ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАНСУЧЕТОМ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
М. И. АБАКАРОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления E-mail: ahil2000@mail. ru 3. А. АТАЕВА, аспирант кафедры государственного и муниципального управления E-mail: ahil2000@mail. ru Дагестанский государственный университет
Авторами исследованы наиболее существенные факторы, оказывающие влияние на формирование вариантов сценария социально-экономического развития Республики Дагестан в долгосрочной перспективе. В зависимости от степени реализации данных факторов выделяются два сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе — инерционного и инновационного социально ориентированного.
Ключевые слова: сценарий социально-экономического развития, Республика Дагестан, долгосрочная перспектива.
В развитии любой страны постоянно возникают региональные диспропорции, обусловленные как объективными, так и субъективными причинами. Создание политически стабильного общества и устойчиво функционирующей экономики невозможно без решения проблем выравнивания межрегиональных различий, преодоления кризисных явлений и отставаний в развитии отдельных территорий.
Государство должно способствовать сохранению своей целостности, преодолению центробеж-
ных тенденций, существующих при федеральном устройстве, оказывать помощь отстающим в социально-экономическом отношении регионам.
Основными причинами неравномерного развития и экономической отсталости отдельных регионов являются:
• продолжительные циклические кризисы перепроизводства;
• ломка производственной и хозяйственной структур;
• низкий уровень отраслевой диверсификации и зависимость от внешних рынков, в том числе зарубежных;
• несоответствие факторов производства требованиям современной научно-технической революции;
• неблагоприятные природные и климатические условия;
• экологические катастрофы и стихийные бедствия;
• исторические и социокультурные особенности;
• неблагоприятные демографические тенденции.
Сам факт существования депрессивности делает невозможным реализацию всех конституционных прав людей, проживающих на такой территории, что чревато ростом социальной напряженности и не исключает социального взрыва. Соответственно, экономическая политика региона должна предусматривать в качестве основы стратегии разработку комплекса антидепрессивных мер на всех уровнях управления.
Социально-экономическое положение региона является объективным отражением эффективности управляющих воздействий, осуществляемых органами власти субъекта Федерации. Оценка ситуации, складывающейся в регионе, дает представление не только об особенностях социально-экономического развития субъекта Федерации, но и опосредованно характеризует существующую систему управления регионом, выявляет ее достоинство и недостатки, а также возможные направления совершенствования.
Республика Дагестан занимает выгодное геостратегическое положение, является самым южным регионом России и имеет прямой выход к международным морским путям, граничит по суше и морю с пятью государствами — Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. Общая протяженность территории с юга на север составляет около 400 км, с запада на восток — 200 км. По территории (50,3тыс. км2) и численности населения (2,6 млн чел.) — самая крупная республика на Северном Кавказе. Дагестан — край уникальный по своим природно-климатическим условиям, занимающий стратегически важное для России положение, обладающий большим экономическим и научным потенциалом. Наличие природных ресурсов, развитая транспортная и производственная инфраструктура, льготное инвестиционное законодательство, а главное, трудолюбие многонационального народа Дагестана делают республику инвестиционно привлекательным регионом Юга России. Число бизнес-структур (международных и российских), работающих в республике, растет с каждым годом.
В современной экономической системе принципиальное значение для эффективного функционирования субъектов хозяйствования и региона в целом имеет конкурентоспособность как конкретной продукции или услуги, так и производящих или предоставляющих их отраслей.
Конкурентоспособные отрасли дагестанской экономики включают в себя все основные отрасли специализации республики — топливную про-
мышленность и энергетику, сельское хозяйство в целом и, в частности, виноградарство и виноделие, обрабатывающую промышленность и рекреацию, которым соответствуют конкурентоспособные товары. В Республике Дагестан добываются нефть и газ, производятся нефтепродукты, электроэнергия, продукция овцеводства и овощеводства, виноград, вина, виноградное бренди, напитки, консервы. Конкурентоспособна продукция народных промыслов.
Отражением в той или иной степени конкурентоспособности продукции региона является внешнеторговый оборот, который в целом в Республике Дагестан возрастает. В области внешнеторгового сотрудничества приоритетным и самым крупным партнером Республики Дагестан является Азербайджан, на долю которого приходится до трети всего внешнеторгового оборота республики. Также крупными партнерами по экспорту среди зарубежных стран являются Иран, Туркмения, Китай, Греция, Чехия, Кипр, Польша и Швейцария.
К основным видам экспортируемой продукции относятся: нефтепродукты, электроэнергия, кожсырье, строительные материалы (пиленый и декоративный камень, гравий), плодоовощная продукция (персики, абрикосы, виноград, натуральные соки, сухофрукты, мясо, сыры, капуста, картофель и другая продукция с высокими вкусовыми качествами, произведенная в высокогорных условиях). Также экспортируются алкогольные (коньяки и вина виноградные) и безалкогольные (минерально-лечебная, ледниковая питьевая вода) напитки, кондитерские изделия.
В структуре импорта наибольшую долю в общем объеме составляют продовольственные товары (до 70 %), машиностроительная продукция (около 15%) и продукция нефтехимической отрасли (около 5 %). По сотрудничеству в области импорта с Республикой Дагестан лидирующие позиции занимают Украина, Иран, Турция, Германия, Китай, Туркмения, Мальта, Швейцария, Чехия, Польша.
Не все страны-импортеры, и тем более страны-экспортеры, являются непосредственными конкурентами Республики Дагестан, поскольку помимо объема поставляемой продукции и услуг, направленности товарных потоков, значимым является соотношение товаров и услуг на рынке и тенденции изменения этих соотношений.
Регионами-конкурентами Республики Дагестан выступает большинство субъектов Федерации, входящих в Южный федеральный округ (ЮФО), прежде всего ближайшие соседи и наиболее продвинутые регионы округа. В ряде случаев при высокой конку-
Таблица 1
Страны и регионы, конкурирующие с Дагестаном
Отрасль Регионы-конкуренты Страны-конкуренты
Топливно-энергетический комплекс Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Ставропольский край, Краснодарский край, Чеченская Республика Азербайджан, Казахстан, Туркменистан
Промышленность строительных материалов Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край, Волгоградская область, Ставропольский край, Астраханская область, Ростовская область Китай, Турция, страны Евросоюза
Сельскохозяйственное производство Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Калмыкия Азербайджан
Виноградарство и виноделие Краснодарский край, Ставропольский край, Московская область, Республика Северная Осетия — Алания Армения, Грузия, Молдавия
Рекреация Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область Турция, Болгария, Кипр, Словения, Черногория
Транспорт Астраханская область Турция, Иран, Казахстан
рентоспособности отдельных отраслей Республики Дагестан регионами-конкурентами являются другие регионы-лидеры на уровне Российской Федерации. Примерный список приведен в табл. 1.
Конкурентные позиции Республики Дагестан (по отдельным отраслям и видам продукции) определены на основании соотнесения элементов региональной конкурентоспособности (отраслевой специализации и конкретных видов товаров и услуг) с подобными элементами соответствующих отраслей экономики других регионов.
По местам, которые занимает Республика Дагестан в общероссийском производстве приведенных видов продукции (по данным 2008 г.), можно судить об их конкурентоспособности. При этом динамика процессов роста и развития характерна лишь для производства овощей и наращивания мощности электростанций. По остальным показателям наблюдается медленное или резкое падение объемов, а значит, и падение конкурентоспособности среди референтной группы регионов.
О средней интегральной конкурентоспособности Республики Дагестан можно условно судить по «среднему» месту среди приведенных 12 показателей (33,5), что свидетельствует о достаточно высоких позициях в указанных отраслях на российском рынке (табл. 2).
Большой разброс показателей (от 1-го до 70-го места) свидетельствует о потенциальных возможностях повышения конкурентоспособности по целому ряду позиций. Одной из причин предельно низкой конкурентоспособности промышленной продукции, выпускаемой предприятиями Республики Дагестан, является моральный и физический износ основных фондов, технологическое отставание производства, нарушение обязательных
требований государственных стандартов, правил сертификации, метрологических правил и норм, отсутствие маркетинговых технологий, нехватка профессиональных кадров, низкая производительность труда. Несомненно, что для повышения конкурентоспособности промышленной продукции республики потребуется полное техническое и технологическое перевооружение производства.
Повышение общей конкурентоспособности Республики Дагестан позволит более активно и эффективно задействовать имеющиеся ресурсы, предпринимательские таланты, активную и конкурентоспособную рабочую силу, которые способны обеспечить более высокий уровень производительности труда и собственного благосостояния, привлекать необходимые инвестиции.
В зависимости от степени реализации перечисленных конкурентных преимуществ можно выделить два качественно различных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе — инерционного и инновационного социально ориентированногоразвития.
Инерционный сценарий — отражает развитие экономики региона в условиях сохранения инфраструктурных ограничений при относительном ухудшении конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей, что проявляется в торможении инвестиционной активности, снижении темпов роста банковского кредитования и относительно более высоком вкладе импорта в удовлетворение внутреннего спроса. Среднегодовой темп роста физического объема валового регионального продукта (ВРП) за 2008—2025гг., по прогнозу, составит 105 %.
Инерционное развитие экономики Республики Дагестан имеет четко выраженные пределы
Таблица 2
Конкурентные позиции Республики Дагестан по продукции в отраслях специализации в РФ
Место
Вид продукции в Российской Федерации
Производство овощей 1
Производство виноградного бренди (коньяка) 3
Производство шампанских 5
и игристых вин
Добыча природного (естественного) газа 18
Производство виноградных вин 25
Добыча нефти 26
Мощность электростанций 29
Добыча полезных ископаемых 47
Производство электроэнергии 49
Производство мяса 62
Продукция обрабатывающих производств 67
Производство и распределение электро- 70
энергии, газа и воды
«Среднее» место 33,5
роста. Это связано с исчерпанием его ресурсной базы (природных и человеческих ресурсов, устойчивости природной среды и прочих). При этом пределы роста сопряжены и с актуализацией внутренних проблем социально-экономического развития региона, характеризующихся снижением конкурентоспособности местных обрабатывающих производств, недостаточным улучшением инвестиционного климата. К тому же инерционное развитие экономики не предусматривает реализации новых масштабных национальных и региональных проектов или стратегий. В данном сценарии возможности экономического роста будут определяться в основном следующими факторами:
• низким уровнем интеграции российской экономики в международные экономические отношения;
• недостаточной диверсификацией, создающей высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары;
• снижением технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств и сохраняющимся опережающим ростом импорта;
• отсутствием условий и стимулов для развития человеческого капитала;
• относительно низким уровнем инновационной активности высокотехнологичных секторов экономики;
• инфраструктурными ограничениями роста,
которые не могут быть преодолены за счет институциональных реформ и требуют реализации крупных инвестиционных проектов. Инновационный социально ориентированный сценарий предусматривает улучшение конкурентоспособности производства за счет реализации программ на инновационной основе по созданию новой экономики знаний, развитию ключевых секторов экономики региона, направленных на повышение инновационной активности предприятий, рост производительности труда, сохранение высокой инвестиционной компоненты роста. Предусматривает также реализацию комплекса мер по ускорению экономического роста, ориентированных на повышение конкурентоспособности продукции на внешних и внутренних рынках. Предполагает ситуационную модель управления регионом, ориентированную на инвестирование как в высокотехнологичные проекты, так и в развитие человека с параметрами, выходящими за сложившиеся на рынке пределы окупаемости.
Переход к инновационному социально ориентированному развитию способствует формированию среднего класса, а также новой элиты в обществе, бизнесе и управлении для укрепления конкурентоспособных позиций региона.
Инновационный социально ориентированный сценарий предполагает улучшение конкурентоспособности бизнеса не только в традиционных секторах экономики региона, но и в новых наукоемких секторах и экономике знаний и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста, а также сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных проектов, устойчивое развитие банковской системы. В этом варианте предполагается сохранение высоких темпов регионального роста. Среднегодовой темп роста физического объема ВРП за 2008—2025 гг. — 106,4%. В целом за 2008—2025 гг. ВРП вырастет в 3 раза, что будет способствовать эффективному решению стратегических задач социально-экономического развития региона.
В инновационном социально ориентированном варианте предусматривается увеличение затрат на НИОКР, образование и здравоохранение, что станет одним из определяющих факторов перехода к инновационному социально ориентированному типу развития.
Инновационный социально ориентированный сценарий рассматривается как сценарий активной диверсификации экономики и структурных
сдвигов в пользу обрабатывающих отраслей промышленности, отраслей «новой экономики» и сектора услуг, предлагающий развитие региональной экономики в направлении постиндустриального уклада и экономики знаний.
В долгосрочной перспективе поступательное экономическое и социальное развитие предполагается обеспечивать на основе развития территориальных кластеров и зон опережающего развития. Системное решение стратегических задач будет обеспечивать переход экономики Республики Дагестан к инновационному социально ориентированному типу развития за счет:
• формирования эффективной региональной инновационной системы, обеспечивающей внедрение инноваций как ведущий фактор экономического и социального роста;
• реализации долгосрочных проектов на основе государственно-частного партнерства, обеспечивающих лидирующие позиции региона на рынках высокотехнологичных товаров и услуг;
• наращивания инновационной активности в традиционных отраслях экономики, обеспечивающего их технологическую модернизацию и повышение конкурентоспособности, а также развитие экономики знаний;
• повышения эффективности использования месторождений угля, нефти, газа и других полезных ископаемых за счет внедрения новых технологий и реализации крупномасштабных проектов, обеспечивающих добычу и разработку месторождений полезных ископаемых;
• улучшения использования земельных и других природных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве, и обеспечения перехода на биодинамическое земледелие;
• дальнейшей реализации национальных и областных проектов и целевых программ в социальной сфере, включающих образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающих повышение уровня жизни населения для формирования класса инновационо мотивированных людей и значительного повышения качества человеческого капитала;
• формирования институтов, закрепляющих стратегическое планирование в управлении региональным развитием, способствующих снижению административных барьеров и повышению качества государственных услуг и развитию государственно-частного партнерства.
В современных условиях инновационное социально ориентированное развитие реализуется через комплекс инноваций по трем основным направлениям, предполагающим:
• критические технологии новой экономики, характеризующейся большим вкладом человеческого капитала и сокращением доли материальных элементов;
• организационно-управленческие и институциональные технологии, выступающие как в качестве поддерживающих, сопровождающих, так и виде самостоятельных знаний;
• формирование инновационной культуры. Инновационный социально ориентированный сценарий характеризуется значительным усилением требований к экологичности экономического развития. При этом предполагается, что ужесточение экологических требований может значительно видоизменить параметры экономического развития. Это создает новые «окна возможностей» для развития экономики, такие как: создание современной индустрии переработки отходов, новых возможностей в развитии сельского хозяйства (биотоплива) и углерододепонирующих насаждений.
Реализация данного сценария позволит обеспечить выход Республики Дагестан на новый уровень социально-экономического развития за счет повышения конкурентоспособности предприятий, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, и улучшения структурной диверсификации экономики на рынках высокотехнологичной продукции, что будет способствовать значительному росту производительности труда как долговременной качественной основы для повышения уровня жизни дагестанцев.
Как инерционный, так и инновационный социально ориентированный сценарии предполагают проведение институциональных преобразований, направленных на развитие конкуренции, защиту прав собственности и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата. В то же время в рамках инновационного сценария предполагается проведение активной политики повышения конкурентоспособности, более интенсивное развитие экономических и социальных институтов, снижение административных барьеров в экономике. Все это способствует повышению темпов и качества экономического роста региона.
Инновационный социально ориентированный сценарий для социально-экономической политики выступает в качестве целевого, поскольку только
он в полной мере позволяет реализовать стратегические ориентиры развития региона.
Различные сценарии социально-экономического развития Республики Дагестан в разной степени обеспечивают устойчивость развития региона.
Оценка реализуемости основных сценариев показывает, что сценарий инерционного развития не требует специальных усилий по его поддержке со стороны исполнительной и законодательной власти региона и Российской Федерации. В то время как инновационный социально ориентированный сценарий требует объединения усилий органов государственной власти и местного самоуправления региона, бизнес-сообщества и населения. Это позво-литрасширить конкурентный потенциал экономики региона за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании, высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста, роста производительности труда и повышения благосостояния населения.
Макроэкономические особенности основных сценариев развития в целом за прогнозный период представлены в табл. 3.
Инновационный вариант долгосрочного развития характеризуется более интенсивными эко-
номическими и социальными преобразованиями, способствующими достижению уровня развития, соответствующего статусу высокоразвитого региона.
В рамках инновационного социально ориентированного сценария развития региона с учетом представленных мероприятий и проектов авторами разработан динамический прогноз структурных изменений ВРП Республики Дагестан, индуцированных интенсивным развитием выявленных зон опережающего развития и производственных и многокомпонентного социального кластеров (табл. 4).
Главным результатом диверсификации экономики Республики Дагестан, базирующейся на развитии топливно-энергетического, строительного кластеров, кластеров в агропромышленном комплексе, использовании ресурсов транспорт-но-логистического кластера, воздействии региональной инновационной системы, должно стать значительное расширение объемов производства продукции с высокой долей добавленной стоимости. Предусмотрено увеличение доли обрабатывающих производств в структуре ВРП республики до 37,9 % в 2025 (на 11,6 процентных пункта по сравнению с 2007 г.). При этом значительно снизится доля добавленной стоимости в ВРП по видам экономической
Таблица 3
Основные сценарии развития за прогнозный период
Показатель Инерционный Инновационный
Валовой региональный продукт. 2025 г. к2008г., %, всопоставимыхценах 241 305
Инвестиции в основной капитал: 2025г. к2008г., %, всопоставимыхценах 215 285
Доля сектора экономики знаний и высоких технологий в ВРПк2025г., % 15 20
Реальные располагаемые денежные доходы населения: 2025 г. к2008г., % 277 354
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума к 2025 г., % 4,2 4,0
Структурные изменения валового регионального продукта в 2025 г., %
Отрасль, вид услуги Год
2006 2007 2012 2020 2025
Сельское и лесное хозяйство 10,7 10,5 10,9 8,7 8,4
Добыча полезных ископаемых 17,9 17,4 12,7 10,9 9
Обрабатывающие производства 25,2 26,3 30,7 32,9 37,9
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,7 2,8 3,1 3,7 3,3
Строительство 6,9 7,4 7,6 7,6 6,4
Оптовая и розничная торговля 13,6 14 12,8 13,1 12,8
Гостиницы и рестораны 0,5 0,5 1 1,3 1,5
Транспорт и связь 6,6 6,1 5,1 5 4,7
Образование 2,7 2,7 2,9 3,3 3,2
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,8 2,8 3 3,5 3,6
Прочее 9,4 9,5 10,2 10 9,2
Таблица 4
деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «Добыча полезных ископаемых», образующим сырьевой сектор экономики региона. Из-за опережающих темпов роста обрабатывающих производств несколько снизится доля добавленной стоимости по видам деятельности «Строительство», «Транспорт и связь». Доля оптовой и розничной торговли в перспективе сохранится на уровне 13 %.
Формирование туристско-рекреационного кластера будет способствовать динамичному росту таких видов услуг, как услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, культуры, физкультуры и спорта, туристские и санаторно-оздоровительные услуги, а также увеличению доли добавленной стоимости в ВРП республики по виду экономической деятельности «Гостиницы и рестораны» до1,5 %к 2025 г.
Создание и развитие многокомпонентного социального кластера в перспективе приведет к увеличению в структуре ВРП Республики Дагестан доли добавленной стоимости, созданной в сфере образования и здравоохранения (до 3,2% и 3,6% соответственно).
Развитие на инновационной основе представленных территориальных кластеров и зон опережающего развития позволит интенсифицировать рост конкурентоспособности экономики региона за счет повышения уровня ее диверсификации и получить значительный социально-экономический эффект, в том числе и мультипликативного характера, выражающийся в следующих позитивных тенденциях:
• стимулирование ускорения темпов роста ВРП;
• повышение инновационной активности и инвестиционной привлекательности региона, формирование новой экономики;
• диверсификация продукции на внутреннем рынке региона, увеличение доли инновационной продукции;
• увеличение количественных и качественных показателей налогового потенциала региона;
• диверсификация рабочих мест и стимулирование высокой конкуренции на рынке трудовых ресурсов и спроса на квалифицированных работников, определяющие стимул кразвитию системы образования региона;
• рост внешнеторгового оборота, расширение номенклатуры экспортируемых товаров, работ, услуг;
• стимулирование рынка продуктов питания на выпуск качественных натуральных продуктов;
• ускорение темпов жилищного и промышленного строительства в регионе;
• динамичное развитие сферы услуг, повышение их качества.
Обобщая сказанное, можно отметить, что за последние 20 лет в экономической и общественно-политической жизни Республики Дагестан произошли стремительные преобразования, изменившие структуру экономики республики, ее политическую систему, жизненный уклад и менталитет самих дагестанцев. И этот процесс еще не завершен, он только набирает обороты. Меняется мир, переживающий процесс глобализации, меняется Россия, которая пытается найти себе новое место в мировом экономическом и политическом ландшафте. Меняется и место Дагестана во внут-рироссийском и международном разделении труда. Горная республика с многовековыми традициями и устоями уверенно находит свою дорогу в мировом экономическом пространстве, строит партнерские взаимоотношения и делает все возможное для всемерного роста. Но все же без существенного и срочного содействия со стороны федеральной власти ей не обойтись. Можно долго аргументировать цифрами непростое социально-экономическое положение. Но очевидно одно — Республике Дагестан необходима помощь в обеспечении высоких темпов развития промышленности и сельского хозяйства с целью коренной структурной перестройки всей экономики, создания современной индустрии и развития инновационных методов ведения хозяйства для превращения Республики Дагестан в развитый индустриально-аграрный центр.
Список литературы
1. Абаев А. Л. Организационно-экономический механизм формирования научно-инновационной политики на региональном уровне. Владикавказ: Изд-во Северо-Осетинского гос. ун-та им. К. Л. Хетагурова. 2008.
2. Амутинов А. М. Стратегия экономического развития региона: на примере Республики Дагестан. М.: МАКС Пресс. 2001.
3. Найденов Н.Д. Стратегия регионального управления в обеспечении экономического роста // Менеджмент: теория и практика. 2008. № 1—2.
4. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики / В. Г. Алиев, Д.М. Атабаев, М.К. Алимурадов и др. / под ред. В. Г. Алиева. М.: Экономика. 2002.
5. Цапиева О. К., Лаварсланова 3. М. Экономическая политика устойчивого развития региона. Махачкала: НаукаДНЦ, 2009.