Научная статья на тему 'Разработка тренинговых упражнений по праву в рамках требований ФГОС последнего поколения'

Разработка тренинговых упражнений по праву в рамках требований ФГОС последнего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / СТАНДАРТ / ЛИЧНОСТНЫЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ / ПРЕДМЕТНЫЕ УУД / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексанян К.К.

Целью представленной статьи является разработка методических материалов, соответствующих ФГОС последнего поколения. На сегодняшний день необходимо, чтобы все задания, упражнения, позволяющие свободно мыслить, логически делать правильный выбор, а также проводимые в рамках реализации образовательной программы средней школы соответствовали Стандарту. Данное требование должно привести к более успешному усвоению материала, что обеспечивает возможность получения высокого балла на ЕГЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка тренинговых упражнений по праву в рамках требований ФГОС последнего поколения»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК372.834

Алексанян К. К.

студентка 5 курса направления подготовки «Педагогическое образование»,

бакалаврская программа «Экономика» и «Право» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ e - mail: kristina.aleksanyan.94@mail.ru Научный руководитель: Махова А. В., канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ

РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРАВУ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ПОСЛЕДНЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация

Целью представленной статьи является разработка методических материалов, соответствующих ФГОС последнего поколения. На сегодняшний день необходимо, чтобы все задания, упражнения, позволяющие свободно мыслить, логически делать правильный выбор, а также проводимые в рамках реализации образовательной программы средней школы соответствовали Стандарту. Данное требование должно привести к более успешному усвоению материала, что обеспечивает возможность получения высокого балла на ЕГЭ.

Ключевые слова

Право, Стандарт, личностные, метапредметные, предметные УУД, тренинг.

На данный момент разрабатываемые в образовательных программах тренинговые упражнения должны соответствовать требованиям ФГОС (далее -Стандарт). Каждая технология должна способствовать развитию универсальных учебных действий (УУД), а именно личностных, включающих подготовку учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, метапредметных — умение применять средства информационных и коммуникационных технологий, а также предметных УУД как результатов освоения основной образовательной программы. Все вышеназванные аспекты должны обеспечить возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности учащихся.

Базовый уровень дисциплины «Право» педагоги преподают грамотно и ясно, а вот, что касается культурных, нравственных вопросов, которые стоило бы углубленно проходить, учащиеся изучают поверхностно. На сегодняшний день данные темы необходимо усваивать, чтобы подрастающее поколение было морально образованным.

Рассмотрим требования дисциплины «Право» (углубленный уровень):

1) сформировать представления о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;

2) владеть знаниями об основных принципах, действующих в демократическом обществе;

3) сформировать представления о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и какая ответственность им предстоит за данные нарушения;

4) сформировать правовое мышление и способность различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, соответствующей ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав [3].

Рассмотрим несколько тренингов, разработанных в соответствии с новыми требованиями ФГОС по предмету «Право». Одним из требований является сформирование представления о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества.

Для того чтобы осуществить данное требование используем креативную технологию под названием «Ассоциативные ряды», для объяснения темы «Культура и духовная жизнь общества». Представленный тип

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

технологии позволяет запомнить все главные тезисы, представить какие-то визуальные образы, которые в дальнейшем помогут воспроизвести важную и необходимую информацию. Правила технологии: нужно выяснить два (или три) ключевых слова для определяемого выражения. Разделить на команды и в порядке очереди спрашивать у них ассоциации к данному слову. В этом задании важна скорость ответа, так как восприятие образа должно быть мгновенным, но при этом со смыслом. После этого полученные ассоциации объединяются в случайном порядке [1].

Предоставленное выражение: духовная жизнь. Учащиеся сами должны выявить ключевые слова. Ключевые слова: культура, мораль

Культура: традиции, воспитание, образование, искусство, мировоззрение,

этническая культура, культурные ценности.

Мораль: добро, зло, нравственность, толерантность, религия, этика, справедливость, альтруизм, нормы, смысл жизни.

Начинаем комбинировать слова между собой: Традиции / толерантность / религия.Каждому человеку следует относиться толерантно к религии, традициям других этнических групп, не ущемлять их права если хочет, чтобы его дальнейшее поколение жило в мире и согласии.

Воспитание / культурные ценности / справедливость

Главным аспектом в жизни каждого человека после его появления на свет является воспитание, которое ему дают родители. Они же ему первоначально и прививают культурные ценности, в которые входят вера, доверие, справедливость, альтруизм.

Если следующие ассоциации будут продолжать предыдущие, то это позволит более точно определить и уяснить, реальный круг восприятия того или иного ключевого слова.

Следующим требованием Стандарта является владение знаниями об основных принципах, действующих в демократическом обществе. Данное требование следует выполнить такой креативной технологией как «Газетные вырезки». Это упражнение следует использовать при закреплении изученного материала. Проведем один из методов объяснения темы « Мораль. Религия». Преимуществом данной технологии является то, что учащихся заинтересует альтернативный метод изучения материала, с применением дополнительных средств обучения.

Учащиеся начинают читать заголовки газет, новости, находя для себя что-то полезное. Задание этого метода таково: найти статью в газете, связанную с моралью или религией, прочитать внимательно, выписать выражения касающиеся нравственности и креативно продолжить каждую фразу.

Вырезка из газеты «В приоритете — духовно-нравственное воспитание» отрывок статьи: « — Нам необходимо отступать от традиционного подхода в данной работе. Сегодня мы отчетливо понимаем, насколько она важна, потому что от того, каковы нравственные ориентиры молодежи, какие жизненные цели и приоритеты она себе ставит, зависит будущее нашей Родины. При этом каждому из нас необходимо осознавать, что в духовно-нравственном воспитании мы в первую очередь должны начать с себя, а подрастающее поколение будет брать с нас пример...»

Нравственные ориентиры занимают значимое место в жизни человека, они выступают в виде целей, которым следуют, чтобы достичь желаемого. И так далее.

Данная технология практически помогает закрепить первое требование Стандарта, которое мы рассматривали выше [1].

Последние два требования можно объединить — сформировать представления о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности, а также о видах правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, способов восстановления нарушенных прав; Для контроля знаний, а также развития мыслительной деятельности, можно использовать такой вид технологии, относящийся к ассоциативному типу - «Случайный стимул». Это методика позволяет действовать знаниям, логике одновременно. Возьмем тему «Культура и духовная жизнь общества» продолжительность данного параграфа со стр. 78 - 87 [2]. Учитель или же сосед по парте определяет номер страницы, строки сверху / снизу, а также порядковое число задуманного слова на данной строке, а учащийся должен найти и дать определение, а также составить 1 предложение с этим словом. При этом учебник должен

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х

быть уже закрыт. Данная технология необходима для моментального восприятия и реагирования на все происходящее, что не дает учащимся отвлекаться на посторонние вещи.

Уделив большое внимание культурно-нравственным темам, хотелось бы отметить, что очень часто на экзамене попадаются такие сочинения. Для хорошей сдачи ЕГЭ можно использовать такую технологию, как «История про ...», относящаяся к типу креативный прыжок, его применяют для тренировки. Учителю следует назвать тему, к примеру «Зачем быть толерантным?» и донести до класса, что нужно раскрыть суть вопроса путем написания сочинения, которое будет содержать собственную точку зрения, свой взгляд на происходящее. Это мини-сочинение предполагает не списывание чужих мыслей, а использование своих знаний, жизненного опыта. После того как все напишут, каждый зачитает свое сочинение, после чего класс будет обсуждать правильность, а педагог комментировать и делать замечания. Через сочинение можно будет понять эмоциональное состояние каждого учащегося это очень важно знать учителю.

Применение альтернативных технологий на уроках права, отвечающие требованиям ФГОС, позволяют развить у учащихся креативные способности. Так как наш мир предполагает постиндустриальный строй, где «главенствует» информация и креатив, то нам необходимы такие методы.

Таким образом, Стандарт представляет собой комплекс важных и неотложных требований, необходимых для осуществления образовательных программ в образовательных учреждениях, имеющими государственную аккредитацию.

Реализация ФГОС на сегодняшний день неразрывно связана с выбором технологии преподавания. Разработка креативных упражнений должна соответствовать всем требованиям Стандарта, так как в современном мире необходимо учитывать все личные особенности обучающихся их склад ума, включая образовательные потребности школьников с ограниченными возможностями для их успешной социализации. При этом не будут ущемляться права данной категории учащихся.

Список использованной литературы:

1. Креативные методы обучения в компетентностном подходе к образованию : [Электронный ресурс] сайт. - URL:http://www.openclass.ru/pages/173485(дата обращения 10.09.2016).

2. Креативные технологии : [Электронный ресурс] сайт. - URL: http://brandenso.com/creative-technologies( дата обращения 20.10.2016).

3. Минобрнауки. рф Министерство образования и науки Российской Федерации : [Электронный ресурс] сайт. - URL: http://минобрнауки.рф/documents/2365 (дата обращения 20.06.2016).

© Алексанян К. К. , 2017

УДК372.83:336.57

Алексанян К. К.

студентка 5 курса направления подготовки «Педагогическое образование»,

бакалаврская программа «Экономика» и «Право» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ e - mail: kristina.aleksanyan.94@mail.ru Махова А.В. — научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Аннотация

В данной статье представлены методические разработки по теме «Проблемы современного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.