МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. Я по морям и по лесам Гоняю верных слуг. Потом работаю я сам, И им даю досуг. Даю им отдых от забот,
- Пускай не устают. Они прожорливый народ,
- Пускай едят и пьют.
Но у меня есть юный друг, Особа юных лет. Ей служат сотни тысяч слуг, И всем покоя нет! Она гоняет, как собак, В ненастье, дождь и тьму Пять тысяч Где, семь тысяч Как, Сто тысяч Почему.
Список использованной литературы
1.Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.
2. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.
3.Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Избр.пед.соч. - М., 1977. - Т.2.
4. Мир М. Культура и мир детства. - М., 1988.
5. Психология воспитания / Под ред. В.А.Петровского. - М., 1995. б.Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему: развитие ребенка и его отношения в окружающими. - М,. 1992.
6.А.В.Суровцева Дошкольная педагогика -Москва 2002г,Глава IV.
© Александрова И. В., 2016
УДК 378:51-7
Алексанова Галина Тевановна
магистрант
ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани,
г. Славянск-на-Кубани, Краснодарского края, РФ e-mail: [email protected] Маслак Анатолий Андреевич доктор технических наук, профессор ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани,
г. Славянск-на-Кубани, Краснодарского края, РФ e-mail: [email protected]
ИЗМЕРЕНИЕ НА ЛИНЕЙНОЙ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Проведен эксперимент по измерению лидерских качеств студентов. Измерение проводилось в рамках теории латентных переменных. Дисперсионный анализ показал, что нет статистически значимых различий
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
между девушками и юношами по лидерским качествам. Тем не менее, лидерские качества юношей выражены в большей степени.
Ключевые слова
Лидерские качества, латентная переменная, измерение, линейная шкала, модель Раша
1.Введение
Проблема формирования лидерских качеств студентов является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Поэтому очень важно в рамках воспитательной работы формировать лидерские качества студентов.
2.Постановка задачи
Цель данной работы заключается в измерении на линейной шкале лидерских качеств студентов.
Для достижения данной цели необходимо:
- определить совместимость индикаторов характеризующих лидерские качества студентов [1];
- измерить на линейной шкале лидерские качества студентов и информативность индикаторов;
- провести дисперсионный анализ оценок лидерских качеств студентов в зависимости от пола.
3.Данные
В исследовании приняли участие 40 студентов филиала Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани Краснодарского края.
4.Метод
Конструкт «лидерские качества» является латентной переменной. Поэтому измерение лидерских качеств осуществлялось в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша [3, 4]. Эта теория показала свою эффективность при решении самых разных задач в социальных системах [2, 5 - 7].
5. Результаты анализа
Первоочередной задачей при измерении латентной переменной является оценка совместимости индикаторов, т.е. определение того, в какой мере индикаторы определяют одну и ту же латентную переменную, в данном случае «лидерские качества». Совместимость индикаторов осуществлялась на основе критерия Хи-квадрат. Значение статистики Хи-квадрат оказалось равным 14,75 при числе степеней свободы 18. Эмпирический уровень значимости критерия равен 0,68, что превышает номинальное значение равное 0,05. Индекс сепарабельности измеряемых объектов также достаточно высок и равен 0,71. Все это свидетельствует об адекватности данных модели Раша и их пригодности для измерения.
Характеристика измерительного инструмента - набора индикаторов, характеризующих уровень сформированности лидерских качества студентов
В табл. 1 приведена статистическая характеристика набора индикаторов.
Таблица 1
Статистическая характеристика набора индикаторов
№ Индикатор Оценка (логит) Ошибка (логит) Хи- квадрат Р
6 Требовательность -0,404 0,119 1,872 0,392
7 Критичность -0,141 0,147 0,862 0,650
9 Креативность -0,085 0,117 0,986 0,611
4 Тактичность -0,082 0,130 0,406 0,816
3 Избирательность 0,071 0,119 1,183 0,553
5 Действительность 0,072 0,110 1,447 0,485
2 Целеустремленность 0,136 0,114 1,655 0,437
8 Ответственность 0,140 0,114 2,371 0,306
1 Определенность 0,294 0,124 3,968 0,138
Индикаторы в табл. 1 упорядочены по возрастанию их значений на шкале латентной переменой - от наименьшего значения (-0,404 логит), к наибольшему (+ 0,294 логит). Результаты измерения
Расположение оценок студентов и индикаторов на шкале «уровень сформированности лидерских качеств», представлено на рис. 1.
В верхней половине рисунка изображена гистограмма распределения оценок студентов на шкале
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
«уровень сформированности лидерских качеств», в нижней половине - распределение оценок индикаторов на этой же шкале.
Анализируя приведенную на рис. 1 информацию, можно сделать следующие заключения.
1. Диапазон варьирования оценок уровня сформированности лидерских качеств студентов очень большой - от -2,00 до +5,00 логит. Это свидетельствует о том, студенты очень сильно отличаются друг от друга по этой латентной переменной. Как следствие, это свидетельствует также о высокой дифференцирующей способности опросника.
Количество объектов:56, среднее:0,636
25 т—.—.——,—.———|———.——.—.——.——,—.———|———.—|———.—г 44,6%
20 —
15 -
10 -
5 —
-3
-- 35,7%
-- 26,{
-- 17.«
-- 8,5
0,0%
0 1 2 Латентная переменная (логит)
-т- 0,0%
Нг 12,5% -Ir 25,0% -Ir 37,5% Нг 50,0% -ir 62,5% -i 75,0%
Рисунок 1 Местоположение оценок студентов и индикаторов на шкале «уровень сформированности лидерских качеств»
2. Диапазон варьирования оценок индикаторов также достаточно большой - от -3,00 логит до +2,00
логит.
3. Различие между средними значениями оценок студентов и индикаторов на шкале «уровень сформированности лидерских качеств» равно 0,636 логит. Это означает, что уровень сформированности лидерских качеств студентов несколько превышают тот уровень, на который рассчитан опросник.
Анализ оценок уровня сформированности лидерских качеств студентов В табл. 2 представлены результаты дисперсионного анализа оценок лидерских качеств студентов в зависимости от пола. Проинтерпретируем полученные результаты. Источник дисперсии «пол» незначим, поскольку соответствующий эмпирический уровень значимости 0,887 больше номинального значения равного 0,05.
Таблица 2
Дисперсионный анализ лидерских качеств студентов
Источник дисперсии Сумма квадратов Степени свободы Средний квадрат р
Пол 0,009 1 0,009 0,021 0,887
Ошибка 17,524 38 0,461
Всего 17,534 39
Тем не менее, представляет интерес оценить выявленные тенденции. В табл. 3 представлены оценки латентной переменной в зависимости от пола студентов.
Данные, приведенные в табл. 3 свидетельствуют о том, что уровень сформированности лидерских качеств девушек и юношей практически одинаков. Однако выявлена тенденция - лидерские качества присущи в большей степени юношам (-0,129 логит), чем девушкам (-0,160 логит).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Таблица 3
Оценки сформированности лидерских качеств студентов
Пол Средняя оценка (логит) Стандартная ошибка (логит) 95% доверительный интервал
Нижняя граница Верхняя граница
Девушки -0,160 0,160 -0,484 0,164
Юноши -0,129 0,145 -0,422 0,164
Выводы
1. Латентная переменная «уровень сформированности лидерских качеств» определена операционально - в виде набора индикаторов. Показано, что набор индикаторов адекватен модели измерения и может быть использован как измерительный инструмент.
2. Использование теории измерения латентных переменных позволило измерить латентную переменную «уровень сформированности лидерских качеств» на линейной шкале, что является важным условием корректного анализа полученных результатов измерения.
3. Выявлен тренд - уровнень лидерских качеств выше у юношей по сравнению с девушками. Список использованной литературы:
1. В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер. 2003. — 560 с.
2. Дроздов В.И., Маслак А.А., Новиков Ю.М. использование современной теории тестологии при оценке качества АПИМ / // Известия Юго-Западного государственного университета. 2008. № 4 (25). С. 87-95.
3. Маслак А.А. Основы измерения латентных переменных : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01, 44.03.05, 44.04.01 «Педагогическое образование» всех форм обучения / А. А. Маслак. - Славянск-на-Кубани : Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани. 2014. - 217 с.
4. Маслак А.А. Теория и практика измерения латентных переменных в образовании : Монография / А. А. Маслак. -М. : Издательство Юрайт. 2016. - 255 с. - Серия : Образовательный процесс.
5. Маслак А.А., Анисимова Т.С. Эксперимент в образовании как средство повышения его качества (многофакторный многомерный подход). Лекция -доклад / Москва, 2001.
6. Маслак А.А., Махненко А.Я., Поздняков С.А. Методика измерения латентных переменных - расширение инструментария политэкономических исследований // Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 2-3. С. 19-22.
© Алексанова Г. Т., Маслак А.А., 2016
УДК 378.4
Г.Т. Алексанова,магистрант
филиала Кубанского государственного педагогического университета в г. Славянске-на-Кубани,
Российская Федерация
ФЕНОМЕН АНТИЦИПАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
G. T. Aleksanova
THE PHENOMENON OFANTICIPATION IN THE CONTEXT OF PREPARATION OF BACHELORS
OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Аннотация
В статье раскрывается содержание понятия «антиципация», «антиципативная компетентность».