ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
И.Ш. Мухаметзянов
В статье рассматриваются психолого-педагогические последствия использования ИКТ в образовательном процессе и меры их предупреждения.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, когнитивные технологии, негативные последствия информатизации образования.
Prevention of possible negative psychological-pedagogical implications of the use of information - communication technologies in educational process. The article considers the psychological-pedagogical implications of the use of information and communication technologies in the educational process and measures to prevent them.
Key words: information and communication technologies, cognitive technologies, the negative consequences of informatization of education.
В последнее время в деятельности органов управления образованием все более отмечается понимание необходимости перехода от компьютеризации образования к его информатизации. Свидетельством тому может служить подготовка и реализация проекта «Развитие электронных образовательных интернет - ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-leaming), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями». Только в 2011 г. было разработано более 2 тыс. электронных образовательных ресурсов (ЭОР). При этом отмечается, заметное повышение образовательных результатов учащихся за счёт эффективного встраивания ЭОР в образовательный процесс [1]. Вместе с тем, информатизация образования позволяет перейти от единого образовательного стандарта для всех учащихся к образованию, ориентированному на личностные особенности и способности каждого из них, а также на уровень его здоровья. Существующие нормативные акты «Национальная доктрина развития образования, инициатива «Наша новая школа» и ряд других содержат материалы, констатирующие приоритетность для данной системы образования сохранения и развития здоровья учащихся во всех его аспектах.
Основным противоречием в информатизации образования в настоящий период является несоответствие опережающего роста уровня потребностей учащихся в области информатизации с возможностями преподавателей и учреждений образования удовлетворить их в полной мере.
Зачастую это объясняется тем, что преподаватели получали базовое образование до массового появления персональных компьютеров (ПК) и не готовы к работе в новой информационной образовательной среде. По итогам мониторинга проекта «Наша новая школа» определено, что по итогам 2010 г. доля учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений России составляет от 7,9 % до 27,69 % в зависимости от территории [2]. Среди всех преподавателей, по данным ряда источников, лишь 15 % на селе и 41 % в городе владеют компьютером на уровне пользователя. Исходя из этого, несомненно, что наиболее актуальной задачей на данный момент является не только обучение применению ИКТ в образовании, но и методическое сопровождение данного процесса и повышение квалификации учителей в области использования информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и ЭОР
[3].
Использование ИКТ в образовательном процессе
Информатизация образования - целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования теорией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно - методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях
[4]. Информатизация образования предъявляет требования и к уровню информационной подготовки преподавателей в части эффективности применения средства ИКТ в процессе осуществления профессиональной деятельности. ФГОС 050100 «Педагогическое образование» подразумевает готовность выпускников - педагогов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; готовность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. Применительно к преподавателем, получавшим базовое педагогическое образование до введения данного стандарта, в рамках концепции комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования данная подготовка может быть реализована в рамках дополнительного профессионального образования [5].
Одним из наиболее перспективных направлений развития информатизации образования является перевод значимой части содержания образования в цифровой вид, позволяющий интеллектуализировать содержание образования за счет использования распределенных ресурсов, соответствующих конкретной предметной области. Это обусловлено тем, что сам ПК, как средство отображения информации в части дидактики образования не является значимым новшеством. Таковым является интерактивный компонент, то, что невозможно при других
способах отображения информации. Сама возможность изменять содержание, форму, скорость представления, цветовую гамму и т.д. в процессе обучения значительно изменяет наглядность обучения. Вместе с тем, использование готовых форм может привести не только к развитию учащегося, но и к формированию определенных, новых для человека, компьютерных «штампов» и формированию мышления в их рамках. При использовании интерактивных методов обучения активность учащегося превышает активность учителя, т.к. задачей последнего становится не только побудить учащегося к деятельности, но и учится вместе с ним. Это обусловлено тем, что интерактивность подразумевает равноправное взаимодействие всех участником педагогического процесса между собой и средством обучения. Одной из основных сложностей является отбор содержания образования для последующей обработки. Это обусловлено, как субъективностью отбора, так и тем, что значимая часть (до 80 %) существующих бумажных учебника! содержит грубые ошибки [6]. Все это не позволяет в полной мер использовать дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий, приводящих к существенным изменениям учебно -информационном взаимодействии между обучающим, обучающимся (или обучаемым) и средством обучения. Данное взаимодействие позволяет перейти в процессе обучения от классно -урочной системы к персонализации обучения с учетом личностных и психо-физиологических потребностей и возможностей учащихся. Вместе с тем, использование ЭОР как компоненты информатизации образования требует особого методического и технологического обеспечения, накладывают существенные требования на знания и умения учащихся в части информационной культуры и навыков безопасного использования технических средств в образовании, что накладывает дополнительную ответственность на процесс подготовки педагогических кадров.
Причины, обуславливающих возникновение возможных негативных психолого-педагогического последствий использования ИКТ в образовании
Достаточно условно указанные причины могут быть разнесены на две основные области -педагогическую и психологическую.
Педагогическая область включает в себя содержательные, методологические и организационно - управленческие аспекты.
В части содержания это может быть несоответствие содержания образования требованиям настоящего времени в части его инновационности, возможности использования в представлении информации технологий мультимедиа, распределенных ресурсов. Механический перевод с бумажного носителя информации на электронный не позволяет адекватно использовать его в условиях информационной образовательной среды, существующей на иных принципах формирования, хранения и представления информации. Кроме того, использование электронных образовательных ресурсов предусматривает и иные, отличные от традиционных, методические подходы. Из всего многообразия существующих в настоящее время методов обучения все больше внимания уделяется интерактивным методам в условиях эдоровьесберегающей образовательной среды. Это обусловлено широкой интеграцией информационных и коммуникационных технологий в образование. Вместе с тем, информационные и коммуникационные технологии
предъявляют определенные требования к психике учащегося, т.к. имеют более личностную ориентацию и позволяют обеспечивать реальный интерактивный диалог между пользователем, преподавателем и системой, наглядную визуализацию процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, автоматизируют контроль результатов усвоения знаний. Данный метод обучения позволяет выйти за рамки традиционной классно - урочной системы, что позволяет строить персонализированное обучения исходя из личностных особенностей обучаемого, когда и учащийся и учитель являются субъектами образования. Существенное значение имеет обращение к знаниям и опыту учащегося и формирование у учащегося умений созидания и представления нового знания. Эффективность методики обуславливается тем, что учащийся может не только слушать и видеть представляемое новое знание, но и может сам участвовать в процессе его добывания. К особенностям форм и методов интерактивного информационного взаимодействия в условиях здоровьесберегающей образовательной среды можно отнести создание ситуации безопасной активной познавательной деятельности. При этом сами средства обучения, обеспечивающие безопасный и эффективный диалог и доступ к безопасному содержанию в режиме реального времени и есть интерактивное средство обучения. Все это предъявляет высокие требования к уровню базовой подготовки преподавателей в части применения средств ИКТ. Другим, не менее значимым, аспектом является изменение характера учебного взаимодействия в процессе обучения, обусловленного тем, что кроме учащегося и учителя полноправным участником процесса становится обучающая система, а само взаимодействие участников носит интерактивный характер. При этом переход от классно-урочной системы к индивидуализации образования с использованием ИКТ обуславливает равнозначность всех участников образовательного процесса, и, более того, возможность выбора учащимся, как образовательного учреждения, так и учителя, возможность дистанционного образования. Особое значение отводится и возможным негативным последствиям в части педагогика - эргономических и физиолого -гигиенических условий организации учебного взаимодействия в условиях информатизации образования. В части формирования электронных образовательных ресурсов существует значимая вероятность риска в части формирования и представления информации разработчиками образовательной продукции, не имеющими педагогического образования и с нарушениями принципов педагогической целесообразности. Необходимо констатировать, что наряду с явными позитивными аспектами информатизации существуют и его негативные аспекты. Наиболее выпукло негативные педагогические аспекты информатизации образования выступают в его индивидуализации, обусловленной отсутствием прямого контакта между учащимся и учителем, учащимися между собой, что, в свою очередь, ограничивает вербальную коммуникацию, влияет на коммуникативные способности учащихся, навыки ведения групповой дискуссии. Особенностью организационно - управленческих аспектов в рамках рассматриваемой проблематики является взаимообусловленность планируемых результатов освоения основных образовательных программ, элементов образовательного процесса с вопросами кадрового,
ресурсного, нормативного, финансового обеспечения, что позволяет создать систему эффективного управления качеством образования в образовательном учреждении.
Психологическая область включает в себя аспекты восприятия учащимися интерактивной информации и виртуализации образовательного пространства; особенности формирования, хранения и передачи информации посредством сетевых технологий и отсутствие прямого межличностного контакта; включение в межличностное взаимодействие элементов опосредования в виде ИКТ и возникающие при этом психологический дискомфорт и зависимость от средств ИКТ. Рассматривая психологические требования к условиям образовательной среды в части ее информатизации необходимо опираться на подход В.И. Слободчикова, выделявшего два основных показателя образовательной среды - ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ организации) [7]. При этом образовательная среда должна позволять учащемуся формировать навыки самоконтроля, позитивного разрешения конфликтов, и тем самым обеспечить навык поддержания психического здоровья. Элементы среды рассматриваются с точки зрения психологической безопасности, т.е. способности личности противостоять неблагоприятным, психотравмирующим воздействиям. Исходя из этого, к основным психологическим требованиям можно отнести интенсивность образовательной среды; эмоционально-психологический климат; удовлетворенность образовательной средой; демократичность образовательной среды; содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитие познавательных интересов; удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.
Негативные последствия воздействия средств информационно - коммуникационных
технологий на обучающегося
Процесс создания условий для предотвращения возможных негативных последствий информатизации образования включает в себя определенную последовательность действий: выявление возможных последствии применительно к конкретному образовательному учреждению и учащемуся; разработка планов и программ их устранения и осуществление здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательной среды; разработка системы управления данной деятельностью для достижения целей сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения; повышение квалификации учителей как в части ИКТ, так и в части сохранения и укрепления здоровья учащихся; разработка технологии обучения учащихся деятельности по формированию безопасной образовательной среды и пр.
Переход в современном образовании на использование когнитивных технологий (информационные технологии, ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека) способствуют развитию воображение и ассоциативного мышления учащегося. Кроме того, данные технологии позволяют максимально ориентировать процесс понимания информации каждым учащимся в соответствии с его потребностями и способностями; развивая его когнитивные способности; обеспечивая эффективные способы образовательной деятельности вне
зависимости от содержания образования; развивая личность учащегося в части альтернативного мышления, поиска, обработки и представлении информации и т.д.
Рассматривая вопрос о возможных негативных последствиях для обучаемого в процессе использования ИКТ необходимо исходить из того, что данные последствия можно условно разделить на три основные группы. Это медицинские, педагогические и социальные последствия. К негативным факторам, сказывающим влияние на здоровье учащегося можно отнести как характеристики используемой компьютерной техники, так и особенности организации деятельности пользователей ПК как в учебном заведении, так и вне его. Значимо и наличие у учащегося информационной культуры, позволяющей, в том числе, формировать и контролировать безопасную для себя образовательную среду с использованием ИКТ.
К особенностям применения компьютера вне учебного заведения необходимо отнести возможность длительного индивидуального использования, отбора программных средств родителями или самим учащимся, отсутствие как оперативного, так и систематического контроля со стороны преподавателя, сложность применения специализированного программного обеспечения, изначально ориентированного на классно- урочную систему; существование выраженных внешних отвлекающих факторов. Индивидуализация обучения учащегося сопровождается и сокращением его социальных связей за счет перехода на невербальную коммуникацию в образовательных и социальных сетях, работу не с учителем, а с электронным образовательным ресурсом. Все это сказывается на способности учащегося в условиях личностного контакта вести диалог с учителем и учащимися, снижает способность к коллективной образовательной и социально - ориентированной деятельности.
Кроме того, эффективное использование средств ИКТ в образовании вне учебного заведения осложняется и сниженной мотивацией учащегося в условиях естественной для него среды обитания. Возрастает риск использования средств ИКТ во внеобразовательных целях, что приводит к быстрому утомлению учащегося и невозможности образовательной деятельности. Еще более возрастет влияние на образовательный процесс при привнесении в образовательную среду учащегося элементов виртуализации. Виртуальная образовательная среда представляет собой совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределенным информационным ресурсом), с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью.
Важной особенностью информатизации образования является использование инновационной для человека формы представления знания, переход от традиционной знаковой системы представления информации к системе практических действий, т.е. перехода к осмыслению знания, к действию, его использованию. Использование ПК изменило стандартный буквенно-цифровой интерфейс учебного материала за счет использования стандартизированного визуального пользовательского языка, позволяющего учащемуся ориентироваться «по аналогии» при анализе новой информации в ситуации особым образом организованной знаковой среды
цифровой информации и деятельности в соответствии с данной знаковой системой. Таким образом, происходит переход от традиционного интерфейса и культуры сбора, обработки и передачи информации к цифровому интерфейсу. В отличие от традиционной открытой, саморазвивающейся знаковой системы (язык) данный интерфейс закрытый, ограничивается возможностями языка программирования, отрасли знания, способа представления информации и т.д. Использование распределенных электронных образовательных ресурсов предусматривает выход за рамки данного интерфейса, так как предусматривают использование как цифровых, так и аналоговых образовательных ресурсов, сформированных на основе разных способов представления информации. Применение нелинейной структуры информации обуславливает возможность переориентации учащегося на второстепенную информацию или выход за пределы ресурса и учебного материала. Кроме того, сам объем образовательного ресурса может превышать возможности усвоения учащихся. Использование мультимедиа как способа одновременного представления образовательной информации разными способами и видами информации «размывает» способность ее анализа в части приоритета и может привести к доминированию вторичной информации. Наряду с этим, только представление информации исключает возможность использования других способов получения информации (тактильное, обоняние, осязание). Таким образом, мы приходим к тому, что современный образовательный ресурс должен не только представлять знания, но и соответствовать обязательному свойству инновационной образовательной технологии в части обеспечения контроля усвоения знания и влияния на физическое, психическое и социальное благополучие учащихся.
В настоящее время все активнее используются интерактивные методы обучения. Вместе с тем, они предъявляют определенные требования к психике учащегося, т.к. позволяют обеспечивать интерактивный диалог между пользователем и системой, наглядную визуализацию процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, автоматизируют контроль результатов усвоения знаний. Данный метод обучения позволяет строить индивидуализированное обучения исходя из личностных особенностей учащегося и с учетом того, что и учащийся и учитель являются субъектами образования. Существенное значение имеет обращение к знаниям и опыту учащегося и формирование у учащегося умений созидания и представления нового знания. В интерактивном обучении среда является базовой составляющей обучения, обеспечивающей эффективное взаимодействие обучающего, обучаемого и средств обучения. При этом для участников взаимодействия необязательно нахождение в одном месте, коммуникация происходит в режиме диалога либо открытого для множества участников общения. Познавательный аспект реализуется через возможность анализа имеющейся в распределенном ресурсе информации и синтезе на ее основе новой информации, получают опыт работы с ней и преобразования ее. Тем самым, не меняя цель и содержания предметной области возможно изменение форм и методов представления информации и работы с ней. При этом необходимо, чтобы средства коммуникации, программное обеспечение, организация рабочего места (аттестация) и т.д. соответствовали действующим санитарным нормам, были сертифицированы (в том числе и добровольно) для
применения в сфере образования. Организация диалога в части времени общения должна укладываться в нормативное (по возрасту) время.
Для реализации целей и задач интерактивного обучения необходимо корректировать все основные компоненты дидактической системы обучения: содержание, методы и приемы, организационные формы, средства и обеспечить переход от пассивного к активному познанию. Интерактивный компонент обеспечивается за счет включения в процесс не только обучающего и обучаемого, но и иных обучаемых и средств обучения на базе ИКТ. В основе реализации интерактивных подходов к содержанию обучения находится разработка и использование профилированных интерактивных заданий и упражнений, охватывающих как конкретную предметную область, так и аспект безопасной для здоровья образовательной среды. При этом в процессе освоения нового материала обучаемый должен не только закрепить полученный материал, но и реализовать его в виде конкретных умений и навыков.
Говоря о негативных последствиях в социальной сфере необходимо акцентировать внимание на том, что изменение привычного характера коммуникативных процессов, основанных на использовании информационно - коммуникационных технологий, приводит к формированию нового типа социальных отношений, моделей поведения, определяют возникновение коммуникационных предпочтений. Зачастую современная информационная среда обуславливает значительный рост объема информации, получаемый учащимся. В условиях возрастания скорости ее продуцирования и представления происходит рост ее значимости для учащегося и переход прямых к опосредованным (средствами ИКТ) коммуникациям. В условиях информационно неоднородного социума невозможно однородное образовательное сообщество. Принадлежность к возрастной группе (группе информационного общества, одного вида деятельности, конкретной группе молодежной культуре, отдельному этносу и т.д.) приводит к диссонансу с ценностями предшествующего поколения, что в значительной степени снижает участие учителя в процессе социализации учащихся. Кроме того, существующие формальные агенты социализации (в т.ч. система образования) не могут, в силу слабого владения навыками использования ИКТ, оказать действенное влияние на учащихся, чья жизнь и деятельность реализуется в рамках современной информационной среды.
Заключая представленные выше материалы можно говорить о том, что ключевыми моментами в информатизации образования, на современном этапе, являются личностно -ориентированный характер содержание образования, ориентация учебного процесса на формирование готовности к самообразованию, активное использование творческой деятельности учащегося по формированию и представлению нового, развитие эмоционально-ценностной сферы учащегося, формирование стремления к сотрудничеству и навыков групповой деятельности. Ориентация информационно - коммуникационной предметной среды на потребности конкретного учащегося позволяет ему самому определять свою образовательную траекторию. Основным условием обеспечения физического, психического и социального благополучия учащихся в условиях такого обучения является, в том числе, и предотвращение возможных негативных
психолого-педагогических последствии использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Уровень психического благополучия у учащих определяется взаимодействием неблагоприятные факторы среды и системой защитных психических механизмов, обеспечивающих эффективную адаптацию и развитие. При этом некоторые факторы внешней среды, которые при сниженном потенциале выступают в качестве факторов риска здоровью, могут при профилактике или коррекции их рассматриваться как побуждающие к динамическому развитию личности и позитивной социализации. Значимым элементом является реализация в образовательной среде учебного заведения комплекса организационных, психолого - педагогических и медико-социальных мероприятий, направленных на сохранение и развитие здоровья учащихся, их субъектное включение в здоровьесберегающую деятельность, постоянный мониторинг, как возможных угроз, так и качества мероприятий по обеспечению физического, психического и социального благополучия учащихся. Знание о возможных негативных последствиях использования ИКТ в образовании и умение их диагностировать и осуществлять профилактику определяют возможность построения и эффективной реализации модели здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательной среды учебного заведения.
Литература:
1. Материалы коллегии Минобрнауки России от 27.12.2011 г. http://mon.gov.ru/files/materials/9144/11.12.27-spravka2.pdf
2. Мониторинг реализации президентской инициативы «Наша новая школа» Доля учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений http://www.kpmo.ru/kpmo/statistic/analitycs/tab/reg_worker/row/r4_7/col/value.
3. Материалы коллегии Минобрнауки России от 27.12.2011 г. http://mon.gov.ru/str/kol/resh/2011/9144/.
4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого - педагогический и технологический аспекты). - М.: ИИО РАО, 2008. С. 10-11.
5. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. - М.: ИИО РАО, 2005. - 50 с.
6. Проект НФПК «Информатизация системы образования» http://edu.of.ru/profil/news.asp?ob_no=13809
7. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры//Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М., 1997. С. 177 - 184.
8. Мухаметзянова Г.В., Читалин Н.А. Научное обеспечение модернизации профессионального образования: отчет научно-исследовательской работы Учреждения РАО «Институт педагогики и психологии профессионального образования» за 2010 год// Казанский педагогический журнал. №1. 2011. С. 5-20.
9. Мухаметзянов И.Ш. Социальные последствия информатизации образования// Казанский педагогический журнал. №3. 2011. С. 109-116.