Литература
1. Карасева Л. М., Дорофеев А. В. Формирование информационной компетентности студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования, 2013. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.stience-educatюn.ru/ru/artide/view?id=9334/ (дата обращения: 18.12.2016).
Socialization of pupils of elementary school in extracurricular activities Egorova E. (Russian Federation) Социализация учащихся начальной школы во внеурочной деятельности Егорова Е. П. (Российская Федерация)
Егорова Евгения Павловна / Egorova Evgeniya — студент, кафедра начального образования, Педагогический институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: в данной статье рассмотрен процесс социализации учащихся второго класса в начальной школе. В ходе исследования была применена карта наблюдения Стотта для того, чтобы выявить первоначальный уровень социализации. Карта состоит из 16 симптомокомплексов -образцов поведения. Предложена система социализирующих игр, а именно веревочных курсов, состоящих из 5 игровых станций на сплочение учащихся, адаптированных для младшего школьного возраста. Веревочный курс представляет собой тренинг личностного роста, активный отдых, обучающую программу и развивающую игру.
Abstract: in this article process of socialization studying the second class at elementary school is considered. During the research the card of observation of Stott has been used to reveal the initial level of socialization. The card consists of 16 symptom complecs - examples of behavior. The system of the socializing games, namely rope courses consisting of 5 game stations on unity of the pupils adapted for younger school age is offered. The rope course represents a training of personal growth, active recreation, the training program and the developing game.
Ключевые слова: социализация, верёвочные курсы, младший школьник, карта Стотта. Keywords: socialization, rope courses, younger school student, card Stott's.
В современных условиях проблема социализации детей младшего школьного возраста постепенно выходит на первый план. Это связано с множеством факторов: меняющейся социальной ситуацией развития ребёнка, современной реформой образования, увеличением социально-педагогических проблем ребёнка. Начальная школа сталкивается с серьезной проблемой сохранения своего социализирующего потенциала, уменьшения действий вредных факторов на детей на всем протяжении педагогического процесса. Образовательное учреждение является вторым по значимости после семьи институтом социализации.
Для поддержания устойчивой мотивации у школьников, по мнению А. В. Брушлинского, нужно управление их внеурочной деятельностью до фактического достижения ими цели, поэтому необходимо создавать ситуации, в которых у школьников появлялась бы целевая структура и план реализации намерения, а также проводить мероприятия, поддерживающие реализацию социального намерения. [1, с. 194].
Экспериментальное исследование было направлено на изучение уровня социализации младших школьников в условиях школы как общественном социальном институте. Исследование основывалось на предположении о том, что социализация младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективной, если этот процесс основан на применении диагностики на основе критериев социализации детей и обеспечение детей кружковой деятельностью, позволяющей осуществить социально заданные действия и качества. В связи с этим на констатирующем этапе эксперимента мы выявили первоначальный уровень социализации младших школьников. В исследовании на всех его этапах принимали участие учащиеся 2 «А» класса МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа № 1» Хангаласского улуса.
В ходе исследования была применена карта Стотта, с помощью карты наблюдения Стотта мы определили показатели социализации детей в условиях школы. Карта состоит из
16 симптомокомплексов - образцов поведения, по которым проводится длительное в течение нескольких дней наблюдение за ребенком в условиях его непосредственного общения с окружающими. На констатирующем этапе были получены следующие данные: низкий уровень -(6,7%), средний уровень - (73,3%), высокий уровень - (20%). Исходя из этого, выясняется, во 2 «А» классе дети, в основном прошедшие социализацию в условиях школы.
По результатам диагностики, можно заключить, что низкий уровень владения социальными нормами поведения свойственен детям из неблагоприятной семьи, не умеющим выстраивать свои отношения со сверстниками, что и вызывает у них низкий уровень социализации (6.7%).
Для закрепления социализации младших школьников мы провели «Веревочные курсы» для 2 «А» класса. «Веревочный курс» - это командные упражнения и игры, основанные на слаженном взаимодействии всех участников в условиях ограниченного времени и необходимости четко следовать правилам. Веревочный курс представляет собой тренинг личностного роста, активный отдых, обучающую программу и развивающую игру.
«Верёвочные курсы» состояли из 5 станций («Узелки», «Все на борт», «Лабиринт», «Переправа», «Придумай, расскажи»). В ходе верёвочных курсов мы наблюдали, как дети с высоким уровнем социализации были активны, проявляли инициативу, были общительны, а дети с низким уровнем социализации в начале верёвочных курсов сторонились остальных ребят, но уже после 2 станции, все учащиеся стали активно выполнять задания, работали в группе, слушали мнения друг друга, советовали друг другу.
«Веревочный курс» как серия последовательных творческих заданий является эффективным средством развития и совершенствования навыков успешного межличностного общения и, как следствие, социализации личности.
Литература
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /
Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. 194 с.
Preparation for the all-Russian test work on mathematics of pupils of elementary
school
Egorova E. (Russian Federation) Подготовка к всероссийской проверочной работе по математике учащихся
начальной школы Егорова Е. П. (Российская Федерация)
Егорова Евгения Павловна / Egorova Evgeniya — студент, кафедра начального образования, Педагогический институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: в данной статье рассмотрен процесс подготовки к Всероссийской проверочной работе учеников четвёртого класса по математике с помощью проверочных работ. Эксперимент состоял из трёх этапов, где на первом и третьем этапе были использованы материалы Всероссийской проверочной работы 2015 года, на втором этапе были использованы мини-проверочные работы по основным темам математики в начальной школе. Был определен приём эффективной подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе с целью улучшения качества образования. Abstract: in this article process of preparation for the All-Russian checking work of pupils of the fourth class on mathematics by means of checking works is considered. The experiment consisted of three stages where at the first and third stage materials of the All-Russian checking work were used 2015, at the second stage minichecking works on primary subjects of mathematics at elementary school were used. Acceptance of effective training of younger school students for the All-Russian checking work with the purpose of improvement of quality of education was determined.
Ключевые слова: всероссийская проверочная работа, математика, мини-проверочная, подготовка, младший школьник.
Keywords: all-Russian test work, mathematics, mini-test, preparation, younger school student.