DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.89.11.059
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХАНТЫЙСКИХ ГЛАГОЛОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСА =t=/=3t=/=ta= (НА МАТЕРИАЛЕ КАЗЫМСКОГО ДИАЛЕКТА)
Научная статья
Молданова И.М. *
ORCID: 0000-0003-2992-2247, БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», Ханты-Мансийск, Россия
* Корреспондирующий автор (uil.gera[at]yandex.ru)
Аннотация
В данной статье дается структурно-семантическая характеристика хантыйских глаголов, образующихся с помощью суффикса =t=/=st=/=ts=, представлен краткий теоретический обзор по хантыйским диалектам, касающийся данного суффикса. Представленный суффикс является одним из продуктивных в межкатегориальном словообразовании. Он образует глаголы от имен существительных, имен прилагательных, наречий, звукоподражательных основ, заимствованных слов и местоимений. Цель данной работы - рассмотреть словообразовательные возможности суффикса =t=/=st=/=ts= на материале казымского диалекта хантыйского языка; выявить его значения.
Ключевые слова: хантыйский язык, казымский диалект, суффикс, словообразовательная модель, значение.
STRUCTURAL AND SEMANTIC CHARACTERISTICS OF KHANTY VERBS FORMED WITH THE SUFFIX
=t=/=3t=/=ta= (ON MATERIAL OF KAZYM DIALECT)
Research article
Moldanova I. M. *
ORCID: 0000-0003-2992-2247, BU "Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development," Khanty-Mansiysk, Russia
* Corresponding author (uil.gera[at]yandex.ru)
Abstract
This paper gives a structural-semantic characterization of Khanty verbs formed with the use of the suffix =t=/=9t=/=t9=, and provides a brief theoretical review of the Khanty dialects regarding this suffix. The presented suffix is one of the most productive in cross-category word-formation. It forms verbs from nouns, adjectives, adverbs, onomatopoeic foundations, loan words, and pronouns. The purpose of this work is to consider the word-building capabilities of the suffix =t=/=9t=/=te= on the material of the Kazym dialect of the Khanty language; reveal its meaning.
Keywords: Khanty language, Kazym dialect, suffix, word-formation model, meaning.
В хантыйском языке глагольное словообразование осуществляется с помощью многочисленных суффиксов. Суффикс =t=/=st=/=ts= является одним из продуктивных суффиксов, участвующих в межкатегориальном словообразовании. Этот суффикс восходит к финно-угорскому -*t или к уральскому -*tt ([1, С. 97]. В венгерском языке наличие согласного -t, для большинства суффиксов, выражает переходность глаголов [1, С. 97]. В. Штейниц отмечает деноминальный -t- [2, С. 65]. Н.И. Терешкин выделяет суффикс -т (-тз, -тз) на материале ваховского диалекта и пишет, что он образует глаголы с переходным или близким к переходному значением [3, С. 76]. На материале обдорского диалекта, суффикс -t-, -at- образует транзитивные глаголы, суффикс -ts- - интранзитивные, отыменные глаголы со значением приобретения какого-либо явления (физиологического или природного характера) [4, С. 69-70]. На продуктивность данного суффикса, образующего преимущественно транзитивные глаголы от имен существительных, прилагательных и наречий, на материале шурышкарского диалекта указывает С.И. Вальгамова [5, С. 88]. На материале казымского диалекта отмечаются суффиксы -t (-st, -at, -ts, -ta), -t (-st, -at, -ts, -ta) которые присоединяются к существительным и прилагательным и выражают значение непереходности / переходности, завершенности или длительности действия [6, С. 49-50]. Межкатегориальные связи в системе глагольного словообразования в хантыйском языке с помощью словообразовательных суффиксов были расcмотрены в статье [7].
Таким образом, можно отметить, что данный суффикс отмечен в грамматиках, в диссертации на материале шурышкарского диалекта хантыйского языка, но его участие в межкатегориальном словообразовании в казымском диалекте детально не рассматривалось. При анализе лексического материала, мы следуем понятию словообразовательной модели, данное М.Д. Степановой: «Словообразовательная модель - это стабильная структура, обладающая обобщенным лексико-категориальным значением и способная наполняться разным лексическим материалом» [8, С. 55-63].
Рассмотрим словообразовательные модели, образуемые с помощью суффикса =t=/=st=/=ts=.
1. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =t=/=st=/=ts= ^ со значением '(с)делать, производить то, что обозначено основой'.
nip 'ноша' ^ nip=st=ti 'поднять груз за плечи';
nir 'жерди' ^ nir=st=ti 'загородить';
por 'сверло, дрель' ^por=st=ti 'продырявить, просверлить, сверлить, бурить';
puw 'ушко иголки' ^puw=st=ti 'вдеть нитку в иголку';
wat (keX) 'лыжное крепление' ^ wat=ts=ti 'надеть лыжи';
wus 'дыра' ^ wus=ts=ti 'продырявить';
jçs 'острие, палочка с острым концом' ^ jçs=ta=ti 'повесить; насадить на вертел'; lot 'яма' ^ lot=ta=ti 'закопать, зарыть';
pas 'зарубка для тетивы на конце стрелы' ^pas=ta=ti'прицелиться из лука'; pati 'подошва' ^pat=ta=ti 'пришить подошву к обуви'.
2. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =t=/=at=/=ta= ^ со значением 'претворять в действие, делать, осуществлять то, что обозначено основой'. Данная модель формирует лексико-семантическую группу глаголов звучания:
pôtar 'рассказ' ^pôtar=t=ti 'говорить, рассказать; побеседовать'; щзХ 'рот' ^ йуar=t=ti 'взъесться';
шйХ 'колдовство, проклятие' ^ mйX=at=ti'наколдовать; заклинать';
sem 'глаз' ^ sem=at=ti'предсказывать';
paX 'ухо' ^paX=at=ti 'предсказывать';
йм> 'крик' ^ йw=эt=ti 'крикнуть, вскрикнуть';
ьйу 'угол' ^ swy=at=ti 'делать угол; кукситься';
jasay 'слово' ^ jas=ta=ti 'обещать'.
3. Словообразовательная модель: основа существительного + суффикс =t=/=ta=/=at= ^ со значением 'приводить в состояние, которое обозначено основой'. Данная группа по семантике производящей основы соотносится с группой 'подвергать состоянию, которое обозначено основой', только в данной подгруппе отсутствует значение каузативности.
wôsi копоть' ^ wôsi=t=ti 'закоптить';
Xômari 'морщина' ^ Xômar=t=ti 'сморщить; затянуть, стянуть иглой'; jôwari 'сверток' ^ jôwar=t=ti 'завертывать, обвертывать; заворачивать'; pitar 'стена; край; борт' ^pitar=t=ti 'подоткнуть'; ponam sôx 'кожа' ^ponam=t=ti 'содрать шкуру'; Xopti 'олень (бык)' ^ xopti=t=ti 'кастрировать'.
4. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =t=/=ta=/=at= ^ со значением 'быть (осуществляться) явлению, обозначенному основой'. Производящая основа моделей имеет семантику «явление природы», кроме глагола Mns=ta=ti 'стать жилистым' со значением состояния.
kiwart 'иней' ^ kiwar=ta=ti 'покрыться инеем'; jeyk 'лед' ^jeyk=ta=ti 'покрыться льдом, обледенеть'; sçlak 'льдинки' ^ sçlak=ta=ti 'обледенеть'; Xsr 'корень' ^ Xer=at=ti'пустить корни'.
5. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =t=/=at=/=ta= ^ со значением 'подвергать состоянию, которое обозначено основой'.
n^ 'вина, месть' ^ n^=at=ti 'обвинять друг друга, ссориться; враждовать'; paXtap 'боязнь, страх' ^paXtap=ta=ti 'пугать, напугать';
mena 'изгиб' ^ msn=at=ti 'загибать, нагибать, гнуть';
X'ipi 'состояние напряжённости' ^ X'ipi=t=ti'потребовать, настаивать, приставать'; X'axi 'щекотка' ^ X'axi=t=ti'щекотать'.
6. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =t=/=ta=/=at= ^ со значением 'покрываться тем, что обозначает основа'. Семантическое значение производящих основ определяется как «то, чем может покрыться предмет, не меняя при этом полностью своей структуры».
mйw 'земля' ^ mйw=at=ti'занести землёй'; xçli 'грязь' ^ xçl=at=ti 'испачкать, пачкать'.
7. Словообразовательная модель: звукоподражательная основа + суффикс =t=/=ta=/=at= ^ со значением 'производить звук, обозначенный основой'.
warx-warx 'звук, издаваемый вороной' ^ warx=ta=ti 'каркать';
wexi" 'подражание звуку, издаваемому оленем' ^ wexsax=ta=ti 'кашлять очень сильно (об олене)'.
8. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =t=/=ta=/=at= ^ со значением '(с)делать, производить то, что обозначено основой':
Xarpi 'просторный' ^ Xarpi=t=ti 'разворачивать, развёртывать, расправлять'; makarey 'горбатый, сутулый' ^ makar=t=ti 'нагибать'.
9. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =t=/=ta=/=at= ^ со значением '(с)делать, производить то, что обозначено основой':
xir 'мешок' ^ xir=at=ti 'вытряхнуть';
sçmaX 'зарубка, насечка' ^ sçmaX=t=ti 'сделать зарубку'.
10. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =t=/=ta=/=at= ^ со значением 'снабжать тем, что обозначено основой' :
nem 'имя' ^ nem=at=ti 'назвать, дать имя';
naX 'ручка (рукоятка)' ^ naX=t=ti 'насадить нож на черенок';
nçr 'ручка, дужка' ^ nçr=at=ti 'подвесить, проткнув';
pus 'полоска, нашитая на одежду' ^pus=ta=ti 'соединить, объединить';
w^ar 'полоска, нашивка на нижнем крае одежды' ^ wйsar=t=ti 'обшить края'.
11. Словообразовательная модель: основа наречия + суффикс =t=/=ta=/=at= ^ со значением 'заниматься тем, что обозначено производящей основой' :
tôras 'надоело, неудобство' ^ tôras=ta=ti 'надоедать, мешать'.
12. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =t=/=ts=/=st= ^ со значением 'переживать, испытывать состояние, обозначенное основой, или состояние, вызываемое тем, что обозначено основой':
mqs 'болезнь' ^ mgs=st=ti 'болеть';
sorsm 'смерть, гибель' ^ sor=st=ti 'вздрогнуть';
wosrsm 'горький' ^ wdssr=t=ti'ощущать жжение'.
13. Словообразовательная модель: основа заимствованного слова + суффикс =t=/=ts=/=st= со значением 'заниматься тем, что обозначено производящей основой':
tdlmas 'толмач, переводчик' ^ tdlmas=ts=ti 'перевести с одного языка на другой'.
14. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =t=/=ts=/=st= ^ со значением 'снабжать тем, что обозначено основой':
jukan 'личный' ^jukan=t=ti'дать в наследство, в собственность'.
15. Словообразовательная модель: основа наречия + суффикс =t=/=ts=/=st= ^ со значением '(с)делать, производить то, что обозначено основой':
moxsXaja 'кругом, вокруг' ^ mdxsX=t=ti 'обойти, объехать; окружить'.
16. Словообразовательная модель: основа прилагательного + суффикс =t=/=ts=/=st= ^ со значением 'приводить в состояние, которое обозначено основой':
XiXsy 'живой' ^ XiXy=st=ti 'оживить'.
17. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =t=/=st=/=ts= ^ со значением 'быть (осуществляться) явлению, обозначенному основой'.
Xuw 'длинный, долго' ^ %Uw=st=ti'сделать (о погоде)'.
18. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =t=/=ts=/=st= ^ со значением 'переживать, испытывать состояние, обозначенное основой, или состояние, вызываемое тем, что обозначено основой':
Xuw 'длинный, долго' ^ x^w=st=ti'подумать о будущем (букв.: сделать так, чтобы всплыло)'.
19. Словообразовательная модель: основа местоимения + суффикс =t=/=st=/=ts= ^ со значением '(с)делать, производить то, что обозначено основой'.
ХдХ 'всё' ^ x°^=ts=ti'расходовать'.
В результате анализа было выявлено 19 словообразовательных моделей, образуемых с помощью суффикса =t=/=st=/=ts=. Данный суффикс образует глаголы от имен существительных, прилагательных, наречий, звукоподражательных основ, заимствованных слов и местоимений. Также было выявлено десять значений: '(с)делать, производить то, что обозначено основой', 'претворять в действие, делать, осуществлять то, что обозначено основой', 'приводить в состояние, которое обозначено основой', 'быть (осуществляться) явлению, обозначенному основой', 'подвергать состоянию, которое обозначено основой' и другие.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Майтинская К.Е. Венгерский язык / Майтинская К.Е.Т. 2. Москва, 1959. - С. 97.
2. Steinitz W. Ostjakische Grammatik und Chrestomathie / Steinitz W.Leipzig, 1950.
3. Терешкин Н.И. Очерки диалектов хантыйского языка. Ваховский диалект / Терешкин Н.И. Ч. 1. Москва-Ленинград: Издательство АН СССР, 1961. - С. 76.
4. Николаева И.А. Обдорский диалект хантыйского языка. Москва / Николаева И.А. Гамбург, 1995. - С. 69-70.
5. Вальгамова С.И. Глагольное словообразование в хантыйском языке: дисс. ... канд. филол. Наук / Вальгамова С.И. Новосибирск, 2003. - С. 88.
6. Каксин А.Д. Казымский диалект хантыйского языка / Каксин А.Д. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. - С. 49-50.
7. Молданова И.М. Межкатегориальные связи в системе глагольного словообразования в хантыйском языке (на материале казымского диалекта) / Молданова И.М. // Вестник угроведения. Научно-теоретический и методический журнал. - 2017. - № 1 (28). - С. 76-84.
8. Степанова М.Д. Вопросы моделирования в словообразовании и условия реализации моделей / Степанова М.Д.// Вопросы языкознания. - 1975. - № 4. - С. 55-63.
9. Соловар В.Н. Хантыйско-русский словарь / Соловар В.Н. - СПб.: ООО «Миралл», 2006. - 336 с.
10. Соловар В.Н. Хантыйско-русский словарь (казымский диалект) / Соловар В.Н. - Тюмень: ООО «ФОРМАТ», 2014. - 386 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Mitinskaya K. E. Vengerskij yazyk [Hungarian language] / Mitinskaya K. E. Vol. Moscow, 1959. - P. 97. [in Russian]
2. Steinitz W. Ostjakische Grammatik und Chrestomathie / Steinitz W. Leipzig, 1950. [in Deutsch]
3. Tereshkin N. I. Ocherki dialektov hantyjskogo yazyka. Vahovskij dialect [Essays of dialects of Khanty language. Wachow dialect. Part 1] / Tereshkin N. I. Moscow-Leningrad: Publishing house of the USSR Academy of Sciences, 1961. - P. 76. [in Russian]
4. Nikolaeva I. A. Obdorskij dialekt hantyjskogo yazyka [Obdorsky dialect of the Khanty language] / Nikolaeva I. A. // Moscow, Hamburg, 1995. P. 69-70. [in Russian]
5. Valgamova S. I. Glagol'noe slovoobrazovanie v hantyjskom yazyke: diss. ... kand. filol. Nauk [Verbal word formation in the Khanty language, Diss. ... Cand. Philol. sciences'] / Valgamova S. I. Novosibirsk, 2003. - P. 88. [in Russian]
6. Kaksin A. D. Kazymskij dialekt hantyjskogo yazyka [Kazym dialect of Khanty language] / Kaksin A. D. - Khanty-Mansiysk: Polygraphist, 2007. P. 49-50. [in Russian]
7. Moldanova I. M. Mezhkategorial'nye svyazi v sisteme glagol'nogo slovoobrazovaniya v hantyjskom yazyke (na materiale kazymskogo dialekta) [Inter-Categorical relations in the system of verbal word formation in the Khanty language (on the material of the Kazym dialect)] / Moldanova I. M. // Vestnik ugrovedeniya. Scientific-theoretical and methodical journal. -2017. - No. 1 (28). P. 76-84. [in Russian]
8. Stepanova M. D. Voprosy modelirovaniya v slovoobrazovanii i usloviya realizacii modelej [Questions of modeling in word formation and conditions of realization of models] / Stepanova M. D. // Questions of linguistics. - 1975. - No. 4. P. 5563. [in Russian]
9. Solovar V. N. Hantyjsko-russkij slovar' [Khanty-Russian dictionary] / Solovar V. N. - SPb.: Mirall LLC, 2006. - 336 p. [in Russian]
10. Solovar V. N. Hantyjsko-russkij slovar' (kazymskij dialekt) [Khanty-Russian dictionary (Kazym dialect)] / Solovar V. N. - Tyumen: LLC "FORMAT", 2014. - 386 p. [in Russian]