Научная статья на тему 'Акциональные суффиксы межкатегориального словообразования в хантыйском языке (на материале казымского диалекта)'

Акциональные суффиксы межкатегориального словообразования в хантыйском языке (на материале казымского диалекта) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКАТЕГОРИАЛЬНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / АКЦИОНАЛЬНЫЙ СУФФИКС / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ХАНТЫЙСКИЙ ЯЗЫК / КАЗЫМСКИЙ ДИАЛЕКТ / THE INTERCATEGORIAL WORD FORMATION / THE ACTIVE SUFFIXES / KHANTY LANGUAGE / KAZYM DIALECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Молданова Ирина Максимовна

Предметом исследования являются типы значений глаголов, образованных от основ различных частей речи с помощью акциональных суффиксов. Цель работы выявить и классифицировать продуктивные словообразовательные модели. На материале казымского диалекта хантыйского языка межкатегориальное словообразование с помощью акциональных суффиксов описывается впервые. Акциональные суффиксы присоединяются к основам звукоподражательных слов, имен существительных, имен прилагательных, наречий и местоимений. Выявлены 33 продуктивные словообразовательные модели. Чаще всего глаголы образуются от существительных, значительно реже -от наречий и местоимений. Наиболее продуктивным является суффикс =εmǝ=, с его помощью от разных типов основ образовано 48 глаголов, к непродуктивным относится суффикс =а=, образующий три глагольные единицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The active suffixes of intercategorial word-formation in the Khanty language (the Kazym dialect)

This study is devoted to the description of word-formative suffixes of the actional type in the Kazym dialect of the Khanty language. The aim of the work was to consider the formation of verbs with the help of actional suffixes from other parts of speech. The tasks were to identify the list of active suffixes participating in inter-categorical word formation and to define productive word-formation models and their specialization according to the types of producing bases. The relevance and novelty of this study are that the material of the Kazym dialect of the Khanty language was not investigated on the issue concerned: the researchers have described the verbal word-formation, confining themselves to a list of verb-forming suffixes. As a result of the study, we have identified productive and unproductive active suffixes participating in inter-categorical word formation and have defined the specialization of suffixes by types of producing word stems. Actional suffixes join the stem of onomatopoeic words, nouns, adjectives, adverbs, and pronouns. With their help, the verbs can be formed with the following meanings: «to produce a sound that is indicated by the stem», «to implement what is indicated by the stem», «to perform the action using the object designated by the stem as a tool», «to display or acquire quality indicated by the stem», «to experience the state indicated by the stem or the state caused by what is indicated by the stem», «to be and to act like the one indicated by the stem», «to be covered by what is indicated by the stem», etc. 33 productive word-formation models for the formation of verbs from other parts of speech with the help of actional suffixes were revealed. Most often verbs are formed from nouns, much less often from adverbs and pronouns. The most productive is the suffix =εmə=, having produced 48 different verbs from different types of stems. The suffix =a=, having formed three verb units, is unproductive. The comparative analysis of the Kazym and Shuryshkar dialects revealed the discrepancies in the vocabulary, but the suffixes (except some) and the word-formation models are mostly general. Semantically and materially, these suffixes are almost similar.

Текст научной работы на тему «Акциональные суффиксы межкатегориального словообразования в хантыйском языке (на материале казымского диалекта)»

УДК 811.511:142

Б01 10.17223/18137083/65/20

И. М. Молданова

Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок Ханты-Мансийск

Акциональные суффиксы межкатегориального словообразования в хантыйском языке (на материале казымского диалекта)

Предметом исследования являются типы значений глаголов, образованных от основ различных частей речи с помощью акциональных суффиксов. Цель работы - выявить и классифицировать продуктивные словообразовательные модели. На материале казымского диалекта хантыйского языка межкатегориальное словообразование с помощью акциональных суффиксов описывается впервые. Акциональные суффиксы присоединяются к основам звукоподражательных слов, имен существительных, имен прилагательных, наречий и местоимений. Выявлены 33 продуктивные словообразовательные модели. Чаще всего глаголы образуются от существительных, значительно реже - от наречий и местоимений. Наиболее продуктивным является суффикс =етэ=, с его помощью от разных типов основ образовано 48 глаголов, к непродуктивным относится суффикс =а=, образующий три глагольные единицы.

Ключевые слова: межкатегориальное словообразование, акциональный суффикс, словообразовательная модель, хантыйский язык, казымский диалект.

В хантыйском языке один и тот же суффикс может выполнять различные функции. Так, суффикс =етэ= при межкатегориальном словообразовании образует глаголы от именных основ, например: ]ар1=етэ=(1 'мелькать; дурачиться' от]араИ 'чучело, пугало'. При внутрикатегориальном словообразовании он придает глаголам значение мгновенности, ср.: паг=етэ=(1 'отобрать, дернуть, выдернуть (моментальное значение)' от пагэШ 'дергать'.

Состав и значение аффиксов межкатегориального словообразования в разных диалектах хантыйского языка существенно различается. Для ваховского диалекта Н. И. Терешкин приводит следующие суффиксы, образующие отыменные глагольные формы: -и, -ы, -т, -мт, а также в единичных примерах суффиксы -л, -элта, -ин [Терешкин, 1961, с. 76-77]. На материале шурышкарского диалекта

Молданова Ирина Максимовна - научный сотрудник отдела хантыйской филологии Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (ул. Мира, 14А, Ханты-Мансийск, 628011, Россия; Uil.gera@yandex.ru)

ISSN 1813-7083. Сибирский филологический журнал. 2018. № 4 © И. М. Молданова, 2018

С. И. Вальгамова к транспонирующим акциональным суффиксам относит суффиксы =етэ=, =Н]=/=Ш]=, =сй=, =эр=/=эт1=, =шэ=, =кэ=, образующие первичные глагольные основы от существительных, прилагательных, наречий и числительных [Вальгамова, 2003, с. 120]. В монографии А. Д. Каксина перечисляются следующие деноминальные и деадвербиальные аффиксы в казымском диалекте: =/=, =эМ=, =Хэ=, =эт=, =тэ=, =эв=, =эв=, =ев=, =1Ц=. Из акциональных суффиксов здесь представлены =эт=, =тэ=, =1Ц= [Каксин, 2010, с. 69-71]. Н. Б. Кошкарёва, описывая межкатегориальное словообразование глаголов сургутского диалекта хантыйского языка (по материалам «Словаря восточнохантый-ских диалектов» Н. И. Терешкина), выделяет 26 материально выраженных аффиксов, а также нулевой аффикс как акционального, так и залогового типа, выступающие в функции транспонирующих. В словаре зафиксированы первичные глагольные основы, образованные только от существительных и прилагательных [Кошкарёва, 2014]. На материале вах-васюганского диалекта выражение способов действия рассматривала Н. Н. Шаламова. К суффиксам, выражающим количественную характеристику глагола, она относит -- (-(-), -I- (-1-, -э1-, -¡э-), -11-1-11-, -у1-/-уэ1-/-кэ1- (-эуэ1-, -эу1э-), -П- (-эП-, -эПэ-), -/]й-/-цй- (-/¿¡э-), -¡¿¡-/-¡¿1-(-/5э1-/-/5э1-), -/¡¿¡э- (/¡¿э1-). Вопросы межкатегориального словообразования глагола в данной диссертации не освещаются [Шаламова, 2001].

Обзор научных трудов показывает, что в диалектах хантыйского языка представлены различные наборы суффиксов, участвующих в межкатегориальном словообразовании. Ряд суффиксов материально и семантически совпадает, некоторые суффиксы при материальном тождестве формируют глаголы с разными значениями, другие суффиксы в отдельных диалектах представлены близкими вариантами. Мы рассмотрим типы значений глаголов, образованных от существительных, прилагательных, наречий, местоимений, а также от звукоподражательных слов и междометий при помощи акциональных суффиксов, которые передают характер протекания действия.

В результате проведенного исследования выявлены продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели. Вслед за В. М. Степановой под словообразовательной моделью мы понимаем стабильную структуру, обладающую обобщенным лексико-категориальным значением и способную наполняться разным лексическим материалом [Степанова, 1975]. С учетом словообразовательных значений мы выделили 33 словообразовательные модели межкатегориального глагольного словообразования в казымском диалекте хантыйского языка.

При анализе словообразовательных моделей мы опираемся на классификацию, представленную в статье Н. Б. Кошкарёвой [2014].

1. Словообразовательное значение 'производить звук, обозначенный основой'

Данная группа представлена глаголами, образованными от звукоподражательных основ, междометий, прилагательных и существительных. Звукоподражаниями называют, как правило, акустические явления, характерные как для живой, так и для неживой природы (например, имитация человеком звуков, издаваемых животными или возникающих при столкновении предметов и т. п.) [Соколова, 2016]. Наиболее продуктивными являются суффиксы =етэ=, =кэ=. Словообразовательные модели делятся в зависимости от частеречной принадлежности производящей основы. Словообразовательное значение для всех глаголов, относящихся к данной модели, является общим - 'производить звук, обозначенный основой'.

1. Словообразовательная модель: звукоподражательная основа + суффикс =етэ= ^ глагол со значением 'производить звук, обозначенный основой'.

Данная модель является самой продуктивной. При помощи суффикса =ешэ=, который присоединяется к основам звукоподражательных основ, междометий, прилагательных и существительных со значением звукоподражания, образуется 25 глаголов:

а) глаголы, обозначающие резкие, неприятные звуки, издаваемые человеком или животными:

wexs 'подражание звуку, издаваемому человеком' ^ wexs=em3=ti 'издавать громкие, неприятные звуки, крики (о человеке)';

lips 'подражание звуку, издаваемому при всхлипывании' ^ lips=em3=ti 'всхлипывать';

ponp 'подражание звукам, издаваемым ребенком' ^ ponp=em3=ti 'ныть (о ребенке, который хочет сахару)';

Xiw 'подражание звуку рева' ^ xiw=em3=ti'закричать'; ways 'подражание звуку смеха' ^ waxs=em3=ti 'смеяться неестественно'; naws 'подражание звукам, издаваемым человеком при разговоре' ^ naws=em3=ti 'шутить не к месту, невпопад';

naks 'подражание звукам, издаваемым человеком при разговоре, а также поведение человека' ^ naks=em3=ti 'болтать чепуху, прыгая, гримасничая'; jgyr 'имитация храпа' ^jqyr=em3=ti 'храпеть (о человеке)'; pasl 'подражание звуку, издаваемому ребенком' ^ pasl=em3=ti 'пищать (о ребенке)';

tqr 'подражание звуку фырканья' ^ tqr=em3=ti 'фыркать, фыркнуть (о животном)';

б) глаголы, обозначающие резкие звуки, производимые артефактами:

wexs 'подражание звуку скрипящей нарты' ^ wexs=em3=ti 'скрипеть (о нарте)';

xopl-xopl 'звук, издаваемый каким-либо предметом (когда он находится внутри какой-либо емкости)' ^ xopl=em3=ti 'стучать, издавать глухие звуки';

rops-rops 'звук, издаваемый каким-либо предметом' ^ rops=em3=ti 'хлопать, стучать, издавать глухие звуки (о предметах)';

xers 'подражание звуку при ломке предметов (сухих веток и т. п.)' ^ xers=em3=ti 'ломаться (с треском)';

Xot 'подражание скрипу пера' ^ Xot=em3=ti 'скрипеть (о пере)'. Предположительно однокоренным с этим звукоподражанием является слово Xotek 'клоп', который получил наименование на основе звука, производимого этим насекомым при движении по деревянной поверхности;

в) глаголы, обозначающие звуки, производимые водой, снегом: wotr 'подражание звуку воды' ^ wotr=em3=ti 'клокотать, бурлить'; pol-pol 'подражание звуку, издаваемому водой' ^pols=em3=ti 'булькать'; simr 'подражание звуку скрипящего под ногами снега' ^ smr=em3=ti 'скрипеть (о снеге под ногами, под полозьями)';

г) глаголы, обозначающие звуки, производимые железными и стеклянными предметами:

t'eq-t'eq 'звук, издаваемый колоколом' ^ t'eql=em3=ti'звонить (колокол)'; samX' 'подражание звуку дребезжания' ^ samX'=em3=ti 'бряцать; звенеть; дребезжать (о стеклах)';

sqX 'подражание звуку дребезжания' ^ sqX=em3=ti'дребезжать'.

2. Словообразовательная модель: междометие + суффикс =em3= ^ глагол со значением 'производить звук, обозначенный основой'.

Э-э-э 'громкий звук, издаваемый человеком' ^ or=em3=ti'завыть'.

3. Словообразовательная модель: прилагательное + суффикс =em3= ^ глагол со значением 'производить звук, обозначенный основой'.

Кйшгэц 'глухой (о звуке)' ^ Ышг=ешэ=п 'издавать глухие звуки с помощью предметов, стучать'.

4. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =ешэ= ^ глагол со значением 'производить звук, обозначенный основой'.

Кйкэг 'берестяной кузов для хранения продуктов' ^ кйкг=ешэ=п 'громыхать, шуметь (бряканье предметов внутри емкости)';

sixar 'скрип, шум' ^ sv/r=em3=tí'скрипеть (о двери)'.

5. Словообразовательная модель: звукоподражательная основа + суффикс =кз= ^ глагол со значением 'производить звук, обозначенный основой'.

При помощи суффикса =кз=, который присоединяется к основам звукоподражаний, образуется 18 глаголов, среди которых подавляющее большинство (14 единиц) - это глаголы, имитирующие звуки, издаваемые животными:

а) глаголы, обозначающие звуки, издаваемые животными и птицами: warx-warx 'звук, издаваемый вороной' ^ warx=kэ=tí 'каркать (о вороне)'; каг-каг 'звук, издаваемый вороной' ^ kar=kэ=tí'каркать (о вороне)';

X'äs 'звук, издаваемый зубами' ^ X'äs=kэ=tí'лязгать зубами'; maw 'звук, издаваемый кошкой' ^ шaw=kэ=tí'мяукать'; ñaw 'звук, издаваемый кошкой' ^ ñaw=k3=tí'мяукать'; ñaш 'звук, образующийся при жевании' ^ ñaш=kэ=tí'жевать о (корове)'; pöXas 'звук, образующийся при фырканье' ^pöX3s=k3=tt 'фыркать (о рыси)'; püs 'звук, издаваемый кошкой' ^püs=k3=tí'фыркать (о кошке)'; püw 'звуки, издаваемые кукушкой' ^ püw=k3=tí 'производить звуки перед появлением комаров (о кукушке)';

tär 'подражание звуку, издаваемому дятлом' ^ tär=k3=tt 'издавать стук (о дятле)';

xöts 'подражание звуку, издаваемому совой, филином' ^ xöts=k3=ff 'ухать (о сове, филине)';

xets 'подражание звуку, издаваемому селезнем' ^ xets=k3=tí 'кричать (о селезне)';

sip 'подражание звуку, издаваемому бурундуком' ^ sip=k3=tí 'свистеть (о бурундуке)';

söp 'подражание звуку, издаваемому белкой' ^ söp=k3=tt 'цокать языком (о белке)';

б) глаголы, обозначающие звуки, издаваемые человеком:

wat' 'подражание звукам, издаваемым человеком при разговоре' ^ wat'=k3=tí 'вести пустые разговоры, болтать, говорить понапрасну';

в) глаголы, обозначающие звуки, производимые артефактами:

kür 'подражание звуку, возникающему при ударе предмета' ^ kür=k3=tí ' швырнуть; кинуть, бросить небрежно, сунуть, затолкать (с глухим звуком)';

lös 'подражание звуку, возникающему при ударе предмета' ^ lös=k3=tt 'поставить небрежно, швырнуть (со звуком)';

lís 'подражание звуку, возникающему при ударе предмета' ^ lís=k3=tí 'поставить небрежно (со звуком)'.

6. Словообразовательная модель: звукоподражательная основа + суффикс =i=/=í= ^ глагол со значением 'производить звук, обозначенный основой'.

При помощи суффикса =i=/=í= образуется 10 глаголов, большинство из них обозначают звуки природы - передают шум дождя, воды или других натурфактов: а) имитация звуков живой природы:

кап 'подражание звуку насекомых' ^ kan=í=tí'пищать (о насекомых)'; кйш 'подражание звуку грома' ^ kйш=i=tí'гудеть, греметь (глухо)'; kür 'подражание звуку ливня' ^ kür=i=tí 'гудеть (о ливне); литься сильно с глухим звуком';

t'öl-t'öl 'буль-буль' ^ t'öl=í=tí'журчать, булькать (о воде)';

б) глаголы, обозначающие звуки, производимые человеком, в основе значения которых лежит уподобление звукам (либо движениям) живой природы:

wôs 'подражание звуку или хаотичным движениям множества насекомых' ^ wôs=i=ti 'говорить долго, без умолку; кишеть (о насекомых)';

jiyr 'подражание звуку артефактов' ^ jiyr=i=tï 'скрежетать; скрипеть (о пиле, о двери)';

a-a-a 'звукоподражание' ^ ap=i=ti 'спать (детск.)';

kir 'подражание звуку скрипа, хрипа' ^ kir=i=ti 'хрипеть (о горле)'; издавать скрип (об обледеневших полозьях нарт);

в) глаголы, обозначающие звуки, производимые металлическими предметами: t'oj 'подражание звуку звона' ^ t'oj=i=ti 'издавать глухой звон (о металлических предметах), звенеть'.

7. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =i=/=i= ^ глагол со значением 'производить звук, обозначенный основой'. Ar 'песня' ^ ar=i=ti 'гудеть (о комарах)'.

2. Словообразовательное значение 'вести себя подобно тому, что названо основой'

Это значение реализуется в четырех словообразовательных моделях с суффиксами =i=/=i=, =ешз=, =ij3X=/=ij3X=, =smt=, которые присоединяются к основам имен существительных. Наиболее продуктивными в данной группе являются модели с суффиксами =i=/=i= и =ешз= (семь и пять единиц сответственно).

1. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =i=/=i= ^ глагол со значением 'вести себя подобно тому, что названо основой'.

По этой модели образовано семь единиц. В качестве производящей основы выступают конкретные или абстрактные имена существительные:

а) ряд глаголов образуется от имен существительных предметной семантики, они называют действие, метафорически связанное со значением производящей основы:

ajsn 'подбородок' ^ ajs=i=ti 'раздражать, задирать (издеваться)'; nawsr 'пена' ^ nawr=i=ti 'говорить плохо о ком-либо (букв.: пениться)'; naXsm 'язык' ^ naXm=i=tt'лгать, говорить неправду'; tm 'бисерина' ^ tm=ï=iï'светить, сверкать';

б) если в качестве производящей основы выступают имена абстрактной или конкретной семантики, производный глагол обозначает действие, связанное по значению с основой:

ar 'песня' ^ ar=i=ti'петь'; wçsi 'зевание' ^ wçs=ï=tï 'зевать'; wçrti 'сват' ^ wçrt=ï=tï 'сватать'.

2. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =ij3X=/=ij3X= ^ глагол со значением 'вести себя подобно тому, что названо основой'.

При помощи данного суффикса образовано три глагола. Он передает также акциональное значение многократности действия, ср. глаголы ar=i=ti 'петь' и ari=ij3X=ti 'петь (периодически)', образованные от одного и того же имени существительного ar 'песня':

ar 'песня' ^ ari=ij3X=ti 'петь (периодически)'; mons 'сказка' ^ mons=ij3X=ti 'рассказывать сказки (периодически)'; X 'aw3t 'ссора, ругань' ^ X 'awt=ïj3X=tt 'ругать, ругаться, бранить (периодически)'.

3. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =ёшз= ^ глагол со значением 'вести себя подобно тому, что названо основой'.

По этой модели образовано пять глаголов, характеризующих поведение человека на основе того образа, который заложен в значении производящей основы. Данные модели выражают интенсивность и многократность производимого действия:

aysn 'подбородок' ^ ayl=em3=ti 'гримасничать, кривляться'. Данный глагол мотивирован существительным ацзп 'подбородок', так как в гримасах человека подбородок принимает самое активное участие;

soxari 'живое существо в какой-то позе и с гримасой' ^ soxr=em3=ti 'кривляться, вести себя неестественно';

nasali 'кривляка' ^ nasl=em3=ti 'гримасничать, корчить рожицы'; japali 'чучело, пугало' ^japl=em3=ti'мелькать; дурачиться'; Mwali 'колокольчик (переносное значение «маленький ребенок в малице, на малице под мышкой пришит колокольчик»)' ^ kuwl=em3=ti 'нежить, ласкать ребенка'.

4. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =smt= ^ глагол со значением 'вести себя подобно тому, что названо основой'.

Зафиксирован единственный глагол, построенный по этой модели: м>йг 'внимание, интерес' ^ w^=3mt=ti 'опекать, присматривать, заботиться'. Он обозначает манеру, образ поведения, связанный с представлением, содержащимся в семантике производящей основы.

3. Словообразовательное значение 'делать, производить то, что обозначено основой'

В данной группе представлены глаголы, образованные от существительных, и один глагол, образованный от наречия. Производящие основы этой группы глаголов имеют конкретное значение и обозначают предмет, который может быть произведен одушевленным субъектом. Продуктивным является суффикс =i=/=i=.

1. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =i=/=i= ^ глагол со значением 'делать, производить то, что обозначено основой'.

Ay3n 'подбородок' ^ ayl=i=ti'обглодать, обгрызть, обмуслить'; wdsali 'липкое вещество' ^ wosl=i=ti 'покрасить, намазать небрежно'; mor3m 'складки' ^ morm=i=ti'сделать защипы, собрать сборки'; ndX 'нос' ^ ndX=i=ti'лизать';

pant 'тропа, дорога' ^pant=i=ti 'делать, прокладывать дорогу';

pqs3y 'дым' ^pqsy=i=ti 'дымить';

sem 'зерно, семя, орех' ^ sem=i=ti'щелкать орехи';

tin 'цена' ^ tin=i=ti'продавать';

Хдп 'живот' ^ xdn=i=ti 'лежать вверх брюхом, бездельничать (букв.: живо-тить)';

sgp 'часть, кусок' ^ sqp=i=ti'делить, разрезать на части'.

2. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =ij3X=/=ij3X= ^ глагол со значением 'делать, производить то, что обозначено основой'.

Данная и предыдущая модели относятся к одной словообразовательной модели =ij3X=/=ij3X=, однако семантически противопоставлены друг другу, ср.: 'вести себя подобно тому, что обозначено основой'.

Wgnt 'лес' ^ wgnt=ij3X=ti 'охотиться (многократно)'; jak 'танец' ^jak=ij3X=ti 'танцевать (периодически)'; kusi 'собака' ^ Ms=ij3X=ti'идти по следу'; sew 'коса' ^ sew=ij3X=ti'заплетать, плести (многократно)'; xansi 'узор, орнамент' ^ xans=ij3X=ti'записывать, выписывать'.

3. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =етз= ^ глагол со значением 'претворять в действие, делать, осуществлять то, что обозначено основой'.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЬдпИ 'слюна' ^ 1дп=етз=Ш'выплюнуть'; п[р 'ноша за плечами' ^ тр=етз=Ш'поднять ношу'; рй1 'кусок, часть' ^ рй1=етз=Ш 'клевать, клюнуть'; 'гнида' ^ &ш=етз=й"'щелкнуть, дать щелчок'.

4. Словообразовательная модель: наречие + суффикс =етз= ^ глагол со значением 'претворять в действие, осуществлять то, что обозначено основой'.

ЫдузХа]а 'кругом, вокруг' ^ тду=етз=Ш 'выпрячь быстро; снять'.

4. Словообразовательное значение 'производить действие, используя предмет, обозначенный основой,

в качестве инструмента, средства'

В данной группе выявлена одна словообразовательная модель с суффиксом =1=/=1=. Производящая основа имеет семантику 'инструмент или средство, с помощью которого осуществляется действие'.

Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =1=/=1= ^ глагол со значением 'производить действие, используя предмет, обозначенный основой, в качестве инструмента, средства'. Шйфап 'кривулина' ^ м>афг=[=й'подцеплять';

'лес' ^ ч>дМ=[=й 'охотиться, лесовать'; }Ш 'тетива лука' ^^М=[=Я 'натянуть'; кйм>1[ 'бубенцы' ^ кйм>1=[=[ 'звенеть бубенцами'; (дузЛ 'невод' ^ 1дуХ=[=й'неводить'; уэкзр 'сеть' ^ хэЛр=1=(['ловить рыбу сетью'.

5. Словообразовательное значение 'проявлять, приобретать качество, обозначенное основой'

В данной группе представлены глаголы, образованные от прилагательных, существительных и местоимений, продуктивными являются суффиксы =етэ=, =эт(=. Производящие основы данных моделей называют разнородные качества предметов.

1. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =етз= ^ глагол со значением 'проявлять, приобретать качество, обозначенное основой'.

ШдХ'зк 'скользкий, гладкий; чистый, открытый, безлесый' ^ м>дХ'к=етз=Д 'скользить';

1ап 'слабый, ненатянутый' ^ 1аМ=етз=й'качаться';

2. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =етз= ^ глагол со значением 'проявлять, приобретать качество, обозначенное основой'.

Nдwi 'светлый' ^ пдм>=етз=Ш'рассветать'; р1гз& 'старый' ^р^^=етз=Ш 'состариться'; jiX 'прохладный' ^jiX=еmз=t[ 'охладиться'.

3. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =зmt= ^ глагол со значением 'проявлять, приобретать качество, обозначенное основой'.

Данная группа по семантике соотносится с предыдущей группой с суффиксом =етз=, для глаголов wдsx=зmt=t[, lэtx=зmt=t[ характерна слабая степень проявления качества:

м>оызх 'бледный' ^ м>дых=эт1=в 'светлеть (о небе)'; ]э1зх 'прохладный, прохладно' ^]э1х=зт1=Ш 'наступить (о прохладе)'; Ызх 'вылинявший; бледный' ^ Ых=зт1=й 'линять; выцветать; бледнеть'; ¿а]зк 'трезвый' ^ ¿а]к=зт1=Ш 'проснуться; стать трезвым'.

4. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =а= ^ глагол со значением 'проявлять, приобретать качество, обозначенное основой'.

ЛдХ 'сыро, сырой' ^ ХдХ=а=й'таять, растаять'; рШ 'черный' ^ рН=а=Ш 'чернеть'.

5. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =етз= ^ глагол со значением 'проявлять, приобретать качество, обозначенное основой'.

КаХТ 'кровь' ^ каХ=етз=Ш 'покраснеть (о заре)';

hwep 'обширная поверхность, например, воды, болота' ^ ¡эм>=етз=Ш 'разливаться, разлиться'.

6. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =зт1= ^ глагол со значением 'проявлять, приобретать качество, обозначенное основой'.

Штзх 'сумерки' ^ птх=зт1=Ш 'смеркаться'.

7. Словообразовательная модель: местоимение + суффикс =а= ^ глагол со значением 'проявлять, приобретать качество, обозначенное основой'.

ХдХ 'все' ^ хдХ=а=й 'кончиться, закончиться, иссякнуть; исчезнуть, пропасть из виду'.

6. Словообразовательное значение 'подвергать состоянию, которое обозначено основой'

В данной группе представлены две словообразовательные модели с суффиксами =тэ=/=эт= и =/=/=Т=. Использование вариантов =тэ=/=эт= зависит от типа основы: вариант =тэ= присоединяется к двусложным основам (см. м>а/кзг=тз=Ш 'зацепить'), =эт= - к односложным основам ($аг/к=зт=Ш 'вспотеть'). Характерным признаком данных глаголов является каузативность.

1. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =тэ=/=эт= ^ глагол со значением 'подвергать состоянию, которое обозначено основой'.

Ша/кагТ 'кривулина' ^ м>аг/кзг=тз=Т 'зацепить'; е/кзг 'проклятие' ^ ег/кзг=тз=Ш 'ругать, ворчать'; ]дм>агТ 'сверток' ^ ]дм>зг=тз=Т 'завернуть'.

2. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =/=/=Т= ^ глагол со значением 'подвергать состоянию, которое обозначено основой'.

В данной модели у глагола м>йт8=1=й появляется дополнительный формант, семантика которого пока неясна:

м>йг 'кровь' ^ ч>йт8=1=й 'хлестать, бить очень сильно чем-либо (букв.: до крови)';

м>йг 'кровь' ^ wйr=Т=tТ'бить до крови'.

7. Словообразовательное значение 'переживать, испытывать состояние, обозначенное основой,

или состояние, вызываемое тем, что обозначено основой'

Производящая основа данных словообразовательных моделей выражает эмоциональное или физическое состояние одушевленного субъекта.

1. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =етз= ^ глагол со значением 'переживать, испытывать состояние, обозначенное основой, или состояние, вызываемое тем, что обозначено основой'.

ЗдхЬу 'неприятное событие, случай, плохой поступок' ^ кдх1=етз=й 'вести себя неспокойно, непредсказуемо'.

2. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =зт=/=тэ= ^ глагол со значением 'переживать, испытывать состояние, обозначенное основой, или состояние, вызываемое тем, что обозначено основой'.

Баук 'жар, жара; жарко' ^ Шг/к=зт=Ш 'вспотеть'.

3. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс ^=/=[= ^ глагол со значением 'переживать, испытывать состояние, обозначенное основой, или состояние, вызываемое тем, что обозначено основой'.

ШдХзт 'сон' ^ wgXm=i=t[ 'сниться, видеть сон'.

4. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =зт=/=тэ= ^ глагол со значением 'переживать, испытывать состояние, обозначенное основой, или состояние, вызываемое тем, что обозначено основой'.

Бдхзг 'голодный' ^ sQхзr=mз=t[ 'проголодаться'.

5. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс ^=/=[= ^ глагол со значением 'переживать, испытывать состояние, обозначенное основой, или состояние, вызываемое тем, что обозначено основой'.

Хдп 'осторожный' ^ хяг=[=й'опасаться, быть осторожным';

кй1[ 'скользкий' ^ кй1=[=[ 'скользить';

гэхрзу 'обманчивый' ^ гэхр^=['лукавить, врать; делать вид'.

8. Словообразовательное значение 'быть и действовать подобно тому, что обозначено основой'

В данной немногочисленной группе представлены словообразовательные модели с суффиксом =етэ= и =узХ=/=узХ=, отличающиеся разнообразием производящих основ. Общим для группы является значение производящей основы: это имя конкретной семантики. По семантике данная группа противопоставлена словообразовательной модели «вести себя подобно тому, что названо основой», в которой глаголы характеризуют поведение человека на основе того образа, который заложен в значении производящей основы, и выражают интенсивность и многократность действия.

1. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =етз= ^ глагол со значением 'быть и действовать подобно тому, что обозначено основой'.

Лг 'край, ребро' ^jir=еmз=t[ 'обойти';

kawani 'изгиб, крючок' ^ кам>п=етз=['загибаться';

1арД 'хвост' ^ 1ар&=етз=Ш 'виднеться';

1дх 'залив' ^ 1дх&=етз=Ш 'плескаться'.

2. Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =узХ=/=узХ= ^ глагол со значением 'быть и действовать подобно тому, что обозначено основой'.

Wэt 'ветер' ^ wэt=[jзX=t[ 'обветриться (многократно)'.

Словообразовательные значения в группах 9 и 10 представлены непродуктивными моделями. По ним от существительных, прилагательных и наречий образуются единичные примеры при помощи суффиксов ^=/=[=, =эmt=, =эт=.

9. Словообразовательное значение 'покрываться тем, что обозначает основа'

Словообразовательная модель: основа имени существительного + суффикс =1=1=1= ^ глагол со значением 'покрываться тем, что обозначает основа'.

РТблГ 'копоть, пыль' ^ м>бл=Г=Г 'закоптиться, запылиться';

кат 'огарок' ^ кат=Г=й'обгореть'.

10. Словообразовательное значение 'сделаться тому, что обозначено производящей основой'

1. Словообразовательная модель: наречие + суффикс =эш1= ^ глагол со значением 'сделаться тому, что обозначено производящей основой'

Рб1зха 'неплотно; неаккуратно' ^рд1х=эт(=(Г'вывалиться'.

2. Словообразовательная модель: основа имени прилагательного + суффикс =эт=/=тэ= ^ глагол со значением 'сделаться тому, что обозначено производящей основой'.

ИэХрзц 'лохматый, непричесанный' ^ $эХр=зт=Ш'распуститься'.

Суффиксы, участвующие при межкатегориальном словообразовании глаголов Suffixes involved in the inter-category derivation of verbs

Кол-во единиц Тип основы

Суффикс Звукоподражание Существительное Прилагательное Наречие Местоимение Междометие

=етэ= 48 + + + + - +

=i=l=i= 40 + + + - - -

=кэ= 18 + - - - - -

=ij3X=l=ijsX= 9 - + - - - -

=3mt= 7 - + + + - -

=зт=/=тз= 6 - + + - - -

=a= 3 - - + - + -

Итак, исследование акциональных суффиксов, участвующих в межкатегориальном словообразовании, позволило выделить типы значений, возникающих в процессе создания новой лексической единицы. При образовании словообразовательных моделей с помощью акциональных суффиксов реализуется десять словообразовательных значений. В межкатегориальном словообразовании принимают участие семь акциональных суффиксов: =етэ=, =1=/=Г=, =кэ=, =узХ=/=узХ=, =эт1=, =эт=/=тэ=, =а=. Из таблицы видно, что наиболее продуктивной является словообразовательная модель с суффиксом =етэ=, при помощи которого образуется 48 единиц; к наименее продуктивным относится словообразовательная модель с суффиксом =а=, с его помощью образуется всего три единицы. Суффикс =кэ= присоединяется только к звукоподражаниям; =узХ=/=Г]зХ= - к существительным; =эт=/=тэ= - к существительным и прилагательным; =эmt= - к существительным, прилагательным, наречиям; суффикс =а= образует глаголы от прилагательных и местоимений; =етэ= - от звукоподражаний, имен существительных, прилагательных, наречий и междометий; суффикс =1=/=Г= - от существительных, звукоподражаний, прилагательных. В процентном соотношении части

речи и звукоподражания, участвующие в словообразовательных значениях, предстали следующим образом: имена существительные составляют 47,4 %; звукоподражания - 36,2, имена прилагательные - 13,3, наречия - 1,48, местоимения -0,7, междометия - 0,7 %.

Список литературы

Вальгамова С. И. Глагольное словообразование в хантыйском языке: Дис. ... канд. филол. наук. Йошкар-Ола, 2003.

Каксин А. Д. Казымский диалект хантыйского языка. Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2010.

Кошкарёва Н. Б. Глагольное словообразование в сургутском диалекте хантыйского языка (по материалам «Словаря восточнохантыйских диалектов Н. И. Те-решкина») // Вестник угроведения. 2014. № 1(16). С. 23-45.

Соколова Л. В. Образование префиксальных и суффиксальных производных от звукоподражательных слов (на материале немецкого языка) // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. Филологические науки. 2016. № 8(112). С. 152-156.

Соловар В. Н. Хантыйско-русский словарь (казымский диалект). Тюмень: Формат, 2014. 386 с.

Степанова В. М. Вопросы моделирования в словообразовании и условия реализации моделей // Вопросы языкознания. 1975. № 4. С. 55-63.

Терешкин Н. И. Очерки диалектов хантыйского языка. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.

Шаламова Н. Н. Выражение способов действия в вах-васюганском диалекте хантыйского языка: Дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2001. 149 с.

Шибанов А. А. Наречия и подражательные слова в удмуртском языке // Вестн. Челябин. гос. ун-та. 2010. № 34(215). С. 133-136.

Steinitz W. Dialektologisches und etymologisches Wörterbuch der ostjakischen Sprache. Berlin: Akad. Verl., 1988. 1812 с.

I M. Moldanova

Ob-Ugric Institute of Applied Researches and Development, Khanty-Mansiysk Russian Federation, Uil.gera@yandex.ru

The active suffixes of intercategorial word-formation in the Khanty language

(the Kazym dialect)

This study is devoted to the description of word-formative suffixes of the actional type in the Kazym dialect of the Khanty language. The aim of the work was to consider the formation of verbs with the help of actional suffixes from other parts of speech. The tasks were to identify the list of active suffixes participating in inter-categorical word formation and to define productive word-formation models and their specialization according to the types of producing bases. The relevance and novelty of this study are that the material of the Kazym dialect of the Khanty language was not investigated on the issue concerned: the researchers have described the verbal word-formation, confining themselves to a list of verb-forming suffixes. As a result of the study, we have identified productive and unproductive active suffixes participating in inter-categorical word formation and have defined the specialization of suffixes by types of producing word stems. Actional suffixes join the stem of onomatopoeic words, nouns, adjectives, adverbs, and pronouns. With their help, the verbs can be formed with the following meanings: «to produce a sound that is indicated by the stem», «to implement what is indicated by the stem», «to perform the action using the object designated by the stem as a tool», «to display or acquire quality indicated by the

stem», «to experience the state indicated by the stem or the state caused by what is indicated by the stem», «to be and to act like the one indicated by the stem», «to be covered by what is indicated by the stem», etc. 33 productive word-formation models for the formation of verbs from other parts of speech with the help of actional suffixes were revealed. Most often verbs are formed from nouns, much less often from adverbs and pronouns. The most productive is the suffix =emg=, having produced 48 different verbs from different types of stems. The suffix =a=, having formed three verb units, is unproductive. The comparative analysis of the Kazym and Shuryshkar dialects revealed the discrepancies in the vocabulary, but the suffixes (except some) and the wordformation models are mostly general. Semantically and materially, these suffixes are almost similar.

Keywords: the intercategorial word formation, the active suffixes, the Khanty language, the Kazym dialect.

DOI 10.17223/18137083/65/20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Kaksin A. D. Kazymskiy dialekt khantyyskogo yazyka [Kazym dialect of the Khanty language]. Khanty-Mansiysk, IITs YuGU, 2010, pp. 69-71.

Koshkareva N. B. Glagol'noe slovoobrazovanie v surgutskom dialekte khantyy-skogo yazyka (po materialam "Slovarya vostochnokhantyyskikh dialektov N. I. Tereshkina") [ Word formation in the Surgut dialect of the Khanty language (on the basis of the materials of the Dictionary of Eastern Khanty dialects NI Tereshkin)]. Bulletin of Ugric studies. 2014, no. 1(16), pp. 23-45.

Sokolova L. V. Obrazovanie prefiksal'nykh i suffiksal'nykh proizvodnykh ot zvukopodra-zhatel'nykh slov (na materiale nemetskogo yazyka) [Formation of prefix and suffix derivatives from onomatopoeic words (on a material of German language)]. Izvestia VSPU. Philological Sciences. 2016, no. 8(112), pp. 152-156.

Solovar V. N. Khantyysko-russkiy slovar' (kazymskiy dialekt) [Khanty-Russian Dictionary (Kazym dialect)]. Tyumen', Format, 2014, 386 p.

Stepanova V. M. Voprosy modelirovaniya v slovoobrazovanii i usloviya realizatsii modeley [The problems of modeling in word formation and the conditions for implementing models]. Voprosy Jazykoznanija (Topics in the study of language). 1975, no. 4, pp. 55-63.

Shalamova N. N. Vyrazhenie sposobov deystviya v vakh-vasyuganskom dialekte khantyyskogo yazyka [Expression of modes of action in the Vah-Vasyugan dialect of the Khanty language]. Cand. philol. sci. diss. Tomsk, 2001, 149 p.

Shibanov A. A. Narechiya i podrazhatel'nye slova v udmurtskom yazyke [Adverbs and imitative words in the Udmurt language]. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2010, no. 34(215), pp. 133-136.

Steinitz W. Dialektologisches und etymologisches Wörterbuch der ostjakischen Sprache. Akademie Verl. Berlin, 1988, 1812 p.

Tereshkin N. I. Ocherki dialektov khantyyskogo yazyka [Essays on dialects of the Khanty language]. Moscow, Leningrad, Izd. AN SSSR, 1961, pp. 76-77.

Val'gamova S. I. Glagol'noe slovoobrazovanie v khantyyskomyazyke [Verbal word formation in the Khanty language]. Cand. philol. sci. diss. Yoshkar-Ola, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.