Научная статья на тему 'Виртуальные университеты: факторы успеха и перспективы развития'

Виртуальные университеты: факторы успеха и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2335
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНСОРЦИУМ ВУЗОВ / ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / VIRTUAL UNIVERSITIES / E-LEARNING / CONSORTIA / OPEN EDUCATIONAL RESOURCES / INFORMATIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гриншкун Вадим Валерьевич, Краснова Гульнара Амангельдиновна

Настоящая статья посвящена особенностям формирования и функционирования виртуальных университетов, появляющихся в последние годы в разных странах мира. Описаны основные подходы к их созданию и финансированию. Отмечается, что наряду с государственными виртуальными университетами развиваются и частные университеты, в том числе корпоративные виртуальные университеты. Классифицированы основные модели виртуальных университетов, в числе которых модель консорциума, традиционная модель университета с электронным обучением по отдельным образовательным программам, модель образовательных организаций дистанционного обучения и собственно модель виртуального университета. Описаны успешные модели функционирования виртуальных университетов в Великобритании, США, Италии, Южной Корее, России и других странах. В распространенной модели консорциума образовательные организации совместно разрабатывают онлайн курсы, предоставляют доступ к репозиторию курсов для обучающихся этих вузов, а также обладают возможностью перезачета курсов студентам организаций, входящих в консорциум. Выделены основные факторы, влияющие на развитие виртуальных университетов. Наряду с успешными примерами реализации модели консорциума образовательных организаций в статье приведены отрицательные примеры функционирования таких объединений вузов. В заключение определены основные направления развития виртуальных университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual universities: factors of success and prospects of development

This article is devoted to the peculiarities of the formation and functioning of virtual universities, emerging in recent years in different countries of the world. The main approaches to their creation and financing are described. It is noted that along with public virtual universities, private universities are developing, including corporate virtual universities. The main models of virtual universities are classified, including the consortium model, the traditional model of the university with electronic education for individual educational programs, the model of educational organizations of distance learning and the actual virtual university model. Successful models of functioning of virtual universities in Great Britain, USA, Italy, South Korea, Russia and other countries are described. In the widespread model of the consortium, educational organizations jointly develop online courses, provide access to the repository of courses for students of these universities, and also have the opportunity to transfer courses to students of organizations that are members of the consortium. The main factors influencing the development of virtual universities are singled out. Along with successful examples of the implementation of the model of a consortium of educational organizations, negative examples of the functioning of such associations of higher education institutions are presented in the article. In conclusion, the main directions of the development of virtual universities are determined.

Текст научной работы на тему «Виртуальные университеты: факторы успеха и перспективы развития»

#

RUDN Journal of Informatization in Education Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования

2018 Vol. 15 No. 1 7-17

http://journals.rudn.ru/informatization-education

DOI 10.22363/2312-8631-2018-15-1-7-17 УДК 378

ВИРТУАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ: ФАКТОРЫ УСПЕХА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В.В. Гриншкун1, Г.А. Краснова2

1 Московский городской педагогический университет» Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521 2 Центр экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Вернадского пр-т, 82/1, Москва, Россия, 119571

Настоящая статья посвящена особенностям формирования и функционирования виртуальных университетов, появляющихся в последние годы в разных странах мира. Описаны основные подходы к их созданию и финансированию. Отмечается, что наряду с государственными виртуальными университетами развиваются и частные университеты, в том числе корпоративные виртуальные университеты. Классифицированы основные модели виртуальных университетов, в числе которых модель консорциума, традиционная модель университета с электронным обучением по отдельным образовательным программам, модель образовательных организаций дистанционного обучения и собственно модель виртуального университета. Описаны успешные модели функционирования виртуальных университетов в Великобритании, США, Италии, Южной Корее, России и других странах.

В распространенной модели консорциума образовательные организации совместно разрабатывают онлайн курсы, предоставляют доступ к репозиторию курсов для обучающихся этих вузов, а также обладают возможностью перезачета курсов студентам организаций, входящих в консорциум. Выделены основные факторы, влияющие на развитие виртуальных университетов. Наряду с успешными примерами реализации модели консорциума образовательных организаций в статье приведены отрицательные примеры функционирования таких объединений вузов. В заключение определены основные направления развития виртуальных университетов.

Ключевые слова: виртуальные университеты, электронное обучение, консорциум вузов, открытые образовательные ресурсы, информатизация образования

Одной из тенденций, получивших развитие в разных странах мира, является появление национальных виртуальных университетов, финансируемых правительствами стран. По данным ЮНЕСКО, в 2010 г. в мире функционировало более 115 виртуальных университетов [7].

По мнению экспертов ЮНЕСКО, создание национальных виртуальных университетов позволяет правительствам:

— сконцентрировать высококачественные технические и кадровые ресурсы;

— сосредоточить усилия виртуального университета на насущных потребностях национального рынка труда или системы образования;

— использовать и развивать существующую инфраструктуру Интернет-технологий;

— поддерживать развитие электронного обучения в традиционных образовательных организациях;

— обеспечивать преимущества национальным программам электронного обучения перед зарубежными;

— экспортировать образовательные программы электронного обучения в другие страны на национальных языках, что может возместить часть расходов на создание этих программ [6].

Подходы к созданию национальных виртуальных университетов в разных странах варьируются также, как и различаются модели таких университетов. Например, Баварский виртуальный университет (англ. — The Bavarian Virtual University) в Германии — пример виртуального университетского городка, финансируемого государством. Кибер-университет АСЕАН (англ. — ASEAN Cyber University), УНИСА (англ. — UNISA) и Африканский виртуальный университет (англ. — The African Virtual University) служат примерами региональных университетов. Открытый университет Великобритании (англ. — The UK's Open University) и Открытый университет Индии им. Индиры Ганди (англ. — India's Indira Gandhi Open University (IGNOU)) являются международными виртуальными университетами [10].

Правительством Литвы в 2007 г. была инициирована национальная программа «Литовский виртуальный университет» (англ. — Lithuanian Virtual University (LVU)) в целях развития онлайн обучения, развития материальной инфраструктуры для электронного обучения и управления, создания и устойчивого развития единого информационного образовательного и научного пространства. Технологический университет Каунаса стал ведущим вузом-участником Литовского виртуального университета [2].

Финский онлайн университет прикладных наук (англ. — Finnish Online University of Applied Sciences (FOUAS)) — это консорциум из 17 финских университетов прикладных наук, созданный в 2001 г. с целью создать платформу виртуальной мобильности университетов-партнеров. Студенты, обучающиеся в одном из университетов прикладных наук, могли проходить онлайн курсы в любом университете — члене консорциума, на платформе Финского онлайн университета прикладных наук. На этой платформе были размещены около 800 онлайн курсов, которые обновляются с определенной периодичностью. Платформа виртуальной мобильности Финского онлайн университета прикладных наук — закрытая система в том смысле, что только обучающиеся финских университетов имеют доступ к курсам. Это объясняется тем, что высшее образование в Финляндии бесплатно для студентов, и онлайн обучение — не исключение.

Кроме того, в Финляндии функционирует система открытых университетов, которые бесплатно предлагают курсы (в том числе онлайн курсы) для всех граждан страны. Согласно национальному законодательству стоимость обучения в рамках одного курса в открытом университете, финансируемом Министерством образования и культуры Финляндии, не должна превышать 15 евро за учебный кредит. Так, плата за онлайн курс, оценивающийся в три кредита ECTS, в финском открытом университете не должна превышать 45 евро. В нее обычно входит официальный сертификат или документ о посещаемости. Еще одна особенность финских открытых университетов заключается в том, что они предлагают курсы по

программам высшего образования. Это связано с тем, что большинство таких курсов организовываются и проводятся структурными подразделениями университетов, входящими в консорциумы финских открытых и онлайн университетов. В связи с этим курсы, полученные в открытых и онлайн университетах, могут быть легко зачтены в случае, если обучающийся поступит на основную программу в один из финских университетов — участник консорциума открытых и онлайн университетов. Получение прибыли в открытых и онлайн университетах Финляндии строго регулируется законодательством. Реализация коммерческих онлайн курсов в Финляндии существует, но платный сектор образования, ориентированный на получение прибыли, существует только в рамках непрерывного образования и профессионального развития [9].

Виртуальный университет Пакистана (англ. — The Virtual University of Pakistan) (http://www.vu.edu.pk/) был открыт правительством страны в 2002 г. В университете обучается около 50 тыс. студентов, открыты представительства университета в 60 городах страны, где зарегистрированным студентам предоставляются компьютеры и доступ в сеть Интернет. Лекции транслируются по телевидению, распространяются на DVD, в сети Интернет и на YouTube. Тексты курсов и видео-лекции доступны на языке урду для расширения охвата образованием граждан с ограниченным знанием английского языка.

Наряду с государственными виртуальными университетами развиваются и частные университеты, в том числе корпоративные виртуальные университеты. Эти университеты чутко реагируют на потребности обучающихся, и успех их деятельности зависит от соотношения цены и качества образования, а также признания результатов обучения работодателями. В отдельных странах частные виртуальные университеты получают государственное финансирование либо через прямые гранты, либо через исследовательские фонды или через студенческие ссуды. Но большинство из них подвержены колебаниям рынка и не защищены государственным финансированием. По мнению экспертов, по всему миру существует около 1800 неаккредитованных частных виртуальных университетов [8].

Самый известный частный виртуальный университет — Университет Phoenix (англ. — The University of Phoenix (UoP)) (http://www.phoenix.edu/), основанный в 1976 г. компанией Apollo Group (США). В 2015 г. в университете обучалось 227 тыс. чел. Популярность университета объясняется стоимостью обучения, которая в пять-шесть раз ниже, чем в традиционных американских колледжах. Вместе с тем, доля студентов, завершивших обучение онлайн, составляет всего 5—10%.

Интерактивный институт дизайна Великобритании (англ. — UK's Interactive Design Institute (IDI)) (https://idesigni.co.uk/) был создан в 2004 г. Он фокусируется на узкой, но растущей области разработки интерактивных медиаресурсов для веб-сайтов и мобильных приложений. Обучение происходит полностью онлайн по аккредитованным курсам. Интерактивный институт дизайна Великобритании в 2008 г. расширил свою деятельность и предоставляет программы бакалавриата и магистратуры в партнерстве с Университетом Хартфордшира. В Интерактивном институте дизайна Великобритании обучается менее 500 студентов.

Корейские «кибер-университеты» (http://eng.cuk.edu/index.do) представляют собой частный случай коммерческих виртуальных университетов, которые под-

держиваются государством. После пилотного проекта 1998—2000 гг. Министерство образования и науки Республики Корея разрешило создание девяти кибер-уни-верситетов. По мнению экспертов, эксперимент правительства Республики Корея с созданием кибер-университетов позволил разработать процедуры по обеспечению качества для периодического мониторинга образовательной деятельности этих университетов, а быстрое развертывание кибер-университетов в этой стране стало возможным благодаря высокому уровню компьютерной грамотности населения [8]. В 2008 г. 12 кибер-университетам было разрешено изменить свой статус до высших учебных заведений, что приравняло их к традиционным университетам. В 2010 г. Hanyang Cyber University стал первым аккредитованным кибер-университетом.

По мнению экспертов, виртуальные университеты можно классифицировать с учетом разделения на следующие модели [12]:

— модель консорциума;

— традиционные университеты, которые предлагают электронное обучение по отдельным образовательным программам;

— образовательные организации дистанционного обучения;

— виртуальные университеты.

В модели консорциума образовательные организации совместно разрабатывают онлайн курсы, предоставляют доступ к репозиторию курсов для обучающихся вузов — участников консорциума, а также могут перезачитывать курсы студентам вузов — участников консорциума. Например, 11 партнеров Канадского виртуального университета (англ. — Canadian Virtual University (CVU)) (http:// www.cvu-uvc.ca/) совместно разработали более 2 тыс. онлайн курсов. Студенты, прошедшие онлайн курсы партнерского университета, получают образовательные кредиты, которые зачитываются всеми вузами консорциума.

Виртуальный университет малых государств Британского Содружества (англ. — The Virtual University for Small States of The Commonwealth (VUSSC)) (http://www.vussc. info/) — пример успешной модели консорциума. Цель консорциума заключается в развитии образовательных онлайн ресурсов: их разработка и обмен между вузами — участниками консорциума. Консорциумом разработана Транснациональная квалификационная структура (англ. — Transnational Qualification Framework (TQF)) для регистрации разработанных аккредитованных курсов.

В консорциум «Открытые образовательные ресурсы университетов» (англ. — Open Education Resource Universities (OERu)) входят университеты из различных стран мира. Цель консорциума: открыть доступ к онлайн курсам как можно большему количеству студентов высших учебных заведений. Все онлайн курсы бесплатны. В 2011 г. этот консорциум получил поддержку ЮНЕСКО.

В последние годы получили распространение консорциумы национальных университетов, создающиеся в рамках разработки общей онлайн платформы и размещения на ней онлайн курсов университетов-партнеров. В этой модели университеты-партнеры берут на себя основную часть расходов по созданию, поддержке и управлению онлайн платформы. Основная цель консорциумов вузов в рамках созданию общей онлайн платформы — создать разнообразные возможности для обучения для большого количества учащихся [4]. Основные целевые

группы — студенты и выпускники. В зависимости от целевой группы MOOCs могут быть интегрированы в учебный процесс университетов или в качестве специализированных онлайн курсов для профессиональной подготовки и непрерывного обучения.

Одним из примеров, служит консорциум EduOpen, в который вошли 10 итальянских вузов, созданный для разработки высококачественных онлайн курсов на итальянском и английском языках.

Основные задачи консорциума EduOpen следующие:

— внедрение инноваций в преподавание посредством создания итальянской экосистемы MOOCs, которая, среди прочего, дает право получить учебные кредиты ECTS;

— развитие интернационализации образования путем разработки MOOCs на английском языке, признания образовательных кредитов ECTS посредством определенных соглашений с другими европейскими университетами, предлагающими MOOCs, и участия в работе международных консорциумов;

— проведение исследований по распространению открытых образовательных ресурсов, в том числе, форматов, моделей взаимодействия, методов оценки и лучших практик;

— организация и проведение обучения научно-педагогических работников университетов, а также технических специалистов по использованию новых технологий в образовательном процессе.

Услуги, предлагаемые онлайн платформой EduOpen, включают различные способы доступа к онлайн ресурсам и оплаты. Система доступа и сертификации EduOpen состоит из следующих четырех уровней.

Уровень 1. Бесплатная регистрация, оплата дополнительных услуг (например, индивидуальное обучение, доступ к мастер-классам и др.).

Уровень 2. Сертификация (сертификат EduOpen и специальный знак), подтверждающая обучение, бесплатная или с оплатой взноса (не более 8 евро). Онлайн оценивание, на основании которого выдается так называемый открытый значок (англ. — Open Badge), который представляет собой цифровое микро-удостоверение личности, выдаваемое обучающемуся на основании его достижений и компетенций.

Уровень 3. Сертификация по результатам аттестации (оплата аттестации и выдачи сертификата). В среднем, для обучающегося стоимость такой сертификации составляет около 50 евро. Все поступившие средства делятся пополам между университетом и компанией Edunova. Аттестация проходит под наблюдением сотрудников университета или в центрах NICE CINECA. Стоимость тестирования в центрах NICE зависит от продолжительности теста: 1 ч — 25 евро, 2 ч — 50 евро и 3 ч — 75 евро. По результатам сертификации выдается открытый значок.

Уровень 4. Экзамен для признания результатов обучения в формальной системе образования с получением образовательных кредитов ECTS. Формальная регистрация для индивидуальных курсов в университетах. Оплата поступает в университет (либо полностью, либо с небольшим отчислением, направляемым в компанию Edunova).

Источники финансирования онлайн платформы EduOpen — средства, выделяемые Министерством образования и исследований Италии, оплата, поступающая от обучающихся, когда MOOCs являются частью учебного процесса университета, финансирование, полученное из частных источников, а именно, компаний, которые совместно с университетами разрабатывают онлайн курс для профессионального развития их сотрудников, компаний, которые покупают онлайн курсы для корпоративного обучения сотрудников.

Расходы на разработку и обслуживание онлайн платформы EduOpen идут:

— на управление и технологическую поддержку платформы;

— производство и управление курсами (человеческие ресурсы, техническое оборудование, административные расходы на сертификацию) [11].

Наряду с успешными примерами реализации модели консорциума образовательных организаций, есть и отрицательные примеры функционирования таких объединений вузов. Так, например, с 2000 по 2008 гг. в рамках проекта «Швейцарский виртуальный кампус» (англ. — Swiss Virtual Campus) несколько национальных университетов объединились в целях разработки онлайн ресурсов, но после их создания проект не получил дальнейшего развития. Средиземноморский виртуальный университет (англ. — Mediterranean Virtual University) просуществовал с 2002 по 2004 гг. Консорциум был создан с целью создать образовательные ресурсы и их обмен, в него входили 9 университетов.

Из-за законодательных ограничений в области получения прибыли и в связи с проблемами финансирования в Финляндии некоторые из ранее существовавших консорциумов и сетей онлайн образования прекратили свое существование. Финский виртуальный университет был закрыт в 2010 г. после 10 лет работы, финский централизованный каталог курсов Open UAS также был закрыт в 2010 г. В 2017 г. планировалось закрытие Финского онлайн университета прикладных наук. Тем не менее, один из основных центров онлайн обучения «Финские открытые университеты» (англ. — Finnish Open Universities) (https://opintopolku.fi/ wp/yliopisto/avoin-yliopisto/) продолжает существовать. В 2000 г. в Великобритании был инициирован проект eUniversities (UKeU). В 2004 г. проект прекратил свое существование. В числе причин были названы неудачное время начала проекта, путаница в брэндинге, кадровые проблемы и др.

Кроме того, известны случаи, когда консорциумы, образованные в целях получения грантового финансирования для разработки новых курсов или преобразования существующих курсов в формат дистанционного обучения, при прекращении финансирования (государственного и/или частного) останавливали свою деятельность.

В европейском проекте «The RE.VICA WIKI on Virtual campuses» [5] были определены 17 факторов успеха и эффективности деятельности виртуальных университетов на примере опыта функционирующих виртуальных университетов. Все факторы были сгруппированы в рамках пяти направлений: опыт обучения студентов (три фактора), управление (четыре фактора), институциональное планирование (три фактора), технология (три фактора) и обучение преподавателей и сотрудников (один фактор) (таблица) [12].

Таблица

Факторы успеха деятельности виртуального университета

Направление деятельности Фактор успеха Краткое описание

Опыт обучения Удобство Все системы пригодны для использования

студентов Стратегия электронного обучения Регулярно обновляемая стратегия электронного обучения, интегрированная с учебной стратегией и всеми связанными с ней стратегиями (например, дистанционное обучение, если необходимо)

Понимание системы студентами Студенты хорошо понимают правила: плагиат, затраты, посещаемость и др.

Студенческая справочная служба Служба поддержки считается лучшей практикой

Удовлетворенность студентов Частое исследование удовлетворенности обучающихся напрямую затрагивает основные вопросы электронного обучения

Планирование Решения по проектам Процесс эффективного принятия решений реализуется для проектов электронного обучения во всей образовательной организации

Ежегодное планирование Ежегодный процесс планирования электронного обучения, интегрированный с общим планированием курсов

Решения по программам Эффективный процесс принятия решений для программ электронного обучения во всей образовательной организации

Исследования рынка Исследования рынка проводятся каждый год централизованно от имени всех подразделений, которые осведомлены об аспектах электронного обучения

Управление Издержки Для всех расходов, связанных с электронным обучением, используется система целевых затрат

Лидерство в электронном обучении Способность руководителей принимать решения об электронном обучении развивается на уровне ведомств и организаций

Стиль управления Общий стиль институционального управления подходит для управления как для образовательной деятельности, так и для бизнеса

Отношения Эффективные процессы, направленные на достижение высокого уровня формального и неформального доверия

Техническая поддержка персонала Все работники, участвующие в процессе электронного обучения, имеют возможность быстро выйти на связь со службой технической поддержки

Надежность Система электронного обучения так же надежна, как и основные системы

Безопасность Известно, что система без нарушений безопасности позволяет сотрудникам и студентам выполнять свои обязанности легко и эффективно

Обучение персонала Обучение Все сотрудники прошли обучение, соответствующее типу их работы

Модель, в которой традиционные университеты развивают электронное обучение по отдельным образовательным программам, получила распространение в различных странах мира. Электронное обучение позволяет университетам выходить на международный рынок образовательных услуг и привлекать иностранных студентов. Например, в Университете Британской Колумбии (англ. — The University of British Columbia (UBC)) (https://www.ubc.ca/) — одном из крупнейших

университетов Канады, непосредственно в кампусе обучаются около 50 тыс. студентов и около 15 тыс. студентов обучаются онлайн. Университет Британской Колумбии предлагает около 140 академических курсов онлайн и 125 неакадемических курсов онлайн в рамках неформального обучения.

В России рамках Национальной технологической инициативы [3] Агентством стратегических инициатив был открыт Университет Национальной технологической инициативы «20.35» для подготовки специалистов для цифровой экономики. Университет Национальной технологической инициативы «20.35» является виртуальным, функционирует в рамках сетевого взаимодействия российских вузов: ИТМО, СПбПУ Петра Великого, МФТИ, НГУ, ТГУ, ДВФУ, а также бизнес структур. Для каждого обучающегося предполагается формирование цифрового профиля компетенций в рамках образования в течение всей жизни (1 млрд цифровых профилей компетенций).

С учетом сказанного можно предположить дальнейшее расширение спектра различных виртуальных университетов и реализуемых ими образовательных программ. Это предположение коррелирует с заключениями разных экспертов, связывающих широкое распространение виртуальных университетов с их возможностями по привлечению большего количества обучающихся, а также с тем фактом, что виртуальные университеты ограничены лишь культурными и языковыми барьерами, такие университеты не нуждаются в аудиториях и зданиях [1], а благодаря современным инструментам электронного обучения виртуальные университеты относительно несложно и недорого могут осуществлять реализацию своих курсов в сети Интернет [2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Реморенко И.М. «Умная аудитория»: от интеграции технологий к интеграции принципов // Информатика и образование. 2013. № 10 (249). С. 3—8.

[2] Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / под ред. Б. Дендева. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.

[3] Постановление Правительства России от 18.04.2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы». URL: http://base.garant.ru/71380666/ (дата обращения: 10.09.2017).

[4] Филиппов В.М., Краснова Г.А., Гриншкун В.В. Трансграничное образование // Платное образование. 2008. № 6. С. 36—38.

[5] Bacsich P. Reviewing the Virtual Campus Phenomenon. The Rise of Large-Scale e-Learning Initiatives Worldwide // EuroPACE ivzw/- 2009.

[6] Bates T. National strategies for e-learning in post-secondary education and training. UNESCO. International Institute for Educational Planning. 2001.

[7] D'Antoni S. The virtual university: Models and messages. URL: www.unesco.org/iiep/ virtualuniversity/home.php (дата обращения: 08.10.2017).

[8] Head K. Degree mills tarnish private higher education. World News. 2011. URL: www. universityworldnews.com/article.php?story=20111111214855627 (дата обращения: 17.10.2017).

[9] Lehto T. Shared European Educational Services from the Perspective of Finland. MOOCs in Europe. EADTU. 2016.

[10] Metaari's Learning Technology Research Taxonomy, Research Methodology, Product Definitions, and Licensing Model. 2017. URL: http://www.metaari.com/assets/Metaari_Learning_ Technology_Research_Taxonomy.pdf (дата обращения: 16.08.2017).

[11] Limone P. EduOpen network in Italy// MOOCs in Europe. EADTU. 2016. URL: https://eadtu. eu/images/publicaties/M00Cs_in_Europe_November_2015.pdf, свободный. (дата обращения: 25.09.2017).

[12] Richards G. A Guide to Virtual Universities for Policy-Makers. Commonwealth of Learning. 2015. URL: http://oasis.col.org/bitstream/handle/11599/1723/2015_ Richards_Virtual-Universities-Policy-Makers.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 08.10.2017).

© Гриншкун В.В., Краснова Г.А., 2017

История статьи:

Дата поступления в редакцию: 20 сентября 2017 Дата принятия к печати: 23 октября 2017

Для цитирования:

Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Виртуальные университеты: факторы успеха и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2018. Т. 15. № 1. С. 7-17. DOI 10.22363/2312-8631-2018-15-1-7-17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах:

Гриншкун Вадим Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета. Контактная информация: е-mail: [email protected]

Краснова Гульнара Амангельдиновна, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Контактная информация: е-mail: [email protected]

VIRTUAL UNIVERSITIES: FACTORS OF SUCCESS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

V.V. Grinshkun1, G.A. Krasnova2

1 Moscow City University Sheremet'evskaja str., 29, Moscow, Russia, 127521 2 The centre for lifelong learning Economics, Russian presidential Academy of national economy and state service under the RF President Vernadskogo str., 82/1, Moscow, Russia, 119571

This article is devoted to the peculiarities of the formation and functioning of virtual universities, emerging in recent years in different countries of the world. The main approaches to their creation and financing are described. It is noted that along with public virtual universities, private universities are developing, including corporate virtual universities. The main models of virtual universities are classified, including the consortium model, the traditional model of the university with electronic education for individual educational programs, the model of educational organizations of distance learning and the actual virtual university model. Successful models of functioning of virtual universities in Great Britain, USA, Italy, South Korea, Russia and other countries are described. In the widespread model of the

consortium, educational organizations jointly develop online courses, provide access to the repository of courses for students of these universities, and also have the opportunity to transfer courses to students of organizations that are members of the consortium.

The main factors influencing the development of virtual universities are singled out. Along with successful examples of the implementation of the model of a consortium of educational organizations, negative examples of the functioning of such associations of higher education institutions are presented in the article. In conclusion, the main directions of the development of virtual universities are determined.

Key words: virtual universities, e-learning, consortia, open educational resources, informatization of education

REFERENCES

[1] Grigor'ev S.G., Grinshkun V.V., Remorenko I.M. «Umnaja auditorija»: ot integracii tehnologij k integraciiprincipov ["Smart audience": from the integration of technologies to integrate the principles of]. Informatikaiobrazovanie [Informatics and education]. 2013. No. 10 (249). Pp. 3—8.

[2] Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii [Information and communication technologies in education]: monografija / pod. red. B. Dendeva. M.: IITO JuNESKO, 2013. 320 p.

[3] Postanovlenie Pravitel'stva Rossii ot 18.04.2016g. № 317«O realizacii Nacional'noj tehnologicheskoj iniciativy» [Resolution ofthe Russian Government from 18.04. 2016 № 317 "On the implementation of the National technology initiative"].

[4] Filippov V.M., Krasnova G.A., Grinshkun V.V. Transgranichnoe obrazovanie [Cross-border education]. Platnoe obrazovanie [Paid education]. 2008. No. 6. Pp. 36—38.

[5] Bacsich P. Reviewing the Virtual Campus Phenomenon. The Rise of Large-Scale e-Learning Initiatives Worldwide // EuroPACE ivzw/- 2009.

[6] Bates T. National strategies for e-learning in post-secondary education and training. UNESCO. International Institute for Educational Planning. 2001.

[7] D'Antoni S. The virtual university: Models and messages. URL: www.unesco.org/iiep/ virtualuniversity/home.php (дата обращения: 08.10.2017).

[8] Head K. Degree mills tarnish private higher education. World News. 2011. URL: www. universityworldnews.com/article.php?story=20111111214855627 (дата обращения: 17.10.2017).

[9] Lehto T. Shared European Educational Services from the Perspective of Finland. MOOCs in Europe. EADTU. 2016.

[10] Metaari's Learning Technology Research Taxonomy, Research Methodology, Product Definitions, and Licensing Model. 2017. URL: http://www.metaari.com/assets/Metaari_Learning_ Technology_Research_Taxonomy.pdf (дата обращения: 16.08.2017).

[11] Limone P. EduOpen network in Italy// MOOCs in Europe. EADTU. 2016. URL: https://eadtu. eu/images/publicaties/MOOCs_in_Europe_November_2015.pdf, свободный. (дата обращения: 25.09.2017).

[12] Richards G. A Guide to Virtual Universities for Policy-Makers. Commonwealth of Learning. 2015. URL: http://oasis.col.org/bitstream/handle/11599/1723/2015_Richards_Virtual-Universities-Policy-Makers.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 08.10.2017).

Article history:

Received: 20 September, 2017 Accepted: 23 October, 2017

For citation:

Grinshkun V.V., Krasnova G.A. (2018) Virtual universities: factors of success and prospects of development. RUDN Journal of Informatization ofEducation, 15 (1), 7—17. DOI 10.22363/23128631-2018-15-1-7-17

Bio Note:

Grinshkun Vadim Valeryevich, doctor ofpedagogical sciences, full professor, head of the department of informatization of formation of the Moscow city pedagogical university. Contact information: e-mail: [email protected]

Krasnova Gulnara Amangeldinovna, doctor of philosophy, full professor, leading researcher of the Centre for lifelong learning Economics, Russian presidential Academy of national economy and state service under the RF President. Contact information: e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.