Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход в преподавании классического танца у детей младших классов хореографических училищ'

Личностно-ориентированный подход в преподавании классического танца у детей младших классов хореографических училищ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1803
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ / CLASSICAL DANCE / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / EDUCATIONAL PROCESS / PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинникова Елена Викторовна

Рассматривается специфика освоения классического танца на начальном этапе хореографического образования. Отмечается важность и приоритетность личностного развития будущего артиста балета. Подчеркивается необходимость индивидуального подхода в преподавании классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN CLASSICAL DANCE TEACHING FOR JUNIOR STUDENTS OF CHOREOGRAPHIC COLLEGES

The author looks into the specifics of development of classical dance at the primary level of choreographic education. In the article there was outlined the importance and priority of personal development of future ballet dancers. There was emphasized the need of individual approach in teaching classical dance of junior students of choreographic schools.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход в преподавании классического танца у детей младших классов хореографических училищ»

of the Institute of Culture and Arts in 2001 and 2013. The purpose of this poll is to define the attitudes of students towards the future profession, motives to educational activities and value ideas about personal and professional qualities of a specialist. In conclusion, there were specified the ways of improving the process of personal and professional development and self-development of students majoring in sociocultural disciplines.

Key words: sociocultural sphere, professional activities, art students, value ideas

Obraztsov Pavel Ivanovich, doctor of pedagogical science, professor, dean, head of department, kind@,orel.ru, Russia, Orel, Orel State University.

Yakushkina Galina Vladislavovna, candidate of pedagogical science, docent, ga-la2611@gmail.com, Russia, Orel, Orel State Institute of Arts and Culture.

УДК 377.6

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА У ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

Е.В. Овчинникова

Рассматривается специфика освоения классического танца на начальном этапе хореографического образования. Отмечается важность и приоритетность личностного развития будущего артиста балета. Подчеркивается необходимость индивидуального подхода в преподавании классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ.

Ключевые слова: классический танец, личностно-ориентированный подход, образовательно-воспитательный процесс, личностное развитие учащихся.

Личностно-ориентированный подход в обучении ставит в центр процесса обучения личность ребенка. Это является залогом успешного развития личности учащегося, реализации ее возможностей, заложенных самой природой. Таким образом, в данной ситуации личность учащегося выступает в качестве приоритетного субъекта. Например, К. Роджерс считал, что педагогика обязана возвращать ребенку и его физическое здоровье, и психическое, поэтому помощь ребенку в его личностном росте является прямой обязанностью педагога.

Следовательно, личностно-ориентированный подход в обучении ставит перед собой цель творческого и разностороннего развития ребенка, носит гуманистический характер. Это служит основой для обращения педагогических технологий в преподавании классического танца в этом направлении.

Французским физиологом Жоржем Демели во второй половине XIX века была разработана система упражнений, которые применялись в гимнастике. В этих упражнениях особое значение придавалось гармонии

движения и ритму. Ж. Демели делал акцент на правильной технике исполнения движения, ведущими показателями являлись гибкость и ловкость. Этот принцип сегодня применяется и при исполнении движений на уроках классического танца. Жорж Демели говорил о том, что все движения должны быть амплитудными и непрерывными и выполнялись по всем направлениям. Значение этого принципа состоит в том, что если преподаватель классического танца будет придерживаться данной технологии преподавания на уроках классического танца, одновременно обращая внимание на то, чтобы при выполнении движений программы учащиеся равномерно расслабляли и напрягали нужные мышцы, то в таком случае можно достигнуть экономичности функционирования организма. Освоение классического танца - очень трудоемкий процесс, связанный с большой физической нагрузкой, которая для детей 10-12 лет может оказаться очень тяжелой. Программа классического танца все более усложняется, поэтому преподаватель должен придерживаться определенной технологии преподавания, которая помогала бы учащимся сохранять физические силы, но в то же время точно выполнять заданную программу дисциплины.

Обращаясь к практической реализации, желательно во время исполнения упражнений экзерсиса, не делать остановку, даже если учащиеся делают ошибки в исполнении. Лучше по завершении движения озвучить эти ошибки и заставить учеников повторить упражнение с учетом указаний педагога. Это объясняется тем, что при непрерывном выполнении движений нарабатывается правильное кровообращение в мышцах, что соответственно ведет к меньшей утомляемости организма. Следует отметить, что именно Жоржем Демели было заложено начало принципа поточности движений, который должен применяться при обучении классическому танцу детей младших классов хореографического училища [1].

Известно, что развитие музыкальности исполнения движений классического танца начинается с первых лет обучения. При этом важно добиваться от учащихся, чтобы исполнение движений экзерсиса было четко подчинено музыкальному ритму. Любое упражнение следует усложнять и комбинировать с другими только после того, как оно будет доведено до автоматизма. Такой принцип является на самом деле модификацией методики французского исследователя Ж. Далькроза, который проводил занятия, основанные на ритмике. На этих занятиях он добивался от своих учеников путем точного усвоения материала через ритм музыки, желание выражать себя. Ученики должны были не просто знать, как делать движение, но именно ощущать его, именно добиваться ощущения движения, а не механически его исполнять на уроках классического танца является залогом успешного освоения более сложных движений программы классического танца.

На уроках классического танца преподаватель должен не только задавать упражнения в соответствии с программой года обучения, но и

наблюдать за динамикой личностного развития учащегося. Это позволит в дальнейшем выявить тип мышления ученика и поможет содействовать личностному развитию учащегося, что является необходимым фактором для дальнейшего формирования артиста балета высокого уровня. Таким образом, большое значение имеет личность педагога, его отношение не только к самому процессу подачи изучаемого материала, но и к ученикам [11-

Известным является тот факт, что система хореографического образования очень традиционна и иногда приводит к определенным сложностям при внедрении новых методов в технологию преподавания. Кроме того, по-прежнему психологической стороне преподавания уделяется очень мало внимания. Конечно, педагог обязан выполнить с учащимися программу изучения классического танца для определенного года обучения. Но на сегодняшний день основным нововведением считают насыщение урока большим количеством движений из гимнастики. Объясняют это тем, что в настоящее время сильно изменилась эстетика танца, который стал более спортивным. Но педагог классического танца должен помнить о главных ценностях, которые действительно сейчас необходимо внедрять, чтобы обеспечивать личностное и культурное развитие учащегося. Такое развитие будущие артисты балета получают именно на уроках специальных дисциплин [3].

Так как классический танец является главным предметом в освоении хореографического искусства, то именно преподавателю классического танца принадлежит ведущая роль не только в создании артиста балета высокого профессионального уровня, но и в формировании развитой личности. В данном случае такое образование, помимо подготовки специалиста высокой квалификации, будет обеспечивать личностное развитие учащихся, поддерживать индивидуальность каждого ученика.

Образовательно-воспитательный процесс на уроках классического танца должен носить творческий характер. Педагог классического танца совмещает в своей деятельности функции и учителя, и воспитателя, который всегда придерживается гуманистической позиции. На начальном этапе обучения классическому танцу важную роль играет именно воспитание в процессе урока. Отношение учеников друг к другу в балетном зале, взаимоуважение, реакция учащихся на ошибки или успехи своих одноклассников - все это должно воспитываться на уроке преподавателем. Но чтобы управлять сложным процессом воспитания, необходимо знать его реальные возможности влияния на личность и имеющиеся ограничения.

Специфика освоения сложной профессии артиста балета заключается в том, что учащиеся хореографических училищ часто могут испытывать сильные стрессовые ситуации во время обучения. Преподавателю необходимо понимать, что «сильная эмоциональная ситуация» является в какой-то мере агрессией против организма. Эмоциональное перевозбужде-

ние может привести к «биологическому травматизму», характеризующемуся, в частности, нарушениями функционирования органов, иннервируемых симпатической или парасимпатической системой [2].

Исследователь У. Джеймс писал, что внутренне напряжение в мышцах меняется в зависимости от настроения, причем внешне это может никак не проявляться. Причем на каждый вид эмоций реагирует определенная группа мышц. Так, на состояние депрессии отвечают изменением своего тонуса мышцы-сгибатели, а на сильные стрессовые ситуации -мышцы-разгибатели. Таким образом, любому, даже незначительному оттенку эмоции соответствует свой комплекс изменений в мышцах.

В настоящее время существует ряд противоречий в отношении обучения детей классическому танцу как между различными балетными школами, так и внутри самих школ.

В процессе учебной деятельности возникают противоречия между новыми познавательными задачами, потребностью их решения и уже приобретенными знаниями, умениями и навыками, уровнем владения мыслительными операциями. Но на самом деле традиционные, устоявшиеся в хореографической педагогике методы обучения и воспитания будущего артиста балета на сегодняшний день уже не в состоянии в должной мере помочь ребенку полностью реализовать его индивидуальный потенциал. А для того, чтобы воспитать артиста балета действительно хорошего профессионального уровня, необходим не только индивидуальный подход в преподавании, но и наличие у учащихся специфических данных, наличие которых в полном объеме представляет собой очень редкое явление. Одной из наиболее важных составляющих способностей к классическому танцу считается наличие врожденных специфических анатомо-физиологических и психомоторных, координационных особенностей. Однако самое важное - это природная координация, потому что успешность освоения базовых основ классического танца связана именно с врожденными физическими свойствами ученика [5].

Но, с другой стороны, от детей, обучающихся классическому танцу, требуется наличие вполне определенных сформированных индивидуально-психологических качеств: высокого уровня внимания, достаточно развитой воли, сильного характера, работоспособности, самоконтроля.

При современных высоких требованиях к уровню подготовки артистов балета все более актуальным становится вопрос врачебнопедагогического наблюдения. В хореографических учебных заведениях этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Но в то же время исследования, проводимые совместно преподавателем и врачом во время урока и экзаменов с целью оценки воздействия на организм занимающихся физических нагрузок, становятся все более необходимыми.

Важность таких наблюдений связана с тем, что все чаще у учеников младших классов хореографического училища стали встречаться при-

знаки неполного восстановления после уроков, особенно в период повышенных физических нагрузок (перед экзаменами, во время участия в спектаклях школы или в спектаклях текущего репертуара театра, при подготовке к конкурсам балета). Развитие переутомления далеко не всегда сразу сказывается на самочувствии и работоспособности учащихся, что не позволяет педагогу при необходимости вовремя внести в процесс обучения соответствующие коррективы. В связи с этим дальнейшее обучение может привести к заболеваниям у ученика, возникновению травм или психосоматических расстройств [4].

Таким образом, без своевременного врачебно-педагогического наблюдения непроизвольно возникают благоприятные условия для возникновения сначала болезненных состояний, которые потом могут перерасти и развиться в заболевание.

В период экзаменов у учащихся происходит сочетание интенсивных физических нагрузок на уроках специальных дисциплин с большой умственной работой на общеобразовательных предметах. Именно в такие периоды ученики, особенно младших классов, подвержены функциональным расстройствам центральной нервной системы (например, неврозы). Избежать этого можно при условии грамотного наблюдения за детьми со стороны врача и педагога.

Следует отметить, что личностно-ориентированный подход в обучении классическому танцу на начальном этапе хореографического образования необходим еще и потому, что для развития двигательных танцевальных навыков в классическом танце надо создавать новые условия, при которых двигательная активность учащихся будет протекать оптимально. В результате накопления нового двигательного опыта это может послужить хорошей базой, которая подготовит в дальнейшем к формированию профессиональной двигательной активности. Таким образом, учащимся младших классов хореографических училищ для организации внимания имеет значение форма подачи материала, которую должен подготовить преподаватель.

Постоянное повышение техники танца, увеличение сценических нагрузок - все это требует от учащихся крепкого физического и психического здоровья. Сохранение и укрепление здоровья будущих артистов балета в новых условиях становится практически невозможным без использования новых обучающих методик, а классический танец - это область искусства, которая слишком долго, в сравнении с другими областями профессионального образования, существовала обособленно от таких смежных наук, как искусствоведение, психология, педагогика, анатомия и физиология. Сегодня уже недостаточно наглядного метода передачи знаний, без ориентации на современные требования. В практической деятельности современного педагога классического танца необходим выбор наиболее

оптимальных вариантов обучения, которые будут способствовать в дальнейшем более продуктивной деятельности учащихся.

Обучение детей искусству классического танца представляет собой длительный и кропотливый творческий процесс. Это ответственное дело, которое одновременно требует от современного педагога и научных знаний, и искусства воспитателя. Следует отметить, что обучение хореографическому искусству обладает особым потенциалом, который может быть рассмотрен не только с точки зрения образования и воспитания, но и с точки зрения развития личностных качеств учащихся хореографических учебных заведений.

Список литературы

1. Айламазян А.М., Князева Т.С. Связь моторики с личностными характеристиками человека // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 62-73.

2. Александер Ф.М. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. / пер. с англ. С. Могилевского. М., 2002. С. 352.

3. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. // Художественное творчество. 1982. С. 236-242.

4. Гарбузов В.И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология. (Наднозологическая диагностика и терапия психосоматических заболеваний и неврозов.). СПб.: Сотис, 1999. С. 320 .

5. Цыпин Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. М.: Музыка, 2010. С. 124.

Овчинникова Елена Викторовна, аспирант, e-ov2011@yandex.ru, Россия, Москва, Московская государственная академия хореографии.

PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN CLASSICAL DANCE TEACHING FOR JUNIOR STUDENTS OF CHOREOGRAPHIC COLLEGES.

E.V. Ovchinnikova

The author looks into the specifics of development of classical dance at the primary level of choreographic education. In the article there was outlined the importance and priority of personal development of future ballet dancers. There was emphasized the need of individual approach in teaching classical dance of junior students of choreographic schools.

Key words: classical dance, personality-oriented approach, educational process, personal development of students.

Ovchinnikova Elena Viktorovna, post-graduate student, e-ov2011@mail.ru. Russia, Moscow, Moscow State Academy of Choreography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.