Научная статья на тему 'Экономический потенциал формирования на юге России территорий опережающего развития: теоретико-методические и инструментальные подходы'

Экономический потенциал формирования на юге России территорий опережающего развития: теоретико-методические и инструментальные подходы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
167
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЮГ РОССИИ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / REGIONAL DEVELOPMENT / REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC POLICY / TERRITORIES OF RAPID DEVELOPMENT / ECONOMIC POTENTIAL / SOUTH OF RUSSIA / FAR EAST

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Латушко Наталья Александровна

В условиях современной динамики экономического развития на смену доминирования политики выравнивания уровней социально-экономического развития территорий приходит политика "сфокусированного" их развития, инструментом которой является создание территорий с особым статусом экономического развития. Поэтому, цель данной статьи в ответе на вопрос насколько возможно и целесообразно использование опыта реализации институционального формата ТОР на Дальнем Востоке на территориях субъектов Южного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Латушко Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic potential of formation of territories of rapid development in the Southern Russia: theoretical-methodical and instrumental approaches

In the conditions of the current dynamics of economic development the policy of "focused" development of the territories, based on the creation of territories with a special status of economic development is changing the dominance of the policy of leveling the levels of social and economic development of the territories. Therefore, the purpose of this article is answering the question if the use of experience in implementing the TOP institutional format in the Far East in the territories of the subjects of the Southern Federal District is possible and appropriate.

Текст научной работы на тему «Экономический потенциал формирования на юге России территорий опережающего развития: теоретико-методические и инструментальные подходы»

УДК 332.14 ББК 65.05 Л-27

Латушко Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической социологии и регионального управления ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»; e-mail: nlatushko@sfedu.ru; nlatushko@yandex.ru; тел.: 8(903)4061826

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОРМИРОВАНИЯ НА ЮГЕ РОССИИ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

(рецензирована)

В условиях современной динамики экономического развития на смену доминирования политики выравнивания уровней социально-экономического развития территорий приходит политика "сфокусированного" их развития, инструментом которой является создание территорий с особым статусом экономического развития. Поэтому, цель данной статьи в ответе на вопрос насколько возможно и целесообразно использование опыта реализации институционального формата ТОР на Дальнем Востоке на территориях субъектов Южного федерального округа.

Ключевые слова: региональное развитие, региональная социально-экономическая политика, территории опережающего развития, экономический потенциал, Юг России, Дальний Восток.

Latushko Natalia Alexandrovna, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Economic Sociology and Regional Administration of FSAEIHEC "Southern Federal University"; e-mail: nlatushko@sfedu.ru; nlatushko@yandex.ru; tel.: 8 (903) 4061826

ECONOMIC POTENTIAL OF FORMATION OF TERRITORIES OF RAPID DEVELOPMENT IN THE SOUTHERN RUSSIA:

THEORETICAL-METHODICAL AND INSTRUMENTAL APPROACHES

(reviewed)

In the conditions of the current dynamics of economic development the policy of "focused" development of the territories, based on the creation of territories with a special status of economic development is changing the dominance of the policy of leveling the levels of social and economic development of the territories. Therefore, the purpose of this article is answering the question if the use of experience in implementing the TOP institutional format in the Far East in the territories of the subjects of the Southern Federal District is possible and appropriate.

Key words: regional development, regional social and economic policy, territories of rapid development, economic potential, South of Russia, Far East.

Неоднородность экономического пространства оказывает значительное влияние на структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику реализации региональной социально-экономической политики, имеет большое значение с точки зрения ее влияния на территориальную целостность страны. Поэтому, в последние годы четко обозначилась необходимость в качественно новых подходах к системе целей и выбору инструментов федеральной политики развития регионов Российской Федерации.

Региональная политика является последовательной реализацией федеральным центром двух ее отдельных типов: общерегиональной и селективой. Общерегиональная политика направлена на создание общих единых, равноценных с точки зрения выделяемых центром ресурсов, предпосылок для регионального развития, а селективная региональная политика избирательно воздействует на развитие отдельных регионов посредством реализации эксклюзивных целей, методов и ресурсов.

Объектами селективной региональной политики являются, как правило, проблемные регионы. Выбор регионов, которые должны стать объектами селективной региональной политики, довольно сложен и решается каждой страной самостоятельно. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой в качестве объектов селективной политики, направленной на выравнивание уровней социально-экономического развития территорий, являются депрессивные промышленные регионы; депрессивные аграрные регионы; перенаселенные городские районы.

В условиях современной динамики экономического развития на смену доминирования политики выравнивания уровней социально-экономического развития территорий приходит политика "сфокусированного" их развития, направленная по концентрацию финансовых, человеческих, инвестиционных, инновационных и других ресурсов в "опорных" регионах и последующее распространение волн "экономического роста" на другие регионы страны.

Данная стратегия в странах Западной Европы первоначально имела своим истоком теорию эффективности организации экономического пространства, предложенной Ж. Будвилем и Ф. Перру [1, 2], - концепцию «полюсов или центров экономического роста». Согласно данной теории, на экономическом пространстве страны формируются точки экономического роста, где размещаются предприятия лидирующих отраслей, создавая новые инновационные продукты и услуги. Центрами и ареалами экономического роста в пространстве могут быть крупные города, городские и промышленные агломерации, территориально-производственные комплексы. Дополнением этой концепции служит теория «осей развития» французского экономиста П. Потье, согласно которой между полюсами роста вдоль основных транспортных коммуникаций развиваются импульсы развития - своего рода «коридоры роста». Концепция полюсов и центров роста стала применяться в России в стратегиях пространственного развития экономики в 90-х гг. XX в и нулевых годах XXI в., что было закреплено в стратегиях и программах развития регионов России.

Для Российской Федерации вопрос выбора приоритетов регионального развития является наиболее актуальным, поскольку одной из негативных тенденций, тормозящих развитие страны, является значительная межрегиональная социально-экономическая дифференциация, неизбежным следствием которой является увеличение числа проблемных регионов. Неразрешенность региональных проблем и разнообразие их отравительных проявлений и последствий обостряют межрегиональные конфликты и региональные диспропорции.

В последнее десятилетие использование инструментов, предназначенных для решения ключевых задач региональной политики, а именно, обеспечение притока частных инвестиций и современных технологий, являющимися ключевыми для модернизации и инновационного регионального развития в регионы России и города, стало центральный

элементом общей стратегии восстановления экономического роста в регионах. Важнейшим инструментом селективной региональной политики, направленным на привлечение инвестиций в регионы России, как показала практика, является создание территорий с особым статусом экономического развития: свободных экономических зон, зон территориального развития, территорий опережающего социально-экономического развития, где устанавливается особый правовой режим предпринимательской деятельности в границах местных территориальных единиц.

Сущность таких нововведений заключается в создании благоприятных эксклюзивных ресурсных и институциональных условий в отдельных регионах России, которые впоследствии должны широко распространяться на другие регионы.

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) - "это часть территории субъекта Федерации, на которой, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, уставлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения" [3].

Среди основных факторов, влияющих на принятие решение о придании локалитету статуса территории опережающего развития ключевыми согласно Постановления Правительства РФ являются следующее:

- наличие эффективных видов хозяйственной деятельности;

- выгодное транспортно-географическое положение территории;

- обеспеченность трудовыми ресурсами разной квалификации;

- наличие социальной и инженерной инфраструктур;

- возможности международного сотрудничества.

- относительно благоприятные природные и климатические условия жизни населения.

Инвестиционная привлекательность для резидентов ТОР заключается в наличии широкого спектра налоговых льгот, упрощенного таможенного режима, специального порядка землепользования, снижения административных барьеров, а также создания инфраструктуры за счет государства. Пионером в реализации институционального формата ТОР в РФ стал Дальний Восток.

Территория Дальнего Востока составляет около 30% территории РФ для которой характерны экстремальные природно-климатические условия хозяйствования, наличие богатой минерально-сырьевой базы, слабая освоенность и отдаленность региона от промышленно развитых центров страны, низкая плотность населения, поэтому именно Дальний Восток выбран в качестве площадки по внедрению технологий опережающего развития в современных условиях.

При выделении ТОР на Дальнем Востоке доминантным критерием, предъявляемым со стороны правительственной подкомиссии, было наличие подтвержденного инвестиционного спроса на предложенные проекты, а также степень проработанности вопросов инфраструктурного обеспечения. Начиная с 2018 года при положительных результатах, возможно применение данного инструмента на всей территории России.

Следует отметить, что на Дольнем Востоке в предшествующий период созданы определенные условия для наращивания потенциала развития, а именно: инфраструктура,

заложенная при подготовке к Саммиту АТЭС-2012, четыре института развития -Корпорация развития Дальнего Востока, Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, Фонд развития Дальнего Востока, сформирована законодательная база, включающая 14 федеральных законов (закон о территориях опережающего развитии, Свободном порте Владивосток, "дальневосточном гектате", снижении цен на электроэнергию, и т.д.

С 2015 года на территории Дальнего Востока создано 18 ТОР (на которых реализуется 433 инвестиционных проекта общим объемом инвестиций около 22 млрд. долл, из них 7 % государственные вложения, 93 % - частные инвестиции). В 2016 году введено в эксплуатацию 25 компаний, в 2017 году планируется запустить еще 50, а в 2018-2019 гг. - 230, что в совокупности приведет к созданию 34 тыс. рабочих мест.

В 2016 году в дальневосточных ТОР завершено строительство 2 объектов инфраструктуры и окончены проектировочные работы по 33 объектам, начато проектирование по 37 объектам, строительно-монтажные работы начаты на 12 объектах.

Первой запущенной ТОР стала ТОСЭР "Хабаровск" со специализаций промышленное производство и металлургия. Всего зарегистрировано 18 резидентов с объемом привлеченных инвестиций 31 млрд. руб., 2361,1 млн. руб. составляет государственная поддержка на создание инфраструктуры. Уже в 2016 году начал выпуск продукции завод "ТехноНИКОЛЬ-ДВ" по производству тепло- и изоляционных материалов, поставляемых на внешние рынки.

Наибольший объем частных инвестиций был направлен ТОЭР "Большой камень" и "Приамурская", где реализуются крупные мегапроеты судостроительного комплекса и нефтеперерабатывающего завода. В 2016 году сданы в эксплуатацию судостроительная верфь "Звезда" и цементный завод "С Технология" с общим объемом инвестиций 1,6 млрд. долл. и 27 млн. долл. соответственно.

Среди иностранных инвесторов наибольший объем привлеченных финансовых средств принадлежит КНР. Представители китайского бизнеса планируют инвестировать 3 млрд. долл. в 20 инвест-проектов совместно с российской стороной на ТОР и СПВ [4].

Территории 5 субъектов РФ (21 муниципальное образование) Дальнего Востока вошли в особую зону "Свободный порт Владивосток". Предполагается, что посредством нового режима портов на территории Дальнего Востока возможно эффективное развитие экспортно-ориентированного производства и интеграция в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона.

Режим порто-франко предусматривает специальные налоговые, административные, таможенные условия для проведения на территории Свободного порта инвестиционной деятельности. Среди наиболее значительных предпочтений резидентов СПВ - нулевая ставка налога на прибыль, землю и имущество, отсутствие таможенных пошлин на ввоз иностранных товаров, снижение ставок страховых взносов и право на предоставление земли, арендуемой без аукциона.

Согласно статистическим данным, предоставленным Корпорацией развития Дальнего Востока, инвестиции 217 резидентов порта во все регионы, участвующие в проекте, составили 297,8 млрд. рублей, а количество создаваемых рабочих мест около 27,9

тыс. 50% всех заявок от потенциальных резидентов поступило в 2017 году. Еще 515 бизнес-структур подали заявки на членство в СПВ. В рамках представленных проектов будет создано более 41 тысячи рабочих мест с объемом инвестиций 420 миллиардов рублей. 39% компаний создадут в СПВ новые производства, 18% - транспорто-логистическую инфраструктуру. В 2017 года введены в эксплуатацию 9 объектов, в том числе запущена первая очередь частного промышленного парка "Авиаполис Янковский", начало работу предприятие по огранке бриллиантов группы компаний "КОК".

В рамках специального режима в Дальневосточном регионе развиваются стратегически значимые для социально-экономического развития региона, такие как жилищное строительство, медицина, транспорт и логистика, сельское хозяйство, рыболовство и переработка рыбы, туризм и другие.

Среди наиболее значимых проектов, имеющих стратегическое значение для развития региона - создание сельскохозяйственного комплекса, строительство гражданского флота, открытие авиационного учебного центра, организация гольф-клуба и курорта мирового класса, открытие ипподрома в сочетании с отелем и торговым центром.

Т.е. параллельно с экономическими проектами на региональном пространстве реализуются социально значимые программы, что в целом будет способствовать улучшению качества жизни населения, способствовать привлечению высококвалифицированных кадров на территории Дальнего Востока.

Насколько возможно и целесообразно использование данного опыта на территориях субъектов Южного федерального округа?

Геоэкономическая целостность регионов ЮФО основана на уникальных природно-климатических условиях и ресурсах, способности региона выполнять функции важнейшего коммуникационного коридора, обеспечивающего связи со странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Прикаспийского бассейна.

Основными факторами, обеспечивающими конкурентоспособность ЮФО, являются:

- развитая транспортная инфраструктура;

- значительный промышленный потенциал;

- наличие квалифицированной рабочей силы;

- наличие законодательства, поддерживающего инвестиционную деятельность.

Важнейшими секторами экономики ЮФО с национальным и межрегиональным

значением являются сельское хозяйство, туристско-рекреационный и транспортные комплексы, а также торговля, что подтверждается данными рис. 1.

Пространство реальный капитал

Инвесиции, финансовый капитал

Природньи ресурсы

ЛУ ЯС1 6

Инновации и информация

Рынки

Институты

еловеческии капитал

Краснодарский край Ростовская область Волгогдадская область Астраханская область Республика Адыгея Республика Калмыкия

Рис. 1.

Индекс конкурентоспособности регионов Южного федерального округа, 2015 г. [5]

В стратегии социально-экономического развития Южного Федерального округа определены 26 региональных зон опережающего роста (см. рис. 1).

Учитывая то, что начиная с 2018 года планируется распространение экономического режима ТОР на всю территорию страны, конкуренция за придание данного статуса между локалитетами ожидаемо будет возрастать. Создание ТОР в субъектах ЮФО следует начинать, в первую очередь, на территориях обладающих наибольшим конкурентным потенциалом, а также где присутствует критический спрос на инновации. В регионах с низким потенциалом, не имеющих развитой промышленной и научной базы, в первую очередь необходимо сконцентрировать усилия властей на создании институциональных условий для активного вовлечения малого бизнеса в инновационные процессы, поиска проектов максимально встроенных в естественную среду регионального воспроизводства.

-[ Р есп\ б лика К а лмыьл и I

* з он а р азвития н е фте газоп ер ер аб атыв ающ ей пр омышленности * з он а р азвития стр оительн ой индустрии * зона развития мясного животноводства

[ А стр ах анская о б л а сть

* рыбохозяйственный кластер * судостроительный кластер •транспортно-логистический кластер * тур и стско-рекреационный кластер * нефтегазодобывающий кластер * сельскохозяйственный кластер

- Р еспу блика Ады гея

* зона р азвития туристско-р екр еационного комплекса * зона развития строительной индустрии * зона развития агропромышленного комплекса

{ Кр аснод ар скин кр ан 1

* Центр альная Кубанская

* Восточная Кубанская

* Северная Кубанская

* Южная Черноморская

* Юго-Западная Черномор екая

* Северо-Западная Азовская зоны

{ Ростовская область

* Ростовская агломерация

* зона Восточного Донбасса,

* В о л го д он екая з он а

* Юго-Восточная зона

-[ Волгоградская область ]

•Волгоградская агломерация,

* Котельников екая промышленная зона

* Эльтонская зона

* Камышинский текстильный кластер

Рис. 2. Зоны опережающего роста в ЮФО [6]

Реализация конкурентных преимуществ использования ресурсов ЮФО возможна на основе кластерного подхода, а также благодаря высокой степени экономического взаимодействия регионов, входящих в его состав. В первую очередь это отражается на объемах межрегиональной торговли между ведущими в экономическом отношении регионами округа.

На сегодняшний момент потенциальными точками роста способными стать центом притяжения инвестиционных ресурсов посредством введения особых режимов хозяйствования ТОР в ЮФО могут быть:

1. Туристический комплекс: В регионах с богатым природным и рекреационным потенциалом (Ростовская область, Краснодарский край,, республика Адыгея) было бы целесообразно сосредоточиться на приоритетном развитии индустрии туризма, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие пищевой промышленности, сельского хозяйства, легкой промышленности, транспорта и строительства, обеспечит рост предпринимательской активности в области гостеприимства и смежных товаров и услуг. Данному направлению способствует модернизированная к Олимпиаде 2014 года транспортная инфраструктура, реализованные инфраструктурные проекты строительства дорог, аэропортов, систем общественного транспорта, современных телекоммуникационных сетей. Запущены и успешно функционируют курорт Лагонаки в Адыгее, горнолыжный центр «Роза Хутор», курортно-спортивного комплекса «Дон Гольф Резорт.

2. Промышленно-производственный кластер: Основную производственную часть и кадровый резерв кластера может составить ПАО "Росвертол", предприятия Котельниковской промышленной зоны в Волгоградской области.

3. Ресурсно-воспроизводственный кластер, в первую очередь

- использование конкурентных преимуществ в сельскохозяйственном секторе Южного федерального округа, формирование агропромышленного кластера путем привлечения крупных производителей, ООО «Агропромышленный комплекс «Станица», тепличный комплекс ООО «Донская усадьба», ООО «Евродон», ООО «ДонБиоТех».

- реализацией проектов развития нефте- и газодобычи на Каспийском шельфе. В настоящий момент работа в данном направлении реализуются проекты комплексного освоения нефтегазовых месторождений Северного Каспия компаниями ОАО «ЛУКойл», ООО «Газпром добыча Астрахань», ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум-Р», а также более глубокая интеграция предприятий, функционирующих в рамках Ченоморско-Каспийского региона.

Таким образом, на Юге России возможно применение режимов ТОР вышеобозначенных точек роста на основе кластерного подхода в рамках межрегиональной интеграции.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Перру Ф. Экономика XX века. Париж, 1961. 598 с.

2. Географический энциклопедический словарь. Концепция и термины / под ред. А.Ф. Трешникова [и др.]. Москва: Сов. энциклопедия, 1988. 432 с.

3. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ. Режим доступа URL:http://base.garant.ru/70831204

4. 5 мая Дмитрий Медведев проведёт совещание о создании территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке в 2015-2017 годах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// government.ru/announcements/27552/

5. Индекс конкурентоспособности регионов - Полюсы роста России (AV RCI-2015): аналитический обзор, октябрь 2015 г. / Консорциум Леонтьевский центр-AV Group. Санкт-Петербург, 2015. 80 с.

6. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской

Федерации от 05.09.2011 №1538-р // Собрание законодательства РФ. 19.09.2011. №38. ст. 5400.

Literature:

1. Perru F. Economy of the XX century. Paris, 1961. 598 p.

2. Geographical encyclopedic dictionary. Concept and terms / ed. by A.F. Treshnikov [and others]. Moscow: Sov. encyclopedia, 1988. 432p.

3. On the territories of advanced social and economic development in the Russian Federation [Electronic resource]: the federal law of December 29, 2014 No. 473-FL. Access Mode URL: http: //base.garant.ru/70831204

4. On May 5, Dmitry Medvedev will hold a meeting on the creation of territories for outpacing socio-economic development in the Far East in 2015-2017 [Electronic resource]. Access mode: http://government.ru/announcements/27552/

5. Regional Competitiveness Index - Growth Poles of Russia (AV RCI-2015): Analytical Review, October 2015 / Consortium LeontiefCenter-AV Group. St. Petersburg, 2015. 80p.

6. On the approval of the Strategy for the socio-economic development of the Southern Federal District for the period until 2020: the order of the Government of the Russian Federation from 05.09.2011 № 1538-p // Collection of legislation of the Russian Federation. 19.09.2011. No. 38. Art. 5400.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.