_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_
основе вторичных финансовых инструментов - mortgage-backed securities (MBS), которые предполагают аккумулированные ипотечных займов, гарантированные данными компаниями (финансовый бэк-ап). Благодаря данному финансовому бэк-апу MBS становятся финансово-привлекательными для инвесторов, обеспечивая создание вторичного финансового рынка, наполненного инструментами подобной специфики. Кроме того, помимо данных инструментов, GSE выпускает нестандартные гарантии и бонды, что позволяет в конечном счете значительно снизить риски по каждому отдельному ипотечному займу и увеличить объемы кредитного рынка в целом. Несмотря на эффективность данных методов привлечения финансовых ресурсов для дальнейшего оборота в финансовую поддержку целевых отраслей, они способствуют значительному напряжению рынка. На вторичном рынке данные компании создают ситуацию полной асимметричности информации, поскольку риск кредитного портфеля каждого отдельного MBS не может быть окончательно идентифицирован инвестором-владельцем капитала в связи со сложностью и большим количеством займов внутри него. Это осложняется еще и тем аспектом, что ипотечные займы до Финансового кризиса имели субстандартный характер, что характеризовало большинство из них, как крайне ненадежный источник финансовых вложений. Необходимо учитывать также, что совокупный долг всех GSE на момент начала Мирового финансового кризиса уже превышал 2 триллиона долларов.
Однако, несмотря на все негативные факторы, GSE зарекомендовали себя как очень эффективные, практически полностью самофинансируемые организации благодаря многочисленным выпускаемым деривативам с использованием финансовых гарантий и бондов. Привлекаемые таким образом финансовые ресурсы позволяют предоставлять фермерские кредиты и кредиты на научные исследования под близкие к нулю процентные ставки. Тем самым, возможность расширенного воспроизводства в экономике США значительно повышается при незначительно низком уровне бюджетного финансирования GSE. Данный факт позволяет говорить о потенциале создания подобных систем в развивающихся экономиках после достижения определенной стадии развития локальных финансовых рынков, что может иметь высокий положительный эффект на мировую экономику в целом.
© Ковалев А. Э., 2016
УДК 336
А.В.Козлова
студентка 4 курса факультета психологии и дефектологии Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева
г. Саранск, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития коммуникативной компетенции в младшем школьном возрасте. Автор дает понятие терминам «компетенция», «коммуникативная компетентность». В работе приводятся результаты экспериментального исследования сформированности коммуникативной компетенции младших школьников.
Ключевые слова
Компетенция, коммуникативная компетенция, общение, младший школьный возраст,
компоненты, эксперимент.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_
В современных условиях наиболее актуальными в педагогике и психологии являются проблемы содержания и качества образования. В настоящее время для повышения качества образования одним из востребованных становится компетентностный подход.
Термин «компетенция» был предложен Н. Хомским со ссылкой на Вильгельма фон Гумбольдта, который высказывал идею о необходимости соизучения языка и культуры еще в 1822 г. [11, с. 73].
В методической литературе описываются различные виды компетенций, по-разному взаимодействующие друг с другом. Ведущей для нашего исследования является коммуникативная компетенция [12, с. 420].
В энциклопедии по общей и социальной психологии М. И. Еникеева отмечается, что термин «коммуникативная компетенция» вводит Д. Хаймс. Коммуникативную компетенцию Д. Хаймс определяет как внутреннее знание ситуационной уместности языка; как способности, позволяющие быть участником речевой деятельности. Рассмотрению данного феномена посвятил свои работы [5, с. 66].
И. А. Зимняя считает, что коммуникативная компетенция - это «овладение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии» [7, с. 13].
По мнению А. Л. Андреева, коммуникативная компетенция - это:
- овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
- способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
- совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения [1, с. 19].
Коммуникативная компетенция, согласно О. А. Будачевой, - это владение определенной суммой сведений языкового материала, умение соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, а также способность организовать речевое общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания [3, с. 34].
Под коммуникативной компетенцией Л. В. Трубайчук понимает совокупность индивидуальных качеств личности, способствующих установлению социальных и межличностных взаимосвязей, содержанием которых является взаимное понимание и обмен информацией, основанные на вежливости, тактичности, гуманном отношении к людям [10, с. 49].
Коммуникативная компетенция, согласно исследованиям Г. Ф. Кумариной, включает следующие компоненты:
1) когнитивный (предполагает наличие у младших школьников систему представлений о видах коммуникации: устной и письменной, непосредственной и опосредованной, связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
2) аксиологический (ценностное отношение к коммуникативной деятельности);
3) интерактивный (готовность применять полученные знания на практике) [9, с. 44].
И. А. Гришанова считает, что именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению [4, с. 32].
Как отмечает С. Г. Батырева, коммуникативная компетенция младших школьников понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с окружающими его индивидами [2, с. 32].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_
Согласно К. П. Зайцевой, младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативной компетенции, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций:
1. С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место всоциальном пространстве человеческих отношений.
2. У младших школьников уже достаточно развиты рефлексивные способности.
3. Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития.
4. В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми.
5. Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом.
6. У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств.
7. Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений [6, с. 65].
Д. А. Иванов отмечает, что современные младшие школьники в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью, причинами которых могут быть снижение уровня читательской культуры, словарного запаса, низкий уровень речевого развития, речевые нарушения. Это могут быть особенности и неречевого развития: заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, замкнутость [8, с. 75].
С целью диагностики особенностей развития коммуникативной компетенции младших школьников нами был проведен эксперимент.
Для проверки экспериментальной гипотезы нами были определены две группы: экспериментальная (ЭГ), состоящая из 27 учеников 3 «В» класса и контрольная (КГ), состоящая из 30 учеников 3 «Д» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» г. о. Саранск.
Особенности развития коммуникативной компетенции у младших школьников выявлялись в соответствии с ее компонентами:
- сформированность когнитивного компонента коммуникативной компетенции младших школьников определялась с помощью разработанного нами теста на основе методики, предложенной В. П. Беспалько;
- сформированность аксиологического компонента коммуникативной компетенции младших школьников определялась с помощью методики Л. А. Головей и разработанной на ее основе «Анкеты коммуникативных отношений»;
- сформированность интерактивного компонента коммуникативной компетенции младшего школьника определялась с помощью теста «Самооценка коммуникативного развития» Т. А. Фотековой.
Согласно полученным данным методики, предложенной В. П. Беспалько, у большинства младших школьников - 48, 2 % из ЭГ и 50 % из КГ был отмечен ниже среднего уровень сформированности когнитивного компонента коммуникативной компетенции. Дети знали и называли различные средства коммуникации, но не всегда правильно определяли средства для достижения той или иной коммуникативной цели.
Низкий уровень сформированности когнитивного компонента был отмечен у 14, 8 % из ЭГ и 16, 7 % из КГ. Дети не смогли назвать средства коммуникации. Младшие школьники демонстрировали низкий уровень в когнитивном компоненте коммуникативной компетенции в силу недостаточности знаний о деятельности общения и невозможности их продемонстрировать.
Средний уровень сформированности когнитивного компонента коммуникативной компетенции продемонстрировали 25, 9 % из ЭГ и 23, 4 % из КГ. Это те дети, которые не только знали и называли различные средства коммуникации, правильно определяли средства для достижения той или иной цели коммуникации, но и выделяли этапы коммуникации и называли признаки разных способов коммуникации.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_
Оставшиеся 11, 1 % из ЭГ и 9, 9 % из КГ показали высокий уровень сформированности когнитивного компонента коммуникативной компетенции - младшие школьники устанавливали причины и следствия, прогнозировали изменения направлений коммуникации в зависимости от выбранных средств; применяли знания о способах и средствах коммуникации в различных ситуациях.
Согласно полученным данным «Анкеты коммуникативных отношений»
Л. А. Головей, 7,4 % из ЭГ и 3,3 % из КГ негативно относились к общению, были замкнуты, обидчивы, раздражительны, испытывали серьезные трудности при вхождении в новый коллектив.
Из испытуемых 11, 1 % из ЭГ и 13, 3 % из КГ не стремились к общению, чувствовали себя скованно в новом коллективе, ограничивали свои знакомства, тяжело переживали обиды и редко проявляли инициативу в общении.
По результатам 14, 8 % из ЭГ и 16, 7 % из КГ стремились к контактам с разными людьми и отстаивали свое мнение, но имели недостаточно устойчивое отношение к коммуникации.
Из испытуемых 51, 9 % из ЭГ и 40 % из КГ испытывали потребность в общении, проявляли инициативу в общении, не терялись в новой обстановке, быстро находили друзей, постоянно стремились к расширению круга знакомств.
По результатам 14, 8 % из ЭГ и 26, 7 % из КГ испытывали потребность в общении, быстро ориентировались в трудных ситуациях, непринужденно вели себя в новом коллективе, инициативны, принимали самостоятельные решения в трудных коммуникативных ситуациях, отстаивали свое мнение и добивались, чтобы оно было принято товарищами.
Рассмотрим результаты изучения интерактивного компонента коммуникативной компетенции младших школьников по методике «Самооценка коммуникативного развития» Т. А. Фотековой.
Низкий уровень был отмечен у 3, 7 % из ЭГ и 16, 7 из КГ. Дети малоактивны и малоразговорчивы с детьми и педагогами, невнимательны, не умели последовательно излагать свои мысли, точно передавать их.
Ниже среднего - у 59, 3 % из ЭГ и 40 % из КГ - они слушали и понимали собеседника, но сами неохотно вступали в диалог, затруднялись вести его, участвовали в диалоге пассивно (отвечая на вопросы), не всегда ясно и последовательно выражали свои мысли.
Средний уровень был отмечен у 25, 9 % из ЭГ и 40 % из КГ. Они слушали и понимали речь, участвовали в общении чаще по инициативе других.
По данным обследования высокий и очень высокий уровень имели только 11, 1 % из ЭГ и 13, 3 % из КГ. Эти учащиеся были активны в общении, умели слушать и понимать речь, строили общение с учетом ситуации, легко входили в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражали свои мысли.
Таким образом, в результате эксперимента были определены особенности сформированности коммуникативной компетенции младших школьников: в экспериментальной и контрольной группах преимущественно был отмечен ниже среднего уровень развития когнитивного компонента, высокий уровень развития аксиологического компонента и ниже среднего уровень развития интерактивного компонента коммуникативной компетентности.
Список использованной литературы:
1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании : опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. - 2005. -№ 4. - С. 19-27.
2. Батырева, С. Г. К вопросу о коммуникативной компетенции младших школьников / С. Г. Батырева // Начальная школа. - 2015. - № 11. - С. 32-35.
3. Будачева, О. А. Как мы развиваем коммуникативную компетентность на уроках литературы / О. А. Будачева // Управление школой. - 2008. - №10. - С. 34-35.
4. Гришанова, И. А. Теоретическое обоснование модели формирования коммуникативной успешности младших школьников / И. А. Гришанова // Вестник УдмГУ. - 2012. - Вып. 2. - С. 30-36.
5. Еникеев, М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология / М. И. Еникеев. - М. : ПРИОР, 2002. - 395 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
6. Зайцева, К. П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К. П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 65-69.
7. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
8. Иванов, Д. А. Коммуникативная компетентность. Оценка ключевых компетенций в учебном процессе / Д. А. Иванов // Школьное планирование. - 2008. - №5. - С. 75-76.
9. Кумарина, Г. Ф. Коррекционно-развивающее образование в условиях введения ФГОС / Г. Ф. Кумарина. -М. : Перспектива, 2011. - 44 с.
10.Трубайчук, Л. В. Компетентностная модель дошкольного и начального школьного образования : коллективная монография / Л. В. Трубайчук [и др.]. - Челябинск : Образование, 2009. - 229 с.
11.Хомский, Н. Язык и мышление / Н. Хомский. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 122
12.Шукшина Л. В. Манипулирование в информационном обществе как условие возникновения социальных иллюзий / Л. В. Шукшина, О. В. Мизонова // В мире научных открытий. - 2012. - № 9.3 (33). - С. 409-423.
© Козлова А.В., 2016
УДК 61 (571.122)
О. В. Костина
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»
Югорского государственного университета
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ)
Аннотация
В статье проведен анализ некоторых показателей, характеризующих состояние здравоохранения в округе. Выявлен ряд причин, влияющих на эти показатели. Указаны особенности региона в здравоохранения, присущие только данному региону.
Ключевые слова
Здравоохранение, ХМАО-Югра, смертность, рождаемость, продолжительность жизни, младенческая смертность.
Olga Vladimirovna Kostina
PhD in Economics, associate professor of the Department "Finances and Credit",
Yugra State University
ANALYSIS OF SOME FIGURES, WHICH CHARACTERIZE THE STATE OF PUBLIC HEALTH IN KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG - YUGRA
Abstract
The article analyzes some figures characterizing the state of public health in the Okrug. It identifies a number of factors which influence these figures. The unique features of the region in the field of public health are noted in the article.