Научная статья на тему 'Оценка эффективности программы формирования нравственных представлений школьников'

Оценка эффективности программы формирования нравственных представлений школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ИЗМЕРЕНИЕ / МОНИТОРИНГ / МОДЕЛЬ РАША

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сукно Анна Геннадьевна, Маслак Анатолий Андреевич

Проведен эксперимент, по оценке эффективности авторской программы формирования нравственных представлений школьников младших классов. На линейной шкале измерен уровень сформированности нравственных представлений до и после проведения эксперимента. Дисперсионный анализ показал, что нет статистически значимых различий между девочками и мальчиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности программы формирования нравственных представлений школьников»

УДК 37.012:51-7

Сукно Анна Геннадьевна

магистрант

ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани,

г. Славянск-на-Кубани, Краснодарского края, РФ e-mail: anya_sukno@mail.ru Маслак Анатолий Андреевич доктор технических наук, профессор ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани,

г. Славянск-на-Кубани, Краснодарского края, РФ e-mail: anatoliy_maslak@mail.ru

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Проведен эксперимент, по оценке эффективности авторской программы формирования нравственных представлений школьников младших классов. На линейной шкале измерен уровень сформированности нравственных представлений до и после проведения эксперимента. Дисперсионный анализ показал, что нет статистически значимых различий между девочками и мальчиками.

Ключевые слова

Нравственные представления школьников, измерение, мониторинг, модель Раша.

1.Введение

Проблема формирования нравственных представлений школьников является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Поэтому очень важно в рамках воспитательной работы формировать нравственные представления школьников.

2.Постановка задачи

Цель данной работы заключается в оценке эффективности на линейной шкале программы формирования нравственных представлений школьников. Эта программа была разработана магистранткой Сукно А.Г. и реализована в классе 2б лицея № 1 в г. Славянске-на-Кубани Краснодарского края.

Для достижения данной цели необходимо:

- измерить на линейной шкале уровень сформированности нравственных представлений школьников до и после реализации программы;

- провести многофакторный дисперсионный анализ эффективности разработанной программы формирования нравственных представлений.

Уровень сформированности нравственных представлений школьников рассматривается как конструкт, который определяется набором индикаторов, представленных в опроснике.

3.Данные

В исследовании принимали участие школьники 2б класса лицея № 1 в г. Славянске-на-Кубани Краснодарского края, всего 28 учеников.

4.Метод

Конструкт «уровень сформированности нравственных представлений» является латентной переменной. Поэтому измерение нравственных представлений школьников до и после реализации программы осуществлялось в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша.

Анализ качества опросника проводился в рамках теории измерения латентных переменных [1, 5]. Эта теория показала свою эффективность при решении самых разных задач в социальных системах [2 - 4]. Для

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

измерения латентной переменной «уровень сформированное™ нравственных представлений» использовалась дихотомическая модель Раша.

5. Результаты анализа

Первоочередной задачей при измерении латентной переменной является оценка совместимости индикаторов, т.е. определение того, в какой мере индикаторы определяют одну и ту же латентную переменную, в данном случае «уровень сформированности нравственных представлений». Совместимость индикаторов осуществлялась на основе критерия Хи-квадрат. Значение статистики Хи-квадрат оказалось равным 16,57 при числе степеней свободы 16. Эмпирический уровень значимости критерия равен 0,41, что превышает номинальное значение равное 0,05. Индекс сепарабельности измеряемых объектов также достаточно высок. Все это свидетельствует об адекватности данных модели Раша и их пригодности для измерения.

Характеристика измерительного инструмента - набора индикаторов, характеризующих уровень сформированности нравственных представлений школьников.

В табл. 1 приведена статистическая характеристика набора индикаторов.

Таблица 1

Статистическая характеристика набора индикаторов

№ п/п Индикатор Оценка (логит) Ошибка (логит) Хи- квадрат Р

1 Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники? -2,024 0,464 5,698 0,058

5 Часто ты приходишь в школу в грязной одежде? -1,605 0,286 0,995 0,608

7 Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине? 0,312 0,222 3,874 0,144

2 Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет? 0,359 0,258 0,606 0,738

4 Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе. 0,405 0,213 0,531 0,767

3 Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь? 0,504 0,224 1,402 0,496

8 Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса? 0,859 0,220 2,887 0,236

6 Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее? 1,191 0,250 0,573 0,751

Индикаторы в табл. 1 упорядочены по возрастанию их значений на шкале латентной переменой - от наименьшего значения (-2,024 логит), к наибольшему (+ 1,191 логит).

Анализ результатов измерения

Расположение оценок школьников и индикаторов на шкале «уровень сформированности нравственных представлений», представлено на рис. 1. В верхней половине рисунка изображена гистограмма распределения оценок сформированности нравственных представлений школьников, в нижней половине - распределение оценок индикаторов на этой же шкале.

Анализируя приведенную на рис. 1 информацию, можно сделать следующие заключения.

1. Диапазон варьирования оценок сформированности нравственных представлений школьников очень большой от - 2,00 до +5,00 логит. Это свидетельствует о том, школьники очень сильно отличаются друг от друга по уровню сформированности нравственных представлений. Как следствие, это свидетельствует о высокой дифференцирующей способности опросника.

2. Диапазон варьирования оценок индикаторов также достаточно большой - от -3,00 логит до +2,00

логит.

3. Различие между средними значениями оценок школьников и индикаторов на шкале «уровень сформированности нравственных представлений» равно 0,636 логит. Это означает, что уровень сформированности нравственных представлений школьников несколько превышают тот уровень, на который рассчитан опросник.

25

20 —

15 —

10 —

5 —

_ 1 л

о- о

О 2 Ig 3

s

? 4

s 5

6

Количество объектов:56, среднее:0,636

-2

0 12 3

Латентная переменная (логит)

44,6% -- 35,7% -- 26,8% -- 17,9% -- 8,9%

0,0%

-J 0,0%

12,5% ^ 25,0% 37,5% ^ 50,0% 62,5% -i 75,0%

Рисунок 1 - Местоположение оценок школьников и индикаторов на шкале «уровень сформированности нравственных представлений»

Оценка эффективности программы формирования нравственных представлений

В табл. 2 представлены результаты многофакторного дисперсионного анализа оценок сформированности нравственных представлений школьников.

Таблица 2

Дисперсионный анализ оценок сформированности нравственных представлений школьников

Источник дисперсии Сумма квадратов Степени свободы Средний квадрат Fэксп р

Фактор А - программа 0,892 1 0,892 0,561 0,457

Фактор В - пол 0,006 1 0,006 0,004 0,952

Взаимодействие АВ 0,534 1 0,534 0,335 0,565

Ошибка 82,772 52 1,592

Всего 84,761 55

Проинтерпретируем полученные результаты. Все источники дисперсии незначимы -соответствующие эмпирические уровни значимости меньше номинального значения 0,05. Тем не менее, представляет интерес оценить выявленные тенденции. В табл. 3 представлены оценки латентной переменной до и после реализации программы.

Таблица 3

Оценки латентной переменной до и после реализации программы

Источник дисперсии «Программа» Средняя оценка (логит) Стандартная ошибка (логит) 95% доверительный интервал

Нижняя граница Верхняя граница

До программы 0,507 0,249 0,008 1,006

После программы 0,770 0,249 0,271 1,270

Данные, приведенные в табл. 3, показывают, что есть эффект от реализации программы, но из-за большой неоднородности школьников это эффект статистически незначим.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Данные, приведенные в табл. 4 свидетельствуют о том, что уровень сформированности нравственных представлений девочек и мальчиков практически одинаков.

Таблица 4

Оценки сформированности нравственных школьников

Источник дисперсии «Пол» Средняя оценка (логит) Стандартная ошибка (логит) 95% доверительный интервал

Нижняя граница Верхняя граница

Девочки 0,628 0,210 0,206 1,050

Мальчики 0,649 0,282 0,083 1,216

Выводы

1. Латентная переменная «уровень сформированности нравственных представлений» определена операционально - в виде набора индикаторов. Показано, что набор индикаторов адекватен модели измерения и может быть использован как измерительный инструмент.

2. Получена количественная оценки латентной переменной до и после реализации воспитательной программы. Выявлен тренд увеличения уровня сформированности нравственных представлений школьников.

3. Использование теории измерения латентных переменных позволило измерить латентную переменную «уровень сформированности нравственных представлений» на линейной шкале, что является важным условием корректного оценивания эффективности программы формирования нравственных представлений школьников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованной литературы:

1. Маслак А.А. Основы измерения латентных переменных : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01, 44.03.05, 44.04.01 «Педагогическое образование» всех форм обучения / А. А. Маслак. - Славянск-на-Кубани : Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани. 2014. - 217 с.

2. Маслак А.А., Махненко А.Я., Поздняков С.А. Методика измерения латентных переменных - расширение инструментария политэкономических исследований // Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 2-3. С. 19-22.

3. Дроздов В.И., Маслак А.А., Новиков Ю.М. использование современной теории тестологии при оценке качества АПИМ / // Известия Юго-Западного государственного университета. 2008. № 4 (25). С. 87-95.

4. Маслак А.А., Анисимова Т.С. Эксперимент в образовании как средство повышения его качества (многофакторный многомерный подход). Лекция -доклад / Москва, 2001.

5. Маслак А.А. Теория и практика измерения латентных переменных в образовании : Монография / А. А. Маслак. -М. : Издательство Юрайт. 2016. - 255 с. - Серия : Образовательный процесс.

© Сукно А.Г., Маслак А.А., 2016

УДК 159.9.072

Сулейманов Марат Рафаилович Лебедев Виталий Николаевич

г. Уфа, РФ e-mail: riga23@mail.ru

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ У СОТРУДНИКОВ ГОСЗАЩИТЫ

Аннотация

В статье представлены сведения об особенностях стрессоустойчивости у сотрудников, осуществляющих государственную защиту. Согласно полученным данным сотрудники госзащиты имеют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.