4. Уровень цен (соотношение цен текущего и базового периодов).
5. Уровень доходов и расходов ВРП на душу населения.
6. Бюджетная обеспеченность и достаточность.
7. Удельный вес расходов бюджета, направляемых на инвестиции.
8.Состояние кредиторской и дебиторской задолженности, в том числе по налогам.
1.3.В социальной сфере
1. Доля оплаты труда в ВВП.
2. Уровень прожиточного минимума.
3. Соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума.
4. Задолженность по выплате заработной платы, пенсий и пособий.
5. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения.
6. Уровень финансирования социальных программ из регионального бюджета.
7. Естественная убыль и миграция населения.
8. Удельный вес официально зарегистрированных безработных и число безработных на одно место.
9. Динамика численности населения, активного и занятого населения. Приведенные показатели также имеют свою определенную динамику на
стадии стабилизации, связанную с повышением общих количественных и качественных характеристик при переходе экономики региона к устойчивому росту.
Анализ опыта зарубежных стран по стабилизации социально-экономического положения показывает, что каждая страна, преодолевая тот или иной кризис, вызванный теми или иными причинами, применяла свой набор форм и методов решения доминантных проблем выхода экономики из кризиса.
Литература:
1.Махленко А.Я. Региональные аспекты становления рыночной экономики. Ростов-на-Дону,1996. С.95.
2.Смирнягин Л.В., Было Г.В. О программе помощи депрессивным регионам// Регионология, 1995. №3. С. 19.
З.Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России. М.: Прогресс, 1986. С. 73.
4.Грегорин Н. Макроэкономика. 1988. С.352.
5.Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования. М: Кно-рус, 2011 г., С113
Мельхашев М.М.
СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДАГЕСТАНА (В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТА СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ДО 2025 ГОДА).
В статье дан анализ современного состояния пищевой и перерабатывающей промышленности Дагестана, определены основные задачи развития и меры по их решению.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, пищевая и перерабатывающая промышленность, развитие, стратегия, программа.
Melhashev M.M.
STATUS AND DEVELOPMENT OF FOOD AND PROCESSING INDUSTRY DAGHESTAN (IN THE CONTEXT OF STRATEGY SOCIO - ECONOMIC DEVELOPMENT OF DAGESTAN REPUBLIC 2025).
Resume: In the article the analysis of a modern condition of food and a process industry of Dagestan is given, the basic goals of development and measure under their decision are defined. Key words: agricultural complex, food and a process industry, development, strategy, the program.
Агропромышленный комплекс Республики Дагестан является ключевым сектором экономики, где создаётся 16% выпуска продукции региона, занято 29% работающих, осуществляется 16,4% налоговых выплат в бюджеты всех уровней и 8% инвестиционных вложений.
В 2010 г. объем производства продукции агропромышленного комплекса составил 58826,6 млн. руб., в т. ч. продукция сельского хозяйства - 49424,1 млн. руб. (84% в структуре выпуска продукции АПК), пищевой и перерабатывающей промышленности - 9288,9 млн. руб. (15,8%) рыбоводства и рыболовства - 113,6 млн. руб. (0,2%) [1].
Данная структура производства свидетельствует о недостаточно эффективном использовании имеющегося в республике потенциала формирования добавленной стоимости за счет развития производств по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья. Это обусловлено наличием ряда нерешенных проблем, среди которых следует особо выделить низкий уровень технического и технологического оснащения, неразвитость инженерной инфраструктуры, неудовлетворительное состояние мелиоративных сетей, неэффективное использование сельскохозяйственных угодий. Всё это в комплексе не позволяет создавать конкурентоспособную сырьевую базу для перерабатывающей промышленности.
На результаты деятельности комплекса отрицательное влияние также оказывает структура производства сельскохозяйственной продукции, 80,1% которой производится в хозяйствах населения [3].
Пищевая и перерабатывающая промышленность является одной из стратегических отраслей экономики Дагестана, от состояния которой зависит уровень обеспечения населения основными продуктами питания, продовольственная безопасность нашей республики. На долю пищевой и перерабатывающей промышленности приходится более 27% объема всей промышленной продукции, 15,8% выпуска продукции агропромышленного комплекса и 14% добавленной стоимости продукции, произведенной в агропромышленном комплексе. Данная отрасль является лидером АПК по налоговым отчислениям в бюджеты всех уровней (94,8%), производительности труда (538,0 тыс. руб./чел.) и инвестиционным вложениям (44%).
Несмотря на значительный отраслевой потенциал, уровень производства основных видов продуктов потребления на душу населения в республике остаётся низким. За счет собственного производства в 2010 г. удовлетворена незна-
чительная доля потребности населения: в рыбной продукции - 7,3%, муке -5,5%, яйце - 27,6%, мясе и мясопродуктах - 39,1%, молоке и молокопродуктах - 59,9%. Потребление социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в значительной мере обеспечивается за счет ввоза в республику
[4].
Наиболее перспективными секторами пищевой и перерабатывающей промышленности являются производство: алкогольной продукции (56% в структуре переработки), минеральной воды и безалкогольных напитков (12%), мясной и молочной продукции (18%), а также хлебобулочных и кондитерских изделий (8%), плодоовощных консервов (1%).
На 1 января 2011г., согласно данным Дагестанстат, в отрасли действовало 629 предприятий. Преобладающей формой собственности является, частная (94,4%). В отрасли занято более 20,0 тысяч человек [1].
Основным конкурентным продуктом АПК Дагестана является коньяк и шампанское, объемы производства которых, имеют восходящую динамику на протяжении ряда последних лет.
Республика обладает потенциалом роста конкурентоспособности этой продукции. Несмотря на то, что производство плодовых и виноградных вин, виноматериалов значительно сократилось, такое важное конкурентное преимущество как качество сырья, отличающееся своими вкусовыми характеристиками и экологичностью, было сохранено. Восстановление виноградников и питомниководства, увеличение площадей закладки виноградников и их урожайности позволит возродить производство виноградных вин и увеличить их производство.
Существующие тенденции на рынке алкогольной продукции свидетельствуют о ежегодном росте рынка шампанского и коньяка на 20-25%.
Под влиянием множества конкурентных преимуществ объем выпуска алкогольной продукции может увеличиваться, потенциал составляет 15-20 млрд. рублей. Внедрение инновационных технологий переработки отходов виноделия, позволит увеличить объем производства в стоимостном выражении в 5-7 раз.
Производства безалкогольных напитков, питьевой и минеральной воды имеют положительную динамику. В 1990-2008 гг. общая динамика производства показывает 5 кратный рост.
Предприятия по производству безалкогольных напитков по показателю использования среднегодовой производственной мощности опережает все остальные предприятия пищевой промышленности (96,8%).
Основой конкурентоспособности безалкогольной продукции и минеральной воды является высокая обеспеченность природными минеральными лечебно-питьевыми источниками, уникальность состава и лечебных свойств минеральных вод, более чем достаточная обеспеченность экологически чистым сырьем (минеральной водой), легкость добычи, наличие бренда позиций, обеспечивающего высокий спрос в стране и за ее пределами.
В стоимостном выражении потенциал отрасли в Республике Дагестан составляет порядка 10 млрд. рублей.
В начале 1990-х гг. объем производства плодоовощных консервов в Дагестане составлял около 350 муб. в год. Республика обеспечивала ими не только внутренний рынок, но и другие регионы России. Однако по сравнению с 1990 г. в 2010 г. производство консервной продукции сократилось более чем в десять раз.
Показатель использования среднегодовой производственной мощности консервной промышленности составляет около 17%.
В России ежегодно потребляется около 4 кг производимой плодоовощной консервации на душу населения, в странах ЕС этот показатель составляет 10-16 кг, в Канаде - 13 кг, а в США - 50 килограмм. Если прогнозировать рост потребления плодоовощной консервной продукции, то перспектива увеличения потребления в России очевидна. [5].
Создание конкурентоспособной сырьевой базы, модернизация технологического оборудования, производство и внедрение современной тароупаковки дадут возможность реализация новых проектов на основе современных технологий и увеличения загрузки производственных мощностей консервных заводов более чем в 10 раз, возможность переоборудования наладки и запуска простаивающих предприятий консервной промышленности. Потенциал выпуска консервной продукции в республике составляет 400-650 муб, в стоимостном выражении 9-14 млрд рублей.
Производство мясной и молочной продукции в Республике Дагестан является одним из приоритетных направлений развития. Этому способствует исторически сложившаяся специализация сельского хозяйства - сырьевая база для перерабатывающей промышленности. В структуре выпуска продукции пищевой и перерабатывающей промышленности на мясную и молочную промышленность приходилось по 9%.
Мясная промышленность практически не функционировала более 10 лет. В 2000 г. производство мяса, включая субпродукты 1 категории сократилось в 31,7 раза по сравнению с 1990 г.. В 2000-2010 гг. ситуация в отрасли стала выравниваться за счет роста производства (в 4,7 раза по сравнению с 2000 г.), но по-прежнему очевиден разрыв с уровнем 1990 г. (в 5,5 раз).
Основным конкурентным преимуществом Дагестана является наличие значительного поголовья скота. При этом наиболее важным является мясное направление животноводства. Мясо продают на внутреннем рынке и вывозят в другие регионы, но потенциал использования продуктов животноводства для развития мясоперерабатывающей отрасли внутри самой республики реализован не достаточно: потенциал мясоперерабатывающих предприятий используется только на 15-20%. При условии создания конкурентоспособной сырьевой базы возможности роста производства очевидны.
В стоимостном выражении потенциал переработки мяса и мясопродуктов в Республике Дагестан составляет порядка 8 млрд. рублей.
Молочная промышленность по всем основным направлениям увеличила свое производство. Мощности действующих предприятий по производству цельномолочной продукции составляют 35,6 тыс. т в год, которые используются на 52,2%.
Молочные заводы республики могут конкурировать с ведущими предприятиями Юга России за счет производимой продукции высоких потребительских качеств.
Важнейшей проблемой отрасли в республике является отсутствие конкурентоспособной сырьевой базы, вызванной низкими качественными характеристиками поголовья коров и структуры стада КРС в целом.
В стоимостном выражении потенциал переработки молока составляет около 16 млрд. рублей.
В общем объеме выпуска продукции пищевой и перерабатывающей промышленности на производство хлебобулочных и кондитерских изделий приходится 8%. Производство хлебобулочных и кондитерских изделий в Республике Дагестан имеет положительную динамику. По отношению к 1990 г. объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий в 2010 г. увеличились на 24,6%.
Производство кондитерских изделий, включает в себя более 14 отдельных производств (карамели, халвы, драже, зефира, пряников, печенья, тортов, пирожных, вафель, пастилы, мармеладных и шоколадных изделий и др.). С конца 1990-х гг. значительную долю внутриреспубликанского рынка кондитерских и хлебобулочных изделий заняли малые предприятия (мини-пекарни, выпечки) осуществляющие производственную деятельность почти во всех муниципальных образованиях республики.
В 2010г. наблюдалось увеличение производства цельномолочной продукции - на 20,9%, масла сливочного и паст масляных - на 31,2%, рыб и продуктов рыбных переработанных и консервированных - на 7,6%, сыров и продуктов сырных - на 10,6%, творога - на 42,0%, вин игристых и газированных - на 14,4%, вод минеральных и газированных неподслащенных и неароматизиро-ванных - на 35,3%, а также вин столовых в 8,2 раза. В тоже время отмечен спад производства мяса и субпродуктов пищевых - на 28,0%, колбасных изделий -на 11,8%, плодоовощных консервов - на 6,9%, муки из зерновых культур - на 49,0%. Причинами спада производства отдельных видов продукции явились: отсутствие конкурентоспособной сырьевой базы, а также последствия засухи 2010г.
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности неразрывно связано с сельским хозяйством, в связи с чем, их перспективное развитие должно идти по интеграционной модели, по пути образования отраслевых компаний, холдингов, кооперативов, союзов по производству, переработке и реализации. Необходимо создать условия для объединения мелких сельхозтоваропроизводителей, привлечения заинтересованных инвесторов из регионов России и из-за рубежа, полноценного кредитования, широкого внедрения механизма лизинга и субсидирования процентных ставок по кредитам, создания различных брендов. Причём главы муниципальных районов должны не только брать под свою опе-
ку вновь создаваемые структуры, но и активно выступать инициаторами их создания. Интеграционная модель развития отрасли позволит: обеспечить взаимовыгодные сбалансированные отношения производителей сырья, переработчиков и реализации продукции; сформировать систему закупок сырья у сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности и хозяйствования по ценам, обеспечивающим им расширенное воспроизводство; решить вопросы с авансированием под весенне-полевые и уборочные работы, регулирования экономических отношений между сельхозтоваропроизводителями и сферой их обслуживания, выхода на межрегиональный рынок и, в конечном итоге, производить конкурентоспособную продукцию.
Нельзя говорить о развитии перерабатывающей промышленности без инновационной составляющей, которая сегодня практически отсутствует. Представляется целесообразным выделить в качестве одного из направления инновационной деятельности - создание производств по глубокой переработке отходов промышленной переработки сырья, получая из него готовый продукт с высокой добавленной стоимостью, пользующегося высоким спросом.
В целях формирования благоприятного инвестиционного климата в Республике Дагестан сформирована необходимая нормативная правовая база, работа по совершенствованию которой, постоянно продолжается.
Для обеспечения кредитных обязательств инвесторов и реализации инвестиционных проектов сформированы залоговый фонд Республики Дагестан общей стоимостью включенных в него объектов - 2,4 млрд. рублей и инвестиционный земельный фонд Республики Дагестан (35 участков) в целях предоставления их для реализации.
В республиканском бюджете РД на 2011 год предусмотрены средства на разработку бизнес-планов и проектно-сметной документации приоритетных инвестиционных проектов, на возмещение части процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов. Все поданные заявки рассматриваются Министерством экономики РД в установленном Законом порядке.
В настоящее время сформирован реестр из 56 инвестиционных проектов и предложений Республики Дагестан, реализуемых и предполагаемых к реализации в приоритетных отраслях экономики, на общую сумму инвестиций 179,2 млрд. руб. из которых 33 проекта на общую сумму инвестиций 132,0 млрд. руб. (в т.ч. в АПК 9 проектов на сумму 36,1млрд.руб.) являются наиболее проработанными и вошли в реестр инвестиционных проектов, претендующих на получение статуса приоритетных инвестиционных проектов Республики Дагестан. В настоящее время статус предоставлен 5 проектам. Реализация данных проектов намечена в 2015 - 2025гг.
В июле 2011 года в Республике Дагестан планируется проведение общероссийского экономического форума, который может стать площадкой для демонстрации инвестиционного потенциала республики и привлечения инвесторов для реализации инвестиционных проектов.
В соответствии с Посланием Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан, доработана Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025г., которая в настоящее время проходит обсуждение в органах местного самоуправления и общественных организациях. Главной стратегической целью развития Республики Дагестан определён рост качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности региона, устойчивого экономического развития и безопасности.
Социально-экономическая система республики в Стратегии рассматривается в разрезе 7 комплексов, одним из которых является агропромышленный, включающий развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, развитие рыбохозяйственного комплекса.
В рамках разработки Стратегии проработана детализированная система мер, представляющая собой структурированный набор целей, подцелей, задач, подзадач, мероприятий и инвестиционных проектов, реализация которых позволит достичь обозначенных в Стратегии индикаторов.
Основными задачами развития пищевой и перерабатывающей промышленности определены:
развитие консервной промышленности; развитие производства виноградного вина и коньяка; развитие мясоперерабатывающей промышленности; развитие производства и переработки молочной продукции; развитие производства безалкогольных напитков; развитие производства хлебобулочных и кондитерских изделий; развитие прочих пищевых и перерабатывающих производств. Создание конкурентоспособной сырьевой базы для пищевой и перерабатывающей промышленности и развитие рыбоперерабатывающих производств, предусмотрено в разделах Стратегии «Развитие сельского хозяйства» и «Развитие рыбохозяйственного комплекса» [2].
Для решения поставленных задач в Стратегии предусмотрен комплекс мер и механизмов, основными из которых являются разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ, направленных на комплексное развитие республики, а также отдельных мероприятий и инвестиционных проектов.
Кроме того, в рамках Стратегии предполагается создание эффективной системы регионального стратегического управления, в которой будут предусмотрены меры по созданию системы стратегического планирования на муниципальном уровне, взаимоувязка программ институциональных преобразований, долгосрочных и среднесрочных прогнозов развития, программ развития ключевых секторов экономики и муниципальных образований, долгосрочных финансовых планов и бюджетов, а также разработка системы ежеквартального и ежегодного мониторинга.
Планируется создать Корпорацию развития Республики Дагестан, которая станет центром, обеспечивающим систематизацию программ, проектов и
мероприятий, реализуемых в республике и будет оказывать содействие и прямое сопровождение реализации инвестиционных проектов.
Решение поставленных задач позволит к 2025г. достичь следующих показателей: выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности составит 90,1 млрд. руб. (40,6% в структуре выпуска продукции АПК), налоговые отчисления в бюджеты всех уровней - 13,5 млрд руб., производительность труда - 2,0 млн руб./чел., среднегодовая численность работающих - 45,1 тыс. человек, среднемесячная заработная плата одного работающего - 24,0 тыс. руб. [2].
В рамках реализации Стратегии Республики Дагестан будет проводиться работа по совершенствованию нормативно-правового обеспечения развития пищевой и перерабатывающей промышленности, разрабатываться пакеты документов, обеспечивающих развитие её ключевых секторов, территориальных зон, создаваться портфель приоритетных инвестиционных проектов республиканского, отраслевого и территориального уровня.
Разработка указанного пакета документов позволит определить ориентиры развития муниципальных районов, систематизировать процесс стратегического планирования и повысит инвестиционную привлекательность пищевой и перерабатывающей промышленности.
Реализация Стратегии позволит достичь уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу Республики Дагестан как передового субъекта Российской Федерации, входящего в двадцатку субъектов-лидеров по объёму валового регионального продукта (свыше 1 трлн. руб.).
После утверждения Стратегии, следующим этапом предполагается разработка Программы развития реального сектора экономики Республики Дагестан, в которую будут включены конкретные мероприятия по развитию предприятий и организаций производственного комплекса республики.
Органам местного самоуправления необходимо активно включиться в эту работу и оказывать содействие предприятиям и организациям в подготовке предложений, инвестиционных проектов и площадок.
Литература:
1. Дагестанстат, Основные экономические и социальные показатели за 2008-2010гг;
2.Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года;
3.Сельское хозяйство Дагестана, экономический обзор за 2010г., Минсельхоз РД, 2011г.;
4.Аналитические материалы Минэкономики РД 2008-2010гг.
5.Мудуев Ш.С., Мельхашев М. М. Проблемы развития плодоовощных консервов в Республике Дагестан, МГОУ, Проблемы региональной экономики, сборник научных трудов, 6 выпуск, Махачкала 2010г.
Мудуев Ш.С., Мельхашев М.М. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН (НА ПРИМЕРЕ ВИНОГРАДАРСТВА, САДОВОДСТВА, ОВЦЕВОДСТВА)
На примере виноградарства, садоводства и овцеводства, дан анализ эффективности господдержки, развития сельского хозяйства Дагестана, раскрыты бесперспективность отдельных направлений господдержки и подняты основные проблемы, сдерживающие разви-