Научная статья на тему 'Проблема формирования культуры общения у дутей младшего школьного возраста'

Проблема формирования культуры общения у дутей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
938
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Снежана Евгеньевна

В изменившихся социально-экономических условиях исследование проблемы формирования культуры общения у младших школьников приобретает особую значимость. Актуальность исследования определяется необходимостью приобщения детей к современному социуму, культуре. Проблема формирования культуры общения заключается в потребности сформировать у детей такие качества как мобильность, способность быстро и эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся социальноэкономическим условиям, готовность успешно взаимодействовать с разнообразными социальными и культурными субъектами и системами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования культуры общения у дутей младшего школьного возраста»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 37.034

Тарасова Снежана Евгеньевна

преподаватель ЧОУ ДПО МЛШ «Виндзор»,

г.Тольятти, РФ E-mail: tarasova.snezhana@yandex.ru

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДУТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В изменившихся социально-экономических условиях исследование проблемы формирования культуры общения у младших школьников приобретает особую значимость. Актуальность исследования определяется необходимостью приобщения детей к современному социуму, культуре. Проблема формирования культуры общения заключается в потребности сформировать у детей такие качества как мобильность, способность быстро и эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям, готовность успешно взаимодействовать с разнообразными социальными и культурными субъектами и системами.

Ключевые слова

Культура, культура общения, социально-экономические условия, профессионализм, средства массовой

информации.

Стремительно протекающие процессы в жизни мирового сообщества обусловлены переходом от антропоцентрической к культуроцентрической модели воспитания растущего человека. Прежде всего, это связано с необходимостью осуществления взаимосоответствия культуры, образованности и профессионализма специалистов. Новиков А.М в своей работе отмечает, что современные ориентации отечественного образования на формирование «человека культуры», обуславливает необходимость раскрывать цели и содержания образования не в понятиях «знание» и «умение», а в понятиях культуры: «нравственная культура», «эстетическая культура», «информационная культура», «гуманитарная культура», «техническая культура» и т.д. [1, с. 46].

Высокая значимость культурологического подхода к образованию отмечается многими документами: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020года», «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020годы». В них подчеркивается, что возрастание роли человеческого капитала, культуры людей являются одним из основных факторов экономического развития страны.

На сегодняшний день формированию культуры у подрастающего поколения уделяется особое внимание, так как общая культура поведения прослеживается во всех сферах человеческой жизни: семейных, служебных, общественных, политических.

Попробуем определить значение термина «культура». И.Г. Гердер считал, что не существует ничего менее определенного понятия «культура», и нет ничего более обманчивого, как прилагать его к целым векам и народам [2, с. 6]. По его мнению «культура» представляет собой ступень совершенствования людей: развитие наук и просвещения.

И. Кант предполагал, что культура непосредственно связана с совершенствованием разума и социальным прогрессом. Другой немецкий философ Г. Фихте связывал культуру с духовными характеристиками: для него культура — это независимость и свобода духа [3, с. 18].

Говоря о современных ученых, необходимо отметить работу Л.А.Коробейниковой по проблеме современной культуры. По её мнению развитие культуры представляет собой процесс, в котором каждая

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

эпоха, будучи неповторимой, своеобразной, представляет собой закономерную ступень в эволюции общечеловеческой культуры. По её мнению культура выступает не только как результат человеческой деятельности, но и как более глубокое проявление закономерностей развития живого мира [4, с. 5-6].

Культура действительно многоаспектное и сложное понятие. Многоаспектно оно потому, что мы постоянно находимся в окружении культуры и глубоко живем в ней. В практическом смысле, культура является водой и воздухом, которую мы пьем и, которым мы дышим изо дня в день.

Поскольку люди принадлежат социальному обществу, они не могут жить без культуры самостоятельно. Культура рассказывает нам, кто мы есть, какие позиции мы держим в обществе и на каком языке мы общаемся. На самом деле люди, проживающие в обществе, являются культурными единицами. Каждый из них был рожден в культуре и растет, чтобы стать культурным человеком. Хотя это ни в коем образе не значит, что мы были рождены с культурой. Другими словами, культура не является врожденным качеством человека, каждый из нас приобретает нашу культуру во время взросления, и основным средством для достижения данной цели является общение.

Общаясь с теми, кто вокруг нас, мы узнаем наш язык, развиваем наше мировоззрение, устанавливаем наши ценности, и формируем наши убеждения. Мы также передаем информацию, которой мы обладаем другим, путём общения с ними. В самом деле, общение является единственным процессом, посредством которого люди приобретают и передают их знания и умения.

Джордж Борден в своей работе отмечал, что мы понимаем человеческое общение как систему обмена информацией через смысловые символы. Эти значимые символы включают в себя как словесные и невербальные коды, используемые большой группой людей [5, с. 7].

Необходимо отметить, что на сегодняшний день культура и общение находятся в сложных и близких отношениях. С одной стороны, культуры создаются путем общения, то есть, общение является средством взаимодействия между людьми с помощью которого образуются культурные характеристики - будь то правила, ритуалы, законы, или другие модели. Но с другой стороны, общение в значительной степени создается, формируется и передается культурой. Таким образом, правильно будет сказать что, общение формирует культуру и культура формирует общение.

Идеи о том, что воспитание культуры общения у детей младшего школьного возраста играет важную роль в формировании личности, были отражены в трудах многих отечественных педагогов: Л. С. Выготского, А. В. Петровского, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, В.Г.Асеева, Е.В.Шороховой и др.

Наблюдения показывают, что сегодня низкий уровень культуры общения у некоторых детей прослеживается на всех уровнях их жизнедеятельности: в обыденной беседе, на школьных занятиях, массовых мероприятиях.

Прежде всего это связано с тем, что в современных социально-экономических условиях существует большое количество недостатков в разработке теории и методики формирования навыков культуры общения у учащихся начинается с младшего школьного возраста:

- как правило, на уроках не ставятся цели и задачи по формированию навыков культуры общения учащихся;

- в учебной программе не предусмотрены темы, изучение которых направлены на формирование культуры общения учащихся;

- недостаточно разработаны формы, методы и средства по воспитанию культуры общения у детей младших классов;

- не разработана система включения учащихся в разнообразные виды деятельности, участие в которых содействовали бы формирование у них культуры общения;

- согласно современным требованиям, на учителя ложится задача воспитать компетентную личность, прежде всего, в плане культуры общения, так как данный компонент является одной из составляющих успеха в любой из сфер жизнедеятельности. Но зачастую преподаватели сами не обладают необходимыми навыками культуры общения.

Также учащиеся нынешнего поколения обладают рядом негативных качеств. Они, как правило, слишком властны или слишком пассивны в решении проблем и коммуникативных задач, допускают

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

неактуальные или неуместные комментарии, не понимают мимику и другие невербальные знаки или жесты, прерывают разговор часто и неуместно, не умеют слушать и слышать своего собеседника. Упадок культуры общения вызван целым рядом причин.

Во-первых, это связано с тем, что дети обделены поддержкой своих близких. Детям часто нужна помощь или руководство родных в том, как взаимодействовать с другими людьми, преодолевать застенчивость, управлять своими эмоциями и чувствами.

Наблюдения показывают, что у детей начинают развиваться межличностные отношения с момента их рождения. Младенцы быстро налаживают с родителями, братьями и сестрами зрительный контакт и узнают лица, звук голосов, их тон и высоту. Поэтому родители должны закладывать базу культуры общения у своего ребенка с самого раннего возраста. Задача родителей заключается в развитии у детей навыков и умений межличностного и социального общения, как в кругу семьи, так и с другими людьми. Приучать их просить прощения, если они не правы, использовать обходительные слова в беседе, выражать общепринятые приветствия, образцово себя вести в обществе. К сожалению, многих родителей не беспокоит, что у их ребенка недостаточно развита культура общения.

Недостаточный уровень сформированности у детей культуры общения также вызван равнодушным отношением педагогов к данной проблеме или низким уровнем их профессионализма. Задача педагога состоит в том, чтобы сформировать следующие качества:

- готовность способности к общению и к современной деятельности со сверстниками и окружающими людьми;

- использовать в беседе уважительную манеру общения;

- быть уверенным в себе и разрешать конфликты цивилизованным способом, приводя аргументы, при необходимости идти на компромиссы;

- различать, что является справедливым, а что несправедливым.

- понимать невербальные сигналы от других, язык тела, мимики и т.д.

- осознавать и принимать личное пространство других людей.

В современных условиях средства массовой информации, использующиеся такие современные технологии, как телевидение, радио, компьютеры и интернет играют особенно важную роль в формировании у детей культуры общения. Однако некоторые телевизионные программы, фильмы, вебсайты, видео игры, и компакт-диски пропагандируют грубость, жестокость и насилие. В результате такого воздействия дети становятся зависимыми от Facebook, Twitter, Tumblr и подобного рода социальных сетей.

Приведенные выше аргументы о значимости формирования культуры общения у младших школьников в социальном и культурном становлении и последующем развитии личности призваны привлечь к решению этой проблемы широкий круг людей в лице учителей, педагогов всех звеньев образования, родителей, учащихся старших классов, студентов высших и средних профессиональных учебных заведений.

Список использованной литературы:

1. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

2. Герден, И.Г. Идеи к философии истории человечества / Под ред. А.В. Гулыга. — М.: изд. Наука, 1977. — 679 с.

3. Багдасарьян, И.Е. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. — 3-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2001. — 511 с.

4. Коробейникова, Л.Л. Современная культура: альтернативы развития. / Под ред. А.К. Сухотина. — Томск: Изд. Томск, 1993. — 115 с.

5. Borden, G.A. Cultural orientation an approach to understanding intercultural communication. — Prentice Hall College Div, 1991. — 348 p.

© Тарасова С.Е., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.