ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
ПЕТРОСЯНЦВ.3., ДОХОЛЯНС.В., КАЛЛАЕВА А.С.
ЭКОНОМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И СЦЕНАРНЫЕ ВАРИАНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ1
В статье с позиций системной методологии рассматриваются теоретические и методические аспекты прогнозирования регионального развития, представлены эконометрическая модель и ее блок-схема, результаты прогнозных расчетов и варианты различных сценариев развития Республики Дагестан на период до 2020 года.
PETROSYANC V.Z., DOKHOLYANS.V., KALLAEVA A.S.
EKONOMETRICHESKAYA MODEL OF FORECASTING AND THE SCRIPT VARIANTS OF MODERNIZATION OF REGIONAL ECONOMY
In article with position of the system methodology are considered theoretical and methodical aspects of the forecasting of the regional development, are presented ekonometricheskaya model and her block diagram, results прогнозных calculation and variants of the different scenarioes of the development of the Republic Dagestan for a period of before 2020.
Ключевые слова: прогнозирование, социально-экономическое развитие региона, эконометрическая модель, региональные эконометрические модели.
Одним из наиболее важных источников информации для прогнозирования являются модели экономического развития региона. Посредством методов моделирования процессов социально-экономического развития региона представляется возможным с позиций системной методологии, с достаточно высокой степенью достоверности осуществить прогнозирование основных параметров будущего состояния той или иной региональной системы, траектории ее развития под воздействием различных факторов и меняющихся условий функционирования. Региональное прогнозирование является важным инструментом государственного регулирования социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных ее регионов. Посредством прогнозирования обеспечивается научный поиск путей и направлений оздоровления экономики, сглаживания межрегиональных противоречий и роста благосостояния населения, независимо от места его проживания по всей территории страны.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 07-02-00032а
В разработанных и экспериментально опробованных системах моделей различных уровней за рубежом и в нашей стране всегда большое внимание уделялось вопросам построения сложных региональных эконометрических моделей, в которых описываются во взаимосвязи различные аспекты функционирования региональной экономики. По мере продвижения реформ, развития и укрепления рыночных отношений имеет место возрастание интереса к разработке таких региональных моделей, поскольку именно в регионах (республиках, краях, областях, городах и районах) осуществляется реализация экономической политики государства, конкретное решение хозяйственных задач общенационального и регионального уровней.
Интерес к эконометрическим региональным исследованиям обусловливается определенным расширением воздействия государства на экономическую деятельность регионов и необходимостью в связи с этим оценки для региональных органов управления экономических последствий проводимой федеральным правительством региональной экономической политики. Поэтому в разрабатываемых эконометрических региональных моделях предпринимаются попытки более точного и полного описания финансово-денежных отношений, учета налоговой политики на различных уровнях управления, последствий переливов и перераспределения инвестиционных потоков, прогнозирования уровня занятости и безработицы.
Региональные эконометрические модели позволяют не только рассчитывать текущее состояние экономики, но и оценивать возможное развитие в отдаленной перспективе при изменениях входящих параметров. Информация, полученная по результатам прогнозных расчетов, представляет определенный интерес как для местных органов власти, формирующих экономическую политику в регионе, так и для отдельных хозяйственных структур, планирующих практическую деятельность в соответствии с возможными изменениями в экономике в будущем, в зависимости от результатов расчетов по различным сценариям экономического развития на перспективу.
Построение эконометрической модели базируется на использовании теории вероятностей и методов математической статистики, дающих возможность количественно отобразить связи и отношения между множеством элементов, формирующих регион, в виде взаимосвязанных математических уравнений, каждое из которых отображает некую содержательную версию закономерности развития того или иного объекта, явления, процесса как элемента сложной системы.
Расчеты по такой модели позволяют осуществлять многовариантное прогнозирование той или иной региональной системы. Это расширяет границы ее познания, доставляет новую, дополнительную информацию, которую не получить другими средствами. Информационной базой таких моделей являются динамические ряды макроэкономических показателей, характеризующих общее состояние региональной системы.
Применительно к условиям Республики Дагестан была осуществлена разработка эконометрической модели прогнозирования, в которой с учетом
реальных информационных возможностей системно охватываются важнейшие макроэкономические параметры регионального развития. Для описания модели вводятся следующие обозначения: I - объем инвестиций в основной капитал в году 1; Щ - объем инвестиций в промышленность в году 1; ^ - объем инвестиций в сельское хозяйство в году 1; УР?! - объем промышленного производства в году 1; УБР! - объем сельскохозяйственного производства в году 1; УБТ - объем строительных работ в году 1; УКРг - валовой региональный продукт в году 1; БОН - доходы населения в году 1; РШг - объем платных услуг в году 1; ОЯТ - оборот розничной торговли в году 1; ББ1 - доходы консолидированного бюджета в году 1; К?! - объем налоговых поступлений в бюджетную систему в году 1;
- численность безработных в году 1; N1 - общая численность населения в году 1;
_- инвестиции в основной капитал на душу населения в году 1; УКРК - валовой региональный продукт на душу населения в году 1; БОНК - доходы на душу населения в году 1; РШК - платные услуги на душу населения в году 1; ОЯТК - оборот розничной торговли на душу населения в году 1; ББК - бюджетные доходы на душу населения в году 1; КРК - налоговые поступления на душу населения в году 1; Qt - удельный вес налоговых поступлений в ВРП в году 1;
- уровень дотационности консолидированного бюджета в году 1. Эконометрическая модель включает в себя функциональные зависимости, которые представляются в следующих уравнениях:
УРР1= f (УРР1 - 1, Щ,) (1)
- объем промышленного производства описывается функцией, в которой аргументами являются достигнутый его уровень в предшествующем году и инвестиции текущего года;
УБР1= f (УБР - 1, 1й) (2)
- объем сельскохозяйственного производства аналогичным образом является функцией соответствующих аргументов;
УВД = f (УВД - 1, УРР1, УБРО (3)
- валовой региональный продукт определяется в зависимости от достигнутого его уровня в предшествующем году и от объемов промышленного и сельскохозяйственного производств в текущем году;
БОН = f (БОН - 1, УВД, N1) (4)
- аргументами функции доходов населения являются достигнутый уровень доходов в предшествующем году, текущие объем валового регионального продукта и численность населения;
УБТ = f (УБТы, БОН, 11) (5)
- объем строительных работ определяется в зависимости от достигнутого его уровня в предшествующем году, от объемов инвестиций в основной капитал и от доходов населения текущего года;
РШ1 = f (РШМ, БОН) (6)
- объем платных услуг зависит от достигнутой его величины в предшествующем году и от доходов населения текущего года;
ОЯТ = f (ОЯТ -1, БО^) (7)
- оборот розничной торговли рассчитывается по формуле, в которой аргументами являются его достигнутый уровень в предшествующем году и доходы населения текущего года;
ЯР = f № -1, УРРЬ РОД) (8)
- объем налоговых поступлений в бюджетную систему рассчитывается по функции, в которой аргументами являются достигнутый уровень бюджетных доходов в предшествующем году, текущих объемов промышленного производства и платных услуг;
ВБ^ (БД -1, ЯРЬ N-1) (9)
- доходы консолидированного бюджета зависят от их достигнутого уровня в предшествующем году, налоговых поступлений текущего года и численности населения предшествующего;
ВЯ = f (ВЯ - 1, БОН!, N1) (10)
- численность безработных рассчитывается по уравнению, где аргументами являются численность безработных в предшествующем году, доходы и численность населения текущего года;
N1= f (N1 - 1, БОН-1) (11)
- численность населения представляется как функция от её величины и уровня доходов населения за предшествующий год.
Соответственно модель содержит четыре балансовых уравнения, посредством которых рассчитываются показатели Щ, УЯР^, 01, ЦБь ВБЯЬ ЯРЯ БОНЯ1, РЬиЯ1 и ОЯТ^:
¡N1 = 11 / N1; (12)
уяря1= УЯР1/ N (13)
01 = (ВБ1 / УЯРО X 100; (14)
иБ1 = (ЫР1 / ВБ1) х 100; (15)
BБNl = ВБ1 / N1; (16)
№N1 = №1 / N1; (17)
БОН^= БОН1/ N1; (18)
PLUNl = PLUl / N1; (19)
ORTNl= ОЯТ / N1. (20)
Система уравнений модели (1)-(20) является рекурсивной. Алгоритм
вычислений по ней основывается на последовательном определении неиз-
вестных переменных, начиная с первого и кончая последним годом прогно-
зируемого периода.
ЯР!
к _,
* &
2 к
4 В
И й
й Л
1Рг
УРРг
18г
ЦБ!
ББг
► РЬЦЯг 4
РШг
БЯг
N1
УБРг УЯРг DOHt ОЯТг
УБТг
ББЯг
БОНЯг
ОРТЯг
Рис. 1. Блок-схема расчетов по эконометрической модели социально-экономического развития региона
В свою очередь, расчеты для каждого года осуществляются по уравнениям модели в соответствии с их нумерацией, причем результаты операций с вышестоящими уравнениями используются в нижестоящих.
На рис. 1 представлена блок-схема расчетов по этой модели. Управляющими параметрами в модели являются инвестиции в основной капитал, промышленность и в сельское хозяйство.
Важнейшим показателем, характеризующим позитивную динамику социально-экономического развития региона, является рост налоговых поступлений в бюджетную систему страны. Наращивание этого показателя напрямую связано с экономическим ростом в регионе, с развитием и расширением налогооблагаемой базы, с увеличением налогового потенциала.
Параметры регрессионных уравнений были рассчитаны методом наименьших квадратов на ПЭВМ по программе «Яетоё» с использованием информации (в сопоставимых ценах по условиям 2006 года), приведенной в таблице 1.
В результате расчетов были получены следующие регрессионные уравнения модели:
УРРг = -2,2772 + 0,728 х УРРг-1 + 0,5153 х П\
Я2=0,997; DW= 1,554,
где Я - коэффициент детерминации;
DW - статистика Дарбина-Уотсона;
УБРг =-1,6188 + 0,4831 х УБРг-1 + 5,1374 х 13°
Я2=0,991; DW= 2,452;
УЯРг = -24,677 + 0,3106 х УЯРг-1 +
+ 20,3585 х УРР°'52 +1,3242 х УБРг ; Я2=0,999; DW= 1,691;
1,2.
(21)
0,9
(22)
Таблица 1
Динамические ряды макроэкономических показателей Республики Дагестан (в процентах)
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Инвестиции в основной капитал 100 83,1 64,7 52,6 44,7 48,2 55,2 60,3 69,0 78,3 111,3 138,1
Инвестиции в промышленность 100 119,3 123,7 137,1 143,5 145,8 157,8 169,3 173,5 192,2 213,1 268,8
Инвестиции в сельское хозяйство 100 96,8 89,6 68,9 96,9 105,8 120,3 132,8 141,8 153,1 164,1 177,9
Объем промышленного производства 100 90,4 86,1 81,3 90,1 108,2 130,3 151,6 161,2 203,9 240,6 288,5
Объем с/х производства 100 93,3 87,9 84,0 89,6 95,9 114,5 122,7 138,5 151,2 164,7 174,0
Валовой региональный продукт 100 98,0 95,9 93,7 99,8 105,7 126,2 140,2 159,8 183,6 201,4 223,7
Доходы населения 100 102,9 104,3 114,1 133,8 164,7 191,0 241,9 303,4 348,5 427,4 472,6
Строительство 100 87,9 77,9 83,1 96,8 124,3 144,2 166,3 185,2 217,1 288,9 364,1
Платные услуги населению 100 113,8 135,3 150,5 169,8 202,4 226,5 254,7 295,8 358,0 512,7 644,5
Оборот торговли 100 111,1 137,8 152,9 164,5 169,2 180,2 227,6 294,0 394,8 522,5 654,0
Объем налоговых поступлений 100 101,6 149,6 162,8 186,3 192,1 216,5 250,8 269,8 281,4 312,4 336,0
Доходы бюджета 100 122,9 140,6 167,1 177,8 190,9 214,9 256,6 257,9 263,9 271,2 306,7
Численность безработных 100 104,2 107,1 119,3 125,4 137,6 140,3 151,5 152,7 160,1 154,1 145,2
Численность населения 100 102,2 103,8 104,9 106,2 124,5 127,0 129,3 130,3 131,3 132,3 132,8
Источник: Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Статистические сборники Государственного комитета по статистике РД. 1994-2006 гг.
DOHt = -126,299 + 0,177 х DOH1t:215 + 0,574 х УЯР^9 +
+ 0,136 х №,9; Я2=0,996; DW= 1,83;
У3Тг = -11,292 + 0,051 х УБТ/-! + 2,049 х DOH°,4 + 2,04 х I?,35 Я2=0,995; DW= 2,246;
РЬЦ = -2,897 +1,067 х РШ0-915 + 0,302 х DOH°,6; Я2=0,996; DW= 1,532;
0,9 ; г ;
ORTt = -6,106 + 0,888 х ORTt-1 + 0,252 х DOH Я2=0,999; DW= 1,856;
= -1,257 + 0,239 х ЯР!1-41 + 0,304 х УРР^7 + 2,144 х РШ0Д5 Я2=0,989; DW= 1,979;
БВг = -13,331 +1,67 х БD°-'17 + 0,526 х ЯРг1,3 + 0,158 х №-1; Я2=0,992; DW= 2,048;
БЯг = -81,526 + 2,684 х БЯ0-81 - 0,081 х DOH!д + 0,054 х ; Я2=0,949; DW= 2,306;
= -539,359 +12,887 х №-71 + 0,004 х DOHt,-215;
(24)
(25)
(26)
(27)
(28)
(29)
(30)
Я2=0,902; БW= 2,057.
По этой модели с использованием регрессионных уравнений (21) - (31) были проведены прогнозные расчеты макроэкономических показателей хозяйственного развития РД на перспективу до 2020 года. Расчеты проводились по четырем вариантам ежегодного прироста инвестиций в основной капитал, промышленность и сельское хозяйство на весь прогнозный период (от 10 до 20 процентов).
В таблицах 2-5 приведены результаты расчетов, которые легли в основу формирования различных сценариев стратегического развития Республики Дагестан на период до 2020 года: инерционный, инвестиционный, инновационный и композиционный.
Инерционный сценарий предполагает сохранение складывающейся под воздействием внутренних и внешних факторов динамики экономического развития Дагестана, некоторое повышение инвестиционной привлекательности, улучшение условий в социальной сфере, перевод всех секторов экономики в устойчивый режим функционирования, мобилизацию имеющихся резервов, а также реализацию задействованных на территории Республики целевых комплексных программ федерального и регионального уровней, завершающихся, начатых и подготовленных к реализации инвестиционных проектов.
Инерционный сценарий поддерживается 10% среднегодовым приростом инвестиций в основной капитал и предполагает стабильный среднегодовой темп роста ВРП 8 %, что позволит увеличить его за период 2006-2020 гг. (в сопоставимых ценах) в три раза, снизить уровень дотационности консолидированного бюджета до 50 %, сократить численность безработных примерно на 100 тыс. человек, увеличить денежные доходы в расчете на душу населения в 2,8 раза (см. табл. 2).
Для данного сценария характерны следующие черты и тенденции развития:
❖ ориентация экономики республики на развитие традиционных сфер хозяйственной деятельности: топливно-энергетический комплекс (ТЭК), аграрно-промышленный комплекс (АПК), машиностроение и строительство;
❖ восстановление ряда отраслей народного хозяйства, определявших в прошлом лицо дагестанской экономики (предприятия стекольной, рыбной и легкой промышленности);
❖ сохранение сложившихся тенденций в миграционном движении населения, усиление оттока населения в города Республики Дагестан (особенно в столицу республики);
❖ расширение сети и ассортимента услуг рекреации за счет нового строительства и реконструкции действующих объектов, соответствующего развития инфраструктуры;
❖ отраслевые сдвиги в экономике, наращивание налогового потенциала и снижение уровня дотационности консолидированного бюджета.
В целом инерционный сценарий предполагает умеренную динамику развития, некоторое повышение инвестиционной привлекательности, улучшение условий в социальной сфере, перевод всех секторов экономики в устойчивый режим функционирования, мобилизацию имеющихся резервов, а также реализацию начатых инвестиционных проектов. При этом новые масштабные проекты не инициируются, сохраняя ориентацию экономики республики на развитие традиционных сфер хозяйственной деятельности, а также расширение сети и ассортимента услуг рекреации. Импульс роста по мере все более полного вовлечения в хозяйственный оборот резервов развития этих секторов экономики постепенно будет ослабевать, темпы роста замедлятся, что будет сдерживать реальный рост уровня жизни населения республики. Вместе с тем в рамках федеративных отношений государство будет обеспечивать стабильность бюджетной системы и поддержание инфляции на уровне целевых показателей, однако ожидания особой его активизации в сфере экономики представляются маловероятными.
Таким образом, данный сценарий, хотя и решает ряд целевых стратегических задач - снижение дотационности бюджета республики и уровня безработицы, предусматривает стабильный рост ВРП, доходов населения и др. - все же не представляется перспективным, поскольку его реализация сохраняет сложившееся отставание Республики Дагестан от других субъектов ЮФО и России. Он не обеспечивает в должной мере встраивание экономики Дагестана в российское и мировое рыночное пространство.
Инвестиционный сценарий предусматривает активизацию инвестиционной деятельности, повышение технологического уровня производства путем его модернизации и технического перевооружения, улучшение инвестиционного климата, осуществление институциональных преобразований, формирование на территории республики действенной рыночной инфраструктуры. Кроме того, сценарий предполагает продолжение реализации национальных проектов (образование, здравоохранение, АПК), а также долгосрочных программ развития ключевых секторов экономики (ТЭК, машиностроение, рекреация и туризм, строительство, инфраструктура).
Данный сценарий предполагает при ежегодном 15% приросте инвестиций 10% среднегодовой рост ВРП, что обеспечит его увеличение за период 2006-2020 гг. (в сопоставимых ценах) в 4 раза, снижение дотационности бюджета до 40 %, создание новых рабочих мест и соответствующее, примерно в два раза, сокращение численности безработных, значительное (в 3,7 раза) повышение доходов населения (см. табл. 3).
Инвестиционный сценарий базируется на существенном увеличении притока капитала в реальный сектор экономики, значительная часть которого, порядка 30%, направляется в приоритетные отрасли промышленности, создавая тем самым условия для формирования территориально -производственных комплексов (кластеров) и повышения конкурентоспособности республики на российском и мировом рынках.
К основным факторам повышения инвестиционной активности, наряду с резервами природных ресурсов и накопленного капитала, следует отнести наличие свободной квалифицированной рабочей силы.
Инвестиционный сценарий по сравнению с инерционным вариантом развития характеризуется повышенными требованиями к эффективности экономики, рост которой обеспечивается как повышением конкурентоспособности на территории республики бизнеса и формированием для этого необходимых условий, так и реализацией комплекса масштабных инвестиционных проектов в базовых секторах экономики.
Вместе с тем интенсивные структурные сдвиги в экономике предполагают приток значительного объема инвестиций, в том числе государственных в рамках реализации национальных проектов и других стратегических задач федерального уровня. Реализация этого сценария потребует значительной финансовой поддержки из федерального бюджета, что ставит социально-экономическое развитие Дагестана в прямую зависимость от гарантирован-ности притока государственных инвестиций. Здесь же следует отметить и то, что финансовые институты республики в обозримой перспективе вряд ли будут располагать возможностями для создания весомых источников долгосрочных кредитов и займов в развитие экономики. Приток же частных инвестиций в масштабные долговременные проекты представляется маловероятным.
В целом параметры развития этого сценария не обеспечивают должного роста уровня качества жизни местного населения, а инвестиционные ресурсы не работают в полной мере на развитие человеческого капитала.
Инновационный сценарий предполагает достаточно высокий, порядка 20 %, среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал, обеспечивающий усиление инновационной компоненты экономического роста, основанной на знании и использовании постиндустриальных источников развития (квалифицированная рабочая сила, конкурентоспособные технологии, информационные ресурсы и т.д.). Данный сценарий предполагает инвестирование в человеческий капитал, увеличение доли потребления в бюджете, приоритетное развитие науки, образования и здравоохранения, наращивание ресурсного потенциала, развитие сферы услуг.
Такой вариант развития обеспечивается за счет притока инвестиций в новые виды деятельности и качественный рост производительности труда и капитала. Инновационный сценарий может привести к существенному повышению конкурентоспособности региона и сокращению отставания от других субъектов Федерации. Его реализация направлена на создание новой, более эффективной экономической базы, позволяющей в последующем осуществить технологический прорыв в ведущих видах хозяйственной деятельности, включая сектор услуг, социальную и информационную сферы, что обеспечит устойчивый рост производительности труда во всех отраслях экономики, развитие конкурентоспособных территориально-производственных кластеров и, как следствие, качественные сдвиги в достижении новых стандартов жизни населения.
В данном сценарии предполагается значительный рост экономики со среднегодовым темпом прироста ВРП не менее 12 %, что даст возможность обеспечить рост ВРП за период 2006-2020 годы (в сопоставимых ценах) в 4,4 раза, снизить уровень дотационности консолидированного бюджета до 22 %, а уровень безработицы довести до цивилизованной нормы 7-8 %.
Динамичный рост экономики в рамках данного сценария позволит значительно улучшить благосостояние и качество жизни народов Дагестана, повысить к 2020 году их реальные денежные доходы примерно в четыре раза (см. табл. 4).
В соответствии с инновационным сценарием предполагается поддержание достаточно высоких темпов развития промышленного производства -22% в год. При этом главной особенностью является то, что имеет место существенное изменение структуры инвестиций и производства в пользу информационного и высокотехнологичного сектора. По оценкам доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств должна возрасти к 2020 году до 18-20%.
Динамичный рост экономики в рамках инновационного сценария будет способствовать формированию и активизации в Республике Дагестан широкого слоя среднего класса, ускоренному развитию сектора малого и среднего бизнеса, механизмов венчурного финансирования, внедрению новых наукоемких технологий, обеспечивающих рост производительности труда.
Этот сценарий является наиболее предпочтительным, поскольку его реализация предполагает выход экономики к 2020 году на траекторию динамичного экономического роста и превращение Дагестана в достаточно привлекательный для инвестиций и ведения бизнеса регион России, способствует расширению его интеграции в отечественную и мировую экономику.
Однако выбор того или иного сценария в рамках стратегии развития Республики Дагестан на период до 2020 года должен базироваться на реальных ресурсных и инвестиционных возможностях, которые, в обозримой среднесрочной перспективе на ближайшие пять лет, вряд ли смогут обеспечить инновационный и даже инвестиционный режимы развития.
В этих условиях представляется целесообразным период до 2020 года разбить на три этапа - 2008-2012 гг., 2013-2017гг. и 2018-2020гг. Исходя из этого, на первом этапе наиболее вероятным является инерционный режим развития республики, эффективная реализация которого позволит создать условия для перехода на втором этапе в параметры инвестиционного сценария развития, обеспечивающие на третьем этапе возможности вхождения Дагестана в инновационный режим развития.
Реализация такого подхода предполагает на основе композиции первых трех сценариев развития разработку четвертого (композиционного сценария) - наиболее предпочтительного и с точки зрения ресурсных возможностей и качественного содержания.
Согласно этому сценарию предполагается устойчивое наращивание притока инвестиций в развитие приоритетных сфер хозяйственной деятельности и социальное обустройство на всей территории республики. По этому
сценарию, в соответствии с прогнозными расчетами, темп прироста ВРП составляет 9-11 %, обеспечивая его рост к 2020 году по сравнению с 2006 годом в 4 раза. Уровень дотационности консолидированного бюджета снизится до 33 %, а уровень безработицы - до 11-12 %, реальные денежные доходы населения возрастут в 3,75 раза (см. табл. 5).
Композиционный сценарий следует рассматривать как вариант наиболее вероятного развития Республики Дагестан. Он основан на сочетании принципов, подходов формирования и целевых установок реализации рассмотренных выше сценариев - инерционного, инвестиционного и инновационного.
Композиционный сценарий предполагает, с одной стороны, обеспечение технологической модернизации уже существующих и действующих промышленных предприятий республики, реализацию новых инвестиционных проектов, с другой стороны - реализацию структурной и инновационной политики, направленной на формирование и использование постиндустриальных источников развития.
Данный сценарий может быть реализован в три этапа:
1. Инерционный этап (2008-2012 гг.). Восстановление, поддержка и развитие традиционных видов производств и сфер специализации экономики Республики Дагестан (ТЭК, АПК, машиностроение, строительство, рекреационный комплекс, рыбное хозяйство, народные промыслы, туризм) с одновременным повышением их эффективности. Наращивание налогового потенциала, создание новых рабочих мест, позитивные институциональные преобразования, активизация инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики, относительно умеренные, но устойчивые темпы прироста ВРП (8% в год) и инвестиций в основной капитал (10% год), обеспечивающие вхождение республики в инвестиционный режим развития.
2. Инвестиционный этап (2013-2017 гг.). Последовательная технологическая модернизация предприятий традиционных производств, повышение их конкурентоспособности, инициирование условий для создания территориально-производственных кластеров, наращивание инвестиционных ресурсов за счет диверсификации источников финансирования, улучшение инвестиционного климата, реализация эффективной инвестиционной политики, устойчивый социально ориентированный экономический рост, формирование предпосылок для перехода на этап инновационного развития. На этом этапе развития среднегодовой темп прироста ВРП составит 9,5%, а инвестиций в основной капитал - 14,5%.
3. Инновационный этап (2018-2020 гг.). Этап активной диверсификации экономики и структурных сдвигов в пользу обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг предлагает развитие региональной экономики в направлении постиндустриального уклада и экономики знаний. Характеризуется интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного информационного сектора, повышенными требованиями к росту конкурентоспособности и эффективности экономики по сравнению с двумя первыми этапами развития. Предполагает начало коренной модернизации
экономики, рост ее эффективности за счет повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Предусматривает расширение системы частных, государственных и совместных инвестиционных проектов в ключевых секторах экономики, реализация которых будет способствовать созданию территориально-производственных кластеров - мультипликаторов экономического роста. В рамках таких кластеров будет формироваться современный инфраструктурный комплекс, значительную составляющую которого займут информационные услуги, научно-технологическое и образовательное обеспечение, транспортно-логистический узел, а также инновационный сектор в виде технопарков, сети инновационных фирм, инновационно-технологических площадок, научно-производственных объединений, консультационных фирм и др. Среднегодовой темп прироста ВРП на третьем этапе достигнет по прогнозным оценкам 15%, а инвестиций в основной капитал - 18,5%.
Композиционный сценарий позволяет учитывать особенности, специфику и современное состояние экономики Республики Дагестан в процессе ее перехода на инновационный путь развития и встраивания в систему международного разделения труда.
Прогноз развития Республики Дагестан до 2020 г. _ (инерционный сценарий) ________
Ед. измер. 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Инвестиции в основной капитал млрд. руб. 39,4 43,4 47,7 52,5 57,7 63,5 69,9 76,8 84,5 93,0 102,3 112,5 123,7 136,1 149,7
Инвестиции в промышленность млрд. руб. 11,7 13,0 14,4 16,0 17,7 19,7 21,8 24,2 26,9 29,9 33,1 36,8 40,8 45,3 50,3
Инвестиции в сельское хозяйство млрд. руб. 4,0 4,2 4,5 4,8 5,2 5,5 5,9 6,3 6,8 7,3 7,8 8,3 8,9 9,5 10,2
Промышленное производство млрд. руб. 18,3 21,3 24,8 29,5 34,7 41,4 48,7 56,8 65,8 76,0 87,4 100,3 115,0 131,5 150,2
Продукция сельского хозяйства млрд. руб. 29,6 31,5 33,6 35,8 38,3 40,8 43,6 46,5 49,7 53,0 56,5 60,2 64,2 68,4 72,9
Валовый региональный продукт млрд. руб. 149,0 163,1 178,5 196,5 215,8 237,5 260,4 284,1 308,9 334,9 362,3 391,3 421,9 454,3 488,8
Строительство млрд. руб. 21,7 24,3 26,9 29,9 33,0 36,6 41,0 46,7 54,5 66,1 81,5 102,0 125,3 151,8 181,4
Денежные доходы населения млрд. руб. 199,1 215,3 232,2 248,2 264,4 289,7 306,8 327,4 349,5 369,4 401,5 440,1 485,9 538,6 598,4
Платные услуги населению млрд. руб. 26,2 28,9 31,5 34,0 36,2 38,3 40,3 42,2 44,2 46,3 48,5 50,8 53,3 56,0 58,9
Оборот розничной торговли млрд. руб. 101,6 118,8 135,8 152,9 168,8 184,2 199,4 215,0 231,3 248,6 267,2 287,5 309,8 334,5 362,2
Доходы консолидир. бюджета млрд. руб. 30,9 32,8 35,4 38,8 42,8 47,7 53,9 61,8 72,3 81,6 89,9 98,6 105,8 115,0 125,3
Собственные бюджетные доходы млрд. руб. 8,1 9,4 10,7 12,2 14,0 16,2 18,8 22,2 26,5 31,4 36,9 43,3 50,2 56,8 63,3
Численность безработных тыс. чел. 269,1 266,7 264,2 260,8 258,4 256,0 252,9 248,7 243,1 235,9 226,9 215,9 202,5 186,3 166,8
Численность населения тыс. чел. 2650,7 2674,7 2695,1 2712,7 2727,9 2740,8 2751,8 2761,4 2769,7 2777,2 2783,9 2790,2 2796,1 2802,0 2807,9
Таблица 3
Прогноз развития Республики Дагестан до 2020 г.
_ (инвестиционный сценарий)_______
Ед. измер. 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Инвестиции в основной капитал млрд. руб. 39,4 45,3 52,1 60,0 69,0 79,3 91,2 104,9 120,6 138,7 159,5 183,4 211,0 242,6 279,0
Инвестиции в промышленность млрд. руб. 11,7 13,4 15,4 17,7 20,4 23,5 27,0 31,0 35,7 41,1 48,0 56,2 65,8 76,9 90,0
Инвестиции в сельское хозяйство млрд. руб. 4,0 4,3 4,7 5,1 5,6 6,1 6,6 7,2 7,9 8,6 9,5 10,6 11,7 13,0 14,5
Промышленное производство млрд. руб. 18,3 22,0 26,9 32,9 40,9 50,2 61,2 74,1 89,2 107,2 124,3 145,4 169,1 198,1 233,0
Продукция сельского хозяйства млрд. руб. 29,6 31,8 34,4 37,3 40,5 44,0 47,8 51,9 56,4 61,2 67,0 73,6 81,1 89,3 98,4
Валовый региональный продукт млрд. руб. 149,0 165,2 185,0 207,4 233,6 262,2 293,0 326,0 361,6 400,0 438,2 480,1 509,4 547,5 591,1
Строительство млрд. руб. 21,7 24,3 27,0 30,1 33,9 38,7 45,1 53,9 66,8 78,3 93,0 111,7 127,7 145,3 150,2
Денежные доходы населения млрд. руб. 199,1 223,3 250,2 280,0 315,3 354,3 389,8 417,4 452,5 500,1 544,1 596,3 645,3 694,4 743,6
Платные услуги населению млрд. руб. 26,2 28,8 31,3 33,7 36,0 38,5 41,0 43,7 46,3 49,0 51,9 54,8 57,5 60,1 63,1
Оборот розничной торговли млрд. руб. 101,6 118,3 134,5 150,8 167,8 185,6 204,7 225,4 246,9 269,9 294,8 320,5 346,1 372,3 401,9
Доходы консолидир. бюджета млрд. руб. 30,9 32,8 35,8 39,5 44,3 50,6 58,8 68,0 79,7 89,1 97,8 104,5 115,9 128,8 146,7
Собственные бюджетные доходы млрд. руб. 8,1 9,4 10,9 12,6 14,8 17,6 21,1 24,7 29,4 34,7 43,0 53,5 64,9 75,9 88,0
Численность безработных тыс. чел. 269,1 267,4 265,6 262,9 259,0 253,4 246,1 236,7 226,4 214,5 200,2 185,2 170,5 155,0 134,3
Численность населения тыс. чел. 2650,7 2674,7 2695,1 2712,5 2727,6 2740,6 2752,1 2762,3 2771,6 2779,9 2787,7 2795,0 2801,9 2808,3 2814,3
Прогноз развития Республики Дагестан до 2020 г. _ (инновационный сценарий)________
Ед. измер. 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Инвестиции в основной капитал млрд. руб. 39,4 47,3 56,8 68,1 81,8 98,1 117,7 141,3 169,5 203,5 244,1 293,0 351,6 421,9 506,2
Инвестиции в промышленность млрд. руб. 11,7 13,7 16,0 18,7 21,9 25,6 29,9 35,0 41,0 49,6 60,0 72,6 87,8 106,3 128,6
Инвестиции в сельское хозяйство млрд. руб. 4,0 4,5 5,1 5,9 6,7 7,6 8,7 9,9 11,3 12,8 15,2 17,9 21,1 24,9 29,4
Промышленное производство млрд. руб. 18,3 22,2 27,1 33,3 41,2 51,3 64,2 79,6 100,0 126,3 151,8 176,7 220,6 252,9 303,4
Продукция сельского хозяйства млрд. руб. 29,6 32,6 36,5 41,2 46,6 52,8 59,8 67,6 76,5 86,5 99,5 115,3 134,0 148,1 170,5
Валовый региональный продукт млрд. руб. 149,0 166,8 188,6 214,6 244,4 267,8 299,2 338,3 372,6 411,9 461,1 514,3 564,9 609,4 653,9
Строительство млрд. руб. 21,7 24,7 28,0 31,9 36,4 42,0 49,5 60,4 69,8 82,1 97,0 114,5 134,8 152,8 164,6
Денежные доходы населения млрд. руб. 199,1 225,2 256,2 288,8 323,3 362,3 408,3 458,3 513,1 561,7 614,7 658,3 712,8 768,4 824,3
Платные услуги населению млрд. руб. 26,2 29,1 31,8 34,4 36,8 39,1 41,3 43,6 46,0 48,6 51,4 54,5 58,0 61,4 65,0
Оборот розничной торговли млрд. руб. 101,6 119,8 137,8 155,8 173,0 190,0 207,3 225,6 245,3 266,9 291,2 318,6 350,1 382,6 418,4
Доходы консолидир. бюджета млрд. руб. 30,9 33,3 36,9 41,8 48,0 56,2 66,9 78,7 94,3 110,6 127,6 148,2 170,5 175,2 186,9
Собственные бюджетные доходы млрд. руб. 8,1 9,7 11,6 13,8 16,6 20,2 24,6 30,8 39,1 50,5 65,1 81,2 100,2 119,6 144,8
Численность безработных тыс. чел. 269,1 265,6 262,0 258,0 254,5 250,7 245,8 239,2 230,5 219,4 205,1 186,9 164,0 140,6 112,7
Численность населения тыс. чел. 2650,7 2674,7 2695,3 2713,1 2728,4 2741,5 2752,7 2762,6 2771,4 2779,5 2787,0 2794,3 2801,6 2809,2 2816,6
Таблица 5
Прогноз развития Республики Дагестан до 2020 г.
_ (композиционный сценарий)________
Ед. измер. 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Инвестиции в основной капитал млрд. руб. 39,4 43,4 47,7 52,5 57,7 63,5 69,9 78,9 90,0 103,5 119,0 136,9 160,1 190,5 228,7
Инвестиции в промышленность млрд. руб. 11,7 13,0 14,4 16,1 18,0 20,2 22,6 25,8 29,7 34,7 40,6 47,9 58,0 70,7 86,3
Инвестиции в сельское хозяйство млрд. руб. 4,0 4,2 4,5 4,8 5,2 5,5 5,9 6,5 7,1 7,8 8,8 10,0 11,5 13,4 15,8
Промышленное производство млрд. руб. 18,3 21,5 25,0 29,1 34,1 40,3 47,8 56,8 69,2 84,5 102,1 121,8 146,0 180,0 220,6
Продукция сельского хозяйства млрд. руб. 29,6 31,5 33,6 35,8 38,3 40,8 43,6 47,0 51,1 55,8 61,5 68,9 77,8 87,4 100,3
Валовый региональный продукт млрд. руб. 149,0 163,6 179,0 196,0 214,4 225,7 242,5 265,3 285,0 307,9 340,3 381,7 431,2 496,3 575,2
Строительство млрд. руб. 21,7 24,5 27,3 30,3 33,7 37,7 42,7 49,3 53,0 57,8 62,2 67,3 74,5 86,1 107,0
Денежные доходы населения млрд. руб. 199,1 226,6 254,3 280,6 316,4 350,8 395,2 438,3 476,8 529,4 579,7 635,2 678,3 705,1 748,4
Платные услуги населению млрд. руб. 26,2 29,1 31,7 34,2 36,6 38,9 41,1 43,3 45,6 48,0 50,4 52,9 55,7 58,7 62,1
Оборот розничной торговли млрд. руб. 101,6 119,7 137,4 154,8 171,9 188,7 205,8 223,4 242,0 261,6 282,7 305,5 330,8 359,0 391,6
Доходы консолидир. бюджета млрд. руб. 30,9 33,2 36,6 40,8 45,9 52,3 59,9 67,2 75,6 81,9 85,6 91,9 99,4 118,7 141,3
Собственные бюджетные доходы млрд. руб. 8,1 9,7 11,4 13,3 15,5 18,3 21,4 25,6 30,8 37,2 44,2 49,9 59,1 75,1 94,7
Численность безработных тыс. чел. 269,1 265,6 262,4 259,1 255,5 251,8 247,0 241,2 233,6 224,7 213,8 200,8 184,8 165,2 140,1
Численность населения тыс. чел. 2650,7 2674,7 2695,3 2713,0 2728,2 2741,3 2752,5 2762,4 2771,1 2778,9 2786,0 2792,7 2799,1 2805,5 2812,1