27 (210) - 2011
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК 332.2
ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ И СЦЕНАРНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ*
В. 3. ПЕТРОСЯНЦ,
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник E-mail: vpetrosjanc@yandex. ru С. В.ДОХОЛЯН, доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом E-mail: sergsvd@mail. ru Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН
Развитие Северо-Кавказского региона следует рассматривать как важнейшее средство обеспечения целостности государства, укрепления экономики России. В статье применительно кусловиям Республики Дагестан проанализированы вопросы прогнозирования регионального развития с использованием эконометрическихметодов. Представлена эконометрическая модель, посредством которой были осуществлены многовариантные прогнозные оценки. Предложены сценарные варианты развития Республики Дагестан на период до 2020 г.
Ключевые слова: регион, стратегическое развитие, прогноз, модель, модернизация, экономическая политика.
Одним из наиболее важных источников информации для прогнозирования являются модели экономического развития региона. Посредством методов моделирования процессов социально-экономического развития региона представляется возможным с позиций системной методологии, с достаточно высокой степенью достоверности осу-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 10-02-00579а.
ществить прогнозирование основных параметров будущего состояния той или иной региональной системы, траектории ее развития под воздействием различных факторов и меняющихся условий функционирования.
Региональное прогнозирование является важным инструментом государственного регулирования социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных ее регионов. Посредством прогнозирования обеспечивается научный поиск путей и направлений оздоровления экономики, сглаживания межрегиональных противоречий и роста благосостояния населения, независимо от места его проживания по всей территории страны.
Достоверность и надежность социально-экономических прогнозов зависит от используемой методологии прогнозирования, учета всего многообразия факторов. Прогнозирование должно носить непрерывный характер, обеспечивать преемственность и согласованность прогнозных оценок как по разным горизонтам, так и при различной степени агрегации.
При разработке прогнозов следует учитывать, что в зависимости от характера исходной информации, степени ее агрегации, методов обработки и анализа, а также периода прогнозов изменяются факторы развития и приоритеты целей прогнозирования.
Долгосрочные прогнозы строятся для макроэкономического уровня в основном для целей разработки экономической стратегии в виде гипотетических сценариев, носят, как правило, альтернативный характер, содержат рекомендации по государственному стратегическому планированию, представляют интерес для законодательных органов. При построении региональных прогнозов основное внимание должно уделяться исследованию тенденций и факторов российской экономики и экономики субъекта Федерации.
Региональное прогнозирование предполагает наличие соответствующей статистической информации. Региональная статистика не просто регистрирует экономические и социальные процессы, но и изучает их пространственную дифференциацию. Принципиально новым моментом в развитии региональной статистики стало включение в отчетность показателей валового и чистого продукта региона, среднего дохода надушу населения, квалификационных сдвигов рабочей силы, уровня безработицы и т. п. Существенно расширилась информация о региональных капиталовложениях, их структуре по видам и формам собственности.
Данные региональной статистики свидетельствуют о неравномерном экономическом развитии регионов, что затрудняет выбор тех или иных методов регионального прогнозирования применительно к конкретной территории. Однако фундаментальные принципы прогнозирования остаются общими для всех регионов независимо от их экономического состояния. Обычно составление прогноза предполагает конструирование моделей размещения и пространственных взаимосвязей. В сфере производства сейчас существуют чрезвычайно сложные взаимосвязи, и без математических моделей практически невозможно установить то влияние, которое оказывает рост или сокращение производства в одних отраслях на другие, как на региональном уровне, так и на межрегиональном.
В настоящее время значение регионального прогнозирования возрастает повсеместно во многих странах. Накопленный там опыт программирования и прогнозирования развития регионов для современной России с ее федеративным устройс-
твом полезен и может быть использован при формировании стратегии регионального развития.
В основе ее формирования должно лежать признание необходимости долгосрочных прогнозов и программ, без которых невозможно достичь коренных сдвигов в уже установившихся тенденциях экономического развития регионов с недостаточным хозяйственным потенциалом. В стратегию регионального развития, исходя из мировой практики, должны быть положены такие элементы, как:
• создание новых постоянных рабочих мест путем стимулирования инвестиций частного сектора;
• обеспечение условий для поддержания устойчивого экономического роста путем дополнительных государственных капиталовложений в важнейшие отрасли инфраструктуры;
• содействие отсталым районам путем разработки образовательных и отраслевых программ, консультирования и др.
Главный инструмент стратегии регионального развития - прогнозирование спроса на капитал и предоставление субсидий реальному сектору экономики в рамках инновационных преобразований для создания новых и технологической модернизации старых предприятий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что региональное прогнозирование является важным инструментом стратегического регулирования регионального развития. Посредством прогнозирования обеспечивается научный поиск путей и направлений оздоровления экономики, сглаживания межрегиональных противоречий и роста благосостояния населения, независимо от места его проживания по всей территории страны.
При разработке прогнозов необходимо использовать модели, которые удовлетворяют определен-номунаборутребований [2]:
• модель должна быть сбалансированной. Решение модели должно одновременно удовлетворять уравнениям производства, доходов и расходов;
• экзогенные переменные модели должны представлять параметры экономической политики. В модели должно быть как можно меньше других экзогенных переменных, все остальные (эндогенные) переменные должны рассчитываться в зависимости от параметров экзогенных переменных;
• модель должна быть замкнутой, т. е. все эндогенные переменные в конечном итоге должны
зависеть друг от друга и от экзогенных переменных, поскольку действительно сбалансированное решение можно получить только в рамках замкнутой модели;
• модель должна адекватно описывать ретроспективу и особенности современной экономической ситуации;
• модель должна учитывать ресурсные ограничения;
• система уравнений модели должна быть рекурсивной, т. е. текущее состояние зависит от прошлого, а будущее состояние от текущего;
• соблюдение баланса между адекватностью модели и ее реализуемостью, т. е. возможность фактической реализации модели исходя из ресурсных и информационных ограничений, что предполагает необходимость реализации модели в условиях ограниченности ресурсов. При прогнозировании социально-экономического развития регионов применяют различные типы моделей экономики, но наиболее распространенными являются эконометрические модели [1,3,4].
В разработанных и экспериментально опробованных системах моделей различных уровней за рубежом и в нашей стране всегда большое внимание уделялось вопросам построения сложных региональных эконометрических моделей, в которых описываются во взаимосвязи различные аспекты функционирования региональной экономики. По мере продвижения реформ, развития и укрепления рыночных отношений имеет место возрастание интереса к разработке таких региональных моделей, поскольку именно в регионах (республиках, краях, областях, городах и районах) осуществляется реализация экономической политики государства, конкретное решение хозяйственных задач общенационального и регионального уровней [3].
Интерес к эконометрическим региональным исследованиям обусловливается определенным расширением воздействия государства на экономическую деятельность регионов и необходимостью в связи с этим оценки для региональных органов управления экономических последствий проводимой федеральным правительством региональной экономической политики. Поэтому в разрабатываемых эконометрических региональных моделях предпринимаются попытки более точного и полного описания финансово-денежных отношений, учета налоговой политики на различных уровнях управления, последствий переливов и перераспределения инвестиционных потоков, прогнозирования уровня занятости и безработицы.
Региональные эконометрические модели позволяют не только рассчитывать текущее состояние экономики, но и оценивать возможное развитие в отдаленной перспективе при изменениях входящих параметров. Информация, полученная по результатам прогнозных расчетов, представляет определенный интерес как для местных органов власти, формирующих экономическую политику в регионе, так и для отдельных хозяйственных структур, планирующих практическую деятельность в соответствии с возможными изменениями в экономике в будущем, в зависимости от результатов расчетов по различным сценариям экономического развития на перспективу.
Построение эконометрической модели базируется на использовании теории вероятностей и методов математической статистики, дающих возможность количественно отобразить связи и отношения между множеством элементов, формирующих регион, в виде взаимосвязанных математических уравнений, каждое из которых отображает некую содержательную версию закономерности развития того или иного объекта, явления, процесса как элемента сложной системы.
При всем разнообразии спектра решаемых с помощью эконометрики задач удобным представляется классифицировать их по трем параметрам: по конечным прикладным целям, по уровню иерархии и по профилю анализируемой экономической системы.
Все экономические модели независимо от иерархии имеют некоторые общие особенности. Во-первых, они основаны на предположении, что поведение экономических переменных определяется с помощью совместных и одновременных операций с некоторым числом экономических соотношений. Во-вторых, принимается гипотеза, в силу которой модель, допуская упрощение сложной действительности, тем не менее улавливает главные характеристики изучаемого объекта. В-третьих, полагается, что на основе достигнутого с помощью модели понимания реальной системы удастся предсказать ее будущее движение и, возможно, управлять им.
Весь процесс моделирования можно разбить на шесть основных этапов [2]:
• 1-й этап (постановочный) — определение конечных целей моделирования, набора участвующих в модели факторов и показателей, их роли;
• 2-й этап (априорный) — предварительный анализ экономической сущности изучаемого
явления, формирование и формализация априорной информации, относящейся к природе и генезису исходных статистических данных;
• 3-й этап (параметризация) — собственно моделирование, т. е. выбор общего вида модели, в том числе состава и формы входящих в нее связей;
• 4-й этап (информационный) — сбор необходимой статистической информации, т. е. регистрация показателей на различных временных или пространственных тактах функционирования изучаемого объекта (явления);
• 5-й этап (идентификация модели) — статистический анализ модели, и в первую очередь статистическое оценивание неизвестных параметров модели;
• 6-й этап (верификация модели) — сопоставление реальных и модельных данных, проверка адекватности модели, оценка точности модельных данных.
Применительно к условиям Республики Дагестан была осуществлена разработка эконометричес-кой модели прогнозирования, в которой с учетом реальных информационных возможностей системно охватываются важнейшие макроэкономические параметры регионального развития.
Для описания модели вводятся следующие обозначения:
I— объем инвестиций в основной капитал в году Иг,
1Р — объем инвестиций в промышленность в году Иг,
— объем инвестиций в сельское хозяйство в году £
УРР( — объем промышленного производства В году Р,
объем сельскохозяйственного производства в году Р,
К5Т( — объем строительных работ в году £ УВР — валовой региональный продукт в году Р, БОН— доходы населения в году £ РЬи— объем платных услуг в году Р, ОЯТ — оборотрозничной торговли в году £
доходы консолидированного бюджета
в году £
ЫР — объем налоговых поступлений в бюджетную систему в году £
ВВ — численность безработных в году £ общая численность населения в году £ — инвестиции в основной капитал надушу населения в году £
УВРЫ1— валовой региональный продукт на душу населения в году £
DOHN — доходы на душу населения в году t, PLUNt— платные услуги на душу населения в году t\
OBTN— оборотрозничной торговли надушу населения в году t\
BDN— бюджетные доходы на душу населения в году t\
NPNt — налоговые поступления надушу населения в году t\
Qt — удельный вес налоговых поступлений в ВРП в году t\
UDt— уровень дотационности консолидированного бюджета в году t.
Эконометрическая модель включает в себя функциональные зависимости, которые представляются в следующих уравнениях:
VPP=f(VPPt_1IPt), (1)
где объем промышленного производства описывается функцией, в которой аргументами являются достигнутый его уровень в предшествующем году и инвестиции текущего года;
VSP=f(VSPt_JSt), (2)
где объем сельскохозяйственного производства аналогичным образом является функцией соответствующих аргументов;
VBPt =f(VBPt l VPPt VSPt), (3)
где валовой региональный продукт определяется в зависимости от достигнутого его уровня в предшествующем году и от объемов промышленного и сельскохозяйственного производств в текущем году;
DOHt =f(DOHt_ t VBPti N), (4)
где аргументами функции доходов населения являются достигнутый уровень доходов в предшествующем году, текущие объем валового регионального продукта и численность населения;
VST=f(VSTt_1DOHtI), (5)
где объем строительных работ определяется в зависимости от достигнутого его уровня в предшествующем году, от объемов инвестиций в основной капитал и от доходов населения текущего года;
PLUt=f(PLUt_1DOH), (6)
где объем платных услуг зависит от достигнутой его величины в предшествующем году и от доходов населения текущего года;
OBT=f(OBTtlDOH), (7)
где оборот розничной торговли рассчитывается по формуле, в которой аргументами являются его достигнутый уровень в предшествующем году и доходы населения текущего года;
NPt =f(NPt_p VPPt, PLU), (8)
где объем налоговых поступлений в бюджетную систему рассчитываются по функции, в которой аргу-
ментами являются достигнутый уровень бюджетных доходов в предшествующем году, текущих объемов промышленного производства и платных услуг;
ВВ=/(ВВ1_1,МР1,М1_]), (9)
где доходы консолидированного бюджета зависят от их достигнутого уровня в предшествующем году, налоговых поступлений текущего года и численности населения предшествующего;
ВК=/(ВК1_1,ВОН1М), (10)
где численность безработных рассчитывается по уравнению, в котором аргументами являются численность безработных в предшествующем году, доходы и численность населения текущего года;
М=/(М1_рВОН1_]), (11)
где численность населения представляется как функция от ее величины и уровня доходов населения за предшествующий год.
Соответственно модель содержит четыре балансовых уравнения, посредством которых рассчитываются показатели УЯРЫ^ иВ(, ВВИ(, ЫРЫ^ БОШ, рьиы^ ОЯТЫ;
т=1(/Ы; (12)
; (13)
О^^ВуУКР^хЮО; (14)
Щ = (ИР/ВВ^ х 100; (15)
ВВМ1=ВВ1/Ы1. (16)
(17)
ВОНЫ^ВОН/Ы; (18)
РЬШ^РЩ/^ (19)
ОЯТМ = ОЯТ1/М1^ (20)
Система уравнений моделей (1—20) является рекурсивной. Алгоритм вычислений по ней основывается на последовательном определении неизвестных переменных, начиная с первого и кончая последним годом прогнозируемого периода.
В свою очередь, расчеты для каждого года осуществляются по уравнениям модели в соответствии с их нумерацией, причем результаты операций
Блок-схема расчетов по эконометрической модели социально-экономического развития региона
с вышестоящими уравнениями используются в нижестоящих.
На рис. 1 представлена блок-схема расчетов по этой модели. Управляющими параметрами в модели являются инвестиции в основной капитал, промышленность и в сельское хозяйство.
Важнейшим показателем, характеризующим позитивную динамику социально-экономического развития региона, является рост налоговых поступлений в бюджетную систему страны. Наращивание этого показателя напрямую связано с экономическим ростом в регионе, с развитием и расширением налогооблагаемой базы, с увеличением налогового потенциала.
По моделям (1—20) были проведены прогнозные оценки макроэкономических показателей хозяйственного развития Республики Дагестан на перспективу до 2020 г. Расчеты проводились по четырем вариантам ежегодного прироста инвестиций в основной капитал, промышленность и сельское хозяйство на весь прогнозный период (от 10 до 20 %), которые легли в основу формирования различных сценариев стратегии развития Республики Дагестан на период до 2020 г.
При этом следует отметить, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, в зависимости от реализации различных факторов определены три качественных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе — инерционного, энерго-сырьевого и инновационного развития.
В основе инерционного сценария развития лежит консервация экспортно-сырьевой модели развития при сужении ее потенциала в связи с замедлением роста экспорта углеводородов, открытием внутренних рынков готовых товаров, снижением ценовой конкурентоспособности перерабатывающих производств. Сохраняются современные структурные характеристики: доминирование сырьевого сектора и в экспорте, и в накоплении капитала, слабое развитие обрабатывающих секторов, которые в целом остаются низкоконкурентоспособными, анклавный характер высокотехнологичных секторов и экономики знаний.
Сценарий энерго-сырьевого развития предполагает частичное снятие
ограничений инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире.
Реализация данного сценария предполагает формирование новых источников роста, основанных на ускоренном развитии энерго-сырьевых отраслей — ТЭК, металлургии, химической промышленности, атакже транспортно-логистических структур. При этом импульс технологического развития должна получить часть обрабатывающих отраслей, связанных с обеспечением развития энергетики, сырьевого сектора, транспорта. В то же время значительная доля отраслей, не сопряженных с экспортно-сырьевым ядром, будетразви-ваться в инерционном режиме, характеризующемся падающей конкурентоспособностью.
Сценарий инновационного развития нацеливает на использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных (энергетика, транспорт, аграрный сектор), но и в новых наукоемких секторах и экономике знаний, на превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста.
Реализация данного сценария позволяет обеспечить выход на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности российской экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности, существенно сократить разрыв между Россией и ведущими странами мира по уровню благосостояния.
Оценка различных вариантов развития России однозначно определяет выбор третьего — инновационного — сценария.
Соответственно, в русле мировых и общероссийских тенденций, в условиях глобализации, модернизации и регионализации экономики, дифференцированно, с учетом специфических черт и особенностей, должна выстраиваться и стратегия развития Республики Дагестан — субъекта Российской Федерации.
Исходя из этого с учетом многовариантных прогнозных оценок траекторий движений различных макроэкономических показателей выстраиваются четыре альтернативных сценария развития Республики Дагестан на период до 2020 г.: инерционный, инвестиционный, инновационный и композиционный.
Инерционный сценарий предполагает сохранение складывающейся под воздействием внутренних
и внешних факторов динамики экономического развития Дагестана, некоторое повышение инвестиционной привлекательности, улучшение условий в социальной сфере, перевод всех секторов экономики в устойчивый режим функционирования, мобилизацию имеющихся резервов, атакже реализацию задействованных на территории республики целевых комплексных программ федерального и регионального уровней, завершающихся, начатых и подготовленных к реализации инвестиционных проектов.
Инерционный сценарий поддерживается 10%-ным среднегодовым приростом инвестиций в основной капитал и предполагает стабильный среднегодовой темп роста ВРП 8 %, что позволит увеличить его за период 2006—2020 гг. (в сопоставимых ценах) в три раза, снизить уровень дотационное™ консолидированного бюджета до 50 % (в 2006 базовом году он составлял 76,4%), сократить численность безработных примерно на 100 тыс. человек, увеличить денежные доходы в расчете на душу населения в2,8 раза.
Для данного сценария характерны следующие черты и тенденции развития:
• ориентация экономики республики на развитие традиционных сфер хозяйственной деятельности: топливно-энергетический комплекс (ТЭК), аграрно-промышленный комплекс (АПК), машиностроение и строительство;
• восстановление ряда отраслей народного хозяйства, определявших в прошлом лицо дагестанской экономики (предприятия стекольной, рыбной и легкой промышленности);
• сохранение сложившихся тенденций в миграционном движении населения, усиление оттока населения в города Республики Дагестан (особенно в столицу республики);
• расширение сети и ассортимента услуг рекреации за счет нового строительства и реконструкции действующих объектов, соответствующего развития инфраструктуры;
• отраслевые сдвиги в экономике, наращивание налогового потенциала и снижение уровня дотационное™ консолидированного бюджета. В целом инерционный сценарий предполагает умеренную динамику развития, некоторое повышение инвестиционной привлекательности, улучшение условий в социальной сфере, перевод всех секторов экономики в устойчивый режим функционирования, мобилизацию имеющихся резервов, а также реализацию начатых инвестиционных проектов. При этом новые масштабные
проекты не инициируются, сохраняя ориентацию экономики республики на развитие традиционных сфер хозяйственной деятельности, а также расширение сети и ассортимента услуг рекреации. Импульс роста по мере все более полного вовлечения в хозяйственный оборот резервов развития этих секторов экономики постепенно будет ослабевать, темпы роста замедлятся, что будет сдерживать реальный рост уровня жизни населения республики. Вместе с тем в рамках федеративных отношений государство будет обеспечивать стабильность бюджетной системы и поддержание инфляции на уровне целевых показателей, однако ожидания особой его активизации в сфере экономики представляются маловероятными.
Таким образом, данный сценарий, хотя и решает ряд целевых стратегических задач — снижение дотационности бюджета республики и уровня безработицы, предусматривает стабильный рост ВРП, доходов населения и др. — все же не представляется перспективным, поскольку его реализация сохраняет сложившееся отставание Республики Дагестан от других субъектов ЮФО и России. Он не обеспечивает в должной мере встраивания экономики Дагестана в российское и мировое рыночное пространство.
Инвестиционный сценарий предусматривает активизацию инвестиционной деятельности, повышение технологического уровня производства путем его модернизации и технического перевооружения, улучшение инвестиционного климата, осуществление институциональных преобразований, формирование на территории республики действенной рыночной инфраструктуры. Кроме того, сценарий предполагает продолжение реализации национальных проектов (образование, здравоохранение, АПК), а также долгосрочных программ развития ключевых секторов экономики (ТЭК, машиностроение, рекреация и туризм, строительство, инфраструктура).
Данный сценарий предполагает при ежегодном 15 %-ном приросте инвестиций 10 %-ный среднегодовой рост ВРП, что обеспечит его увеличение за период 2006—2020 гг. (в сопоставимых ценах) в 4 раза, снижение дотационности бюджета до 40 %, создание новых рабочих мест и соответствующее, примерно в два раза, сокращение численности безработных, значительное (в 3,7раза) повышение доходов населения.
Инвестиционный сценарий базируется на существенном увеличении притока капитала в реальный сектор экономики, значительная часть
которого, порядка 30%, направляется в приоритетные отрасли промышленности, создавая тем самым условия для формирования территориально-производственных комплексов (кластеров) и повышения конкурентоспособности республики на российском и мировом рынках.
К основным факторам повышения инвестиционной активности, наряду с резервами природных ресурсов и накопленного капитала, следует отнести наличие свободной квалифицированной рабочей силы.
Инвестиционный сценарий по сравнению с инерционным вариантом развития характеризуется повышенными требованиями к эффективности экономики, рост которой обеспечивается как повышением конкурентоспособности на территории республики бизнеса и формированием для этого необходимых условий, так и реализацией комплекса масштабных инвестиционных проектов в базовых секторах экономики.
Вместе с тем интенсивные структурные сдвиги в экономике предполагают приток значительного объема инвестиций, в том числе государственных в рамках реализации национальных проектов и других стратегических задач федерального уровня. Реализация этого сценария потребует значительной финансовой поддержки из федерального бюджета, что ставит социально-экономическое развитие Дагестана в прямую зависимость от гарантированное -ти притока государственных инвестиций. Здесь же следует отметить и то, что финансовые институты республики в обозримой перспективе вряд ли будут располагать возможностями для создания весомых источников долгосрочных кредитов и займов в развитие экономики. Приток же частных инвестиций в масштабные долговременные проекты представляется маловероятным.
В целом параметры развития этого сценария не обеспечивают должного роста уровня качества жизни местного населения, а инвестиционные ресурсы не работают в полной мере на развитие человеческого капитала.
Инновационный сценарий предполагает достаточно высокий, порядка 20 %, среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал, обеспечивающий усиление инновационной компоненты экономического роста, основанной на знании и использовании постиндустриальных источников развития (квалифицированная рабочая сила, конкурентоспособные технологии, информационные ресурсы и т.д.). Данный сценарий предполагает инвестирование в человеческий капитал, увели-
чение доли потребления в бюджете, приоритетное развитие науки, образования и здравоохранения, наращивание ресурсного потенциала, развитие сферы услуг.
Такой вариант развития обеспечивается за счет притока инвестиций в новые виды деятельности и качественный рост производительности труда и капитала. Инновационный сценарий может привести к существенному повышению конкурентоспособности региона и сокращению отставания от других субъектов Федерации. Его реализация направлена на создание новой, более эффективной, экономической базы, позволяющей в последующем осуществить технологический прорыв в ведущих видах хозяйственной деятельности, включая сектор услуг, социальную и информационную сферы. Это обеспечит устойчивый рост производительности труда во всех отраслях экономики, развитие конкурентоспособных территориально-производственных кластеров, а впоследствии — качественные сдвиги в достижении новых стандартов жизни населения.
В данном сценарии предполагается развитие экономики со среднегодовым темпом прироста ВРП не менее 12 %, что даст возможность обеспечить рост ВРП за период 2006—2020 гг. (в сопоставимых ценах) в 4,4 раза, снизить уровень дотационное™ консолидированного бюджета до 22%, а уровень безработицы довести до цивилизованной нормы — 7—8 %.
Динамичный рост экономики в рамках данного сценария позволит значительно улучшить благосостояние и качество жизни народов Дагестана, повысить к 2020 г. их реальные денежные доходы примерно в четыре раза.
В соответствии с инновационным сценарием предполагается поддержание достаточно высоких темпов развития промышленного производств 22 % в год. При этом главной особенностью является то, что имеет место существенное изменение структуры инвестиций и производства в пользу информационного и высокотехнологичного сектора. По оценкам, доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств должна возрасти к 2020 г. до 18—20 %.
Динамичный рост экономики в рамках инновационного сценария будет способствовать формированию и активизации в Республике Дагестан широкого слоя среднего класса, ускоренному развитию сектора малого и среднего бизнеса, механизмов венчурного финансирования, внедрению новых наукоемких технологий, обеспечивающих рост производительности труда.
Этот сценарий является наиболее предпочтительным, поскольку его реализация предполагает выход экономики к 2020 г. на траекторию динамичного экономического роста и превращение Дагестана в достаточно привлекательный для инвестиций и ведения бизнеса регион России, способствует расширению его интеграции в отечественную и мировую экономику.
Однако выбор того или иного сценария в рамках стратегии развития Республики Дагестан на период до 2020 г. должен базироваться на реальных ресурсных и инвестиционных возможностях, которые в обозримой среднесрочной перспективе на ближайшие пять лет вряд ли смогут обеспечить инновационный и даже инвестиционный режимы развития.
В этих условиях представляется целесообразным период до 2020 г. разбить на три этапа: 2008-2012гг., 2013-2017гг. и 2018-2020гг. Исходя из этого на первом этапе наиболее вероятным является инерционный режим развития республики, эффективная реализация которого позволит создать условия для перехода на втором этапе в параметры инвестиционного сценария развития, обеспечивающие на третьем этапе возможности вхождения Дагестана в инновационный режим развития.
Реализация такого подхода предполагает на основе композиции первых трех сценариев развития разработку четвертого (композиционного) сценария — наиболее предпочтительного и с точки зрения ресурсных возможностей, и качественного содержания.
Согласно этому сценарию предполагается устойчивое наращивание притока инвестиций в развитие приоритетных сфер хозяйственной деятельности и социальное обустройство на всей территории республики. По этому сценарию, в соответствии с прогнозными расчетами, темп прироста ВРП составляет 9—11 %, обеспечивая его рост к 2020 г. по сравнению с 2006 г. в 4 раза. Уровень дотационности консолидированного бюджета снизится до 33 %, а уровень безработицы — до 11—12%, реальные денежные доходы населения возрастутв 3,75 раза.
Композиционный сценарий следует рассматривать как вариант наиболее вероятного развития Республики Дагестан. Он основан на сочетании принципов, подходов формирования и целевых установок реализации, рассмотренных выше сценариев — инерционного, инвестиционного и инновационного.
Композиционный сценарий предполагает, с одной стороны, обеспечение технологической модернизации уже существующих и действующих промышленных предприятий республики, реализацию новых инвестиционных проектов, с другой стороны, — реализацию структурной и инновационной политики, направленной на формирование и использование постиндустриальных источников развития.
Данный сценарий может быть реализован в три этапа:
1. Инерционный этап (2008—2012гг.). Восстановление, поддержка и развитие традиционных видов производств и сфер специализации экономики Республики Дагестан (ТЭК, АПК, машиностроение, строительство, рекреационный комплекс, рыбное хозяйство, народные промыслы, туризм) с одновременным повышением их эффективности. Наращивание налогового потенциала, создание новых рабочих мест, позитивные институциональные преобразования, активизация инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики, относительно умеренные, но устойчивые темпы прироста ВРП (8 % в год) и инвестиций в основной капитал (10 % год), обеспечивающие вхождение республики в инвестиционный режим развития.
2. Инвестиционный этап (2013—2017гг.). Последовательная технологическая модернизация предприятий традиционных производств, повышение их конкурентоспособности, инициирование условий для создания территориально-производственных кластеров, наращивание инвестиционных ресурсов за счет диверсификации источников финансирования, улучшение инвестиционного климата, реализация эффективной инвестиционной политики, устойчивый социально ориентированный экономический рост, формирование предпосылокдля перехода на этап инновационного развития. На этом этапе развития среднегодовой темп прироста ВРП составит 9,5 %, а инвестиций в основной капитал — 14,5 %.
3. Инновационный этап (2018—2020гг.). Этап активной диверсификации экономики и структурных сдвигов в пользу обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг предлагает развитие региональной экономики в направлении постиндустриального уклада и экономики знаний. Характеризуется интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного инфор-
мационного сектора, повышенными требованиями к росту конкурентоспособности и эффективности экономики по сравнению с двумя первыми этапами развития. Предполагает начало коренной модернизации экономики, рост ее эффективности за счет повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Предусматривает расширение системы частных, государственных и совместных инвестиционных проектов в ключевых секторах экономики, реализация которых будет способствовать созданию территориально-производственных кластеров — мультипликаторов экономического роста.
В рамках кластеров будет формироваться современный инфраструктурный комплекс, значительную составляющую которого займут информационные услуги, научно-технологическое и образовательное обеспечение, транспортно-ло-гистический узел, а также инновационный сектор в виде технопарков, сети инновационных фирм, инновационно-технологических площадок, научно-производственных объединений, консультационных фирм и др. Среднегодовой темп прироста ВРП на третьем этапе достигнет, по прогнозным оценкам, 15%, а приток инвестиций в основной капитал — 18,5 %.
Композиционный сценарий позволяет учитывать особенности, специфику и современное состояние экономики Республики Дагестан в процессе ее перехода на инновационный путь развития и встраивания в систему международного разделения труда.
Список литературы
1. Гликман И. Эконометрический анализ реги-ональныхсистем. М.: Прогресс, 1980.
2. Методические рекомендации к разработке долгосрочных прогнозов показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. М.: Министерство экономического развития и торговли РФ, 2007.
3. Петросянц В.З. Экономическая политика депрессивного региона: проблемы формирования и реализации. М.: Наука, 2005.
4. Петросянц В. 3. , Дохолян С. В. Экономет-рическая модель прогнозирования и сценарные варианты модернизации региональной экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2008, № 1.