_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 10/2017 ISSN 2410-700Х_
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 793.3
Л.Н. Громенко,
магистрант кафедры теории и методики хореографического искусства БГИИК
г. Россошь, РФ E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ. ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Аннотация
Общение и опыт взаимодействия со сверстниками важны для процесса хореографического развития детей. В статье рассмотрены невербальные средства общения посредством танца, проанализированы элементы коммуникативного танца. Предложена методика развития коммуникативно-творческих способностей детей среднего школьного возраста средствами эстетической гимнастики, а также дано понятие коммуникативно - хореографическим способностям.
Ключевые слова
Коммуникативные, хореографические способности, методика, определение коммуникатино - хореографических способностей
Для развития коммуникативно-творческих способностей детей существует множество методик, разработанных на других предметах, но именно танец может в полной мере раскрыть человеческие качества, его внутренний мир посредством невербальных сигналов (движений тела, поз, рук), а через него (невербальное общение посредством танца) дети учатся и словесно лучше выражать свои мысли при помощи речи [1, с 4].
Развитием коммуникативных способностей должен заниматься коммуникативно-компетентный педагог. При обучении коммуникативным навыкам, прежде всего, педагог должен показывать собственным поведением и общением пример своим ученикам, поскольку в подростковом возрасте у учащихся в меньшей степени, но всё-таки присутствует характер подражания педагогу [2].
Коммуникативная компетентность педагога состоит из нескольких пунктов, которые включают элементарные правила речевого этикета:
• умение слушать собеседника;
• говорить полными предложениями;
• никого не ставить ниже себя, общаться наравне;
• давать другим возможность высказаться;
• аргументировать свое мнение;
• избегать разговора не по делу.
Умение слушать собеседника - это навык, который включает в себя сосредоточение на теме разговора, понимание, реагирование и оценка. При этом все эти составляющие должны следовать по порядку. В начале разговора необходимо подготовится к слушанию говорящего, отстраниться от посторонних мыслей, полностью переключится с роли говорящего на роль слушателя. Затем нужно выслушать собеседника до конца, дать ему закончить свою мысль, даже если вы знаете, о чем идет речь, затем только реагировать и давать оценку сказанному.
Немаловажным является и умение понимать собеседника. Относиться к собеседнику необходимо с уважением, воспринимать смысл сказанного им, а не отвлекаться на форму выражения его мыслей, манеру говорения. Воспринимать его вербальные и невербальные поведенческие сигналы, попробовать
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 10/2017 ISSN 2410-700Х_
прочувствовать всю ситуацию, поставить себя на его место, представить, как бы вы поступили в данной ситуации.
Все эти навыки необходимы преподавателю для эффективной работы с учащимися, для умения донести собственные мысли, для формирования продуктивного диалога, для того, чтобы учащиеся могли осуществить беспрепятственное общения с преподавателем и понимать всю поставленную им задачу. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что педагог должен не только обучать коммуникации, но и заниматься самообучением для достижения наиболее эффективного результата.
На сегодняшний день требования современного общества таковы, что сегодня нужен человек гибкий, способный меняться (менять место работы), мобильный (быстро обучаемый), легко находящий контакты с другими людьми, способным иметь свою позицию и защитить ее, имеющим опыт реализации себя. Для того чтобы развить в ребенке все эти качества необходима совместная работа родителей, учителей в школе и педагогов дополнительного образования, а также руководителей различных секций и кружков которые может посещать ребенок во внеурочное время.
Особый вклад в коммуникацию детей вносит именно его деятельность вне образовательного процесса, так как на уроках педагоги особое внимание уделяют освоению естественных наук непосредственно по учебному плану и совсем немного времени остается для обучения собственно-личностным или социально значимым качествам ученика.
На уроках эстетической гимнастики была разработана следующая методика для развития коммуникативных способностей детей среднего школьного возраста, которая состоит из трех этапов:
I этап - Осуществление совместной деятельности.
II этап - Развитие способности слушать и слышать.
III этап - Умение общаться.
Начальный этап работы с детьми среднего школьного возраста проводился в основном при помощи индивидуальной формы работы, так как дети ещё не привыкли к совместной деятельности в новом танцевальном коллективе и общение между ними весьма затруднено. В данной ситуации ведущую роль исполняет учитель, показывая своим примером и прививая им коммуникативные умения. Так же необходимо создавать на уроке такие ситуации для развития навыков межличностного общения.
Например, в качестве такой ситуации была проведена «беседа - лекция» на тему «Невербальная коммуникация как форма общения» для средней группы учащихся. Данный метод беседы имеет два вида: коллективная и индивидуальная беседа. В данной работе была использована коллективная беседа с целью вовлечения детей в совместную деятельность посредством общения. Беседа состоит из нескольких частей:
1. Теоретическая часть. Проводится педагогом для ознакомления с темой беседы, а также для постановки проблемы для коллективного решения.
2. Проблемная часть. Участвуют все дети и педагог. Каждый высказывает свое мнение на данную проблему.
3. Ответ на вопрос. Вывод, сделанный по итогам данной беседы совместно, который является решением поставленной проблемы.
Огромное значение здесь имеет эмоциональный настрой, ученики должны быть заинтересованы в теме разговора и чувствовать необходимость в выполнении данной работы. Педагогу необходимо создать атмосферу, в которой будет проходить беседа благоприятной для непринужденной и интересной совместной деятельности, в которой каждый ребенок сможет высказывать свою точку зрения, не боясь осуждения других учеников. Для этого необходимо поддерживать любое проявление активности ребенка в плане высказываний, пусть даже не совсем верных, для развития его речи и коммуникации. Так же данный метод способствует увеличению знаний в области хореографии и способствует творческому обогащению.
Например, можно провести на начальном этапе беседу об истории развития эстетической гимнастики, выделяя её основные этапы. Дать детям домашнее задание для самостоятельного изучения каждого из этапов, затем на уроке выслушать доклад каждого, а в конечном итоге вывести совместными усилиями единую историю развития эстетической гимнастики.
Проводить лекцию-беседу на занятиях эстетической гимнастикой является необычной методикой
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 10/2017 ISSN 2410-700Х_
построения урока, поскольку в стандартном уроке ведущую роль занимает педагог, который и является оратором и действует на основе таких методов как показ и рассказ. При проведении такой лекции в беседу вовлекаются все ученики тем самым развивая свои коммуникативные навыки.
На данном этапе не происходит прямого общений детей между собой, но начало для формирования коммуникативных навыков положено, поскольку каждый ребенок чувствует ответственность за выполнение своей части коллективной работы. Так же на этом уроке развивается способность слышать и слушать другого. Лекции-беседы проводимые на уроках хореографии могут быть проведены на различные темы, например если это касается эстетической гимнастики то тема может быть такой «История становления и развития эстетической гимнастики», а если это применить к народным танцам, то например такой «Танцевальная терминология народного танца». Из этого можно сделать вывод, что лекция беседа независимо от её вида развивает коммуникативно-творческие способности детей среднего школьного возраста и дает им возможность высказывать свое мнение не боясь осуждения в коллективе. Данный вид коммуникации имеет совместно-индивидуальную форму общения, то есть групповая беседа под руководством педагога.
На втором этапе вовлечения детей в совместную деятельность я включала коммуникативные танцы -игры для развития у детей навыков слушать и слышать друг друга. Компоненты коммуникативного танца просты: ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение [3, 253]. Такие элементы танца присущи эстетической гимнастике. Они помогают детям совершать совместную деятельность через слушание музыки, совместную работу в танцевальном коллективе.
Задачи, которые помогают решить коммуникативные танцы это:
• развитие музыкальности (воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх; • обогащение слушательского опыта — включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое— грустное, шаловливое — спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.) [4, 4];
• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый — умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3-частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями; •
• развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.
• развитие двигательных качеств и умений, развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
• развитие творческих способностей: воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку; • формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку; • развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
• развитие и тренировка психических процессов: развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию; •
• развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения.
• развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: • воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике; • формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал).
Показатели уровня развития детей: • выразительность исполнения движений под музыку; • умение
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 10/2017 ISSN 2410-700Х_
самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности; • освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений; • умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми; • способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений; • точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
В данной методике для средних школьников были использованные такие коммуникативные танцы как «Полька» и «Полонез».
Танец сам по себе являясь невербальным языком общения помогает ребенку при помощи телодвижений выражать свои чувства, мысли, настроение, но включив в основную программу преподавания эстетической гимнастики коммуникативные танцы, где общение происходит между детьми уже непосредственно, является началом для развития их коммуникативных навыков, сплочение коллектива, понимание и чувствование своего партнера.
Далее в занятия по эстетической гимнастике были включены невербальные импровизации как средство развития пластической выразительности, развития актерской выразительности и как средство для развития коммуникативных и творческих способностей.
Занятие на тему «Невербальной импровизации» проходит по следующей схеме:
• на начальном этапе все присутствующие на уроке рассаживаются в зале;
• выбирается определенный ученик;
• ему педагогом дается тема того, что он должен рассказать при помощи невербального языка, пластики тела, движением рук, мимике, передачей настроения остальным ученикам;
• включается соответствующий музыкальный материал.
Такие занятия могут проводиться как без подготовки учеников, непосредственно на уроке так и в качестве самостоятельной домашней работы.
КУЗ (коллективные учебные занятия) - это один из путей развития коммуникативных умений. По мнению В.К. Дьяченко [5, с. 20], одной из форм работы КУЗ является работа в парах. Пара - это работа двух учеников. Затем, усложняя данную методику, можно давать задание на построение импровизации группам учеников, для их индивидуального общения без участия педагога. Что способствует осуществлению совместно-взаимодействующей работы учащихся. На уроке эстетической гимнастики на тему «Невербальная коммуникация» задание были даны учащимся в парах, взяв за основу методику КУЗ. Далее на последующих занятиях давались задание на построение групповых импровизаций, в группах средних школьников по 3 -6 человек, задание давались им в качестве самостоятельной работы, предварительной подготовки.
При проведении занятий по теме «Невербальной импровизации» начинается формирование второго этапа - это умения слушать и слышать другого. На данном этапе так же проводятся занятия по коллективному обсуждению темы танца, движений, которые лучше необходимо использовать для выражения тех и иных чувств, а также коллективный подбор музыкального материала. На данном этапе видно, что коммуникативные умения учащихся динамичны и развиваются в парах и в коллективе в ходе совместной работы при определенных условиях.
Так же на занятиях проводились коммуникативные игры.
Диалог между педагогом и учащимися является неотъемлемой частью педагогического процесса. Важно строить свое общение с детьми не только на уровне заданной программы по эстетической гимнастике, а в частности выполнения учащимися элементов, рассказ и показ их выполнения, но и заинтересовывать детей в занятиях танцевальным искусством, рассказывать им о формах, о смысле данного действия, вести дополнительные беседы на различные темы относящиеся к хореографическому искусству. Тем самым диалог между педагогом и учащимися переходит в диалог между самими учениками, поскольку они не остаются равнодушными, вовлекаясь и активно участвуя в творческой деятельности.
Формирование у учащихся коммуникативных навыков, при помощи хореографии, а в частности эстетической гимнастики, приводит к тому, что у обучающихся идет одновременное развитие и хореографических навыков за счет занятий по программе эстетическая гимнастика, и коммуникативно -творческих возможностей за счет включения дополнительных занятий по программе развития
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 10/2017 ISSN 2410-700Х
коммуникативных навыков. Для учета в экспериментально-опытной работе из вышесказанного можно вывести следующее определение коммуникативно-хореографических способностей (КХС) учеников.
Коммуникативно-хореографические способности - это совокупность коммуникативных навыков, приобретённых при помощи хореографического искусства посредством занятий направленных на развитие коммуникации, таких как, умение общаться в коллективе, умение слушать и слышать собеседника, развитие навыков невербального общения посредством танца, коммуникативных игр и т.д.
Подводя итог, остается лишь вспомнить слова лучших умов Древней Греции, выражавших смысл и назначение танца лаконичным определением: «танец подобно мифу или легенде представляет собою воплощение всего присущего человеку». Так, в танце находит свое выражение и одна из изначально присущих человеку способностей - способность к общению. Список использованной литературы
1. Баглай В. Е. Этническая этнография народов мира. - Р.-на-Д, 2007.
2. Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога/М.: Издательский центр «Академия», 2006. 366с.
3. Бубнова О.Б. Коммуникативный танец как средство развития навыков общения младших школьников на уроках ритмики в музыкальной школе, https://lib.herzen.spb.ru/text/bubnova_12_88_251_255.pdf, 255 с.
4. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. — СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. — 36с.
5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
© Громенко Л.Н., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Мукимов Ваниль Рафкатович канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЭЛЕМЕНТОВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
Аннотация
Выделены элементы дидактики и методики обучения старшеклассников средней общеобразовательной школы основам вычислительной математики для повышения уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащихся.
Ключевые слова
Принцип научности, вычислительная математика, приближенные вычисления
Одним из фундаментальных принципов обучения учащихся средней общеобразовательной школы своей значимостью в интеллектуальном и творческом развитии старшеклассников выделяется принцип научности учебного познания и преобразования фрагментов природной, технической и социальной действительности [1].
Принцип научности обучения в средней общеобразовательной школе ориентирует педагогов и