Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты изучения представлений подростков о безопасности жизнедеятельности в системе информатизации и компьютерных технологий'

Психолого-педагогические аспекты изучения представлений подростков о безопасности жизнедеятельности в системе информатизации и компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATIZATION / INFO-STRUCTURE / PERCEPTIONS OF SAFETY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF VIEWS OF SECURITY OF INFORMATIZATION / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОСТРУКТУРА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизова Г. А., Гаджиахмедова Л. М., Пирмагомедова Э. А.

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты изучения представлений подростков о безопасности жизнедеятельности в системе информатизации и компьютерных технологий. Выделены и обозначены теоретические и практические составляющие анализа результатов психологического обследования подростков, в структуре их представлений о безопасности информационного пространства и информатизации жизнедеятельности. Раскрыты и обобщены представления о значимости собственной активности человека в обеспечении безопасности информатизации как базы для подготовки человека в данном направлении организации жизнедеятельности в целом. Авторы делают вывод о том, что психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное использование информационных технологий в образовательной системе являются: создание комфортной информационной среды обучения; развитие у обучающихся основных способов деятельности в информационных средах; учет психологических особенностей студенческой аудитории в процессе организации компьютерного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азизова Г. А., Гаджиахмедова Л. М., Пирмагомедова Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE STUDY OF TEENAGERS' PERCEPTION OF SAFETY IN THE SYSTEM OF INFORMATIZATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES

The article discusses psychological and pedagogical aspects of the study of teenagers' perception of safety in the system of Informatization and computer technologies. The work highlights theoretical and practical components of the analysis of the results of psychological examination of teenagers in the structure of their ideas about the security of the information space and informatization of life. The research also reveals and summarizes the presentation of the importance of the activity in the security of informatization as a base for the training of the person in the direction of the organization of life in general. The authors conclude that psycho-pedagogical conditions, ensuring the effective use of information technologies in the educational system are as those: creating a comfortable information environment for training; development of studying basic ways of information activities; integration of psychological characteristics of students in the organization of computer training.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты изучения представлений подростков о безопасности жизнедеятельности в системе информатизации и компьютерных технологий»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты изучения представлений подростков о безопасности жизнедеятельности в системе информатизации и компьютерных технологий. Выделены и обозначены теоретические и практические составляющие анализа результатов психологического обследования подростков, в структуре их представлений о безопасности информационного пространства и информатизации жизнедеятельности. Раскрыты и обобщены представления о значимости собственной активности человека в обеспечении безопасности информатизации как базоы для подготовки человека в данном направлении организации жизнедеятельности в целом. Авторы делают вывод о том, что психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное использование информационных технологий в образовательной системе являются: создание комфортной информационной среды обучения; развитие у обучающихся основных способов деятельности в информационных средах; учет психологических особенностей студенческой аудитории в процессе организации компьютерного обучения.

Ключевые слова: информатизация, инфоструктура, представления о безопасности жизнедеятельности информатизации, психолого-педагогические основы представлений безопасности информатизации.

В настоящее время весь современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. Компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой бытности, в основе которых лежит распространение информационных потоков в обществе. Сегодня информационно-коммуникативные технологии - это глобальное информационное пространство. Они занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность наискорейшего ознакомления с ними начина с ранних этапов обучения и познания. Система образования и наука являются одним из объектов информатизации общества. Информационные и телекоммуникационные технологии, войдя во многие виды человеческой практики, оказывают воздействие на психические процессы, изменяют контексты социокультурного развития, погружая в виртуальные миры и формируя особые способы коммуникации [1].

Разумеется, информатизация, как и всякое сложное социальное явление, неоднозначно. По нарастающей идет развертывание потенциала «информационного общества», под которым понимается его социологизация, освоение социальной информации, формирование информационного мировоззрения, рынка информации, информационной реальности, повышение психологической обоснованности систем связи [2].

Расширяет свои границы новый социальный процесс - познание информационной реальности. Технологический процесс информатизации все более уступает место социально-психологическому [3].

В процессе изучения представлений подростков о безопасности жизнедеятельности в системе информатизации и компьютерных технологий значительные ограничения были выявлены на базе установленных функциональных ассоциаций подростков на искомые понятия. Характеризуя безопасность информационного потока в данном случае как фактора спокойной или привычной организации досуга и отдыха человека, подростки затруднялись в конкретизации того, что же именно способствует достижению эффекта "неопределенности". Вместе с тем, в качестве позитивной стороны представлений надо отметить безусловную позитивность направленности их содержания [4].

Все без исключения подростки рассматривали безопасность информатизации в качестве явления, благоприятного для жизнедеятельности человека. В их представлениях безопасность инфоструктуры выступает своеобразным гарантом того, что жизнь и труд человека будут протекать в необходимом для него контексте и приведет к получению ожидаемых результатов. Общий обзор полученных ответов показал, что данный аспект безопасности жизнедеятельности в представлениях подростков о информационных технологиях достаточно осмыслен. Ответы на данный вопрос можно сгруппировать следующим образом:

1) безопасность внедрения информатизации в жизнедеятельность человека как фактор организации привычной жизни ("это залог спокойной/размеренной/ привычной и т. д. жизни"), при условии гарантированной конфинденциальности;

2) безопасность информатизации как фактор качественного труда ("без безопасности не возможен нормальный труд", "безопасность - это фактор стабильной трудовой деятельности", "качественный труд не возможен без безопасности" и т. д.);

3) безопасность информатизации как фактор развития человека ("в условиях безопасности информатизации человек может заниматься собой", "развитие не может быть без безопасности информатизации").

При анализе полученного процентного распределения была отмечена неравномерность представлений подростков о внешних и внутренних источниках безопасности информатизации жизнедеятельности человека. Значительно большая доля этих представлений приходится на признание в качестве фактора безопасности инфоструктур жизнедеятельности официальных государственных структур (81,6%) и некоторых недифференцированных внешних сил, организующих среду информативной жизнедеятельности человека (64,8%). В данном факте отражается отмечаемая рядом источников присущая значительной части населения инертно-созерцательная позиция к организации собственной безопасности [5]. Не помещая себя в число субъектов обеспечения безопасности инфор-

матизации, люди отрицают значимость своей роли в подобной деятельности. Как следствие, они зачастую оказываются не готовыми к продуктивным действиям при возникновении опасных ситуаций. Ожидание помощи извне от специалистов или самопроизвольного разрешения опасной ситуации приводит к потере времени и к потерям, которые можно было предотвратить собственной активностью. Представления о значимости собственной активности человека в обеспечении безопасности информатизации должны выступать базой для подготовки человека в данном направлении организации жизнедеятельности в целом [6].

Формирование инфосферы требует принципиально новых подходов к решению социальных и психологических проблем информатизации сферы образования. Информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества. Информатизация образования созвучна модернизацией российского образования и повышению роли всех участников образовательного процесса. К положительным последствиям информатизации учебного процесса относят следующее: усиление интеллекта; развитие логического, прогностического, оперативного мышления; специализации познавательных процессов; формирование специализированной, по предметному содержанию мотивации применения компьютера для решения учебных задач; повышение самооценки и уверенности в компьютеризированном мире; индивидуализация [7].

Формирование информационно-профессиональной компетентности будущих специалистов, в том числе и будущих педагогов, тесно связано с уровнем информационной грамотности человека, основы которой должны постигаться в период обучения в учреждении среднего профессионального образования. Информационные технологии позволяют индивидуализировать обучение, адаптировать его к особенностям деятельности каждого учащегося, строить обучение в режиме диалога [8].

Психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное использование информационных технологий в образовательной системе являются: создание комфортной информационной среды обучения; развитие у обучающихся основных способов деятельности в информационных средах; учет психологических особенностей студенческой аудитории в процессе организации компьютерного обучения. Современные исследования показывают, что информатизация образования позволит построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения; коренным образом изменить организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления; создать эффективную систему управления информационно-методическим обеспечением образования; рационально организовать познавательную деятельность обучаемых в ходе учебного процесса; использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; построить, развивать и совершенствовать системы дистанционного обучения (ДО) различного уровня [9]. Анализ ответов подростков на следующий вопрос "что чаще всего нарушает безопасность информатизации жизнедеятельности человека" позволил выявить особенности их представлений в отношении источников нарушения безопасности:

• вирусные атаки (90,4%);

• хакерские атаки (84,6%);

• отсутствие фильтров (42,8%);

• заспамленность (22,0%).

Итак, как показал проведенный анализ результатов психологического обследования подростков, в структуре их представлений о безопасности информационного пространства и информатизации жизнедеятельности можно выбелить три основных фактора, соответствующих смысловой структуре сознания: Потенциал, Прозрачность и Содержание.

Информатизация образования предполагает: внедрение средств НИТ в образовательный процесс; повышение уровня компьютерной (информа-

ционной) подготовки участников образовательного процесса; системную интеграцию информационных технологий в образовании, поддерживающих научные исследования, процессы обучения и организационного управления; построение и развитие единого образовательного информационного пространства [9].

Таким образом, вопросы информатизации сферы образования уже не могут больше рассматриваться лишь как инструментально-технологические или как вопросы насыщения сферы образования средствами информатики и создания

на их основе педагогических инструментов. Сегодня необходимо ставить вопрос об изменении целей образования, его принципиально новой ориентации на проблемы информационной цивилизации. В условиях существенного возрастания социальной роли информации в жизни общества и ускорения процесса информатизации социального пространства необходимо перейти в системе образования на новые принципы информатизации. При этом информационные технологии должны стать эффективным средством поддержки педагогического процесса в учреждениях как технического, так и гуманитарного образования.

Библиографический список

1. Колин К.К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования. Открытое образование. 2009; 3(74): 63 - 72.

2. Цирихова Е.В. Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации. Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. Челябинск, 2011.

3. Пирмагомедова Э.А. Безопасный подросток: теоретико-эмпирическое исследование: монография. Ростов-на Дону 2009: 68 - 70.

4. Ковалевич И.А. Современные подходы к использованию информационно-образовательного потенциала образовательного учреждения для профессиональной ориентации в контексте их успешной социализации. Современные проблемы науки и образования. 2009; 4: 7 - 13.

5. Пирмагомедова Э.А., Бабаева Л.М. Представления о безопасности жизнедеятельности (подростковый период): учебно пособие. Махачкала, 2016: 44 - 47.

6. Соколов И.А. и др. Новый этап информатизации общества и проблемы образования. Информатика и ее применения. Т. 1, Вып. 2. 2008: 34 - 43.

7. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Об информационной культуре замолвим слово ... Информатика и образование. 2009; 2: 3 - 9.

8. Молоков Ю.Г, Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования. Образовательные технологии. Новосибирск, 1997.

9. Нелунова Е.Д. Педагогические основы саморазвития студентов в мультимедийной среде. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Якутск, 2010. References

1. Kolin K.K. Innovacionnoe razvitie v informacionnom obschestve i kachestvo obrazovaniya. Otkrytoe obrazovanie. 2009; 3(74): 63 - 72.

2. Cirihova E.V. Psihologo-pedagogicheskie problemy informatizacii obrazovaniya v usloviyah globalizacii. Aktual'nye voprosy sovremennojpsihologii: materialy Mezhdunar. nauch. konf. Chelyabinsk, 2011.

3. Pirmagomedova 'E.A. Bezopasnyj podrostok: teoretiko-'empiricheskoe issledovanie: monografiya. Rostov-na Donu, 2009: 68 - 70.

4. Kovalevich I.A. Sovremennye podhody k ispol'zovaniyu informacionno-obrazovatel'nogo potenciala obrazovatel'nogo uchrezhdeniya dlya professional'noj orientacii v kontekste ih uspeshnoj socializacii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2009; 4: 7 - 13.

5. Pirmagomedova 'E.A., Babaeva L.M. Predstavleniya o bezopasnostizhiznedeyatel'nosti (podrostkovyjperiod): uchebno posobie. Mahachkala, 2016: 44 - 47.

6. Sokolov I.A. i dr. Novyj 'etap informatizacii obschestva i problemy obrazovaniya. Informatika iee primeneniya. T. 1, Vyp. 2. 2008: 34 - 43.

7. Adolf V.A., Stepanova I.Yu. Ob informacionnoj kul'ture zamolvim slovo ... Informatika i obrazovanie. 2009; 2: 3 - 9.

8. Molokov Yu.G., Molokova A.V. Aktual'nye voprosy informatizacii obrazovaniya. Obrazovatel'nye tehnologii. Novosibirsk, 1997.

9. Nelunova E.D. Pedagogicheskie osnovy samorazvitiya studentov v mul'timedijnoj srede. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2010.

Статья поступила в редакцию 06.12.18

УДК 376.7:159.9

Ayvarova N.G., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: [email protected]

Mironov A.V., Cand. of Sciences (Psychology), Director of Institute, Yugra State University (Russia, Khanty-Mansiysk), E-mail: [email protected]

CHILDREN SOCIALIZATION AND UPBRINGING FEATURES AMONG INDIGENOUS MINORITIES OF THE NORTH. The paper analyzes the ethnic-cultural features of the Russian North's folk pedagogy, which claims special attention when organizing educational space for children among the indigenous minorities of the North. The relevance of the problem is specified by the fact that the conditions of children's early socialization, who are to going to school still live with their parents in a traditional nomad camp, having a traditional way of life, does contradict the modern education system. Under such conditions, the multicultural competence of a teacher should capitalize on the folk pedagogy experience in order to make education more efficient. The paper describes the hands-on experience of the Kazym experimental culture-anthropological school (KAS) working to integrate the wide experience of North's folk pedagogy into the educational process.

Key words: socialization, education, upbringing, multicultural competence of teacher, indigenous minorities of the North, traditional culture.

Н.Г. Айварова, канд. психол. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: [email protected]

А.В. Миронов, канд. психол. наук, директор гуманитарного института Югорского государственного университета, г. Ханты-Мансийск,

E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-413-860009 «Модель повышения инновационной активности образования с учетом этнорегиональной спецификиХМАО-Югры».

В статье анализируются этнокультурные особенности народной педагогики российского Севера, требующие особого внимания при организации образовательного пространства детей из числа коренных малочисленных народов Севера. Актуальность проблемы продиктована тем, что условия ранней социализации детей, которые и в настоящее время до поступления в школу живут в условиях традиционного стойбища с родителями, ведущими традиционный образ жизни, противоречит системе современного образования. Поликультурная компетентность учителя в таких условиях должна проявляться в умелом использовании опыта народной педагогики для достижения результативности образования. В статье описывается практический опыт Казымской экспериментальной культур-антропологической школы (КАШ) по интеграции в образовательный процесс богатого опыта народной педагогики Севера.

Ключевые слова: социализация, образование, воспитание, поликультурная компетентность учителя, коренные малочисленные народы Севера, традиционная культура.

В процессе формирования единого государственного пространства образования в условиях российской поликультурности, при принятии решений в области организации и развития школы, приходится сталкиваться с проблемой «социокультурного контекста», в котором проявляются и протекают образовательные явления и процессы [1]. Как отмечает А.М. Цирульников, игнорирование этого контекста ведет к тому, что управленческие решения принимают формально-схоластический характер, отторгаются практикой, или реализуются с очень низким коэффициентом полезного действия. В настоящее время в педагогической прак-

тике актуален вопрос формирования поликультурной компетентности педагога, особого внимания требует подготовка учителей, чувствующих, понимающих и умеющих использовать воспитательный потенциал социокультурного контекста [2]. В системе формирования методической и поликультурной культуры учителей школ Севера предполагается знакомство с особенностями социализации детей и основными характеристиками этнопедагогики народов Севера.

В традиционной культуре народов Севера социализация детей заметно отличается от современной действительности. В силу обычаев социализация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.