Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей учащихся народно-сценического отделения Башкирского хореографического колледжа им. Рудольфа Нуреева'

Развитие творческих способностей учащихся народно-сценического отделения Башкирского хореографического колледжа им. Рудольфа Нуреева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1856
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES / FOLK PERFORMING ARTS / FOLK DANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. А.

Аанализируются проблемы развития творческих способностей учащихся в классе народно-сценического танца хореографического училища. В настоящее время мало кем отрицается огромное воздействие хореографического искусства на ребенка, но на данный момент вопрос о методах и приемах развития творческих способностей учащихся в классе народно-сценического танца хореографического училища фактически не был рассмотрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS IN PEOPLE STAGE BRANCH OF R. NUREEV BASHKIR CHOREOGRAPHIC ACADEMY

Problems of creative abilities development of students at the folk dance department of the choreographic school are analyzed in this article. The enormous influence of the choreographic art on a child is not denied nowadays, but in fact the question of developing the creative abilities of the students mentioned above was not yet properly considered.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей учащихся народно-сценического отделения Башкирского хореографического колледжа им. Рудольфа Нуреева»

УДК 81’(470.57)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ БАШКИРСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА им. РУДОЛЬФА НУРЕЕВА

© М. А. Каримов

Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой Россия, 191023 г. Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, 2.

Тел.: + 7 (812) 710 42 34.

E-mail: makar.karimov@mail. ru

Аанализируются проблемы развития творческих способностей учащихся в классе народно-сценического танца хореографического училища. В настоящее время мало кем отрицается огромное воздействие хореографического искусства на ребенка, но на данный момент вопрос о методах и приемах развития творческих способностей учащихся в классе народносценического танца хореографического училища фактически не был рассмотрен.

Ключевые слова: проблемы развития творческих способностей, народно-сценическое искусство, народный танец.

Испокон веков понятие творчество было объектом внимания философов, психологов, педагогов. Но до сих пор нет точного единого определения этого понятия.

Бесспорно, что способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая [1].

Чтобы разработать определенную систему развития творческих способностей, необходимо теоретическое осмысление понятий творчество и способности в философском и психологопедагогическом аспектах.

Одно из самых общих определений творчества дано в «Философском энциклопедическом словаре»: «Творчество как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» [2]. Другими словами творчество определено как деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к созданию качественно нового, что несет на себе печать социально ценного и уникального.

Начало разработки теории творчества связано с работами Платона и Канта. Так, в античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности, в том числе и творчества. Начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремленности человека к достижению высшего («умного») созерцания мира.

В XVIII в. И. Кант и Ф. Шеллинг считали творчество фундаментальной предпосылкой познания вообще. Эта теория была подвергнута критике А. Бергсоном в XIX в., врожденность и божественность творческих способностей он противопоставил интеллекту и творческое, органическое начало - безумию.

В основе творчества, по Бергсону, лежит рождение нового, что составляет сущность жизни; философия жизни противопоставляет технической рациональности творческое органическое начало.

Итак, творчество воспроизводит органическое начало и является деятельностью, порождающей

нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

«Творчество - категория философии, психологии и культуры,- справедливо замечает М. С. Каган,- выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции» [3].

Понятие «творчество» рассматривают в своих работах многие педагоги и психологи. Существуют несколько подходов к определению данного понятия. Выделяются четыре основных подхода к творчеству в зависимости от того, какой из четырех аспектов проблемы выносится на первый план: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс; творческая личность.

В середине XX в. под воздействием научнотехнической революции интерес к исследованию психологических аспектов в творчестве резко обострился. Особая роль стала отводиться воображению, гибкости ума, дивергентному (расходящемуся в различных направлениях) мышлению, а также внутренней мотивации творчества. Был определен уровневый подход к творчеству, который вытекает из двоякой природы любой деятельности. Деятельность может быть направлена, с одной стороны, на совершенствование окружающей действительно -сти, что представляет собой создание чего-то нового; с другой стороны, на изменение самого человека, совершенствование его природы. Таким образом, деятельность носит творческий характер. Общественное значение творческой деятельности приобретает не результат, а процесс творчества, участие в котором развивает способности человека, его сущностные силы.

Творчество рассматривается в тесной связи с развитием личности ребенка. Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие - способ существования личности.

Чрезвычайно важным фактором развития личности учащегося на уроке является его деятельность. Из глубины веков дошли до нас наблюдения: что и как делает ребенок - таким он и вырастет;

сколько пота - столько и успеха. Чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Но существуют и пределы развития. Они определяются «сдерживающими» факторами - это прежде всего способности, возраст, интенсивность и организация творческой деятельности.

Ф. Баррон, осуществивший обзор исследований по творчеству за 10 лет (с 1970 по 1980 год), делает вывод, что личность человека - это форма, пребывающая в процессе постоянного изменения... Она входит составной частью в единый творческий процесс Природы в целом. Творчество - способность адаптированно реагировать на потребность в новом образе существования [4]. Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что творчество - это активная деятельность человека по преобразованию природного, социального мира и самого себя.

В процессе хореографической деятельности происходит всестороннее развитие учащегося, формируется его отношение к танцу, труду, истории искусства и окружающему миру. Задача педагога - разумно организовать процесс деятельности, направить творческое начало учащегося в заданном русле, активизировать его участие в процессе обучения и жизни коллектива. Создание ситуации творческого развития личности имеет большое значение в работе хореографического коллектива училища именно как процесс, обеспечивающий восхождение к вершинам мастерства и как самостоятельный креативный поиск.

На основании сказанного можно сделать вывод о том, что творчество и мастерство взаимосвязаны. От мастерства, а также от неповторимых индивидуальных качеств творца зависит уровень творчества. «Творчество не имеет пределов,- справедливо замечает Р. Захаров,- можно создать нечто хорошее, а можно еще лучше. Так подходят к делу те, кого мы называем настоящими художниками» [5]. Чаще всего творчество возможно на основе мастерства, хотя бывают и исключения, так как в хореографических коллективах могут оказаться как весьма способные участники, так и люди с достаточно скромными способностями. Поэтому мы можем определить цель хореографических коллективов как развитие творческих способностей учащихся любой степени одаренности.

Разные авторы определяли способность к творчеству по-разному. При всех различиях этих определений в них есть нечто общее: способность к творчеству определяется как способность создавать нечто новое, оригинальное.

Что же такое способности? В психологопедагогическом словаре мы можем найти следующее определение способностей: «Способности -индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности».

Способности изначально можно охарактеризовать как «. психические свойства индивида, ре-

гулирующие его поведение и служащие условиями его жизнедеятельности».

В. Кудрявцев в интернет-докладе «Креативный потенциал ребенка» рассматривает анализ творческих способностей с общей перспективой разрешения проблемной ситуации, возникающей в сфере исследований креативности ребенка [6].

«Под способностями обычно понимают индивидуальные способности человека,- справедливо отмечает В. Э. Чудновский,- которые являются условиями успешного выполнения деятельности» [7].

В учебном пособии Л. Д. Ивлевой «Методика педагогического руководства хореографическим коллективом» дано следующее определение: «Способности - это психологические способности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков» [8].

Авторы традиционных западных концепций развития способностей (Г. Олпорт, А. Фрейд,

Э. Эриксон, Ж. Пиаже) фактически сводят развитие к процессам индивидуального приспособления к жизненным обстоятельствам. Появившиеся в последние годы в западной науке теории возрастного развития (А. Бандурв, Дж. Коулмен, Д. Оффер), хотя и располагают фактами особенностей развития детей и подростков, в целом следуют традиционным концепциям: ведущей тенденцией развития они считают приспособление человека к существующим условиям.

Отечественная психология исходит из того, что способности не предопределены, не даны человеку природой в готовом виде, но и нельзя отрицать роли природных предпосылок в их развитии. Природные особенности человека являются одним из внутренних условий формирования его способностей, особенно в хореографии, хотя это еще не способности, а лишь их анатомо-физические предпосылки. Один из первых исследователей этой проблемы Б. М. Теплов писал: «... Не то главное, что одни люди более, другие менее одарены. Незримо важнее то, что разные люди имеют различную одаренность и различные способности, различные не в количественном, а в качественном отношении. Анализ такого рода качественных различий и составляет первую задачу психологии одаренности» [9].

На основании вышеизложенного мы можем сформулировать наше понимание творческих способностей и принять его за рабочее понятие.

Творческие способности - это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит успешность выполнения деятельности, порождающей нечто качественно новое.

Такие понятия, как развитие творческих способностей, творческий подход, творчество учителя, существовали с самого начала создания российской образовательной системы. На современном этапе, помимо традиционных программ, существуют много развивающих систем обучения. Содержание развивающей технологии определяется социальным заказом общества на формирование разносторонне

развитой творческой личности. Всестороннее развитие человека происходит только в процессе его деятельности.

В обычном словоупотреблении «деятельность» понимают как всякого рода практическую активность человека; в толковом словаре «деятельность» - это работа, занятие в какой-либо области; в философии «деятельность» рассматривается как специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, подчиненная его целенаправленному изменению в интересах людей.

М. С. Каган определяет «деятельность» как способ существования человека и соответственно его самого правомерно определяет как действующее лицо, он выделяет три основных элемента деятельности: субъект, объект, активность [3].

В роли субъекта деятельности могут выступать конкретный индивид, та или иная социальная группа, общество в целом. Объектом может быть природный предмет, тот или иной социальный институт, сам человек.

Активность - энергия субъекта, направленная на объекты или на других субъектов. Деятельность может быть творческой, производительной или потребительской; продуктивной или репродуктивной, механической. Деятельность бывает активной и пассивной.

В современной психологии и педагогике деятельность рассматривается как активное поведение человека, направленное на удовлетворение своих потребностей (духовных, физических, естественных).

Человеческую деятельность характеризуют сложные внутренние процессы. В своих трудах И. П. Подласый отмечает, что, помогая деятельности человека, психические процессы сами изменяются в ней, развиваются и совершенствуются; деятельность характеризуется наличием цели, мотивов.

Цель деятельности - это результат, на достижение которого направлена деятельность.

Мотив деятельности - это то, ради чего выполняется деятельность.

Деятельность ребенка развивается, изменяется, усложняется под руководством взрослых, в ходе воспитания и обучения [10]. Отечественный педагог и психолог Л. С. Выготский утверждает, что цели и методы деятельности должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Другими словами, обучающая и воспитательная деятельность должна опережать развитие ребенка. Основными видами деятельности детей являются игра, учение, труд, общение [11].

Хореографическая деятельность - это деятельность по приобщению к ценностям хореографического искусства, в процессе которой происходит преобразование личности через познание выразительных средств хореографического искусства, развитие исполнительских навыков и умений, формирование творческой активности учеников.

В процессе хореографической деятельности происходит всестороннее развитие ребенка, развитие творческих способностей, а поскольку творчество - это всегда выражение индивидуальности, то очень важно учитывать индивидуальноличностный подход и возрастные особенности учащихся.

Педагог в классе народно-сценического танца всегда должен думать о том, как сделать атмосферу на занятиях более дружественной, не формальной, радужной. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности учащихся, владея методами и приемами педагогического воздействия, он может успешно влиять на характер психологического климата, который зависит во многом от благополучных межличностных отношений.

«... Учение есть индивидуальная деятельность детей,- пишет А. П. Усова,- здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия. Поэтому необходимо рассматривать процесс обучения во взаимодействии индивидуальных усилий и усилий детского коллектива» [12].

Индивидуальный подход к учащимся в процессе работы педагога с классом дает возможность всем детям овладевать программным материалом. Индивидуальный подход способствует раскрытию индивидуальности, личности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов запоминания, внимания, в проявлении инициативы и творчества. «Творческое развитие личности ребенка,- как справедливо замечает Т. Г. Пузыни - научный сотрудник Института педагогических инноваций РАО,- становится не только возможным, но и реальным, если педагог ставит перед собой конкретную задачу поддержки его свободного творчества. Благодаря креативному отношению к миру, заложенному в каждом человеке, становится возможной разнообразная деятельность и ее творческий результат» [13].

А. С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка -это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям [14].

Индивидуальный подход необходимо нацеливать на укрепление положительных качеств личности и устранение ее недостатков. Переводя это на специфику уроков по народно-сценическому танцу -развивать способности и дарования и работать над природными данными и психологическими «зажимами». Индивидуальный подход требует от учителя большого терпения, умения разобраться в анатомических и психологических проявлениях обучаемого.

Очень важно найти и определить тот метод индивидуального похода, который по-настоящему поможет ребенку раскрыть себя профессионально и творчески. «Мы не говорим педагогам - поступайте

так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить» [14].

Индивидуальный подход является одним из важных принципов развития творческих способностей детей. По своей природе индивидуальный подход носит творческий характер. Чуткость и внимание педагога к ребенку - это тот светлый родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности. «Хорошее в человеке,- писал Макаренко,- приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться» [14]. Уже с первого знакомства с учащимися педагогу необходимо выяснить, какое место они занимают в классе. В результате целенаправленных наблюдений за учащимися всегда можно определить, к какой группе детей относится ребенок.

Рассмотрим следующие группы:

1. Учащиеся с положительными проявлениями - способные, сильные, дружные, отзывчивые, пользующиеся авторитетом у товарищей. Это «актив», на который руководитель может опираться, укрепляя положительные стороны класса.

2. Учащиеся, поддерживающие хорошие начинания «актива», но их проявления бывают недостаточно устойчивыми.

3. Учащиеся с посредственными профессиональными данными, пассивно ведут себя на уроках, держатся замкнуто, отчужденно.

Учитывая общие черты, которые служат критерием распределения учащихся на группы, необходимо знать и индивидуальную характеристику детей. Ведь у каждого из них есть свои индивидуальные проявления. По мнению К. Виркунена, «разные народы, племена, национальные группы обладают только им свойственными типами темперамента. Разные возрастные периоды в развитии человека характеризуются разными качествами темперамента.» [15]. Важно знать соответствие темпераментов разных народов характеру их народных танцев:

- Северные народы - флегматики: хороводы в медленном темпе, постоянный, однообразный ритм.

- Южные народы - сангвиники: темп танцев быстрый, им присущи эмоциональность, смена ритма, высокая динамичность.

- Западные - холерики: танцы - активны, энергичны.

- Восточные - меланхолики: мягкость движений, устремленность ввысь, одухотворенность [15].

В исследованиях психологов и педагогов достаточно отчетливо определены возрастные особенности подростков, связанные с изменением их позиций в ситуации обучения. Преподавание уроков народно-сценического танца имеет свою специфи-

ку, заключающуюся в частности в том, что сам характер хореографической деятельности обладает ярко выраженной преобразовательной, ценностноориентировочной, коммуникативной и воспитательной направленностью.

Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. С возрастным развитием связаны необратимые психофизиологические изменения. Возрастные особенности важно учитывать при выборе форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Л. Д. Ивлева отмечает: «Учет этих (возрастных) особенностей предполагает вдумчивое изучение сферы интеллектуального, эмоционального, волевого развития, позволяет предъявлять к каждому возрасту оптимальные требования, вносящие коррективы в его деятельность» [8].

Психолого-возрастные особенности учащихся, часто и низкий уровень здоровья, трудности межличностных отношений - все это требует создания для детей вспомогательной, формирующей и поддерживающей среды, «зоны успешности», на базе которой общее обучение, воспитание и развитие учащихся можно сделать более творческим и значительно более эффективным. Такой педагогической средой может стать создание ситуации успеха, творческого развития личности, которое имеет большое значение в работе хореографического коллектива именно как процесс, обеспечивающий восхождение к вершинам мастерства и как самостоятельный креативный поиск. Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.

Для того чтобы сохранить творческую атмосферу, необходимо соблюдать ряд условий:

-Только в коллективе возникает дух соревнования, сотрудничества, что приводит к интенсификации труда в коллективных заданиях.

- Задания, требующие поиска.

- Не перегружать заданиями, чтобы не вызвать чувство неудовольствия.

- Стремиться к гармонии и эстетике в выполнении упражнений.

- Обязательно оценить, похвалить детей за хорошую работу и старание.

В классе народно-сценического танца учащие -ся должны не только грамотно танцевать, но прежде всего развивать свое самостоятельное творческое мышление. Только при этом условии обучение примет творческий характер, т.к. творчество - всегда деятельность, которая доставляет радость, увлекает, делает человека нечувствительным к мелким невзгодам, выносливым и настойчивым при решении поставленных задач. Для того чтобы воспитать у учащегося упорство и настойчивость, спо-

собность преодолевать трудности, необходимо не только выработать нужные навыки и умения, творческую активность, но, прежде всего, уверенность в своих силах. Замечено, что неуверенные дети учатся ниже своих способностей, они всего боятся и на себя не рассчитывают. Иногда встречаются обратные случаи, когда ребенок имеет притязания больше своих возможностей. Поэтому он за все берется и ничего не доводит до конца.

Таким образом, важным является воспитать не только чувство уверенности и настойчивости, но и критическое отношение к своим возможностям и стремление их преодолеть во всех видах деятельности.

Постановочная деятельность в хореографическом училище всегда интересна. На начальном этапе это могут быть отдельные этюды, большие развернутые комбинации, впоследствии составляющие основу законченного танцевального номера. Именно участие в постановочной деятельности больше других развивает творческое мышление юных артистов, делает их соучастниками творческого поиска в работах, не всегда имеющих законченное решение. Поэтому форма проведения занятий, когда учащиеся работают над постановкой, детально изучая драматургию будущего номера, является одним из эффективных методов воспитания.

Репетиционная деятельность, как правило, следует за постановочной. По своему содержанию она многолика, может включать в себя отработку номера, работу над актерским мастерством (созданием образа), индивидуальную работу с исполнителями и работу над глобальным пониманием ценности танцевального материала.

В работе с классом народно-сценического танца большое значение имеет правильный подбор музыкальных композиций. Выбор музыкальных произведений и тематическое их разнообразие должны быть удобными для создания многогранных пластических образов. Репертуар должен быть не только интересным, но и способствовать развитию творческого начала у учащегося, быть для него школой высоких мыслей и чувств.

Исполнительская деятельность в хореографическом искусстве выступает как результат всех остальных видов деятельности: выбора репертуара, учебно-репетиционной работы, организационных аспектов, характера межличностных отношений. Выступления на сцене дают возможность получить социальную оценку своей деятельности, исполнительство стимулирует учащихся к самосовершенствованию и творческим планам.

Исполнительская деятельность наполнена постоянным поиском выразительных средств и должна отличаться высоким мастерством. Она является стержневой деятельностью каждого и в целом исполнительского коллектива. Кроме того, участие в общественной жизни класса, проявление своих личных организаторских качеств, занятие лидерских позиций, помощь «отстающим» и шефство над более слабыми сплачивает класс и делает его

сильным механизмом всей творческой деятельности учащихся.

Познавательно-образовательная деятельность учащихся на общеобразовательных уроках расширяет пространство деятельности учащихся. Без знаний в области истории народного танца, музыки, литературы, живописи и т.п. нельзя представить будущего современного танцора, члена коллектива народно-сценического танца. Огромная ответственность в формировании эстетического вкуса и устойчивого интереса к избранному виду деятельности лежит на плечах у педагога народносценического танца. Проведение бесед, видеопросмотров с последующим обсуждением, посещение балетных спектаклей и концертов, встреч с интересными людьми, а также привлечение к работе над созданием программ, подбор музыки, создание эскизов и многое другое делает жизнь в классе разносторонней, увлекательной, ответственной в воспитательном отношении и эффективной в образовательном плане.

Итак, как было уже сказано, для развития творческих способностей учащихся в классе народно-сценического танца необходимо создание следующих педагогических условий:

- среда (атмосфера творчества);

- знания, умения, навыки;

- учет индивидуальных особенностей;

- единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка;

- приобщение к искусству.

Модернизация сегодняшней системы образования становится своего рода полигоном, где происходит формирование гуманной, духовно-богатой и творческой личности. Мы предлагаем развивать творческие способности учащихся на занятиях народно-сценического танца в профессиональных коллективах, которые позволяют приобщить учащихся к сфере духовно-практической деятельности разных народов через игру, импровизацию, создание художественного образа. Также немаловажным является посещение центров национальных культур, разнообразных выставок и участие в фестивалях, на которых учащиеся вживую имеют возможность соприкоснуться с колоритом искусства того или иного народа.

Народно-сценический танец представляет собой полихудожественную систему развития и воспитания учащегося через движение на основе интегративных свойств хореографии и их комплексного взаимодействия с музыкой, литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой. Важно взаимодействие педагогов на разных этапах знакомства с обычаями, бытом, национальным колоритом того или иного народа. Так, дети на уроках литературы могут познакомиться с творчеством национальных писателей, на уроках МХК - с костюмом и обычаями народа, на уроках ИЗО попытаться воспроизвести этот костюм, на уроках музыки прослушать народную музыку и т.д.

И тогда, придя на урок народно-сценического танца, учащиеся смогут более естественно окунуться в национальную атмосферу и войти в тот или иной образ.

Также немаловажным критерием эффективности занятий на уроке народно-сценического танца в плане развития творческих способностей учащихся являются отношения между учащимися и артистами, возникающие в процессе работы на репетициях.

То общее, что характерно для традиционного культурного воспитания, сложившегося исторически у разных народов и представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, должно стать основой воспитания и способа воздействия на учащихся в современных условиях. Поэтому мы предлагаем комплекс занятий по развитию творческих способностей на основе вышеперечисленных педагогических условий и использования художественных видов деятельности.

Важнейшим моментом для современных школ и колледжей является организация творческой деятельности и развитие творческих способностей и творческого потенциала человека XXI в.

Заключая изложенное, еще раз отметим большой потенциал хореографической деятельности для развития творческих способностей через народно-сценический танец.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебная хореографическая деятельность учащихся выступает в форме творческой игры, импровизации, создания художественного образа, которые обеспечивают возможность приобщения учащихся к народной культуре, формированию эстетического вкуса, что немаловажно в решении собственно воспитательных задач.

Индивидуальный подход к учащимся на уроках способствует раскрытию личностных психологических особенностей, от которых зависит успешность их учебной деятельности, что находит свое выражение в характере мыслительных процессов запоминания, внимания, в проявлении инициативы и творчества. Творческие задания обеспечивают преемственность хореографического воспитания учащихся на разных стадиях обучения. Вместе с тем на каждом возрастном этапе они сохраняют свое своеобразие в соответствии с возрастными особенностями учащихся, возрастающим уровнем их хореографической подготовки.

Создание ситуации успеха на уроках народно -сценического танца возможно при сочетании определенных педагогических условий:

- среда (атмосфера);

- знания, умения, навыки;

- учет индивидуальных особенностей;

- единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка;

- приобщение к искусству;

- материальное обеспечение учебного заведения.

При выполнении названных педагогических условий реализуются пути формирования творчества:

- право выбора, свобода (принуждение - враг творчества);

- мотивация деятельности (интерес, увлеченность, искренность);

- творческие задания (игра, создание художественного образа, импровизация).

Вышеизложенные подходы к развитию творческих способностей учащихся апробированы и успешно применяются в Башкирском хореографическом колледже им. Р. Нуреева на протяжении 25-ти лет.

Обучение проходит в комплексе с такими предметами, как историко-бытовой танец, классический танец, дуэтный танец, актерское мастерство, история балета, история театра, история изобразительного искусства, и, конечно же, народносценический танец во всем его многообразии. В совокупности это дает хороший результат: о высоком мастерстве и уровне развития творческих способностей выпускников колледжа свидетельствует их большая востребованность не только в России, но и за рубежом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. Адольфа Коссаковски. М.: Педагогика, 1981. 184 с.

2. Философский энциклопедический словарь. М., 2011. 576 с. (Серия: Библиотека словарей, «Инфра М»).

3. Каган М. С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. 328 с.

4. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. №2. С. 153-159.

5. Захаров Р. В. Слово о танце. М.: Молодая гвардия, 1979. 159 с.: ил.

6. Кудрявцев В. Креативный потенциал ребенка // Интернет-доклад. иЯЬ: Шр:/Мклп1егго/ги

7. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности // Педагогика и психология. 1986. №8. 80 с.

8. Ивлева Л. Д. Методика педагогического руководства хореографическим коллективом: учеб. Пособие. Челябинск, 2004. 58 с.

9. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Вопросы художественного воспитания. М.; Л., 1947. С. 16-17.

10. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для студентов вузов. М.: Владос-Пресс, 2003. 368 с.

11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.

12. Усова А. П. Обучение в детском саду. М., 1970. С. 120.

13. Пузыни Т. Г. Уроки свободного творчества // Свободное воспитание: отечественные традиции и инновации. 2003. .№3. С. 97.

14. Макаренко А. С. Сочинения. М., 1957. Т IV. С. 470.

15. Виркунен К. Учения о темпераментах // Образование и культура. 2000. №3. С. 19.

Поступила в редакцию l9.ll.2Gl2 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.