Научная статья на тему 'Выявление уровня сформированности культуры общения у детей младшего школьного возраста'

Выявление уровня сформированности культуры общения у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2779
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / КОММУНИКАТИВНЫЕ СКЛОННОСТИ / ВЕЖЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Снежана Евгеньевна

Актуальность данной работы заключается в выявлении уровня сформированности культуры общения у детей, отстаивание идей о поэтапности процесса формирования этого качества с учетом возрастных особенностей учащихся, повышении роли преподавателей всех дисциплин учебного плана в решении этой задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление уровня сформированности культуры общения у детей младшего школьного возраста»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х

эффективности выполнения профессиональных обязанностей. Для выяснения причин снижения нервно-психической устойчивости к экстремальным ситуациям необходимо дальнейшее более детальное обследование.

Список использованной литературы:

1. Крупник, Е.П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория [Текст] / Крупник, Е.П. // Научные труды МПГУ. М., 2004. (Сер. «Психолого-педагогические науки»).

2. Пацакула И. И. Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности : На материале исследования индивидуальной профессиональной безопасности диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Рязань 19.00.06 Юридическая психология. - 2001. - 216 с.

3. Халфина Р.Р., Ручьев С.Н., Сулейманов М.Р. Психофизиологические особенности готовности к экстренному действию сотрудников ОГЗ в зависимости от стажа // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2016. - № 3 (59). - С. 238-246.

© Сулейманов М. Р., Лебедев В. Н., 2016

УДК 37.034

Тарасова Снежана Евгеньевна

преподаватель ЧОУ ДПО МЛШ «Виндзор»,

г.Тольятти, РФ E-mail: [email protected]

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Актуальность данной работы заключается в выявлении уровня сформированности культуры общения у детей, отстаивание идей о поэтапности процесса формирования этого качества с учетом возрастных особенностей учащихся, повышении роли преподавателей всех дисциплин учебного плана в решении этой задачи.

Ключевые слова

Культура, культура общения, диагностическая методика, коммуникативные склонности, вежливость.

Современная ориентация отечественного образования на формирование «человека культуры» диктует необходимость раскрывать цели и содержание образования в понятиях культуры: «нравственная культура», «эстетическая культура», «культура общения».

На сегодняшний день формирование культуры общения рассматривается как одна из приоритетных целей образования и воспитания, что подтверждается рядом законодательных документов Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании», «Стандарты-2000», послания Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, Национальная доктрина образования и прочие.

Культура общения - это высокий уровень социальных и межличностных качеств партнеров, проявляемых при взаимодействии, ориентированном на общепринятые нормы и ценности, это сложная, исторически изменчивая система, носящая интегративный характер и выражающая целостный подход к процессу общения. Культура общения личности является воплощением культуры общества. Овладеть культурой общения - значит ориентироваться на высокие нравственные ценности, высокую психологическую и нравственную культуру, освоение «техники» общения.

Исследованием проблемы формирования навыков культуры общения у младших школьников

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

занимались многие ученые: И.Е. Пассов [1], И.П. Подласый [2], И.В. Дубровина [3], И.Г. Герден [4], И.Е. Багдасарьян [5], А.М. Новиков [6] и др.

Благодаря исследованиям этих ученых, разработавшим исходные методологические предпосылки решения данной проблемы накоплен значительный теоретико-экспериментальный материал.

Однако, несмотря на разработанные учеными теоретические основы процесса формирования навыков культуры общения младших школьников, наблюдения показывают, что в практическом плане культура общения у детей на всех уровнях их жизнедеятельности остается ещё недостаточной. Это прослеживается и в обыденной беседе, на школьных занятиях, в процессе проведения массовых мероприятий.

Важно отметить, что данную проблему необходимо решать поэтапно. Прежде всего, нужно определить настоящий уровень сформированности культуры общения у младших школьников.

На основе вышеизложенного были отобраны и проведены наиболее востребованные диагностические методики по выявлению имеющегося уровня культуры общения у детей младшего школьного возраста.

Определение уровня сформированности культуры общения детей младшего школьного возраста осуществлялось по следующим диагностическим методикам:

- тест-опросник «Коммуникативные склонности (КОС-2)» В.В. Синявский, В.А. Федорошин;

- диагностика способности к общению «Умеем ли мы слушать» А. В. Батаршев;

- диагностика способности к общению «Вежлив ли я?» А. В. Батаршев;

- диагностика «Тест-словаря» Ю. Гильбух.

Исследование по данным диагностическим методикам проводились в группе детей «Friend Starter» в школе иностранных языков «Windsor» города Тольятти. В эксперименте приняли участие 12 учащихся. Возраст детей группы составляет 10-11 лет.

Перед проведением диагностик были выделены три последовательно связанных уровней, как показатели сформированности культуры общения: высокий, средний, низкий. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Высокий уровень характеризуется способностью: четко и ясно вести диалог или дискуссию с другими людьми, логично и целесообразно излагать свои мысли, совершенствовать навыки культуры общения и уметь использовать эти навыки в любых коммуникативных ситуациях, активно использовать сложные грамматические конструкции, большое количество лексики, обладать хорошей дикцией и ораторскими способностями.

Средний уровень включает в себя следующие параметры: способность четко и правильно выражать свою собственную позицию в беседе, но речь лишена выразительности и убедительности, недостаточным мотивационным отношением к культуре общения как к средству самореализации и адаптации в социальных отношениях, развитость навыков речевой культуры, но недостаточная развитость умения использовать их в реальных коммуникативных ситуациях, минимальный словарный запас, базовые знания грамматики.

Низкий уровень обладает следующими характеристиками: ограниченной способностью грамотно вести дискуссию с другими людьми, неспособностью адаптироваться к динамике коммуникативной ситуации, непониманием роли культуры общения в самостоятельном развитии, неспособностью использовать накопленные навыки общения для достижения целей, поставленных перед коммуникацией, содержанием и активным использование в речи слов-паразитов, пауз, междометий, диалектов, жаргонов, обладанием минимальным знанием основных грамматических конструкций.

Первый этап исследования заключался в выявлении уровня коммуникативных склонностей учащихся младшего школьного возраста.

Коммуникативные склонности должны проявляться у детей в умении ясно и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, в стремлении расширять контакты, участвовать в групповых мероприятиях, в стремлении проявлять инициативу, смекалку, находчивость. Немаловажное значение имеет и умение оказывать психологическое воздействие на людей, пользоваться приемами и способами активного взаимодействия в совместной деятельности [7, с.93].

Методика по определению коммуникативных склонностей у детей младшего школьного возраста

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

состояла из 20 вопросов. На данные вопросы дети должны были дать положительный «Да» или отрицательный «Нет» ответ. На предложенную методику отводилось 10 минут.

Анализ результатов показал, что уровень коммуникативных склонностей детей данной группы оказался средним, что свидетельствует о том, что они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств учащихся [7, с.96].

Следующий этап данного эксперимента заключался в определении имеющегося уровня умения слушать у детей младшего школьного возраста.

Умение слушать представляет собой сложный процесс, являющийся неотъемлемой частью общего процесса культуры общения. То, насколько хорошо человек умеет слушать оказывает значительное влияние на качество его отношений с другими людьми.

Умение слушать является активным процессом, а учащиеся должны быть активными участниками этого процесса. В активном слушании, смысл и оценка сообщения должны происходить до того, как слушатель ответит на вопрос. Следовательно, в то время как говорящий излагает свою мысль, слушающий активно перерабатывает её.

Остановимся подробнее на проведении эксперимента по определению умений слушать собеседника. Учащимся было предложено 25 вопросов по методике «Умеем ли мы слушать». Детям необходимо было отметить крестиками номера тех утверждений, в которых описаны ситуации, вызывающие у них неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком [7, с.30].

По итогам данного тестирования общий уровень сформированности этого качества у группы составил 42,3%. Детям присущ ряд недостатков в умении слушать. Они критически относились к высказываниям собеседника, и им еще не хватает некоторых признаков хорошего слушателя: избегать поспешных выводов, не заострять внимания на манере говорить, не притворяться, искать скрытый смысл сказанного, не монополизировать разговор [7, с.31-32].

Третий этап исследования заключался в определении базового уровня проявления вежливости у детей младшего школьного возраста.

В общении «вежливость» играет важную роль. Она является ключевым элементом в укреплении межличностных отношений.

Вежливость в общении выполняет следующие важные функции: избежание конфликтов, обеспечения межличностного взаимодействия, проявлении силы, проявление внимания.

Для выявления уровня вежливости учащимся было предложено 8 вопросов, на которые они должны были ответить: «да», «нет», «иногда». Отвечать нужно было честно, опираясь на свои ощущения.

Анализ результатов тестирования показал, что сформированность вежливости у опрошенных детей соответствует среднему уровню и составил 72,6%. Это свидетельствует о том, что учащиеся иногда бывают недостаточно вежливыми.

Последний этап заключался в определении уровня словарного запаса у детей младшего школьного возраста.

Определение уровня словарного развития детей младшего школьного возраста помогла диагностическая методика, разработанная Ю.Гильбухом.

Материал был представлен на 5 карточках, на каждой из которых было написано по 10 слов. Дети представляли себе встречу с иностранцем, который не знает русскую лексику. Учащиеся по очереди пытались объяснить значение каждого слова, если ребенок затруднялся в объяснении, то им предлагалось показать их жестами.

По итогам данного тестирования общий уровень сформированности этого качества у группы составил 66,5%, что свидетельствует о том, что дети знакомы с предложенной лексикой, но не совсем понимают её значение. В связи с этим уровень проявление в речи вежливых слов находится у младших школьников на среднем уровне.

Качественный анализ данных, который был получен в ходе настоящего исследования, позволяет сделать вывод, что современные дети младшего школьного возраста не обладают высоким уровнем

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х

культуры общения. Учащиеся нынешнего поколения обладают рядом негативных качеств:

- они, как правило, слишком властны или слишком пассивны в решении проблем и коммуникативных

задач;

- допускают неактуальные или неуместные комментарии;

- не понимают мимику и другие невербальные знаки или жесты;

- прерывают разговор часто и неуместно;

- не умеют слушать и слышать своего собеседника.

К причинам неразвитости навыков культуры общения у детей младших классов относятся:

- неопределенность значения и низкий уровень мотивационной направленности учащихся;

- отсутствие научно-обоснованных подходов, технологий и методов в образовательном процессе, которые обеспечивали бы формирование навыков культуры общения;

- отсутствие взаимоотношений между гуманитарными дисциплинами;

- игнорирование индивидуальных особенностей развития младших школьников в процессе обучения; Из выше сказанного следует, что формирование культуры общения у современных младших

школьников является важной педагогической проблемой, требующей как теоретического, так и практического решения на пути объединения усилий родителей, учителей, использования потенциальных возможностей всех школьных дисциплин.

Список использованной литературы:

1. Пассов, И.Е. Формирование лексических навыков [Текст] : учебное пособие / И.Е. Пассов, Е.С. Кузнецова. — Воронеж: НОУ «Интерлингия», 2002. — 40 с.

2. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст] : учебник для студ. пед. вузов / И.П. Подласый — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.

3. Дубровина, И.В. Психология [Текст] : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. — М. : Академия, 2003. — 453 с.

4. Герден И.Г. Идеи к философии истории человечества [Текст] / Под ред. А.В. Гулыга. — М.: изд. Наука, 1977. — 679 с.

5. Багдасарьян И.Е. Культурология [Текст] : Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2001.-511 с.

6. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе [Текст] / Парадоксы наследия, векторы развития. -М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

7. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению [Текст] — СПб.: Питер, 2006. — 176 с.

© Тарасова С.Е., 2016

УДК 37

Татаренкова Полина Александровна

учитель-логопед МБОУ «Лицей №10», магистрант 1 года обучения ФДНиСО ПИ НИУ «БелГУ»

г.Белгород, РФ E-mail: [email protected]

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО

РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

Аннотация

Владение связной монологической речью - одна из центральных задач речевого развития детей. Для детей с ОНР характерны трудности в овладении навыком творческого рассказывания: в определении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.