трудовые десанты, конкурсы, товарищеские встречи, экскурсии, вечера, дискотеки, концерты, изготовление стендов, газет, беседа и т.д.) и методов (инструктаж, рассказ, поручение, демонстрация, показ, просмотр, обсуждение, поощрения и наказания, соревнование, игра, личный пример и т.д.), так и вытекающих из специфики деятельности автономной некоммерческой организации форм (клубы общения, семейные гостиные, форумы, мастер-классы, семейные и женские клубы, молодежные агентства, бюро, мастерские промыслового, художественного, декоративно-прикладного искусства, лагерь-клуб, слет гитарных школ, школа-студия авторской песни, ток-шоу, тренинги, «телефон доверия», чаепитие, наставничество, приемная по защите детства и юношества, собеседование и др.), методов (консультация, презентация, самоуправление, самодеятельность, совместного проживания, психологический тренинг, профессиональный отбор, ледолазание, скалолазание, установка туристских трасс, рекогносцировка, изготовление топографических карт, разбивка бивуака, подготовка места для ночлега, установка плавсредств, обучение владением картой и компасом, выработка маршрута и др.) и приемов деятельности («сделай сам», «делай как я», овладение микрофоном, определение зрительских симпатий, конфиденциальности, определение победителей и призеров.
Список использованной литературы:
1. Алифиров А.И. Причины небрежного отношения студентов к своему физическому состоянию / Алифиров А.И. // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 мая 2015 г.: в 3 частях. Часть II. М.: "АР-Консалт", 2015 г. - С. 81-84.
2. Комаров М.Н., Алифиров А.И. Социально-педагогические основы развития подрастающего поколения на примере автономных некоммерческих организаций / Комаров М.Н., Алифиров А.И. // Альманах мировой науки. - 2016. - № 2-2(5). - С. 48-49.
3. Комаров М.Н. Педагогические основы социального развития детей и молодежи в деятельности автономной некоммерческой организации: дис. ... к-та пед. наук: 13.00.01 / М.Н. Комаров. - Москва, 2012.
© Алифиров А.И., Комаров М.Н., 2016
УДК 372.83
Астрицова Елена Вячеславовна
Магистрант 1 года обучения, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», филиал в г.
Славянск-на-Кубани, Российская Федерация E-mail: [email protected] А.В. Махова
канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ УУД ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНОГО ЗВЕНА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН ПО А.ЛЬЮИСУ В РАМКАХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация
Задачей данной статьи является ознакомление читателя с особенностями формирования УУД школьников основного звена в рамках ФГОС нового поколения. В статье предложена методическая разработка урока по теме ««Новаторские исследования экономического развития в приложении к проблемам развивающихся стран в работах Артура Льюиса» в рамках реализации учебной программы в школе.
Ключевые слова
ФГОС, УУД, теория нобелевского лауреата Артура Льюиса, экономический рост, ВНП.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается.
Введение в образовательный процесс Федерального образовательного стандарта нового поколения создает необходимость осознания того факта, что школа должна не только давать знания, но и учить их добывать. Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Принципиальным отличием образовательных стандартов нового поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующего компонента, так как понимание сущности образовательного результата зависит от модели образования, определяющей его главные цели. Цель школы не только давать знания, но и научить ученика учиться. Исходя из этого, Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной деятельности.
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета.
В качестве практического опыта хотелось бы предложить разработку учебного занятия по теме «Новаторские исследования экономического развития в приложении к проблемам развивающихся стран в работах Артура Льюиса»
Тема разработанного урока входит в программу государственного стандарта И.В. Липсиц «Экономика».
Тема «Новаторские исследования экономического развития в приложении к проблемам развивающихся стран в работах Артура Льюиса».
Тип урока: закрепление изученного материла
Методы и формы обучения:
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля
Формы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия: Экономический рост, экономическая свобода, капитал, рабочая сила, предпринимательские способности, спрос на рабочую силу.
Цели урока в соответствии с линиями развития
Умение понимать - закрепление представлений экономическом росте по модели Артура Льюиса;
Умение занимать свою позицию - осознание того, что экономический рост играет важную роль в жизни общества.
Формирование УУД:
- Предметные УУД - изучение общественных отношений в процессе трудовой деятельности, определение важности труда и экономического роста.
- Метапредметные УУД - развивать умения решения задач по раннее изученному материалу), объяснять свою точку зрения.
— Личностные УУД - действовать в пределах норм нравственности по отношению к другим в процессе труда
— Регулятивные УУД - делать свой выбор в общественно значимых ситуациях, поведение людей в процессе трудовой деятельности.
— Познавательные УУД - разобраться в особенностях темпа экономического роста
— Коммуникативные УУД- Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми в процессе трудовой деятельности, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей.
Планируемые результаты:
Предметные: Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться решать задачи по теме «Экономический рост»;
Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения
Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Таблица 1
Содержание урока
Элементы предметного содержания Используемые учебные действия
- экономический рост; - умение применить теоретические знания для решения практических задач; - приобретение навыков определения показателей динамики экономического развития. - построение логически верных рассуждений; - определение и выбор необходимой информации; - систематизация информации; - составление плана действий; - соотнесение информации разного вида; - решение задач
3. Ход урока.
Критерии оценивания задач:
а) правильное решение задачи, подробная аргументация своего решения, хорошее знание теоретических аспектов решения задачи - оцениваются в пять баллов;
б) частично правильное решение задачи, недостаточная аргументация своего решение, - оцениваются в три балла;
в) неправильное решение задачи, отсутствие необходимых знаний теоретических аспектов решения задачи- оцениваются ноль баллов.
Максимальное количество баллов при правильном решении 3-х задач и подробном аргументировании решения 15 баллов - оценка «5»
14-12 баллов - оценка «4»
11-9 баллов - оценка «3»
9 баллов и ниже - оценка «2»
Этап урока: выполнение продуктивного задания
Проверка задачи, заданной на дом.
Примерный ответ: Каково значение экономического роста? Объясните, почему разница между 3% и 3,5% ежегодного экономического роста может быть весьма существенной?
Решение: Экономический рост - это важнейшая макроэкономическая категория, являющаяся показателем не только абсолютного увеличения объемов общественного производства, но и способности экономической системы удовлетворять растущие потребности, повышать качество жизни. Экономическая теория под экономическим ростом понимает увеличение объемов общественного производства и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
расширение производственных возможностей общества. Из данного определения вытекает два способа обеспечения экономического роста. Первый возможен за счет более полного использования производственных возможностей данной страны. Второй предполагает рост за счет увеличения самих производственных возможностей [2, с. 111].
Совокупность средств производства и предметов потребления образует общественный продукт. Следовательно, увеличение размеров последнего, как в натуральной, так и в стоимостной формах может характеризовать экономический рост. Но если под этим продуктом понимается совокупный общественный продукт, то в этом случае рост возможен за счет промежуточного продукта. Обществу же необходимы конечные продукты. Вот почему более точным показателем экономического роста следует считать валовой национальный продукт (ВНП).
На динамику ВНП влияет и рост цен. Вот почему для оценки экономического роста необходимо брать ВНП в неизменных ценах и учитывать динамику реального ВНП. Абсолютная величина ВНП и его прирост позволяют судить о масштабах экономики и ее роста.
В качестве относительных величин изменения ВНП как показателя экономического роста используются коэффициент роста, темпы роста и темпы прироста ВНП.
Если ВНП страны, предположим, составляет 3 млрд. ден. ед., то разница между темпами роста в 3% и 3,5% выражается суммой в 15 млн. ден. ед. Для населения бедной страны даже полупроцентное снижение в темпах экономического роста может означать переход от недоедания к голодной смерти.
Кроме того, в течение ряда лет даже небольшие различия в темпах роста могут приобрести решающее значение. Допустим, две страны А и Б имеют одинаковые объемы ВНП. Но темпы экономического роста в стране А составляют 3% в год, а в стране Б - 3,5% в год. В соответствии с «правилом 70» ВНП страны. А удвоится за 23 года, а ВНП страны Б - всего лишь за 20 лет. Таким образом, значение увеличения темпов экономического роста неоспоримо.
Задача 1
Постановка задачи: В 2014 году в Турции национальный доход составлял 5000 у. е., в 2015 году - на 200 у. е. больше. Определите темпы экономического роста в стране.
Технология решения задачи: темп роста определяется по формуле . Подставив значения в формулу, получим:
(5000 + 200)
Ii =
5000
= 1,04
Задача 2
Постановка задачи: В фиолетовой стране в первый год было занято в экономике 10 млн человек, каждый произвел в среднем 1000 ден. ед. продукции. Во второй год количество занятых не изменилось, но производить стали на 50 ден. ед. больше. В третий год в экономику привлекли дополнительно 1 млн работников, которые произвели по 1050 ден. ед. продукции. Рассчитайте:
а) объем созданного ВНП по годам;
б) прирост ВНП за счет интенсивных и экстенсивных факторов. Технология решения задачи:
а) Чтобы подсчитать ВНП, необходимо перемножить количество занятых на производительность их
труда:
Таблица 2
Год Численность занятых (млн человек) Производительность труда (ден. ед.) ВНП (млрд ден. ед.)
1 10 1000 10
2 10 1050 10,5
3 11 1050 11,55
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
б) Прирост ВНП во второй год произошел за счет производительности туда, т. е. за счет интенсивного
фактора:
Прирост ВНП в третий год является результатом роста численности занятых в экономике, т. е. за счет экстенсивного фактора:
Ответ:
а) в первый год 10 млрд ден. ед., во второй - 10,5 млрд ден. ед., 11,55 млрд ден. ед.;
б) ВНП вырос на 5 % за счет интенсивного фактора, и на 10 % за счет экстенсивного фактора.
Итог урока:
Экономический рост - это важнейшая макроэкономическая категория, являющаяся показателем не только абсолютного увеличения объемов общественного производства, но и способности экономической системы удовлетворять растущие потребности, повышать качество жизни [1, с. 11]. Именно поэтому экономический рост включается в число основных целей общества наряду с экономической свободой, экономической эффективностью.
По итогам работы по данному направлению целесообразно сделать следующие выводы: при внедрении ФГОС нового поколения следует более внимательно относиться к заданиям, позволяющим продолжить работу по формированию и развитию УУД, для того чтобы создать возможность успешного усвоения новых знаний, включая умение учиться.
Список использованной литературы:
1. Абрамов Е.Н.Типы экономического роста [Текст] /_Е.Н. Абрамов - М.: Просвещение , 2012. - 69 с.;
2. Креативная экономика [Электронный ресурс]. [Раздел: «Экономика»] URL http://old.creativeconomy.ru// (дата обращения 5. 12. 15 г.)
3. Словарь Академик [Электронный ресурс]. [Раздел: «Экономический словарь»] URL http://dic.academic.ru/ / (дата обращения 5. 12. 15 г.)
© Астрицова Е.В., Махова А. В., 2016
УДК 372.853
Бегашева Ирина Станиславовна
Старший преподаватель кафедры естественно - математических дисциплин ГБУ ДПО ЧИППКРО Г. Челябинск, РФ E-mail: [email protected] Елисеева Ольга Викторовна Учитель физики МОУ СОШ № 13 им. Ю. А. Гагарина Г. Кыштым, Челябинская область, РФ E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ
Аннотация
В статье рассмотрена аспекты формирования исследовательской компетенции, раскрыта роль