Научная статья на тему 'Проблемы актуализации и направления корректировки Стратегии социальноэкономического развития Республики Дагестан до 2025 года'

Проблемы актуализации и направления корректировки Стратегии социальноэкономического развития Республики Дагестан до 2025 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ / СЦЕНАРИИ / ПРИОРИТЕТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / КЛАСТЕРЫ / STRATEGY / QUALITY OF LIFE / STRATEGIC INDICATORS / SCRIPTS / PRIORITIES / ECONOMIC ZONES / CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедуев Абас Шапиевич

Раскрыты проблемы актуализации и обоснованы основные направления корректировки Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года с учетом изменившихся условий и формирования эффективного механизма еереализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахмедуев Абас Шапиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS UPDATING AND ADJUSTING THE DIRECTION OF THE STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGHESTAN UNTIL 2025

Solved the problem of updating and proved the main directions of social-adjustment strategies ekonomicheksogo of the Republic of Daghestan until 2025, taking into account the changed conditions and the formation of an effective mechanism for its implementation.

Текст научной работы на тему «Проблемы актуализации и направления корректировки Стратегии социальноэкономического развития Республики Дагестан до 2025 года»

АХМЕДУЕВ А.Ш.

ПРОБЛЕМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКТИРОВКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ДО

2025 ГОДА

Раскрыты проблемы актуализации и обоснованы основные направления корректировки Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года с учетом изменившихся условий и формирования эффективного механизма еереализации.

AHMEDUEV A.SH.

PROBLEMS UPDATING AND ADJUSTING THE DIRECTION OF THE

STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGHESTAN UNTIL 2025.

Solved the problem of updating and proved the main directions of social-adjustment strategies ekonomicheksogo of the Republic of Daghestan until 2025, taking into account the changed conditions and the formation of an effective mechanism for its implementation.

Ключевые слова: стратегия, качество жизни, стратегические индикаторы, сценарии, приоритеты, экономические зоны, кластеры.

Keywords: strategy, quality of life, strategic indicators, scripts, priorities, economic zones, clusters.

Впервые в истории Дагестана разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года [1] (далее Стратегия - 2025). Реализация Стратегии - 2025 имеет принципиальное и судьбоносное значение для устойчивого развития Республики Дагестан, вывода ее из хронического состояния отставания, обеспечения самодостаточной экономики и современного уровня жизни населения.

Стратегия - 2025 предусматривает создание системы регионального и муниципального мониторинга социально-экономических показателей в целях контроля за ее реализацией, а также постоянного поддержания актуальности путем корректировки с учетом выявления имеющихся слабых звеньев, неучтенных факторов, появившихся новых возможностей и обстоятельств.

Именно с учетом этого требования, на наш взгляд, было бы целесообразно исходя из динамичных процессов, происходящих в России и СКФО, еще раз осмыслить некоторые концептуальные подходы и стратегические ориентиры, внести в Стратегию - 2025 определенные коррективы. Это крайне важно сделать именно на этом этапе, так как исходя из Стратегии - 2025 разрабатываются программа ее реализации, стратегии социально-экономического развития территориальных зон, комплексные и отраслевые

целевые программы, стратегии и целевые программы развития муниципальных образований, другие плановые документы. Такая корректировка Стратегии - 2025 нужна именно сейчас, так как в последующем вместе с ней придется корректировать все плановые документы по ее реализации. Это гораздо сложнее и будет тормозить реализацию Стратегии - 2025 и развитие экономики.

Корректировку и актуализацию Стратегии - 2025, по нашему мнению, целесообразно осуществить в нижеследующих направлениях.

1. В Стратегии - 2025 главной стратегической целью развития Республики Дагестан определен рост качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности, устойчивого экономического развития и безопасности региона. Стратегия - 2025 предусматривает, что Республика Дагестан по объему валового регионального продукта и индексу развития человеческого потенциала в 2020-2025 гг. должна войти в двадцатку субъектов -лидеров Российской Федерации.

С целью достижения главной стратегической цели определены основные стратегические ориентиры - индикаторы по основным макроэкономическим показателям по этапам и по трем сценариям: инерционному, базовому и оптимистическому. Эти индикаторы приведены в табл.1.

Прежде всего следует обратить внимание на неопределенность главной стратегической цели. Обозначенная главная стратегическая цель - «рост качества жизни» без количественных параметров и сравнительных оценок уровня и темпов роста никого и ни к чему не обязывает. Принятая в Стратегии - 2025 структура частных индикаторов и их количественные значения отнюдь не ориентированы на существенный рост и преодоление отставания уровня жизни населения республики.

Вхождение Республики Дагестан к 2025г. по общему объему валового регионального продукта в двадцатку лидеров среди субъектов Российской Федерации, если даже такая цель будет достигнута, отнюдь не означает, что будет совершен подобный прорыв в уровне качества жизни населения. Ведь по численности населения уже в 2010г. Дагестан среди субъектов РФ занимает 13 место, а по ВРП на душу населения - 70 место [4]. Отставание Дагестана по ВРП на душу населения от среднероссийского показателя составляет в 3,0 раза (2008г.) По Стратегии - 2025 по оптимистическому сценарию прогнозируется довести ВРП на душу населения до 352,4 тыс. руб., что составляет к среднероссийскому уровню 2008г. (241,8 тыс. руб.) всего лишь 145,7%. Если скорректировать этот показатель с учетом ожидаемого реального роста численности населения республики, по нашим расчетам - минимум до 3,3 млн. человек к 2025г., то при прогнозируемом общем объеме ВРП 1059,9 млрд. руб. ВРП на душу населения может составить 321,2 тыс. руб. или 132,8% к среднероссийскому уровню 2008г. Такая картина представляется вполне реальной при прогнозируемом среднегодовом темпе роста ВРП республики в 7,1% (оптимистический сценарий).

Таблица 1

Основные индикаторы по Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, по сценариям (в ценах 2008 г.)_

2008 факт. Прогноз на 2025 г. по сценариям 2025 г. в % к 2008 г. по сценариям

инерционный базовый оптимистический инерционный базовый оптимистический

Население, млн.чел. 2,7 3,0 3,0 3,0 111,1 111,1 111,1

Добавленная стоимость (ВРП), млрд.руб. 211,3 692,4 875,7 1059,9 327,7 414,4 501,6

Валовой региональный продукт на душу населения, тыс.руб. 77,9 230,2 291,1 352,4 295,5 373,7 452,4

Темп роста ВРП (среднегодовой), % 12,7 5,9 6,6 7,1 - - -

Инвестиции в основной капитал, млрд.руб. 86,9 52,1 69,1 83,8 60,0 79,5 96,4

Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, млрд.руб. 16,3 81,5 104,4 129,1 500,0 640,5 792,0

Доходы консолидированного бюджета РД на душу населения, тыс. руб. 19,4 35,2 41,3 47,8 181,4 212,9 246,4

Дотационность бюджета, % - 38,0 32,0 25,0 - - -

Среднегодовая численность занятых в экономике, относимых к экономическим комплексам, тыс.чел. 938,3 1116,3 1174,2 1266,4 119,0 125,1 135,0

Численность занятых в экономике (в т.ч. не относимых к экономическим комплексам), млн.чел. 1,1 1,3 1,3 1,4 118,2 118,2 127,3

Уровень безработицы, % 13,4 10,1 9,0 7,0 - - -

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % 10,1 8,3 6,9 5,8 - - -

Средняя заработная плата, тыс.руб. 7,6 21,9 25,9 34,8 288,2 340,8 457,9

Не может заметно поднять качество жизни также прогнозируемый к 2025г. рост средней заработной платы до 34,8 тыс. рублей при условии, что средний ее уровень уже в 2010г. по стране достиг 21,2 тыс. рублей и в республике рост за 15 лет по отношению к среднероссийскому уровню 2010 г. составит примерно в 1,6 раза. Позитивное влияние на качество жизни, бесспорно, должно оказать планируемое сокращение уровня безработицы и доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Однако трудно согласиться с тем, что к 2025г. в республике при оптимистическом сценарии развития экономики окажется свыше 100,0 тыс. безработных (7% от 1,5 млн.чел. экономически активного населения) и свыше 191 тыс. чел. ниже черты бедности (5,8% от 3,3 млн. чел. населения).

Нам представляется целесообразным скорректировать структуру и количественные значения прогнозируемых стратегических целей и индикаторов. Прежде всего следует предельно ясно для каждого органа власти и гражданина республики сформулировать количественное значение генеральной стратегической цели. Стратегическая ориентация на повышение качества жизни населения - это бесспорный и абсолютный приоритет. Но надо коли-

чественно определить уровень и темпы роста. Именно на эту количественно обозначенную цель нужно нанизывать всю композицию дерева целей и ориентировать на ее достижение все остальные частные стратегические цели. Иначе вся конструкция Стратегии - 2025 повисает без несущей опоры.

Здесь было бы вполне приемлемо ставить генеральную стратегическую цель - выйти к 2025г. на среднероссийский уровень качества жизни по важнейшим показателям в соответствии с международными стандартами оценки уровня и качества жизни населения. Это не только сложная и историческая цель, но и общественно - политический императив настоящего времени. Именно поэтому такая цель вполне обоснована, следовательно, достижима при соответствующей организации. О том, что такой прорыв возможен, свидетельствует опыт многих стран мира.

2. Наряду с этим следует определить структуру стратегических целей в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) и установить прогнозные индикаторы по отраслям экономики и социальной сферы. В частности, целесообразно составить прогноз поэтапного развития до 2025г. следующих базовых отраслей: сельское хозяйство, промышленность, строительство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, платные услуги населению.

Такая детализация и конкретизация крайне важна для четкой постановки целей и задач при разработке целевых программ, планов Правительства РД и других органов власти, инвестиционных проектов и других плановых документов по реализации Стратегии - 2025, а также для определения показателей оценки и стимулирования деятельности органов власти по результатам и вообще организации мониторинга выполнения Стратегии - 2025.

3. В Стратегии - 2025 прогнозируется, что в 2025г. численность населения Республики Дагестан достигнет 3 млн. человек, тогда как по итогам переписи 2010г. она уже оказалась около 3 млн.чел. (2978 тысяч). За последние 20 лет (1991-2010гг.) при ежегодном приросте 1,1-0,9 % численность населения Дагестана возросла в 1,6 раза. Если даже допустить определенное снижение ежегодного прироста до 0,7%, численность населения Дагестана в 2025г., по нашим расчетам, составит минимум 3,3 млн. человек. Исходя из этого, на наш взгляд, бесспорного факта целесообразно скорректировать все остальные индикаторы, прежде всего, объем ВРП на душу населения, среднегодовую численность занятых в экономике, уровень безработицы, долю населения с доходами ниже прожиточного минимума, доходы консолидированного бюджета на душу населения и др. Без таких коррективов хотя бы отдаленно приблизить Стратегию - 2025 к реальной жизни невозможно.

При увеличении общей численности населения кардинально должны измениться ориентиры развития всех отраслей экономики и социальной сферы. Ясно, что с целью обеспечения занятости возросшего населения, его социального развития нужно пересмотреть темпы роста отраслей экономик и социальной инфраструктуры. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость соответствующих инвестиций в основной капитал.

4. Согласно Закону о «О стратегическом планировании в Республике

Дагестан» [2] одной из важных задач стратегического планирования является прогнозирование объема необходимых ресурсов, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития в соответствующих сферах. Ключевым звеном любой стратегии является финансовое обеспечение ее реализации.

В Стратегии 2025 планируется по экономическим комплексам размер инвестиций в основной капитал на последний год каждого этапа. При этом предусматривается снижение от этапа к этапу общего объема инвестиций в основной капитал по всем 3-м сценариям (см. табл.1).

Так, по Стратегии в 2025г. объем инвестиций в основной капитал к уровню 2008г. (86,9 млрд. руб.) в сопоставимых ценах составит по инерционному сценарию 60% (52,1 млрд. руб.), по базовому сценарию - 79,5% (69,1 млрд. руб.) и по оптимистическому сценарию - 96,4% (83,8 млрд. руб.) (см. табл. 1).

При такой инвестиционной политике реализация Стратегии -2025 и достижение основных стратегических целей маловероятно. Совершенно очевидно, что надо полностью пересмотреть инвестиционную стратегию и скорректировать все прогнозы с тем, чтобы обеспечить финансирование реализации Стратегии - 2025 и достижение прогнозируемых стратегических целей.

Целесообразно определить как общую потребность в инвестициях на период до 2025г. по этапам, отраслям и сферам, приоритетным направлениям, так и источники обеспечения этой потребности за счет бюджетных (федерального, республиканского и местных бюджетов) и внебюджетных источников.

5. В ресурсном обеспечении реализации Стратегии-2025, наряду с человеческим капиталом (который в Дагестане в избытке) и инвестициями в основной капитал, решающее значение имеет энергетический фактор. Чтобы обеспечить прорывное развитие экономики и социальной сферы с учетом современной динамики энергонасыщенности всей жизнедеятельности общества, нужно гарантировать энергетическое обеспечение прогнозируемого стратегического развития. Однако в Стратегии - 2025 энергобаланс Республики Дагестан не представлен, следовательно, невозможно гарантировать энергетическую безопасность республики в долгосрочной перспективе.

С учетом того, что обеспечение энергетической безопасности требует длительного времени и больших инвестиций, представляется целесообразным определить долгосрочную энергетическую политику и в рамках Стратегии - 2025 разработать энергетический баланс Республики Дагестан на период до 2025г. в увязке со всеми стратегическими целями и задачами, как это предусмотрено Требованиями Минрегионразвития РФ к стратегии субъекта РФ.

6.Анализ социально-экономической ситуации и диагностика базовых индикаторов развития Республики Дагестан в Стратегии - 2025 осуществлены по видам деятельности в соответствии с ОКВЭД. Однако все последующие разделы Стратегии - 2025, включая доктрину, стратегические цели, основные макроэкономические индикаторы, механизмы реализации, разрабо-

таны по комплексам: торгово-транспортно-логнческнй, промышленный, агропромышленный, топливно-энергетический, социально-инновационный, ту-ристско-рекреационный.

Такой подход, рассчитанный на отход от общепринятого отраслевого принципа, на первый взгляд, представляется обоснованным и даже целесообразным, поскольку по замыслу ориентирует на комплексное развитие взаимосвязанных отраслей экономики и социальной сферы. Однако углубленный и всесторонний анализ показывает, что принятый прием не обладает подобным преимуществом, но существенно осложняет как разработку и особенно реализацию Стратегии - 2025, так и ее восприятие исполнителями и широкой общественностью.

Во-первых, ОКВЭД, введенный в России с 1 января 2003г. построен на основе Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском сообществе, соответствует международной практике и современным российским реалиям. Поскольку статистический учет в стране и регионах ведется по ОКВЭД, то анализ, оценка динамики и сравнения показателей социально-экономического развития республики как внутри региона, так и с другими регионами, среднероссийскими и мировыми показателями возможны только по разделам и подразделам ОКВЭД, а не по комплексам, предложенным в Стратегии - 2025.

Следовательно, практически невозможно осуществлять мониторинг, оценку и контроль реализации Стратегии - 2025 по принятым хозяйственным комплексам. В Стратегии - 2025 в целях мониторинга ее реализации предлагается совершенствовать систему региональной статистики через создание единой информационной базы показателей социально-экономического развития. Чтобы это стало возможным придется перестроить всю систему статистического наблюдения, учета и отчетности или, наряду с общепринятой в стране, построить отдельную свою республиканскую статистику учета и мониторинга по комплексам. Введение такой «двойной бухгалтерии» во всех структурах хозяйств, как нам представляется, не только потребует больших затрат, но и невозможно осуществить в ближайшей перспективе.

Во-вторых, стратегия - это прежде всего инструмент государственного управления, следовательно,обозначенные в ней стратегические цели и планируемые индикаторы должны быть ориентированы на конкретных ответственных исполнителей - функционирующие органы власти. В настоящее время структура исполнительных органов власти страны и регионов построена по отраслевому принципу, что практически во многом соответствует структуре разделов ОКВЭД. Стратегические цели и прогнозируемые показатели в Стратегии - 2025 определены по семи комплексам, по которым невозможно установить конкретные органы, ответственные за достижение планируемых индикаторов по каждому конкретному комплексу.

Например, не существует, да и не возможно создать республиканский исполнительный орган власти по управлению торгово-транспортно-логистическим комплексом, так как торговля, транспорт и логистика, хотя и взаимосвязанные, но разные виды деятельности по своим целям, технико-

технологическим характеристикам, конечному продукту и т.д. При этом возникает весьма сложный вопрос: если всю торговлю, весь транспорт и логистику организационно концентрировать в одном комплексе, то как без этих важных технологических звеньев будут функционировать другие комплексы.

То же самое тем более относится к агропромышленному комплексу, представляющему как совокупность отраслей сельского хозяйства, отраслей, занимающихся переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, так и отраслей, представляющих производственную инфраструктуру-транспорт, хранение, связь.

Еще больше вопросов вызывает представленный в Стратегии-2025 так называемый промышленный комплекс. В соответствии с ОКВЭД промышленность объединяет разделы по видам деятельности: добыча полезных ископаемых (имеет два подраздела), обрабатывающие производства (имеет четырнадцать подразделов), производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Как итог суммирования по этим разделам Росстат определяет все показатели по промышленности, в том числе динамику (индексы производства) объема промышленной продукции по России и субъектам Российской Федерации.

Промышленный комплекс, представленный в Стратегии-2025, охватывает лишь малую часть промышленных видов деятельности по республике. Судьбоносная для республики отрасль расчленена по комплексам: промышленный (в основном машиностроение и легкая промышленность), агропромышленный (пищевая промышленность), строительный (промышленность строительных материалов), топливно-энергетический (добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, производство электроэнергии и др.). Таким образом, промышленность как базовая отрасль народного хозяйства республики рассыпается по многим комплексам, следовательно, и стратегическое, и программно-целевое управление развитием отрасли из единого центра становится невозможным. Ведь основным критерием оценки эффективности деятельности органов государственной власти Республики Дагестан является достижение целевых показателей-индикаторов социально-экономического развития, прогнозируемых в Стратегии - 2025. Предусмотрено, что основными органами, обеспечивающими реализацию Стратегии -2025 являются отраслевые органы. Именно отраслевые органы исполнительной власти Республики Дагестан по Стратегии - 2025 должны отчитываться и нести ответственность за достижение стратегических целей. Однако построить управление, отчетность и ответственность отраслевых органов невозможно, поскольку структуры стратегических целей и индикаторов в Стратегии - 2025 представлены по хозяйственным комплексам.

Вышесказанное подводит к выводу о целесообразности определить в Стратегии - 2025 стратегические цели и показатели (индикаторы) социально-экономического развития Республики Дагестан по видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД.

7. Из действующих нормативно-правовых актов вытекает, что в Стратегии - 2025 следовало из разработанных возможных трех сценариев с уче-

том всех факторов и возможностей выбрать и принять один целевой сценарий, в соответствии с которым будет организовано долгосрочное развитие Республики Дагестан.

В Стратегии - 2025 не определен целевой сценарий. В ней обозначены основные индикаторы социально-экономического развития Республики Дагестан по трем сценариям (см. табл. 1). Это означает, что в реальной жизни могут быть задействованы все три сценария или любой из них по чьему-либо усмотрению. Такой подход может иметь непредсказуемые последствия как для реализации Стратегии, так и для долгосрочного социально-экономического развития республики.

Во-первых, наличие трех стратегических сценариев со своими количественными и качественными индикаторами неизбежно дезориентирует органы власти, резко снижает их ответственность за достижение оптимальных результатов.

Во-вторых, невозможно разработать все последующие плановые документы по реализации Стратегии - 2025 так как неизвестно, на индикаторы какого сценария при этом ориентироваться.

В третьих, затруднительно или вообще невозможно осуществлять мониторинг и определять показатели оценки деятельности соответствующих органов власти по реализации Стратегии - 2025, поскольку нет единых однозначных стратегических ориентиров и индикаторов. Основные показатели, планируемые на 2025г. по оптимистическому сценарию выше более чем в 1,5 раза, чем по инерционному сценарию (см. табл. 2). Это означает, что органы власти при оценке своей деятельности будут всячески ориентироваться на не самые напряженные показатели.

Представляется очевидным, что из рассмотренных в Стратегии - 2025 целесообразно обосновать как самый эффективный и принять один целевой сценарий долгосрочного развития республики до 2025г. и соответственно пересмотреть все индикаторы.

Таблица 2

Отношение основных индикаторов по оптимистическому сценарию к инерционному по Стратегии социально-экономического развития Республики Да-

гестан до 2025 года, %.

Добавленная стоимость (ВРП) 153,1

Средняя заработная плата 158,9

Налоговые начисления в бюджеты всех уровней 158,4

Инвестиции в основной капитал 160,8

Валовой региональный продукт на душу населения 151,1

8. Одна из важнейших задач стратегического планирования - выделение приоритетов долгосрочного развития и первоочередное сосредоточение имеющихся (по существу ограниченных) ресурсов на этих направлениях, которые по замыслу должны стать локомотивами прорывов во всех отраслях и сферах экономики.

Закон Республики Дагестан «О стратегическом планировании в Республике Дагестан» [2] определяет, что стратегия - это документ, определяю-

щий цели, приоритеты социально-экономической политики и задачи социально-экономического развития Республики Дагестан в долгосрочной перспективе. В Стратегии-2025 определены цели, подцели и задачи развития семи комплексов, но не выделены приоритетные направления по отраслям и сферам экономики.

Выделение приоритетов крайне важно в Стратегии - 2025 ввиду ограниченности ресурсов РД, особенно финансовых, а также с целью вовлечения для их реализации федеральных органов исполнительной власти и финансовых ресурсов из федеральных источников.

9. В современных условиях усиления роли человеческого фактора особую актуальность приобретает проблема оптимизации соотношения роста производительности труда и заработной платы. Из экономической теории известно, что сдерживание роста заработной платы работникам чревато снижением мотивации производительности и сокращением платежеспособного спроса, что в совокупности тормозит социально-экономический рост. А повышение заработной платы темпами, опережающими рост производительности и общего объема производства, приводит к диспропорции между производством и потреблением, инфляции, что в конечном счете также приводит к торможению развития экономики и снижению уровня жизни населения. Еще Л. Эрхард подчеркивал, что в условиях социального рыночного хозяйства предпосылкой любых требований о повышении заработной платы должно быть увеличение производительности. Именно поэтому неотъемлемой частью своей экономической политики он считал обеспечение всем трудящимся постоянное повышение заработной платы соответственно росту производительности [5, с.14-17]

Оптимизация этой пропорции особенно актуальна для Дагестана в связи с остротой проблем развития экономики и повышения уровня жизни населения. Между тем в Стратегии - 2025 такая оптимизация не предусматривается. Рост средней заработной платы в Стратегии - 2025 прогнозируется темпами, опережающими повышение производительности труда. По оптимистическому сценарию прогнозируется рост средней заработной платы в 2025г. по сравнению с 2008г. в 4,6 раза, а производительности - труда в 3,7-3,8 раза (см. табл. 3)

Таблица 3

Темпы роста производительности труда и средней заработной платы по Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025

года, оптимистический сценарий

2008 2025 2025 г. в % к 2008 г.

Валовой региональный продукт, млрд. руб. 211,3 1059,9 502

Выпуск продукции, млрд. руб. 330,9 1711,3 517

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 938,3 1266,4 135

Производительность труда, тыс. руб.

- выпуск продукции в расчете на одного занятого 353 1351 383

- ВРП в расчете на одного занятого 225 837 372

Средняя заработная плата в месяц, тыс. руб. 7,6 34,8 458

В связи свышеизложенным, нам представляется необходимым скорректировать эти стратегические индикаторы с тем, чтобы обеспечить оптимальное и экономически безопасное соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы по этапам и до 2025 года.

10. В Стратегии - 2025 как одной из стратегических целей определено пространственное развитие республики. Сбалансированное пространственное развитие для Дагестана - это одна из острейших проблем, учитывая продолжающуюся многие десятилетия резкую дифференциацию уровня социально-экономического развития городов и районов, сельской территории и городов, высокогорных и плоскостных районов и т.д. Для упорядочения политики регионального развития и управления пространственным развитием в Стратегии - 2025 предусматривается нормативно закрепить Схему пространственного развития республики, создав территориальные и экономические зоны. Предлагается помимо существующего административно-территориального деления (10 городских округов и 41 муниципальный район), создать пять крупных территориальных зон и 12 экономических зон.

Зонирование Республики Дагестан имеет почти вековую историю. Предлагались и формировались различные зоны, но они во все времена имели лишь виртуальное значение и ничего не меняли в реальной жизни республики. По предлагаемым в Стратегии - 2025 территориальным зонам («Махачкала», «Центральный Дагестан», «Северный Дагестан», «Прибрежный Дагестан», «Горный Дагестан») намечается разработка стратегий развития этих зон.

Стратегия - это инструмент и система мер государственного управления. Следовательно, для обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития в каждой зоне придется создать орган государственного управления. Иначе выделение крупных экономических зон и разработка стратегий их развития не имеет никакого смысла. Создание таких органов управления - это раздувание государственного аппарата, который и без того непомерно разрастается последние годы без заметных перемен в эффективности управленческой деятельности.

Именно из этих соображений вытекает актуальность разработки стратегий долгосрочного развития, прежде всего, муниципальных образований, а потом и базовых отраслей экономики с тем, чтобы обеспечить максимальное и эффективное использование для реализации Стратегии - 2025 административного ресурса всех уровней власти и главное - всего природного, материально-технического и человеческого потенциала, сосредоточенного в муниципальных образованиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще больше вопросов вызывает предлагаемая в Стратегии Зона опережающего экономического развития, включающая в себя 9 городских округов («город Махачкала», «город Кизляр», «город Хасавюрт», «город Кизилюрт», «город Буйнакск», «город Каспийск», «город Избербаш», «город Дагестанские огни», «город Дербент») и 12 муниципальных районов (Кизляский, Ба-баюртовский, Кумторкалинский, Буйнакский, Новолакский, Казбековский, Хасавюртовский, Кизилюртовский, Дербентский, Каякентский, Карабудах-

кентский, Магарамкентский). Стратегия - 2025 предусматривает, что в зоне опережающего развития будут сконцентрированы основные мощности промышленных и агропромышленных производств, расположено большинство торгово-транспортно-логистических комплексов и т.д. Основным элементом зоны опережающего экономического развития по Стратегии - 2025 должны выступить крупные агломерации - инновационные и управленческие центры, концентрирующие в себе экономическую активность субъектов республики и выступающие источником изменений. Стратегия - 2025 предусматривает также создание отдельной специальной системы управления агломераций.

Нужно глубоко осмыслить и тщательно прогнозировать экономиче-ские, социальные и общественно-политические последствия создания какой-либо территориально замкнутой зоны опережающего развития и практического осуществления всего замысла этой стратегии. Во-первых, включаемые в зону опережающего развития плоскостные районы и тем более города республики в настоящее время по своему развитию и уровню жизни населения на порядок выше остальных территорий Дагестана. Такое открытое и демонстративное опережающее развитие подобной новой зоны приведет к усилению поляризации развития территорий, обострит противоречия между муниципальными образованиями, населением плоскостной, предгорной и горной частей республики, в целом приведет к усилению общественно-политической напряженности в обществе.

Во вторых, сосредоточение ресурсов и активное развитие такой ограниченной зоны будет стимулировать интенсивную миграцию в эту зону населения из других территорий, особенно из предгорных и горных районов, что приведет, с одной стороны, к упадку экономики, социальной сферы, образования, культуры, т.е. всей жизнедеятельности на других территориях Дагестана, а с другой - к перенаселению плоскостной части, которое и сейчас порождает недоразумения и конфликты среди населения.

В-третьих, формирование некой системы управления агломераций опять-таки потребует раздувания аппарата управления, дополнительных затрат, что приведет к усилению налоговой нагрузки на население и предпринимателей, росту дефицита республиканского бюджета.

Детальная разработка пространственного развития - это не функция Стратегии - 2025. В соответствии с Законом РД «О стратегическом планировании в Республике Дагестан» [2] Стратегия - 2025 служит основой для разработки Схемы территориального планирования Республики Дагестан [3]-узаконенного документа, функцией которого является определение назначений территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов всех граждан и их объединений.

Концентрация в целом ограниченных ресурсов республики на отдельных территориях с целью их опережающего развития неизбежно ущемляет интересы граждан, проживающих на других территориях, следовательно, противоречит упомянутому закону. Согласно закону именно Схема террито-

риального планирования Республики Дагестан обеспечивает гармонизацию территориальной организации хозяйства и систем расселения, рынка труда, в целом способствующих устойчивому социально-экономическому развитию всей территории республики.

11. Макроэкономическое зонирование, по нашему мнению, целесообразно осуществлять не путем, «огораживания» замкнутых территорий, а по бассейновому и отраслево-функциональному признаку в рамках Схемы территориального планирования Республики Дагестан, с учетом развития перспективных отраслевых специализаций и конкурентных преимуществ. Главное - при таком подходе зона опережающего развития не замыкается на ограниченной территории, а охватывает и интегрирует конкурентоспособные виды деятельности данной отрасли (сферы) на всей территории республики.

Логическим следствием развития и организационно-экономического формирования подобных зон является создание на их основе территориально-производственных кластеров. Например, формируется туристско-рекреационный кластер, интегрирующий на всей территории Дагестана потенциал туристско-рекреационных структур в единый территориально-производственный комплекс, представляющий зону опережающего развития. При этом опережающими темпами будет развиваться туризм и рекреация не в каком-то городе, районе, побережье Каспия и т.д., а по всей территории Дагестана, где для этого имеются ресурсы и реальные условия. Так, на наш взгляд, нужно формировать кластеры и по остальным зонам, отраслям и сферам экономики на всей территории республики. Это должно обеспечить оптимальное использование ресурсов, территорий, опережающее сбалансированное развитие экономики и в определенной перспективе постепенное выравнивание уровня жизни населения на всей территории Дагестана.

В Дагестане имеются реальные предпосылки формирования и развития целого ряда различных кластеров. Однако в Стратегии - 2025 не предусмотрено формирование кластеров с учетом мирового опыта и общемировых тенденций. Планируемые в Стратегии конструкции двух кластеров - Республика Дагестан - конкурентоспособный кластер «Каспийский ХАБ», включающий в себя все экономические комплексы региона, и «Республика Дагестан конкурентоспособный кластер «Дом народов», объединяющий социальный, инновационный и туристско-рекреационный комплексы, - это не кластеры в общепринятом понимании. Они скорее представляют собой доктрину, общую философию взаимосвязанного развития всех отраслей экономики и социальной сферы республики. Ясно, что в хозяйстве республики все отрасли экономики и социальной сферы в той или иной степени взаимосвязаны. Но не настолько, что бы их можно было бы, интегрировать и организационно группировать в два кластера. Поэтому такие кластеры не могут играть роль средства стратегического управления, а будут, скорее, иметь лишь доктри-нальное значение в Стратегии - 2025.

На наш взгляд, с учетом мирового опыта следует ориентировать Стратегию - 2025 на полную модернизацию территориально-производственной организации хозяйства Дагестана и предусмотреть кластеризацию основных

отраслей и сфер экономики к 2025 году. В первоочередном порядке целесообразно планировать создание кластеров: туристско-рекреационного, винно-коньячного, плодоовощеконсервного, машиностроительных, энергетических, а также по производству строительных материалов, транспортно-логистического. Для формирования этих и подобных кластеров в республике имеются все необходимые ресурсы, потенциал, институциональные структуры и другие условия.

Корректировка Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года с учетом высказанных предложений позволит актуализировать ее и привести в соответствие с современными реалиями. Это, на наш взгляд, крайне важно для организации успешной ее реализации.

_Литература_

1. Закон Республики Дагестан от 15 июля 2011, №38 об утверждении Стратегии социально-экономического развития республики Дагестан до 2025 года.

2. Закон Республики Дагестан «О стратегическом планировании в Республике Дагестан» от 11 октября 2010, №53.

3. Схема территориального планирования Республики Дагестан, утвержденная постановлением Правительства Республики Дагестан от 5 мая 2011, №137.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2011. Росстат. -Москва, 2011.

5. Эрхард Л. Благосостояние для всех. Пер. с нем./Авт.предисл. Б.Б. Бага-ряцкий, В.Г. Гребенников. - М.: Начала - Пресс, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.