Научная статья на тему 'Влияние творческого наследия мастеров народного танца на формирование эстетического вкуса у студентов хореографических специализаций'

Влияние творческого наследия мастеров народного танца на формирование эстетического вкуса у студентов хореографических специализаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1198
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / RUSSIAN FOLK DANCE / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / CHOREOGRAPHIC HERITAGE / ЭСТЕТИКА / AESTHETICS / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / AESTHETIC TASTE / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МАНЕРА / CHOREOGRAPHY / DANCE STYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Евгений Александрович

В статье рассмотрены и проанализированы факторы влияния изучения образцов народно-сценической хореографии на формирование эстетического вкуса у будущего специалиста в области народного танца. Раскрыто понятие «эстетического вкуса», определена его роль для становления будущего специалиста хореографического искусства. Особое внимание уделяется исследованию творческого наследия признанных мастеров русского народного танца Т. Устиновой и Н. Надеждиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE FOLK DANCE CULTURAL HERITAGE ON THE DEVELOPMENT OF AESTHETIC TASTE IN CHOREOGRAPHY STUDENTS

The paper reviews the impact of folk dance studies on the professional formation of the art taste of the future professionals in the given field. The author approaches the concept of «aesthetic taste» and identifies its role, focusing on the study of the creative heritage left behind by the recognized masters of Russian folk dance T. Ustinova and N. Nadezhdina.

Текст научной работы на тему «Влияние творческого наследия мастеров народного танца на формирование эстетического вкуса у студентов хореографических специализаций»

Е.А. Кузнецов

Московский государственный институт культуры,

Москва, Россия

ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ МАСТЕРОВ НАРОДНОГО ТАНЦА НА ФОРМИРОВАНИЕ

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

Аннотация:

В статье рассмотрены и проанализированы факторы влияния изучения образцов народно-сценической хореографии на формирование эстетического вкуса у будущего специалиста в области народного танца. Раскрыто понятие «эстетического вкуса», определена его роль для становления будущего специалиста хореографического искусства. Особое внимание уделяется исследованию творческого наследия признанных мастеров русского народного танца Т. Устиновой и Н. Надеждиной.

Ключевые слова: русский народный танец, хореографическое наследие, хореографическое искусство, эстетика, эстетический вкус, танцевальная манера.

E. Kuznetsov

Moscow state institute of culture, Moscow, Russia

THE IMPACT OF THE FOLK DANCE CULTURAL HERITAGE ON THE DEVELOPMENT OF AESTHETIC TASTE IN CHOREOGRAPHY STUDENTS

Abstract:

The paper reviews the impact of folk dance studies on the professional formation of the art taste of the future professionals in the given field. The author approaches the concept of «aesthetic taste» and identifies its role, focusing on the study of the creative heritage left behind by the recognized masters of Russian folk dance T. Ustinova and N. Nadezhdina.

Key words: Russian folk dance, choreographic heritage, choreography, aesthetics, aesthetic taste, dance style.

Эстетический вкус — сложное интегральное понятие, которое изучается различными науками — психологией, философией, педагогикой, культурологией.

В настоящее время существует комплексная наука об эстетическом вкусе, его природе, особенностях его формирования и функциях в общественной жизни, роли в развитии общей культуры личности и общества в целом.

Впервые понятие «художественный вкус» появилось в Древней Индии, для его обозначения существовало слово «раса», что в переводе с санскрита означает «вкус». Это понятие определяло эмоциональное впечатление от увиденного, созданного творцом — поэтом, писателем, художником, актёром. Позднее мы встречаем понятие «эстетический вкус» у Аристотеля — правда, под другим названием — «соразмерность красоты». Учение, в котором Аристотель доказывает, что красоту можно описать размером и порядком [6].

В XVII веке в Европе впервые появляется понятие «эстетический вкус» как качество личности человека и впервые была определена функциональная составляющая данного понятия — умение, способность понимать искусство и наслаждаться им. Испанский мыслитель, философ Бальтасар Грасиан-и-Моралес впервые определил «вкус» как эстетическую категорию в своём труде «Карманный оракул» (1647).

Впоследствии крупнейшие мыслители и философы Европы: Франсуа Ларошфуко, аббат Бельгард, Дю Трамбле, Вольтер, Лес-синг, Шарль Баттё, Монтескьё, Даламбер, Гельвеций и др. — заимствовали это понятие, и оно стало одним из центральных понятий эстетики.

До настоящего момента проблема формирования «эстетического вкуса» остаётся актуальной и вызывает интерес у многих учёных, практиков.

Формирование эстетического вкуса является неотъемлемой частью эстетического воспитания. Важность эстетического воспитания современного общества, в частности формирования эстетического вкуса, отмечено и в новом законе «Об образовании в РФ» 27Э-ФЗ 2015 года, статья 83, где регламентируются особенности реализации образовательных программ в области искусства, и в первом пункте указано, что

данные программы должны осуществлять художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовку квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств.

Воспитание вкуса представляет собой длительный и трудоёмкий процесс, который должен начинаться с самого раннего детства. В научной литературе большое внимание уделено изучению методов, технологий поэтапного формирования эстетического вкуса средствами музыкальной, изобразительной, декоративно-прикладной культур. Основываясь на учёте возрастных особенностей учеников, детально рассмотрены периоды формирования эстетического вкуса. Совершенно правомочно в понятии эстетического вкуса выделены: музыкальный, художественный, литературный вкус. Эстетический или художественный вкус — это способность человека различать прекрасное и безобразное в искусстве, культуре.

Воспитание эстетического вкуса — целая система художественного воспитания, ориентированная на формирование у учащихся эстетических потребностей, эстетических убеждений, эстетического идеала, потребности эстетической деятельности.

Целью нашего основного диссертационного исследования является создание методики формирования творческого интереса у студентов хореографических специализаций. И в результате исследования мы установили, что сформированный эстетический вкус выступает в качестве побуждающей силы развития творческого интереса. М.С. Каган называл эстетический вкус своеобразным «"инструментом культуры", специфическим духовным "механизмом", который соответствующим образом направляет человеческую активность» [4].

Изучая вопрос о технологиях формирования «эстетического вкуса», мы определили, что основным методом формирования остаётся приобщение к искусству, знакомство с шедеврами искусства. А что можно считать тем образцом искусства, посредством приобщения к которому возможно сформировать «эстетический вкус»? Какая организация или экспертный совет должны определять значимость того или иного художественного произведения на предмет его включения в образовательную деятельность в качестве образца или эталона?

На этот вопрос дал ответ английский философ-эмпирик, историк Д. Юм: «Только высокосознательную личность с тонким чувством, обогащённую опытом, способную пользоваться методом сравнения и свободную от всяких предрассудков, можно назвать таким ценным критиком, а суждение, вынесенное на основе единения этих данных, в любом случае будет истинной нормой вкуса и прекрасного» [8].

Вольтер указывает на другую проблему эстетического вкуса, его изменчивость во времени. Эстетический вкус каждого народа, пишет Вольтер, меняется, если рассматривать в исторических рамках развития человечества, и нередко портится. Это бывает обычно в периоды, следующие за «веком наивысшего расцвета искусств». Зачастую художники новых поколений стремятся не подражать своим предшественникам, ищут новые формы, стили, средства выражения в искусстве, «отходят от прекрасной природы, воплощённой их предшественниками» [2] . Их работы не лишены достоинств, и эти достоинства привлекают публику своей новизной, порою даже заслоняя художественные недостатки. За ними идут новые художники, стремящиеся ещё больше понравиться публике, и они ещё дальше «отходят от природы». Появляется новый взгляд, новый эстетический вкус, который в свою очередь начинает формировать свою определённую систему оценок, ценностей. И так до бесконечности.

На этот счёт интересно высказывание русского литературного критика и философа В.Г. Белинского, который, возможно, нашёл выход из сложившейся дилеммы: «Народность — это альфа и омега эстетики» [1].

М. Лифшиц — советский философ, эстетик — в своей статье «Эстетические взгляды В.Г. Белинского» говорит о том, что эстетику Белинского можно определить тремя основными понятиями: действительность, художественная полнота (или конкретный, целостный облик жизни) и субъективная, деятельная сторона действительности.

«Слово "действительность" было введено в русский язык Н.В. Станкевичем (в качестве термина, ведущего своё происхождение от Аристотеля). Оно означало нечто актуальное, настоящее в том смысле, который это слово имеет в обыденной речи, когда мы, например, говорим "действительное средство".

Действительному противоположно мнимое, искусственное, фальшивое. Важность искусства измеряется тем, что оно даёт нам живое отражение и впечатление действительности» [5].

В.Г. Белинский ратовал за действительность в искусстве и обращал внимание художников на «народность» — в этот термин В.Г. Белинский включил всю поэтику и богатство народного искусства, наследие предыдущих поколений. Изучение и бережное сохранение народной культуры должно стать основой формирования эстетического вкуса у будущих специалистов культуры и искусства.

Балетмейстер К.Я. Голейзовский был одним из первых, кто обратил внимание на народный танец, его истоки и традиции. В своей книге «Образы русской народной хореографии» он пишет: «Значение хороводных русских плясок и игр очень велико. Они отражали события общественной жизни, воспитывали народный вкус, развивали чувство меры и взаимодействия. В ритмах, перестроениях, темпах и статуарных положениях хорошо сосредотачивались понятия о коллективном творчестве и дисциплине» [3].

После всего вышеизложенного мы можем с достаточной долей достоверности утверждать, что эстетический вкус у будущих специалистов-хореографов можно и необходимо формировать, он может выступать мотивом творческой активности, способен вызывать критическую самооценку своего творчества, выступать интегрирующей силой, которая способствует созданию нового, оригинального, основанного на эстетических взглядах поколения, века, эпохи.

Теперь рассмотрим технологию формирования «эстетического вкуса» и как одну из составляющих категории «творческого интереса» средствами хореографического искусства. Рассмотрим этот процесс на примере содержания дисциплины «Наследие и репертуар», преподаваемой на хореографическом факультете МГИК, на кафедре народного танца.

Федеральным образовательным стандартом и, следовательно, учебными планами хореографического факультета МГИК предусмотрена дисциплина «Наследие и репертуар», основной целью которой является изучение студентами образцов народной хореографии. Эта дисциплина знакомит студентов хореографических специализаций с лучшими танцевальными произведениями русских балетмейстеров и даёт возможность

использовать их в своей самостоятельной творческой работе как образцы решения темы, идеи, образа и характера танца.

На кафедре народного танца МГИК благодаря этой дисциплине есть возможность приобщения студентов к хореографическому наследию великих балетмейстеров — народных артисток СССР Татьяны Алексеевны Устиновой и Надежды Сергеевны Надеждиной, чьё творчество является богатством народно-сценического танца в России.

Творческие работы Т.А. Устиновой: «Московские хороводы», «Тимоня», «Танцуй, Россия», «Северные хороводы», «Калужские переборы», «Рязанская змейка», миниатюры «Ая по лугу», «Назойливый ухажёр», «Русская полька»; наследие Н.С. Надеждиной: «Тройка», «Танец с платком», «Прялица», «Сибирская сюита» — являются шедеврами и образцами народно-сценической хореографии.

«Вся жизнь Татьяны Алексеевны Устиновой — это творческие поиски, сочинения, работа с композиторами, концертмейстерами, профессиональными актёрами, встречи с самодеятельными танцорами, работа неустанная, но радостная и потому желанная... Куда только не забиралась Т. А. Устинова для встреч с народными творцами, собирая и записывая фольклорные танцы!» [7].

Всю свою творческую жизнь Устинова трепетно собирала, творчески обрабатывала и сочиняла, бережно сохраняя русское народное танцевальное искусство. В.Г. Захаров и П.М. Казьмин в 1933 году пригласили молодую и талантливую ТА. Устинову в прославленный коллектив — Хор им. М. Пятницкого. До её прихода в коллективе не было отдельной танцевальной группы. Она создаёт её. И коллектив приобрёл новое лицо, ещё более красочное и яркое.

На основе собранного ею в фольклорных экспедициях танцевального материала Татьяна Алексеевна создала оригинальный репертуар. «За более полвека работы ею создано столько танцев и вокально-хореографических композиций, что, просмотренные подряд, они помогают как бы совершить путешествие почти по всем областям необъятной России» [там же].

Народная артистка СССР Н.С. Надеждина — создатель не только совершено особенного ансамбля, но и нового стиля в народной хореографии. Н.С. Надеждина сумела глубоко проникнуть в образный строй народной фантазии, правдиво и ярко воссоздать его в своих произведениях. В своих творческих иска-

ниях Надеждина на редкость точно и глубоко отражала внутреннюю сущность народного бытия во всех его характерных признаках. Она раскрывала богатство русской души, её прекрасные грани и в каждом танце находила новую, неповторимую, лаконичную, логически законченную форму выражения.

Нет более значимого материала для формирования эстетического вкуса у молодых балетмейстеров народного танца, чем творческое наследие великих мастеров прошлого. А общение с такими мастерами хореографии, как народная артистка СССР, России, Северной Осетии, лауреат премии Правительства РФ, кавалер двух орденов «За заслуги перед Отечеством», академик, профессор МГИК М.М. Кольцова; народная артистка России, профессор кафедры народного танца МГИК Л.А. Устинова — дочь Т.А. Устиновой, — это бесценный опыт и уникальная возможность передачи танцевального материала из «первых рук».

На протяжении 6-ти семестров студентам кафедры народного танца МГИК выпадает уникальная возможность изучить шедевры народной хореографии, познакомиться с традиционной танцевальной манерой и научиться различать региональные особенности русского народного танца. В программе представлены бессмертные образцы хореографического искусства: искромётный юмор дуэта «Назойливого ухажёра», лёгкость и виртуозность «Русской польки», глубина чувств в лирическом дуэте «А я по лугу», широта и многогранность монументальной пляски «Танцуй, Россия», «Московские хороводы», интересные взаимоотношения между девушкой и парнем в «Симбирской на-парочке», сдержанность и степенность «Рязанской змейки». Это перечисление наследия Т.А. Устиновой можно продолжить не менее прекрасным и легендарным наследием Н.С. Надеждиной: стремительная русская «Тройка», сказочный «Танец с платком», безудержная пляска «Сибирская сюита».

На примере шедевра народной хореографии из наследия Т.А. Устиновой «А я по лугу», мы можем рассмотреть, как влияет освоение этого поэтического дуэта на эстетический вкус будущего исполнителя, педагога, балетмейстера.

Лирический дуэт «А я по лугу» — это история встречи двух любящих сердец, воплощённая в хореографии. В этом номере мы видим скромность русской девушки, удаль парня, нежность и чи-

стоту русской души. Данный номер невозможно исполнять отстра-нённо и не вдохновившись русским народным искусством. Он очищает, он воспитывает в самых лучших традициях русского танца.

Как правило, «А я по лугу» изучается на 3 курсе, когда уже за два первых года студент приобрёл первоначальные профессиональные навыки исполнительской техники, сформировал необходимый багаж танцевальной лексики. Это очень важно, поскольку в исполнении данного номера на первое место ставится не столько техника, сколько наполненность образа, умение проживать роль и передавать зрителю искренние эмоции.

Безусловно, всё это влияет на эстетический вкус и творческое формирование студента. И уже на 3—4 курсах в постановочной работе прослеживается переосмысление студентами собственных творческих решений, замыслов и манеры исполнения под влиянием образцов русской народной хореографии. Если на первых курсах они практически не используют региональные особенности русского танца, то уже на старших курсах их творческое мышление и эстетический вкус претерпевают серьёзные изменения, связанные с обращением к примерам русской народной хореографии. Также заметны изменения в поиске приемов режиссёрского воплощения своих работ, стремление к созданию драматургически цельных хореографических произведений.

Прослеживается осмысленная работа студентов и с музыкальным материалом при подборе его для постановочной работы. Студенты не просто ищут качественную запись, но их начинает интересовать и личность композитора, исполнение (ансамбль, оркестр), а главное — для чего было написано то или иное произведение, то есть стиль, манера и замысел композитора.

При подборе лексического материала студенты определяют его региональную принадлежность и в соответствии с замыслом, музыкальным материалом они начинают собирать, обрабатывать и сочинять на этой основе собственный танцевальный номер.

Все эти изменения в профессиональном творческом мышлении указывают на положительное влияние изучения образцов народной хореографии студентами хореографических специализаций, и несомненно, что этот процесс способствует формированию творческого вкуса в постановочной деятельности, который основывается на законах эстетики.

Изучение региональных особенностей русского народного танца, особенно освоение манеры исполнения, способствует формированию у студентов чувства стиля и позволяет избегать эклектики в постановочной и исполнительской работе.

Изучая на практических уроках наследие великих мастеров, студенты не только приобретают знания лексического материала, знакомятся с образцами русской народной хореографии, приобретают навыки работы с образом, но и профессионально развиваются в творческом плане, что особенно отчётливо можно наблюдать в самостоятельной работе студентов по сочинению своих собственных работ на дисциплине «Искусство балетмейстера». Появляется более точное отношение к стилистическим особенностям русского танца, становится заметно чувство меры и стремление к гармонии. Это можно наблюдать, как в подборе музыкальных произведений, так и в сочинении лексического материала. А также в работе над образами хореографического произведения, которые стремятся стать настоящими во взаимоотношениях, в передачи настроения, характера, колорита, манеры исполнения.

Всё это указывает, по нашему мнению, на положительную сторону знакомства с образцами народной хореографии и влияние этого на становление будущего хореографа, его эстетического вкуса.

Основываясь на вышеизложенном, мы можем сделать вывод о необходимости и важности обучения образцам народной хореографии и в особенности сохранения хореографических традиций русского народного танца, средствами которого можно эффективно и самое главное в традициях нашей национальной культуры формировать эстетический вкус будущего специалиста.

Эстетика, эстетический вкус — очень важная составляющая личности хореографа в любой его ипостаси: педагога, балетмейстера, репетитора, поскольку от профессионального уровня их искусства, творчества, работы зависит развитие и сохранение богатства классической, народной или современной хореографии.

Список литературы References

1. Белинский В. Г. Статьи о народной поэзии. М., 1979.

BelinskiyV.G. The article son folk poetry.Moscow, 1979.

Belinskij V.G. Stat'i o narodnoj pojezii.M., 1979.

2. Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. М., 1974.

Voltaire. Aesthetics. Articles. Letters. Preface and reflections. Moscow, 1974.

3. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. М., 1964.

Goleyzovsky K. The images of Russian folk choreography. Moscow, 1964.

Golejzovskij K. Ja. Obrazy russkoj narodnoj horeografii. M., 1964.

4. КаганМ.С. Эстетика как философская наука: Унив. курс лекций. СПб., 1997.

Kagan M. Aesthetics as a philosophical discipline: a course of university lectures.Saint Petersburg, 1997.

Kagan M.S. Jestetika kak filosofskaja nauka: Univ. kurs lekcij. SPb., 1997.

5. Лифшиц М. Эстетические взгляды В.Г. Белинского // Труды Академии художеств СССР. Вып. 4. М., 1987.

Lifshitz M. V. Belinsky's a esthetical views // The works of the Academy of Arts of the USSR. Issue no. 4. Moscow, 1987.

Lifshic M. Jesteticheskie vzgljady V.G. Belinskogo // Trudy Akademii hu-dozhestv SSSR. Vyp. 4. M., 1987.

6. Лосев А. Ф. История эстетических категорий. М., 1965.

Losev A. The history of aesthetical categories.Moscow, 1965.

Losev А. F. Istoriya ehsteticheskih kategorij. M., 1965.

7. Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. М., 1996.

Ustinova T.A. Selected Russian folk dances.Moscow, 1996.

Ustinova T. A. Izbrannye russkie narodnye tancy. M., 1996.

8. Юм Д. О норме вкуса // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в пяти томах. М., 1964. Т. 2.

Hume D. On the standard of taste // The history of aesthetic. World a es-thetical landmarks in 5 vols. Moscow, Vol. 2. 1964.

Yum D. О norme vkusa // Istoriya ehstetiki. Pamyatniki mirovoj ehsteticheskoj mysli v pyati tomah. M., 1964. T. 2.

Данные об авторе:

Кузнецов Евгений Александрович — аспирант кафедры педагогики и психологии МГИК по специальности «Теория и методика профессионального образования». E-mail: hornarmgu@mail.ru

Data about the author:

Kuznetsov Evgeniy — Chair of national dance, Faculty of choreography, Moscow state institute of culture. E-mail: hornarmgu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.