_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Данные, приведенные в табл. 4 свидетельствуют о том, что уровень сформированности нравственных представлений девочек и мальчиков практически одинаков.
Таблица 4
Оценки сформированности нравственных школьников
Источник дисперсии «Пол» Средняя оценка (логит) Стандартная ошибка (логит) 95% доверительный интервал
Нижняя граница Верхняя граница
Девочки 0,628 0,210 0,206 1,050
Мальчики 0,649 0,282 0,083 1,216
Выводы
1. Латентная переменная «уровень сформированности нравственных представлений» определена операционально - в виде набора индикаторов. Показано, что набор индикаторов адекватен модели измерения и может быть использован как измерительный инструмент.
2. Получена количественная оценки латентной переменной до и после реализации воспитательной программы. Выявлен тренд увеличения уровня сформированности нравственных представлений школьников.
3. Использование теории измерения латентных переменных позволило измерить латентную переменную «уровень сформированности нравственных представлений» на линейной шкале, что является важным условием корректного оценивания эффективности программы формирования нравственных представлений школьников.
Список использованной литературы:
1. Маслак А.А. Основы измерения латентных переменных : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01, 44.03.05, 44.04.01 «Педагогическое образование» всех форм обучения / А. А. Маслак. - Славянск-на-Кубани : Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани. 2014. - 217 с.
2. Маслак А.А., Махненко А.Я., Поздняков С.А. Методика измерения латентных переменных - расширение инструментария политэкономических исследований // Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 2-3. С. 19-22.
3. Дроздов В.И., Маслак А.А., Новиков Ю.М. использование современной теории тестологии при оценке качества АПИМ / // Известия Юго-Западного государственного университета. 2008. № 4 (25). С. 87-95.
4. Маслак А.А., Анисимова Т.С. Эксперимент в образовании как средство повышения его качества (многофакторный многомерный подход). Лекция -доклад / Москва, 2001.
5. Маслак А.А. Теория и практика измерения латентных переменных в образовании : Монография / А. А. Маслак. -М. : Издательство Юрайт. 2016. - 255 с. - Серия : Образовательный процесс.
© Сукно А.Г., Маслак А.А., 2016
УДК 159.9.072
Сулейманов Марат Рафаилович Лебедев Виталий Николаевич
г. Уфа, РФ e-mail: [email protected]
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ У СОТРУДНИКОВ ГОСЗАЩИТЫ
Аннотация
В статье представлены сведения об особенностях стрессоустойчивости у сотрудников, осуществляющих государственную защиту. Согласно полученным данным сотрудники госзащиты имеют
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
достаточно высокий уровень нервно-психической устойчивости, однако существует вероятность нервно-психических срывов в экстремальных ситуациях
Ключевые слова Психологическая устойчивость, сотрудники госзащиты.
Служебная деятельность сотрудников связана с высоким нервно-психическим напряжением из-за наличия реальной витальной угрозы, а также с воздействиями различных экстремальных факторов, с необходимостью принятия решений в постоянно меняющихся условиях (неопределенность, дефицит времени, высокая ответственность). Стрессоустойчивость является важным аспектом в деятельности сотрудников обеспечивающих государственную защиту (госзащита). Наилучших результатов в работе достигают те сотрудники, которые обладают наивысшей психологической готовностью к экстремальным ситуациям, проявляют высокий уровень стрессоустойчивости [1, 3].
Целью настоящего исследования явилось стрессоустойчивости у сотрудников госзащиты.
Организация и методы исследования. В исследованиях приняли участие сотрудники подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, системы МВД России, осуществляющих меру безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества» (n=58), средний возраст испытуемых составил 34,1± 1,32 лет.
Психологическое тестирование включало в себя следующие методики:
- симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях», А. Волков, Н. Водопьянова;
- диагностика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз».
Результаты исследования и их обсуждение. Психологическая устойчивость - это сложное качество личности, включает целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Выделяют три аспекта психологической устойчивости: - стойкость, стабильность; - уравновешенность, соразмерность; -сопротивляемость, резистентность [3].
Проведенное анкетирование обследуемых нами сотрудников физзащиты на предмет психологической устойчивости к экстремальным условиям и склонности к срывам в стрессовой ситуации, показал следующее (таблице 1).
Таблица 1
Тест М±т
Психологическая устойчивость к экстремальным условиям, баллы 1,8
Нервно-психическая устойчивость по методике «Прогноз», баллы 3
Согласно полученным данным в обследуемой группе наблюдается высокий уровень психологической устойчивости к экстремальным условиям, состояние хорошей адаптированности. Для более достоверных данных нами было проведено более углубленное исследование с помощью методики «Прогноз». Результаты исследования нервно-психической устойчивости по методике «Прогноз» показали, что предварительный результат составил 24,9±0,71, данные относится к среднему типу (3 группа). Лицам данного типа характерен достаточно высокий уровень нервно-психической устойчивости, однако существует вероятность нервно-психических срывов в экстремальных ситуациях.
К снижению психологической устойчивости и уравновешенности могут приводить различные причины, например: проблемы личностного характера (семейные, бытовые, материальные и др), синдром хронической усталости, неудовлетворенность условиями труда (режим, график, заработная плата и др). Для повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников подразделений физической защиты необходимо своевременно диагностировать и устранить причины снижения устойчивости [2].
Согласно данным полученным нами в ходе исследования психологической устойчивости сотрудников физзащиты к экстремальным условиям установлено, что для обследуемых характерен достаточно высокий уровень нервно-психической устойчивости, однако существует вероятность нервно-психических срывов в экстремальных ситуациях. Данное обстоятельство необходимо принять во внимание, так как вероятность нервно-психических срывов в экстремальных ситуациях могут серьезно отразиться на
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х
эффективности выполнения профессиональных обязанностей. Для выяснения причин снижения нервно-психической устойчивости к экстремальным ситуациям необходимо дальнейшее более детальное обследование.
Список использованной литературы:
1. Крупник, Е.П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория [Текст] / Крупник, Е.П. // Научные труды МПГУ. М., 2004. (Сер. «Психолого-педагогические науки»).
2. Пацакула И. И. Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности : На материале исследования индивидуальной профессиональной безопасности диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Рязань 19.00.06 Юридическая психология. - 2001. - 216 с.
3. Халфина Р.Р., Ручьев С.Н., Сулейманов М.Р. Психофизиологические особенности готовности к экстренному действию сотрудников ОГЗ в зависимости от стажа // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2016. - № 3 (59). - С. 238-246.
© Сулейманов М. Р., Лебедев В. Н., 2016
УДК 37.034
Тарасова Снежана Евгеньевна
преподаватель ЧОУ ДПО МЛШ «Виндзор»,
г.Тольятти, РФ E-mail: [email protected]
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Актуальность данной работы заключается в выявлении уровня сформированности культуры общения у детей, отстаивание идей о поэтапности процесса формирования этого качества с учетом возрастных особенностей учащихся, повышении роли преподавателей всех дисциплин учебного плана в решении этой задачи.
Ключевые слова
Культура, культура общения, диагностическая методика, коммуникативные склонности, вежливость.
Современная ориентация отечественного образования на формирование «человека культуры» диктует необходимость раскрывать цели и содержание образования в понятиях культуры: «нравственная культура», «эстетическая культура», «культура общения».
На сегодняшний день формирование культуры общения рассматривается как одна из приоритетных целей образования и воспитания, что подтверждается рядом законодательных документов Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании», «Стандарты-2000», послания Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, Национальная доктрина образования и прочие.
Культура общения - это высокий уровень социальных и межличностных качеств партнеров, проявляемых при взаимодействии, ориентированном на общепринятые нормы и ценности, это сложная, исторически изменчивая система, носящая интегративный характер и выражающая целостный подход к процессу общения. Культура общения личности является воплощением культуры общества. Овладеть культурой общения - значит ориентироваться на высокие нравственные ценности, высокую психологическую и нравственную культуру, освоение «техники» общения.
Исследованием проблемы формирования навыков культуры общения у младших школьников