Научная статья на тему 'Предотвращение возможных негативных психолого педагогических последствий использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе'

Предотвращение возможных негативных психолого педагогических последствий использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1764
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COGNITIVE TECHNOLOGIES / THE NEGATIVE CONSEQUENCES OF INFORMATIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянов И. Ш.

В статье рассматриваются психолого-педагогические последствия использования ИКТ в образовательном процессе и меры их предупреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the psychological-pedagogical implications of the use of information and communication technologies in the educational process and measures to prevent them.

Текст научной работы на тему «Предотвращение возможных негативных психолого педагогических последствий использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе»

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

И.Ш. Мухаметзянов

В статье рассматриваются психолого-педагогические последствия использования ИКТ в образовательном процессе и меры их предупреждения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, когнитивные технологии, негативные последствия информатизации образования.

Prevention of possible negative psychological-pedagogical implications of the use of information - communication technologies in educational process. The article considers the psychological-pedagogical implications of the use of information and communication technologies in the educational process and measures to prevent them.

Key words: information and communication technologies, cognitive technologies, the negative consequences of informatization of education.

В последнее время в деятельности органов управления образованием все более отмечается понимание необходимости перехода от компьютеризации образования к его информатизации. Свидетельством тому может служить подготовка и реализация проекта «Развитие электронных образовательных интернет - ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-leaming), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями». Только в 2011 г. было разработано более 2 тыс. электронных образовательных ресурсов (ЭОР). При этом отмечается, заметное повышение образовательных результатов учащихся за счёт эффективного встраивания ЭОР в образовательный процесс [1]. Вместе с тем, информатизация образования позволяет перейти от единого образовательного стандарта для всех учащихся к образованию, ориентированному на личностные особенности и способности каждого из них, а также на уровень его здоровья. Существующие нормативные акты «Национальная доктрина развития образования, инициатива «Наша новая школа» и ряд других содержат материалы, констатирующие приоритетность для данной системы образования сохранения и развития здоровья учащихся во всех его аспектах.

Основным противоречием в информатизации образования в настоящий период является несоответствие опережающего роста уровня потребностей учащихся в области информатизации с возможностями преподавателей и учреждений образования удовлетворить их в полной мере.

Зачастую это объясняется тем, что преподаватели получали базовое образование до массового появления персональных компьютеров (ПК) и не готовы к работе в новой информационной образовательной среде. По итогам мониторинга проекта «Наша новая школа» определено, что по итогам 2010 г. доля учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений России составляет от 7,9 % до 27,69 % в зависимости от территории [2]. Среди всех преподавателей, по данным ряда источников, лишь 15 % на селе и 41 % в городе владеют компьютером на уровне пользователя. Исходя из этого, несомненно, что наиболее актуальной задачей на данный момент является не только обучение применению ИКТ в образовании, но и методическое сопровождение данного процесса и повышение квалификации учителей в области использования информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и ЭОР

[3].

Использование ИКТ в образовательном процессе

Информатизация образования - целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования теорией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно - методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях

[4]. Информатизация образования предъявляет требования и к уровню информационной подготовки преподавателей в части эффективности применения средства ИКТ в процессе осуществления профессиональной деятельности. ФГОС 050100 «Педагогическое образование» подразумевает готовность выпускников - педагогов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; готовность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. Применительно к преподавателем, получавшим базовое педагогическое образование до введения данного стандарта, в рамках концепции комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования данная подготовка может быть реализована в рамках дополнительного профессионального образования [5].

Одним из наиболее перспективных направлений развития информатизации образования является перевод значимой части содержания образования в цифровой вид, позволяющий интеллектуализировать содержание образования за счет использования распределенных ресурсов, соответствующих конкретной предметной области. Это обусловлено тем, что сам ПК, как средство отображения информации в части дидактики образования не является значимым новшеством. Таковым является интерактивный компонент, то, что невозможно при других

способах отображения информации. Сама возможность изменять содержание, форму, скорость представления, цветовую гамму и т.д. в процессе обучения значительно изменяет наглядность обучения. Вместе с тем, использование готовых форм может привести не только к развитию учащегося, но и к формированию определенных, новых для человека, компьютерных «штампов» и формированию мышления в их рамках. При использовании интерактивных методов обучения активность учащегося превышает активность учителя, т.к. задачей последнего становится не только побудить учащегося к деятельности, но и учится вместе с ним. Это обусловлено тем, что интерактивность подразумевает равноправное взаимодействие всех участником педагогического процесса между собой и средством обучения. Одной из основных сложностей является отбор содержания образования для последующей обработки. Это обусловлено, как субъективностью отбора, так и тем, что значимая часть (до 80 %) существующих бумажных учебника! содержит грубые ошибки [6]. Все это не позволяет в полной мер использовать дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий, приводящих к существенным изменениям учебно -информационном взаимодействии между обучающим, обучающимся (или обучаемым) и средством обучения. Данное взаимодействие позволяет перейти в процессе обучения от классно -урочной системы к персонализации обучения с учетом личностных и психо-физиологических потребностей и возможностей учащихся. Вместе с тем, использование ЭОР как компоненты информатизации образования требует особого методического и технологического обеспечения, накладывают существенные требования на знания и умения учащихся в части информационной культуры и навыков безопасного использования технических средств в образовании, что накладывает дополнительную ответственность на процесс подготовки педагогических кадров.

Причины, обуславливающих возникновение возможных негативных психолого-педагогического последствий использования ИКТ в образовании

Достаточно условно указанные причины могут быть разнесены на две основные области -педагогическую и психологическую.

Педагогическая область включает в себя содержательные, методологические и организационно - управленческие аспекты.

В части содержания это может быть несоответствие содержания образования требованиям настоящего времени в части его инновационности, возможности использования в представлении информации технологий мультимедиа, распределенных ресурсов. Механический перевод с бумажного носителя информации на электронный не позволяет адекватно использовать его в условиях информационной образовательной среды, существующей на иных принципах формирования, хранения и представления информации. Кроме того, использование электронных образовательных ресурсов предусматривает и иные, отличные от традиционных, методические подходы. Из всего многообразия существующих в настоящее время методов обучения все больше внимания уделяется интерактивным методам в условиях эдоровьесберегающей образовательной среды. Это обусловлено широкой интеграцией информационных и коммуникационных технологий в образование. Вместе с тем, информационные и коммуникационные технологии

предъявляют определенные требования к психике учащегося, т.к. имеют более личностную ориентацию и позволяют обеспечивать реальный интерактивный диалог между пользователем, преподавателем и системой, наглядную визуализацию процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, автоматизируют контроль результатов усвоения знаний. Данный метод обучения позволяет выйти за рамки традиционной классно - урочной системы, что позволяет строить персонализированное обучения исходя из личностных особенностей обучаемого, когда и учащийся и учитель являются субъектами образования. Существенное значение имеет обращение к знаниям и опыту учащегося и формирование у учащегося умений созидания и представления нового знания. Эффективность методики обуславливается тем, что учащийся может не только слушать и видеть представляемое новое знание, но и может сам участвовать в процессе его добывания. К особенностям форм и методов интерактивного информационного взаимодействия в условиях здоровьесберегающей образовательной среды можно отнести создание ситуации безопасной активной познавательной деятельности. При этом сами средства обучения, обеспечивающие безопасный и эффективный диалог и доступ к безопасному содержанию в режиме реального времени и есть интерактивное средство обучения. Все это предъявляет высокие требования к уровню базовой подготовки преподавателей в части применения средств ИКТ. Другим, не менее значимым, аспектом является изменение характера учебного взаимодействия в процессе обучения, обусловленного тем, что кроме учащегося и учителя полноправным участником процесса становится обучающая система, а само взаимодействие участников носит интерактивный характер. При этом переход от классно-урочной системы к индивидуализации образования с использованием ИКТ обуславливает равнозначность всех участников образовательного процесса, и, более того, возможность выбора учащимся, как образовательного учреждения, так и учителя, возможность дистанционного образования. Особое значение отводится и возможным негативным последствиям в части педагогика - эргономических и физиолого -гигиенических условий организации учебного взаимодействия в условиях информатизации образования. В части формирования электронных образовательных ресурсов существует значимая вероятность риска в части формирования и представления информации разработчиками образовательной продукции, не имеющими педагогического образования и с нарушениями принципов педагогической целесообразности. Необходимо констатировать, что наряду с явными позитивными аспектами информатизации существуют и его негативные аспекты. Наиболее выпукло негативные педагогические аспекты информатизации образования выступают в его индивидуализации, обусловленной отсутствием прямого контакта между учащимся и учителем, учащимися между собой, что, в свою очередь, ограничивает вербальную коммуникацию, влияет на коммуникативные способности учащихся, навыки ведения групповой дискуссии. Особенностью организационно - управленческих аспектов в рамках рассматриваемой проблематики является взаимообусловленность планируемых результатов освоения основных образовательных программ, элементов образовательного процесса с вопросами кадрового,

ресурсного, нормативного, финансового обеспечения, что позволяет создать систему эффективного управления качеством образования в образовательном учреждении.

Психологическая область включает в себя аспекты восприятия учащимися интерактивной информации и виртуализации образовательного пространства; особенности формирования, хранения и передачи информации посредством сетевых технологий и отсутствие прямого межличностного контакта; включение в межличностное взаимодействие элементов опосредования в виде ИКТ и возникающие при этом психологический дискомфорт и зависимость от средств ИКТ. Рассматривая психологические требования к условиям образовательной среды в части ее информатизации необходимо опираться на подход В.И. Слободчикова, выделявшего два основных показателя образовательной среды - ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ организации) [7]. При этом образовательная среда должна позволять учащемуся формировать навыки самоконтроля, позитивного разрешения конфликтов, и тем самым обеспечить навык поддержания психического здоровья. Элементы среды рассматриваются с точки зрения психологической безопасности, т.е. способности личности противостоять неблагоприятным, психотравмирующим воздействиям. Исходя из этого, к основным психологическим требованиям можно отнести интенсивность образовательной среды; эмоционально-психологический климат; удовлетворенность образовательной средой; демократичность образовательной среды; содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитие познавательных интересов; удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.

Негативные последствия воздействия средств информационно - коммуникационных

технологий на обучающегося

Процесс создания условий для предотвращения возможных негативных последствий информатизации образования включает в себя определенную последовательность действий: выявление возможных последствии применительно к конкретному образовательному учреждению и учащемуся; разработка планов и программ их устранения и осуществление здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательной среды; разработка системы управления данной деятельностью для достижения целей сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения; повышение квалификации учителей как в части ИКТ, так и в части сохранения и укрепления здоровья учащихся; разработка технологии обучения учащихся деятельности по формированию безопасной образовательной среды и пр.

Переход в современном образовании на использование когнитивных технологий (информационные технологии, ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека) способствуют развитию воображение и ассоциативного мышления учащегося. Кроме того, данные технологии позволяют максимально ориентировать процесс понимания информации каждым учащимся в соответствии с его потребностями и способностями; развивая его когнитивные способности; обеспечивая эффективные способы образовательной деятельности вне

зависимости от содержания образования; развивая личность учащегося в части альтернативного мышления, поиска, обработки и представлении информации и т.д.

Рассматривая вопрос о возможных негативных последствиях для обучаемого в процессе использования ИКТ необходимо исходить из того, что данные последствия можно условно разделить на три основные группы. Это медицинские, педагогические и социальные последствия. К негативным факторам, сказывающим влияние на здоровье учащегося можно отнести как характеристики используемой компьютерной техники, так и особенности организации деятельности пользователей ПК как в учебном заведении, так и вне его. Значимо и наличие у учащегося информационной культуры, позволяющей, в том числе, формировать и контролировать безопасную для себя образовательную среду с использованием ИКТ.

К особенностям применения компьютера вне учебного заведения необходимо отнести возможность длительного индивидуального использования, отбора программных средств родителями или самим учащимся, отсутствие как оперативного, так и систематического контроля со стороны преподавателя, сложность применения специализированного программного обеспечения, изначально ориентированного на классно- урочную систему; существование выраженных внешних отвлекающих факторов. Индивидуализация обучения учащегося сопровождается и сокращением его социальных связей за счет перехода на невербальную коммуникацию в образовательных и социальных сетях, работу не с учителем, а с электронным образовательным ресурсом. Все это сказывается на способности учащегося в условиях личностного контакта вести диалог с учителем и учащимися, снижает способность к коллективной образовательной и социально - ориентированной деятельности.

Кроме того, эффективное использование средств ИКТ в образовании вне учебного заведения осложняется и сниженной мотивацией учащегося в условиях естественной для него среды обитания. Возрастает риск использования средств ИКТ во внеобразовательных целях, что приводит к быстрому утомлению учащегося и невозможности образовательной деятельности. Еще более возрастет влияние на образовательный процесс при привнесении в образовательную среду учащегося элементов виртуализации. Виртуальная образовательная среда представляет собой совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределенным информационным ресурсом), с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью.

Важной особенностью информатизации образования является использование инновационной для человека формы представления знания, переход от традиционной знаковой системы представления информации к системе практических действий, т.е. перехода к осмыслению знания, к действию, его использованию. Использование ПК изменило стандартный буквенно-цифровой интерфейс учебного материала за счет использования стандартизированного визуального пользовательского языка, позволяющего учащемуся ориентироваться «по аналогии» при анализе новой информации в ситуации особым образом организованной знаковой среды

цифровой информации и деятельности в соответствии с данной знаковой системой. Таким образом, происходит переход от традиционного интерфейса и культуры сбора, обработки и передачи информации к цифровому интерфейсу. В отличие от традиционной открытой, саморазвивающейся знаковой системы (язык) данный интерфейс закрытый, ограничивается возможностями языка программирования, отрасли знания, способа представления информации и т.д. Использование распределенных электронных образовательных ресурсов предусматривает выход за рамки данного интерфейса, так как предусматривают использование как цифровых, так и аналоговых образовательных ресурсов, сформированных на основе разных способов представления информации. Применение нелинейной структуры информации обуславливает возможность переориентации учащегося на второстепенную информацию или выход за пределы ресурса и учебного материала. Кроме того, сам объем образовательного ресурса может превышать возможности усвоения учащихся. Использование мультимедиа как способа одновременного представления образовательной информации разными способами и видами информации «размывает» способность ее анализа в части приоритета и может привести к доминированию вторичной информации. Наряду с этим, только представление информации исключает возможность использования других способов получения информации (тактильное, обоняние, осязание). Таким образом, мы приходим к тому, что современный образовательный ресурс должен не только представлять знания, но и соответствовать обязательному свойству инновационной образовательной технологии в части обеспечения контроля усвоения знания и влияния на физическое, психическое и социальное благополучие учащихся.

В настоящее время все активнее используются интерактивные методы обучения. Вместе с тем, они предъявляют определенные требования к психике учащегося, т.к. позволяют обеспечивать интерактивный диалог между пользователем и системой, наглядную визуализацию процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, автоматизируют контроль результатов усвоения знаний. Данный метод обучения позволяет строить индивидуализированное обучения исходя из личностных особенностей учащегося и с учетом того, что и учащийся и учитель являются субъектами образования. Существенное значение имеет обращение к знаниям и опыту учащегося и формирование у учащегося умений созидания и представления нового знания. В интерактивном обучении среда является базовой составляющей обучения, обеспечивающей эффективное взаимодействие обучающего, обучаемого и средств обучения. При этом для участников взаимодействия необязательно нахождение в одном месте, коммуникация происходит в режиме диалога либо открытого для множества участников общения. Познавательный аспект реализуется через возможность анализа имеющейся в распределенном ресурсе информации и синтезе на ее основе новой информации, получают опыт работы с ней и преобразования ее. Тем самым, не меняя цель и содержания предметной области возможно изменение форм и методов представления информации и работы с ней. При этом необходимо, чтобы средства коммуникации, программное обеспечение, организация рабочего места (аттестация) и т.д. соответствовали действующим санитарным нормам, были сертифицированы (в том числе и добровольно) для

применения в сфере образования. Организация диалога в части времени общения должна укладываться в нормативное (по возрасту) время.

Для реализации целей и задач интерактивного обучения необходимо корректировать все основные компоненты дидактической системы обучения: содержание, методы и приемы, организационные формы, средства и обеспечить переход от пассивного к активному познанию. Интерактивный компонент обеспечивается за счет включения в процесс не только обучающего и обучаемого, но и иных обучаемых и средств обучения на базе ИКТ. В основе реализации интерактивных подходов к содержанию обучения находится разработка и использование профилированных интерактивных заданий и упражнений, охватывающих как конкретную предметную область, так и аспект безопасной для здоровья образовательной среды. При этом в процессе освоения нового материала обучаемый должен не только закрепить полученный материал, но и реализовать его в виде конкретных умений и навыков.

Говоря о негативных последствиях в социальной сфере необходимо акцентировать внимание на том, что изменение привычного характера коммуникативных процессов, основанных на использовании информационно - коммуникационных технологий, приводит к формированию нового типа социальных отношений, моделей поведения, определяют возникновение коммуникационных предпочтений. Зачастую современная информационная среда обуславливает значительный рост объема информации, получаемый учащимся. В условиях возрастания скорости ее продуцирования и представления происходит рост ее значимости для учащегося и переход прямых к опосредованным (средствами ИКТ) коммуникациям. В условиях информационно неоднородного социума невозможно однородное образовательное сообщество. Принадлежность к возрастной группе (группе информационного общества, одного вида деятельности, конкретной группе молодежной культуре, отдельному этносу и т.д.) приводит к диссонансу с ценностями предшествующего поколения, что в значительной степени снижает участие учителя в процессе социализации учащихся. Кроме того, существующие формальные агенты социализации (в т.ч. система образования) не могут, в силу слабого владения навыками использования ИКТ, оказать действенное влияние на учащихся, чья жизнь и деятельность реализуется в рамках современной информационной среды.

Заключая представленные выше материалы можно говорить о том, что ключевыми моментами в информатизации образования, на современном этапе, являются личностно -ориентированный характер содержание образования, ориентация учебного процесса на формирование готовности к самообразованию, активное использование творческой деятельности учащегося по формированию и представлению нового, развитие эмоционально-ценностной сферы учащегося, формирование стремления к сотрудничеству и навыков групповой деятельности. Ориентация информационно - коммуникационной предметной среды на потребности конкретного учащегося позволяет ему самому определять свою образовательную траекторию. Основным условием обеспечения физического, психического и социального благополучия учащихся в условиях такого обучения является, в том числе, и предотвращение возможных негативных

психолого-педагогических последствии использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Уровень психического благополучия у учащих определяется взаимодействием неблагоприятные факторы среды и системой защитных психических механизмов, обеспечивающих эффективную адаптацию и развитие. При этом некоторые факторы внешней среды, которые при сниженном потенциале выступают в качестве факторов риска здоровью, могут при профилактике или коррекции их рассматриваться как побуждающие к динамическому развитию личности и позитивной социализации. Значимым элементом является реализация в образовательной среде учебного заведения комплекса организационных, психолого - педагогических и медико-социальных мероприятий, направленных на сохранение и развитие здоровья учащихся, их субъектное включение в здоровьесберегающую деятельность, постоянный мониторинг, как возможных угроз, так и качества мероприятий по обеспечению физического, психического и социального благополучия учащихся. Знание о возможных негативных последствиях использования ИКТ в образовании и умение их диагностировать и осуществлять профилактику определяют возможность построения и эффективной реализации модели здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательной среды учебного заведения.

Литература:

1. Материалы коллегии Минобрнауки России от 27.12.2011 г. http://mon.gov.ru/files/materials/9144/11.12.27-spravka2.pdf

2. Мониторинг реализации президентской инициативы «Наша новая школа» Доля учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений http://www.kpmo.ru/kpmo/statistic/analitycs/tab/reg_worker/row/r4_7/col/value.

3. Материалы коллегии Минобрнауки России от 27.12.2011 г. http://mon.gov.ru/str/kol/resh/2011/9144/.

4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого - педагогический и технологический аспекты). - М.: ИИО РАО, 2008. С. 10-11.

5. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. - М.: ИИО РАО, 2005. - 50 с.

6. Проект НФПК «Информатизация системы образования» http://edu.of.ru/profil/news.asp?ob_no=13809

7. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры//Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М., 1997. С. 177 - 184.

8. Мухаметзянова Г.В., Читалин Н.А. Научное обеспечение модернизации профессионального образования: отчет научно-исследовательской работы Учреждения РАО «Институт педагогики и психологии профессионального образования» за 2010 год// Казанский педагогический журнал. №1. 2011. С. 5-20.

9. Мухаметзянов И.Ш. Социальные последствия информатизации образования// Казанский педагогический журнал. №3. 2011. С. 109-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.