_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
б) Прирост ВНП во второй год произошел за счет производительности туда, т. е. за счет интенсивного
фактора:
Прирост ВНП в третий год является результатом роста численности занятых в экономике, т. е. за счет экстенсивного фактора:
Ответ:
а) в первый год 10 млрд ден. ед., во второй - 10,5 млрд ден. ед., 11,55 млрд ден. ед.;
б) ВНП вырос на 5 % за счет интенсивного фактора, и на 10 % за счет экстенсивного фактора.
Итог урока:
Экономический рост - это важнейшая макроэкономическая категория, являющаяся показателем не только абсолютного увеличения объемов общественного производства, но и способности экономической системы удовлетворять растущие потребности, повышать качество жизни [1, с. 11]. Именно поэтому экономический рост включается в число основных целей общества наряду с экономической свободой, экономической эффективностью.
По итогам работы по данному направлению целесообразно сделать следующие выводы: при внедрении ФГОС нового поколения следует более внимательно относиться к заданиям, позволяющим продолжить работу по формированию и развитию УУД, для того чтобы создать возможность успешного усвоения новых знаний, включая умение учиться.
Список использованной литературы:
1. Абрамов Е.Н.Типы экономического роста [Текст] /_Е.Н. Абрамов - М.: Просвещение , 2012. - 69 с.;
2. Креативная экономика [Электронный ресурс]. [Раздел: «Экономика»] URL http://old.creativeconomy.ru// (дата обращения 5. 12. 15 г.)
3. Словарь Академик [Электронный ресурс]. [Раздел: «Экономический словарь»] URL http://dic.academic.ru/ / (дата обращения 5. 12. 15 г.)
© Астрицова Е.В., Махова А. В., 2016
УДК 372.853
Бегашева Ирина Станиславовна
Старший преподаватель кафедры естественно - математических дисциплин ГБУ ДПО ЧИППКРО Г. Челябинск, РФ E-mail: [email protected] Елисеева Ольга Викторовна Учитель физики МОУ СОШ № 13 им. Ю. А. Гагарина Г. Кыштым, Челябинская область, РФ E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ
Аннотация
В статье рассмотрена аспекты формирования исследовательской компетенции, раскрыта роль
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
исследовательской деятельности в современном образовании. Эффективность исследовательской деятельности зависит от грамотности и правильности ее построения в сочетании с условиями и требованиями проведения.
Ключевые слова
Исследовательская компетенция, формирование исследовательской компетенции, исследовательская
деятельность, внеурочная деятельность по физике.
Глобальные изменения, произошедшие за последние несколько лет во всех сферах жизни, затронули и систему образования. На сегодняшний день наиболее востребованными являются выпускники, способные быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в различных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» основным принципом государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей» [1, ст. 3].
Таким образом, основная задача современной школы - помочь ребёнку реализовать свои возможности.
Кроме того, в современной педагогике пристальное внимание уделяется формированию метапредметных компетенций и развитию у обучающихся целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними. Все это делает знания более значимыми и применимыми.
Примером метапредметной компетенции является исследовательская компетенция.
Исследовательская компетенция включает в себя владение универсальными способами деятельности такими как наблюдение, измерение, эксперимент, системно-информационный анализ, моделирование, выявление причинно-следственных связей.
Перечисленные способы деятельности напрямую связанны с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания.
Организация педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности, имеет свою специфику и может быть сформирована только в результате правильно организованной исследовательской деятельности учащихся.
Необходимыми условия для организации исследовательской деятельности учащихся в школе, являются: поиск, самостоятельность, инициативность, совместная работа, противоречия, разные точки зрения.
Эффективность работы в формировании исследовательской компетентности определяется и профессионализмом учителя. На сегодняшний день «уровень профессионализма педагогических кадров -важнейший фактор образовательной системы, так ка реализация поставленных перед образованием задач напрямую зависит от качества подготовки педагогов, которыми обеспечена данная образовательная система»[2, с. 223]. Основной задачей учителя является «организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями» [3, с. 131].
Для того чтобы деятельность учащегося стала исследовательской, учитель в своей педагогической деятельности должен выделять следующие задачи - «обучить учащегося методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам научного знания и научного познания, дать возможность самореализоваться учащемуся через решение задач научного характера по индивидуальной теме. При этом исследователь должен четко представлять, что он должен получить, каким образом и когда сможет достичь конечного результата»[4, с.35].
Составляющими исследовательской компетентности являются: когнитивный, мотивационный, ценностно-смысловой, деятельностно - практический компоненты.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
«Мотивационный компонент определяет содержание формируемых ценностно - смысловой, социально - трудовой и компетенции личностного самосовершенствования.
Интеллектуально-творческий компонент формирует аспекты учебно-познавательной компетенции.
Когнитивный компонент определяют содержание общекультурной, учебно-познавательной и информационной компетенций.
На базе действенно - операционного компонента формируются учебно - познавательная и коммуникативная компетенции.
Результатом формирования исследовательской компетентности выступает сформированность всех ее компонентов. Это не стихийный процесс, а поэтапное, планомерное движение, которое предполагает качественное преобразование всех ее содержательных компонентов постепенно»[5].
В МОУ СОШ № 13 им. Ю.А. Гагарина г. Кыштыма с целью формирования исследовательской компетенции и обеспечения дополнительного образования, направленного на развитие интеллектуального и творческого потенциала личности, организована экспериментальная и исследовательская деятельность с использованием лаборатории «Архимед 4.0».
Исследовательские лабораторные работы - это работы, в которых обучающийся реализует структуру исследовательской деятельности: «определяет проблему биофизического познания, выдвигает гипотезу разрешения проблемы, формулирует цель деятельности, определяет этапы достижения цели, проводит необходимые опытно-экспериментальные действия, получает результаты работы, выступает и доказывает справедливость полученных результатов, оформляет отчет о проведенной работе» [6, с. 58].
В ходе работы у учащихся поэтапно формируются исследовательские компетентности учащихся. Рассмотрим каждый из этапов.
Первый этап - подготовительный, цель которого - подготовка учащихся к аналитической деятельности и рефлексии имеющегося опыта, его осмыслению через традиционные формы обучения. Учащиеся выполняют несколько простейших фронтальных экспериментов, наблюдений или измерений, позволяющих сравнить результаты измерения аналоговыми приборами и соответствующими цифровыми датчиками. Эти работы выполняются с целью знакомства с существенными признаками понятий через непосредственные ощущения учащихся. Например, расстояние - это линейная пространственная характеристика, которая зависит от точки отсчёта; датчиком расстояния удобно непосредственно измерять длину, ширину и высоту школьного коридора, это удобнее и точнее измерения лентой.
Второй этап - основной - происходит постепенное усложнение учебных экспериментов на реальных объектах. Цель второго этапа - формирование суждений о понятиях, основанных на восприятии явления в целом через органы чувств. Например, эксперимент по выяснению зависимости расстояния, которое проходит груз при колебании на пружине, от жесткости пружины. Выводы, которые может сделать ученик, выполнив работу «максимальное расстояние, которое проходит груз при колебании на пружине, зависит от размеров и жесткости пружины, оно уменьшается с течением времени».
Третий этап - исследовательский - во время которого каждый учащийся проводит самостоятельный исследовательский эксперимент. Цель исследовательского этапа - выдвижение умозаключений о протекании явления с реальным объектом на основе представления о ранее воспринятом явлении. Например, учащийся делает умозаключение: «чем больше коэффициент жесткости пружины при одном и том же грузе, тем амплитуда колебаний меньше, время затухания колебаний меньше».
Четвёртый этап - рефлексивный - это учебное время для подготовки результатов исследования к защите на школьной конференции, защита и анализ перспектив индивидуального развития учащихся.
В процессе реализации всех этапов у учащихся формируется модель «Я-исследователь», определяющая исследовательское мировоззрение, высокую мотивацию к данному виду деятельности и активную исследовательскую позицию.
Ценность данной модели заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Экспериментальная и исследовательская деятельность с использованием лаборатории «Архимед 4.0» позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Опыт работы МОУ СОШ N° 13 им. Ю.А. Гагарина г. Кыштыма позволяет констатировать, что наиболее удачными с позиции реализации выделенных подходов являются следующие темы учебных занятий:
1. Сравнение расстояний, измеренных измерительной линейкой и с помощью датчика расстояния.
2. Сравнение температур твёрдого, жидкого и газообразного тела разной степени нагретости, измеренных датчиком температуры и термометром.
3. Сравнение сил тяжести, действующих на тела разной массы, измеренных датчиком силы и динамометром.
4. Измерение индукции магнитного поля постоянного магнита датчиком магнитной индукции.
5. Исследование зависимости силы трения дерева по дереву от смазки.
6. Исследование зависимости частоты колебаний груза на пружине от вида (жесткости) пружины.
7. Исследование зависимости громкости звука от соответствующих характеристик колебаний с помощью микрофонного датчика.
8. Сравнение напряжений, измеряемых аналоговым вольтметром и с помощью датчика напряжения.
9. Сравнение силы тока, измеренных аналоговым амперметром и с помощью датчика силы тока.
10. Исследование сопротивления образцов различных металлов.
В заключении хочется отметить, что исследовательская компетентность в свою очередь является основанием для развития других более конкретных и предметно-ориентированных компетентностей, поскольку помогает ученику обучаться, позволяет стать ему более гибким мобильным, успешным в дальнейшей жизни, конкурентоспособным, что и определяет значимость её формирования.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
2. Шайкина В.Н., Бегашева И.С. К вопросу о формировании компетентности учителей естественно-математических дисциплин / Шайкина В.Н. Инновационная наука - 2016. - №3. - С.222-226.
3. Пяткова О.Б. Формирование универсальных учебных действий на уроках химии./ Пяткова О.Б. Сборник статей международной научно-практической конференции «Наука третьего тысячелетия» - 2016. Ч.2.-131-135 с.
4. Феськова Е.В. Становление исследовательской компетентности в дополнительном образовании и профильном обучении: Диссертация: кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Красноярск, 2005
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. - [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm].
6. Уткина Т.В. Термодинамика биологических систем : метод. рекомендации к учебному модулю для профильных классов общеобразовательных учреждений / Т. В. Уткина - Челябинск: Изд-во «ЧИППКРО», 2012.- 135с.
7. Цифровая лаборатория «Архимед 4.0», Справочное пособие, Институт новых технологий, Москва.
8. Цифровая лаборатория «Архимед 4.0», Лабораторные работы по физике, Институт новых технологий, Москва.
9. Сухова О С. Цифровые лаборатории «Архимед» в учебных и естественнонаучных исследованиях, методические рекомендации, Троицк, 2010.
© Бегашева И.С., Елисеева О.В., 2016