Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХАНТЫЙСКИХ ГЛАГОЛОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСА =T=/=əT=/=Tə= (НА МАТЕРИАЛЕ КАЗЫМСКОГО ДИАЛЕКТА)'

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХАНТЫЙСКИХ ГЛАГОЛОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСА =T=/=əT=/=Tə= (НА МАТЕРИАЛЕ КАЗЫМСКОГО ДИАЛЕКТА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАНТЫЙСКИЙ ЯЗЫК / КАЗЫМСКИЙ ДИАЛЕКТ / СУФФИКС / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ЗНАЧЕНИЕ / KHANTY LANGUAGE / KAZYM DIALECT / SUFFIX / WORD-FORMATION MODEL / MEANING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Молданова И. М.

В данной статье дается структурносемантическая характеристика хантыйских глаголов, образующихся с помощью суффикса t/t/t, представлен краткий теоретический обзор по хантыйским диалектам, касающийся данного суффикса. Представленный суффикс является одним из продуктивных в межкатегориальном словообразовании. Он образует глаголы от имен существительных, имен прилагательных, наречий, звукоподражательных основ, заимствованных слов и местоимений. Цель данной работы рассмотреть словообразовательные возможности суффикса t/t/t на материале казымского диалекта хантыйского языка выявить его значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND SEMANTIC CHARACTERISTICS OF KHANTY VERBS FORMED WITH THE SUFFIX =t=/=ət=/=tə= (ON MATERIAL OF KAZYM DIALECT)

This paper gives a structuralsemantic characterization of Khanty verbs formed with the use of the suffix t/t/t, and provides a brief theoretical review of the Khanty dialects regarding this suffix. The presented suffix is one of the most productive in crosscategory wordformation. It forms verbs from nouns, adjectives, adverbs, onomatopoeic foundations, loan words, and pronouns. The purpose of this work is to consider the wordbuilding capabilities of the suffix t/t/t on the material of the Kazym dialect of the Khanty language reveal its meaning.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХАНТЫЙСКИХ ГЛАГОЛОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСА =T=/=əT=/=Tə= (НА МАТЕРИАЛЕ КАЗЫМСКОГО ДИАЛЕКТА)»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.89.11.059

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХАНТЫЙСКИХ ГЛАГОЛОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСА =t=/=3t=/=ta= (НА МАТЕРИАЛЕ КАЗЫМСКОГО ДИАЛЕКТА)

Научная статья

Молданова И.М. *

ORCID: 0000-0003-2992-2247, БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», Ханты-Мансийск, Россия

* Корреспондирующий автор (uil.gera[at]yandex.ru)

Аннотация

В данной статье дается структурно-семантическая характеристика хантыйских глаголов, образующихся с помощью суффикса =t=/=st=/=ts=, представлен краткий теоретический обзор по хантыйским диалектам, касающийся данного суффикса. Представленный суффикс является одним из продуктивных в межкатегориальном словообразовании. Он образует глаголы от имен существительных, имен прилагательных, наречий, звукоподражательных основ, заимствованных слов и местоимений. Цель данной работы - рассмотреть словообразовательные возможности суффикса =t=/=st=/=ts= на материале казымского диалекта хантыйского языка; выявить его значения.

Ключевые слова: хантыйский язык, казымский диалект, суффикс, словообразовательная модель, значение.

STRUCTURAL AND SEMANTIC CHARACTERISTICS OF KHANTY VERBS FORMED WITH THE SUFFIX

=t=/=3t=/=ta= (ON MATERIAL OF KAZYM DIALECT)

Research article

Moldanova I. M. *

ORCID: 0000-0003-2992-2247, BU "Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development," Khanty-Mansiysk, Russia

* Corresponding author (uil.gera[at]yandex.ru)

Abstract

This paper gives a structural-semantic characterization of Khanty verbs formed with the use of the suffix =t=/=9t=/=t9=, and provides a brief theoretical review of the Khanty dialects regarding this suffix. The presented suffix is one of the most productive in cross-category word-formation. It forms verbs from nouns, adjectives, adverbs, onomatopoeic foundations, loan words, and pronouns. The purpose of this work is to consider the word-building capabilities of the suffix =t=/=9t=/=te= on the material of the Kazym dialect of the Khanty language; reveal its meaning.

Keywords: Khanty language, Kazym dialect, suffix, word-formation model, meaning.

В хантыйском языке глагольное словообразование осуществляется с помощью многочисленных суффиксов. Суффикс =t=/=st=/=ts= является одним из продуктивных суффиксов, участвующих в межкатегориальном словообразовании. Этот суффикс восходит к финно-угорскому -*t или к уральскому -*tt ([1, С. 97]. В венгерском языке наличие согласного -t, для большинства суффиксов, выражает переходность глаголов [1, С. 97]. В. Штейниц отмечает деноминальный -t- [2, С. 65]. Н.И. Терешкин выделяет суффикс -т (-тз, -тз) на материале ваховского диалекта и пишет, что он образует глаголы с переходным или близким к переходному значением [3, С. 76]. На материале обдорского диалекта, суффикс -t-, -at- образует транзитивные глаголы, суффикс -ts- - интранзитивные, отыменные глаголы со значением приобретения какого-либо явления (физиологического или природного характера) [4, С. 69-70]. На продуктивность данного суффикса, образующего преимущественно транзитивные глаголы от имен существительных, прилагательных и наречий, на материале шурышкарского диалекта указывает С.И. Вальгамова [5, С. 88]. На материале казымского диалекта отмечаются суффиксы -t (-st, -at, -ts, -ta), -t (-st, -at, -ts, -ta) которые присоединяются к существительным и прилагательным и выражают значение непереходности / переходности, завершенности или длительности действия [6, С. 49-50]. Межкатегориальные связи в системе глагольного словообразования в хантыйском языке с помощью словообразовательных суффиксов были расcмотрены в статье [7].

Таким образом, можно отметить, что данный суффикс отмечен в грамматиках, в диссертации на материале шурышкарского диалекта хантыйского языка, но его участие в межкатегориальном словообразовании в казымском диалекте детально не рассматривалось. При анализе лексического материала, мы следуем понятию словообразовательной модели, данное М.Д. Степановой: «Словообразовательная модель - это стабильная структура, обладающая обобщенным лексико-категориальным значением и способная наполняться разным лексическим материалом» [8, С. 55-63].

Рассмотрим словообразовательные модели, образуемые с помощью суффикса =t=/=st=/=ts=.

1. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =t=/=st=/=ts= ^ со значением '(с)делать, производить то, что обозначено основой'.

nip 'ноша' ^ nip=st=ti 'поднять груз за плечи';

nir 'жерди' ^ nir=st=ti 'загородить';

por 'сверло, дрель' ^por=st=ti 'продырявить, просверлить, сверлить, бурить';

puw 'ушко иголки' ^puw=st=ti 'вдеть нитку в иголку';

wat (keX) 'лыжное крепление' ^ wat=ts=ti 'надеть лыжи';

wus 'дыра' ^ wus=ts=ti 'продырявить';

jçs 'острие, палочка с острым концом' ^ jçs=ta=ti 'повесить; насадить на вертел'; lot 'яма' ^ lot=ta=ti 'закопать, зарыть';

pas 'зарубка для тетивы на конце стрелы' ^pas=ta=ti'прицелиться из лука'; pati 'подошва' ^pat=ta=ti 'пришить подошву к обуви'.

2. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =t=/=at=/=ta= ^ со значением 'претворять в действие, делать, осуществлять то, что обозначено основой'. Данная модель формирует лексико-семантическую группу глаголов звучания:

pôtar 'рассказ' ^pôtar=t=ti 'говорить, рассказать; побеседовать'; щзХ 'рот' ^ йуar=t=ti 'взъесться';

шйХ 'колдовство, проклятие' ^ mйX=at=ti'наколдовать; заклинать';

sem 'глаз' ^ sem=at=ti'предсказывать';

paX 'ухо' ^paX=at=ti 'предсказывать';

йм> 'крик' ^ йw=эt=ti 'крикнуть, вскрикнуть';

ьйу 'угол' ^ swy=at=ti 'делать угол; кукситься';

jasay 'слово' ^ jas=ta=ti 'обещать'.

3. Словообразовательная модель: основа существительного + суффикс =t=/=ta=/=at= ^ со значением 'приводить в состояние, которое обозначено основой'. Данная группа по семантике производящей основы соотносится с группой 'подвергать состоянию, которое обозначено основой', только в данной подгруппе отсутствует значение каузативности.

wôsi копоть' ^ wôsi=t=ti 'закоптить';

Xômari 'морщина' ^ Xômar=t=ti 'сморщить; затянуть, стянуть иглой'; jôwari 'сверток' ^ jôwar=t=ti 'завертывать, обвертывать; заворачивать'; pitar 'стена; край; борт' ^pitar=t=ti 'подоткнуть'; ponam sôx 'кожа' ^ponam=t=ti 'содрать шкуру'; Xopti 'олень (бык)' ^ xopti=t=ti 'кастрировать'.

4. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =t=/=ta=/=at= ^ со значением 'быть (осуществляться) явлению, обозначенному основой'. Производящая основа моделей имеет семантику «явление природы», кроме глагола Mns=ta=ti 'стать жилистым' со значением состояния.

kiwart 'иней' ^ kiwar=ta=ti 'покрыться инеем'; jeyk 'лед' ^jeyk=ta=ti 'покрыться льдом, обледенеть'; sçlak 'льдинки' ^ sçlak=ta=ti 'обледенеть'; Xsr 'корень' ^ Xer=at=ti'пустить корни'.

5. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =t=/=at=/=ta= ^ со значением 'подвергать состоянию, которое обозначено основой'.

n^ 'вина, месть' ^ n^=at=ti 'обвинять друг друга, ссориться; враждовать'; paXtap 'боязнь, страх' ^paXtap=ta=ti 'пугать, напугать';

mena 'изгиб' ^ msn=at=ti 'загибать, нагибать, гнуть';

X'ipi 'состояние напряжённости' ^ X'ipi=t=ti'потребовать, настаивать, приставать'; X'axi 'щекотка' ^ X'axi=t=ti'щекотать'.

6. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =t=/=ta=/=at= ^ со значением 'покрываться тем, что обозначает основа'. Семантическое значение производящих основ определяется как «то, чем может покрыться предмет, не меняя при этом полностью своей структуры».

mйw 'земля' ^ mйw=at=ti'занести землёй'; xçli 'грязь' ^ xçl=at=ti 'испачкать, пачкать'.

7. Словообразовательная модель: звукоподражательная основа + суффикс =t=/=ta=/=at= ^ со значением 'производить звук, обозначенный основой'.

warx-warx 'звук, издаваемый вороной' ^ warx=ta=ti 'каркать';

wexi" 'подражание звуку, издаваемому оленем' ^ wexsax=ta=ti 'кашлять очень сильно (об олене)'.

8. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =t=/=ta=/=at= ^ со значением '(с)делать, производить то, что обозначено основой':

Xarpi 'просторный' ^ Xarpi=t=ti 'разворачивать, развёртывать, расправлять'; makarey 'горбатый, сутулый' ^ makar=t=ti 'нагибать'.

9. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =t=/=ta=/=at= ^ со значением '(с)делать, производить то, что обозначено основой':

xir 'мешок' ^ xir=at=ti 'вытряхнуть';

sçmaX 'зарубка, насечка' ^ sçmaX=t=ti 'сделать зарубку'.

10. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =t=/=ta=/=at= ^ со значением 'снабжать тем, что обозначено основой' :

nem 'имя' ^ nem=at=ti 'назвать, дать имя';

naX 'ручка (рукоятка)' ^ naX=t=ti 'насадить нож на черенок';

nçr 'ручка, дужка' ^ nçr=at=ti 'подвесить, проткнув';

pus 'полоска, нашитая на одежду' ^pus=ta=ti 'соединить, объединить';

w^ar 'полоска, нашивка на нижнем крае одежды' ^ wйsar=t=ti 'обшить края'.

11. Словообразовательная модель: основа наречия + суффикс =t=/=ta=/=at= ^ со значением 'заниматься тем, что обозначено производящей основой' :

tôras 'надоело, неудобство' ^ tôras=ta=ti 'надоедать, мешать'.

12. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =t=/=ts=/=st= ^ со значением 'переживать, испытывать состояние, обозначенное основой, или состояние, вызываемое тем, что обозначено основой':

mqs 'болезнь' ^ mgs=st=ti 'болеть';

sorsm 'смерть, гибель' ^ sor=st=ti 'вздрогнуть';

wosrsm 'горький' ^ wdssr=t=ti'ощущать жжение'.

13. Словообразовательная модель: основа заимствованного слова + суффикс =t=/=ts=/=st= со значением 'заниматься тем, что обозначено производящей основой':

tdlmas 'толмач, переводчик' ^ tdlmas=ts=ti 'перевести с одного языка на другой'.

14. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =t=/=ts=/=st= ^ со значением 'снабжать тем, что обозначено основой':

jukan 'личный' ^jukan=t=ti'дать в наследство, в собственность'.

15. Словообразовательная модель: основа наречия + суффикс =t=/=ts=/=st= ^ со значением '(с)делать, производить то, что обозначено основой':

moxsXaja 'кругом, вокруг' ^ mdxsX=t=ti 'обойти, объехать; окружить'.

16. Словообразовательная модель: основа прилагательного + суффикс =t=/=ts=/=st= ^ со значением 'приводить в состояние, которое обозначено основой':

XiXsy 'живой' ^ XiXy=st=ti 'оживить'.

17. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =t=/=st=/=ts= ^ со значением 'быть (осуществляться) явлению, обозначенному основой'.

Xuw 'длинный, долго' ^ %Uw=st=ti'сделать (о погоде)'.

18. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =t=/=ts=/=st= ^ со значением 'переживать, испытывать состояние, обозначенное основой, или состояние, вызываемое тем, что обозначено основой':

Xuw 'длинный, долго' ^ x^w=st=ti'подумать о будущем (букв.: сделать так, чтобы всплыло)'.

19. Словообразовательная модель: основа местоимения + суффикс =t=/=st=/=ts= ^ со значением '(с)делать, производить то, что обозначено основой'.

ХдХ 'всё' ^ x°^=ts=ti'расходовать'.

В результате анализа было выявлено 19 словообразовательных моделей, образуемых с помощью суффикса =t=/=st=/=ts=. Данный суффикс образует глаголы от имен существительных, прилагательных, наречий, звукоподражательных основ, заимствованных слов и местоимений. Также было выявлено десять значений: '(с)делать, производить то, что обозначено основой', 'претворять в действие, делать, осуществлять то, что обозначено основой', 'приводить в состояние, которое обозначено основой', 'быть (осуществляться) явлению, обозначенному основой', 'подвергать состоянию, которое обозначено основой' и другие.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Майтинская К.Е. Венгерский язык / Майтинская К.Е.Т. 2. Москва, 1959. - С. 97.

2. Steinitz W. Ostjakische Grammatik und Chrestomathie / Steinitz W.Leipzig, 1950.

3. Терешкин Н.И. Очерки диалектов хантыйского языка. Ваховский диалект / Терешкин Н.И. Ч. 1. Москва-Ленинград: Издательство АН СССР, 1961. - С. 76.

4. Николаева И.А. Обдорский диалект хантыйского языка. Москва / Николаева И.А. Гамбург, 1995. - С. 69-70.

5. Вальгамова С.И. Глагольное словообразование в хантыйском языке: дисс. ... канд. филол. Наук / Вальгамова С.И. Новосибирск, 2003. - С. 88.

6. Каксин А.Д. Казымский диалект хантыйского языка / Каксин А.Д. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. - С. 49-50.

7. Молданова И.М. Межкатегориальные связи в системе глагольного словообразования в хантыйском языке (на материале казымского диалекта) / Молданова И.М. // Вестник угроведения. Научно-теоретический и методический журнал. - 2017. - № 1 (28). - С. 76-84.

8. Степанова М.Д. Вопросы моделирования в словообразовании и условия реализации моделей / Степанова М.Д.// Вопросы языкознания. - 1975. - № 4. - С. 55-63.

9. Соловар В.Н. Хантыйско-русский словарь / Соловар В.Н. - СПб.: ООО «Миралл», 2006. - 336 с.

10. Соловар В.Н. Хантыйско-русский словарь (казымский диалект) / Соловар В.Н. - Тюмень: ООО «ФОРМАТ», 2014. - 386 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Mitinskaya K. E. Vengerskij yazyk [Hungarian language] / Mitinskaya K. E. Vol. Moscow, 1959. - P. 97. [in Russian]

2. Steinitz W. Ostjakische Grammatik und Chrestomathie / Steinitz W. Leipzig, 1950. [in Deutsch]

3. Tereshkin N. I. Ocherki dialektov hantyjskogo yazyka. Vahovskij dialect [Essays of dialects of Khanty language. Wachow dialect. Part 1] / Tereshkin N. I. Moscow-Leningrad: Publishing house of the USSR Academy of Sciences, 1961. - P. 76. [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Nikolaeva I. A. Obdorskij dialekt hantyjskogo yazyka [Obdorsky dialect of the Khanty language] / Nikolaeva I. A. // Moscow, Hamburg, 1995. P. 69-70. [in Russian]

5. Valgamova S. I. Glagol'noe slovoobrazovanie v hantyjskom yazyke: diss. ... kand. filol. Nauk [Verbal word formation in the Khanty language, Diss. ... Cand. Philol. sciences'] / Valgamova S. I. Novosibirsk, 2003. - P. 88. [in Russian]

6. Kaksin A. D. Kazymskij dialekt hantyjskogo yazyka [Kazym dialect of Khanty language] / Kaksin A. D. - Khanty-Mansiysk: Polygraphist, 2007. P. 49-50. [in Russian]

7. Moldanova I. M. Mezhkategorial'nye svyazi v sisteme glagol'nogo slovoobrazovaniya v hantyjskom yazyke (na materiale kazymskogo dialekta) [Inter-Categorical relations in the system of verbal word formation in the Khanty language (on the material of the Kazym dialect)] / Moldanova I. M. // Vestnik ugrovedeniya. Scientific-theoretical and methodical journal. -2017. - No. 1 (28). P. 76-84. [in Russian]

8. Stepanova M. D. Voprosy modelirovaniya v slovoobrazovanii i usloviya realizacii modelej [Questions of modeling in word formation and conditions of realization of models] / Stepanova M. D. // Questions of linguistics. - 1975. - No. 4. P. 5563. [in Russian]

9. Solovar V. N. Hantyjsko-russkij slovar' [Khanty-Russian dictionary] / Solovar V. N. - SPb.: Mirall LLC, 2006. - 336 p. [in Russian]

10. Solovar V. N. Hantyjsko-russkij slovar' (kazymskij dialekt) [Khanty-Russian dictionary (Kazym dialect)] / Solovar V. N. - Tyumen: LLC "FORMAT", 2014. - 386 p. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.