Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроинженеров в вузе с использованием средств информационно-коммуникационных технологий'

Моделирование процесса формирования компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроинженеров в вузе с использованием средств информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АГРОИНЖЕНЕР / MODEL / INFORMATISATION OF EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COMPETENCE / COMPETENCE IN FIELD OF LIFE SAFETY / AGROENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кручинина Галина Александровна, Онегова Нина Викторовна

Статья содержит описание модели формирования компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроинженеров в вузе. Модель представляет собой целостную систему, которая отражает: цель; теоретические подходы к обучению и его содержание; структурные составляющие и дидактические условия формирования данной компетентности; формы организации процесса обучении и уровни её сформированности. Так как формирование данной компетентности происходит в условиях учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», для повышения уровня сформированности данной компетентности авторами статьи внедрена в учебный процесс технология обучения с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. С целью проверки эффективности предложенной модели, авторами статьи было проведено педагогическое исследование. Некоторые его результаты представлены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кручинина Галина Александровна, Онегова Нина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling the process of forming competency in the field of life safety in future agroengineers in the university using the means of information and communication technologies

The article contains a description of the model of formation of competency in the field of life safety in future agroengineers in the university. The model is a holistic system that reflects: the purpose; theoretical approaches to teaching and its content; structural components and didactic conditions for the formation of this competency; forms of organisation of the learning process and levels of its formation. Since the formation of this competency occurs in the conditions of the educational discipline "Life Safety", to increase the level of the formation of this competency, the authors of the article introduced the technology of teaching using the means of information and communication technologies in the learning process. To test the effectiveness of the proposed model, the authors of the article carried out a pedagogic study. Some of its results are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроинженеров в вузе с использованием средств информационно-коммуникационных технологий»

УДК 378

Кручинина Галина Александровна

доктор педагогических наук, профессор

Онегова Нина Викторовна

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

galinakruchinina2009@rambler.ru, hovan-nina@inbox.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ АГРОИНЖЕНЕРОВ В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья содержит описание модели формирования компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроинженеров в вузе. Модель представляет собой целостную систему, которая отражает: цель; теоретические подходы к обучению и его содержание; структурные составляющие и дидактические условия формирования данной компетентности; формы организации процесса обучении и уровни её сформированности. Так как формирование данной компетентности происходит в условиях учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», для повышения уровня сформированности данной компетентности авторами статьи внедрена в учебный процесс технология обучения с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. С целью проверки эффективности предложенной модели, авторами статьи было проведено педагогическое исследование. Некоторые его результаты представлены в статье.

Ключевые слова: модель, информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, компетенция, компетентность в области безопасности жизнедеятельности, агроинженер.

Актуальность исследуемой проблемы.

Необходимым условием безопасности

жизнедеятельности людей является владение знаниями о мире опасностей и способах их предотвращения. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и профессиональной деятельности человека. Будущая профессиональная деятельность агроинженера связана с объектами повышенной опасности. На большинстве предприятий агропромышленного комплекса (АПК) в условиях неустойчивого экономического положения отмечается старение оборудования, техники. Действующее оборудование на предприятиях в значительной степени не отвечает требованиям охраны труда. Это является причиной того, что агропромышленный комплекс России является одной из самых травмоопасных и сложных отраслей, где уровень летального травматизма остается высоким [1].

В связи с вышеизложенным, возрастает актуальность: 1) подготовки будущих агроинженеров, способных обеспечивать не только свою безопасность, но и безопасность всего работающего персонала предприятия АПК, необходимость сформирования у них компетентности в области безопасности жизнедеятельности; 2) поиска эффективных педагогических технологий формирования данной компетентности у будущих агроинженеров.

Нами была разработана и внедрена в процесс обучения модель формирования компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроинженеров в вузе. На наш взгляд, уровень сформированности данной компетентности у будущих агроинженеров будет выше, если процесс обучения будет основан на системном использовании средств информационно-коммуникационных технологий.

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка модели формирования компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроинженеров в вузе.

Материал и методика исследований. В ходе работы нами были использованы материалы научных исследований в области компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Ю.Г. Татур и др.); в области информатизации образования мы использовали опыт В. А. Извозчикова, Г. А. Кручини-ной, М.В. Кручинина, Е.Б. Михайловой, Н.П. Чур-ляева, Т.В. Шиловой и других исследователей [3; 4; 5; 6; 7; 9 и др.]. В апробации модели формирования данной компетентности принимали участие студенты, обучающиеся в Нижегородском государственном инженерно-экономическом университете (ГБОУ ВО НГИЭУ г. Княгинино, Нижегородской области) по направлению подготовки «Агроинже-нерия» (уровень бакалавриата). Использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической статистики.

Результаты исследований и их обсуждение. Происходящие на сегодняшний день преобразования Российского агропромышленного комплекса (АПК) предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке будущих инженеров (агроинженеров). В Государственной программе развития АПК на 2013-2020 г. отмечено, что важнейшим условием формирования инновационного агропромышленного комплекса является научное и кадровое обеспечение [2].

© Кручинина Г.А., Онегова Н.В., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

117

Цель: формирование компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроинженеров в вузе с использованием средств информационно-коммуникационных технологий

Теоретические подходы к обучению

системный

компетентностныи

контекстный

личностно-деятельностный

Структурные составляющие компетентности в области безопасности жизнедеятельности будущих агроинженеров

мотивационно-ценностная составляющая

когнитивно-деятельностная составляющая

эмоционально-волевая составляющая

Дидактические условия формирования компетентности в области безопасности жизнедеятельности будущих агроинженеров

ориентация на формирование компетентности в области безопасности жизнедеятельности;

\

выделение приоритетных компетенций в области безопасности жизнедеятельности;

организация междисциплинарных связей учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности » с профессиональными дисциплинами;

разработка и внедрение в учебный процесс технологии обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, включая средства сети Internet;

критерии и оценка сформированности компетентности в области безопасности жизнедеятельности будущих агроинженеров.

Содержание обучения

Базовая составляющая Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»

Профильно-ориентированная составляющая Профессиональные дисциплины:

- Электрические сети и системы.

- Ремонт электрооборудования.

- Проектирование систем электрификации.

- Организация деятельности энергослужб.

- Энергоснабжение и энергоаудит.

- Практики. Выпускная квалификационная работа (ВКР).

Формы организации процесса обучения

Традиционные:

лекции;

семинарские занятия; лабораторные работы; самостоятельная работа.

Инновационные:

- лекции-визуализации; использование компьютерных презентаций и мультимедийных курсов на занятиях;

- семинарские по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (включая средства сети Internet) и т.д.

- лабораторные работы с применением электронной информационно-образовательной среды вуза;

- самостоятельная работа студентов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий в виде мультимедийных учебных курсов и ресурсов сети Internet; электронные библиотечные системы (ЭБС), творческая работа студентов с использованием компьютерных презентаций;

- контроль знаний студентов с применением интерактивного Интернет-тестирования;

- использование системы Система Mirapolis Virtual Room для проведения дистанционных занятий.

Уровни сформированности компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроинженеров

Начальный

Базовый —

Продвинутый

Результат: сформированность компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроинженеров

Рис. 1. Модель формирования компетентности в области безопасности жизнедеятельности

у будущих агроинженеров в вузе

Вестник КГУ Л 2018

Так как будущая профессиональная деятельность агроинженера связана с повышенным риском для здоровья и жизни, одним из важных его профессиональных качеств - обладание компетентностью в области безопасности жизнедеятельности. Формирование высокого уровня данной компетентности у будущих агроинженеров является одной из важных задач вузов.

Проблема формирования данной компетентности изучена не в полной мере и требует дальнейших решений, что обусловило цель нашего исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности модели формирования компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроинженеров с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

Предложенная нами модель формирования компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроинженеров в вузе отражает: цель, структурные составляющие, теоретические подходы к обучению, дидактические условия формирования данной компетентности у будущих агроинженеров, содержание обучения, формы организации процесса обучении, уровни и результат её сформированности (рис. 1).

Моделирование процесса формирования данной компетентности у будущих агроинженеров представляет собой целостный процесс движения от поставленных целей к конкретным результатам обучения.

Понятие «компетентность» рассматривается учеными в области педагогических исследований как интегральное качество личности, проявляющееся в стремлении и способности применять полученные знания, умения, приобретенный опыт и личностные качества для успешной профессиональной деятельности (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Ю.Г. Татур и др.).

Формирование компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроин-женеров происходит при изучении учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Дальнейшее развитие данная компетентность получает в процессе обучения профессиональным дисциплинам («Электрические сети и системы», «Ремонт электрооборудования», «Проектирование систем электрификации, организация деятельности энергослужб», «Энергоснабжение и энергоаудит» и др.), а также при прохождении учебной и производственной практик и выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР).

Анализ ФГОС ВО по данному направлению подготовки показал, что понятие «компетентность» не используется для оценивания результатов обучения. Качество подготовки выпускника вуза определяется уровнем сформированности общекультурных, общепрофессиональных и про-

фессиональных компетенций. На основании вышеизложенного мы выделили приоритетные компетенции, которые будут являться содержательной характеристикой данной компетентности: 1) ОК-7 - способность к самоорганизации и самообразованию; 2) ОК-9 - способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; 3) ОПК-8 -способность обеспечивать выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда и природы [10].

Опираясь на исследования ученых и учитывая требования ФГОС ВО, мы конкретизировали определение понятия «компетентность в области безопасности жизнедеятельности будущих агро-инженеров».

Компетентность в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроинженеров определена нами как интегральное качество личности, владеющей совокупностью общекультурных и общепрофессиональных компетенций, проявляющееся в готовности применять полученные знания, умения и практические навыки в области безопасности жизнедеятельности как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, осознавая личную ответственность за результаты своего труда.

Анализируя научные работы Ж.Б. Быковой, С.А. Заливчей, Г.А. Кручининой, М.В. Кручинина, Н.В. Патяевой, О.А. Пучковой и др. [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9 и др.], мы определили структурные составляющие данной компетентности: мотивационно-цен-ностная, когнитивно-деятельностная и эмоционально-волевая.

Мотивационно-ценностная составляющая определяет: желание студентов повысить уровень освоения компетентности в области безопасности жизнедеятельности и осознание её значимости для повседневной и будущей профессиональной деятельности; понимание студентами необходимости получения новых знаний в области безопасности жизнедеятельности для эффективного функционирования в различных ситуациях повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности; проявление у студентов интереса к творческим видам деятельности на занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Когнитивно-деятельностная составляющая: характеризует «базу знаний» о физиолого-гигиени-ческих основах труда; негативных факторах производственной и бытовой среды и их воздействии на человека и окружающую среду; общих требованиях безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов; чрезвычайных ситуациях и т.д.) и использование полученных знаний, умений и практических навыков для решения конкретных задач.

Эмоционально-волевая составляющая: связана с адекватным осознанием и оцениванием собственных возможностей и способностей в применении знаний, умений и практических навыков в области безопасности жизнедеятельности в повседневной и будущей профессиональной деятельности; осознанием личной ответственности за результаты своего труда.

На наш взгляд, достижение наивысшего уровня данной компетентности возможно через внедрение и системное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий во все видах учебно-познавательной деятельности студентов.

В проведенном нами педагогическом исследовании, который заключался в проверке эффективности предложенной нами модели, принимали участие студенты Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (ГБОУ ВО НГИЭУ), обучающиеся по направлению подготовки «Агроинженерия» (уровень бакалавриата). Были сформированы две группы студентов: контрольная (КГ, n = 46) и экспериментальная (ЭГ, n = 50). Студенты контрольной группы обучались с применением традиционных форм и методов обучения (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа).

В процессе обучения студентов экспериментальной группы в условиях университета нами использовались следующие средства и методы обучения: лекции-визуализации с применением разработанных нами компьютерных презентаций по темам курса: «Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности», «Негативные факторы среды обитания». «Опасность ионизирующих излучений» и т.д.); семинарские занятия, при подготовке к которым студенты применяли средства мультимедиа (например, презентацию на тему: «Воздействия негативных факторов на человека» и др.); лабораторные занятия с использованием электронной информационно-образовательной среды Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (ЭИОС НГИЭУ), созданной на базе системы управления обучением Moodle. Для активизации творческой деятельности студентов, в организации их самостоятельной работы, мы использовали метод проектов, привлекая такие средства сети Internet как: различные Web-сервисы (справочная система «Охрана труда» - https://vip.1otruda.ru/; сайт МЧС России - http://www.culture.mchs.gov.ru/ и др.); поиск необходимой учебной информации на специализированных сайтах (Инструкции по охране труда - https://инструкция-по-охране-труда.рф/; охрана труда и безопасность жизнедеятельности -http://ohrana-bgd.narod.ru/tipov.html и т.д.); ресурсов электронных библиотечных систем (ЭБС).

При проведении дистанционных занятий нами использовалась система Mirapolis Virtual

Room, которая предназначена для проведения веб-конференций, онлайн-обучения, совещаний и т.д. Для организации совместной виртуальной работы мы применяли такие её возможности как: трансляция видео и голоса участников; совместный просмотр приложений, презентаций, видеороликов, документов; проведение опросов; общение в текстовом чате; обмен файлами и т.д. (http:// okno.ru/soft/shop/popular/5069). Используя систему Mirapolis Virtual Room, нами дистанционно проводятся интерактивные лекции, лабораторные работы, проверка самостоятельных заданий, в том числе творческого характера.

Для оценки качества обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» нами разработаны и используются в учебном процессе электронные тесты на базе ЭИОС НГИЭУ (http://ngiei. mcdir.ru/mod/quiz/view.-php?id=99665).

В нашем исследовании мы использовали следующие виды педагогического эксперимента:

1. Констатирующий эксперимент, в ходе которого мы измеряли имеющийся уровень развития исследуемого процесса. С его помощью мы определили реальное состояние проблемы формирования компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроинженеров; параметры, по которым будет проводиться педагогический эксперимент; получили первичный материал для дальнейшей работы.

2. Формирующий эксперимент, основной целью которого являлось формирование компетентности в области безопасности жизнедеятельности будущих агроинженеров по разработанной нами модели. При проведении формирующего эксперимента нами формировались такие составляющие компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроинженеров, как моти-вационно-ценностная, когнитивно-деятельностная и эмоционально-волевая.

3. Контрольный эксперимент - основной его задачей было: определение уровня сформированно-сти компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроинженеров после проведения формирующего эксперимента; анализ и обобщение результатов педагогического исследования.

Для оценки уровня сформированности компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агроинженеров мы разработали критерии оценивания по трем уровням (начальному, базовому и продвинутому) и диагностический материал (анкеты, тесты).

В таблицах 1-4 отражены некоторые из результатов педагогического исследования. Они показывают, что у студентов экспериментальной группы готовность и желание к изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» достоверно возросли по сравнению со студентами

120

Вестник КГУ 2018

Таблица 1

Некоторые элементы мотивационно-ценностной составляющей компетентности в области безопасности жизнедеятельности будущих агроинженеров

Оцениваемые суждения Среднее значение оценки (в баллах)

В начале педагогического исследования В конце педагогического исследования

мкг мэг мкг мэг

Интерес и желание к изучению учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» 3,5 3,4 3,6 4,7*

Готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и в будущей профессиональной деятельности 3,7 3,5 3,9 4,6*

Примечание: М - среднее значение оценки (индексом «кг» обозначается контрольная группа, «эг» - экспериментальная группа); ответы оцениваются по пятибалльной шкале: 1 балл - минимальное значение оценки, 5 баллов -максимальное; * - указание достоверности различий по 1:-критерию Стьюдента (в данной таблице и последующих).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Самооценка студентами некоторых элементов эмоционально-волевой составляющей компетентности в области безопасности жизнедеятельности будущих агроинженеров

Среднее значение оценки В начале педагогического исследования В конце педагогического исследования

мкг мэг мкг мэг

Самооценка способностей к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебной (при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности») и будущей профессиональной деятельности 3,5 3,8 3,9 4,6*

Таблица 3

Оценка знаний, умений и практических навыков, полученных студентами при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (когнитивно-деятельностная составляющая)

Контрольный этап педагогического исследования

мкг мэг

Среднее значение оценки 3,9 4,7*

Таблица 4

Экспертная оценка сформированности компетентности в области безопасности жизнедеятельности будущих агроинженеров (в %)

Уровень сформированности компетентности Контрольный этап педагогического исследования

Контрольная группа Экспериментальная группа

Начальный 11 5

Базовый 51 46

Продвинутый 38 49

контрольной группы (табл. 1). Студенты экспериментальной группы в большей степени осознают, что использование средств информационно-коммуникационных технологий не только необходимо для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», но и в будущей профессиональной деятельности (табл. 2).

Результат сформированности когнитивно-дея-тельностной составляющей у студентов определялся по итогам тестирования в экспериментальной и контрольной группах до и после формирующего этапа педагогического исследования. Данные таблицы 3 показывают, что уровень сформированности когни-

тивно-деятельностной составляющей компетентности в области безопасности жизнедеятельности у студентов экспериментальной группы значительно выше, чем у студентов контрольной группы.

В таблице 4 показана экспертная оценка сфор-мированности компетентности в области безопасности жизнедеятельности у будущих агро-инженеров, которую мы оценивали по уровням сформированности её трех составляющих: мотива-ционно-ценностной, когниттивно-деятельностной и эмоционально-волевой.

Резюме. Анализируя данные таблицы 4 можно сделать вывод, что большая часть студентов экс-

периментальной группы после проведения формирующего этапа педагогического исследования обладают продвинутым (49%) и средним (46%) уровнями сформированности компетентности в области безопасности жизнедеятельности и всего 5% показали низкие результаты.

Таким образом, педагогическое исследование доказало эффективность предложенной нами модели формирования компетентности в области безопасности жизнедеятельности будущих агроин-женеров в вузе с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

Библиографический список

1. Васильева Л.А., Матвеев В.Ю., Онегова Н.В. Анализ травматизма и профессиональной заболеваемости работников Нижегородской области // Вестник НГИЭИ. - 2014. - № 6 (37). - С. 33-44.

2. Государственная программа развития АПК на 2013-2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/-docfeeder/ showZ342.htm (дата обращения: 15.04.2018).

3. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Моделирование процесса формирования профессионального правосознания студентов неюридических специальностей в высшем образовании // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2012. - № 3-1. - С. 17-24.

4. Кручинина Г.А., Быкова Ж.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности специалиста в условиях информатизации образования // Приволжский научный журнал. - 2008. -№ 4. - С. 226-232.

5. Кручинина Г.А., Дарьенкова Н.Н. Применение информационных и коммуникационных технологий в творческой деятельности студентов технического вуза // Приволжский научный журнал. - 2015. - № 1 (33). - С. 193-199.

6. Кручинина Г.А., Михайлова Е.Б. Информационные и коммуникационные технологии в формировании профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - Т. 16. - № 1. -С. 302-306.

7. Кручинина Г.А., Шилова Т.В. Формирование информационной компетентности студентов инженерных специальностей // Образование и наука. -2013. - № 2 (101). - С. 85-96.

8. Патяева Н.В. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерно-строительных специальностей в контекстном обучении: дис. канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2007. - 202 с.

9. Самерханова Э.К., Кручинина Г.А., Акимова И. В. Использование информационных и комму -никационных технологий в обучении информатике. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. - 79 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (уровень бакалавриата) профиль «Электрооборудование и электротехнологии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/350306.pdf (дата обращения: 15.04.2018).

References

1. Vasil'eva L.A., Matveev V.YU., Onegova N.V. Analiz travmatizma i professional'noj zabolevaemosti rabotnikov Nizhegorodskoj oblasti // Vestnik NGIEHI. - 2014. - № 6 (37). - S. 33-44.

2. Gosudarstvennaya programma razvitiya APK na 2013-2020 g. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http ://www. mcx. ru/navigation/-docfeeder/ show/342.htm (data obrashcheniya: 15.04.2018).

3. Kruchinin M.V, Kruchinina G. A. Modelirovanie processa formirovaniya professional'nogo pravosoznaniya studentov neyuridicheskih special'nostej v vysshem obrazovanii // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2012. - № 3-1. - S. 17-24.

4. Kruchinina G.A., Bykova ZH.B. Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti specialista v usloviyah informatizacii obrazovaniya // Privolzhskij nauchnyj zhurnal. - 2008. - № 4. - S. 226-232.

5. Kruchinina G.A., Dar'enkova N.N. Primenenie informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij v tvorcheskoj deyatel'nosti studentov tekhnicheskogo vuza // Privolzhskij nauchnyj zhurnal. - 2015. -№ 1 (33). - S. 193-199.

6. Kruchinina G.A., Mihajlova E.B. Informacionnye i kommunikacionnye tekhnologii v formirovanii professional'no-inoyazychnoj kompetentnosti studentov inzhenernyh special'nostej // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2010. - T. 16. - № 1. - S. 302-306.

7. Kruchinina G. A., SHilova T.V. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti studentov inzhenernyh special'nostej // Obrazovanie i nauka. - 2013. -№ 2 (101). - S. 85-96.

8. Patyaeva N.V. Formirovanie professional'no-inoyazychnoj kompetentnosti studentov inzhenerno-stroitel'nyh special'nostej v kontekstnom obuchenii: dis. kand. ped. nauk. - N. Novgorod, 2007. - 202 s.

9. Samerhanova EH.K., Kruchinina G.A., Akimova I.V Ispol'zovanie informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij v obuchenii informatike. - N. Novgorod: NGPU im. K. Minina, 2012. - 79 s.

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 35.03.06 Agroinzheneriya (uroven' bakalavriata) profil' «EHlektrooborudovanie i ehlektrotekhnologii» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/350306. pdf (data obrashcheniya: 15.04.2018).

Вестник КГУ 2018

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.