Научная статья на тему 'Промышленная политика Республики Мордовия: проблемы, приоритеты и задачи'

Промышленная политика Республики Мордовия: проблемы, приоритеты и задачи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРИОРИТЕТЫ / ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маколов В.И.

В статье определены приоритеты и задачи промышленной политики Республики Мордовия на среднесрочный и долгосрочный периоды развития. Задачи сформулированы на основе комплексного анализа проблем посткризисного развития, с учетом стратегических направлений экономической модернизации Российской Федерации и Республики Мордовия. Приоритетные направления разработаны как для промышленного сектора республики в целом, так и для конкретных видов экономической деятельности, прежде всего базовых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика Республики Мордовия: проблемы, приоритеты и задачи»

УДК 332.142:338.45

промышленная политика республики Мордовия: проблемы, приоритеты и задачи*

В. И. маколов,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством E-mail:vmakolov@yandex. ш Мордовский государственный университет им. н. П. Огарева

В статье определены приоритеты и задачи промышленной политики Республики Мордовия на среднесрочный и долгосрочный периоды развития. Задачи сформулированы на основе комплексного анализа проблем посткризисного развития, с учетом стратегических направлений экономической модернизации Российской Федерации и Республики Мордовия. Приоритетные направления разработаны как для промышленного сектора республики в целом, так и для конкретных видов экономической деятельности, прежде всего базовых.

Ключевые слова: промышленная политика, промышленность, приоритеты, посткризисный период, конкурентоспособность, инновации, регион, Республика Мордовия.

Одним из ключевых направлений экономической модернизации страны является эффективная промышленная политика. По определению Ю. Г. Павленко, промышленная политика - стратегия, направленная на развитие и повышение эффективности промышленного производства, конкурентоспособности предприятий и продукции, обеспечение занятости населения. В широком смысле промышленная политика включает и меры по обеспечению конкуренции, развитию регионов, расширению кооперации и специализации производства, стимулированию эффективности и содействию внедрению новых технологий. В узком смысле промышленная политика может быть нацелена на

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект №11-12-13013а/В).

поддержку конкретных видов экономической деятельности, производств и отдельных проектов [5].

В самом общем виде промышленная политика определяется как комплекс целенаправленных действий государства по развитию промышленного сектора и совершенствованию его структуры на основе эффективного применения прямых и косвенных инструментов регулирования.

После спада в 2009 г. объема промышленного производства в России на 9,3 % в 2010-2012 гг. наблюдается восстановительный рост. Так, увеличение объемов промышленного производства в 2010 г. составило 108,2 %, а в 2011 г. - 104,7 % к соответствующему уровню предыдущего года [1]. Однако несмотря на позитивный характер развития промышленного сектора в течение последних двух лет, актуальной задачей является не только увеличение объемов производства, но и обеспечение эффективности и конкурентоспособности базовых секторов экономики. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики является важнейшим условием успеха инновационного социально ориентированного развития и успеха страны в глобальной конкуренции [4].

В силу значительного разнообразия и асимметрии социально-экономических условий для развития субъектов Федерации особая роль в ре-

шении проблем и достижении стратегических задач развития промышленности принадлежит именно региональному уровню государственного и муниципального управления. Окончательное преодоление последствий экономического кризиса и дальнейшее развитие промышленности на инновационной и конкурентной основе должно стать основой промышленной политики Республики Мордовия.

В 2005-2010 гг. темпы роста объемов промышленного производства в регионе превышали соответствующие показатели по Приволжскому федеральному округу (ПФО) и России в среднем (см. таблицу). Республика входила в число лидеров по росту индекса промышленного производства. С 2007 по 2010 г. регион удерживал 1-е место среди субъектов ПФО по показателю индекса промышленного производства.

В 2011 г. индекс промышленного производства в целом по республике составил 100,5 % [2]. По прогнозу, подготовленному министерством экономики Республики Мордовия, данный показатель в 2012 г. может возрасти до 110,0 % к предыдущему году. За период 2012-2014 гг. прогнозируется увеличение объемов промышленного производства более чем на 28 % [5].

Экономический кризис в 2008-2009 гг. оказал негативное влияние на промышленность всех

Индекс промышленного производства по Российской Федерации и субъектам ПФО в 2008-2010 гг., в % к предыдущему году

Территориальные образования 2008 2009 2010

Российская Федерация 100,6 90,7 108,2

Приволжский федеральный 103,8 108,0 103,0

округ

Республика Башкортостан 107,6 98,3 114,0

Республика Марий Эл 106,4 94,6 117,5

Республика Мордовия 114,8 101,8 124,1

Республика Татарстан 104,0 95,6 108,4

Удмуртская Республика 100,7 95,1 108,2

Чувашская Республика 102,7 74,0 114,8

Пермский край 100,3 85,5 117,8

Кировская область 98,7 90,1 110,2

Нижегородская область 90,4 77,9 117,6

Оренбургская область 100,2 99,5 106,9

Пензенская область 110,2 97,7 117,9

Самарская область 103,1 80,7 115,6

Саратовская область 102,0 96,3 110,3

Ульяновская область 100,8 75,2 115,6

Источник: Индекс производства по Российской Федерации. URL: http://www. gks. га/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ main/enterprise/industrial.

российских регионов, не стала исключением и Республика Мордовия. Спад индекса производства ниже 100,0 % к предыдущему году отмечен в 2009 г. в области добычи полезных ископаемых, сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Среди видов экономической деятельности сектора «Обрабатывающие производства» наибольшее снижение объемов производства в период кризиса отмечено в текстильном и швейном производстве, производстве резиновых и пластмассовых изделий, электрооборудования, электронного, а также оптического оборудования.

На современном этапе развития экономики основной целью промышленной политики республики на среднесрочную перспективу является обеспечение дальнейшего роста объемов промышленной продукции и повышение конкурентоспособности промышленного сектора в контексте инновационной модели развития в новых условиях конкуренции.

В качестве основной угрозы развития промышленности региона наблюдается ужесточение конкурентной борьбы на традиционных рынках сбыта продукции в условиях работы в рамках ВТО. Учитывая ситуацию и временные перспективы наряду с решением задач бюджетной консолидации и увеличения объемов промышленного производства, необходимо продолжить усилия по реализации долгосрочных интересов республики, которые состоят в создании современной конкурентоспособной экономики инновационного типа, эффективно интегрированной в общероссийское и мировое экономическое пространство.

необходимо добиться значительного результата и перелома в преодолении факторов, ограничивающих устойчивое развитие промышленности Республики Мордовия:

• преобладание фондоемких, материалоемких и энергоемких производственно-технологических мощностей;

• недостаточный уровень научно-технологической базы промышленных предприятий;

• сравнительно низкая производительность труда в секторах промышленности, вносящих наибольший вклад в валовой региональный продукт;

• высокий уровень износа основных фондов, отрицательно влияющий на конкурентоспособность выпускаемой продукции;

• относительно низкая доля инновационной продукции в промышленности, недостаточное

внедрение инновационных методов управления и организации бизнеса, усиление конкуренции со стороны иностранных и российских компаний;

• сравнительно низкие объемы привлечения иностранных инвестиций в промышленность, недостаточно благоприятная их структура;

• снижение объемов собственного производства электроэнергии в условиях роста электропотребления промышленностью и населением;

• ухудшение условий труда работников, увеличение удельного веса численности работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда.

В этой связи достижение основной цели промышленной политики, смягчение и преодоление указанных факторов должно быть обеспечено посредством комплексного решения взаимоувязанных задач, среди которых:

1) дальнейшее формирование инновационной системы промышленности, развитие научно-технологической базы и создание современных инновационных и энергосберегающих производств;

2) обеспечение роста доли инновационной продукции в структуре промышленного производства;

3) модернизация производственно-технологических мощностей базовых предприятий промышленности, значительное повышение производительности труда;

4) стимулирование дальнейшего развития конкурентоспособных производств и отраслевых кластеров;

5) совершенствование энергетической инфраструктуры;

6) повышение инвестиционной привлекательности промышленных предприятий;

7) укрепление кадрового потенциала и улучшение условий труда работников.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р, ориентирует регионы на значительное повышение инновационного сектора экономики и рост инновационной активности предприятий и организаций [7]. Так, в соответствии с указанной стратегией валовая добавленная стоимость инновационного сектора должна достигнуть 15,2 % ВВП в 2016 г., 17,0 % - в 2020 г. (в настоящее время -около 13,0 %). Долю инновационных товаров, работ, услуг необходимо довести до 25 % в общем

объеме продукции промышленного производства. Более четырех раз (до 40 %) должна возрасти доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации. Совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства (доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные или маркетинговые инновации, в общем количестве таких организаций) должен достичь 60 %. Субъекты Федерации будут получать поддержку в рамках новых федеральных механизмов содействия субъектам Российской Федерации, активно инвестирующим в стимулирование инновационной деятельности.

Приоритетами для развития инновационного сектора экономики Республики Мордовия являются направления деятельности формируемого в регионе технопарка: электронное приборостроение; опто-электроника, волоконная оптика; энергосберегающая светотехника; информационные технологии; нанотехнологии и наноматериалы.

Реализация самого масштабного для региона проекта по созданию технопарка в перспективе послужит фундаментом обновления и изменения структуры экономики республики на инновационной основе. В случае успешной деятельности технопарка активное развитие получит сектор фундаментальных и прикладных исследований, повысится доля конкурентоспособных высокотехнологичных производств в промышленном секторе, увеличится число инновационно-активных предприятий и малых фирм в инновационном бизнесе.

Следует отметить, что подготовка к чемпионату мира по футболу в 2018 г. (г. Саранск включен в число городов проведения матчей турнира) должна дать серьезный толчок к дальнейшему развитию в регионе инфраструктуры (дороги, железнодорожный и автомобильный транспорт, общественный городской транспорт), торговли и сферы услуг (медицина и санаторное лечение, бытовые услуги, связь, гостиницы, туризм). Важное значение также будет иметь повышение качества предоставляемых услуг.

Классификация видов деятельности обрабатывающего сектора промышленности Республики Мордовия. Второе направление деятельности в рамках промышленной политики республики, органично дополняемое первым приоритетом (инновационное развитие), - укрепление в структуре региональной экономики конкурентных позиций базовых секторов промышленной специализации

республики и формирование условий для появления новых востребованных видов деятельности. В этой связи в зависимости от удельного веса в общем объеме отгрузки продукции собственного производства все виды деятельности в рамках промышленного сектора Республики Мордовия разбиты на четыре группы (см. рисунок).

Как видно, виды деятельности в рамках промышленного сектора делятся на доминирующие и недоминирующие, а также на специализированные и неспециализированные.

Группа А (сектора 1 и 3) - доминирующие виды деятельности, обеспечивающие более 80 % отгруженной продукции собственного производства обрабатывающей промышленности. Группа А включает в себя «Производство пищевых продуктов, включая напитки», «Производство транспортных средств и оборудования», «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов», «Прочие производства».

Группа В (сектора 2 и 4) - недоминирующие виды деятельности, обеспечивающие менее 20 % отгруженной продукции собственного производства обрабатывающей промышленности. Группа В включает в себя «Производство машин и

Группывидовэкономическойдеятельности врамкахпромышленногосектораРеспублики Мордовия

оборудования», «Производство резиновых и пластмассовых изделий», «Химическое производство (фармацевтика)», «Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий», «Обработка древесины и производство изделий из дерева», «Текстильное и швейное производство», «Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность».

На взгляд авторов, поддержка развития стабильных предприятий и создание условий для формирования современных и конкурентоспособных фирм в секторах специализации региона - приоритетное направление деятельности на среднесрочный период. Наряду с этим необходимо продолжить усилия по дальнейшей диверсификации экономики республики.

Для ключевых предприятий секторов 1 и 2 (специализированные) приоритетами являются: увеличение объемов производимой продукции опережающими соответствующие среднероссийские показатели темпами, расширение номенклатуры выпускаемой продукции за счет инновационных продуктов, выход на новые рынки сбыта своей продукции и активизация внешнеэкономической деятельности, проведение системной модернизации на предприятии в условиях деятельности

ВТО. Последнее обстоятельство носит принципиальный характер с точки зрения обеспечения перспектив развития промышленности республики. На всех предприятиях необходимо осуществлять не только проекты технологической модернизации, но и продолжить развитие современных систем менеджмента (качества, экологии, бережливого производства, охраны здоровья и безопасности труда работников и др.).

Меры структурного характера будут также осуществляться в рамках заплани-

рованных к принятию и действующих федеральных, региональных и ведомственных целевых программ, реализуемых на территории республики.

Среди планируемых к реализации новых целевых программ Республики Мордовия можно отметить программы инновационного развития, развития кадрового потенциала, развития транспортного комплекса, развития потребительской кооперации и др. [8].

В рамках развития конкурентоспособных производств, на взгляд авторов, должно быть продолжено использование конкурсных механизмов при определении направлений государственной поддержки. При этом необходимо увеличить число измеримых критериев для выявления победителей. Важно повысить роль проектов частно-государственного партнерства с приоритетом участия государства в проектах с высоким мультипликативным эффектом для экономики в целом.

В результате реализации мер инновационного и структурного направлений промышленной политики в среднесрочной перспективе должна возрасти рациональность макроструктуры региональной экономики, определяемой следующими характеристиками:

• преобладающая роль в промышленной структуре высокотехнологичных отраслей, максимально адаптированных к использованию инноваций;

• рациональное сочетание крупных, средних и малых предприятий;

• формирование эффективного аграрного сектора;

• становление технически и технологически преобразованных отраслей сферы услуг на базе реализации новых систем информатизации;

• формирование инновационной инфраструктуры (технопарк как центральный элемент), служащей генератором инноваций;

• преобразование социальной сферы в соответствии с новыми потребностями общества. Важнейшим направлением промышленной

политики республики является совершенствование и дальнейшее развитие эффективных кластеров в экономике (электротехническая и светотехническая промышленность, вагоностроение, промышленность строительных материалов, агропромышленный сектор и др.), других традиционных для региона производств, а также транспортно-логистического и энергетического комплексов, обеспечивающих развитие промышленности республики.

В рамках существующих кластеров необходимо продолжить модернизацию действующих предприятий на инновационной основе и создание новых производств, в том числе с иностранным участием. Постоянного внимания требуют вопросы повышения конкурентоспособности продукции на основе внедрения новых технологий, стимулирования ниоКР, снижения себестоимости продукции за счет роста производительности труда, энерго- и ресурсосбережения.

Республика Мордовия при умелом использовании имеющегося потенциала может в ближайшей перспективе стать одним из инновационных центров развития электротехники (в том числе светотехники) в России, а также завершить формирование электротехнического кластера, имеющего федеральное значение. Это связано с концентрацией предприятий данного вида экономической деятельности как в самой республике, так и в соседних регионах, их динамичным развитием, а также с наличием на территории региона образовательной инфраструктуры, созданием в г. Саранске технопарка в сфере высоких технологий, наноцентра.

основными целями развития кластера в Республике Мордовия являются: 1) удержание позиций на традиционных рынках (силовая электроника, традиционные источники света и т. д.); 2) выход и закрепление на новых рынках инновационной продукции (светодиодные источники света и светильники, производство оптоволокна) [8]. К задачам развития сектора электро- и светотехники относятся: производство новой продукции, развитие инновационной инфраструктуры, поддержка инновационно-активных предприятий, выход на новые товарные и географические рынки, проведение технологической модернизации предприятий и привлечение инвесторов, развитие корпоративной структуры кластера и кооперации между предприятиями [11].

основными направлениями развития железнодорожного машиностроения в регионе являются:

• технологическая модернизация предприятий и расширение производства;

• диверсификация потребителей, увеличение доли независимых транспортных операторов в сбыте продукции;

• расширение товарной линейки и закрепление на быстрорастущих рыночных сегментах;

• развитие сервисного направления, обеспечивающего стабильность и качество работы с потребителем;

• увеличение производительности труда за счет

автоматизации производственных процессов;

выход на новые растущие рынки.

Важнейшие задачи развития металлургии и производства металлических изделий - дальнейшее наращивание инвестиций в основное производство и техническое перевооружение, развитие инженерной инфраструктуры для обеспечения снижения издержек и расширения производства, повышение производительности труда, удовлетворение потребностей смежных видов экономической деятельности (вагоностроение).

Кроме того, для транспортного машиностроения важнейшей задачей является заключение долгосрочных договоров (на 5-7 лет). В этом случае предприятия имеют возможность планировать загрузку и расширение мощностей. Необходимо внедрение практики заключения долгосрочных договоров на поставку техники между потребителем и производителем.

Для предприятий стройиндустрии к приоритетным причислены следующие направления развития: обеспечение темпов прироста выпускаемой продукции, модернизация и технологическое развитие производственной базы, обеспечение строительного комплекса республики и других регионов энергосберегающими конкурентоспособными строительными материалами, повышение качества, энергоэффективности и экологичности продукции, а также снижение ее энергоемкости.

Основным направлением в фармацевтической промышленности является дальнейшее развитие современной производственной базы, соответствующей стандартам GMP, позволяющей с высокой эффективностью производить готовые лекарственные формы. Здесь в работе следует учитывать будущие изменения на федеральном уровне, среди которых: внедрение обязательных требований к правилам производства лекарственных средств (GMP), гармонизированных с международными; модернизация и утверждение Государственной фармакопеи РФ, гармонизированной с Европейской Фармакопеей; введение требования предоставления регистрационного досье на лекарственный препарат в формате CTD (Common Technical Document) и др. Необходимо развивать сотрудничество между фармацевтическим предприятием республики, биологическим факультетом и медицинским институтом ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» и Технопарком Мордовии в

рамках проектов по разработке инновационной продукции. Перспективная возможность в данном направлении - запуск кластерной инициативы.

К приоритетам развития пищевой промышленности отнесены, в частности: увеличение объемов и ассортимента производимой продукции, импорто-замещение, увеличение экспорта и вывоза в другие регионы Российской Федерации готовой продукции; увеличение доли перерабатывающей промышленности в общем объеме продукции агропромышленного комплекса Республики Мордовия; повышение качества и конкурентоспособности продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо также продолжить развитие легкой промышленности республики. Для производства трикотажных изделий важным направлением будет внедрение нового оборудования и технологий, использование новых видов сырья в производстве трикотажных изделий. Это позволит повысить качество, придать изделиям новые антистатические, антиаллергические и другие свойства, разнообразить ассортимент и расширить зону применения изделий.

Промышленная политика охватывает также и развитие деревообрабатывающей промышленности. В рамках реализации мероприятий, предусмотренных в республиканской целевой программе «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009-2013 годы», осуществляется улучшение использования лесных ресурсов республики. Кроме того, в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, которая утверждена приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31.10.2008 №№ 248/482 [10], в числе основных точек развития лесного комплекса обозначена Зубово-Теньгушевская индустриальная зона по обработке древесины (пос. Барашево, Теньгушевский район, и пос. Умет, Зубово-Полянский район). В рамках этой зоны развивается производство ориентированно-стружечных плит OSB и фанеры в целях удовлетворения устойчивого спроса на данные виды продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Необходимы также мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности промышленного сектора республики, улучшению менеджмента промышленных компаний и развитию современной производственной инфраструктуры региона.

Стимулирование инвестиционной деятельности, привлечение зарубежных и российских инвестиций в промышленность республики в настоящее время осуществляется на основе норма-

тивных документов регионального уровня - законов Республики Мордовия: от 20.02.2006 № 6-З «о государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия»; от 21.02.2008 № 5-З «о предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия»; от 25.11.2004 № 77-З «о снижении ставок по налогу на прибыль организаций»; от 27.11.2003 № 54-З «о налоге на имущество организаций»; от 24.12.2010 № 106-З «о залоговом фонде Республики Мордовия»; от 26.05.2009 № 41-З «о государственной поддержке сельского хозяйства Республики Мордовия».

основные мероприятия по совершенствованию инвестиционной привлекательности республики реализуются в соответствии с Программой повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 27.06.2011 № 213 [8].

В рамках инвестиционной политики выделяются следующие приоритеты:

1) улучшение инвестиционного климата;

2) привлечение российских и зарубежных инвестиций для реализации высокотехнологичных инновационных проектов;

3) обеспечение и повышение эффективности бюджетных инвестиций.

С учетом современных тенденций необходимо сосредоточить усилия региональных органов власти на ключевой задаче в инвестиционной сфере - создании эффективной структуры инвестиционной деятельности, включающей перспективные инвестиционные проекты и программы, механизмы стимулирования отечественных и зарубежных инвестиций, эффективную государственную поддержку инвестиций, улучшение инвестиционного климата и современное информационное обеспечение инвесторов.

Важным направлением модернизации промышленности региона является обеспечение устойчивого развития предприятий. В сложной, требовательной и постоянно меняющейся внешней среде многие компании мира осуществляют стратегию устойчивого развития, что обеспечивает им необходимую конкурентоспособность и долгосрочный успех. Данная стратегия предполагает системный подход к управлению различными аспектами деятельности организации, включая инновации. В 2010 г. в России утвержден национальный стандарт ГоСТ Р иСо 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на

основе менеджмента качества».

В Республике Мордовия около 50 предприятий апробировали современные системы менеджмента, основанные на требованиях стандартов ИСО серии 9000, 14000 и 22000. Однако для обеспечения конкурентоспособности организаций в условиях ВТО этого недостаточно. Для поддержания устойчивого развития предприятия необходимо внедрять требования и рекомендации международных стандартов в области социальной ответственности, менеджмента качества, экологического и энергоменеджмента, информационной безопасности, взаимодействия с потребителями.

Формирование интегрированных систем менеджмента на основе международных стандартов ISO 9001, ISO 14001, ISO 22000, ISO 26000, ISO 27001, ISO 50001, OHSAS 18001 и др., а также внедрение систем бережливого производства должно стать стратегическим направлением деятельности руководства промышленных предприятий. При этом необходима не формальная, а реальная и эффективная работа в рамках указанных систем. Без комплексной модернизации предприятий, включая систему менеджмента, выжить в острой конкурентной борьбе крайне сложно.

Промышленная политика в долгосрочной и среднесрочной перспективе должна формироваться исходя из скоординированности принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития секторов экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития Республики Мордовия требует синхронизации таких направлений региональной политики, как стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в муниципальных образованиях на основе конкурентных преимуществ; координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиций предприятий с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений; сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в муниципальных образованиях с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

Список литературы

1. Айрапетова А. Г. Основные направления промышленной политики // В кн. «Инновационная экономика и промышленная политика региона» (ЭК0ПР0М-2010) / под ред. А. В. Бабкина: труды

Международной научно-практической конференции. 29.09.-03.10.2010. Т. 1. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. С. 15.

2. Индексы производства по отдельным видам экономической деятельности Российской Федерации. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite.

3. Информация о социально-экономическом положении Республики Мордовия в 2011 г. URL: http://mineco. e-mordovia. ru.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

5. Павленко Ю. Г. Экономический успех страны и ее конкурентоспособность в глобальной экономике // В кн. «Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности» / отв. ред. академик Д. С. Львов, д. э. н. Д. Е. Сорокин. М.: Наука, 2005. C. 45.

6. Потапова Е. Н., Толкачев С. А. Промышленная политика и государственное регулирование

экономики (Современные аспекты российской практики). М., 2006. С. 5.

7. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Республики Мордовия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: URL: http://mineco. e-mordovia. ru.

8. Программа повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия на 2011-2015 годы: утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 27.06.2011 № 213.

9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.

10. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31.10.2008 № 248/482.

11. Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года: утверждена Законом Республики Мордовия от 01.10.2008 № 94-З.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.