ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 332.14; 338.24
сценарий инновационного развития республики татарстан на основе кластерного подхода
е. и. Павлова,
соискатель кафедры экономики и предпринимательства в строительстве E-mail: Kastanetta@list ru
т. з. ажимов,
аспирант кафедры экономики и предпринимательства в строительстве E-mail: Timur. Azhimov@tatar. ru Казанский государственный архитектурно-строительный университет
В статье подчеркивается, что перспективы развития Республики Татарстан базируются на оптимистических оценках достижений ключевых отраслей и секторов экономики с учетом реализации на ее территории крупных инвестиционных проектов в машиностроительном, нефтеперерабатывающем, нефтехимическом комплексах, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, в региональной инфраструктуре. В конечном счете в этом и будет заключаться переход от экспортно-сырьевого к инновационному пути развития.
Ключевые слова: инновационное развитие, модернизация, инфраструктура, информационно-коммуникационный комплекс.
Современное экономическое развитие страны и ее регионов характеризуется активизацией инновационной и инвестиционной деятельности. Для общества значение экономики определяется прежде всего тем, что она непрерывно обеспечивает его предметами потребления, удовлетворяющими все возрастающие потребности. Учитывая высокую динамику изменений этих потребностей, должны
изменяться и принципы экономического развития, а также система государственного управления этими процессами. Очевидно, что эта система также должна быть инновационной.
Исследованию вопросов инновационного развития посвящено много работ зарубежных и отечественных ученых и специалистов. Вместе с тем необходимо отметить, что результаты этих исследований в России не трансформировались в соответствующие управленческие решения. До сих пор на федеральном уровне отсутствует нормативная правовая база функционирования инновационной сферы [2].
В программных документах федерального и регионального уровней инновационная экономика определяется как экономика будущего, основанная на знаниях. В связи с этим стратегическим направлением развития инновационной деятельности в Республике Татарстан является модернизация системы образования, интеграция ее с бизнес-сообществом и научной сферой. Социально-экономическая система Республики Татарстан может лишь тогда
переориентироваться на инновационные факторы роста, когда система базового и дополнительного профессионального образования будет производить ученых и специалистов-инноваторов.
Республика Татарстан - один из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации и Приволжского федерального округа с мощным промышленным потенциалом и стабильным сельским хозяйством.
Решающим условием обеспечения экономического роста и, следовательно, всей стратегии развития России как социального государства в ближайшее десятилетие явится инвестиционный прорыв, который предполагает:
• форсированный рост капиталовложений, осуществление инвестиционного маневра в пользу секторов, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики в мировом хозяйстве;
• инвестиционную поддержку ряда ключевых секторов, не обладающих достаточным инвестиционным потенциалом;
• инновационное наполнение инвестиций.
Без этого будет воспроизводство устаревших технологий, консервация отсталости. Но чтобы инвестиции стали значимым фактором, мультипликатором роста, существенную роль в их материальном обеспечении должно играть отечественное производство инвестиционных товаров, в частности, капитальное строительство. Это предполагает ускоренную модернизацию данного сектора на основе отечественного и импортного оборудования и технологий.
Особую роль в экономике региона играет инвестиционно-строительный комплекс, так как эффективность функционирования строительного комплекса во многом предопределяет как темпы выхода из кризиса, так и конкурентоспособность региона, округа, всей отечественной экономики. Известно, что строительный комплекс первым принимает на себя удар при наступлении кризиса и первым же воспринимает подъем экономики. Отсюда и повышенный общественный интерес к возможностям и деятельности строительного комплекса, так как стабильность строительной отрасли имеет ключевое значение для развития экономики региона.
Сценарий инерционного развития Республики Татарстан в целом отражает пролонгацию действующих тенденций в ключевых отраслях экономики с учетом прогнозных оценок Минэкономразвития
России на среднесрочную перспективу по параметрам роста соответствующих отраслей Российской Федерации. В его основе лежит консервация экспортно-сырьевой модели развития при сужении ее потенциала в связи с замедлением роста экспорта углеводородов, открытием внутренних рынков готовых товаров, снижением ценовой конкурентоспособности перерабатывающих производств. Сценарий инерционного развития характеризуется усилением экономической дифференциации населения, сдерживающей процессы модернизации социальной инфраструктуры.
В сценарии предполагается продолжение позитивных сдвигов в отраслевой структуре экономики, наблюдаемых в 2000-2005 гг. и отражающих развитие топливно-энергетического, нефтехимического и машиностроительного комплексов республики, однако оно будет происходить на фоне неустойчивой конъюнктуры мировых рынков по основным видам производимых в республике продуктов. Ограниченность федеральных финансовых ресурсов и повышенные риски для частных инвесторов предопределят выборочный характер реализации на ее территории крупных инвестиционных проектов.
В данном сценарии тенденции экономического роста определяются в основном следующими факторами:
• возможностью увеличения экспорта нефти и нефтепродуктов, которые впоследствии будут ограничены истощением действующих и недостаточным освоением новых месторождений, а также ростом внутреннего потребления сырой нефти в связи с реализацией в ближайшее время проектов развития нефтехимии и нефтепереработки;
• снижением технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств и сохраняющимся опережающим ростом импорта;
• снижением качества человеческого капитала;
• сохраняющейся нормой накопления основного капитала.
В инерционном сценарии сохраняются современные структурные характеристики: доминирование сырьевого сектора и в экспорте и в накоплении капитала, отставание в развитии технологического уровня и динамики производительности труда обрабатывающих секторов, анклавный характер высокотехнологичных секторов и экономики знаний. Конкурентоспособность обрабатывающих секторов остается невысокой.
На этом фоне, в условиях вступления России в ВТО, усиление давления производителей импортируемых потребительских товаров будет оказывать серьезное сдерживающее влияние на рост отраслей обрабатывающей промышленности. При этом возможности развития высокотехнологичных производств и секторов экономики, а также развития различных направлений малого бизнеса будут ограничены.
Общая направленность структурных сдвигов в рамках реализации данного сценария будет заключаться в увеличении удельного веса в экономике республики традиционных обрабатывающих отраслей, а также в повышении роли сферы услуг. В сфере услуг ускоренными темпами будут развиваться как сектор рыночных услуг (торговля, туризм, 1Т-сфера, финансовые услуги), так и нерыночных (здравоохранение, образование, ЖКХ и др.). При этом значительная часть трудовых ресурсов будет вовлекаться именно в сферу услуг.
В целом реализация данного сценария не позволит обеспечить Республике Татарстан лидирующие позиции в российской экономике, значительный рост уровня и качества жизни. Развитие экономики будет характеризоваться нарастанием негативных тенденций и межотраслевых диспропорций, ослаблением ее конкурентных позиций в системе межрегиональных и внешнеэкономических связей, дальнейшим усилением межрегиональной социально-экономической дифференциации.
В рамках инновационного развития перспективы развития Республики Татарстан базируются в основном на оптимистических оценках развития ключевых отраслей и секторов экономики с учетом реализации на ее территории крупных инвестиционных проектов в нефтеперерабатывающем и нефтехимическом комплексе, машиностроении, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, региональной инфраструктуре.
Сценарий инновационного развития предусматривает:
• создание в республике эффективной инновационной системы и развертывание проектов, обеспечивающих лидирующие позиции республики на рынках высокотехнологичных товаров и услуг, что позволит реализовать конкурентные преимущества Татарстана в условиях вступления России в ВТО;
• глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохра-
нение, жилищный сектор, обеспечивающую значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения; • модернизацию инфраструктурных отраслей экономики - транспорта, электроэнергетики, связи и информационно-коммуникационных технологий, при повышении эффективности энергосбережения [1].
Характерными чертами инновационного сценария станет последовательная реализация существующих конкурентных преимуществ республики на базе рационального использования ее природно-ресурсного потенциала, а также проявление нового качества экономического роста, основанного на влиянии новых технологий в различных отраслях хозяйства и ускоренном развитии информационно-коммуникационного комплекса.
Ключевым направлением структурной перестройки республиканской экономики в ближайший период станет ускоренное развитие отраслей нефтехимии и машиностроения, ориентированных на российский и внешний рынки. Предполагается организация и выход на проектные мощности высокотехнологичных производств машиностроения, электроники, деревопереработки, создание в республике мощного транспортно-логистического центра, развитие высокоэффективного агрокомплекса, повышение степени диверсификации топливно-энергетического комплекса на основе применения современных технологий.
Наряду с отмеченными отраслями, ускоренное развитие в республике получат пищевая промышленность, а также отрасли строительного комплекса, что позволит реализовать опережающий рост объемов инвестиций в основной капитал.
Возрастающий вклад в обеспечение устойчивого развития экономики республики и повышение благосостояния населения будет вносить быстро развивающаяся сфера услуг. В ее рамках опережающий рост ожидается в секторе рыночных услуг, включая транспорт, туризм, торговлю, финансовые услуги, сферу бытовых услуг, информационно-коммуникационный комплекс.
Особое место в реализации инновационного развития отводится инновационно-образовательному кластеру, который должен охватить всю территорию Татарстана.
Размещение и развитие высокотехнологичных производств запланировано на территории ОЭЗ «Алабуга». Здесь будут развиваться машиностроение, электроника, деревообработка, нефтехимия.
Ускоренными темпами будет развиваться малый бизнес, чья роль в обеспечении занятости населения, а также вклады в ВРП будут неуклонно возрастать.
В течение прогнозного периода преобладающая доля инвестиций из бюджетных источников будет направляться на строительство транспортных коммуникаций, а также в сферу нерыночных услуг, охватываемых реализуемыми в настоящий период общенациональными проектами. Это обеспечит к концу прогнозного периода модернизацию системы коммунальных сетей, объектов здравоохранения и образования.
Благодаря опережающему росту сферы услуг, а также развитию различных сетевых структур значительно повысится степень интегрированности внутреннего пространства республики, произойдет заметное смягчение межрегиональных различий в уровне социально-экономического развития [4].
Переход к инновационной модели развития российской экономики и связанной с ней политике поляризованного развития, а также изменение методов и инструментов регулирования регионального развития создают для регионов ряд новых угроз и вызовов.
Неопределенность экономической и региональной политики федерального центра. Отсутствие определенного долгосрочного представления о будущем и обоснованных стратегических приоритетов на федеральном уровне является существенным источником неопределенности для развития регионов. Разработка Концепции долгосрочного развития РФ внесла некоторую ясность в определение общенациональных стратегических приоритетов, однако вопрос об определении приоритетов пространственного развития на уровне субъектов Федерации и региональной политики по-прежнему остается открытым, что является существенным источником неопределенности для развития регионов. Либеральная экономическая политика федерального центра неизбежно приведет к усилению территориальных диспропорций даже в условиях устойчивого экономического роста. В этих условиях федеральный центр вынужден прямо (в виде трансфертов) и косвенно (в виде экономического стимулирования размещения производительных сил на периферийных территориях) перераспределять ресурсы между разными регионами и разными уровнями власти. Направления и механизмы перераспределения ресурсов будут определяться выбранными приоритетами регионального развития. В настоящий момент идет реформа федеральных механизмов управления региональным развитием,
переживает трансформацию система федеральных целевых программ. В перспективе будут внедряться новые принципы формирования целевых программ, что создает чрезвычайно высокую степень неопределенности при оценке возможностей государственной поддержки регионального развития.
Глобализация экономики и вступление России в ВТО. Рост крупных корпораций выносит центры принятия решений за пределы региона, и зачастую даже государства, а по своим ресурсам и влиянию крупные корпорации, по крайней мере, не уступают регионам. Становятся более доступными глобальные поставщики и рынки потребления, но глобальные корпорации становятся реальными конкурентами региональных предприятий. Вступление России во ВТО сопряжено с принятием ряда жестких обязательств в области регулирования торговой политики и приведением внутреннего экономического законодательства в соответствие с международными нормами. Членство России в ВТО приведет как к негативным последствиям для национальных производителей (значительное усиление конкуренции), так и откроет новые возможности для выхода на глобальные рынки. Последствием вступления России в ВТО станет ужесточение и качественное изменение конкуренции на российских товарных рынках. Регионы вынуждены будут перейти от конкуренции за счет низких цен к конкуренции за счет внедрения новых технологий (инноваций) и повышения качества.
Мировые цены на энергоносители и тарифы естественных монополий. В случае длительного и устойчивого роста цен на нефть существуют риски значительного сокращения уровня потребления нефти в связи с интенсификацией исследований по поиску альтернативных источников топлива. Тарифы на услуги естественных монополий в России ниже, чем среднемировые, что дает национальной промышленности конкурентные преимущества. Правительство РФ декларирует курс на поэтапное реформирование естественных монополий, что приведет к повышению внутрироссийских цен на их услуги и изменению относительных уровней конкурентоспособности регионов.
В условиях дальнейшей интеграции России в мировую экономику и сопровождающего этого процесс роста внутристрановых издержек конкурентоспособность предприятий Республики Татарстан за счет низких цен и «советского наследия» будет поставлена под угрозу. Рост цен на газ станет прямым и косвенным (в виде электроэнергии и
транспортных тарифов) ценовым шоком для региональной промышленности.
Возрастание роли нематериальных активов в эпоху экономики знаний и формирование инновационной экономики. За последние три десятилетия доля нематериальных активов в структуре активов ведущих международных корпораций возросла до 70 %. Даже в таких традиционных секторах, как тяжелое машиностроение и коммунальное хозяйство, вклад нематериальных активов достигает 30 %. Качество человеческого капитала становится главным фактором развития экономики развитых стран и регионов. В последующие 20 лет наиболее высокие темпы роста прогнозируются в высокотехнологичных секторах, включая информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии [3].
Переход к инновационной модели развития предполагает принципиальную трансформацию экономики: на смену доминирующим крупным транснациональным компаниям, ориентируемым на объемные капиталовложения и крупномасштабный сбыт, приходит наукоемкое производство, в котором обновление продукции происходит за счет внедрения новых технологий; в этой связи формирование региональной инновационной системы является ключевым фактором повышения конкурентоспособности региона.
В настоящее время экономика Республики Татарстан имеет высокую степень зависимости от развития нефтедобывающего сектора и внешнеэкономической конъюнктуры, что создает дополнительные риски для развития региона и требует усиления инвестиционно-инновационной политики региона.
Системное решение перспективных задач, стоящих перед экономикой РФ и Республикой Татарстан, состоит в переходе от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.
Интересы федерального центра и Приволжского федерального округа совпадают следующим образом:
• развитие инновационной экономики в Республике Татарстан как одна из точек роста Российской Федерации;
• повышение уровня налогооблагаемой базы - увеличение отчислений в федеральный бюджет;
• развитие кооперационных связей в рамках развития межрегионального сотрудничества. На территории республики предполагается реализовать ряд крупных инвестиционных проектов федерального значения:
- развитие транспортных коридоров «Север -Юг», «Восток - Запад»;
- создание Свияжского транспортно-логисти-ческого комплекса федерального значения;
- создание федеральных медицинских и образовательных центров в Республике Татарстан;
- реконструкция и модернизация предприятий ВПК (судостроение, Казанский вертолетный завод, КАПО, КМПО и др.);
- развитие транспортной инфраструктуры.
Перспективные направления и параметры
развития региона формируются в условиях высокой степени неопределенности. Угрозы развитию Республики Татарстан в долгосрочной перспективе включают внешние и внутренние риски.
Внешние угрозы формируются следующими факторами:
- неопределенностью экономической и региональной политики федерального центра;
- изменениями федеральной законодательной базы;
- глобализацией экономики и вступлением России в ВТО;
- неопределенностью мировых цены на энергоносители и тарифы естественных монополий;
- возрастанием роли нематериальных активов в эпоху экономики знаний и формированием инновационной экономики.
Внутренние угрозы определяются следующими факторами:
- высокой степенью зависимости от развития нефтедобывающего сектора и внешнеэкономической конъюнктуры;
- неоднозначными перспективами обеспечения экономического роста трудовыми ресурсами в необходимых количествах и соответствующего качества;
- невысоким уровнем капитализации функционирующих в республике корпораций;
- вывозом капиталов за пределы республики;
- низкой инвестиционной привлекательностью несырьевых секторов экономики;
- значительной дифференциацией уровней развития отдельных территорий и глубокими диспропорциями в территориальном развитии республики.
Подводя итог, следует отметить, что сценарий инерционного развития республики отражает пролонгацию действующих в настоящий период тенденций в ключевых отраслях экономики. В его основе лежит консервация экспортно-сырьевой модели развития
при сужении ее потенциала в связи с замедлением роста экспорта углеводородов, открытием внутренних рынков готовых товаров, снижением ценовой конкурентоспособности перерабатывающих производств, усилением экономической дифференциации населения, сдерживающей процессы модернизации социальной инфраструктуры.
Сценарий инновационного развития предусматривает:
- создание в республике эффективной инновационной системы и развертывание проектов, обеспечивающих лидирующие позиции региона на рынках высокотехнологичных товаров и услуг, что позволит реализовать конкурентные преимущества Татарстана в условиях вступления России в ВТО;
- глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;
- модернизацию инфраструктурных отраслей экономики - транспорта, электроэнергетики, связи и информационно-коммуникационных технологий при повышении эффективности энергосбережения.
Список литературы
1. Вагизова В. И. Кластеризация как инновационная форма диверсификации хозяйственных систем и фактор повышения конкурентоспособности экономики Татарстана // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2009. № 4 (32).
2. Закиров Н. И. Стратегическое развитие традиционно-инновационных кластеров в экономике Республики Татарстан // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2009. № 4 (32).
3. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы. URL: http:www. mert. tatarstan/ru/file/Програм-ма %20СЭР %20на20 %202011-2015гг. pdf.
4. Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года. Том 2. Тенденции и долгосрочный прогноз развития Республики Татарстан (макроэкономический блок). Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы. URL: http:www. mert.tatarstan/ru.