществе; создание возможностей для расширения научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, работы как над индивидуальными, так и групповыми проектами.

Литература

1. Ахмедзянова Ф.К., Аскарова З.И. Особенности применения телекоммуникационных технологий в дистанционных лабораторных работах, Вестник Казанского Технологического Университета №23, 2013, с. 298.

2. Гончарук Н.П., Гатинская В.П., Хромова Е.И. Развитие самообразовательных компетенций у студентов посредством интерактивных технологий, Вестник Казанского Технологического Университета №5, 2014, с.314.

3. Зарипова И.Р., Зарипов Р.Н. Самостоятельная работа студентов технического вуза в условиях информатизации образования, Вестник Казанского Технологического Университета №21, 2013, с.354.

4. Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович Высшая школа в условиях становления экономики знаний, Вестник ТГГПУ№2(20), 2010, сс.234-238.

5. Anas Tarah An Infrastructure Dependent University, EuroMed workshop on e-infrastructure, Brussels, 2007.

6. M.Najib Abdul Wahed ICT in Higher Education: Syrian Experience, ICT Group Meeting, Cairo, 2007.

7. Prof. M.Najib Wahed, Dr.Nawar Al-Awa, ICT in Higher Education in Syria, Syrian ICT Forum, 2006.

8. Tatal Sheikhalard, Dr.Riad Daoudi, Syrian Virtual University: 5 year experience, a case of challenges and success", 28 October 2007, Conference of Learning International Networks Consortium (LINC), Massachusetts, USA.

9. The observatory on Borderless Higher Education National virtual universities: what are the different models?, Canada, December 2002.

10. The observatory on Borderless Higher Education Syrian Virtual University Launched: with North American universities as dominant partners, Canada, September 2002.

© Е. М. Ибрагимова - д.п.н., проф., заслуженный учитель РТ, зав. каф. теории и методики обучения праву, КФУ, [email protected]; К. О. Просюкова - ассистент каф. иностранных языков и межкультурной коммуникации, КФУ, [email protected].

© E. M. Ibragimova - Ph.D., professor, honored teacher RT, Head. Department of Theory and methods of teaching the Law, KFU, [email protected]; X. O. Prosyukova - Assistant Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, KFU, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.