_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
ученый. - 2012. - №1. Т.2. - С. 102 -106.
6. Лукьянова М.И. К вопросу о развитии прогностической компетентности специалистов // е-журнал «Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития»/ Выпуск № 3 [2010] http ://intellect-invest.org.ua/rus/pedagog_editions_emagazine_pedagogical_science_autors_lukjanova_mi/
7. Присяжная А. Ф. Профессиональное становление педагога на основе системы формирования прогностической компетентности / А. Ф. Присяжная // Вестник Челябинского государ-ственного педагогического университета. Сер. 3. Развитие и профессиональное становление личности в образовательном процессе. - № 27. - Челябинск, 2005. - С. 324-330.
8. Солобутина М.М. Антиципационная состоятельность в структуре профессиональной компетентности// ВЕСТНИК ТГГПУ. 2009. №2-3(17 -18).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионально-педагогического образования (ФГОС ВППО) по направлению подготовки Педагогическое образование, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. No788.
© Алексанова Г. Т., 2016
УДК 372.8:371.26
Алексанян К. К.
студентка 5 курса направления подготовки «Педагогическое образование», бакалаврская программа «Экономика» и «Право» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ e -mail: [email protected] Научный руководитель: Махова А. В.
канд. экон. наук,
доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Кубанский государственный
университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ
РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ПОСЛЕДНЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация
Целью статьи является разработка методических материалов, соответствующих ФГОС последнего поколения. На сегодняшний день необходимо, чтобы все задания, упражнения, проводимые в рамках реализации образовательной программы средней школы соответствовали Стандарту, данное требование должно привести к более успешному усвоению материала, что обеспечивает возможность получения высокого балла на ЕГЭ.
Ключевые слова
Экономика, Стандарт, личностные, метапредметные, предметные УУД, тренинг.
На сегодняшний день разрабатываемые в образовательных программах тренинговые упражнения должны соответствовать требованиям ФГОС (далее —Стандарт). Каждая технология должна способствовать развитию универсальных учебных действий (УУД), а именно личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, метапредметных —умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий, а также предметных УУД как
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
результатов освоения основной образовательной программы. Все вышеназванные аспекты должны обеспечить возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности учащихся.
В рамках школьной дисциплины «Экономика» существует определенный ряд требований:
1) сформированность комплекса знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
2) определение сущности институтов экономики, их роли в социально-экономическом развитии социума; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в деятельности экономики отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности или чужому имуществу;
3) сформированность мышления в области экономики: умения принимать разумные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
4) владение навыками, умениями поиска современной экономической информации в различных источниках, включая мировую паутину; умение отличать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
5) сформированность знаний, умений в области проектной деятельности: способность разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
6) применение усвоенных знаний, навыков для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика и т.д.);
7) способность к личностному определению и реализации в социально-экономической деятельности, в том числе в области предпринимательской деятельности; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений [3].
Рассмотрим несколько тренингов, разработанных в соответствии с новыми требованиями ФГОС по предмету «Экономика». Одним из требований является формирование комплекса знаний об экономической сфере в общественной жизни. Для изучения темы, программы Иванова С.И., «Предпринимательство и бизнес» [1, с. 178-183] воспользуемся таким упражнением как «Маленькие истины», тип креативной технологии «Ассоциативный». Этот метод очень прост в использовании, он необходим для эффективного запоминания различных определений, а также различных фактов, которые через определенное время можно будет с легкостью вспомнить. Для того чтобы начать пользоваться данной технологией следует сначала полностью записать определение в тетрадь как дано в учебнике. Затем на память, как понимается данное понятие, записываем, в этом случае опускаются все второстепенные слова и остаются конкретные, которые откладываются в памяти. Аналогичная работа ведется и с запоминанием фактов. Примером может служить:
Предпринимательство - представляет собой самостоятельную деятельность, связанную с риском, по производству товаров и услуг, осуществляющую собственником капитала, получателями кредита и арендаторами с целью создания прибыли.
Следовательно, предпринимательство - самостоятельная деятельность, связанная с риском, по производству товаров и услуг с целью создания прибыли.
Требование Стандарта - «умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного понимания основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);»
Вышеназванному требованию соответствует креативная технология «Ментальные карты» тип «Аналитический» [2], которая позволяет всю полученную информацию разложить логически по местам. На примере темы «Организационно-правовые формы предпринимательства», при изучении данного материала учащиеся сталкиваются с тем, что не могут различить формы. Смысл этой технологии следующий: пишем
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
понятие правовые формы предпринимательства - формы владения и ведения бизнеса. Это и будет считаться нашей отправной точкой. Далее нужными знаками показываем, что существуют такие формы как: 1. товарищество, 2. фермерское хозяйство, 3. акционерное общество, 4. кооператив, 5. индивидуальное предпринимательство (далее ИП), 6. общество с ограниченной ответственностью. После этого ниже каждой формы происходит описание: 1. объединение 2-х и более ИП или юридических лиц, 2. кооператив для ведения сельскохозяйственной деятельности, 3. коммерческая организация, ценность которой формально переведена в акции, 4. добровольное объединение на паевых взносах и непосредственном участии для производства, 5. индивидуальный предприниматель, 6. общество с ограниченной ответственностью. Следующей ступенью данной схемы будут являться виды каждой формы. Также необходимо охарактеризовать - это осуществляется все для того, чтобы учащиеся могли определять и отличать формы и виды предпринимательства. При изучении данной темы учащиеся начинают обращать внимание на предпринимательства, определяя их формы.
Для того чтобы, развить у учащихся творческий потенциал, мышление, следует на изучение данной темы отвести два урока. При этом один будет теоретический, а другой практический, это позволит намного лучше анализировать успешность проведения урока.
Требование Стандарта - «сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров». Креативная технология «Приключения», тип «Креативный прыжок» используемая на теме «Маркетинг и его основные элементы» [1, с. 203 - 205] . Первоначальной задачей учащихся будет являться выбор продукции, выяснение контингента, использующих данный товар, выявление конкурентов на рынке и выяснение условий, которые бы улучшили продвижение продукта. Для осуществления данной цели, учащимся и предлагается данный тренинг. В ее правила входит: ходить, гулять в парке, оценивать обстановку данной местности, обращать внимание на ассортимент в магазинах, наблюдать за поведением людей, окружающих вас, попробуйте выяснить, что на самом деле не хватает для счастливой и прекрасной жизни каждого гражданина. Рассматривайте окружающую среду вокруг вас, обстановку в городе, может вы придумаете что-нибудь такое, что в корне изменит его и вы осуществите свой бизнес. Ведь все познается в наблюдении, исследовании, замечании того, что обычно не приходит в голову. Такие прогулки можно проводить на пару с товарищем, только при таком случае вы достигните ожидаемого результата. Далее на уроке каждый ученик представит свои наблюдения классу, свой товар, его конкурентов на рынке. Такой метод можно использовать и в фирме, когда работников покинула творческая муза, одолевает стресс, то этот тренинг вполне может улучшить данное состояния.
Требование о сформированности экономического мышления, об умении принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и брать на себя ответственность за возможные последствия, своего окружения и общества в целом. Одной из самых интеллектуальных и интересных упражнений является «Однобуквица», тип «Ассоциативный» [2]. Цель технологии заключается в том, чтобы проверить знания, логику, а также понимание понятий учащимися. Данная технология предполагает изучение любого понятия досконально по всем буквам, содержащимся в слове. Пример, понятие «БИЗНЕС»:
Б - бизнесмен является человек, который реализует продукцию, изготовленную на предприятии;
И - исследование сегментов рынка, позволит определить какую продукцию реализовать на рынке и для какого контингента потребителей;
З - знания в области микроэкономики и макроэкономики, помогут правильно построить деятельность предприятия и направить его в правильное русло экономического успеха;
Н - начальный этап бизнеса состоит в создании бизнес-плана, в котором все рассчитано и предсказаны примерные прогнозы бизнеса;
Е - если инструменты регулирования бизнеса выбраны правильно, то это гарантирует успешность бизнеса;
С - самый трудолюбивый и упорный бизнесмен, соблюдающий правила ведения бизнеса, достигнет
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х
высоких результатов.
Вышеназванные технологии полностью соответствуют требованиям ФГОС, которые позволяют развить творческое мышление и разумно решить возникшие жизненные ситуации. Педагогам следует обучать не знаниям, а направлять учащихся в правильное русло, тем самым предоставлять пример работы с различной информацией и способом работы над полученными данными. Использование данных технологий привлечет школьников, которые с удовольствием будут спешить на урок с надеждой познать новые методы изучения материала.
Таким образом, Стандарт представляет собой комплекс важных и неотложных требований, необходимых для реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Реализация ФГОС на сегодняшний день вплотную связан с выбором технологии преподавания. Разработка тренингов должна соответствовать всем требованиям Стандарта, так как в современном мире необходимо учитывать все личные особенности обучающихся их склад ума, включая образовательные потребности школьников с ограниченными возможностями для их успешной социализации. При этом не будут ущемляться права данной группы учащихся. Список использованной литературы:
1. Иванов С. И. Экономика [Текст] : учеб. Для общеобразоват. учреждений. Профильный уровень образования / С. И. Иванов, - 12-е изд. в 2-х книгах, книга 1 - М. : ВИТА - ПРЕСС, 2008. - 320с. Ил. - : с. 179-183; с. 203-205
2. Креативные технологии: [Электронный ресурс] сайт. - URL: http://brandenso.com/creative-technologies (дата обращения 02. 09.2015).
3. минобрнауки. рф Министерство образования и науки Российской Федерации : [Электронный ресурс] сайт. -URL: http://минобрнауки.рф/documents/2365 (дата обращения 20.06.2016).
© Алексанян К. К. , 2016
УДК 37.01
В.М. Алексеев, ректор Академия подготовки главных специалистов г. Краснодар, Российская Федерация
ФОРМАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
FORMAL DISTINCTION OF RECEIVING BASIC AND ADDITIONAL EDUCATION
Аннотация
В статье показано, что действующее законодательство позволяет реализовывать дополнительные профессиональные программы по упрощённому порядку. Однако многие учебные заведения упрямо продолжают принимать слушателей на программы ДПО по изрядно бюрократизированным правилам, обязательным только для основного образования.
Ключевые слова Дополнительное профессиональное образование, дополнительные профессиональные программы, зачисление, приём.
Если сравнивать среднее и высшее образование с дополнительными профессиональными программами обучения, между ними заметно фундаментальное различие. Вне зависимости от формы реализации, среднее и высшее образование в России характеризуется сложным протоколом зачисления на обучение. При зачислении на учёбу приёмная комиссия учебного заведения требует личного присутствия