Научная статья на тему 'Тенденции и направления Стратегии модернизации экономического развития территорий и субъектов Южного федерального округа (ЮФО)'

Тенденции и направления Стратегии модернизации экономического развития территорий и субъектов Южного федерального округа (ЮФО) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1894
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ / КЛАСТЕР / ИННОВАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ЗОНА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Луковцева Анна Константиновна

Южный федеральный округ, имея уникальное геополитическое положение и природноклиматические условия для промышленного развития, слабо использует свой ресурсный потенциал. В сентябре 2011 г. была принята « Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года », в которой стратегическая цель развития ЮФО определена как превращение округа в одного из российских лидеров инновационного развития, в оплот стабильности и конструктивного российского влияния в Кавказском макрорегионе, Черноморском и Каспийском бассейнах, названы основные проблемы, сдерживающие экономический рост ЮФО, а также намечены направления модернизации экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Луковцева Анна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции и направления Стратегии модернизации экономического развития территорий и субъектов Южного федерального округа (ЮФО)»

Лутёцеёа Анн/на Кжс/та/н/тшнхВни

¡Тенденции и направления стратегии модернизации экономического развития территорий и субъектов

Тж/ноого федерального округа (ЮФО)

Л )

о

PQ •<

PLh

И

К

I—,

О

Ч

ас

к

о щ

о

м

Южный федеральный округ, имея уникальное геополитическое положение и природно-климатические условия для промышленного развития, слабо использует свой ресурсный потенциал. В сентябре 2011 г. была принята «Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года», в которой стратегическая цель развития ЮФО определена как превращение округа в одного из российских лидеров инновационного развития, в оплот стабильности и конструктивного российского влияния в Кавказском макрорегионе, Черноморском и Каспийском бассейнах, названы основные проблемы, сдерживающие экономический рост ЮФО, а также намечены направления модернизации экономического развития региона.

Стратегия социально-экономического развития, региональная политика модернизации экономики, кластер, инновационный вариант развития экономики, межрегиональный инвестиционный проект, зона опережающего экономического роста.

жный федеральный округ, обладая уникальным транспортно-транзитным потенциалом и наиболее благоприятными для отдыха и развития сельского хозяйства природно-климатическими условиями, богатыми природными ресурсами для промышленного развития, использует свой ресурсный потенциал далеко не полностью. Производительность труда в округе ниже среднероссийского уровня; степень износа основных производственных фондов составляет в отдельных отраслях экономики более 50%, и сохраняется тяжелое финансовое положение большого числа предприятий, не имеющих средств для модернизации и технического перевооружения производства; экономики субъектов округа слабо интегрированы; недостаточно используются конкурентные преимущества экономико-географического расположения округа как возможности для социально-экономического сотрудничества, развития портовой инфраструктуры, привлекательных туристических активов и др.

5 сентября 2011 г. распоряжением Правительства РФ (№1538-р) утверждена «Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года». В ней среди главных проблем, сдерживающих модернизацию экономического развития Южного федерального округа, названы следующие:

- сравнительно низкий уровень производительности труда в большинстве ключевых отраслей и секторов экономики;

- крайне низкая степень инновационной активности и незначительное присутствие в округе высокотехнологичных видов деятельности;

- отсутствие на территории округа лидирующих инновационно-образовательных кластеров;

- несоответствие профессионально-квалификационного состава рабочей силы и долгосрочных приоритетов развития округа;

- значительные межрегиональные и межмуниципальные различия по степени экономической активности и уровню жизни населения;

- относительно низкий уровень энергообеспеченности территории округа и недостаточно развитая инженерная инфраструктура округа;

- территориальная близость к районам с нестабильной социально-экономической ситуацией,

повышенные угрозы террористической деятельности и межэтнических конфликтов [1, с. 17; 2].

Перечисленные проблемы должны быть в основном решены в среднесрочной перспективе, что позволит создать необходимую основу для реализации приоритетов инновационной модернизации экономики округа на долгосрочную перспективу.

На долгосрочную перспективу (до 2020 г.) стратегическая цель развития ЮФО определена как превращение округа в одного из российских лидеров инновационного развития, в оплот стабильности и конструктивного российского влияния в Кавказском макрорегионе, Черноморском и Каспийском бассейнах, что предполагает:

- создание главной продовольственной базы страны на основе формирования национального мегакластера агропромышленного комплекса, включающего весь комплекс производств и инновационных центров, обеспечивающих его эффективное функционирование «от поля до продукта»;

- реализацию транзитного потенциала округа путем развития международных транспортных коридоров;

- развитие многофункционального рекреационного комплекса международного масштаба и всех уровней ценовой доступности;

- инновационную модернизацию, развитие и создание новых промышленных районов и кластеров на территории округа.

Стратегия развития ЮФО направлена на достижение главной стратегической цели - существенное и постоянное повышение уровня и качества жизни населения, прежде всего на основе эффективного использования природно-ресурсного, транспортно-географического и социально-демографического потенциала путем реализации сценария устойчивого инновационного развития [1, с. 21-22; 2]. Инновационный сценарий развития ЮФО означает переход к новому типу развития, отличающемуся качеством экономического роста, он позволит в полной мере реализовать конкурентные преимущества округа и упрочить его позиции в российской экономике.

Для реализации этой цели должны быть использованы такие конкурентные преимущества ЮФО, как:

- выгодное экономико-географическое положение, определяемое приграничным характером округа и непосредственным выходом к морским транспортным коммуникациям, соединяющим Российскую Федерацию со странами Средиземноморского, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов;

- сравнительно развитая транспортная инфраструктура;

- наличие ряда развитых кластеров с высоким потенциалом роста в различных отраслях и секторах экономики;

- значительные размеры внутреннего (регионального) рынка, определяемые сравнительно высокой численностью и концентрацией населения;

- относительно низкая стоимость рабочей силы и др.

В «Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года» направления и приоритеты долгосрочного развития ЮФО определяются в рамках двух сценариев: консервативного и инновационного.

В основе консервативного сценария развития ЮФО лежит сохранение современной модели развития, предполагающей развитие аграрного комплекса и туристической отрасли с консервацией сформировавшихся к настоящему времени ее особенностей, снижение технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств и сохранение опережающего роста импорта, отказ от реализации крупных долгосрочных приоритетных проектов и программ, возможное негативное либо нейтральное воздействие Олимпиады в г. Сочи на развитие Краснодарского края и регионов Южного федерального округа после 2014 г., обострение демографических, социальных, инфраструктурных и экологических проблем.

В случае осуществления консервативного сценария в Южном федеральном округе будут реализованы только те проекты, работы по которым уже начаты или планируются в 2010-2013 гг., либо решения по которым уже приняты; продолжится реализация уже принятых в отношении Южного федерального округа федеральных целевых программ, в том числе федеральной целевой программы «Юг России (2008-2013 годы)», завершится строительство олимпийских объектов, сохранятся современные структурные характеристики экономики округа (доминирование аграрного сектора в структуре производства, отставание в развитии обрабатывающих секторов, низкие темпы роста

О Ш

О ^

К

И

СП

>

О ■П К

¡=1

•по

>■

ьа о

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё

о щ

о

м

высокотехнологичных секторов и отставание от других регионов в развитии сервисных отраслей).

Реализация консервативного сценария также требует модернизации и реструктуризации экономики округа. Инновационная компонента технологического обновления отраслей традиционной специализации Южного федерального округа будет базироваться на развитии научно-образовательного и инновационного потенциала, сложившегося в округе, а также на импорте инноваций из-за рубежа и других российских регионов [1, с. 25-26; 2].

Базовым для ЮФО является сценарий инновационного развития ЮФО, построенный с учетом утвержденной 17 ноября 2008 г. Распоряжением правительства РФ (№1662-р) «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» [2], предполагающий развитие округа в долгосрочной перспективе на основе реализации его конкурентных преимуществ. Хотя этот сценарий, как и консервативный сценарий экономического роста, предполагает, что ЮФО сохранит за собой позиции:

- крупнейшего производителя сельскохозяйственной продукции: предполагается формирование в округе мощного агропромышленного кластера, привлечение крупных производителей, развитие технологий, генетики и селекции, что позволит увеличить производство и качество продукции растениеводства, животноводства, рыболовства и рыбоводства;

- всероссийского центра туризма и рекреации: предусмотрено развитие наиболее известных оздоровительных, горнолыжных и приморских курортов, увеличение пропускной способности транспортных коммуникаций для обеспечения пассажиропотоков в зоны развития туризма, прежде всего в г. Сочи в связи с предстоящей Олимпиадой, а также создание новых транспортных коммуникаций (организация скоростного автомобильного сообщения Москва -Адлер, Ростов - Минеральные Воды - Кисловодск, Краснодар - Минеральные Воды - Кисловодск, Волгоград - Саратов, организация железнодорожного сообщения Ростов-на-Дону -Тихорецк - Армавир - Минеральные Воды - Нальчик, Туапсе - Тихорецк - Ростов-на-Дону, Туапсе - Армавир - Минеральные Воды - Нальчик), развитие энергосистемы, формирование новых особых туристических зон;

- крупного промышленного и транспортно-логистического центра страны: планируется модернизация производства и технологический прорыв в машиностроении и металлургии, развитие кластеров сельскохозяйственного, энергетического, транспортного машиностроения; реализация проектов развития нефте- и газодобычи на Каспийском шельфе, освоение ресурсов углеводородов Черного моря, строительство экспортного газопровода «Южный поток» по территории и акватории округа; реализация системы высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов (кластеров - мультимодальных центров) в Волгоградской, Астраханской и Ростовской областях, развитие перегрузочных портовых комплексов, входящих в систему международных транспортных коридоров Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов; формирование на базе крупных агломераций округа (Ростовской, Волгоградской и Краснодарской) торговых, транспортно-логистических и финансовых центров общенационального и межрегионального значения.

В целом за 2010-2020 гг. ВРП округа по инновационному варианту развития должен увеличиться более чем в 1,9 раза, производительность труда - также более чем в 1,9 раза, реальные доходы населения должны удвоиться (табл. 1).

Таблица 1

Прогноз основных макроэкономических показателей социально-экономического развития, 2020 г. в % к 2009 г.

Консервативный вариант прогноза Инновационный вариант прогноза

ВРП 168 194

Инвестиции 160,3 241,5

Производительность труда 171,4 197,8

Реальные доходы населения 156,9 201,1

Источник: Приложение № 2 к Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г.

По этому варианту прогноза ВРП в расчете на душу населения увеличится со 143 тыс. руб. в 2009 г. до 272 тыс. руб. в 2020 г., а производительность труда (выработка продукции в расчете на одного занятого) с 311 тыс. руб. до 615 тыс. руб. (в ценах 2009 г.).

При реализации инновационного сценария в 2010-2020 гг. среднегодовой темп прироста

ВРП ЮФО составит 5,5% в год, инвестиций в основной капитал - 8,3%, производительность труда - 6,4%, продукция промышленности - 6,4%, продукция сельского хозяйства - 3,7% (табл. 2 и рис. 1).

Таблица 2

Среднегодовые темпы роста основных показателей социально-экономического развития, в %, 2010-2020 гг.

Консервативный Инновационный

вариант прогноза вариант прогноза

ВРП 104,8 105,5

Инвестиции 104,2 108,3

Объем отгруженной продукции промышленности 104,8 106,4

Добыча полезных ископаемых 101,4 108

Обрабатывающие производства 104,8 105,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 107,2 109,6

Продукция сельского хозяйства 103,3 103,7

Объем работ в «Строительстве» 104,2 109,8

Оборот розничной торговли 104,9 107

Оборот в «Транспорте и связи» 113 108,5

Производительность труда 105 106,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реальные доходы населения 104,2 106,6

Источник: Приложение № 2 к Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г.

Консервативный

113 112 И1 110 109 1ХВ Ш7 100

103

104 103 юг

1Д1 100

120 ПЭ

115 117

116 115 11* 115 112. 111 110

103 108 ПОПОВ Ю5

104 1Ш 101 101 юэ

2010-2013

2014-2020

Инновационный

-ВРП

-Инвестиции в сснзв-юн капитал зэ счет всех нсгочннксб си-инснээвЕнга —Дзбьчз полезны:-: ископаемы?:

-Прс^Евсг|ствэ и рас п неделей 1.-е алгк-рсенергнн. газа н веды -Объем раэзг. выполненных пс виду ЦР иге л ы- с«г>1 1 с и теть ст е с1 —Э5срст организации по енду делгЕлы-ккти >_рэиз1срг н связью

2014-2020

—Реальны? рса:с.иы населен*« —Объем с~гру:+леннзй прсл>нини прз1%1ыи.геннсс~н —ОбэаЁалывэкщие прэнзвэуа^лва —П р ил> н цн я с-е льздзг-з к зз ч вэ —Обирэ-розничной таргэвли —Прзизвэднпельнасгьтрг/^з

Рис. 1. Прогноз темпов роста макроэкономических показателей ЮФО (консервативный и инновационный вариант прогноза)

О

ас

о ^

к

и

¡зс-

м

>

о к

¡=1

•по

>■

ьа о

Значительная часть прироста производства будет обеспечена за счет непромышленных отраслей: туризма, транспорта и связи, торговли, а также сектора услуг, рост которых базируется на развитии инновационных видов деятельности. Реализация крупных инвестиционных программ (среднегодовой темп прироста инвестиций в экономику округа составит 8,6%) будет основой высоких темпов роста строительства и транспорта, доля которых увеличится: строительства с 8% в 2009 г. до 12% по инновационному варианту прогноза, а транспорта и связи соответственно с 9% до 17,5% (табл. 3).

л 1

о •<

ей И

К

о

ас ££

к ё о ас о м

Прогноз отраслевой структуры ЮФО (в % к итогу)

Таблица 3

Консервативный Инновационный

вариант прогноза вариант прогноза

2013 2020 2013 2020

Всего 100 100 100 100

в том числе

Промышленность 22,4 22,7 22,9 24,2

Добыча полезных ископаемых 2,2 2,4 2,5 3

Обрабатывающие производства 17,8 17,8 17,7 17,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,4 2,5 2,7 3,6

Сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 18,5 18,9 17,4 15,2

Строительство 7,9 8,1 8,3 11,6

Торговля 12,1 11,7 11,6 12,3

Транспорт и связь 13,1 11 15 17,5

Социальные услуги 18,9 20,3 17,9 12,5

Другие виды экономической деятельности 7,2 7,3 6,9 7,3

Источник: Приложение № 2 к Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г.

Если сравнить прогнозируемые среднегодовые темпы роста по основным макроэкономическим показателям по субъектам ЮФО, то очевидно, что в Стратегии развития ЮФО заложено продолжение существующей тенденции их дифференциации развития (табл. 2 и табл. 4).

Таблица 4

Прогноз основных макроэкономических показателей социально-экономического развития субъектов ЮФО

Консервативный вариант прогноза Инновационный вариант прогноза

Рост в 2020 г. в % к 2013 г. Среднегодовые темпы роста в 2009-2020 г. Рост в 2020 г. в % к 2009 г. Среднегодовые темпы роста в 2010-2020 г.

Республика Адыгея

ВРП 116 216,8 123,4 101,9

Промышленное производство 120,8 151,8 145,7 103,5

Инвестиции в основной капитал 138 170,9 142 103,2

Реальные доходы населения 130,3 195,4 149,8 103,7

Республика Калмыкия

ВРП 121,2 142,3 131 102,5

Промышленное производство 116,2 411,1 139,9 103,1

Инвестиции в основной капитал 129,1 198,9 188,7 105,9

Реальные доходы населения 131,2 225,2 150,9 103,8

Краснодарский край

ВРП 148 185,9 164,9 104,6

Промышленное производство 138,7 257,7 156,6 104,2

Инвестиции в основной капитал 117,7 199,4 157 104,2

Реальные доходы населения 137,7 188,4 155,8 104,1

Астраханская область

ВРП 139 197 199,5 106,5

Промышленное производство 148,9 357,2 230,6 107,9

Инвестиции в основной капитал 147,5 244,3 172,8 105,1

Реальные доходы населения 133,4 237 160,2 104,4

Волгоградская область

ВРП 131,8 176 160,7 104,4

Промышленное производство 125 152,4 142,6 103,3

Инвестиции в основной капитал 149,6 390,7 146,1 103,5

Реальные доходы населения 130,5 206,9 149,7 103,7

Ростовская область

ВРП 146,8 218,7 176,2 105,3

Промышленное производство 132 215,6 169,8 104,9

Инвестиции в основной капитал 146,4 273,6 168,9 104,9

Реальные доходы населения 131,6 207 162,4 104,5

Источник: Приложение № 2 к Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г.

Так, во-первых, прогнозируемый опережающий рост ВРП в округе (5,5% в среднем в год по инновационному варианту прогноза) будет обеспечен за счет более высокого роста инвестиций (8,3%), однако только в двух субъектах (Республиках Адыгея и Калмыкия) прогнозируется

аналогичная тенденция, в остальных субъектах такого превышения не предусмотрено; во-вторых, по округу намечен среднегодовой темп роста промышленной продукции в 6,4%, но только в Астраханской области он будет выше (7,9%), а в остальных - ниже (от 3,5% до 4,9%); в-третьих, если в целом по округу по инновационному варианту прогноза намечены среднегодовые темпы роста реальных доходов населения в 6,6%, однако по округам они будут составлять от 3,7% до 4,5%.

В Стратегии развития ЮФО отмечается, что и в дальнейшем роль ЮФО в системе межрегиональных связей России будет определяться поставками на внутрироссийский рынок продукции сельскохозяйственного и транспортного машиностроения, автомобилестроения, химической, пищевой промышленности, продукции сельского хозяйства. Дальнейшее развитие межрегиональных связей ЮФО способно обеспечить рост суммарного объема его межрегионального товарооборота в 1,7-1,9 раза (до 1400-1600 млрд руб. в сопоставимых ценах) за период до 2020 г. Прогнозируемые объемы межрегиональной торговли достижимы при условии повышения конкурентоспособности продукции предприятий округа, реализации мероприятий по продвижению продукции на рынки регионов страны, реализации различных инвестиционных программ и межрегиональных инвестиционных проектов в округе [1, с. 105; 2].

Межрегиональные инвестиционные проекты в основном относятся к сфере железнодорожного и трубопроводного транспорта. В частности, на территории регионов округа предполагается строительство второй очереди Волго-Донского канала, железной дороги Элиста -Волгоград, комплексная реконструкция железной дороги на участке им. М.Горького - Котель-никово - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская - Крымская с обходом Краснодарского узла, организация железнодорожного скоростного сообщения Москва - Адлер, Ростов - Минеральные Воды - Кисловодск, Краснодар - Минеральные Воды - Кисловодск, Волгоград - Саратов. В части расширения трубопроводной инфраструктуры планируется модернизация трубопровода «Каспийский трубопроводный консорциум», строительство продуктопровода Сызрань -Волгоград - Новороссийск (проект «Юг»), расширение нефтепровода до Туапсинского нефтеперерабатывающего завода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особую роль в расширении межрегионального сотрудничества призван сыграть проект подготовки XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, который оказывает комплексное влияние на развитие территории Краснодарского края и прилегающих субъектов Российской Федерации.

Важное значение имеют проекты, направленные на углубление связей с субъектами РФ, входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа: реконструкция и развитие автомобильных дорог, связывающих регионы Северного Кавказа с Черноморским побережьем; освоение нефтегазовых месторождений Каспийского моря с переработкой части ресурсов на предприятиях СКФО; организация скоростного железнодорожного сообщения между субъектами Российской Федерации, входящими в состав ЮФО и СКФО; строительство электросетевой инфраструктуры для повышения надежности энергоснабжения.

Особую роль в укреплении взаимодействия регионов должны сыграть такие отрасли специализации ЮФО, как сельское хозяйство и рыболовство, транспорт и логистика, туризм и рекреация. В сельском хозяйстве могут развиваться проекты, направленные на создание общей инфраструктуры на границе субъектов, развитие связей между сельскохозяйственными предприятиями, развитие территориально-производственных кластеров. В рыболовстве сотрудничество целесообразно осуществлять в рамках федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйствен-ного комплекса в 2009-2014 годах» [2; 3; 4], предусматривающей строительство рыбоводных заводов, а также других аналогичных программ. В области транспорта и логистики взаимодействие регионов необходимо для выработки единой транспортной политики на юге России с учетом оптимальной специализации развиваемых транспортных узлов, обеспечения их взаимодополняемости, сбалансированного и согласованного развития транспортной инфраструктуры, создания и налаживания транспортных коридоров. В туристической сфере взаимодействие может развиваться по пути разработки общих туристических маршрутов, создания единых туристических продуктов, выработки стандартов качества сервиса.

Важным направлением межрегионального взаимодействия является разработка совмест-

О

из

о ^

к

и

¡33 >

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё о ас о м

ных проектов в социальной сфере: сотрудничество может эффективно развиваться, в частности, в сфере образования, подготовки специалистов, обмена студентами, поддержки крупных научных исследований.

Особое внимание в Стратегии развития ЮФО уделено дальнейшему развитию зон опережающего экономического роста, которые предусмотрены во всех субъектах ЮФО. В результате будут формироваться территориально-промышленные кластеры, ориентированные на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики округа (химии, нефтехимии, машиностроении, сельском хозяйстве) с использованием высокомеханизированных, ресурсосберегающих и экологически чистых инновационных технологий. Это будет способствовать дальнейшему развитию туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания сервисных услуг на территориях округа с благоприятными природно-климатическими условиями и развитию транспортно-логистических узлов и транспортной сети.

Кроме того, развитие крупных зон опережающего роста будет способствовать решению проблем монопрофильных городов, таких как шахтерские города Ростовской области, некоторые населенные пункты в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях и в Краснодарском крае, узкоспециализированных на развитии химической, легкой промышленности и машиностроения. Уже в настоящее время в Ростовской области в зоне опережающего роста Восточный Донбасс ведется реализация комплексного инвестиционного плана модернизации городского округа «Гуково», предполагающего формирование диверсифицированной экономики: наряду с традиционными угледобывающими видами деятельности здесь планируется строительство предприятия по глубокой переработке угля с высокой добавленной стоимостью, активно развиваются новые высокотехнологичные отрасли, сфера услуг, производственные и сервисные направления малого и среднего бизнеса, за счет чего обеспечивается устойчивое положительное сальдо баланса финансовых потоков города, постепенная трансформация шахтерского города в город с высоким уровнем экологической безопасности, привлекательной средой обитания, растущим населением, развитым сектором услуг, высоким уровнем качества жизни горожан [1, с. 98; 2].

Перспективы пространственного развития

Республики Адыгея связаны с развитием зон опережающего развития туристско-рекреационного комплекса, агропромышленного комплекса и строительной индустрии;

Республики Калмыкия - с развитием зон опережающего развития нефтегазоперерабаты-вающей промышленности, строительной индустрии, мясного животноводства, а также г. Элисты в качестве регионального центра;

Краснодарского края - с развитием сложившейся системы расселения, связанной с крупными планировочными осями (большие речные долины, Черноморское побережье, транспортные коридоры) и основными городскими агломерациями (краснодарская, сочинская, новороссийская), на основе которых будут формироваться зоны опережающего роста;

Астраханской области - с развитием г. Астрахани и прилегающих территорий, населенных пунктов и территорий вдоль оси Астрахань - Волгоград, в пределах которых предполагается формирование и развитие зон опережающего роста, включающих создание предприятий перспективных специализаций;

Волгоградской области - с формированием и развитием зон опережающего роста - волгоградской агломерации (модернизация и строительство новых производств на предприятиях с высокой добавленной стоимостью в основном химического направления), Котельниковской промышленной зоны (создание нового стратегического направления по глубокой переработке калийных руд), Эльтонской зоны экономического развития, а также Камышинского текстильного кластера;

Ростовской области - с формированием и развитием зон опережающего роста (ростовской агломерации, зоны опережающего роста Восточный Донбасс, волгодонской и юго-восточной зон опережающего роста), в рамках которых будут развиваться предприятия перспективных специализаций.

В долгосрочной перспективе в ЮФО предполагается развитие конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров, представляющих собой объединения предприятий,

поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, расположенных в территориальной близости и функционально зависимых в сфере производства и реализации товаров и услуг.

На территории в рамках зон опережающего экономического роста существуют благоприятные условия для формирования и развития территориально-производственных кластеров в таких отраслях, как химическое производство, добыча нефти и газа и их переработка, транс-портно-логистические услуги, производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка, машиностроение (судостроение, транспортное машиностроение, производство сельскохозяйственной техники, авиастроение, энергетическое машиностроение и др.), туристско-рекреационные услуги, угледобыча, производство строительных материалов.

Однако реализации развития кластеров препятствует ряд обстоятельств, среди которых главными являются высокий износ основных фондов многих предприятий, негативно сказывающийся на качестве выпускаемой продукции или оказываемых услуг, а также недостаточно развитая институциональная и производственная инфраструктура поддержки развития кластеров. Для изменения ситуации необходимо формирование кластерной политики ЮФО, которая должна быть нацелена на формирование условий для организационного развития кластеров: создание институтов поддержки развития кластеров (центров кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства, ассоциаций и объединений предприятий, фондов финансовой поддержки кластерных проектов) и разработку долгосрочных стратегий развития кластеров; развитие всех видов инфраструктуры (транспортной, энергетической, инженерной, социальной, научно-образовательной, финансовой и прочей), направленной на улучшение условий конкуренции и облегчение создания новых предприятий в развиваемых кластерах и др.

Уникальную возможность для развития территорий ЮФО дают подготовка и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Для обеспечения максимального позитивного эффекта от зимней Олимпиады для ЮФО предусматривается превращение задачи создания конкурентоспособного всесезонного горного курорта мирового уровня в Краснодарском крае в сверхзадачу превращения Олимпийских игр - 2014 в катализатор постиндустриальной трансформации и инновационной диверсификации экономики всего Южного федерального округа. С учетом опыта зарубежных стран на российском Черноморском побережье на базе части олимпийских объектов должны быть созданы новый технопарк и другие подобные объекты как форпосты новой экономики на юге России.

Развитие социальной сферы ЮФО при реализации инновационного сценария предполагает концентрацию на проблемах обеспечения благоприятного демографического баланса и улучшения благосостояния людей: это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, высокий уровень экологической безопасности. Предполагается, что средняя ожидаемая продолжительность жизни населения возрастет с 69,9 лет в 2009 г. до 77 лет в 2020 г.; численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизится с 18% в 2009 г. до 10% в 2020 г.; обеспеченность населения округа врачами (на 10 тыс. человек) увеличится с 47,9 в 2009 г. до 51,8 врача в 2020 г.; охват дошкольным образованием детей старше 5 лет вырастет с 53,9% в 2009 г. до 87% в 2020 г.; доля граждан, живущих в неблагоустроенном жилье, сократится с 43% в 2009 г. до 17% в 2020 г. [1, с. 29-30; 2]

Достижению высоких стандартов качества и уровня жизни в ЮФО, сравнимых с показателями развитых стран, препятствует ряд проблем в социальной сфере. Перечислим главные из них.

Во-первых, в округе наблюдается снижение доли лиц трудоспособного возраста, что в условиях невысокой производительности труда может обернуться негативными последствиями в экономике.

Во-вторых, идет процесс оттока из округа высококвалифицированных трудовых ресурсов в центральные районы страны и за границу, а нерегулируемая миграция из-за рубежа малоквалифицированной рабочей силы меняет внутреннюю этническую и религиозно-цивилизационную структуру на региональном уровне, а также размывает социокультурную идентичность населения. Этим объясняется ограниченность использования местных трудовых ресурсов при реали-

О ¡зз

о ^

к

и

¡33 >

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

л )

о

PQ •<

PLh

И

К

U-i О Ч

sc ££

к

о öd о м

зации экономического потенциала и масштабных инвестиционных проектов, в первую очередь намеченных в связи с проведением в г. Сочи ХХ11 Олимпийских зимних игр и XI Паралимпий-ских зимних игр 2014 г., а также в рамках федеральной целевой программы «Юг России (2008-2013 годы)». Спрос на трудовые ресурсы в ЮФО увеличивается, при этом основной дефицит высококвалифицированных кадров, обладающих профессиональными и языковыми компетенциями международного уровня, будут испытывать Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области. В отраслевом разрезе значительно возрастет спрос на трудовые ресурсы со стороны туристско-рекреационного комплекса, услуг для бизнеса и населения.

В-третьих, усугубляется имущественное расслоение общества, дифференциация доходов населения (особенно в Республиках Калмыкия и Адыгея, которые занимают 81-е и 78-е места в РФ), в том числе среднемесячной заработной платы, в территориальном разрезе и по видам экономической деятельности, а также в сравнении с другими регионами страны и зарубежными государствами.

В-четвертых, округ отличается значительными межрегиональными диспропорциями по качеству оказываемых медицинских услуг, доступности высококвалифицированной помощи и эффективности системы здравоохранения в целом (специализированные современные клиники сконцентрированы преимущественно в нескольких крупнейших городах округа (гг. Краснодар, Ростов, Астрахань и Волгоград).

Основными механизмами реализации «Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года» являются федеральные целевые программы, региональные и муниципальные программы, а также программы крупных компаний. В настоящее время на территории ЮФО уже действует ряд инвестиционных проектов в различных отраслях, финансируемых федеральным и региональными бюджетами (табл. 5).

Таблица 5

Приоритетные инвестиционные проекты в ЮФО

Наименование проекта Субъект ЮФО Сроки реализации

Промышленное производство

Создание химико-фармацевтического кластера Волгоградская область 2011-2014

Промышленный комплекс по производству строительных материалов в п. Каменномостский Республика Адыгея 2007-2019

Строительство завода по производству стеклотары Краснодарский край 2007-2013

Создание комплекса по производству полиэтилена Астраханская область 2011-2015

Формирование текстильного кластера «Поволжье» на территории Волгоградской области Краснодарский край 2007-2013

Организация производства древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ) на производственной базе ЗАО «ПДК» «Апшеронск» Краснодарский край 2010-2015

Строительство и развитие производства автобусов малого класса с законченным производственным циклом на территории городского округа - город Волжский Краснодарский край 2011-2012

Добывающая промышленность

Горно-обогатительный комбинат по добыче и обогащению калийных солей мощностью 2,3 млн т в год 95-процентного KCL Гремячинского месторождения Котельнического района Волгоградская область 2006-2015

Агропромышленный комплекс

Строительство современного тепличного комплекса по выращиванию цветочной продукции и овощных культур Республика Адыгея 2007-2013

Строительство откормочного комплекса молодняка крупного рогатого скота на 5 тыс. голов Республика Калмыкия 2010-2012

Строительство мясомолочного комплекса с законченным циклом выращивания и первичной переработки продукции Краснодарский край 2009-2013

Строительство современного тепличного комплекса с использованием энергосберегающих технологий для круглогодичного выращивания огурцов, томатов Краснодарский край 2009-2013

Увеличение производства мяса птицы на 50 тыс. т в год Краснодарский край 2009-2013

Создание комплекса племенного репродуктора 2-го порядка ООО «Холдинговая компания «Оптифуд» Ростовская область 2011-2013

Строительство современного тепличного комплекса в Астраханской области 21,5 га, Лиманский район, пос. Лиман Астраханская область 2008-2015

Инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства

Проект застройки третьего микрорайона жилого района «Левенцовский», г. Ростов-на-Дону Ростовская область 2006-2013

Чистый дом Ростовская область 2009-2013

Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и Юго-запада Ростовской области Ростовская область 2004-2021

Окончание таблицы 5

Наименование проекта Субъект ЮФО Сроки реализации

Строительство Ики-Бурульского группового водопровода с подключением к Северо-Левокумскому месторождению подземных вод Республика Калмыкия 2006-2014

Транспортная инфраструктура

Развитие мультимодального универсального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт» Ростовская область 2010-2015

Строительство головных береговых сооружений и трубопроводной системы транспорта нефти и газа с месторождений Северного Каспия Республика Калмыкия 2011-2015

Развитие туристско-рекреационной сферы

Круглогодичный горно-климатический курорт «Лагонаки» Республика Адыгея 2011-2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание туристско-рекреационного кластера «Астраханский» Астраханская область 2012-2016

Источник: Перечень приоритетных инвестиционных проектов в Южном федеральном округе, утвержденный Распоряжением Правительства РФ 30 августа 2011 г., №4447п - П16

Инструментами государственного финансирования инвестиционных проектов должно стать своевременное и гарантированное выделение денежных средств в соответствии с целевыми программами, финансирование строительства объектов из средств Инвестиционного фонда РФ, а также выделение прямых целевых инвестиционных средств государственным компаниям на реализацию инвестиционных проектов, имеющих высокую социальную значимость.

Организационные меры по реализации Стратегии развития ЮФО включают в себя, во-первых, поддержку институтов государственно-частного партнерства, венчурного финансирования и особых экономических зон, а также поддержку малого бизнеса; и во-вторых, создание и поддержку экспериментальных площадок, опытных полигонов для совместной с зарубежными и российскими партнерами отработки и внедрения новых технологий и передового опыта в различных отраслях экономики и социальной сферы (образовательного процесса, системы социального обслуживания, модернизации жилищно-коммунального хозяйства и др.).

Для реализации Стратегии развития ЮФО предусмотрены меры финансового характера, главными из которых являются:

- увеличение объема финансирования развития инновационного сектора из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (субсидии, льготы по оплате аренды, льготные кредиты и др.), предоставление ведущим вузам и инновационноактивным субъектам бизнеса преференций в сфере налогообложения и использовании объектов, находящихся в собственности субъектов ЮФО и муниципальной собственности;

- участие банков в соинвестировании крупных проектов, осуществляемых на территории ЮФО в форме государственно-частного партнерства, а также стимулирование банковского сектора к развитию системы микрофинансирования, предоставление кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- внедрение концессионных соглашений (на 25-30 лет) для развития дорожно-транспортной отрасли, образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства;

- оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения и др.

В Стратегии развития ЮФО сформулированы основные стратегические приоритеты социально-экономического развития в 2010-2020 гг. субъектов, входящих в состав ЮФО [1, с. 167-186; 2]. Так, для Республики Адыгея - это ускоренное развитие туристско-рекреационного комплекса. Будут развиваться виды деятельности, связанные с индустрией активного отдыха, прежде всего горнолыжного, экскурсионным обслуживанием, санаторно-курортным комплексом, культурно-познавательным и социальным туризмом. Основой кластера станут горнолыжные комплексы на плато Лагонаки, туристическая инфраструктура «Хаджох» в пос. Каменномостский, бальнеологические курорты на территории Краснооктябрьского, Курджипского, Абадзехского сельских поселений, природный парк «Большой Тхач» на территории Даховского сельского поселения, исторические, археологические и культурные объекты на территории г. Майкопа; перерабатывающие отрасли агропромышленного комплекса (тепличное производство продукции растениеводства, закладка садов интенсивного типа, закладка виноградников и ягодников на основе капельного орошения, строительство животноводческих и птицеводческих комплексов для производства молока и мяса, создание новых производств по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья); строительная индустрия; формирование эффектив-

О

¡□с

о ^

к

¡□С >

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё

о щ

о

м

ной транспортной и энергетической инфраструктуры; опережающий рост отраслей социальной инфраструктуры на основе кластерного подхода с учетом комплексных межотраслевых связей; добыча топливно-энергетических ресурсов с внедрением инновационных технологий и развитие альтернативных источников энергогенерации.

Для Республики Калмыкия - развитие агропромышленного комплекса (со специализацией в области мясного животноводства и переработки сельскохозяйственного сырья) и промышленности строительных материалов; добыча топливно-энергетических ресурсов; внедрение инновационных технологий и развитие альтернативных источников энергогенерации; ту-ристско-рекреационные услуги (развитие туристско-рекреационного комплекса связано с проектами создания центров отдыха и туристических комплексов на базе природных объектов и национально-этнических достопримечательностей и традиций, а также с созданием объектов водного транспорта и проведением берегоукрепительных работ, предполагающих в том числе реализацию мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Юг России (2008-2013 годы)» на р. Волге в Юстинском районе), и отрасли социальной сферы.

Для Краснодарского края - дальнейшее развитие сельского хозяйства, сельскохозяйственной переработки и инфраструктуры рынка продукции агропромышленного комплекса; развитие санаторно-курортного и туристического комплекса путем формирования конкурентоспособного круглогодичного туристического предложения и доведение уровня санаторно-курортных и туристических услуг до уровня международных стандартов, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста санаторно-курортного и туристического комплекса края. Основными точками роста санаторно-курортного и туристического комплекса станут бальнеологические курорты, горноклиматические курорты с развитой горнолыжной инфраструктурой, центры активных видов туризма, организация и продвижение современных туристических продуктов, этнотуристические центры и организация детского отдыха и оздоровления. Основными направлениями развития промышленного комплекса края станут машиностроение и металлообработка (производство оборудования для нефтегазового комплекса и железнодорожного транспорта, развитие собственного сталепрокатного производства, создание производств крупногабаритных оцинкованных металлических конструкций, наращивание объемов производства оборудования для фотоэнергетики, производство сельскохозяйственной техники и оборудования для агропромышленного комплекса края), химическое производство (производство минеральных удобрений, лакокрасочной продукции, полиэтиленовых труб, лекарственных средств, резинотехнических изделий, переработка автомобильных шин), развитие стекольной и деревообрабатывающей промышленности, а также дальнейшее развитие легкой промышленности.

Для Астраханской области - комплексное развитие транспортной инфраструктуры и логистических услуг. Предполагается расширение нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума, модернизация Астраханского морского торгового порта и строительство морского порта Оля в рамках развития международного транспортного коридора Север-Юг, комплексная реконструкция железной дороги на участке Трубная - В. Баскунчак - Аксарайская со строительством 2 путей, строительство мостового перехода через р. Волгу в районе станции Аксарайская 1. Перспективы добычи углеводородного сырья связаны с началом разработки месторождений шельфа Северного Каспия, кроме того, будет происходить освоение газовых и газоконденсатных месторождений Астраханской области, расположенных на суше, при этом добыча углеводородов будет сопровождаться переходом на новые технологии добычи и наращиванием объемов переработки сырья. Планируется ускоренный рост химической промышленности, машиностроения и судостроения с внедрением инновационных технологий, а также развитие агропромышленного комплекса и рыбоводства на основе кластерного подхода, а также отраслей социальной сферы и развитие туристско-рекреационного комплекса.

Для Волгоградской области - развитие и модернизация добывающих и обрабатывающих (нефтеперерабатывающих, машиностроительных, химических, металлургических) производств с внедрением инновационных технологий и энергетической инфраструктуры; развитие агропромышленного комплекса (предполагается развитие зернового и масленичного растениеводства, овощеводства, мясного и молочного животноводства), отраслей социальной сферы, туризма и рекреации. Туристско-рекреационный комплекс будет развиваться главным обра-

зом на базе уникальных природных комплексов озера Эльтон и Волго-Ахтубинской поймы, а также культурно-исторических достопримечательностей г. Волгограда. Будут развиваться такие направления, как санаторно-курортное бальнеологическое лечение, этнический, экологический и культурно-познавательный туризм. Предполагается, что определение г. Волгограда в качестве одного из городов России, принимающих чемпионат мира по футболу 2018 г., даст новый импульс формированию современной туристической инфраструктуры области, совершенствованию транспортной инфраструктуры: расширение дорог с твердым покрытием, включая создание автодорожного обхода г. Волгограда и строительство моста через р. Волгу; строительство интермодальных терминалов; реконструкция Волго-Донского канала и строительство его 2-й очереди; усиление ответвления международного транспортного коридора Транссиб путем строительства железной дороги Волгоград - Котельниково - Тихорецкая; усиление железнодорожных подходов к Астраханской области путем обновления устройств железнодорожной автоматики.

Для Ростовской области - формирование конкурентоспособных кластеров в агропромышленном секторе (зерновое, овощное и масленичное растениеводство, в том числе на орошаемых землях, мясо-молочное животноводство, птицеводство), в сельскохозяйственном машиностроении и легкой промышленности, в туризме и производстве строительных материалов; технологическая модернизация на крупных предприятиях оборонно-промышленного комплекса, машиностроения и угольной промышленности; создание высокотехнологичных производств; формирование территорий интенсивного экономического развития и технопарков, а также развитие транспортной инфраструктуры (в том числе ориентированной на обслуживание экспортно-импортных потоков). Предполагается реализация проектов строительства аэропортового комплекса «Южный» и формирования современного мультимодального хаба в Ростове-на-Дону, строительства мультимодального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт» в портово-промышленной зоне «Заречная» и вывода за пределы городской черты 2-го грузового района морского порта г. Таганрога, строительства специализированных терминалов. Намечены: строительство мостов через реку Дон; организация железнодорожного скоростного пассажирского движения по направлению Центр - Юг (Москва - Адлер); развитие международных коридоров на территории Ростовской области, в частности, продление международного транспортного коридора № 3 (Дрезден - Львов - Киев) до г. Ростова-на-Дону; проектирование 1-й очереди первой линии метрополитена в Ростове-на-Дону; развитие Азовского воднотранспортного узла в устье реки Дон, а также усиление припортовых функций городов Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог с увеличением грузооборота; развитие энергетической инфраструктуры.

Анализ современного социально-экономического состояния ЮФО и его субъектов и возможных перспектив развития округа в свете принятой Правительством РФ «Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года» дает основание сформулировать ряд общих проблем, которые необходимо учитывать при выработке основных положений региональной политики модернизации в современных условиях.

Одной из них, представляющей серьезное препятствие на пути улучшения экономического положения в ЮФО, является нерешенность принципиальных вопросов экономического взаимодействия субъектов Федерации и Центра. В этом плане самая трудная задача состоит в необходимости учета предшествующего развития, главный недостаток которого состоит в том, что отраслевая структура и специализация российских регионов на протяжении многих десятилетий формировались на неэкономической основе. Теперь же место идеологии и политики заняли экономические критерии, но в процессе этой замены не была учтена устойчивость (инерционность) отраслевой и региональной структуры.

В результате политика, ставившая целью ликвидацию прежних диспропорций, на деле лишь обнажила их, породив вдобавок целый ряд новых проблем. К числу основных диспропорций относятся:

- несоответствие новой структуры издержек технологическому уровню большинства предприятий и отраслей;

- несоответствие отраслевой структуры производственных мощностей конечному спросу;

- несоответствие сформировавшейся в прошлые годы региональной специализации но-

О ¡зз

о ^

к

и

¡33 >

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

вым критериям эффективности, приоритетам современной экономической политики;

- неразвитость механизмов согласования экономических интересов как внутри округов (между его субъектами), с одной стороны, и федеральными властями - с другой.

Чрезвычайно сильная дифференциация регионов по техническому уровню производства, финансовому состоянию, степени самообеспеченности вынуждает центральное правительство усиливать вмешательство в их экономику, повышать тяжесть налогообложения, в том числе с целью мобилизации финансовых ресурсов для поддержки более слабых регионов и выравнивания экономических условий их функционирования.

В то же время механизмы трансфертов, субвенций и дотаций остаются неотлаженными. Поэтому государство не справляется с регулирующей функцией. В результате стихийные процессы в условиях инфляции приводят к постоянному воспроизведению проблем, отставанию регулирования федеральных властей от скорости происходящих процессов.

Литература

[1] Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г.

[2] №р://правительство.рф/

[3] Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. №606.

[4] Постановление Правительства РФ от 5 июля 2010 г. №505

Л 1

о

ее •<

ей СС

К

I—,

о ас

к

о ас о

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.