Научная статья на тему 'Массовые открытые онлайн-курсы в российском образовании: миф или реальность?'

Массовые открытые онлайн-курсы в российском образовании: миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1696
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА МООК / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО / MOOC METHODOLOGY / E-LEARNING / OPEN EDUCATIONAL RESOURCES / INTERACTIVE WEB ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Светлана Владимировна

Широкое распространение и признание МООК в мире подтвердили тот факт, что это совершенно иной со своими плюсами и минусами подход к образовательному процессу. В статье рассматриваются зарубежные модели массовых онлайн-курсов, их организационно-технические и методические особенности, приводятся примеры успешных зарубежных и российских проектов. Делается вывод о том, что, несмотря на неоднозначность трактовки этого явления европейскими и американскими университетами, сегодня назрела острая необходимость изучать и внедрять интересные методические решения, предлагаемые авторами данных открытых образовательных ресурсов, в очное и дистанционное обучение в российских вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOOCs in Russian Education: myth or reality?

MOOCs are becoming increasingly popular all over the world and the means by which learning is measured, evaluated, and accredited has become topic of controversy in higher education. The objective of this paper is to investigate the models of massive online open courses, their technological, administrative and methodological peculiarities. The best samples of foreign and Russian projects on MOOCs are highlighted and analyzed. MOOCs will continue to play a major role in the rapid evolution of higher education so it is necessary to analyze and put into practice of Russian universities and colleges the pedagogical potential provided by this new educational phenomenon.

Текст научной работы на тему «Массовые открытые онлайн-курсы в российском образовании: миф или реальность?»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 1

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

С.В. Титова

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ

В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ:

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Широкое распространение и признание МООК в мире подтвердили тот факт, что это совершенно иной со своими плюсами и минусами подход к образовательному процессу. В статье рассматриваются зарубежные модели массовых онлайн-курсов, их организационно-технические и методические особенности, приводятся примеры успешных зарубежных и российских проектов. Делается вывод о том, что, несмотря на неоднозначность трактовки этого явления европейскими и американскими университетами, сегодня назрела острая необходимость изучать и внедрять интересные методические решения, предлагаемые авторами данных открытых образовательных ресурсов, в очное и дистанционное обучение в российских вузах.

Ключевые слова: методика МООК, электронное обучение, открытые образовательные ресурсы, интерактивное обучающее пространство.

MOOCs are becoming increasingly popular all over the world and the means by which learning is measured, evaluated, and accredited has become topic of controversy in higher education. The objective of this paper is to investigate the models of massive online open courses, their technological, administrative and methodological peculiarities. The best samples of foreign and Russian projects on MOOCs are highlighted and analyzed. MOOCs will continue to play a major role in the rapid evolution of higher education so it is necessary to analyze and put into practice of Russian universities and colleges the pedagogical potential provided by this new educational phenomenon.

Key words: MOOC methodology, e-learning, open educational resources, interactive web environment.

Высокие темпы развития и распространения и популярности среди обучающихся новейших — облачных, мобильных и компьютерных — технологий оказывают существенное влияние на изменение традиционной модели образовательной системы и методов

Титова Светлана Владимировна — докт. пед. наук, профессор, зам. декана по дополнительному образованию факультета иностранных языков и регионоведе-ния МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: stitova3@gmail.com

преподавания обучения во всем мире. Вслед за электронным обучением (e-learning) появилось мобильное, затем обучение в социальных сетях или социальное, и наконец, несколько лет назад сформировалось совершенно новое направление — массовые открытые онлайн-курсы (МООК)1.

В 2012 г. на Всемирном конгрессе по открытым образовательным ресурсам (ООР), проходившем под эгидой ЮНЕСКО, была одобрена Парижская Декларация по ООР, целью которого стало формирование образовательной политики и стимулирование правительств государств-членов ЮНЕСКО к созданию благоприятных условий для разработки и использования открытых образовательных ресурсов2. В 2014 г. МООК названы ЮНЕСКО в числе 30 наиболее перспективных тенденций в развитии образования до 2028 г., поскольку они содействуют демократизации образовательного процесса и способствуют созданию бесплатных качественных открытых образовательных ресурсов (ООР), устраняют территориальные и временные барьеры, позволяя обучающимся выходить за рамки одного университета. Авторами курсов обычно становятся лучшие преподаватели ведущих университетов мира, что способствует расширению доступа к качественному образованию всем желающим3.

Первые упоминания о MOOK начали появляться в 2006 г., когда выпускник Гарвардского университета С. Хан создал один из самых первых открытых образовательных проектов Академия Хана http://khanacademy.com, который предоставляет бесплатный доступ к более чем 4000 лекций по точным и гуманитарным наукам. Академия Хана ставила перед собой революционную цель — сделать качественное образование доступным всем и везде. Проект существует на пожертвования, большая часть которых поступает из фонда Билла и Мелинды Гейтс. На сайте зарегистрировано более 80 млн пользователей, лекции с английского переводятся на 24 языка мира.

В 2012 г. в США было запущено три успешных массовых проекта по МООК — EdX, UDACITY и COURSERA. Сегодня крупнейшие американские и британские университеты активно участвуют

1 Титова С.В., Авраменко А.П. Эволюция средств обучения в преподавании иностранных языков: от компьютера к смартфону // Вестн. Моск. ун-та. Cер. 19. 2013. № 1.

2 World Open Educational Resources (OER) Congress: 2012 Paris OER Declaration. UNESCO. 2012. URL: http://oercongress.weebly.com/uploads/4/1/3/4/4134458/final_ paris_declarartion.pdf (дата обращения: 10.10.2015).

3 Массовые Открытые Онлайн Курсы. ИИТО. ЮНЕСКО. URL: http://ru.iite. unesco.org/oer_and_digital_pedagogy/oer/online_courses/(дата обращения: 10.10.2015).

в совместном создании и распространении массовых открытых онлайн-курсов, т.е. даже они теперь действуют не в одиночку, а создают в рамках регионов крупнейшие консорциумы вузов, позволяющие объединить финансовые ресурсы. Например, в 2013 г. к крупнейшей платформе Coursera (https://www.coursera.org/), созданной профессорами Стэнфордского университета Э. Нг и Д. Келлер и первоначально объединявшей 33 элитных вуза США, Канады и Великобритании, присоединились еще 29, в том числе Национальный университет Сингапура, Китайский университет Гонконга, Политехническая школа в Париже, Московский физико-технический институт, СПбГУ, НИУ Высшая школа экономики. Всего на Coursera представлено 337 курсов практически по всем направлениям образования, на шести языках мира, около 2,8 млн зарегистрированных пользователей, первое место по числу студентов занимают США, затем идут Индия, Бразилия, Китай, Россия.

Проект EdX (https://www.edx.org/), созданный профессором А. Агарвалом и поддерживаемый совместными усилиями Масса-чуссетского института технологий, Гарвардского университета и университета Беркли, на сегодняшний день увеличил число своих партнеров до 12. К нему присоединились Австралийский национальный университет, Технологический университет Делфта (Голландия) и Университет Макгилла (Канада). Цель проекта — не только создать открытые образовательные ресурсы, но и выяснить, как с помощью новейших компьютерных технологий трансформируется вся система обучения, каковы перспективные направления развития образования в ближайшие годы. Платформа EdX предоставляет доступ к 60 курсам вузов-партнеров, имеет 675 тыс. зарегистрированных пользователей.

В проект Udacity (ttps://www.udacity.com/), созданный профессорами Стэнфордского университета С. Траном, Д. Ставенсом и М. Сокольским, в настоящий момент вовлечены также университеты Колорадо и Сан Хосе. Udacity предлагает 22 курса, созданные не только преподавателями вузов, но и практиками — инженерами, бизнесменами, банкирами и т.д., имеет 400 тыс. зарегистрированных пользователей. Открытый Университет Великобритании (http://www.open.ac.uk/) объединяет более 11 лучших вузов королевства. Европейский проект Emma, созданный в 2014 г. (http://eu-ropeanmoocs.eu/), объединяет 12 ведущих университетов Нидерландов, Испании, Италии, Эстонии, Португалии и предлагает курсы на восьми европейских языках. Таким образом, сейчас в мире создано и функционирует достаточно много успешных коммерческих и некоммерческих проектов по ООР.

Организационно-технически МООК представляют собой новую модель онлайн-обучения, отличную от традиционных дистанционных курсов, поскольку:

— количество студентов, зарегистрированных на MOOK, больше, оно варьируется от нескольких сотен до десятков и сотен тысяч;

— значительно выше процент отсева: по различным оценкам от 4 до 8% записавшихся успешно заканчивают курс;

— жестче временные ограничения по выполнению заданий и усвоению материала;

— больше форм прохождения курса — самостоятельно индивидуально, самостоятельно в группе, с индивидуальной поддержкой тьютора;

— после окончания курса можно получить сертификат об окончании при условии минимальной оплаты, т.е. так называемая частичная сертификация курса.

Концепция МООК опирается на такие подходы, как коннекти-визм, активное обучение, обучение в сотрудничестве, которые повышают самостоятельность и мотивацию студентов в приобретении навыков и умений, необходимых для профессиональной деятельности в глобальном цифровом мире. С методической точки зрения MOOK — это дистанционные учебно-методические комплексы, включающие видеолекции, слайд-презентации, дополнительный материал для чтения или просмотра, глоссарии, домашние задания в форме проектов, интерактивных игр, симуляций, промежуточные и итоговые тесты, списки литературы по курсу, полезные ссылки, вопросы для обсуждения на форуме или социальных сетях и т.д. Подача учебного материала обычно происходит с помощью видео-или аудио- 3-10-минутных фрагментов, сопровождающихся слайд-презентацией, основной целью которой является максимальная визуализация учебного материала4.

Контроль усвоения материала производятся посредством самооценивания и взаимооценивания с помощью тестов с автопроверкой, нелинейных тестов с особыми критериями оценивания, а также игровых, интерактивных, проектных заданий и ролевых игр. Особые формы промежуточного и текущего контроля, введение так называемого формирующего оценивания (formative evaluation) подчеркивают важную составляющую философии МООК, согласно которой целью обучения является своевременная диагностика проблем, получение не кредитов или хорошей оценки, а знаний, умений

4 См.: AндреевА.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6.

и навыков5. Интересно, что, как показали многочисленные исследования в этой области, возможность рефлексии и саморефлексии увеличивается благодаря не только интерактивным и игровым форматам заданий и тестов или визуализации учебного материала, но также обсуждениям в социальных сетях и взаимооцениванию обучающимися. Например, в прошлом году Coursera запустила специальную программу Learning Hubs, целью которой является создание независимых оффлайн площадок для студенческих встреч и обсуждений материалов онлайн-курсов.

В своем выступлении на Ted.com Анант Агарвал6, профессор кафедры компьютерных технологий Массачуссетского технологического университета, обосновал популярность МООКов как нового формата курсов обучения высокого уровня, которые могут, если не заменять, то успешно дополнять традиционные университетские курсы. А. Агарвал делится своим видением этой формы обучения, в котором преподаватели создают инновационную модель обучения в XXI в., позволяющую студентам работать в собственном режиме, основанную на принципах активного обучения и взаимооценивания процесса усвоения материала благодаря осуществлению быстрой обратной связи, использованию социальных сетей для учебных дискуссий и внедрению приемов геймификации в обучении.

Таким образом, данная форма обучения предполагает кардинальное изменение философии преподавания и потенциально дает толчок парадигматическому сдвигу в системе образования, поскольку она меняет доступ к учебным материалам, их способ презентации, процесс контроля и оценивания7.

На сегодняшний момент российские и зарубежные исследователи говорят о двух моделях или типах МООКов8. В коннективист-ских (сMoocs) контент или содержание курса создается участниками на основе привлечения открытых образовательных ресурсов, т.е.

5 Sambell K. Enquiry-based learning and formative assessment environments: student perspectives // Practitioner Research in Higher Education. University of Cambria. 2010. 4 (1). P. 52-61.

6 См. выступление А. Агарвала «Почему массовые открытые онлайн курсы актуальны?» URL: http://www.ted.com/talks/anant_agarwal_why_massively_open_online_ courses_still_matter?language=ru

7 См.: Титова С., Талмо Т. Создание модели интерактивной лекции с помощью мобильной системы голосования SRS // Высшее образование в России. 2015. № 2. C. 126-135.

8 MOOCs for Development: Potential at the bottom of the pyramid. The MOOCs4D International Invitational Conference report. Pennsylvania University. 2014. URL: http:// iite.unesco.org/files/news/639173/MOOCs4D_ConfReport_July2014.pdf (дата обращения: 10.10.2015)

используется так называемый привлекаемый контент (pull content). Авторы курса направляют, а не управляют, используется кон-нективистский подход, базирующийся на принципах самообучения и децентрализации. В традиционных или xMOOCs учебный материал (push content) создается и представляется авторами, работа на курсе полностью управляется и регламентируется авторами или тьютерами, используется когнитивно-бихейвиористский подход, базирующийся на принципах централизации и отношения к обучаемому как объекту образовательной деятельности. Следующая метафора помогает наилучшим образом разграничить эти две модели: «хМООС — это открытая дверь: вы можете войти и слушать бесплатно», а «сМООС — это открытое сердце: вы становитесь частью сообщества, которым вы будете приняты и обласканы»9.

C точки зрения зарубежных аналитиков образовательного процесса, сМООС является наиболее перспективной моделью, ее появление скорее всего связано с тем, что на современном этапе достаточно легко создать технологическую инфраструктуру для доставки содержания обучения, но чрезвычайно трудно строить академические отношения и образовательные сообщества10. Для сМООС характерна структурированная сеть, использование ежедневного бюллетеня успеваемости, большое количество привлеченного учебного материала из социальных сетей, т.е. так называемый социальный подход к обучению. Успех студента в сMООC обеспечивает умение ориентироваться в сети, сформированные персональная учебная среда, личные цели сMOOC могут быть наиболее эффективными как форма непрерывного обучения и повышения квалификации, поскольку они способствуют формированию ряда компетенций, необходимых для профессиональной деятельности11.

В России некоторые университеты и вузы, а также отдельные энтузиасты делают попытки создать аналоги массовых открытых онлайн-курсов:

— МЭСИ является единственным российским участником европейского проекта HOME (Higher Education Online: MOOCs the European way http://home.eadtu.eu/), объединяющего вузы из Великобритании, Португалии, Нидерландов, Израиля и других стран. Сейчас МЭСИ создает первые шесть курсов, которые будут выложены на сайт с открытым доступом;

9 Кухаренко В. Массовый открытый онлайн курс // ELearning World. МЭСИ. 2014. URL: http://www.elw.ru/practice/detail/1965/ (дата обращения: 10.10.2015).

10 Parr C. MOOC Creators Criticize Courses' lack of Creativity.2013. URL: http:// www.timeshighereducation.co.uk/news/mooc-creators-criticise-courses-lack-of-creativity/2008180.fullarticle (дата обращения: 10.10.2015).

11 Siemen G. MOOCs are really a Platform. 2012. URL: http://www.elearnspace.org/ blog/2012/07/25/moocs-are-really-a-platform (дата обращения: 10.10.2015).

— Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании;

— Евразийский открытый институт;

— МГУ при поддержке благотворительного фонда В. Потанина стал инициатором создания открытого образовательного ресурса Преподаватель онлайн;

— Национальный открытый университет «Интуит»;

— проекты Интернет-Университет Информационных Технологий Универсариум;

— Uniweb.ru — коммерческий проект, предлагает частично платные ресурсы, объединяет шесть российских вузов;

— Eduson TV — некоммерческий проект Елены Масоловой;

— Система дистанционного бизнес-образования Альянс-Медиа и МИМ ЛИНК и др.

B сентябре 2015 г. в Москве на конференции EdCrunch2015, которая была посвящена вопросам создания и использования массовых открытых образовательных ресурсов в РФ, заместитель министра образования и науки РФ А. Климов официально объявил о запуске Национальной платформы открытого образования http:// openedu.ru/. В разработке данной платформы приняли участие восемь ведущих вузов страны: НИТУ МИСиС, МГУ, СПбГУ, СПбПУ, НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и ИТМО. Сейчас пользователям доступны 46 курсов, к маю 2016 г. их должно быть более 100. На сайте уже зарегистрировались 8000 человек, в общей сложности воспользоваться курсами смогут более 10 млн слушателей. «Цель Национальной платформы онлайн-образования — сделать из онлайн-курсов полноценный аналог образовательных программ вузов, который позволит получить знания того же качества и уровня, что и при классической форме обучения. Это подразумевает очень высокие требования к разрабатываемым программам и их эффективности» — отметила ректор МИСиС А. Черникова12.

Но, как отмечают многие специалисты в области информатизации образования, сейчас наша образовательная система не совсем подготовлена к созданию и интеграции этого феномена в учебный процесс по ряду причин. Во-первых, отсутствует законодательная база. Согласно проф. В. Тихомирову, несмотря на то, что в законе об образовании 2013 г. есть статья о сетевом обучении, это ничего не дает, поскольку ни один из нормативных документов, регламентирующих данную форму обучения, еще не был законодатель-

12 См. информацию об открытии нового проекта РФ по созданию открытых образовательных ресурсов. URL: http://misis.ru/about-university/news/edcrunch-obrazovanie-vyhodit-na-novyj-uroven39 (дата обращения: 10.10.2015).

но утвержден13. Нет стандартов по электронному обучению. По словам Олега Смолина, первого заместителя председателя комитета Госдумы по образованию, с момента принятия ФЗ-11 «О расширении возможностей использования электронного обучения и электронных образовательных технологий» прошло два года, но никаких существенных изменений в этом отношении не произошло14. В связи с тем, что в РФ такая форма образования долго не признавалась, мы сильно отстали от других стран в области дистанционного, мобильного и других видов электронного обучения.

Во-вторых, российские университеты не могут привлечь инвестиции для создания открытых образовательных ресурсов. Как известно, для реализации лишь одного проекта по МООК зарубежные университеты создают фонд и вкладывают в него сотни миллионов долларов, но российские вузы так делать не могут, поскольку Бюджетный кодекс это запрещает15. Тем не менее, как уже было сказано ранее, некоторые отечественные университеты и вузы начинают внедрять зарубежный опыт в области электронного обучения и создания открытых образовательных ресурсов, поскольку электронное обучение в мире представляет огромную и доходную индустрию, оборот которой в 2011 г. составил семь триллионов долларов и по прогнозу аналитиков в течение 2013—2018 гг. будет ежегодно расти на 25%. Как отмечает Елена Масолова, основатель проекта Eduson.TV, в России сегодня существует огромный спрос на электронное обучение, на Coursera Россия входит в топ-5 стран по числу пользователей, хотя весь их контент на английском, и почти нет никаких предложений, т.е. российский потребитель готов и хочет получать эту услугу16.

Автор данной статьи принимал участие в 2014 г. в федеральном образовательном проекте Продвижения русского языка и образования на русском (http://www.pushkininstitute.ru/teach) по созданию открытых образовательных ресурсов для обучения русскому как иностранному, поэтому имеет опыт создания МООК, предназначенных для повышения квалификации преподавателей РКИ в области использования новейших технологий. Работа по созданию МООК начинается с выработки концептуального решения или технического задания, которое по структуре и содержанию напоминает

13 См.: Гореткина Е. Массовое онлайновое обучение бросает вызов российской системе образования // PCWeek/RE № 20 (840). 2013. URL: http://www.pcweek.ru/ numbers/detail.php?ID=153766 (дата обращения: 10.10.2015).

14 Там же.

15 Там же.

16 См.: Масолова E. Что такое онлайн-обучение сегодня? // ELearning World. МЭСИ. 2014. URL: http://www.elw.ru/interview/detail/6274/ (дата обращения: 10.10.2015).

рабочую программу любой дисциплины, преподаваемой в традиционном формате. Например, учебный модуль (или тема) по курсу может включать следующие разделы: видеолекцию с тестовыми вопросами на проверку понимания материала; текстовый материал или статью по обсуждаемой теме; слайд-презентацию лекции; практические задания по теме модуля; практическое руководство по выполнению заданий в виде скринкастов; веблиографию по обсуждаемой теме для выполнения заданий и более глубокого знакомства с обсуждаемой проблемой; форум или страница вики для группового обсуждения предложенной темы модуля; вебинар или телеконференция для онлайн-обсуждения практических примеров использования ИКТ в учебном процессе.

Что касается презентации учебного материала, в этом случае основной девиз — его максимальная визуализация и аудиозация. Кроме того, поскольку предполагается, что данные курсы проходят большое количество человек, то обращается особое внимание на оптимизацию контроля и оценивания, т.е. на создание новых, интерактивных форматов заданий для текущего и формирующего контроля, на выработку критериев оценивания этих заданий, а также на осуществление эффективной, обеспечивающей мотивацию обратной связи, на формы организации индивидуальной и групповой работы обучающихся. Система контроля в открытых курсах должна быть последовательной, т.е. должны применяться все виды контроля от формирующего и текущего до промежуточного и финального, эффективной, т.е. должны хорошо быть продуманы критерии оценивания заданий различных форматов. Таким образом, примерно так выглядит классическая модель видеоподачи учебного материала и его оценивания, которая также применялась при создании МООК ПК для преподавателей РКИ (рисунок).

Для создания интерактивного обучающего веб пространства используется как самостоятельная индивидуальная работа с видео и текстовым материалом в рамках тестовых заданий и практических заданий, так и групповая работа по выполнению интерактивных ролевых игр, групповых дискуссий в режиме асинхронного взаимодействия на форуме и вики и в режиме синхронного взаимодействия на платформе вебинар.

Общеизвестно, что основное отличие традиционного от электронного обучения состоит в том, что результаты последнего проще измерить благодаря наличию электронной тетради или портфо-лио, инструментов измерения активности обучающихся в форуме, на блоге или вики курса, то любая форма учебной деятельности ученика может быть зафиксирована и оценена, а все, что можно

измерить и оценить, можно изменить и улучшить. Из таблицы видно, каким образом формируется итоговая оценка за весь курс.

Презентация учебного материала в МООК

Видеофрагмент 1 с презентацией (3—10 мин)

Интерпретация ошибок теста 2

Тест 1

Оценивание теста 2

Видеофрагмент 3

I-

Тест 3

Оценивание теста 1

Тест 2

Оценивание теста 3

Интерпретация ошибок теста 1

Видеофрагмент 2

Интерпретация ошибок теста 3

Рисунок. Презентация учебного материала в МООК

Таблица

Виды контроля и их оценивание в MOOK

Виды контроля %, от оценки

Теория: тестовые вопросы на понимание материала (текущий контроль) 8

Практика: практические задания по модулям (текущий контроль) 32

Интерактивные игры (промежуточный контроль) 10

Совместная работа: участие в обсуждении на форуме, вебинаре (текущий контроль) 10

Финальная работа по созданию динамической обучающей веб-программы курса (итоговый контроль) 20

Итоговое тестирование по всему курсу 20

Контроль усвоения материала производится посредством не только тестов с автопроверкой, которые составляют только 28% от финальной оценки, но и открытых практических заданий по модулям, интерактивных игр и финальной работы по созданию и публикации онлайн-версий учебной программы. Вышеперечисленные виды контроля предполагают взаимооценивание участниками курса.

Таким образом, принципиальным отличием данного курса от дистанционных курсов повышения квалификации для преподавателей иностранных языков17, которыми автор статьи занимается с 2006 г., является превалирование групповых заданий над индивидуальными, введение взаимооценивания работ коллег и самооценивание, обязательное участие в синхронных и асинхронных видах онлайн-общения, использование интерактивных ролевых игр в качестве промежуточной формы контроля, максимальная визуализация учебного материала посредством использования видеолекций и презентаций, построенных на схемах, изображениях, таблицах.

Несмотря на то что открытые образовательные ресурсы, как показали недавние конференции, посвященные МООК, (EMMOCs2014 (Switzerland), COURSERA2014 (UK), MOOCs4D (USA, Pennsylvania)), EdCrunch2015 (Россия, Москва), требуют решения большого количества проблем таких, как защита авторских прав и лицензирование курсов, сертификация курсов, повышение мотивации пользователей и обеспечение взаимодействия внутри веб-сообщества; сложности межкультурного взаимодействия в рамках курса, создание технической платформы, которая помогла воплотить в жизнь идеальный МООК и т.д.

Широкое распространение МООК в мире и многочисленные исследования подтверждают тот факт, что это совершенно иной со своими плюсами и минусами подход к образовательному процессу, который уже влияет, в частности, на развитие высшего образования в Европе. В ходе реализации проекта HOME выяснилось, что большинство европейских университетов, в отличие от американских, не согласны с мнением о том, что официальная сертификация МООК будет восприниматься как альтернатива существующим дипломам высшего образования, 80% европейских университетов согласны с тем, что МООКи помогают колледжам и университетам познакомиться с онлайн-педагогикой, а в США только 44% университетов поддержали эту идею; 50% европейских университетов воспринимают МООК как новый подход к реализации курсов и дисциплин, большинство же американских университетов нейтрально относятся к данному тезису; 66% американских вузов отмечают, что еще слишком рано говорить о том, что МООКи отвечают целям и задачам высшего образования, а в Европе 58% вузов уверены, что МООКи соответствуют сегодняшним целям высшего образования18. С другой стороны, зарубежные аналитики в сфере

17 См., например, курсы на URL: http://ikt.ffl.msu.ru (дата обращения: 10.10.2015).

18 Jansen D, Schuwer R. Institutional MOOC strategies in Europe. Status report based on a mapping survey conducted in October — December 2014. EADTU, 2015. URL: http://www.eadtu.eu/documents/Publications/OEenM/Institutional_MOOC_strategies_ in_Europe.pdf (дата обращения: 10.10.2015).

образования А. Вотерс и М. Коллинс отмечают, что открытые массовые курсы на сегодняшний момент в Европе и США используются не столько для демократизации образования и получения высшего образования всеми желающими, как прогнозировала в 2012 г. основательница Coursera Д. Келлер, сколько для повышения квалификации и конкурентноспособности на рынке трудоустройства специалистов, уже имеющих высшие образование в той или иной сфере. Но для выполнения этой задачи авторы открытых курсов прежде всего должны отойти от традиционной, доказавшей свою неэффективность лекционной подачи материала и тестовых заданий, используя большое количество качественных, уже созданных онлайн-ресурсов, игровые и стимулирующие методики, эффективные технологии обратной связи с обучающимися и т.д. Примерами подобного рода могут послужить недавно запущенные проекты Codecademy и Gigaverse19.

Как бы то ни было, несмотря на противоречивые оценки педагогического потенциала, открытых курсов, МООКи становятся альтернативным источником знания для нового поколения с видео, игровыми задачами, интересными проектами и интерактивным сообществом, из которых одновременно «пьют» уже миллионы человек. Именно поэтому сегодня назрела необходимость изучать и внедрять интересные методические решения, предлагаемые авторами МООК, в очное и дистанционное обучение в российских вузах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

Aндреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6.

Гореткина Е. Массовое онлайновое обучение бросает вызов российской системе образования // PCWeek/RE. № 20 (840). 2013. URL: http://www. pcweek.ru/numbers/detail.php?ID=153766 (дата обращения: 10.10.2015). Кухаренко В. Массовый открытый онлайн курс // Elearning World. МЭСИ. 2014. URL: http://www.elw.ru/practice/detail/1965/ (дата обращения: 10.10.2015).

Масолова E. Что такое онлайн-обучение сегодня? // ELearning World. МЭСИ. 2014. URL: http://www.elw.ru/interview/detail/6274/ (дата обращения: 10.10.2015).

19 Collins M. Why MOOCs won't save our education system//The Daily Spot. 10 October 2015. URL: http://www.dailydot.com/opinion/moocs-education-free-online-courses/ (дата обращения: 10.10.2015); Watters A. The MOOC Revolution that was not // The Daily Spot. August 23. 2015. URL: http://kernelmag.dailydot.com/issue-sections/ headline-story/14046/mooc-revolution-uber-for-education/ (дата обращения: 10.10.2015).

Массовые Открытые Онлайн Курсы. ИИТО. ЮНЕСКО. URL: http://ru. iite.unesco.org/oer_and_digital_pedagogy/oer/online_courses/ (дата обращения: 10.10.2015).

Титова С., Талмо Т. Создание модели интерактивной лекции с помощью мобильной системы голосования SRS // Высшее образование в России. 2015. № 2.

Титова С.В., Авраменко А.П. Эволюция средств обучения в преподавании иностранных языков: от компьютера к смартфону // Вестн. Моск. ун-та. Cер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 1.

Collins M. Why MOOCs won't save our education system//The Daily Spot. 10 October 2015 URL: http://www.dailydot.com/opinion/moocs-education-free-online-courses/ (дата обращения: 10.10.2015).

Jansen D, Schuwer R. Institutional MOOC strategies in Europe. Status report based on a mapping survey conducted in October — December 2014. EADTU, 2015. URL: http://www.eadtu.eu/documents/Publications/OEenM/Insti-tutional_MOOC_strategies_in_Europe.pdf (дата обращения: 10.10.2015).

MOOCs for Development: Potential at the bottom of the pyramid. The MOOCs4D International Invitational Conference report. Pennsylvania University. 2014. URL: http://iite.unesco.org/files/news/639173/MOOCs4D_ConfReport_ July2014.pdf (дата обращения: 10.10.2015).

Parr C. MOOC Creators Criticize Courses' lack of Creativity. 2013. URL: http:// www.timeshighereducation.co.uk/news/mooc-creators-criticise-courses-lack-of-creativity/2008180.fullarticle (дата обращения: 10.10.2015).

Sambell K. Enquiry-based learning and formative assessment environments: student perspectives // Practitioner Research in Higher Education. University of Cambria. 4 (1). 2010.

Siemens G. MOOCs are really a Platform. 2012. URL: http://www.elearnspace. org/blog/2012/07/25/moocs-are-really-a-platform (дата обращения: 10.10.2015).

Watters A. The MOOC Revolution that was not//The Daily Spot. August 23, 2015 URL: http://kernelmag.dailydot.com/issue-sections/headline-story/14046/ mooc-revolution-uber-for-education/ (дата обращения: 10.10.2015).

World Open Educational Resources (OER) Congress: 2012 Paris OER Declaration. UNESCO. 2012. URL: http://oercongress.weebly.com/uploads/4/1/ 3/4/4134458/final_paris_declarartion.pdf (дата обращения: 10.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.