Научная статья на тему 'Межкатегориальные связи в системе глагольного словообразования в хантыйском языке (на материале казымского диалекта)'

Межкатегориальные связи в системе глагольного словообразования в хантыйском языке (на материале казымского диалекта) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКАТЕГОРИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / КАЗЫМСКИЙ ДИАЛЕКТ / ХАНТЫЙСКИЙ ЯЗЫК / INTERCATEGORIAL RELATIONS / WORD-FORMATIVE MODEL / PRODUCTIVITY / KAZYM DIALECT / KHANTY LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Молданова И.М.

Предметом анализа в данной статье являются типы значений глаголов, образующихся от основ различных частей речи с помощью словообразовательных суффиксов. Цель работы рассмотреть эти типы и выявить межкатегориальные связи в системе глагольного словообразования. На материале казымского диалекта хантыйского языка межкатегориальные связи глагольного словообразования ранее специальному исследованию не подвергались.В ходе исследования было выявлено, что в системе глагольного словообразования в межкатегориальных связях участвуют существительное, прилагательное, наречие, частицы и звукоподражательные слова, а также заимствования, рассмотрены продуктивные и непродуктивные суффиксы, участвующие в межкатегориальном словообразовании, специализированные и неспециализированные по типам производящих основ. Данные анализа показывают наибольшой процент участия в межкатегориальных связях имён существительных, менее 50 процентов составляют наречия и имена прилагательные. В казымском диалекте наиболее продуктивным является суффикс =t=/=әt=/=tә=, он образует пятьдесят семь единиц, образованных от существительных, прилагательных, наречий, заимствованных слов и звукоподражательных слов. Непродуктивные суффиксы =am=, =amә=, =әs=, =ańś= формируют только по два глагола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Молданова И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intercategorial relations in the system of verbal word formation in the Khanty language (on the material of the Kazym dialect)

The subjects of analysis in this article are the types of verbs’ meanings formed from the basics of the various parts of speech with derivational suffixes. The aim of this work is to consider these types and reveal intercategorial relations in the system of verbal word formation. On the material of the Kazym dialect of the Khanty language intercategorial relations of verbal word formation have not been researched earlier.The study revealed that the system of verbal word formation in the intercategorial relations contains noun, adjective, adverb, particles and onomatopoeic words as well as borrowing; productive and non-productive suffixes involved in the intercategorial ford formation were considered. Analysis data show the largest percentage of participation of nouns in the intercategorial relations, at least 50 per cent is participation of adverbs and adjectives. In the Kazym dialect the most productive suffix is =t=/=әt=/=tә=, it forms fifty-seven units, formed from nouns, adjectives, adverbs, borrowings and onomatopoeic words. Non-productive suffixes=am=, =am=, =әs=, =ańś= form only by two verbs.

Текст научной работы на тему «Межкатегориальные связи в системе глагольного словообразования в хантыйском языке (на материале казымского диалекта)»

УДК 811.511:142

И.М. Молданова

Межкатегориальные связи в системе глагольного словообразования в хантыйском языке (на материале казымского диалекта)

Аннотация. Предметом анализа в данной статье являются типы значений глаголов, образующихся от основ различных частей речи с помощью словообразовательных суффиксов. Цель работы - рассмотреть эти типы и выявить межкатегориальные связи в системе глагольного словообразования. На материале казымского диалекта хантыйского языка межкатегориальные связи глагольного словообразования ранее специальному исследованию не подвергались.

В ходе исследования было выявлено, что в системе глагольного словообразования в межкатегориальных связях участвуют существительное, прилагательное, наречие, частицы и звукоподражательные слова, а также заимствования, рассмотрены продуктивные и непродуктивные суффиксы, участвующие в межкатегориальном словообразовании, специализированные и неспециализированные по типам производящих основ. Данные анализа показывают наибольшой процент участия в межкатегориальных связях имён существительных, менее 50 процентов составляют наречия и имена прилагательные. В казымском диалекте наиболее продуктивным является суффикс =t=/=3t=/=t3=, он образует пятьдесят семь единиц, образованных от существительных, прилагательных, наречий, заимствованных слов и звукоподражательных слов. Непродуктивные суффиксы =am=, =атэ=, =3s=, =ans= формируют только по два глагола.

Ключевые слова: межкатегориальные связи, словообразовательная модель, продуктивность, казым-ский диалект, хантыйский язык.

I.M. Moldanova

Intercategorial relations in the system of verbal word formation in the Khanty language (on the material of the Kazym dialect)

Abstract. The subjects of analysis in this article are the types of verbs' meanings formed from the basics of the various parts of speech with derivational suffixes. The aim of this work is to consider these types and reveal intercategorial relations in the system of verbal word formation. On the material of the Kazym dialect of the Khanty language intercategorial relations of verbal word formation have not been researched earlier.

The study revealed that the system of verbal word formation in the intercategorial relations contains noun, adjective, adverb, particles and onomatopoeic words as well as borrowing; productive and non-productive suffixes involved in the intercategorial ford formation were considered. Analysis data show the largest percentage of participation of nouns in the intercategorial relations, at least 50 per cent is participation of adverbs and adjectives. In the Kazym dialect the most productive suffix is =t=/=at=/=ta=, it forms fifty-seven units, formed from nouns, adjectives, adverbs, borrowings and onomatopoeic words. Non-productive suffixes =am=, =am=, =ds=, =ans= form only by two verbs.

Key words: intercategorial relations, word-formative model, productivity, Kazym dialect, Khanty language.

В современной лингвистике изучение связей между языковыми категориями является одним из актуальных направлений. Несмотря на исследовательский интерес к данной проблеме, исследования в названном аспекте практически не коснулись хантыйского языкознания. Межкатегориальные связи глаголь-

ного словообразования не были предметом изучения. Исследователи в разных диалектах хантыйского языка выделяют суффиксы, с помощью которых образуются глаголы от основ других частей речи, в основном от имён существительных, прилагательных, наречий и их основные значения.

Актуальность исследования выражается вниманием к семантическому аспекту рассмотрения языковых явлений, способствуя более глубокому анализу внутренних процессов в словообразовании. Проведённое исследование позволит выявить словообразовательные значения, участвующие в межкатегориальных связях.

При анализе межкатегориальных связей в системе глагольного словообразования мы опираемся на работы по хантыйскому языку С.И. Вальгамовой [1], Н.Б. Кошкаревой

[2], по алтайскому языку Колесниковой А.В.

[3] и др.

Цель настоящей статьи - рассмотреть типы значений глаголов, выявить межкатегориальные связи в системе глагольного словообразования. В данной работе мы рассмотрим образование глаголов с помощью каузативных и рефлексивных суффиксов. При исследовании данного пласта лексики мы обнаружили, что глаголы образуются не только от существительных, прилагательных и наречий, но и от звукоподражательных слов, заимствованных слов и частиц. При описании словообразовательных моделей мы опираемся на определение В.М. Степановой «Словообразовательная модель - это стабильная структура, обладающая обобщённым лексико-категори-альным значением и способная наполняться разным лексическим материалом» [4, 55-63].

1. Словообразовательное значение «претворять в действие, делать, осуществлять то, что обозначено основой».

Данное значение объединяет глаголы, образованные от существительных, наречий, заимствованных слов и частиц. Большая часть моделей образована от имени существительного. Производящая семантика у приведённых ниже глаголов имеет абстрактную семантику действия. Наиболее продуктивными в данной группе являются модели с суффиксом == / =^= / =:э=, =аХэ=, =а£=, =эptэ=, И(Т) t=, модели с суффиксом =£э=, =ат=, =аШ=, =es=, =эs= являются непродуктивными, так как представлены каждая одним примером.

Образование глаголов от имён существительных

==/=э!=/=:э= (8): pдtэr=t=tí 'говорить, рассказать; побеседовать' от pдtэr 'рассказ';

^3r=t=tï 'взъесться' от щзХ 'рот'; muk=3t=tï 'наколдовать; заклинать' от тйХ 'колдовство, проклятие'; sem=3t=tï 'предсказывать' от sem 'глаз'; uw=3t=tï 'крикнуть, вскрикнуть' от ûw 'крик'; sûq=3t=tï 'делать угол; кукситься' от sûq 'угол'; jas=t3=tï 'обещать' от jassq 'слово'; wrnas=t3=tï 'спорить' от wûras 'спор'; tïs=t3=tï 'вздыхать' от tïs-wos 'вздохи-печаль'.

=аХ,э= (8): art=aÀ3=tï 'присматриваться (приглядываться), примечать; пробовать, попробовать; проверить, определить; догадаться; сравнивать' от art 'вид, способ, время'; mit=aÀ3=tï 'нанять, заплатить за услугу' от mit 'плата за услугу'; sâr=aÀ3=tï 'навязать, заставить взять, принять что-л. против желания, воли' от sar 'лопата'; kâs=aÀ3=tï 'удариться, ушибиться' от kasi 'боль'; siw=aÀ3=tï 'увидеть' от siw 'вид'; rnk=aÀ3=tï'сломаться' от suk 'кусочек, крошка'.

=as= (6): isk=as=tï 'хвастать' от is3k 'хвастовство'; kas=as=tï 'соглашаться' от kas 'согласие, желание'; sâr=as=tï 'беспокоить; мешать, отвлекать, надоедать; придираться' от sar 'лопата'; mit=as=tï 'наняться в работники' от mit 'плата за услугу, работу'; sïj=as=tï 'шуметь; греметь; гудеть; звучать' от sïj 'звук'; jôr=as=tï 'зазнаваться, держать себя гордо, заносчиво' отjôr 'гордость'.

=apta= (5): jisk=spt3=tï 'хвалить' от jissk 'похвала'; mojX=spt3=tï 'подарить; наградить' от mojXspsï 'подарок'; mons=spt3=tï 'загадать загадку' от тэт 'сказка'pit'À'=3pt3=tï 'надоедать' от pit'X'spsï 'докучная сказка'; torx=3pt3=tï 'есть жадно, глотая с трудом' от torsx 'легкое'.

=Хэ= (3): рэп=Хз=й 'проводить обряд жертвоприношения' от рэп 'жертвоприношение'; moj=À3=tï 'гостить, погостить' от mэj 'гость'; ôsmar=À3=tï 'хитрить' от ôsmar 'хитрость'.

=it= (2): À'âx=it=tï'щекотать' от À'axi 'щекотка'; эАу=и=й 'начать' от эХ3ц 'начало'.

=sa= (1): pэjзk=sз=tï 'умолять, молиться' отpoj3k 'молитва'.

=am= (1): Àer=am=tï 'выясниться' отjas3y Àer 'корень слова'.

=amt= (1): Àer=amt=tï 'выяснить' от jas3q Àer 'корень слова'.

=ss= (1): pэr=es=tï 'проводить обряд жертвоприношения' от рэп 'жертвоприношение'.

=as= (1): müX=as=tí 'колдовать; слать проклятие, желать недоброе' от müX 'колдовство, проклятие'.

Образование глаголов от наречий =at= (1): jam=at=tí 'поправить' от jam 'хорошо, хороший'.

=as= (1): jam=as=tí 'мириться, помириться' от jam 'хорошо, хороший'.

Образование глаголов от заимствованных слов

=í(i)t= (4): süt=ít=tí 'судить' от süt 'суд'; rQp=it=ñ 'работать, трудиться' от rgpata 'работа'; leks=it=tí 'лечить' от lekkar 'лекарь'; mer=it=tí 'измерять' от mera 'мера'. Образование глаголов от частиц =at= (1): tarm=at=tí 'наполнить; выполнить, перевыполнить' от tarmaX 'хватит (частица)'.

2. Словообразовательное значение «быть и действовать подобно тому, что обозначено основой».

Данное словообразовательное значение объединяет глаголы, образованные от существительных, прилагательных и наречий. Продуктивные модели представлены суффиксами =Хэ=, =S9=, =es=, непродуктивными являются модели с суффиксом =ss=, =аХэ=, =ant=, =amt=, =эХ=.

Образование глаголов от имен существительных

=1э= (12): apar=Xa=tí 'подскочить, поспешить; делать что-либо активно, проворно, успевать' от apar 'ловкость'; würas=Xa=tí 'предсказывать плохое' от würas 'плохое предсказание, предзнаменование'; kükar=Xa=tí 'согнуться, покоробиться' от kükar 'берестяной кузов для хранения продуктов'; mókan=Xa=tí 'согнуться' от mókani 'изгиб'; men=Xa=tí 'гнуться (о растении)' от mena 'изгиб';pesí=Xa=tí'носить траур, быть в трауре' отpesí 'траур'; tardn=Xd=tí 'сражаться; стараться' от taran 'смерть'; sóras=Xa=tí 'торговать' от sóras 'товар'; sóras=Xa=tí-tín=es=tí 'торговать-продавать' от sóras-tín 'товар-цена'; sókan=Xa=tí 'погибнуть (букв.: загнуться)' от sókaní 'зигзаг (орнамент)'; süykar=Xa=tí 'загнуться' от süqk 'деталь'.

=sa= (6): jówar=sa=tí 'заворачиваться, сворачиваться' от jówarí 'сверток'; mgqxal=sa=tí 'запутаться, спутаться (букв.: заузлиться)' от mg^xal 'узел'; ngxal=sa=tí 'опереться,

прислониться' от ngx^l 'опора, транспорт'; poxdl=s3=tï 'собираться в кучу' отpgx^l 'ком; клубок'; suk=sd=tï 'заниматься рукоделием' от rnk 'кусочки'; sfyk3r=s3=tï 'свернуться' от sûqk 'деталь'.

=ss= (4): wgrt=ss=tï 'свататься' от wgrtï 'сват'; nawr=es=tï 'сплетничать, злословить (букв.: пениться)' от nawsr 'пена'; nôX=es=tï 'облизываться; подлизываться (о кошке)' от nôX 'нос'; tïn=es=tï 'торговать, заниматься торговлей' от tïn 'цена, стоимость'.

=at= (2): wûr=at=tï 'проситься; пролезать сквозь что-либо' от w^a 'каприз, противодействие, упрямство, спор'; sâr=at=tï 'бодать' от sar 'лопата'.

=as= (1): XaX'=3s=tï 'воевать, биться, сражаться' от XaX' 'война'.

=аХэ= (1): x°rj=aXd=tï 'грабить, отбирать' отx°r 'бык'.

=ant= (1): men=ant=tï 'сорваться, оторваться, сойти' от mena 'изгиб'.

=at'X,'a= (1): mulm=dt'X'd=tï 'баловаться, (шуметь)' от muldm 'шалость, баловство'. Образование глаголов от прилагательных =at'X,'a= (2): rôpt=dt'X'd=tï 'быть дружными' от rôpdt 'дружный'; xgrm=dt'X'd=tï 'капризничать' отxgrmdq 'капризный'.

=атэ= (2): wan=amd=tï 'приблизиться' от wan 'короткий, близкий'; taK=amd=tï 'крепнуть' от tak 'крепкий'.

=amt= (1): apr=amt=tï 'привязаться, пристать к кому-либо' от apsrXï 'нетерпеливый'. Образование глаголов от наречий =эХ= (1): lâns=dX=tï 'тащиться, плестись, идти медленно' от lana 'слабо'.

3. Словообразовательное значение «подвергать состоянию, которое обозначено основой».

В данной группе объединены глаголы, образованные от существительных, прилагательных и наречий. Глаголы данной группы обладают значением каузативности. Наиболее продуктивные модели представлены суффиксами =тэХ=, =at=, =эХ=, модели с суффиксами =эА*э=, =9t=/=t9=, =it=, =amt= непродуктивны.

Образование глаголов от существительных =тэХ= (5): Xôx=mdX=tï 'прибить ветром к берегу' от Xôx 'залив'; Xïk=mdX=tï 'сердить, рассердить, злить, разозлить' от Xïk 'злость';

mgs=m3X=tí 'ранить, испортить, сделать больным' от mgs 'болезнь'; ras=m3X=tí'оставить на кустах редкие ягоды' от ras 'редко расположенные ягоды на кустах'; sar=m3X=tí 'извести, измучить' от sar 'лопата'.

=эХ= (3): jeXm=3X=tí 'стыдить' от jeXem 'стыд'; Xíj=3X=tí 'сгноить' от Xíj 'гной'; síx=3X=tí 'обвить, обхватить' от síx 'связка, моток'.

=эХ1э= (2): ñax=3Xt3=tí 'смешить, заставлять смеяться' от пах 'смех'; wot=3Xt3=tí 'обветрить, обветриться' от wot 'ветер'.

=t=/=at=/=ta= (2): nür=3t=tí 'обвинять друг друга, ссориться; враждовать' от nür 'вина, месть'; paXtap=t3=tí 'пугать, напугать' от paXtap 'боязнь, страх'; men=3t=tí 'загибать, нагибать, гнуть' от mena 'изгиб'.

=at= (3): sgk=at=tí 'обижать; мучать' от sgk 'мучение, горе'; sük=at=tí 'ломать, сломать, разрушить, повреждать, разбить' от sük 'кусочек, крошка'; lak=at=tí 'ругать нецензурными словами' от lak 'бранное слово'.

=it= (1): X'ip=it=tí 'потребовать, настаивать, приставать' от X'ipi 'состояние напряжённости'.

Образование глаголов от прилагательных =at= (5): XíXq=at=tí'оживить' от XíXdr¡ 'живой'; moXs=at=tí 'сделать лишним' от moXtas 'остаток; лишний'; jiXp=at=tí 'обновить; оживить' от jiXdp 'новый'; xars=at=tí 'гнать быстрее' отxarsi 'проворный'; sajk=at=tí'отрезвить' от saj3k 'трезвый'.

=эХ= (3): jówr=dX=ñ 'запутать' от jowra 'кривой'; rax=dX=tí 'приблизить, сроднить, присоединить' от raxi 'подходящий'; gyX=zX=tí 'смолить, покрывать смолой' от g^Xi 'смолянистый'.

=тэХ= (2): ser=mdX=tí 'заставить испытать большое горе' от ser 'нечто глухое и темное'; ñas=m3X=tí 'сделать тупым (о металлическом предмете)' от ñas 'тупой'.

=amt= (1): Xept=amt=tí 'сделать мягким' от Xep3t 'мягкий'.

Образование глаголов от наречий =эХ= (2): jam=3X=tí 'поправить; вылечить, лечить' от jam 'хорошо, хороший'; XoSm=dXt=tí 'греть, подогреть, разогреть, согреть' отxossm 'тепло'.

4. Словообразовательное значение «(с) делать, производить то, что обозначено основой».

В данной группе представлены глаголы, образованные от существительных, прилагательных, наречий. В данной группе производящие основы имеют значение конкретной семантики, обозначающие предмет, который может быть произведён одушевлённым объектом. Продуктивным является суффикс =t=/=ta=/=3t=.

Образование глаголов от существительных

=t=/=at=/ta= (14): níp=3t=tí 'поднять груз за плечи' от níp 'ноша'; nír=3t=tí'загородить' от nír 'жерди'; por=3t=tí 'продырявить, просверлить, сверлить, бурить' от por 'сверло, дрель'; püw=3t=tí 'вдеть нитку в иголку' от püw 'ушко иголки'; wat=t3=tí 'надеть лыжи' от wat (keX) 'лыжное крепление'; wüs=t3=tí 'продырявить' от wüs 'дыра'; jgs=t3=tí 'повесить; насадить на вертел' от jgs 'острие, палочка с острым концом'; lot=t3=tí 'закопать, зарыть' от lot 'яма'; pas=t3=tí 'прицелиться из лука' от pas 'зарубка для тетивы на конце стрелы'; pat=t3=tí 'пришить подошву к обуви' от patí 'подошва'; pos=t3=tí 'отмечать, отметить, пометить' от pos 'знак; отметка; метка, тамга'; saX3q=t3=tí 'смазать' от saX3y 'основной продукт в блюде'; tas=t3=tí 'запасать (оживотных, птицах)' от tastam 'запасы животных, птиц'.

=эХ1(э)= (3): lot=3Xt3=tí 'зарыть' от lot 'место'; síx=3Xt3=tí 'собирать в связку' от síx 'связка; моток верёвки, свёрток'; sem=3Xt3=tí 'набирать петли' от sem 'петля; ячея'.

=añs= (2): xans=añs=í 'расписаться' от xansi 'узор, орнамент'; küns=añs=i 'царапаться' от küns 'коготь'.

=it= (1): sgp=it=tí 'разрубить, разрезать на части' от sgp 'кусок, часть'.

=amt= (1): sawr=amt=tí эвфем. 'умертвить' от saw3r 'что-либо в сжатом состоянии'.

=Х,э= (1): sopas=X3=tí 'запасать' от sopas 'запас'.

=аХ,э= (2): kar=aX3=tí 'продырявить, ковырять' от kar 'короста'; mort=aX3=tí 'измерить; примерить' от mort 'мера'.

Образование глаголов от прилагательных =t=/=ta=/=at= (2): Xarpi=t=tí 'разворачивать, развёртывать, расправлять' от Xarpi 'просторный'; mak3r=t=tí 'нагибать' от makareq 'горбатый, сутулый'.

=а1= (1): хап=а1=й 'прятать, спрятать, скрыть' отхат 'тайный'.

Образование глаголов от наречий =эХ1(э)= (1): тдх=эХ1=й 'обойти, объехать; окружить' от mдхэXaja 'кругом, вокруг'.

5. Словообразовательное значение «производить звук, обозначенный основой».

Данная группа представлена глаголами, образованными от подражательных основ. Производящей основой для данных глаголов является звукоподражание. К продуктивным относятся суффиксы =;э=/=^=, =at=, =аП=, =э^'э=

Образование глаголов от подражательных основ

=1=/=1э=/=э1= (5): warх=tэ=ti 'каркать';

'кашлять (очень сильно)'; пах^э=й 'чихать (об олене)'; lis=эt=ti 'шлёпнуться, упасть с шумом' от lis 'лист (железа, стекла, бумаги)'; к1хэг^=й 'скрипеть'.

=а1= (3): Xgr=at=ti 'зазвенеть'; mаr=at=ti 'загрохотать'; sаX=at=ti 'треснуть (о бревне)'.

=ап1= (3): woх=ant=ti 'проситься; кричать призывно (об олене, лосе)'; пgхm=ant=ti 'сплетничать, говорить плохо о человеке'; taq=ant=ti 'объяснять, дать наказ'.

=э!:'Х,'э= (3): tахr=эt'X'э=ti 'заикаться'; tgrt=эt'X 'э=й 'храпеть'; дН=э^Х'э=й 'выть (о волке, собаке)'.

=£s= (2): kаkr=£s=ti 'скрипеть (о карандаше)'; XgXх=£s=ti 'говорить (молоть) одно и тоже'.

=а§= (1): lok=as=ti 'петь (о лебеде)'.

6. Словообразовательное значение «проявлять, приобретать качество, обозначенное основой».

В данной подгруппе глаголы, образованные от прилагательных представлены наибольшим количеством моделей. Одна модель образуется от имени существительного. Продуктивен в данной подгруппе суффикс =Хэ=, остальные модели представлены 1-2 примерами. По семантике производящие основы называют разнородные качества предметов. Образование глаголов от прилагательных =Хэ= (8): jдwэr=Xэ=ti 'запутаться, попасть в сеть (о рыбе, утке)' от jдwra 'кривой, искоса; неправильный'; kйtэr=Xэ=ti 'обжечься, обжигаться' от 'горький, жгучий (о веществе)'; Xаrpi=Xэ=ti 'развёртываться,

расправиться' от Xarpi 'просторный, просторно'; XiXd)=Xd=ti 'ожить' от XiXd) 'живой'; makdr=Xd=ti 'сгорбиться' от makare) 'горбатый, сутулый'; niw=Xd=ti 'стать влажным' от niwa) 'влажный'; M)9m=Xa=ti 'улучшиться (о жизни, настроении)' от й 'прямой'; tewdn=Xd=ti 'стать безветренным' от tewan 'безветренный, безветрено'.

=ss= (2): irn=es=ti 'жадничать' от irni 'жадный'; xgr=es=ti 'опасаться, быть настороже' отxgri 'осторожный'.

=aX,a= (2): jiXp=aXa=ti 'ожить, поправиться' от jiXdp 'новый'; moXs=aXd=ti 'стать лишним, освободиться' от moXtas 'остаток, лишний'.

=эХ1(э)= (1): ranq=3Xt9=ti 'сыпать' от rani 'плохой; небрежный'.

=amt= (1): tak=amt=ti 'крепчать' от tak 'крепкий'.

=am= (1): ken=am=ti 'облегчиться' от ken 'легкий'.

Образование глаголов от имен существительных

=at= (1): epX=at=ti 'испортиться, приобрести запах' от epaX 'запах'.

7. Словообразовательное значение «переживать, испытывать состояние, обозначенное основой, или состояние, вызываемое тем, что обозначено основой».

Данная немногочисленная группа объединяет глаголы, образованные от существительных, прилагательных и наречий. Производящие основы данных моделей выражают «эмоциональное или физическое состояние одушевлённого субъекта».

Образование глаголов от существительных =as= (3): Xik=as=ti 'сердиться, рассердиться; злиться, разозлиться' от Xik 'злость'; sgk=as=ti 'страдать, горевать' от sgk 'мучение, горе'; soxl=as=ti 'вести себя неспокойно, непредсказуемо' от soxla) 'неприятное событие, случай, плохой поступок'.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

=эХ= (2): jak=dX=ti 'очень сильно болеть (о частях тела)' от jak 'танец'; jem=aX=ti 'закрывать лицо (о женщине)' от jem 'запрет, запретно'.

=Х,'э= (1): xgX=X'a=ti 'кашлять' от xgX 'кашель'.

Образование глаголов от существительных =t=/=ta=/=at= (1): mgs=dt=ti 'болеть' от mgs 'болезнь'.

Образование глаголов от прилагательных

=§э= (2): makэr=sэ=tí 'согнуться (о человеке)' от makareq 'сутулый, сгорбленный'; Хдг=^э=й 'остерегаться, опасаться' от 'осторожный'.

Образование глаголов от наречий

=Хэ= (2): Ыгта=Хэ=й 'торопиться' от tsrmat 'срочно, торопливо, второпях';

'стать зрелыми, взрослыми' от 'зрелость'.

=£s= (1): Xgx=es=tí 'хвастать, хвалиться достатком' от Хдхщ 'легко (без труда и усилий)'.

8. Словообразовательное значение «производить образоподражание».

Данное значение относится к звукосимво-лической подсистеме. Звукосимволическая подсистема передаёт закономерную, непроизвольную фонетически мотивированную связь между фонемами слова и полагаемым в основу номинации незвуковым признаком денотата, т.е. передача речевым звуком образа, ощущения, движения, впечатления от обозначаемого предмета [5, 7-16]. В данной подгруппе представлены глаголы, передающие различные движения человека, кроме глагола tor=at=tí 'вздрогнуть, затрястись', обозначающий движение земли. Более подробно звукосимволические слова мы рассматривали ранее [6, 36-43]. Продуктивными, в данной подгруппе, являются суффиксы =аП=, =а:=.

Образование глаголов от подражательных основ

=а:= (3). Различные движения человека: wдs=at=tí 'ринуться, метнуться', выражает моментальное и интенсивное движение.

Движение натурфактов: tor=at=tí 'вздрогнуть, затрястись', Мйм tэratэs 'Земля затряслась (вздрогнула)'.

Эмоциональное состояние человека: tox=at=tí 'быть охваченным страхом'. Глагол показывает, что состояние отражается в поведении или на лице человека.

=ап:= (6). Изменение поверхности деревянных предметов: wэqx=ant=tí 'стругать, обтёсывать'; пдхт=аМ=й 'заниматься строганием'; sewr=ant=tí 'рубить'; seцk=ant=tí 'бить, забивать, стучать, колотить'. Данные глаголы выражают интенсивное действие со звуком по поверхности предмета.

Движения, производимые при приёме твердой пищи: ХдхХ=аМ=й 'жеваться, жевать'. Глагол приёма пищи характеризуется интенсивностью протекания действия.

Различные движения человека: tax=ant=tí 'бросать друг в друга (что-либо); стрелять из лука друг в друга'. Глагол выражает интенсивные движения человека по отношению к другому существу.

=£s= (1): rew=ss=tí 'отряхиваться' от rew 'не переводится (интенсивные движения человека)'.

9. Словообразовательное действие «производить действие, используя предмет, обозначенный основой, в качестве инструмента, средства».

В данном значении представлены глаголы, образованные только от имён существительных. Производящая основа имеет семантику «инструмент, либо материал или вещество, с помощью которого осуществляется действие».

Образование глаголов от существительных

==/=э=/=э1= (5): а}эт==й 'клеить, склеить' от ajэm 'клей'; waфэr=t=tí 'зацепить' от waфarí 'кривулина'; jakan=t=tí 'закрыть на замок, замкнуть' отjakan 'замок'; Хекап^=й 'точить, шлифовать' от Хе&ап 'точильный брусок'.

=Х,э= (3): pдsmsk=Xэ=tí 'взвесить' от pдsmsk 'весы'; kisэr=Xэ=tí 'играть в карты' от kisэr 'карты'; Ыйт=эХ=й 'поджечь' от Ы§эт jйx 'лучинка, палочка для разжигания костра'.

10. Словообразовательное значение «приводить в состояние, которое обозначено основой».

Данная группа по семантике производящей основы соотносится с группой «подвергать состоянию, которое обозначено основой», только в данной подгруппе отсутствует значение каузативности. Группа представлена одной словообразовательной моделью с суффиксом =:=.

Образование глаголов от существительных

==/=э=/=э1= (8): wдsí=t=tí 'закоптить' от wйsí 'копоть'; Хдтэг^=й 'сморщить; затянуть, стянуть иглой' от Хдтап 'морщина'; рЫзг^=й 'подоткнуть' от рШг 'стена;

край; борт'; рэшт^=й 'содрать шкуру' от рэшт sдх 'кожа'; 'кастрировать'

от х°Р^ 'олень (бык)'; хдшт^=^ 'украсить' отхдшт 'украшение, узор'; sgmзX=t=ti 'сделать зарубку' от sgmзX 'зарубка, насечка'; ш^зг^^ 'свернуть, согнуть, загнуть' от тф 'деталь'.

11. Словообразовательное значение «быть (осуществляться) явлению, обозначенному основой».

В данной подгруппе глаголы образованы от существительных, прилагательных и наречий. Производящая основа моделей имеет семантику «явление природы», кроме глагола §йп§^з=И 'стать жилистым' со значением состояния.

Образование глаголов от существительных =1=/=1э=/=э1= (5): jеqk=tз=ti 'покрыться льдом, обледенеть' от jеф 'лед'; Xеr=зt=ti 'пустить корни' от Xеr 'корень'; sglзk=tз=ti 'обледенеть' от sglзk 'льдинки'; тт^з=й 'стать жилистым' от §йп§ 'жила'; sэrхa=t=ti 'цвести' от sorхa 'росток, бутончик'.

Образование глаголов от прилагательных =а1= (1): mеlk=at=ti 'потеплеть' от mеlзk 'тёплый'.

Образование глаголов от наречий =а1= (1): jolх=at=ti 'наступить (о прохладе)' отjolзх 'прохладно'.

12. Словообразовательное значение «снабжать тем, что обозначено основой».

В данной подгруппе представлены глаголы, образованные от существительных и прилагательных. Производящие основы имеют семантику, как абстрактного действия, так и конкретного.

Образование глаголов от имен существительных

=1=/=1э=/э1= (2): nеm=зt=ti 'назвать, дать имя' от пет 'имя'; nаX=t=ti 'насадить нож на черенок' от nаX 'ручка (рукоятка)'.

Образование глаголов от прилагательных =ап1= (1): jйk=ant=ti 'дать в наследство, в собственность' отjйkan 'личный'.

13. Словообразовательное значение «покрываться тем, что обозначает основа».

Данная подгруппа образует глаголы от существительных. Продуктивной является модель =;э=. Семантическое значение производящих основ определяется как «то, чем

может покрыться предмет, не меняя при этом полностью своей структуры».

Образование глаголов от существительных

==/=1э=/=э1= (3): mйw=зt=ti 'занести землёй' от тйw 'земля'; хаrщj=зt=ti 'покрыться ржавчиной, заржаветь' от хаrqa 'ржавчина'; хgl=зt=ti 'испачкать, пачкать' отхgli 'грязь'.

=Х,э= (2): пimpзl=Xз=ti 'покрыться слизью' от пimpзl 'слизь'; хisi=Xз=ti 'покрыться плесенью' отх^ет 'плесень'.

=£s= (1): wдsl=еs=ti 'обмазаться' от wдsali 'липкое вещество'.

Нижеприведённые словообразовательные значения представлены 1-2 примерами. Глаголы образованы от имён существительных, наречий, заимствованных слов. Модели образованы с помощью суффиксов ==/=э;=/=;э=, =Хэ=.

14. Словообразовательное значение «заниматься тем, что обозначено производящей основой».

Образование глаголов от наречий

==/=1э=/=э1= (1): tдras=tз=ti 'надоедать, мешать' от tдras 'надоело, неудобство'.

Образование глаголов от заимствованных слов

=1=/=1э=/=э1= (1): tдlmas=tз=ti 'перевести с одного языка на другой' от tдlmas 'толмач, переводчик'.

15. Словообразовательное значение «заниматься чем-либо, используя то, что обозначено производящей основой».

Образование глаголов от имен существительных

=Х,'э= (1): akaп=X'з=ti 'играть в куклы' от akaп 'кукла'.

16. Словообразовательное значение «сделаться таким, как обозначено производящей основой».

Образование глаголов от имён существительных

=Х,'э= (1): mйkзп=X'з=ti 'согнуться, изогнуться (о проволоке)' от mйkaпi 'изгиб'.

Итак, исследование межкатегориальных связей в системе глагольного словообразования позволило выделить типы значений, соучаствующих в процессе формирования новой лексической единицы. Так, в пределах межкатегориальных отношений обнаруживаются связи на уровне словообразовательного

значения «то, что обозначено основой». При образовании глагольных единиц с помощью словообразовательных суффиксов в зависимости от семантического подтипа реализуется 16 словообразовательных значений. Имена существительные участвуют практически во всех словообразовательных значениях, кроме значений «производить звук, обозначенный основой», «производить образоподражание», «заниматься тем, что обозначено основой». В процентном соотношении части речи, заимствования, подражательные слова, участвующие в словообразовательных значениях, предстали следующим образом: имя существительное составляет 82,3 %; имя прилагательное -41,17 %; наречие - 47,05 %; заимствованные слова - 17,64 %; звукоподражания - 11,7 %; частицы - 5,88 %.

Нами выявлено двадцать транспонирующих суффиксов с рефлексивным и каузативным значением, участвующих в межкатегориальных связях. Наиболее продуктивными суффиксами в казымском диалекте являются: =t=/=эt=/=tэ=, =Хэ=, =at=, =аХэ=, =£s=, =а£=, =аМ=, =эХ=, =£э=, =Ы=, =тэХ=, =эХt(э)=. К непродуктивным относятся =э^Х'э=, =эptэ=, =amt=, =эs=, =Х'э=, =атэ=, =ат=, =ат=. Данные суффиксы являются специализированными и неспециализированными по типам производящих основ. Суффиксы =t=/=эt=/=tэ=, =аХэ=, =а&=, =Хэ=, =Ы=, =£э=, =ат=, =amt=, =ss=, =аХ=, =а,М=, =э^Х'э=, =тэХ=, =эХ=, =эХtэ= неспециализированные, тогда как суффиксы =эptэ=, =эs=, =ат=, =Х'э= присоединяются только к существительным, =атэ= присоединяется к основам имён прилагательных.

Литература

1. Вальгамова, С.И. Глагольное словообразование в хантыйском языке [Текст]: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.22 / С.И. Вальгамова. - Йошкар-Ола, 2003. - 220 с.

2. Кошкарёва, Н.Б. Глагольное словообразование в сургутском диалекте хантыйского языка (по материалам «Словаря восточнохантыйских диалектов Н.И. Терешкина) [Текст] / Н.Б. Кошкарёва // Вестник угроведения. - 2014. - № 1 (16). - С. 23-45.

3. Колесникова, А.В. Аффиксальное глаголообразование в алтайском языке (в сопоставлении с древ-нетюркским языком) [Текст]: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / А.В. Колесникова. - Новосибирск, 2004. - 244 с.

4. Степанова, В.М. Вопросы моделирования в словообразовании и условия реализации моделей [Текст] / В.М. Степанова // Вопросы языкознания. - 1975. - № 4. - С. 55-63.

5. Шляхова, С.С. Исследование звукоизобразительности в пермских языках: проблемы и перспективы [Текст] / С.С. Шляхова // Вестник пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2011. - № 3 (15). - С. 7-16.

6. Молданова, И.М. Образование звукоизобразительных глаголов в казымском диалекте хантыйского языка с помощью суффикса =i=/=i= [Текст] / И.М. Молданова // Вестник угроведения. - 2016. - №1 (24). - С. 36-43.

7. Соловар, В.Н. Хантыйско-русский словарь (казымский диалект) [Текст] / В.Н. Соловар. - Тюмень: Формат, 2014. - 386 с.

References

1. Valgamova S. I. Glagol'noe slovoobrazovanie v hantyjskom jazyke [Verbal word formation in the Khanty language]. Yoshkar-Ola, 2003. 220 p.

2. Koshkaryova N. B. Glagol'noe slovoobrazovanie v surgutskom dialekte hantyjskogo jazyka (po materialam «Slovarja vostochnohantyjskih dialektov N.I. Tereshkina) [Verbal word formation in the Surgut dialect of the Khanty language (on materials of «The dictionary of the East Khanty dialects of N. I. Tereshkin)]. Vestnik ugrovedenija. [Bulletin of Ugric Studies], 2014, no. 1(16), pp. 23-45.

3. Kolesnikova A.V. Affiksal'noe glagoloobrazovanie v altajskom jazyke (v sopostavlenii s drevnetjurkskim jazykom) [Affixal verbal word formation in the Altai language (in comparison with old Turkic language)]. Novosibirsk, 2004. 244 p.

4. Stepanova V. M. Voprosy modelirovaniya v slovoobrazovanii i usloviya realizacii modelej [Questions of modeling in word formation and conditions of realization of models]. Voprosy yazykoznaniya [Issues of linguistics], 1975, no. 4, pp. 55-63.

5. Shlyakhova S. S. Issledovanie zvukoizobrazitel'nosti v permskih yazykah: problemy i perspektivy. Stat'ya 1 [The study of a sound figurativeness in the Perm languages: problems and prospects. Article 1]. Vestnik permskogo universiteta. Rossijskaya i zarubezhnaya filologiya [Bulletin of the Perm University. Russian and foreign philology], 2011, no. 3(15), pp. 7-16.

6. Moldanova I. M. Obrazovanie zvukoizobrazitel'nyh glagolov v kazymskom dialekte hantyjskogo yazyka s pomoshch'yu suffiksa =i= / =ï= [Formation of sound figurative verbs in the Kazym dialect of the Khanty language by means of the suffix =i= / = ï =]. Vestnik ugrovedeniya [Bulletin of Ugric Studies], 2016, no. 1(24), pp. 36-43.

7. Solovar V. N. Hantyjsko-russkij slovar' (kazymskij dialekt) [Khanty-Russian dictionary (Kazym dialect)]. Tyumen: OOO «Format» Publ., 2014. 386 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.