педагогические науки
Айварова Нина Геннадьевна, Миронов Андрей Валерьевич К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ...
УДК 37. 015. 3: 159.923
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
© 2018
Айварова Нина Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент,
доцент гуманитарного института Миронов Андрей Валерьевич, кандидат психологических наук, доцент, директор гуманитарного института Югорский государственный университет (628012, Россия, Ханты-Мансийск, улица Чехова, 16, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена анализу этнокультурных особенностей развития детей из числа коренных малочисленных народов Севера в контексте формирования личностных результатов образования. Рассмотрены положения федеральных государственных образовательных стандартов в части формирования российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, осознания своей этнической принадлежности как личностного результата образования. В работе делается акцент на социально-психологическое сопровождение образования детей коренных малочисленных народов Севера в силу особой уникальности условий их социализации. Выделяются благоприятные для формирования личностных результатов образования, особенности социализации детей из числа коренных малочисленных народов Севера: раннее ознакомление детей с трудом взрослых, природосообразность развития, специфика тендерного воспитания, свобода как одна из доминант воспитания в традиционной жизни. Отдельно рассмотрены особенности социализации детей из числа коренных народов малочисленных Севера, которые требуют компенсации и дополнительных психолого-педагогических вмешательств при формировании личностных результатов образования. В статье представлены практические рекомендации для учителей и психологов по учету особенностей развития детей, обусловленных их проживанием в сельской местности, принадлежностью к этническому меньшинству, русско-национальным билингвизмом, интернатской системой образования с целью максимального достижения личностных результатов образования.
Ключевые слова: образование, коренные малочисленные народы Севера, личностная идентичность, этническая идентичность, социализация, личностные результаты образования, природосообразность развития, билингвизм, школьная адаптация.
ON FORMATION OF PERSONAL EDUCATIONAL OUTCOMES IN STUDENTS AMONG INDIGENOUS MINORITIES OF THE NORTH
© 2018
Aivarova Nina Gennadievna, PhD in Psychology, Associate Professor, Institute of Humanities.
Mironov Andrey Valerievich, PhD in Psychology, Associate Professor, Director, Institute of Humanities. Yugra State University (628012, Russia, Khanty-Mansiysk, Chekhova street, 16, e-mail: [email protected])
Abstract. The paper is dedicated to analyzing ethno-cultural features of children development among indigenous minorities of the North in terms of the formation of personal educational outcomes. It examines provisions of federal state educational standards in terms of forming Russian civil identity, patriotism, respect for their nation, ethnicity awareness as a personal educational outcome. The research focuses on socio-psychological support for children education among indigenous peoples of the North due to very unique environment of their socialization. We pinpoint features of children socialization among indigenous minorities of the North, making favorable environment for the formation of personal educational outcomes: children's early encounter with adult labor, natural conformity of development, peculiarities of gender education, freedom as one of the educational dominants in traditional life. We separately consider the features of children socialization among indigenous minorities of the North, which require compensation, and additional psychological and pedagogical interventions when forming personal educational outcomes. The paper delivers recommended practices for teachers and psychologists on keeping records of the features of children development caused by living in rural areas, ethnic minority, Russian-national bilingualism, and boarding school system aimed at maximum achieving personal educational outcomes.
Keywords: education, indigenous minorities of the North, personal identity, ethnic identity, socialization, personal educational outcomes, natural conformity of education, bilingualism, school-time adaptation.
Кардинальное отличие стандартов общего образования нового поколения - ориентация на конкретные результаты образования - формирование личности, способной адаптироваться и реализоваться в современном динамичном поликультурном обществе. В условиях неопределенности, многообразия, нестабильности общества особо значимыми являются личностные результаты образования [1].
Личностные результаты представляют собой сформировавшиеся в процессе образования систему ценностных отношений обучающихся к себе окружающим процессам, людям, самому образовательному процессу и его результатам. По словам В.Н. Мясищева «...система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких как характер, темперамент, способности» [2; с.7].
Любая государственная система образования направленна на формирование благополучного будущего поко-
ления страны и соответственно ориентирована на формирование зрелой гражданской идентичности. В стандартах общего образования это четко прослеживается.
Например, в стандарте основного общего образования в описании личностных результатов образования первый пункт - «.воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» [3].
В стандарте среднего общего образования в описании личностных результатов образования первый и второй пункты также гласят о гражданской идентичности личности в поликультурном пространстве: «Личностные результаты освоения основной образовательной про-
Aivarova Nina Gennadievna, Mironov Andrey Valerievich ON FORMATION OF PERSONAL EDUCATIONAL ...
pedagogical sciences
граммы должны отражать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности» [4].
В российских условиях разнородности российского общества по этническим, религиозным, социальным признакам система государственного образования призвана решать две, на первый взгляд, амбивалентные задачи: с одной стороны - обеспечить единство и целостность государственной образовательной системы, с другой - способствовать сохранению и приумножению национальной культуры, как русской, так и других народов России.
Результатом реализации этих задач будет формирование идентичности, гармонично интегрирующей в себе персональную, гражданскую (российскую), региональную, этническую идентичности обучающихся, что определит качество дальнейшей самореализации выпускников образовательных учреждений, особенности их социальной адаптации.
Особого внимания требует социально-психологическое сопровождение образования детей коренных малочисленных народов Севера в силу особой уникальности условий их социализации.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский в работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» совершенно точно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае [5].
Необходимо также отметить, что универсализация образования детей коренных малочисленных народов Севера усложняется тем, что их состав весьма неоднороден. Учитывая уникальные условия социализации, можно выделить условно несколько подгрупп:
- дети, проживающие на стойбище с родителями, ведущими традиционный образ жизни, где сохраняются язык и традиции;
- дети КМНС, проживающие в населенных пунктах, в семьях которых частично сохранились промыслы и язык;
- дети, проживающие в населенных пунктах в семьях, утративших язык и культуру.
Безусловно, социально-психологическое сопровождение детей перечисленных групп имеет свои особенности. В данной статье затрагиваются более общие проблемы формирования личностных результатов образования детей из числа коренных малочисленных народов Севера и выделяются благоприятные для развития личностных результатов образования условия социализации, и условия социализации детей из числа коренных малочисленных народов Севера, требующие серьезной компенсации в образовательном процессе, которые выделяются многими авторами [6-12 и др.].
Рассмотрим особенности социализации детей из числа коренных малочисленных народов Севера, которые благоприятствуют реализации задач ФГОС, развитию личностных результатов образования.
1. Раннее ознакомление детей с трудом взрослых. Ранняя включенность детей в трудовые отношения взрослых способствует относительно раннему развитию автономности, самостоятельности и ответственно-
сти детей. В процессе трудовой деятельности у ребенка рано формируется понимание структуры деятельности: он учится понимать мотивы собственной деятельности, ставить цели, подбирать необходимые трудовые действия для достижения цели, а самое главное видеть и оценивать результаты собственной трудовой деятельности. В традиционной культуре дети рано включаются в совместную деятельность со взрослыми. Они выполняют посильную работу не только по дому, но и ходят на рыбалку, проверяют слопцы, разжигают дымокур для оленей и т.д., чувствуют себя сопричастными к жизни сообщества [7].
2. Специфика гендерного воспитания. Дифференциация воспитания мальчиков и девочек, в условиях введения традиционного образа жизни способствует учету гендерных особенностей в воспитании, гармоничной половой идентификации подрастающего поколения, что является важной составляющей гармоничной личностной идентичности.
3. Природосообразность развития. Ребенок в условиях традиционной культуры, или даже в условиях частичного сохранения традиционного образа жизни развивается в рамках определенного конкретного социума при четкой привязанности к конкретным взрослым. Как отмечает Д.И. Фельдштейн, ситуация разрозненных социальных связей современных детей раннего возраста отрицательно сказывается на психическом и дальнейшем социальном развитии детей [13]. Особенно ценно то, что в условиях сельской местности сохраняется «вертикальное» общение среди детей разных возрастов, когда старшие дети имеют возможности заботиться о младших, а младшие дети имеют модель ближайшего будущего, наблюдая за старшими.
4. Компактность культурно-образовательной среды образовательного учреждения. В сельской местности более благоприятные условия для создания культурно-образовательного комплекса, сотрудничества всех субъектов образовательного пространства - учителей, учащихся и родительской общественности. Тесное содержательное взаимодействие взрослых и детей исключает разрыв связи между поколениями, и как следствие - чувство отчужденности, одиночества особенно среди подростков.
5. Свобода - одна из доминант воспитания в традиционной жизни. Характеризуя исторический путь народов Севера, Ф.С. Донской отмечал: «Коренные малочисленные народы России не знали ни рабства, ни крепостничества. Это обстоятельство способствовало развитию у этих народов самосознания и свободолюбия» [14]. Данные личностные качества очень ценны для развития автономности, самоопределения, саморегуляции личности. К сожалению, необходимо отметить, что стремление к свободе не совсем вписывается в формализованную образовательную систему, это видно по детям, которые приезжают в школу из отдаленных мест. Как описывает Кравченко О.А., дети, пришедшие в школу-интернат со стойбищ, могут свободно передвигаться по классу, разговаривать с учителем на уроках, обращаясь к нему на «ты» (что обусловлено также особенностями языка, где нет обращения на «вы»). Безусловно, учителю, основная задача которого - научить ребенка к определенному периоду читать, писать, считать, такое поведение кажется недопустимым. И первое, с чем начинает работать педагог, это не с особенностями каждого ребенка, а с подавлением этих проявлений. Нередко уроки чтения или письма превращаются в уроки «воспитания» нерадивых учеников [7].
Далее будут рассмотрены особенности социализации детей из числа коренных народов малочисленных Севера, которые требуют компенсации и дополнительных психолого-педагогических вмешательств при формировании личностных результатов образования.
1. Низкий уровень готовности к школьному обуче-
педагогические науки
Айварова Нина Геннадьевна, Миронов Андрей Валерьевич К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ...
нию. В силу отсутствия дошкольного образования и ограниченности социального взаимодействия в условиях традиционного ведения хозяйства. Педагоги-практики отмечают, что дети, проживающие на стойбище с родителями, ведущими традиционный образ жизни, часто испытывают серьезные трудности при школьной адаптации.
2. Обучение в условиях интерната при образовательных учреждениях. Обучение в отрыве от родного дома, от родителей, является большим стрессом для ребенка на начальном этапе обучения и неблагоприятным условием для развития Я-концепции обучающихся. Особое внимание в образовательном процессе необходимо уделить компенсации отсутствия семейного воспитания. На сегодняшний день существует опыт семейно-ориенти-рованной образовательной среды, где широко используется наставничество, самоуправление. Также важно уделять особое внимание развитию регулятивных универсальных учебных действий, чтобы у обучающихся формировался навык самостоятельного планирования и организации своего времени. Часто у выпускников школ-интернатов наблюдаются слабая саморегуляция, нарушение волевой сферы как следствие постоянного, часто авторитарного контроля и надзора над детьми. Если ребенок проживает с родителями в лесу, занимаясь традиционными промыслами, то есть в совершенно иной среде, то велика вероятность того, что в первые годы обучения такой ребенок мало что будет понимать из объяснений учителя. Приезжая в школу, проживая в интернате, дети, лишенные привычного сообщества, привычных форм жизнедеятельности, в первые годы учебы с трудом осваивают нормы и правила нового жизненного пространства [7].
3. Специфика модели умственного труда. У преимущественного большинства детей из числа коренных малочисленных народов Севера слабо сформирована модель умственного труда взрослых, так как сельский образ жизни предполагает преимущественно физический труд. Основная цель учебной деятельности - преобразование самой личности, т.е. она ориентирована на получение «внутреннего» результата, а в практической деятельности ориентация на «внешний» результат по отношению к субъекту результата. Взрослым очень важно научить детей оценивать результат собственной учебной деятельности. К сожалению, многие родители и учителя тоже суживают результат учебной деятельности до уровня школьной отметки.
4. Статус сельского жителя. В общественном сознании проживание в сельской местности в нашей стране закрепилось как менее престижное, что негативно может сказаться на формировании Я-концепции сельских детей, на формирование их личностной идентичности. В сельской местности относительно однородный социальный статус населения, соответственно и ограниченны круг, тематика, сферы общения и разнообразие деятельности. Мясищева В.Н. отмечает, что уровень развития личности проявляется в том, насколько богат его индивидуальный опыт. Внутренний мир человека тем богаче, чем богаче его индивидуальный опыт [2]. Важно компенсировать ограниченность опыта социального взаимодействия сельских детей участиями в различных конкурсах, олимпиадах, интерактивных образовательных программах с использованием дистанционных технологий, возможностей современных 1Т-технологий.
5. Статус этнического меньшинства. Принадлежность к группе этнических меньшинств может сопровождаться негативным самосознанием и ненавистью к самим себе Принадлежность к группе этнических меньшинств может сопровождаться неадекватной самооценкой и нарушением этнической идентичности в результате интерна-лизации негативных взглядов доминантного общества. Такая интернализация вредна для психологического здоровья, негативно влияет на формирование личности
и на дальнейшее социальное и личностное самоопределение [15].
6. Билингвизм. Основным типом билингвизма, характерным для России, является национально-русское двуязычие, такой билингвизм не является социально престижным. Ребенок, живущий в окружении самобытной родной культуры, с детства чувствует второстепенность своего языка и доминирование русского языка (например, преобладание русского языка в СМИ), что может негативно повлиять на формирование Я-концепции.
7. Немногословность и сдержанность в речи. Для культур северных народов характерно немногословие. В традиционной культуре обучение детей происходит за счет включения в совместную деятельность, наблюдения и повторения действий взрослого человека. Ребенок может сначала имитировать деятельность взрослого, неосознанно повторяя его жесты, затем научается понимать смысл этих движений, видеть полученный результат. Это значит, что при обучении детей КМНС необходимо использовать больше демонстрации, наглядности, практических занятий и меньше словесных объяснений. Именно такие формы проведения уроков являются доминирующими в тех образовательных системах, где используются природосообразные технологии.
Необходимо отметить, что ориентация на личностные результаты образования предъявляет высокие требования к психологической компетентности учителей.
Психическое и физическое здоровье, социальное и личностное самоопределение, дальнейшая самореализация в жизни детей из числа коренных малочисленных народов Севера возможна только при грамотном учете особенностей их социализации и развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IVМеждунар. науч. конф. — Санкт-Петербург, 2014. — С. 74-76.
2. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией А.А. Бодалева /Вступительная статья А.А. Бодалева — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N1897 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // СПС Гарант. Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения 30.08.2018).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // СПС Гарант. Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения 30.08.2018).
5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Том 1. М.: АПН РСФСР, 1950. 776 с.
6. Айварова Н.Г. Этнорегиональные особенности организации образовательной системы для детей коренных малочисленных народов Севера // Миры культур и культура мира. Сборник материалов третьей Всероссийской научно-практической конференция «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития». — М., 2011. — С. 10-11.
7. Кравченко О.А. Этносоциопедагогика казымских хантов. СПб.: ООО «Миралл», 2007. 160 с.
8. Лезина Ю.Ю. Сравнительный анализ особенностей самоопределения подростков коренных (ненцев) и некоренных национальностей Севера // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 324-328.
9. Миронов А.В. Особенности социокультурного развития представителей обско-угорского этноса //European Social Science Journal. 2017. №6. С. 496-501.
10. Долинская Т.И. Особенности рефлексивно-аналитических умений эвенков младшего школьного возраста //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 309-312.
11. Дьячковская М.Д., Мерлина Н.И. Этноматематика коренных малочисленных народов севера - юкагиров //Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 23-27.
12. Рябова М.А. Специфика ядерного слоя образа мира представителей коренных малочисленных народов Севера // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 292-295.
13. 9Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вестник практической психологии образования: научно-методический журнал. 2010. №2(23). С.12-18.
14. Донской Ф.С. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока во второй половине ХХ века. Якутск: ЯФ Изд-ва
Aivarova Nina Gennadievna, Mironov Andrey Valerievich ON FORMATION OF PERSONAL EDUCATIONAL ...
pedagogical sciences
СО РАН, 2002. 340с.
15. АйвароваН.Г., Миронов А.В. Особенности и взаимосвязь этнической идентичности и самоотношения подростков разностатусных этнических групп // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. №1. С.119-127.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-413860009 «Модель повышения инновационной активности образования с учетом этнорегиональной специфики ХМАО-Югры»
Статья поступила в редакцию 29.09.2018
Статья принята к публикации 27.11.2018