СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЦЕНАРИЕВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Сапиро Е.С., Миролюбова Т.В.
В статье рассматриваются возможные сценарии экономического развития одного из российских регионов - Пермского края. Описаны сценарные условия развития России, разработанные МЭРТ до 2020 г. и задающие основные условия сценариев экономического развития российских регионов. Представлены внешние условия прогноза экономического развития Пермского края до 2015 г. Приводятся основные показатели прогноза развития экономики региона до 2015 г. Показаны особенности каждого из вариантов сценариев.
Данная работа выполнена автором в рамках разработки Программы социально-экономического развития Пермского края на 2007 - 2010 гг. и на период до 2015 г.
В новом тысячелетии в российской экономике продолжаются процессы экономического роста, связанного с исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Мировые цены на топливно-энергетические ресурсы - основную составляющую российского экспорта - характеризуются стабильным ростом. Кроме того, растут мировые цены и на иные товары российского экспорта.
Сложившиеся тенденции и перспективы развития российской экономики задают основные условия сценариев экономического развития российских регионов.
В Министерстве экономического развития и торговли России разработаны три сценария долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года. Согласно первому - инерционному сценарию - в стране будет происходить консервация экспортно-сырьевой модели при замедлении добычи и экспорта углеводородов, снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств и рост зависимости от импорта товаров и технологий. В этом случае темп роста ВВП снижается до 3,3% в год в 2011 -2020 годах.
Второй сценарий долгосрочного социально-экономического развития - энергосырьевой - предусматривает ускоренное развитие и модернизацию энергосырьевых отраслей и транспорта, а также фрагментарную модернизацию высокотехнологичных секторов при отсутствии масштабного экспорта продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью. Темп роста ВВП в этом случае составит в среднем 5,3% в год в 2011 -2020 годах.
Третий сценарий - инновационный - связан с созданием эффективной национальной инновационной системы и реализацией проектов в высокотехнологичных отраслях, повышением качества человеческого капитала, созданием новых региональных центров развития. По этому сценарию рост экономики в 2011 - 2020 годах может составить в среднем 6,6%.
Основными ограничениями в развитии России в период до 2020 года, с точки зрения специалистов Министерства экономического развития и торговли, являются дефицит трудовых ресурсов и сокращение населения, усиление ограничений со стороны инфраструктуры, исчерпание эффекта девальвации, дешевого сырья и рабочей силы, низкая эффективность госуправления.
Ключевыми рисками в этот период являются невостребованность стратегического управления, угроза вытеснения на экономическую периферию и консервации роли поставщика сырья и топлива, отставание от нового этапа развития технологий, рост социального и регионального неравенства [2].
В этих условиях требуется формирование вариантов сценариев развития экономики для российских регионов. Формируемые сценарии позволяют осуществить прогнозы социально-экономического развития регионов.
Основным показателем, характеризующим текущее состояние и уровень развития экономики региона, является валовый региональный продукт (ВРП). Объём валового регионального продукта Пермского края в 2005 г., по предварительной оценке, составил 367,9 млрд. руб.
При численности населения, составляющей около 2% от общероссийской, на долю региона приходится 1,7% ВВП, 3% отгруженной промышленной продукции, 2,3% сальдированной прибыли в России. Занимая 12-е место по объему ВРП, 10-е - по объему промышленной продукции, 7-е - по полученной прибыли, край входит в число наиболее развитых регионов России [1].
Различные варианты сценариев социально-экономического развития возможны при различных внешних условиях развития экономики региона. В долгосрочном периоде предполагаются достаточно благоприятные внешние условия. Ожидается длительный период высоких темпов роста мировой экономики. В то же время большинством экспертов прогнозируется рецессия в мировой экономике в соответствии с конъюнктурным циклом в 2010 - 2011 гг. (см.табл. 1).
Таблица 1
Внешние условия прогноза социально-экономического развития Пермского края
Цена мировая
Условия
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Цена на нефть Urals,
долл./баррель
65
61
66 66
54 50,9 63,8
48 35,8 61,6
35 36,9 63,5
36 38 65,4
37 39,2 67,48
37,5 40,44 69,56
38 41,66 71,64
38,5 42,88 73,72
Цена на калийные
удобрения,
долл./тонна
а г
д
112
112
112
112 89,6 134,4
112 89,6 134,4
112 89,6 134,4
112 89,6 134,4
112 89,6 134,4
112 89,6 134,4
112 89,6 134,4
ВВП России за период 2005 - 2015 гг. (согласно прогнозам МЭРТ) увеличится в 1,8-2,0 раза.
Сценарии социально-экономического развития Пермского края разработаны на вариантной основе с учетом изменения внешних и внутренних условий и факторов экономического развития. Прогнозы в рамках описанных сценариев осуществлены специалистами ЗАО "Прогноз" (www.prognoz.ru). Расчеты выполнены в сопоставимых ценах с корректировкой показателей на инфляцию.
Для Пермского края возможны три варианта сценариев экономического развития (см. табл. 2).
Первый вариант - инерционный, означает сохранение инерционного вектора развития экономики Пермского края. Данный вариант является базовым сценарием экономического развития, который реализуется в любом случае, поскольку целиком определяется сложившимися российскими и мировыми тенденциями. Этот сценарий, по нашему мнению, малоперспективен в среднесрочном периоде и абсолютно бесперспективен в долгосрочном.
Таблица 2
Прогноз социально-экономического развития Пермского края до 2015 г.
Показатели Факт Оценка Прогноз Вар-т
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
1.ИПЦ, среднегодовой, % 111,6 110,2 108,6 108,3 107,8 107,4 107,0 106,6 106,3 106,0 105,7 I
111,6 110,2 108,6 108,3 107,8 107,4 107,0 106,6 106,3 106,0 105,7 II
111,6 110,2 108,6 108,3 107,8 107,4 107,0 106,6 106,3 106,0 105,7 III
2. ВРП, темп роста в сопоставимых ценах, % 105,5 105,0 104,4 103,7 104,3 103,1 102,4 102,1 102,1 102,0 102,0 I
105,5 105,0 107,3 107,4 106,3 106,0 103,5 103,7 106,6 103,5 103,5 II
105,5 105,0 106,8 106,8 107,7 106,6 106,9 108,3 108,9 108,2 108,6 III
3. Индекс промышленного производства, % 100,0 101,1 103,1 102,1 102,4 101,7 101,4 100,9 101,1 101,1 101,2 I
100,0 101,1 105,3 105,0 104,4 104,2 103,2 104,0 103,5 102,5 103,0 II
100,0 101,1 106,1 105,6 108,6 106,5 107,7 109,7 108,2 108,8 109,6 III
4. Сельское хозяйство, рост в сопоставимых ценах, % 94,5 101,2 104,8 101,2 101,9 100,8 100,5 100,5 100,5 100,5 100,5 I
94,5 101,2 105,0 108,6 102,9 101,4 102,0 102,0 102,0 102,0 102,0 II
94,5 101,2 105,0 110,4 103,2 102,7 102,6 103,6 103,1 103,3 103,2 III
5. Инвестиции по полному кругу, млн. руб. 56800 73044 79187 78501 86929 90311 98180 107412 117539 128232 139751 I
56800 73044 93599 105287 117517 131784 136976 137412 181869 195579 204854 II
56800 73044 90992 100384 117715 131423 145158 159328 207675 240159 274765 III
6. Инвестиции в основной капитал, рост в сопоставимых ценах, % 96,8 115,1 99,8 91,5 102,7 96,7 101,6 102,6 102,9 102,9 103,1 I
96,8 115,1 118,0 103,9 103,5 104,4 97,1 94,1 124,5 101,5 99,1 II
96,8 115,1 114,7 101,9 108,8 104,0 103,2 103,0 122,6 109,1 108,2 III
7. Налогооблагаемая прибыль, млн. руб. 81279 98714 101296 88449 78307 87434 95885 97799 98933 101367 102945 I
81279 98714 103275 103648 104806 125612 132801 138199 145246 153060 155950 II
81279 98714 103464 105751 112911 137113 153115 169828 189496 212761 239730 III
8. Фонд оплаты труда, млн. руб. 91829 106088 127463 149087 170733 192823 215234 236548 257357 277515 298040 I
91829 106088 128674 151354 174592 197486 222700 249052 284441 313064 342158 II
91829 106088 123973 144244 167025 191318 219599 250770 286254 324275 365946 III
9. Рост реальной зарплаты, % 111,6 112,9 110,0 108,0 106,0 105,0 104,0 103,0 102,5 102,0 102,0 I
111,6 112,9 110,0 108,5 107,0 106,5 106,0 105,5 105,0 104,5 104,0 II
111,6 112,9 110,0 108,5 107,0 106,5 106,0 105,5 105,0 104,5 104,0 III
10. Среднесписочная численность занятых, человек 994060 922373 921106 914729 907933 901566 897718 893926 890192 886514 882890 I
994060 922373 929689 926319 921697 909318 903289 899591 920947 918422 916514 II
994060 922373 925377 926666 927765 923857 923209 924697 931049 932981 933718 III
11. Доходы населения, млн. руб. 269308 355051 407409 468405 535516 602383 664724 727540 789604 851229 914285 I
269308 355051 417479 496234 576239 664615 741445 821028 954968 1054811 1151697 II
269308 355051 402695 472000 548300 636061 732855 842428 974084 1110974 1264906 III
12. Доходы консолидированного бюджета, млн. руб. 41753 50193 54890 55892 57030 63152 69262 74061 78647 83385 88033 I
41753 50193 55417 59131 62726 71020 77285 83396 91120 98024 104118 II
41753 50193 54772 58899 64341 73511 81925 90849 100811 111755 123797 III
В случае реализации инерционного сценария в экономике Пермского края сохранится высокий удельный вес таких отраслей промышленности, как нефтедобыча и нефтепереработка, химическая промышленность, лесопромышленный комплекс, черная и цветная металлургия. Именно развитием этих отраслей экономики, производящих в основном продукцию с низкой добавленной стоимостью, и будет определяться общий вектор развития экономики региона. При этом сохранится экспортоориентированная модель экономического роста, означающая высокую зависимость экономики края от внешнего рынка. В связи с тем, что мировые рынки, на которые поставляется продукция региона, отличаются значительной волатильностью, эта зависимость не способствует достижению устойчивого развития Пермского края. Все это означает сохранение качественного разрыва между экс-портоориентированным и внутренне-ориентированным секторами экономики края. Первый представлен такими отраслями, как химическая и нефтехимическая, топливная, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности, экспортирующие
в основном низкотехнологичную продукцию. Внутренне-ориентированный сектор представлен остальными отраслями.
Предпосылками развития электроэнергетики в базовом сценарном варианте является устойчивый рост потребления электроэнергии всеми категориями потребителей, нарастание общего дефицита генерирующих мощностей в ОЭС Урала, значительный износ действующего оборудования, недостаточная пропускная способность сетевого хозяйства.
Базовый сценарий предполагает реализацию инвестиционных программ, направленных на решение указанных проблем, а также на дальнейшее развитие энергомощностей (постройка Ново-Березниковской ТЭЦ, реконструкция ТЭЦ-9 и другие проекты). При базовом сценарии динамика развития внутренне-ориентированных производств остается полностью зависимой от результатов деятельности экспорто-ориентированного сектора.
Темпы экономического роста в этом случае полностью определяются внешнеэкономической конъюнктурой, ценовыми параметрами мировых рынков сырьевой продукции - основой экспорта. Импульс роста при этом будет по-прежнему исходить от повышения мировых цен на экспортируемые товары. Возникающий вследствие этого поток доходов от экспорта будет стимулировать развитие спроса, что приведет к расширению региональных рынков, росту торговли и росту производства во внутренне-ориентированном секторе. Поскольку рост мировых цен не может продолжаться бесконечно долго, это создает угрозу экономическому росту в Пермском крае.
Данный вариант также предполагает отсутствие управляющего воздействия краевых органов власти на экономическое развитие региона и не предусматривает реализацию новых масштабных проектов или стратегий, а также отсутствие поддержки инновационного сектора экономики региона. В этом случае сохранятся все негативные тенденции прошлых лет: снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств и их вытеснение импортом, недостаточное улучшение инвестиционного климата, замедление темпов экономического роста, технологическое отставание.
Предполагается развитие экономики со среднегодовым темпом прироста ВРП около 3,1%, промышленного производства - 1,6%, продукции сельского хозяйства -1,2%, объема инвестиций - 2%, фонда оплаты труда (с учетом инфляции) - 4,8%, что обеспечит увеличение ВРП за период 2005 - 2015 гг. в 1,4 раза, денежных доходов населения - в 3,4 раза, доходов консолидированного бюджета - в 2,1 раза.
В базовом варианте сценария экономического развития края не предусматривается поддержка инновационного сектора экономики региона (информационно-коммуникационные технологии, новые материалы, биотехнологии, приборостроение и электротехника, научно-образовательный комплекс) ни со стороны регионального правительства, ни со стороны федерального правительства. В результате доля инновационного сектора экономики в ВРП края, равная 6% в 2005 г., в 2015 г. практически не изменится и составит 6,5%.
Второй сценарий (активный без структурных сдвигов) предполагает более динамичное развитие базового сектора экономики Пермского края на фоне улучшения внешнеэкономической конъюнктуры. Более благоприятные внутренние и внешние условия развития экспортоориентированных отраслей экономики создадут предпосылки для более значительных темпов роста данных отраслей.
Второй вариант сценария экономического развития предполагает, что в Пермском крае не оказывается управляющих воздействий со стороны регионального прави-
тельства на изменение отраслевой структуры экономики и формирование экономики нового типа. Это означает сохранение и даже увеличение доли добывающего сектора в экономике региона. Фокус управляющего воздействия правительства края в этом случае направлен на:
• агропромышленный комплекс;
• лесопромышленный комплекс;
• строительство;
• торговлю;
• энергетику.
При активном участии и поддержке региональных властей предполагается реализация масштабных проектов в энергетике, лесопромышленном комплексе, транспорте, развитие инфраструктуры доступа к природным ресурсам, активизация дорожного строительства.
В энергетике, согласно данному сценарию, предполагается реализация крупнейших проектов по вводу генерирующих мощностей - завершение строительства 4-го энергоблока на базе ПГУ-800 на Пермской ГРЭС (ОГК-1) и строительство блока ПГУ-400 на Яйвинской ГРЭС (ОГК-4). Также предполагается начало реализации проекта по строительству на территории края АЭС, что означает приток дополнительного объема инвестиций в отрасль до 2015 года порядка 100 млрд. рублей.
Развитие лесопромышленного комплекса согласно данному сценарию будет проходить в рамках реализации программы развития приоритетных отраслей. Предполагается как активное развитие инфраструктуры (строительство лесных дорог и прочее), так и широкое использование всех инструментов государственной поддержки (лоббирование интересов компаний, субсидирование, проектно-сметное софинансирование).
По второму сценарию предполагается проектирование и строительство двух фанерных комбинатов (г. Добрянка и г. Кудымкар), создание нескольких двухплитных производств (в том числе, на территории Коми-Пермяцкого округа), строительство производственных комплексов по деревянному домостроению, а также реализация одного из крупнейших инвестиционных проектов - проектирование и строительство целлюлозно-бумажного комбината (г. Добрянка).
Поскольку развитие агропромышленного комплекса при данном сценарии является для органов власти одним из важнейших приоритетов, предполагается комплексная программная поддержка и осуществление ряда проектов по развитию молочной, птицеводческой, мясной отраслей. В результате в сельском хозяйстве ожидается постепенное предотвращение спада производства с дальнейшей стабилизацией его объемов на текущем уровне, с умеренным ростом при благоприятном варианте развития ситуации.
Ускорение развития экспортоориентированного сектора будет означать увеличение объема производства услуг транспорта. Реализация масштабного проекта по завершению строительства железнодорожной магистрали по направлению Архангельск -Пермь (проект "Белкомур") кроме непосредственных результатов в самой отрасли (значительного увеличения объемов инвестиций и занятости в прогнозном периоде) принесет мультипликативный эффект интенсификации социально-экономического развития межрегионального масштаба.
С учетом планируемых к реализации указанных выше инвестиционных проектов строительства АЭС, ж/д магистрали "Белкомур", а также менее крупных, но также
значимых проектов "Агломерация Пермь", "Магистраль Север - Юг", "Строительство новых жилых микрорайонов" уже в среднесрочной перспективе ожидается всплеск спроса на услуги строительства.
Достижение роста ВРП предполагается за счет повышения объемов производства в базовых отраслях: в промышленности, строительстве, в розничной торговле. Этот вариант предполагает также:
• сохранение существующего уровня расходов краевого бюджета на экономику и научные исследования и разработки;
• инвестиции со стороны регионального правительства лишь в указанные выше приоритетные отрасли;
• отсутствие целевой адресной поддержки инвестиционной деятельности предприятий, направленной на модернизацию и технологическое обновление производства;
• фокусирование региональной политики на сырьевых ресурсах как основном конкурентном преимуществе края;
• реализацию налоговых новаций в целом в крае;
• реализацию инвестиционных проектов в области природопользования;
• создание инфраструктуры, обеспечивающей доступ к природным ресурсам.
Активного импортозамещения потребительских товаров, а также материалов и
комплектующих, не происходит. Несмотря на низкие темпы укрепления реального курса рубля, доля импортных и в целом инорегиональных товаров в удовлетворении инвестиционного и потребительского спроса будет повышаться из-за низкой конкурентоспособности региональных товаропроизводителей.
Фокусирование региональной экономической политики в основном на сырьевых ресурсах как одном из ключевых конкурентных преимуществ края приведет к незначительным изменениям в отраслевой структуре ВРП, обусловленным, в значительной мере, динамикой внешних факторов. В результате предполагается небольшое увеличение доли добывающего сектора в ВРП.
В то же время уровень расходов на научные исследования и разработки сохраняется на текущем уровне, отсутствуют управляющие воздействия органов власти на изменение отраслевой структуры экономики, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов и формирование экономики нового типа.
В этом случае среднегодовой темп прироста ВРП составит 5,3%, промышленного производства - 3,6%, сельского хозяйства - 2,9%, инвестиций в основной капитал - 5,8%.
При данном сценарии прогнозируется замедление процессов сокращения рабочих мест и некоторый рост в долгосрочной перспективе (как результат реализации масштабных проектов).
В результате в 2005 - 2015 годах объем ВРП увеличится в 1,67 раза, денежные доходы населения в 4,3 раза, доходы консолидированного бюджета - в 2,5 раза.
В связи с тем, что в данном варианте сценария социально-экономического развития края не предусматривается активная поддержка инновационного сектора экономики региона ни со стороны регионального правительства, ни со стороны федерального правительства, доля инновационного сектора экономики в ВРП края, равная 6% в 2005 г., в 2015 г. составит 5,8%.
Третий вариант сценария (активный с прогрессивными структурными сдвигами) предполагает, что в дополнение к реализации крупных проектов в базовом
секторе управляющее воздействие правительства края оказывается на достижение прогрессивных структурных сдвигов в экономике и формирование экономики нового типа.
Экономика нового типа Пермского края - это конкурентоспособная экономика, тесно интегрированная в общероссийскую и мировую, устойчивая к колебаниям конъюнктуры мировых рынков, основными источниками долгосрочного экономического роста которой являются научно-образовательный комплекс, высокотехнологичные производства в различных отраслях и секторе услуг в сочетании с развитием ресурсодобывающего комплекса и увеличением объемов производства обрабатывающих отраслей.
В третьем сценарии акцент региональной экономической политики сделан на усиление инновационной компоненты экономического роста при сохранении значительного вклада ресурсодобывающего комплекса. В соответствии с данным сценарием в регионе осуществляется реализация значительного количества инвестиционных проектов и таким образом создаются новые предприятия и производства в приоритетных секторах экономики.
Данный вариант необходимо рассматривать как целевой сценарий социально-экономического развития Пермского края на долгосрочную перспективу.
Фокус управляющего воздействия правительства края направлен на: информационно-коммуникационные технологии; сектор новых материалов; научно-образовательный комплекс; биотехнологии; приборостроение и электротехнику; химическую и нефтехимическую промышленность; лесопромышленный комплекс; промышленность строительных материалов; машиностроение для региональных кластеров; туризм; транс-портно-логистические услуги; сельское хозяйство; пищевую промышленность.
Реализация мер по ускоренному росту инвестиций в высокотехнологичные производства, научные исследования и разработки, стимулированию экспорта продукции (услуг) приоритетных отраслей, инвестиционно-ориентированных налоговых новаций, развитию сферы бизнес-услуг будет означать относительное уменьшение доли добывающего сектора при одновременном росте доли обрабатывающего сектора и сектора услуг в экономике. При реализации третьего варианта сценария в экономике края ожидаются прогрессивные структурные сдвиги, выраженные в изменении пропорций между отраслями в связи с ускоренными темпами роста в приоритетных отраслях, в том числе в инновационном секторе.
В результате, доля добывающих производств в ВРП в 2015 г. уменьшится до 9% по сравнению с 14% в 2005 г. Среднегодовой темп прироста промышленного производства в период с 2005 по 2015 гг. составит 7,2%, сельского хозяйства - 3,8%, инвестиций в основной капитал - 9%.
В основу третьего варианта закладывается модернизация производств в ключевых отраслях базового сектора и реализация конкурентных преимуществ Пермского края в наукоемком секторе, в результате чего ожидается активное импортозамещение потребительских товаров, а также материалов и комплектующих. Кроме того, реализация данного варианта сценария будет означать формирование в крае основ для перехода в последующем к новому технологическому укладу, соответствующему тому, который начинает реализовываться в настоящее время в развитых странах. Ядром данного технологического уклада будут выступать биотехнологии, новые материалы, информа-ционно-коммуникационные технологии.
Данный сценарий предполагает определенные сдвиги в товарной структуре экспорта в пользу продукции более высокой степени переработки.
Усиление инновационной компоненты экономического роста при сохранении значительного вклада ресурсодобывающего комплекса должно обеспечить удвоение ВРП Пермского края к 2015 г.: увеличение ВРП за период 2005 - 2015 гг. в 2,17 раза со средним темпом прироста ВРП около 8% в год. Для этого необходимы значительно более высокие, чем в предыдущих вариантах, темпы прироста инвестиций, в т.ч. прямых иностранных инвестиций.
В данном варианте в связи с увеличением государственной поддержки инвестиций, научной сферы и образования предполагается более высокий уровень расходов консолидированного бюджета Пермского края по сравнению со вторым вариантом.
В ряде отраслей промышленности ожидается определенное ускорение роста в связи с реализацией инновационных проектов в результате развития секторов новых материалов и биотехнологий, а также с реализацией инвестиционных проектов по выпуску готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. При реализации данного сценария в целом ожидается рост в обрабатывающих производствах в 2015 г. к 2005 г. в размере 236,9%. Прогнозируемый рост в отраслях в данной группе составит: в производстве машин и оборудования, транспортных средств - 214%; в приборостроении и электротехнике - 180%.
Согласно третьему варианту сценария, произойдет реализация дополнительных к предыдущему сценарию масштабных проектов в сельском хозяйстве и рыбоводстве: развитие льноводства, выращивание рапса на маслосемена, развитие картофелеводства, строительство нескольких рыбоводных комплексов и др., что приведет к ускоренному росту в данном секторе к 2015 г.
Рост в секторе строительства до 2015 г. предполагается в результате строительства новых, расширения и реконструкции действующих предприятий, а также более значительного роста доходов населения и спроса на жилье. В целом ускоренное развитие ИКТ даст значительный синергетический эффект за счет влияния на рост производительности труда практически во всех отраслях экономики.
Особенностью данного сценария является реализация крупных проектов, связанных с поддержкой формирования льняного кластера: развитие льноводства в сельском хозяйстве, производство льняных тканей на Чайковском комбинате шелковых тканей, пошив конкурентоспособной готовой одежды из льна под брэндами известных российских модельеров, ее сбыт как в регионе, так и за его пределами.
Данный вариант сценария социально-экономического развития края фокусируется на ресурсах научно-технических знаний, в связи с чем предусматривается активная поддержка инновационного сектора экономики региона (информационно-коммуникационные технологии, новые материалы, биотехнологии, приборостроение и электротехника, научно-образовательный комплекс) со стороны как регионального правительства, так и федерального. Особенность данного сценария связана с интенсивным изменением структуры инвестиций и производства в пользу информационного сектора, сектора новых материалов и биотехнологий.
В итоге доля инновационного сектора экономики в ВРП края, равная 6% в 2005 г., в 2015 г. составит 9,3%.
Таким образом, целевой сценарий социально-экономического развития Пермского края на долгосрочную перспективу выводит на траекторию устойчивого экономического роста в будущем.
Во втором и третьем вариантах сценариев предполагается участие Пермского края в реализации национальных проектов, федеральных институциональных реформ, а также федеральных и ведомственных целевых программ.
Основные отличия рассмотренных сценариев социально-экономического развития края кроются в изменении отраслевых пропорций между добывающими и обрабатывающими отраслями в экономике края.
Отношение валовой добавленной стоимости в обрабатывающих отраслях к валовой добавленной стоимости в добывающих отраслях в 2005 г. было равно 1,8, то есть на 1 руб. валовой добавленной стоимости, созданной в добывающем секторе, приходилось 1,8 руб. в обрабатывающем секторе. Согласно базовому варианту сценария эта величина составит в 2015 г. 6,0, что обусловлено, прежде всего, ухудшением положения нефтедобычи в результате падения цен. По второму варианту (активный сценарий, без структурных сдвигов), в условиях более динамичного развития добывающих отраслей, а также под влиянием крупных инвестиционных проектов в базовых отраслях, соотношение между обрабатывающим и добывающим секторами снижается до 5,1. В случае развития экономики по третьему сценарию - активному со структурными сдвигами -доля валовой добавленной стоимости, создаваемой в обрабатывающем секторе, превысит таковую в добывающем секторе в 6,7 раза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Статистический ежегодник Пермского края. Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермской области. Пермь, 2006.
2. www.economy.gov.ru - официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ.