Библиографический список
1. Грязева, В.Г. Одарённые дети: экология творчества / В.Г. Грязева, В.А. Петровский. - Москва - Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993.
2. Ландау, Э. Одарённость требует мужества. - М.: ЛСЛБЕМЛ, 2002.
3. Грязева, В.Г. Экологическая психология творческой личности. - М.: ЦРСДОД МО РФ. - Челябинск: Полиграф-мастер, 2000.
4. Худобина, Е.И. Интеллект как фактор социальной одаренности [Электронный ресурс] / Е.И. Худобина. - Режим доступа:
http://www.Dsi.lib.ru/statvi/sbornik/intfso.htm.
5. Иванова, ИА. Психолого-педагогические условия развития социально-перцептивных способностей у старшеклассников с признаками одаренности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2005.
6. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6.
7. Одарённые дети / Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий. - М.: Прогресс, 1991.
8. Сенько, Т.В. Взаимосвязь положения старших дошкольников в группе сверстников с успешностью их познавательной и элементарной трудовой деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - Минск, 1984.
9. Крушельницкая, О.Б. Подросток в системе референтных отношений. - М.: - Изд-во: МПСИ, 2008.
10. Ушаков, Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. - М.: ИП РАН, 2000.
11. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М.: Академия, 2000.
12. Сиск, Д. Изучение будущего (концепция образовательного курса) // Воп-росы психологии. - 1991. - №4.
Статья поступила в редакцию 21.10.09
УДК 159.9004
А. Запорожец, аспирант ЧГАКИ, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассматривается проблема профилактики аддиктивного поведения школьников в сфере компьютерных технологий с позиций культурологического и аксиологического подходов, раскрываются влияние информатизации образования на фор-мирование личности школьников и признаки их аддиктивного поведения. Автором так-же определяются направления соответствующей профилактической деятельности.
Ключевые слова: информатизация образования, информационно-коммуника-тивные технологии, аддиктивное поведение, техногенные аддикции, профилактика аддиктивного поведения.
Современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией и информатизацией общественной жизни. Научный прогресс, развитие информационных и коммуникативных технологий, их массовая доступность значительно расширили возможности человека и послужили началом нового эволюционного процесса - информатизации.
Вторая половина XX - начало XXI века характеризуется развитием педагогической теории и практики в области компьютерного обучения, влиянием информационных технологий на организационные формы и содержание образования. Информатизация образования основана на внедрении информационно-коммуникационных технологий, использовании компьютеров в обучении, что открывает широкие перспективы повышения эффективности обучения и интенсификации педагогической деятельности. Процесс информатизации включает в себя обеспечение сферы образования необходимой научной и учебно-методической информацией, методологией и практикой разработки и наилучшего использования средств информационно-коммуникативных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [1].
Доминирующим в научной разработке данного явления становится культурологический подход, который отражен в работах А.И. Арнольдова, Н.П. Ващекина, Н.И. Ген-диной,
A.А. Гречихиной, Н.Б. Зиновьевой и др. В психолого-педаго-гической литературе активно рассматриваются вопросы восприятия, переработки и усвоения постоянно растущих объемов информации, эффективности дистанционного образования и использование информационных технологий в обучении. Эти и другие проблемы информатизации образования, нашли отражение в работах А.П. Ершова, К.К. Колина, Н.В. Макаровой,
B.М. Монахова, И.В Роберт, В.А. Терехина и многих других. Рассматривая и информатизацию, как явление культуры невозможно не обратиться к вопросу влияния данного явления на формирование личности подрастающего поколения.
Разработка информационных и коммуникационных технологий и распространение компьютеров, внедрение в образование приводит к возрастанию зависимости человека от информированности и способности использовать информацию, влияет на процесс становления и развития личности учащихся, в связи с чем возникает проблема информационной безопасности человека и общества. Различные виды использо-
вания информационно-коммуникативных технологий (далее -ИКТ) влияют на поведение, процесс формирования моральных норм, на психику и жизнь будущих поколений. Появление новой, особой среды обитания человека - виртуального пространства - привело к изменению сложившихся в обществе моделей поведения, эстетических образов и форм социальных взаимодействий. Повсеместное внедрение ИКТ в образовательный процесс помогает молодому поколению получить навыки работы с компьютером, приобщиться к современной научной, общественной и культурной жизни. По мере освоения ИКТ существенно меняются и мотивы взаимодействия с ними: от любознательности и игры до саморазвития, самопознания, развития и тренировки определенных умений и навыков, выбора будущей профессии. Школьники, имеющие опыт работы с ИКТ, отличаются более высоким уровнем самооценки, чаще принимают участие в различных творческих и исследовательских работах, конференциях и олимпиадах.
Однако не все последствия информатизации образования можно однозначно, по нашему мнению, отнести к последствиям позитивным. Некоторые специалисты говорят о возникающих у школьников тенденциях к обособленности, завышенной самооценке, отсутствия интереса к выполнению заданий и работ, не связанных с ИКТ. Специалисты в области информатизации образования, подчеркивают важность преодоления негативного воздействия (на психическое, нравственное и физическое здоровье), возникающего
при использовании ИКТ. Неотъемлемой частью жизни современного подростка является доступность обширного объема информации, в том числе и негативного характера, что может неблагоприятно сказаться на развитии личности ребенка, стало обыденным «виртуальное общение» (чаты, ICQ, E-mail), сетевые сообщества, сетевые знакомства и др. - все это актуализирует проблему обеспечения информационной безопасности подрастающего поколения. Появились и новые виды ад-диктивного поведения, характерные преимущественно для молодых пользователей компьютерных сетей. Е.В. Зманов-ская определяет аддиктивное поведение, как одну из форм отклоняющегося поведения личности, связанного со злоупотреблением чем-либо а целях саморегуляции или адаптации [2].
Аддиктивное поведение характеризуется непреодолимостью влечения, требовательностью, ненасытностью и импульсивной безусловностью выполнения. Это одна из форм дест-
руктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций, ослаблением волевых усилий [3].
Аддиктивная личность ищет свой универсальный и слишком односторонний способ ухода от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта наруше-ны на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Подростки, в силу своих возрастных и индивидуальных особенностей, недостатка социального опыта, в качестве способа восстановления психологического комфорта часто выбирают аддик-цию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении человека и ста-новится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекатель-ность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реали-зации [4]. Желание изменить настроение по аддиктив-ному механизму достигается с помощью различных аддик-тивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переда-ние или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки [3].
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности [4].
Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт оказы-вается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, релаксироваться, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям [5].
Аддикт отгораживает себя от процессов усвоения общечеловеческого опыта, со-циальных норм, ценностей, знаний и общения с другими людьми, т.е. от того что фор-мирует адекватную личность. Возникают взаимные трудности в процессе совместной деятельности аддикта с другими людьми. Потребность в самопознании, самоутверж-дении и подтверждении лица с аддиктивными особенностями реализуют, прежде всего, в своем контакте с аддиктивными агентами, но не в общении [б]. Наряду с дисфункцио-нальными процессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции, как идентификация, эмпатия, рефлек-сия. Следовательно, утрачивается способность ставить себя на место партнера, сопере-живать, представлять, каким воспринимают тебя окружающие [3].
Техногенные зависимости (Интернет-зависимость, компьютерная зависимость) обладают признаками всех типов зависимостей. Термин компьютерной зависимости появился в 1990 году, и классифицируется как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами [7]. Компьютерная зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реальности, которая зачастую травматична, непредсказуема, чревата конфликтами и разочарованиями, неудачами и потерями. Поэтому подростку кажется, что компьютер,
виртуальная жизнь - идеальный выход и уход от проб-лем. Психологическая невозможность совладать с желанием насытиться новой информацией, и есть компьютерная зависимость.
Критерии, которые используются в определении любого типа зависимости: пре-небрежение важными вещами в жизни из-за аддиктивного поведения; разрушение от-ношений ад-дикта со значимыми людьми, раздражение или разочарование значимых для аддикта людей, скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки изменить это поведение [8]. Симптомы техногенной зависимости раскры-ты в исследованиях К. Янга, И. Голдберга, Ш. Теркл и др. [8 и др.]. Значительная часть симптомов компьютерной зависимости просматривается у школьников. Проведенный с нашим участием опрос школьников г. Челябинска показал, что более 70 % подростков часто пользуются сетями Интернет, некоторые ответили, что «там живут», что свиде-тельствует о влиянии данного обстоятельства на процесс социализации современных подростков. В современном обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, привлекательность и доступность подачи информации оказы-вают глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.
Зависимость от компьютера не осознается подростком, но может быть распознана окружающими ребенка взрослыми и друзьями. Основными критериями, определяющими начало компьютерной зависимости, можно считать следующие:
- беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения, болезненная и неадекватная реакция на критику, нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям, значительное эмоциональное отчуждение;
- ухудшение памяти, внимания;
- снижение успеваемости, систематические прогулы занятий;
- ограничение общения с ранее значимыми людьми, значительное изменение круга общения, подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи;
- уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ любимых дел;
- пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка;
- появляющиеся изворотливость, лживость;
- неопрятность, неряшливость, не характерные ранее;
- приступы депрессии, страха, тревоги [9].
Несмотря на положительные аспекты увлечения компьютером, данный тип зависимости, как и любая другая аддик-ция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного «Я», ухудшению психологического здоровья, в связи с чем особую актуальность приобретает проблема профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних в сфере ИКТ.
Многие авторы (Е.В. Змановская, Е.В. Зеркина, Г. Н. Чусавитина и др.) рассматривают аддиктивное поведение как форму девиантного поведения, что позволяет нам в исследовании данной проблемы использовать общее понимание и принципы профилактической деятельности.
Так, Я.И. Гилинский под превенцией различных форм девиаций предлагает понимать «такое воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения и факторы, ему способствующие, которое приводит к сокращению и/или желательному изменению структуры девиаций и к несовершению потенциальных девиантных поступков» [10]. Е.В. Змановская дает следующее определение: профилактика девиантного поведения - «воздействие с целью предупреждения (профилактики) нежелательного явления» [2, с. 69]. Поскольку мы рассматриваем процесс информатизации, как явление культуры, которая выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, поэтому наиболее целесообразным в изучении
и организации профилактической деятельности, на наш взгляд, является аксиологический подход, который рассматривает мир ценностей бытия человека.
Актуальность данного подхода определяется тем, что в современном образовании, насыщенном ИКТ, обостряется потребность в выделении и формировании системы ценностных ориентаций, как основы определения целей воспитания, обеспечивающего ребенку высокий уровень адаптации к современным условиям. Категория «ценность» является одной из общенаучных и общечеловеческих категорий. Основаниями аксиологического подхода как педагогической теории служат аксиология и психологическая теория мотивации деятельности.
Аксиология - наука о ценностях и ценностных ориентациях (Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, В.А. Василенко,
А.Г. Здравомыслов, В.П. угаринов и др.). Основными понятиями аксиологического подхода являются понятия личности, ценности и ценностных ориентации.
Особый интерес для нашего исследования представляют работы, раскрывающие психологический аспект категории «ценность»: она соотносится с такими категориями, как «значимость» (Н.Ф. Добрынин), «отношение» (В.Н. Мясищев) и «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев).
Категория «ценность» используется в философии, социологии, психологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Для характеристики ценностей ученые используют такие признаки, как значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность (С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, А.В. Кирьякова и другие).
Обобщая исследования по теории ценностных ориентаций, А.В. Кирьякова дает следующее определение этого понятия: «Ценностные ориентации - это ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее» [11, с. 49].
Непреходящими общечеловеческими ценностями являются: жизнь во всех ее проявлениях; человек с комплексом гуманистических качеств (любовь, добро, общение, счастье, достоинство); познание и составляющие его компоненты (информация, знания, культура, истина, средство самовыражения); красота и формы и способы ее творения и проявления (искусство, творчество, созидание, совершенство человека, прекрасное в природе, эстетика быта и труда); труд и его аспекты (средство существования и совершенствования, источник познания и радости, основа творчества и возможности самореализации, основа профессии); отечество как условие существования личности (гарантия мира и безопасности, свободы, соблюдения прав человека, форма выражения национального самосознания, условие соблюдения социальной справедливости). При этом на основе диалектики выделяются и рассматриваются три основные формы существования ценностей: ценность как идеал, выработанный общественным сознанием; ценность как элемент объективной реальности (произведения материальной и духовной культуры, человеческие поступки и т.п.); ценность как составная часть психологической структуры личности.
В.А. Беликов рассматривает аксиологический подход как способ организации, выполнения деятельности, получения и использования ее результатов с позиций тех или иных ценностей [12, с. 72]. Данное положение, на наш взгляд, приобретает особую значимость в организации профилактической деятельности.
Обобщая, следствия аксиологического подхода как педагогической теории можно сформулировать в виде следующих требований к исследованиям педагогических проблем:
1) личность рассматривается как носитель и творец ценностей, при этом происходит усвоение социально значимых ценностей;
2) решение той или иной педагогической проблемы должно обеспечивать восхождение личности к общеловече-ским ценностям;
3) процесс ценностных ориентаций должен рассматриваться в единстве внешней и внутренней сторон и реализовы-
ваться поэтапно от присвоения ценностей к их преобразованию и далее к прогнозированию будущего поведения;
4) в каждом виде деятельности личности должен рассматриваться и реализовываться ценностно-ориентационный компонент;
5) решение любой проблемы образования возможно, если обеспечивается овладение личности учащегося механизмом ориентации - поиск, оценка, выбор, проекция.
Данные положения аксиологического подхода определяют основные направления и содержание профилактики ад-диктивного поведения школьников, как особого вида психо-лого-педагогической деятельности, который находится на стыке педагогики, психологии и социологии. Однако, несмотря на необходимый целостный подход к решению проблемы возникновения у школьников девиантного поведения в сфере ИКТ, на сегодняшний день не выработаны системы профилактических действий с данной направленностью.
Профилактика предусматривает решение либо еще не возникших проблем, либо непосредственно перед возникновением проблем, либо в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. По типу профилактики специалисты различают общесоциальную (неспецифическую) - не затрагивающую непосредственно проблему отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а влияющую на нее косвенно, т. е. через административные механизмы, педагогические средства и информационные технологии, а также специфическую профилактику, направленную оказывать влияние на конкретные проявления девиантного поведения.
Аспекты профилактических процедур для работы со школьниками с девиантным поведением раскрывают в своих трудах Ю.Д. Бабаева, С.А. Беличева, Е.А. Змановская,
Ю.А. Клейберг, С.А. Кулаков, Н.А. Рычкова, Т.А. Шилова и др.
Профилактика аддиктивного поведения школьников должна быть направлена на раннее выявление, изучение, оценку начальных признаков аддиктивного поведения и их условий его формирования; прогнозирование негативных тенденций в формировании личности; воспитательно-профилактическое воздействие.
Вышесказанное позволяет нам включать в профилактику аддиктивного поведения в сфере ИКТ:
- диагностику аддиктивного поведения в сфере ИКТ, которая позволит выявлять индивидуальные особенности и потенциальные возможности школьника, устанавливать особенности школьных коллективов и семьи;
- педагогическую профилактику, направленную на разработку мер по предупреждению аддиктивного поведения школьников в сфере ИКТ;
- включение ребенка в социокультурную деятельность, направленную на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального статуса школьника, с целью самореализации его личностных потребностей.
Кроме того, чтобы профилактические меры имели высокую эффективность, необходимо, на наш взгляд, учитывать следующие особенности системы профилактических действий:
- непрерывность и систематичность: профилактическая работа не должна быть «разовым» мероприятием, она должна проводиться регулярно, с учетом результатов диагностики аддиктивного поведения в сфере ИКТ;
- умение выбирать главную цель: по результатам диагностики работа должна быть направлена именно на ту проблему, которая вызвала проявления аддиктивного поведения в сфере ИКТ.
Таким образом, педагогическая профилактика аддиктив-ного поведения школьников в сфере ИКТ должна включать в себя три основных блока: первичная профилактика - предупреждение возникновения аддикций в сфере ИКТ у школьников; вторичная профилактика - предупреждение формирования аддиктивного поведения школьников и перехода к тяжелым формам зависимости; третичная профилактика - комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и медицинских мер, направленных на предотвраще-
ние рецидивов аддикций и способствующих восстановлению личностного и социального статуса школьника.
Подводя итог анализа состояния исследуемой проблемы, мы пришли к выводу об острой необходимости системы профилактики аддиктивного поведения школьников в сфере ком-Библиографический список
пьютерных технологий, что может оказать существенную помощь подрастающему поколению в формировании необходимых знаний, умений и навыков по обеспечению собственной информационной безопасности, являющейся составной частью современной информационной культуры.
1. Андреев, А. А. Проблемы педагогики в современных информационно-образователь-ных средах. - Режим доступа: http:llwww.ito.sul2002lIl1lI-1-251.html.
2. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений l Е.В. Змановская. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 200б.
3. Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: учеб.-метод. пособие l Л.Г. Андреева, Н.Л. Бочкарева. - Новосибирск, 1998.
4. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития l Ц.П.Короленко. ll Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991l1.
5. Короленко, Ц.П. Работоголизм - респектабельная форма аддиктивного поведения ll Обозрение психиатрии и медицинской психологии. -1993l4.
6. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977.
7. http:llwww.ria.ua
8. Suler, J. Computer and Cvberspace Addiction http:llwww1.rider.edul~sulerlpsvcvberl psvcvber.html, 199б.
9. http:llwww.babv.com.ua
10. Гилинский, Я. И. Социальный контроль над девиантным поведением в современной России: теория, история, перспективы. - Режим доступа: http:llwww. narcom.rulideaslsociol1.html
11. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: моногр. - Оренбург, 199б.
12. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельност. аспект: моногр. - М.: ВЛАДОС, 2004.
13. Kimberlv S. Young. What makes the Internet Addictive: potential explanations forpathological Internet use. (Paper presented at the 105th annual conference of the American Psvchological Association, August, 1997, Chicago, IL).
Статья поступила в редакцию 21.10.09
УДК 378070
Л.П. Шестёркина, декан факультета ЮУрГУ, г. Челябинск, E-mail: 250852 @mail.ru
К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ
В статье раскрываются основные направления деятельности педагогического коллектива по организации социально-профессиональной направленности обучения студентов - будущих журналистов. В работе исследуются современные инновационные формы и методы журналистского образования.
Ключевые слова: социально-профессиональная направленность обучения, профессиональная компетентность, производственная практика, инновационные формы и методы журналистского образования.
Социально-профессиональная направленность обучения будущего журналиста - одно из основных направлений организации всей системы его профессионального образования в условиях высшей школы.
Согласно современным гуманитарным концепциям основной целью в образовании является поддержка личностного развития и роста обучаемого. А это, в свою очередь, требует измерения не только его отдельных знаний и умений, но и интегрированных личностных новообразований (рефлексивности, профессиональной и культурной идентичности, способности к возможному выбору и самоопределению и т.п.), которые наиболее эффективно развиваются в условиях социально-профессиональной направленности обучения.
В этой связи одним из наиболее эффективных подходов, позволяющих единым образом описывать и анализировать столь разнообразные факторы, а также формировать необходимые возможности оценки качества получаемого студентом образования, как элемента управления процессом, является компетентностный подход, который сегодня имеет ряд преимуществ перед традиционными квалиметрическими представлениями в теории педагогики.
Вопрос воспитания и обучения профессионала в любой сфере человеческой деятельности, в конечном счете, с точки зрения теории педагогики принято рассматривать как вопрос об обретении обучающимся определенного уровня компетентности. Только за последнее время в научный обиход на данную тему были введены труды и исследования
В. А. Райцева, Н. В. Тельтевской, Н. Л. Московской и ряда других ученых [1; 2; 3; 4; 5]. Принимая высказанные и обоснованные в этих работах теоретические предпосылки и методические подходы к трактовке проблемы компетентности, мы при необходимости адаптируем их к специфике журналист-
ской деятельности как особого вида профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность современного журналиста - это качественная характеристика его социальнопрофессионально ориентированной личности, свидетельствующая о степени освоения им, как субъектом информационной деятельности, соответствующих специальных знаний и умений на основе индивидуальных творческих способностей. По существу, компетентность является универсальным понятием, вбирающим в себя научные знания, профессиональные, ремесленные навыки, самостоятельность, умение адекватно оценивать себя и результаты своего труда, сформированность культурно-нравственных ценностей.
Профессиональная компетентность журналиста включает в себя практическую компетентность (уровень знаний и технологий, который обеспечивает профессиональный рост журналиста, например, при освещении проблемных тем), социальную компетентность (способность брать на себя ответственность и принимать решения), психологическую компетентность (осознание культуры эмоциональной восприимчивости), информационную компетентность (владение новыми информационными технологиями), коммуникативную компетентность (высокий уровень культуры речи, знание иностранных языков), экологическую компетентность (экологическая ответственность за профессиональную деятельность), валео-логическую компетентность (знания и умения в области сохранения здоровья и здорового образа жизни).
Профессиональная компетентность основывается на владении специалистом всей совокупности культурных образцов, известных к настоящему времени в журналистике. По мере их освоения в процессе профессионального становления личности задачи журналистики следует рассматривать как часть