Научная статья на тему 'Логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказывания у детей с ОНР'

Логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказывания у детей с ОНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1388
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаренкова Полина Александровна

Владение связной монологической речью одна из центральных задач речевого развития детей. Для детей с ОНР характерны трудности в овладении навыком творческого рассказывания: в определении замысла рассказа, последовательности выбранного сюжета и его языковой реализации, отсутствие навыков композиционного построения рассказа, логики повествования, невозможность преобразования сюжета. Логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказывания должна быть направлена на расширение содержания речевого сообщения, диапазона использования лексических средств, синонимии слов, эмоционально-выразительных средств, преодоление трудностей грамматического оформления предложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татаренкова Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказывания у детей с ОНР»

культуры общения. Учащиеся нынешнего поколения обладают рядом негативных качеств:

- они, как правило, слишком властны или слишком пассивны в решении проблем и коммуникативных

задач;

- допускают неактуальные или неуместные комментарии;

- не понимают мимику и другие невербальные знаки или жесты;

- прерывают разговор часто и неуместно;

- не умеют слушать и слышать своего собеседника.

К причинам неразвитости навыков культуры общения у детей младших классов относятся:

- неопределенность значения и низкий уровень мотивационной направленности учащихся;

- отсутствие научно-обоснованных подходов, технологий и методов в образовательном процессе, которые обеспечивали бы формирование навыков культуры общения;

- отсутствие взаимоотношений между гуманитарными дисциплинами;

- игнорирование индивидуальных особенностей развития младших школьников в процессе обучения; Из выше сказанного следует, что формирование культуры общения у современных младших

школьников является важной педагогической проблемой, требующей как теоретического, так и практического решения на пути объединения усилий родителей, учителей, использования потенциальных возможностей всех школьных дисциплин.

Список использованной литературы:

1. Пассов, И.Е. Формирование лексических навыков [Текст] : учебное пособие / И.Е. Пассов, Е.С. Кузнецова. — Воронеж: НОУ «Интерлингия», 2002. — 40 с.

2. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст] : учебник для студ. пед. вузов / И.П. Подласый — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.

3. Дубровина, И.В. Психология [Текст] : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. — М. : Академия, 2003. — 453 с.

4. Герден И.Г. Идеи к философии истории человечества [Текст] / Под ред. А.В. Гулыга. — М.: изд. Наука, 1977. — 679 с.

5. Багдасарьян И.Е. Культурология [Текст] : Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2001.-511 с.

6. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе [Текст] / Парадоксы наследия, векторы развития. -М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

7. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению [Текст] — СПб.: Питер, 2006. — 176 с.

© Тарасова С.Е., 2016

УДК 37

Татаренкова Полина Александровна

учитель-логопед МБОУ «Лицей №10», магистрант 1 года обучения ФДНиСО ПИ НИУ «БелГУ»

г.Белгород, РФ E-mail: polinavilova@mail.ru

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО

РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

Аннотация

Владение связной монологической речью - одна из центральных задач речевого развития детей. Для детей с ОНР характерны трудности в овладении навыком творческого рассказывания: в определении

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

замысла рассказа, последовательности выбранного сюжета и его языковой реализации, отсутствие навыков композиционного построения рассказа, логики повествования, невозможность преобразования сюжета. Логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказывания должна быть направлена на расширение содержания речевого сообщения, диапазона использования лексических средств, синонимии слов, эмоционально-выразительных средств, преодоление трудностей грамматического оформления предложений.

Ключевые слова

Младшие школьники, общее недоразвитие речи, связная речь, творческое рассказывание.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, в особенности, школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

В.П. Глухов в системе обучения детей с ОНР связной речи определяет следующие направления:

• обучение составлению высказываний по наглядному восприятию;

• обучение воспроизведению прослушанного текста;

• обучение составлению рассказа-описания;

• формирование навыка рассказывания с элементами творчества.

Обучению детей рассказыванию предшествует подготовительная работа, в которой выделяют следующие этапы: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий [1, с.122].

В.П. Глухов указывает, что работа по формированию связной речи должна строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).

Основной формой работы должны быть учебные логопедические занятия, при этом учитываются указания и методические рекомендации по организации обучения детей с ОНР.

Большое внимание при этом должно уделяться формированию языковых (прежде всего, грамматических) обобщений и практическому усвоению (по образцу, по наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций. И значительное место должно отводиться работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста.

Использование приемов творческого рассказывания занимает особое место в системе коррекционно-логопедической работы по формированию связной монологической речи детей младшего школьного возраста. Отмечено, что овладение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности. Творческое рассказывание играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей младшего школьного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся следующие виды занятий [2. с.75].

• составление рассказа по аналогии;

• придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа;

• составление сюжетного рассказа по набору картин или предметов;

• сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам;

• сочинение собственного рассказа.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

Список использованной литературы:

1. Аханькова, Е.В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. канд. пед. наук.: 13.00.03 / Е.В. Аханькова - М., 2004. - 209 с.

2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов - М.: Аркти, 2004. - 168 с.

© Татаренкова П.А., 2016

УДК 378

Тимофеева Наталья Александровна

магистр 2 курса КемГУ, г. Кемерово, РФ E-mail: tim-na@mail.ru

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация

Разработка новых оценочных средств для аттестации студентов в условиях компетентностного подхода основана на особенностях обучения по новым образовательным программам.

Ключевые слова Оценочные средства, компетентностный подход.

В настоящее время, одной из главных задач является: поставить процесс обучения так, чтобы в динамически меняющихся условиях формировать у обучаемых необходимые компетенции, которые уже включают в себя комплекс необходимых качеств личности, уровни развития, необходимые знания, умения и навыки и т.д. Концепция ЗУНов (аббревиатура из основных составляющих классической (традиционной) педагогики: «знание», «умения», «навыки») оказывает существенную роль на принципы подготовки обучаемых лиц, а также способы для оценки полученных знаний. При таком подходе, обучаемое лицо не всегда может полноценно применить полученные знания для решения практических задач в своей профессиональной сфере. На сегодняшний день, если проводить анализ профессионального рынка труда, можно сказать, что в современных условиях классические подходы часто показывают свою неэффективность. Из этого плавно вытекает необходимость влиять на ситуацию, отойти от классических алгоритмов и направить обучение в русло трансформации накопленного опыта в новые правила, которые способны изменить ситуацию. Но перед тем как ставить вопрос о такого рода трансформации, необходимо в первую очередь проанализировать следующий шаг, а именно, как в последующем проводить мониторинг и оценку полученного результата, ведь существующие оценочные средства (ОС) бесспорно являются малоэффективными для этой цели.

В 2003 г. Россия подключилась к Болонскому процессу. Главной целью этого процесса стало создание единого европейского пространства высшего образования, а в основу составляют те принципы, которые формируют максимально схожие требования для всех стран, подписавших декларацию. Преобразования, произошедшие в российском образовании, привели к созданию федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.