Научная статья на тему 'Феномен антиципации в контексте подготовки бакалавров педагогического образования'

Феномен антиципации в контексте подготовки бакалавров педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АНТИЦИПАЦИЯ / ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АНТИЦИПАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АНТИЦИПАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексанова Г. Т.

В статье раскрывается содержание понятия «антиципация», «антиципативная компетентность». Обоснована роль данного подвида компетентности с точки зрения высшего образования. Разграничиваются понятия антиципативной компетентности и антиципативных компетенций. Рассмотрены направления поэтапной работы над феноменом антиципативной компетентности применительно к педагогическим специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен антиципации в контексте подготовки бакалавров педагогического образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Таблица 3

Оценки сформированное™ лидерских качеств студентов

Пол Средняя оценка (логит) Стандартная ошибка (логит) 95% доверительный интервал

Нижняя граница Верхняя граница

Девушки -0,160 0,160 -0,484 0,164

Юноши -0,129 0,145 -0,422 0,164

Выводы

1. Латентная переменная «уровень сформированности лидерских качеств» определена операционально - в виде набора индикаторов. Показано, что набор индикаторов адекватен модели измерения и может быть использован как измерительный инструмент.

2. Использование теории измерения латентных переменных позволило измерить латентную переменную «уровень сформированности лидерских качеств» на линейной шкале, что является важным условием корректного анализа полученных результатов измерения.

3. Выявлен тренд - уровнень лидерских качеств выше у юношей по сравнению с девушками. Список использованной литературы:

1. В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер. 2003. — 560 с.

2. Дроздов В.И., Маслак А.А., Новиков Ю.М. использование современной теории тестологии при оценке качества АПИМ / // Известия Юго-Западного государственного университета. 2008. № 4 (25). С. 87-95.

3. Маслак А.А. Основы измерения латентных переменных : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01, 44.03.05, 44.04.01 «Педагогическое образование» всех форм обучения / А. А. Маслак. - Славянск-на-Кубани : Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани. 2014. - 217 с.

4. Маслак А.А. Теория и практика измерения латентных переменных в образовании : Монография / А. А. Маслак. -М. : Издательство Юрайт. 2016. - 255 с. - Серия : Образовательный процесс.

5. Маслак А.А., Анисимова Т.С. Эксперимент в образовании как средство повышения его качества (многофакторный многомерный подход). Лекция -доклад / Москва, 2001.

6. Маслак А.А., Махненко А.Я., Поздняков С.А. Методика измерения латентных переменных - расширение инструментария политэкономических исследований // Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 2-3. С. 19-22.

© Алексанова Г. Т., Маслак А.А., 2016

УДК 378.4

Г.Т. Алексанова,магистрант

филиала Кубанского государственного педагогического университета в г. Славянске-на-Кубани,

Российская Федерация

ФЕНОМЕН АНТИЦИПАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

G. T. Aleksanova

THE PHENOMENON OFANTICIPATION IN THE CONTEXT OF PREPARATION OF BACHELORS

OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация

В статье раскрывается содержание понятия «антиципация», «антиципативная компетентность».

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Обоснована роль данного подвида компетентности с точки зрения высшего образования. Разграничиваются понятия антиципативной компетентности и антиципативных компетенций. Рассмотрены направления поэтапной работы над феноменом антиципативной компетентности применительно к педагогическим специальностям.

Ключевые слова

Профессиональная компетенция, антиципация, прогностическая компетентность, антиципативная

компетентность, антиципативные компетенции.

Актуальность рассмотрения и анализа феномена антиципации в контексте компетентностного подхода и подготовки будущих бакалавров обусловлена не только проявлением общих тенденций мирового развития, но и задачами современного российского образования.

На современном этапе развития общества компетентностный подход рассматривается как основополагающая идеология личностно-ориентированного образования и предусматривает обязательное наличие социальной составляющей, охватывая разнообразные сферы личности. При этом понятие компетенции включает: знание и понимание (наличие теоретических знаний, способностей к знанию и пониманию), знание действия (умение практически применять теорию в конкретной ситуации), знание как быть (наличие сформированных ценностей как неотъемлемой части восприятия жизни в рамках социального контекста).

Таким образом, понятие «компетенция» предполагает обязательное наличие в его структуре не только операционно-технологических и когнитивных составляющих, но и мотивационной, социальной, этической и поведенческой сторон. В данном аспекте имеются в виду полученные знания и умения, результат образования, сформированная устойчивая система ценностей.

Ориентировка современных Федеральных образовательных стандартов на реализацию модели формирования и развития общечеловеческих качеств личности, предполагает и развитие профессиональных качеств, формируемых через достижение определенных компетенций. В контексте высшего образования будем иметь в виду общекультурные и профессиональные компетенции: общепрофессиональные и узкоспециализированные (в зависимости от конкретной специализации) [9].

Касательно подготовки студентов к педагогической деятельности, на основе изучения различных подходов к пониманию компетенции в работах А.А. Воротниковой, Н.В. Кузьминой, Ю.А. Конаржевского, Л.К. Митиной, А.К. Марковой и др., дано определение понятий - «профессиональная компетенция», «педагогическая компетенция». В Федеральных государственных образовательных стандартах педагогических направлений подготовки представлены составляющие данных понятий. В основе данных понятий лежит интегративное качество педагога, включающее профессиональные знания, умения и навыки, которые определяют уровень сформированности педагогической деятельности, структуру личности учителя как носителя ценностей и педагогического общения [2] .

И как вечный вопрос перед современной дидактикой встает необходимость поиска эффективных путей формирования профессиональной компетентности. Согласно мнению Н. А. Муслимова, Х. Ш. Кадырова, для формирования профессиональной компетентности будущего педагога-специалиста в вузе необходимо осуществлять интегрированную работу по трем направлениям: по формированию профессиональных и психолого-педагогических знаний; формированию методологической культуры и педагогического творчества и креативности. Система современного высшего образования способна формировать личность будущего специалиста и готовить его к последующей профессиональной деятельности. Формирование и развитие сложного набора качеств, обладать которыми должен современный специалист, обеспечивается системой, в которой может быть использовано все то положительное, что есть в традиционном обучении. При этом, считаем необходимым внедрение новых, рациональных подходов, которые будут компенсировать имеющиеся недостатки существующей системы образования в их взаимном дополнении [5].

Педагогическая деятельность представляется нам цепью нестандартных и творческих задач, которые ставятся в соответствии с созданным «деревом целей». Анализ разнообразных исследований позволяет

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

утверждать, что процесс решения поставленных задач может и должен сопровождаться «предвосхищением искомого». Это может происходить, как на уровне интуиции (М. Бунге, В.Ф. Асмус, А.А.Налчаджян), так и в рамках целенаправленного осознанного мыслительного процесса. Подобный подход предполагает обнаружение различных видов предвидения: интуитивный, эмпирический, научный. И чем выше уровень культуры прогностического мышления специалиста, тем соответственно выше эффективность его деятельности.

Актуальность данной проблемы подчеркивается рядом исследований в научной литературе. Авторами предлагаются разнообразные модели формирования и развития образовательных и социально-коммуникативных компетенций, при этом развитию именно антиципативных (прогностических) способностей уделяется необоснованно мало внимания. Поэтому процесс разработки и внедрения специально организованной работы по развитию антиципативной компетентности (состоятельности) как важного компонента профессиональной компетентности будущего специалиста приобретает практический и научный интерес. Его результат, на наш взгляд, может рассматриваться в качестве механизма обеспечения эффективной антиципативной деятельности в контексте современного образования.

Процесс изучения феномена антиципации рассматривается в современной психологии достаточно активно. При этом под антиципацией подразумевается способность человека к использованию накопленного индивидуального опыта с целью возможного вероятностного предвосхищения (прогнозирования) возможной ситуации. Данная способность поможет субъекту подготовиться к эффективным действиям и оптимальной и рациональной переработке получаемой информации. Актуальность рассмотрения данного вопроса определяется характером прогнозирования, связанного с деятельностью человека, его целями и потребностями, возможностями влиять на среду и собственное место в ней, воздействовать на ход событий.

Термин «антиципация» как категория психологии был введен В. Вундтом. Впоследствии Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков рассматривали данный феномен как универсальную функцию мозга, которая способна предотвратить возможные ошибки, т.е. «совершение действий, не соответствующих поставленной цели» [3]. Также в рамках исследований антиципация связывается учеными и с процессом познавательной активности, включая два аспекта. Первый заключается в том, что предвосхищение ситуации позиционируется как проявление когнитивных функций психики человека, когда в рамках анализа уже сложившейся ситуации с учетом имеющегося опыта человек способен спрогнозировать возможные события. Сущность второго аспекта подразумевает наличие готовности к предстоящим событиям и их учет в деятельности субъекта, что является проявлением регулятивных функций психики.

В работах Б.Ф.Ломова, Е.Н.Суркова, Е.А.Сергиенко обозначены основные функции антиципации: регулятивная, когнитивная, коммуникативная. Регулятивная функция предусматривает направление личности на оценку изменения условий внешней среды, осуществление опережающей подготовки, определение прогнозов результатов действия. Когнитивная функция антиципации связана с осуществлением познавательной активности субъекта социального взаимодействия. Коммуникативная функция определяет готовность к учету социокультурных норм, способности мгновенного узнавания эмоционального состояния партнера по взаимодействию, адекватное оценивание социального контекста. Вычленение структурных компонентов и функций процесса антиципации позволяет на сегодняшний день вести работу над разработкой диагностического инструментария. Современными исследователями уже предложены диагностические методики, направленные на исследование индивидуального восприятия действительности и построений образа будущего [3].

Под антиципативной компетентностью мы будем понимать развитую способность субъекта прогнозировать ход событий с высоким уровнем вероятности, предвосхищать ситуации и собственную реакцию на них. При этом большое значение имеет реакция на ситуацию с временно-пространственным упреждением.

Отметим, что необходимо различать понятие «антиципативной компетентности» и «антиципативных компетенций». Компетентность в рамках данного вопроса будет отражать идеальное представление о когнитивном (знания), поведенческом (деятельность) и аффективном (отношения) компонентах личности [6].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Антиципативные компетенции включают компетенции ключевого, базового, специального и часто-профессионального уровня [7].

Ключевые компетенции подразделяют на информационно-прогностические, операционально-прогностические и оценочно-прогностические. Информационно-прогностические компетенции подразумевают наличие знаний о прогнозировании: основные этапы, процессуальную основу, категориальный аппарат, составление прогнозного фона (сбор, анализ, обобщение, синтез, сохранение и передачу информации). Также в эту категорию можно отнести и способность субъекта к выбору путей работы с информацией и ее последующим усвоением в соответствии с особенностями восприятия, освоение эффективных информационных технологий, необходимых для работы.

Операционально-прогностические ключевые компетенции включают знание о прогностических методах, основных видах прогнозирования, наличие способности понимать и видеть прикладной характер полученного прогноза в контексте не только собственной учебной либо профессиональной деятельности, но и жизни в целом.

Результат наличия у человека сформированных оценочно-прогностических компетенций предполагает осознание субъектом устойчивого стиля деятельности, оценка собственной психологической характеристики и ее соотнесение с параметрами разрабатываемого прогноза, способность к адекватному соотнесению результатов деятельности в контексте прогнозирования.

Перечень базовых антиципативных компетенций включает целевую прогностическую компетенцию, планово-прогностическую, программно-прогностическую, проектно-прогностическую и организационно-прогностическую, каждая из которых содержит несколько компонентов: деятельностный, знаниевый и компонент способностей к деятельности. Перечисленные виды компетенций характерны для любой из профессий. Так, например, планово-прогностические компетенции, которые реализуются в профессиональной деятельности педагога школы или ВУЗа, проявляются в ходе процесса составления планов: поурочных, тематических, годовых.

Специальные антиципативные компетенции могут быть задействованы в конкретном виде профессиональной деятельности. Например, педагогика подразумевает свои характерные компетенции, педагогический менеджмент - свои. При этом содержание их будет различным.

Частно-профессиональные антиципативные компетенции будут специфичными для конкретных уровней деятельности в рамках одной профессиональной сферы деятельности. К примеру, они будут различаться в контексте работы педагога дополнительного образования, общеобразовательной школы, преподавателя высшего учебного заведения, доцента и пр.

Учитывая выше изложенное, можем утверждать, что определение содержания понятия «антиципативной компетентности» является лишь первым шагом при решении проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов к прогностической деятельности. Важное значение при этом должно уделяться проектированию образовательного направления в рамках развития антиципативной компетентности.

В рамках подготовки будущих педагогов основам антиципации возможно построение процесса обучения в соответствии с определенными этапами. Первый этап предусматривает использование преподавателем прикладных примеров, направленных на демонстрацию возможных вариантов прогнозирования в конкретной ситуации, объяснение последовательности действий, подбор доказательств, аргументирующих выбор. На данном этапе происходит усвоение образцов выполнения определенных операций и действий.

На втором этапе предполагается приобщение обучающихся к нетрадиционному (творческому) использованию основополагающих приемов и способов поисковой деятельности в ходе решения задач по прогнозированию. Данный этап характеризуется приобретением обучаемых умениям применять усвоенный эвристический прием либо метод в условиях новой ситуации. При этом их деятельность должна включать предложение нескольких способов решения, умение планировать и контролировать собственную деятельность в зависимости от каждого из вариантов решения поставленной задачи.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Третий этап отличается самостоятельным использованием эвристических методов при прогнозировании, определением научной основы различных ситуаций и их возможных последствий. Важным на данном этапе становится момент принятия решения - процесс выбора единственного верного из множества возможных решений. Выбранное решение должно больше других удовлетворять цели деятельности в конкретной сложившейся ситуации.

Успешное овладение антиципативной компетентностью и соответствующими компетенциями позволит молодым педагогам успешно преодолевать затруднения в профессиональной деятельности и является необходимым условием становления профессионализма и высокого качества образования.

Исследования антиципативной компетентности студентов педагогических ВУЗов, проведенные М.М. Солобутиной, показывают, что антиципативные способности как компонент профессиональной компетентности эффективно развиваются в условиях специально организованной тренинговой работы. При этом, качественно меняются показатели антиципации на коммуникативном и речемыслительном уровнях. Происходит значительное улучшение в рамках подбора адекватной лексической единицы, формирование индивидуального лексического словаря, установление семантической связи. Также развивается гибкость и критичность мышления, существенное улучшение продуктивности аналитических операций, динамичности речемыслительного процесса, что проявляется в улучшении показателей речевого прогнозирования.

Занятия, проводимые в рамках тренинга, формируют у студентов многовероятностный прогноз осмысления действительности. Сравнение результатов до и после формирующего эксперимента демонстрирует влияние антиципативных способностей на уровень ситуативной адаптивности в различных коммуникативных ситуациях. При этом, с учетом универсальности основных профессиональных компетенций, антиципативные способности развиваются не изолированно, обуславливая проявление высокого уровня общей образованности, владение разнообразными средствами практической деятельности [8].

В наиболее сложных формах антиципация проявляется в процессе мышления в ходе решения групповой задачи. Особенно это эффективно при условии противодействия сторон. При этом актуальным становится решение проблем, связанных с координацией и синхронизацией взаимодействия всех участников процесса, прогнозированием действий противодействующих сторон, наличием возможности опережать действия оппонентов (как временно, так и пространственно), избирательным поиском информации. На данном уровне антиципации актуальной будет деятельность по выдвижению гипотез, установлению закономерностей за счет обобщение, абстрагирования, использованию логических и математических закономерностей. Посредством антиципации в подобной ситуации можно проявить способность предвосхитить возможные последствия собственных действий на протяжении длительных промежутков времени.

Таким образом, необходимость исследований и анализа феномена антиципации в рамках компетентностного подхода в условиях современного высшего профессионального образования, является очевидной. А совершенствование процесса подготовки будущих специалистов-профессионалов должно проходить с учетом включения в содержательный аспект образования антиципативных и прогностических основ.

Список использованной литературы:

1. Гатауллина Р. Ф. Формирование профессиональных компетенций будущего педагога посредством оптимального выбора формы обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. -Т. 26. - С. 186-190. - Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2015/95322.htm.

2. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика. - М.: ФЛИНТА, 2003. - 765 с.

3. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., «Наука», 1980.

4. Моисеева Л. В., Лазарев О. Н. Подготовка педагогов к прогнозированию и проектированию развития педагогических систем // Научный вестник УрГПУ. - 2009. - № 3. - С.54 -56.

5. Муслимов Н. А. Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов основе применения информационных и педагогических технологий [Текст] / Н. А. Муслимов, Х. Ш. Кадыров // Молодой

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

ученый. - 2012. - №1. Т.2. - С. 102 -106.

6. Лукьянова М.И. К вопросу о развитии прогностической компетентности специалистов // е-журнал «Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития»/ Выпуск № 3 [2010] http ://intellect-invest.org.ua/rus/pedagog_editions_emagazine_pedagogical_science_autors_lukjanova_mi/

7. Присяжная А. Ф. Профессиональное становление педагога на основе системы формирования прогностической компетентности / А. Ф. Присяжная // Вестник Челябинского государ-ственного педагогического университета. Сер. 3. Развитие и профессиональное становление личности в образовательном процессе. - № 27. - Челябинск, 2005. - С. 324-330.

8. Солобутина М.М. Антиципационная состоятельность в структуре профессиональной компетентности// ВЕСТНИК ТГГПУ. 2009. №2-3(17 -18).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионально-педагогического образования (ФГОС ВППО) по направлению подготовки Педагогическое образование, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. No788.

© Алексанова Г. Т., 2016

УДК 372.8:371.26

Алексанян К. К.

студентка 5 курса направления подготовки «Педагогическое образование», бакалаврская программа «Экономика» и «Право» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ e -mail: [email protected] Научный руководитель: Махова А. В.

канд. экон. наук,

доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Кубанский государственный

университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ

РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ПОСЛЕДНЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация

Целью статьи является разработка методических материалов, соответствующих ФГОС последнего поколения. На сегодняшний день необходимо, чтобы все задания, упражнения, проводимые в рамках реализации образовательной программы средней школы соответствовали Стандарту, данное требование должно привести к более успешному усвоению материала, что обеспечивает возможность получения высокого балла на ЕГЭ.

Ключевые слова

Экономика, Стандарт, личностные, метапредметные, предметные УУД, тренинг.

На сегодняшний день разрабатываемые в образовательных программах тренинговые упражнения должны соответствовать требованиям ФГОС (далее —Стандарт). Каждая технология должна способствовать развитию универсальных учебных действий (УУД), а именно личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, метапредметных —умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий, а также предметных УУД как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.