Научная статья на тему 'Интеллектуальные обучающие системы в информатизации образования'

Интеллектуальные обучающие системы в информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССКУСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / КОМПЬЮТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Евлоева Фариза, Арапханов Адам

Основной задачей системы образования является удовлетворение потребностей государства в выполнении социального заказа. Современные запросы влекут за собой непрерывное совершенствование учебного процесса, поэтому процесс обучения должен быть достаточно гибким для быстрой адаптации к меняющимся требованиям. Одним из средств, способствующих повышению качества подготовки учащихся и формированию соответствующей образовательной среды, являются новые информационные технологии обучения, базирующиеся на применении обучающих систем с элементами искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Евлоева Фариза, Арапханов Адам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные обучающие системы в информатизации образования»

практиковать свои навыки работы с Интернет- и компьютерными технологиями, что может оказать сильное влияние на их развитие и дальнейшую профессиональную ориентацию.

Приобщение родителей к деятельности детей во время дистанционного обучения дает возможность семьям детей-инвалидов узнать о возможностях сети Интернет, найти единомышленников, почувствовать уверенность в собственных силах и, в конечном счете, преодолеть «комплекс беды», характерный для многих семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Возможности дистанционного обучения практически безграничны, виртуальная среда действительно помогает преодолевать барьеры, главное - захотеть их преодолеть. Ведь непреодолимы только те барьеры, которые мы перед собой выдвигаем сами.

Литература

1. Полат Е. С. «Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты». М.: ИНФО, 2006.

2. Быков Д. А. «Дети с ограниченными возможностями и общество». Дополнительное образование, 2006.

3. Федеральный закон «Об образовании», статья 32, пункт 2, подпункт 5.

4. Акатов Л. И., Блинков Ю. А. О некоторых аспектах комплексного подхода к обучению и социальной реабилитации инвалидов. Материалы Международной научно-практической конференции «Высшее образование инвалидов». 20-22 июня 2000 г., Санкт-Петербург, СПб НПЦ ЭПР, 2000 С. 3-8.

5. Фаргиева З. С. Перспективы профилизации всей средней школы в Республике Ингушетия как фактор успешного сдачи единого государственного экзамена по информатике и математике. Проблемы современной науки и образования. Москва, 2016. № 3 (45).

Интеллектуальные обучающие системы в информатизации образования Фаргиева З. С.1, Евлоева Ф. З.2, Арапханов А. М.3

'Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya Sultangireevna — преподаватель, кафедра математики и ИВТ, физико-математический факультет;

2Евлоева Фариза /Evloeva Fariza — магистрант;

3Арапханов Адам /Araphanov Adam - магистрант, технолого-педагогический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: основной задачей системы образования является удовлетворение потребностей государства в выполнении социального заказа. Современные запросы влекут за собой непрерывное совершенствование учебного процесса, поэтому процесс обучения должен быть достаточно гибким для быстрой адаптации к меняющимся требованиям. Одним из средств, способствующих повышению качества подготовки учащихся и формированию соответствующей образовательной среды, являются новые информационные технологии обучения, базирующиеся на применении обучающих систем с элементами искусственного интеллекта.

Ключевые слова: исскуственный интеллект, информационные технологии, информатизация, компьютер.

Широкое внедрение компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности - в науку, производство, образование, быт означает наступление новой, компьютерной эры.

Интеллектуальная обучающая система представляет собой совокупность связанных в единое целое технических, программно-алгоритмических и информационно-методических средств, предназначенных для реализации адаптивного обучающего диалога, поиска и обработки учебной информации и для организации качественного процесса обучения. Интеллектуальная обучающая система осуществляет подготовку обучаемого на основе модели предметной области, модели обучаемого, модели контроля системы знаний обучаемого и настройки на требования преподавателя общеобразовательной школы.

Многие аспекты применения интеллектуальных обучающих систем разрабатывались педагогами, психологами, специалистами в области информационных технологий: основополагающие проблемы теории педагогических систем и инновационных процессов в образования (П. Я. Гальлерин, В. В. Давыдов, М. И. Махмутов и др.), вопросы разработка кибернетической теории обучения и создание автоматизированного обучения (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. И. Берг, В. М.

94

Глушков, Н. Ф. Талызина, Н. Д. Никандров, И. Я. Лернер и др.); исследования, связанные с созданием/использованием в учебном процессе обучающих средств с элементами искусственного интеллекта, проведены Н. П. Брусенцовым, П. Л. Брусиловским. В. А. Петрушиным и др.

В исследованиях российских ученых (А. А. Андреева, Н. В. Апатова, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. П. Норенкова и др.) сформулированы общие принципы построения обучающих систем, определены основные направление их применения в образовании. Но при этом они не учитывают особенности функционирования средних общеобразовательных школ.

Использование возможностей систем искусственного интеллекта создает серьёзные предпосылки для организации процесса самообучения, формирует умения самостоятельного извлечения знаний, способствует интеллектуализации учебной деятельности; инициирует развитие аналитико-синтетических видов мышления, формирование элементов теоретического мышления. Все больше обучение ориентируется на развитие познавательных и творческих способностей личности. Именно поэтому при разработке интеллектуальных систем большое внимание уделяется психологическим характеристикам как обучаемых, так и преподавателей.

К настоящему времени созданы тысячи обучающих систем, однако их общепринятой классификации не существует. Многие авторы [4, 5] выделяют следующие типы систем: тренировочные, предназначенные для закрепления знаний, умений и навыков; когнитивистские, ориентированные на усвоение понятий и работающие в режиме, близком к программированному обучению; проблемного обучения, ориентированные на обучение решению учебно-познавательных задач и реализующие принципы непрямого управления; имитационные и моделирующие; игровые, которые в качестве средства обучения используют игру; тестирующие и экзаменующие; справочно-информационные (базы данных и банки знаний, информационно-поисковые системы, словари и др.).

Существование различных классификаций интеллектуальных обучающих систем свидетельствует о широких возможностях этих систем. Рассмотрим более подробно различные типы и выделим их особенности.

В работе «Анализ современных требований к оптимальному проектированию автоматизированных обучающих систем и новые методы их создания» [1] выделены следующие типы:

1. Информационно-справочные системы, решающие дидактическую задачу формирования теоретических знаний и развития поисковых навыков. Примером интеллектуально-справочных сред могут служить учебные курсы, обладающие широким языком запросов и богатым набором ассоциативных связей в базе данных.

2. Системы консультирующего типа, отличающиеся от информационно-справочных систем наличием подсистемы «модель обучаемого».

3. Интеллектуально тренирующие (экспертно-тренирующие) системы, выполняющие соответственно дидактическую функцию формирования определенных умений. Такие системы выполняются с расширенным интерфейсом, средствами фиксации знаний и умений обучаемого, диагностики его ошибок.

4. Управляющие системы являются наиболее сложными из существующих типов обучающих систем и предназначены в основном для управления процессом обучения с помощью вычислительной техники. Такая система представляет собою диагностирующую экспертную систему, сопоставляющую знания о своих конечных целях функционирования, стратегии обучения, достигнутых результатах.

5. Системы сопровождающего типа отслеживают деятельность обучаемого при работе в некоторой инструментальной среде, содержащей все компоненты реальной темы, с оказанием помощи при обнаружении ошибочных действий обучаемого.

Таким образом, в интеллектуальных обучающих системах управление обучением определяется самой обучающей системой на основании результатов обучения. Здесь сценарий обучения формируется динамически в соответствии с текущей ситуацией. Реализация осуществляется на основании знаний о предметной области, о процессе обучения, об обучаемом. Единственным существенным недостатком является привязка к конкретной предметной области.

Схематично такую обучающую систему можно представить на рисунке 1 [3].

Рис. 1. Структура интеллектуальной обучающей системы

Тем не менее, несмотря на привязку к конкретной предметной области, разработка интеллектуальных обучающих систем выходит на передовые позиции в области разработки обучающих систем и информатизации образования в целом. Становится очевидным, что интеллектуальные технологии раскрывают новые пути повышения качества образовательных услуг в условиях современного информационного общества [6, с. 191].

На основании вышеизложенного можно утверждать, что основная цель компьютерных технологий: подготовить молодое поколение к жизни в информатизованном обществе, где значительный удельный вес занимают различные виды деятельности по обработке информации, и ведущее место во всех отраслях производственной и научной деятельности принадлежит подобным технологиям; повысить эффективность образовательного процесса путем внедрения средств информатизации, к которым, в первую очередь, принадлежит компьютер.

Литература

1. Центр информатизации Вологодского государственного технического университета: Анализ современных требований к оптимальному проектированию автоматизированных обучающих систем и новые методы их создания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ci.vstu.edu.ru/docum/2.htm. (дата обращения: 11.01.2012).

2. Brusilovsky P. Adaptive and Intelligent Technologies for Web-based Education. In C. Rollinger and C. Peylo (eds.), Special Issue on Intelligent Systems and Teleteaching, Konstliche Intelligenz, 4, 19-25.

3. Дуплик С. В. К вопросу о терминологии в области компьютерных средств обучения / С. В. Дуплик // Компьютерные учебные программы и инновации, 2003. № 6. С. 58-65.

4. Талызина Н. Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс - научную основу // Советская педагогика, 1985. № 12. С. 34-38.

5. Катышева И. А. Вопросы компьютеризации образования // Вопросы психологии, 1986. № 5. С. 73.

6. Фаргиева З. С. Перспективы профилизации всей средней школы в Республике Ингушетия как фактор успешного сдачи единого государственного экзамена по информатике и математике. Проблемы современной науки и образования, Москва, 2016. № 3 (45).

7. Фаргиева З. С., Аушева М. А. Математическое образование в школе. Реализация проекта профилизации школы для успешной сдачи профильного ЕГЭ по математике // European Research, 2015. № 8 (9).

8. Фаргиева З. С. Выявление основных трудностей преподавания дисциплины «Основы математической обработки информации» и пути их разрешения для студентов специальности «Педагогика, методика начального образования» // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 8 (38).

9. Фаргиева З. С., Даурбекова А. М., Дзугаева М. Ю., Аушева М. А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» на примере ГБОУ гимназии «Марем» города Магас / Наука, техника и образование, 2016. № 4 (22).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.