Научная статья на тему 'Особые экономические зоны как инструмент внешнеэкономической специализации России'

Особые экономические зоны как инструмент внешнеэкономической специализации России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
721
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ЭКСПОРТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / SPECIAL ECONOMIC ZONES / DIVERSIFICATION OF ECONOMY / EXPORT STRUCTURE OPTIMIZATION / COMPETITIVENESS / HIGHTECHNOLOGY PRODUCTION / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кунаков Д. А.

В статье автор указывает, что принятый в 2005 г. Федеральный закон об Особых экономических зонах (ОЭЗ) установил новые возможности получения выгод от капиталовложений. Согласно закону ОЭЗ создаются для следующих целей: разработка технологий и развитие новых высокотехнологичных отраслей экономики, производство новых товаров, развитие транспортной инфраструктуры и туристического сектора экономики. ОЭЗ новое явление для экономики России, они создаются для привлечения иностранных и отечественных инвестиций, диверсификации и развития российской экономики инновационного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the author points out, that the Federal Law on Special Economic Zones (SEZ) in the Russian Federation approved in 2005, introduced new methods for the provision of investment benefits. According to the law SEZ are created for the following purposes: development of processing and high-technology branches of economy, generation of new types of products, development of transport infrastructure and tourist sector of economy. SEZ are new to Russia and present a perspective tool for the attraction both foreign and domestic investments, diversification and transformation of the Russian economy to an innovative way of development.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны как инструмент внешнеэкономической специализации России»

Особые экономические зоны как инструмент внешнеэкономической специализации России

Д.А. Кунаков

Аспирант Всероссийской академии внешней торговли

Ключевые слова (key words)

Особые экономические зоны, диверсификация экономики, оптимизация структуры экспорта, конкурентоспособность, высокотехнологичная продукция, инновационная деятельность, инновационная экономика.

Special economic zones, diversification of economy, export structure optimization, competitiveness, high-technology production, innovation activity, innovative economy.

Аннотация

В статье автор указывает, что принятый в 2005 г. Федеральный закон об Особых экономических зонах (ОЭЗ) установил новые возможности получения выгод от капиталовложений. Согласно закону ОЭЗ создаются для следующих целей: разработка технологий и развитие новых высокотехнологичных отраслей экономики, производство новых товаров, развитие транспортной инфраструктуры и туристического сектора экономики. ОЭЗ -новое явление для экономики России, они создаются для привлечения иностранных и отечественных инвестиций, диверсификации и развития российской экономики инновационного типа.

In the article the author points out, that the Federal Law on Special Economic Zones (SEZ) in the Russian Federation approved in 2005, introduced new methods for the provision of investment benefits. According to the law SEZ are created for the following purposes: development of processing and high-technology branches of economy, generation of new types of products, development of transport infrastructure and tourist sector of economy. SEZ are new to Russia and present a perspective tool for the attraction both foreign and domestic investments, diversification and transformation of the Russian economy to an innovative way of development.

Для повышения инновационной активности предприятий и создания более благоприятного инвестиционного климата России на конкурсной основе любой экономики, в том числе и определено несколько территорий внутри страны, которым был присвоен статус «особая экономическая зона».

Создание особых экономических зон (ОЭЗ) представляет собой перспективное направление развития экономики России. ОЭЗ являются институтом, который призван способствовать привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала государства, а также развитию экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств.

Правовой основой создания ОЭЗ являются Федеральные законы от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и от 22 июля 2005 г. № 117 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В России создаются технико-внедренческие, промышленно-производственные, туристско-рекреационные и портовые ОЭЗ. Законами предусмотрено предоставление предприятиям-резидентам особых экономических зон налоговых, таможенных, административных преференций и льготного режима землепользования (снижение ставок налога на прибыль, на доходы физических

лиц, НДС, единого социального налога, отмена импортных пошлин на ввозимое оборудование, предоставление компаниям возможности использования гибкой амортизационной политики).

Современное участие России в мировой экономике характеризуется крайне невысокой степенью диверсификации экспорта, слабым использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг, а также продукции наукоемких отраслей. Ограниченный объем трансграничного сотрудничества сокращает возможности по обмену технологиями, динамичному развитию собственных производств.

Другим недостатком российской национальной экономики является ее слабая диверсификация, формирующая высокую зависимость от мировых цен на основные экспортные товары. Это является одним из серьезных источников потенциальной дестабилизации экономики нашей страны.

Кроме того, крайне низок уровень использования научных достижений в производстве. Отсутствие эффективных связей между наукой и производством не позволяет российской экономике эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях - отраслях с наиболее высоким уровнем добавленной стоимости. Для того чтобы понять возможный эффект от создания ОЭЗ для внешнеэкономической отрасли, необходимо рассмотреть динамику изменения

основных показателей внешней торговли нашей страны за период с 2000 по 2007 гг.

В 2000 году объем товарооборота страны не превышал 150 млрд долл. За прошедшие годы объем внешней торговли увеличился более чем в 3 раза и в 2007 году составил 578,3 млрд долл. [5]. Что касается экспорта РФ, то он увеличился в стоимостном выражении в 2,9 раза по сравнению с 2000 г. и составил, по данным Банка России, 355,2 млрд долл. в 2007 г. [9]. В рассматриваемый период на высокие темпы роста стоимостных показателей экспорта товаров определяющее влияние оказала благоприятная ценовая конъюнктура мировых рынков, прежде всего, для основных товаров российского экспорта - энергоносителей и металлов.

Импорт товаров в 2007 г. составил 223,1 млрд долл., увеличившись в стоимостном выражении в 3,6 раза по сравнению с 2000 годом [4, 320]. Характерной чертой рассматриваемого периода является резкое превышение темпов роста импорта над темпами роста экспорта.

В общем объеме внешнеторгового оборота на долю экспорта в 2007 году приходилось 62%, на долю импорта - 38% (в 2000 году 70% и 30% соответственно) [9].

В наибольшей степени усилилась экспортная ориентация нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и угольной отрасли. Изменения показателя - доля экспорта в производстве важнейших товаров видны, исходя из данных таблицы 1.

Таблица 1

Доля экспорта в производстве важнейших товаров (в %)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Нефть сырая 44,8 46,5 49,7 53,1 56,1 53,7 51,8 52,7

Нефтепродукты 36,3 35,5 40,8 40,9 42,1 46,9 47,0 48,9

Газ природный 33,2 31,2 31,2 32,7 33,9 32,6 30,9 29,5

Уголь каменный 25,7 22,2 23,8 30,8 52,9 51,8 55,1 40,5

Лесоматериалы необработанные 42,4 53,4 51,0 46,1 49,6 56,9 60,8 54,4

Фанера клееная 64,5 64,5 64,2 60,9 64,4 59,9 60,7 54,4

Целлюлоза древесная 82,4 83,7 85,1 82,9 77,6 80,7 80,5 78,9

Бумага газетная 69,0 67,4 68,6 66,0 65,6 67,7 65,1 61,1

Автомобили легковые 12,2 10,1 12,3 11,7 11,8 12,3 10,8 10,2

Автомобили грузовые 7,0 12,3 20,8 19,3 23,0 24,1 21,1 27,7

Источник: www.economy.gov.ru - данные Минэкономразвития России Российский внешнеэкономический вестник № 11 (Ноябрь) 2008

Подавляющая часть российского экспорта товаров за рассматриваемый период формировалась за счет поставок нефти, нефтепродуктов, природного газа, т.е. за счет традиционных товаров российского экспорта, а также за счет машин и оборудования, транспортных средств, продукции химической промышленности, каучука, древесины и целлюлозно-бумажных изделий.

Структура экспорта РФ за период с 2000 по 2007 г. приведена в таблице 2.

По данным Всемирной торговой организации, Россия стабильно занимает 13-14 места в мировом рейтинге экспортеров товаров, причем наблюдается следующая тенденция: темпы увеличения российского экспорта в реальном выражении заметно опережают среднемировую динамику. Более того, благоприятная ценовая ситуация в отношении минерального сырья на мировом рынке привела к увеличению доли России в мировом экспорте с 1,63% в 2000 году до 2,6% в 2007 году [8].

Таблица 2

Структура экспорта РФ за период с 2000 по 2007 г. (в %; экспорт, всего=100%)

Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Продовольствие и с/х сырье 2,6 1,9 2,6 2,5 1,8 1,9 1,8 1,8

Минеральные продукты 53,8 54,7 55,2 57,3 57,8 64,8 65,9 64

Металлы, драг. камни 21,7 18,8 18,7 17,8 20,2 16,8 16,3 16,7

Продукты химической промышленности 7,2 7,5 6,9 6,9 6,6 6 5,5 5,9

Древесина и целлюлознобумажные изделия 4,3 4,4 4,6 4,2 3,9 3,4 3,2 3,5

Текстиль 0,8 0,8 0,8 0,7 0,6 0,4 0,3 0

Машины и оборудование 8,8 10,5 9,5 9 7,8 5,6 5,8 5,6

Другие товары 0,8 1,4 1,7 1,6 1,3 1,1 1,2 2,5

Источник: Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации. - М.: ИМЭС, 2006, с. 139; www.gks.ru - данные Федеральной службы государственной статистики.

Вместе с тем вывоз из России традиционных сырьевых товаров имеет свои пределы и, как следствие, основная стратегическая задача для нашей страны состоит в увеличении в структуре российского экспорта доли продукции с повышенной степенью обработки, т.е. готовых изделий в целом, наукоемких товаров, услуг, инновационных технологий.

Что касается российского импорта, то в его структуре преобладают товары с высокой степенью обработки - машины, оборудование, транспортные средства, продовольственные товары, что отражает сложное положение

отечественных производителей, чья продукция не достаточно конкурентоспособна по сравнению с импортной. И, как следствие, растущий потребительский спрос в нашей стране в настоящее время удовлетворяется именно за счет увеличения импорта. В стоимостной структуре импорта за рассматриваемый период существенно увеличилась доля машин и оборудования, что повлекло снижение доли остальных групп товаров, несмотря на рост их стоимостных объемов за этот период. Структура импорта РФ за период с 2000 по 2007 г. приведена в таблице 3.

Таблица 3

Структура импорта в РФ за период 2000-2007 гг. (в %, импорт, всего = 100%)

Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Продовольствие и с/х сырье 21,8 22,0 22,5 20,7 18,3 17,7 15,7 13,5

Минеральные продукты 6,3 4,1 3,7 4,6 4,0 3,1 2,4 2,3

Металлы, драг. камни 8,6 7,4 6,4 7,3 8,0 7,7 7,7 8,0

Продукты химическая промышленность 17,9 18,2 16,7 16,7 15,8 16,5 15,8 15,1

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 3,8 4,0 4,3 4,2 4,1 4,3 3,2 3,0

Текстиль 6,3 6,0 5,8 5,2 4,3 3,7 4,0 4,1

Машины и оборудование 31,4 34,1 36,2 37,0 41,2 44,0 47,7 50,7

Другие товары 3,9 4,2 4,4 4,3 4,3 3,7 3,5 3,3

Источник: [1, 144]; [9]

Сегодня достижения внешнеэкономического комплекса России носят скорее количественный характер при том, что качественные, структурные параметры интеграции национальной экономики страны в мировое хозяйство далеки от оптимальных. Остаются и усиливаются неблагоприятные тенденции в экспорте, рост которого обеспечивается в основном за счет повышения цен на энергоносители, при этом конкурентоспособность продукции обрабатывающих отраслей (за небольшим исключением) остается невысокой, т.е. наша страна лидирует на мировом рынке как экспортер продукции добывающей промышленности и одновременно является практически аутсайдером (без учета продукции ВПК) на рынках готовых изделий, в особенности технически и технологически сложной продукции.

Таким образом, современные тенденции в российском экспорте вступают в растущее противоречие с общемировыми, характеризующимися опережающим расширением торговли наукоемкой продукцией. Это ставит нашу страну в чрезмерно высокую зависимость от труднопрогнозируемых колебаний конъюнктуры на рынках сырья и препятствует ее эффективной интеграции в международные хозяйственные системы. Как следствие, принципиально важной стратегической задачей для нашей страны становится последовательная ди-

версификация экспорта, способствующая повышению устойчивости и предсказуемости внешнеторговой деятельности. При этом диверсификация экспорта, мобилизуя и наращивая внутренний конкурентный потенциал, будет способствовать активизации рациональных процессов импортозамещения.

Исходя из первоначальной концепции закона об особых экономических зонах, одним из направлений развития и использования механизма особых экономических зон на территории нашей страны является решение вышеназванных задач национального масштаба.

В широком понимании ОЭЗ создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения доступа к новым технологиям, улучшения состояния платежного баланса, развития отраслей импортозамещения и, в конечном итоге, для развития национальной экономики и ее рациональной интеграции в мировое хозяйство.

Таким образом, общей чертой ОЭЗ является создание благоприятных условий для осуществления разного рода внешнеэкономических операций, а разнообразие их функций отражается во множестве видов, в которых они создаются. В мировой практике существует до 25 их разновидностей, наиболее распространенные из них представлены на рисунке 1.

Рисунок 1

Основные виды ОЭЗ

Основные виды ОЭЗ

Зоны свободного Налоговые гавани

предпринимательства

Специальные Зоны переработки

экономические зоны экспортных товаров

Экспортно- Инновационные

производственные центры

зоны

Исследовательские

Зоны научно- парки

технического развития (технополисы)

Научные парки

Научно-

Комплексные (комбинированные)

промышленные парки

зоны

Открытые города

Оффшорные зоны

Источник: Международные экономические отношения. Под ред. Рыбалкина В.В. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2007, с. 573.

В целом, согласно утвержденной концепции института ОЭЗ, создание и развитие особых экономических зон в РФ будет способствовать:

-выводу страны из сферы преимущественно экспортно-сырьевого развития;

-улучшению национального инвестиционного климата;

-развитию отраслей с высокой степенью переработки и создание максимально благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции;

-развитию туристской и санаторно-курортной деятельности;

-обеспечению конкурентоспособности России на мировом рынке и её равноправной интеграции в мировое хозяйство [10].

Эти заявленные цели и задачи могут быть непосредственно осуществлены через развитие основных отраслей импортозамещения, диверсификацию экспортных поставок, а также отраслей сферы услуг, использующих стратегические и географические возможности страны, в частности таких, как туристские и транспортные услуги.

Уменьшить зависимость от импорта, удержать его в разумных пределах можно либо с помощью протекционистских мер, либо с помощью развития политики импортозамещения. Как показывает международный опыт, сравнительно эффективным для уменьшения импортной зависимости является второй способ -импортозамещение. Под процессом импорто-замещения принято понимать увеличение производства и внутреннего потребления отечественных товаров при снижении потребления импортных.

Политика импортозамещения должна быть направлена на те производства, продукция которых способна со временем стать конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сейчас в России существует достаточно высокий потенциал импортозамещения по ряду таких отраслей, как: машиностроение и металлообработка, легкая промышленность, отдельные отрасли химии, сельскохозяйственное производство и пищевая промышленность. Важным направлением импортозамещения является также развитие структурообразующих предприятий и отраслей, без которых невозможно существование единого хозяйственного механизма (энергетика, транспорт, связь).

Большую роль в развитии импортозамещающих производств в России могли бы сыграть особые экономические зоны, т.к. именно данный механизм частно-государственного партнерства направлен на привлечение иностранного капитала (в т.ч. прямых иностранных инвестиций) за счет предоставления дополнительных налоговых и таможенных льгот инвесторам, ввоз новейших технологий, оборудования, привлечение зарубежных управленческих кадров, что в результате будет способствовать производству готовых изделий в России и в целом оптимизации структуры импорта.

Можно предположить, что серьезное значение для решения проблемы импортозаме-щения могли бы иметь особые экономические зоны промышленно-производственного типа. В этих зонах выгодно размещать современные высокотехнологичные производства, требующие импорта оборудования и комплек-

тующих из-за границы. Это объясняется тем, что поставляемые на территорию зоны оборудование и компоненты освобождаются от уплаты импортных пошлин и НДС на время их нахождения на территории особой экономической зоны.

Следует отметить, что кластерный подход (концентрация производства вокруг наиболее крупных и развитых в регионе промышленных предприятий - «якорных» резидентов) является важной особенностью организации работы современных российских промышленно-производственных ОЭЗ. Важно при этом заметить, что ОЭЗ должны стать центрами региональных кластеров, которые по своим размерам значительно превосходят территорию самой особой экономической зоны. Исходя из мировой практики, ОЭЗ, с точки зрения экономико-географического положения, намеренно создается как «ядро» наиболее развитых или потенциальных региональных кластеров (см. рисунок 2).

Особые экономические зоны промышленно-производственного типа имеют «мягкую специализацию», однако для каждой из них можно выделить развитые (сильные), развивающиеся (устойчивые) и новые (потенциальные) кластеры.

Сегодня в России создано 2 промышленно-производственные особые экономические зоны: “Алабуга” и “Липецк”.

Основной целью деятельности ОЭЗ «Алабуга» на территории Елабужского района Республики Татарстан является оказание содействия развитию экономики республики, а также Российской Федерации в целом, путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства.

Промышленно-производственная направленность ОЭЗ включает в себя производство автокомпонентов, полный цикл производства автомобилей, химическую и нефтехимическую промышленность, обрабатывающую промышленность, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство мебели и другое.

Рисунок 2

Кластерная политика при создании ОЭЗ

ОЭЗ «Алабуга» находится в центральной части Российской Федерации, поэтому транспортировка импортных сырьевых ресурсов с целью переработки и дальнейшего их реэкспорта представляется в этой связи нецелесообразной. Принимая во внимание тот факт, что Россия обладает крупной ресурсной базой для переработки и производства конечных товаров,

а российский внутренний рынок постоянно растет, требуя развития импортозамещающих производств, практической целью ОЭЗ «Ала-буга» является организация импортозамещающих производств из российского сырья. В настоящее время на территории ОЭЗ зарегистрировано 7 резидентов, основные виды деятельности которых представлены в таблице 4.

Таблица4

Резиденты ОЭЗ «Алабуга»

Название резидента Основные направления деятельности резидента Кластер

ЗАО "Северстальавто-ИСУЗУ" Производство автомобилей Производство автомобилей и автокомпонентов

ООО "Северстальавто-Елабуга" Производство автомобилей

ООО "П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно" Производство стекловолокна и продукции на его основе Производство строительных материалов

ООО "Септал" Производство элементов оборудования в локальных и малых канализационных системах

ЗАО "Завод инженерного оборудования" Производство тепловых насосов и элементов климатических систем

ООО "Роквул-Волга" Производство минераловатной продукции

ЗАО «Полиматиз» Производство нетканого полотна и других полимерных изделий Нефтехимический кластер

Источник: www.rosoez.ru - данные Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

В настоящее время в Республике Татарстан складывается мощный кластер по производству автомобилей и автокомпонентов. На территории только ОЭЗ «Алабуга» зарегистрировано 2 крупных резидента, работающих в данном направлении. Обе эти компании могут считаться «якорными» резидентами, при этом ООО “Северстальавто-Елабуга” уже начала свое производство. Учитывая потенциал роста спроса на легковую и грузовую, в т. ч. специализированную автотехнику в России, можно прогнозировать наиболее благоприятные перспективы для автомобильного кластера Республики Татарстан, однако реализация этих перспектив будет зависеть также от способностей регионального бизнеса наладить и существенно повысить качество комплектующих для конечной продукции.

Строительный кластер также имеет большое значение для Республики. Он сформировался в последние годы благодаря активной политике республиканский властей по развитию жилищного строительства и инфраструктурных объектов.

За последние годы в нефтехимический комплекс Республики Татарстан был привлечен значительный объем иностранных инвестиций, что позволило существенно обновить производственные мощности и внедрить новые для России технологии. Эти три кластера являются наиболее развитыми на сегодняшний день и в основном определяют экономическое развитие в регионе.

Целью создания ОЭЗ промышленно-производственного типа «Липецк» на территории Грязинского района Липецкой области является формирование условий для масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций, создание на соответствующей территории современных промышленно-производственных комплексов, отвечающих мировым стандартам, способных обеспечить высокотехнологичные производства по выпуску продукции глубокой промышленной переработки в целях удовлетворения потребностей российской экономики и стимулирование экспорта продукции.

Промышленно-производственная ориентация включает обрабатывающие производства, в том числе: производство машин и оборудования, бытовых электрических приборов, электрических машин, пластмассовых и металли-

ческих изделий, электрооборудования и электронного оборудования, мебели и прочей продукции.

С учетом относительно дешевой и квалифицированной рабочей силы, энергоресурсов, близости заводов к рынкам стран Восточной Европы, продукция может быть вполне конкурентоспособна на рынках европейских стран. Таким образом, помимо эффективного решения задач импортозамещения, развивая производство и экспорт «белой» техники, на территории области решается задача преодоления сырьевой направленности экспорта России, как основы экономического роста.

В настоящее время на территории ОЭЗ зарегистрировано 9 резидентов, основные виды деятельности которых представлены в таблице 5.

В настоящий момент на территории промышленно-производственной ОЭЗ “Липецк” прослеживается тенденция по формированию двух основных кластеров: по производству потребительской техники и строительных материалов.

Таким образом, из приведенных данных о деятельности резидентов промышленно-производственных ОЭЗ, можно уже сейчас говорить о наличие серьезного потенциала для развития в данных образованиях ключевых отраслей импортозамещения. На территории ОЭЗ в Республике Татарстан есть все предпосылки для развития в средне- и долгосрочной перспективе таких отраслей, как машиностроение (автомобилестроение), производство строительных материалов, такой немаловажной для нашей страны отрасли как нефтехимия. В Липецкой области также приоритетными являются производство строительных материалов и потребительской техники, имеется потенциал в развитии других важных для экономики страны кластеров.

Можно также сделать вывод о том, что проведение избирательной промышленной политики и использование в качестве инструмента института промышленно-производственных особых экономических зон, с большой долей вероятности может привести к постепенному замещению импортных товаров отечественными, а также станет одним из главных методов восстановления секторов экономики нашей страны.

Таблица 5

Резиденты ОЭЗ «Липецк»

Название резидента Основные направления деятельности резидента Кластер

ООО «Бекарт Липецк» Производство металлокорда и бортовой проволоки Строительные материалы

ООО «ЛЗСК Оконные системы» Производство светопрозрачных конструкций из листового стекла, формование и обработка листового стекла

ООО «Липецкий комбинат теплоизоляциионных материалов» Производство современных теплоизоляционных материалов для промышленного и гражданского строительства

ООО "Белон - Метакон" Производство металлоконструкций и строительных материалов

ООО «Мондиаль Груп Ист» Производство торгово-холодильного оборудования Потребительская техника

ООО «Производственный комплекс "РАЦИОНАЛ" Производство теплоэнергетического оборудования

ООО "СЭСТ ЛЮВЭ" Производство теплообменного оборудования

ООО "Биоэтанол" Производство биотоплива

ООО "ЧСЗ-Липецк" Производство изделий из стекла

Источник: www.rosoez.ru - данные Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

С точки зрения повышения инновационной составляющей в структуре российского производства и экспорта, следует обратить внимание на особые экономические зоны техниковнедренческого типа (Санкт-Петербург, Томск, Зеленоград, Дубна).

Для формирования нового высокотехнологичного облика экономики страны важнейшее значение имеет скорейшее создание в ОЭЗ сообщества лидеров бизнеса, появление в ОЭЗ «быстрорастущих компаний», обеспечение условий для их интеграции в мировое пространство высоких технологий. В качестве стратегических ориентиров выбрано привлечение в ОЭЗ ведущих в технологически близких отраслях компаний и кластерный подход к созданию инновационной инфраструктуры, сочетающий соревновательность и рост высокотехнологичного бизнеса вокруг «якорных» резидентов.

Ключевое значение для создания кластеров имеет использование научно-технического и образовательного потенциала расположенных вблизи ОЭЗ научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, наукоемких компаний.

Научно-технологические направления кластеров были определены исходя из характеристик и конкурентных преимуществ каждого региона, в котором создается ОЭЗ.

Наиболее перспективными, с точки зрения научного, производственного и кадрового потенциала для развития на территории ОЭЗ г. Томска, признаны важнейшие для России и мировой экономики направления, среди которых:

-информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и электроника;

-новые технологии в нефтехимической промышленности;

-нанотехнологии;

-биотехнология и медицина.

На базе данных технологий в этой ОЭЗ постепенно формируются инновационные кластеры. Однако их развитие в Томской области было бы маловероятно, даже при наличии системы высшего образования и комплексной инновационной инфраструктуры, если бы в регионе отсутствовали так называемые «лидеры» кластеров - т.е. успешно конкурирующие на

российском и международных рынках компании, производящие высокотехнологичную продукцию и нуждающиеся в инновационных решениях для развития своего бизнеса. В наибольшей степени такие «лидеры» имеются в сфере информационных технологий и телекоммуникаций [10].

В ОЭЗ в г. Дубна наличие Государственного университета, развитых научно-технических центров (ЗАО “Международный инновационнотехнологический центр объединенного института ядерных исследований” (МИТЦ ОИЯИ), НИИ “Атолл”, Приборостроительный завод “Тензор” и т.д.), а также интенсивное развитие в городе малого и среднего инновационного предпринимательства (в городе работает не менее 200 малых и средних инновационных предприятий, созданных в последние 15 лет) позволяют выделить следующие направления развития технико-внедренческой деятельности:

-Геофизические исследования;

-Диагностика промышленной безопасности оборудования;

-Программное обеспечение;

-Интернет услуги;

-Биотехнологии [10].

Основным содержанием развития деятельности в рамках ОЭЗ «Зеленоград» будет являться проведение самостоятельных научных исследований и разработок, технико-внедренческих работ, а также предоставление научно-технических услуг учреждениям, предприятиям и организациям-резидентам ОЭЗ «Зеленоград» по следующим направлениям:

-исходные материалы для электронной техники;

-нанотехнологии и наноэлектроника;

-солнечная энергетика;

-навигационные системы;

-технологии безопасности [10].

Наиболее активными направлениями технико-внедренческой деятельности в Санкт-Петербурге являются:

-Разработка и производство контрольноизмерительных приборов;

-Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;

-Разработка и производство медицинского диагностической и терапевтической аппаратуры, хирургического оборудования, медицинского инструмента, ортопедических приспособлений и их составных частей [10].

Все проекты, бизнес-планы которых поддержаны Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам и будут выполняться в ОЭЗ, соответствуют Приоритетным направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации (утверждены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 21 мая 2006 г., № Пр-843).

В таблице 6 приведены Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации, реализуемые в технико-внедренческих ОЭЗ. (Направления предполагаемой технико-внедренческой деятельности некоторых компаний соответствуют более чем одному приоритетному направлению).

В долгосрочной, стратегической перспективе все типы ОЭЗ должны быть гармонично вписаны в новую инновационную экономику. Сейчас их можно рассматривать как первый, но крайне важный шаг для инновационного прорыва России в новый технологический уклад, в сферу новых технологий. Именно в этом аспекте можно считать ОЭЗ «прообразом» новой экономики России, основанной на знаниях, инновациях и высоких технологиях.

Рассмотрев специализацию и основные направления деятельности резидентов каждой из технико-внедренческих ОЭЗ, можно говорить о наличии весьма весомых предпосылок для реального осуществления инновационного сценария развития нашей страны к 2020 году, что в конечном итоге, безусловно, должно привести к совершенствованию внешнеэкономической специализации России, в особенности, к повышению ее экспортного потенциала.

Таблица 6

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации

Приоритетное направление г. Москва (11 компаний) г. Дубна (21 компаний) г. Санкт-Петербург (12 компаний) г. Томск (14 компаний)

Безопасность и противодействие терроризму - 2 2 -

Органические системы - 2 1 1

Индустрия наносистем и материалов 1 2 1 2

Информационно- телекоммуникационные системы 5 13 6 9

Перспективные вооружения, военная и специальная техника 3 - 4 -

Рациональное природопользование - 2 3 2

Транспортные, авиационные и космические системы 2 1 4 2

Энергетика и энергосбережение 1 3 3 -

Источник: www.rosoez.ru - данные Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

Еще одним весомым резервом совершенствования международной специализации России и увеличения валютных доходов выступает сфера услуг. С точки зрения применения механизма ОЭЗ, в данном случае большую роль приобретает сфера туристских услуг. Туризм - одна из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Отрасли, составляющие индустрию туризма, имеют в качестве поставщиков смежные отрасли, которые косвенным образом получают стимул для развития, вследствие развития туризма. Таким образом, туризм оказывает значительный мультипликативный эффект на экономическое и социальное развитие и тем самым влияет на диверсификацию экономики.

Для развития туристско-рекреационной индустрии в конце 2006-начале 2007 гг. Правительством России приняты основополагающие решения по формированию в стране несколь-

ких ОЭЗ туристско-рекреационной направленности (ТРЗ): ОЭЗ в Алтайском крае «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ в Республике Алтай, ОЭЗ в Иркутской области, ОЭЗ «Байкал» в Респуб-лике «Бурятия», ОЭЗ в Краснодарском крае «Новая Анапа», ОЭЗ «Кавказские Минеральные Воды» в Ставропольском крае и ОЭЗ «Кур-шская коса» в Калининградской области [10].

Согласно прогнозам, создание ТРЗ будет способствовать значительному улучшению инвестиционного и предпринимательского климата в регионах России, повышению качества и разнообразия туристских и санаторно-курортных услуг, стимулированию развития депрессивных территорий с низким промышленным потенциалом, развитию инноваций и транспортной инфраструктуры периферийных районов. В первую очередь, создаваемые ТРЗ должны обеспечить хорошую альтернативу выездному туризму самих россиян.

Таким образом, данный вид ОЭЗ также должен способствовать развитию экспорта туристских услуг, привлекая зарубежных туристов, а также обеспечивать хорошую альтернативу выездному туризму самих россиян, сокращая долю импорта туристской отрасли.

Кроме вышеназванных типов особых экономических зон, огромным потенциалом для оптимизации структуры экспорта и совершенствования внешнеэкономической специализации нашей страны обладают регионы России, которые были отобраны в качестве портовых особых экономических зон (ПОЭЗ), в первую очередь, в силу своего выгодного экономикогеографического положения. Именно эти зоны должны стать своеобразными «воротами» России для успешного выхода на внешний рынок.

В последнее время экономический рост в России все больше сталкивается с проблемами развития транспортной сети. Существенное отставание доли грузоперевозок морским и воздушным транспортом в структуре грузовых перевозок Российской Федерации за последние годы являются следствием неразвитости портовых инфраструктур, не отвечающих потребностям современной экономики.

Целью создания ПОЭЗ на территории Российской Федерации является создание условий для строительства и реконструкции портовой инфраструктуры за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций, стимулирования развития портового хозяйства, а также создания условий для развития портовых услуг, конкурентоспособных с зарубежными аналогами.

В части развития экспорта транспортных услуг портовые ОЭЗ должны способствовать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 развитию международного транзита через территорию Российской Федерации с использованием международных транспортных коридоров;

0 транспортному обеспечению экспорта товаров;

0 повышению конкурентоспособности отечественных перевозчиков и увеличению их доли на мировом рынке транспортных услуг. [10]

Портовые особые экономические зоны будут также создаваться на территории грузовых терминалов международных аэропортов

для незначительной доработки промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, а также оказанию услуг по складированию и хранению товаров и управлению грузовыми перевозками. Кроме того, данный тип зон занимается снабжением, снаряжением, ремонтом, техническим обслуживанием и модернизацией судов и судовой техники, в том числе двигателей и других агрегатов.

Конкурсной комиссией по отбору заявок на создание портовых особых экономических зон на заседании в Минэкономразвития России были отобраны аэропорты в Красноярске (Емельяново) и Ульяновске (Ульяновск-Восточный), а также морской порт в Хабаровском крае (Советская Гавань).

По сообщению представителей конкурсной комиссии, создание ПОЭЗ на базе аэропорта Емельяново станет дополнением к реализации проекта развития крупного стыковочного узла в Красноярском крае и позволит России включиться в борьбу за перераспределение грузопотока из Азии [10].

Аэропорт Ульяновск-Восточный оборудован современным светосигнальным оборудованием и обладает взлетно-посадочной полосой длиной 5,1 км, способной принимать воздушные суда всех типов. Помимо увеличения грузооборота, создание ПОЭЗ в Ульяновске будет способствовать широкому использованию и развитию потенциала авиаремонтного комплекса предприятий города, считает комиссия [10].

Выбор морского порта Советская Гавань обусловлен выгодным географическим положением порта (восточная оконечность БАМа). Создание ПОЭЗ на базе морского порта Советская Гавань будет способствовать развитию проектов по ремонту судов и рыбопереработке [10].

Таким образом, следует отметить, что на сегодняшний день в России созданы или в ближайшее время будут созданы ОЭЗ почти всех основных типов, распространенных в мире: две промышленно-производственные, четыре технико-внедренческого типа, семь туристско-рекреационных и три портовых ОЭЗ. Такое разнообразие их организационных форм позволяет оказывать государственную поддержку широкому кругу экономических субъектов, причем акцент при отборе резидентов делается на отрас-

лях с высокой добавленной стоимостью, инновационной составляющей, а также возможности использования мультипликационного эффекта.

В долгосрочной перспективе российские ОЭЗ обладают высоким потенциалом для оптимизации внешнеэкономической специализации страны, в частности для развития ключевых отраслей импортозамещения и диверсификации структуры экспорта. На территории промышленно-производственных особых экономических зон наличествуют все предпосылки для развития таких отраслей импортозамещения, как автомобилестроение, производство строительных материалов, нефтехимия, а также производство потребительской техники.

Технико-внедренческие зоны, в силу выгодного экономико-географического положения, действующей системы поддержки инновационного предпринимательства, включая инновационную инфраструктуру, могут стать одним из инструментов повышения экспортного потенциала страны согласно инновационному сценарию развития России до 2020 года.

Туристско-рекреационные зоны также обладают значительным резервом совершенствования международной специализации России с точки зрения развития сферы туристских услуг. Данный вид ОЭЗ должен способствовать развитию экспорта туристских услуг, привлекая зарубежных туристов, а также обеспечивать хорошую альтернативу выездному туризму самих россиян, сокращая долю импорта туристской отрасли.

Портовые особые экономические зоны должны стать своего рода транспортными меж-

дународными логистическими центрами, которые будут способствовать развитию международного транзита через территорию России с использованием международных транспортных коридоров, транспортному обеспечению экспорта товаров, а также повышению конкурентоспособности отечественных перевозчиков и увеличению их доли на мировом рынке транспортных услуг.

Библиография:

1. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации. - М.: ИМЭС, 2006. - 478 с.

2. Зименков РИ. Свободные экономические зоны. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 223 с.

3. Международные экономические отношения. Под ред. Рыбалкина В.В. - М. ЮНИТА-ДАНА, 2007. - 591 с.

4. Экономика России: итоги и перспективы роста. - М.: МЭРтИ, 2008. - 384 с.

5. www.economy.gov.ru - данные Минэкономразвития России

6. www.exportsupport.ru - информационнопоисковая служба «Экспортные возможности России» (организована Минэкономразвития России)

7. www.cbr.ru - данные ЦБ РФ

8. www.stat.wto.org - данные ВТО

9. www.gks.ru - данные Федеральной службы государственной статистики

10. www.rosoez.ru - данные Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами

11. www.rosez.ru - данные об ОЭЗ в РФ

Место работы - Торгпредство Российской Федерации в Королевстве Дания

Должность - Ведущий специалист-эксперт

Тел.: +4536462811

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.